"Здравствуйте это служба безопасности банка. Вам срочно необходимо подтвердить ваши операции. Вот прям завтра до 18:00 необходимо собрать полный комплект документов и предоставить нам. Вы под подозрением в отмывании денег! Отправили письмо на почту, срочно ответьте!."

Чем заканчиваются подобные звонки - знает, наверное, каждый.

А вот и нет...

До сего дня, я имел достаточно плодотворное взаимодействие с одним из ведущих банков страны. Называть я его не буду, скажу только, что название начинается на «В», заканчивается на «Б», посередине «Т».

Тон звонка был достаточно категоричный и не подразумевал сомнений. Сомнений в том, что это мошенники.

Номер, с которого звонили, был обычный городской. Поиск в интернете дал только информацию, что номер зарегистрирован у такого‑то оператора.

На всякий случай, я сам позвонил в банк (по стандартному номеру) и спросил, могут ли звонить с такими требованиями, назвал номер телефона с которого звонили и все рассказал.
На том конце провода так же категорично ответили: «Это не наш телефон. Это мошенники. Ничего им не говорите, ничего никуда не отправляйте!»

На всякий случай, прочитал письмо, которое было на почте. Последние сомнения в мошенничестве развеялись: ни указания счетов, ни когда были подозрительные операции, но от кого, ни сумм — ни‑че‑го!

Текст письма

Уважаемый клиент!

Банк ... (далее – Банк), в соответствии с пунктом 4.11 Правил комплексного обслуживания физических лиц в Банке, обращается к Вам с просьбой о представлении в Банк документов и сведений, являющихся основанием совершения операций по Вашим счетам в Банке ,а именно:

  • письменное пояснение об экономическом смысле проводимых операций по счетам за период с января 2025 по настоящее время;

  • письменное пояснение относительно входящих по СБП с 3-ми лицами, р2р переводов (с предоставлением подтверждающих документов);

  • документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств, зачисленные на счет с января 2025 по настоящее время;

  • предоставить пояснения относительно взаимоотношений с контрагентами.

  • документы, подтверждающие доход клиента (2-НДФЛ, в случае если клиент является генеральным директором компании/ИП – последняя заверенная налоговая декларация по компании/ИП, заверенные п/п об оплате налогов по счету компании/ИП за посл. отчетный период)

Указанные документы просим Вас представить в Банк в срок не позднее 25.07.2025 до 18ч одним из следующих способов:

  • направить на адрес электронной почты bank@bank.ru в ответ на данный запрос;

  • путем личного обращения в любой удобный офис Банка.

Сведения, полученные от Вас, согласно действующему законодательству[1] примут статус банковской тайны и не будут подлежать разглашению.

Пожалуйста, предоставьте в Банк полноценный пакет документов, указанный выше, в установленный срок во избежание реализации мер согласно 115-ФЗ[2] и Правил комплексного обслуживания физических лиц в Банке.

Мы ценим сотрудничество с Вами и готовы ответить на дополнительные вопросы по номеру телефона....

С уважением,
Банк

Письмо отправил в корзину и забыл про эту историю, весело хихикая в кулачок. Ох, да какой я умный, да как обманул мошенников.

Через неделю в банке заблокировали всё. Совсем ВСЁ!

В данном банке у меня две карты.

Первая карта — «стрёмная кредитка», с лимитом, который я психологически готов потерять. Плачу (платил) ей в кашеринге, доставках, на сайтах и в прочих местах. За месяц там под сотню списаний. В конце месяца, смотрю сколько должен и закидываю чуть сверху лимита.
т. е. поступления там только от меня, а списания маленькими суммами, но из многих мест.

Вторая карта — мастер счет. На нем закрыты 2 ипотеки. Счету больше 15 лет. Недавно взял небольшой кредит на ремонт. Платил с нее, переводами, рабочим (все по официальному договору, с указанием оного в назначении платежа).
Подозреваю, что прокол вышел именно с этим счетом. Жене потребовалось снять денег больше чем лимит по карте. Она перевела их мне, на этот счет, и я снял в банкомате нужную сумму.
(это все только предположения, т.к. никто никаких причин не называет)

По итогу:
Заявление о полном закрытии всех счетов. Ожидание закрытия (еще жду) — 10 дней. После чего, необходимо будет перевести средства на свой (не безопасный) счет в другом банке. Платежи по кредитам только переводами со счетов других банков. Ну и прекращение длительного сотрудничества.

Хочется отметить, что банк сам сделал все, чтобы мимикрировать под мошенников.

Как это можно было бы исправить:

  • Звонить с единого номера банка, а не с непонятного городского, который нигде не бьется.

  • Указывать в письме суммы, даты, отправителя подозрительных операций. Я чем вызвал у вас подозрение? Заказанным чебуреком или тем, что взял кредит в вашем же банке? Почему я должен это угадывать? С кого мне требовать подтверждающие документы?

  • Срок предоставления документов один день? Вы серьезно? Вы пробовали взять хотя бы справку 2-НДФЛ в компании из 1000 человек? Это минимум день. Понятно, что есть Госуслуги и «Налоги ФЛ». А вы примите файлы от них в качестве документов? Я не уверен.

  • Но больше всего поразило, что сотрудники коллцентра ничего не знают про вас и ваши же требования.

Понятно, что номер можно подменить, как и адресата письма, но в совокупности это даст хоть какую‑то мысль, что вам действительно звонят из службы безопасности, а не из «службы безопасности».

И напоследок. Может быть произойдет чудо и эту статью прочитает кто-нибудь из сотрудников банка. Вы понимаете, что такими действиями открываете новую возможность для мошенников?

Я сейчас не о блокировках подозрительных операций. Я о коммуникациях с клиентами.
Таких случаев, как у меня, будет все больше и больше. И скоро, люди просто не смогут отличить реального сотрудника от мошенника. Будут переживать, что им сейчас все заблокируют и называть коды из смс.

Почините, пожалуйста, что‑то у себя в процессах!

P. S. Не смейте ходить в мой телеграмм канал. У меня его нет.

Комментарии (34)


  1. askv
    05.08.2025 13:21

    ВТБ идиотский банк, часто ведёт себя по хамски, наличие Привилегии не даёт никаких привилегий в этом отношении. Жду окончания вклада, чтобы с ним расстаться окончательно.


    1. artptr86
      05.08.2025 13:21

      Когда я давным-давно закрывал свой счёт ВТБ с «премиальным обслуживанием» и пришёл в одно из центральных отделений, мне сказали: «А, у вас счёт с премиальным обслуживанием? Мы не можем его закрыть. Где вам его открывали, туда и идите». И даже в том самом отделении меня не смогла обслужить первая свободная девочка в общей очереди, а нужно было ещё ждать в пустом вип-зале, пока не придёт специальный премиальный оператор.


      1. Dozorengel
        05.08.2025 13:21

        Тоже самое с АТБ, ушел с премиума, когда на премиуме обновили условия и проценты по вкладу стали меньше, чем у обычных карт (внезапно). Запарился уходить


  1. BPLA777
    05.08.2025 13:21

    P. S. Не смейте ходить в мой телеграмм канал. У меня его нет.

    Поймал смешнявку


    1. Wesha
      05.08.2025 13:21

      Давайте поздравим коллегу с исцелением от рака!


  1. sohmstyle
    05.08.2025 13:21

    Та же история и с Альфа-банком.

    Я делал перевод из Альфы в другой банк по СБП себе на счёт по мобильному номеру телефона, к которому были привязан СБП. Перевод поставили на паузу для его подтверждения.

    Жду звонок. Звонят с городского номера (код 499). Ищу этот номер в интернете - нигде не светится.

    Догадывался, что это ИБ банка, но спросил - как мне подтвердить, что вы не мошенники? Куда я могу позвонить на официальный номер банка и подтвердить операцию? Где мне найти эту информацию?

    И что же вы думаете?

    "У вас есть мобильное приложение банка? Да? Сейчас мы вам туда позвоним!"

    Я даже не успел возразить, как положили трубку. А у меня возникли проблемы при ответе на поступивший звонок в этом мобильном приложении т.к. я там порезал все возможные разрешения Android.

    Звонили пару раз туда, не дозвонились. И тут же заблокировали личный кабинет в Альфа банке.

    Спасибо за то, что вас не подтвердить человеческим образом!

    Я, конечно, потом всё разблокировал, но процесс максимально ущербный.

    Самый лучший процесс был у Россельхозбанка.

    У них при переводе выскочило уведомление в браузере, что для подтверждения перевода вам позвонят с такого-то номера. Ждите звонка.

    Вот отличный пример процесса.


    1. BPLA777
      05.08.2025 13:21

      У меня был позитивный опыт с Тинькофф (Т-Банком не пользуюсь) примерно лет десять назад. Как сейчас, не знаю, хвалить именно Т-Банк не могу и не буду из-за отсутствия опыта взаимодействия с ним, но суть моей уже бывшей ситуации напоминает ваш случай: тогда игрался и баловался бинарными опционами, вошел в раж и запулил одному брокеру 100 тыр деревянных. Денег на балансе нет, я думал, что попал на скам, ан нет: в приложении оператор написал, что вот с такого-то номера сейчас позвонит сотрудник банка для подтверждения, что операцию совершаете вы. Короче: все ок, подтвердили, проблем не было. Буквально две минуты. Снова повторюсь: как сейчас, без понятия, т. к. уже давно не пользуюсь карточками теперь уже Т


      1. MrZorg
        05.08.2025 13:21

        Сейчас это тоже пул левых, неидентифицируемых номеров, еще и с разным префиксом. Во всяком случае для рекламных предложений


        1. venanen
          05.08.2025 13:21

          Да рекламы у всех так, чтобы если что, это вообще не мы, а кто-то притворялся.
          Мне из Т-Банка (уже) звонили хз с какого номера, но при звонке высветилось "Т-Банк" в гугловской звонилке, представились, назвали мои ФИО, назвали операцию, которую я сейчас совершил, объем и попросили все проверить, я согласился, сказали, через 10 минут перезвонят уточнить, деньги пока на холде.


    1. numark
      05.08.2025 13:21

      >Я даже не успел возразить, как положили трубку. А у меня возникли проблемы при ответе на поступивший звонок в этом мобильном приложении т.к. я там порезал все возможные разрешения Android.

      Ну и сам себе злобный буратино, получается.

      Эти разрешения, наверное, не просто так там запрашивали.


      1. earth_power
        05.08.2025 13:21

        Доступ к геолокации, камере и файлам на телефоне им наверное НЕОБХОДИМ.


        1. numark
          05.08.2025 13:21

          Не необходим, но понадобится когда надо будет выписку-справку сохранить на файловую систему. Камера - чтобы видеозвонок совершить для подтверждения сомнительной операции (у меня был такой опыт с Тиньковым)

          Запрашивают просто всё, что может когда-нибудь понадобиться скопом при первом запуске, а не по факту использования.

          Вы можете минусовать до упора. Просто если вы режете разрешения у приложения, потому что вы такой умный и безопасный, надо понимать, что в какой-то момент можно наступить на грабли, описанные выше.


          1. karavan_750
            05.08.2025 13:21

            Просто если вы режете разрешения у приложения, потому что вы такой умный и безопасный, надо понимать, что в какой-то момент можно наступить на грабли, описанные выше.

            Вы очень смелый человек, если разрешаете каким-то приложениям все то, что было ими запрошено во время эксплуатации.

            Когда столкнетесь с атакой на приложение, то к смелости у вас добавится опыт, надеюсь, без ущерба.


            1. numark
              05.08.2025 13:21

              Возможно, вы правы. Но каков шанс столкнуться с "атакой на приложение", если вы соблюдаете минимальную цифровую гигиену, и каков шанс не получить звонок из банка, потому что пользователь разрешения не выдал?

              Вы сами сталкивались с такой атакой в реальной жизни? Есть примеры не из теории, а из новостей?

              При условии что абонент не посещает кибитку приложение установлено из стора, а не из APK и юзер не подключается к левым wi-fi точкам? Ну и телефон не рутован и имеет актуальные security updates.


              1. Lirix_vladimir
                05.08.2025 13:21

                Я вообще про звонки через приложение банка первый раз слышу. Зачем оно им, если контактный номер указан в реквизитах и можно позвонить и так с общего номера?


      1. alprk
        05.08.2025 13:21

        Мой телефон - мои разрешения.


        1. vvzvlad
          05.08.2025 13:21

          Ну да. Но стоит ли удивляться, что потом звонки не работают в приложении? И что поддержку в голову не пришло, что какой-то ссзб сломает их приложение, а не будет им пользоваться, как нормальные люди?


        1. PerroSalchicha
          05.08.2025 13:21

          Без проблем, но возмущаться, что какое-то приложение не работает из-за того, что вы ему права порезали, тоже дело такое. Вы не обязаны давать другим то, что они попросят, а они при этом не обязаны работать так, как вам хотелось бы.


      1. Viacheslav01
        05.08.2025 13:21

        Может им сразу отдать ключи от квартиры где деньги лежат?


        1. PerroSalchicha
          05.08.2025 13:21

          А вы банком пользуетесь для какие-то других целей, а не чтобы они хранили ключи к месту, где ваши деньги лежат?


  1. Artur_Averin
    05.08.2025 13:21

    Были как-то приколы, что вдруг внезапно мне звонят из банка...

    Спрашивают про знакомую, с которой толком и не общался - "она не выплачивает кредит, сможете с ней обсудить, намекнуть?"

    Спросил откуда у них мой номер, ибо поручителем не являюсь - "нашли в открытых источниках как связанное с ней лицо".

    Спросил кто они - назвались таким то банком.

    При этом звонок не был похож на мошеннический, ибо лишних данных не спрашивали, и о своём клиенте ничего лишнего не говорили. Просто просили намекнуть ей, что банк волнуется из-за долгов.

    Звоню напрямую в банк, уточнить, их ли номер - говорят, что номер не их. Так что, видимо, случай не единичный с тем, что они не знают своих же номеров.


    1. xxxgoes
      05.08.2025 13:21

      Далеко не факт что звонили из банка. Возможный спектр - от коллекторов до мошенников.


    1. rapidstream
      05.08.2025 13:21

      Так это же коллекторы, а не банк.


    1. Worst_su
      05.08.2025 13:21

      Скорее всего, на каждый офис настроена пачка многоканальников, о которых, естественно, в скриптах нет ни слова


    1. Lirix_vladimir
      05.08.2025 13:21

      Типичная схема работы коллекторов


  1. d-stream
    05.08.2025 13:21

    Та же альфа, псб штатно принуждают персонал спамить со своих личных мобильников. Одна, слегка переевшая ухи, девочка ещё и хамила.

    Жалоба в поддержку и просьба избавить от спама - "приходите ногами и пишите заявление".

    Пришлось сходить... Забрать все деньги, закрыть все счета и согласно фз152 отозвал все пд (кроме архива).

    Понимаю что моя пара миллионов для них семечки, но кроме голосования ногами путей привести их сознание путей не вижу


  1. nafa2017
    05.08.2025 13:21

    1. Можно проверить DKIM подпись и IP адреса откуда было отправлено. Основные почтовые сервисы проверяют автоматически.

    2. Если по п.1 письмо действительно из банка, но вызывает сомнения (типа злоумышленники получили доступ к почтовому серверу банка, или просто было направлено по ошибке). То: согласно действующему законодательству можно обращаться в банк по электронной почте. Именно так. ЕМНИП обязаны в течение суток подтвержить получение обращения и в течение 2х недель ответить (по большинству вопросов). Можно написать запрос типа: я от Вас получил письмо о предоставлении документов, прошу уточнить о каких именно 3х лицах идет речь и т.п. То есть Вы не отказываетесь предоставить документы, просто их запрос непонятный. Дальше уже исходя от ответа будет понятно, реально от банка запрос или мошенничество. По сравнению с другими формами обращений (телефон, всякие чаты и проч), отправитель не сможет сказать, что такого не было. В почте нет функций удаления сообщения отправителем и т.п. Это документ, который можно использовать при необходимости обжалования действий банка


    1. select26
      05.08.2025 13:21

      согласно действующему законодательству можно обращаться в банк по электронной почте.

      Очень интересует ссылка на это законодательство. Пожалуйста, дайте хотя бы название НПА? Очень нужно..


  1. vak0
    05.08.2025 13:21

    Напишите лучше на banki.ru, если вы это еще не сделали. Там подобные кейсы вызывают куда больший резонанс и представители банков куда охотнее отвечают и вникают в ситуацию (ну или хотя бы имитируют, что вникают).


  1. Sunny-s
    05.08.2025 13:21

    Однажды альфа-банк:

    • Отправил мои новые паспортные данные в службу кредитных историй (или как там эта контора называется)

    • Получил данные из службы обратно.

    • Внезапно понял, что паспортные данные отличаются, понизил мне рейтинг и заблокировал кредитку.

    То есть, у меня случилось снижение кредитного рейтинга из за данных, которые банк, по сути, передал сам себе (другими банками я не пользовался).

    Корень проблемы я понял только спустя несколько месяцев: паспотрные данные отличались по данным налоговой, а там они не могли обновиться автоматом из-за глюка в каком-то софте в МВД.


  1. Viacheslav01
    05.08.2025 13:21

    По поводу ВТБ, документы из Госуслуг и Налог Ру с электронной подписью они не принимают, только заверенные работодателем.

    У меня лет 5 назад была история с ТБанком, плачу алименты несколько лет, всегда с одного счета, одному человеку, в описании платежа алименты и период, в один прекрасный день получаю блок всего с требованием подтвердить законность очередного платежа, мол по нашим метрикам похоже на мошейнические действия!


    1. vesowoma
      05.08.2025 13:21

      плачу алименты

      по нашим метрикам похоже на мошейнические действия!

      Сразу видно что метрики писали такие же разведенщики )

      А вообще по-серьезному, это дичь с несогласованностью работы разных подразделений одной структуры. Мне хотели заблокировать счет за оформленный в том же банке по официальной схеме регулярный перевод на оплату провайдеру. Но быстро разобрались сами и все восстановили.


  1. denis_iii
    05.08.2025 13:21

    Да, быстрое снятие наличных сделанных безналичным переводом сразу детектится скриптами. Судя, по лимиту там еще и сумма не маленькая была. Банк никогда не раскрывает причину блокировки, что бы не давать информацию.
    В назначении платежа желательно указывать максимально подробную инфу (номер договора, назначение), что может помочь избежать проблем при просмотре сотрудниками банка. Тут, вероятно, поле было не заполнено.
    Но, в целом, все банки боятся ЦБ и +- будут избегать обналички, каждый со своими "загонами".


  1. Wesha
    05.08.2025 13:21

    Если банк хочет получить от клиента какие-то подтвердающие документы, то он их должен получать лично, в отделении. А то оборзели уже сведения, составляющие банковскую тайну требовать по незащищённому каналу.

    А если банк обурел до того, чтобы ещё и счета закрыть — то в суд на них, с требованием компенсации нанесённого ущерба.