Привет. Меня зовут Владислав Бердник, я DevOps. Хотя сейчас это не так важно. Ведь чем бы я ни занимался, где бы ни работал, меня окружают люди.

В этой статье я попытаюсь взглянуть на вопросы общения глазами человека с математическим и системным мышлением, но объяснять свои мысли буду инструментами психологии и риторики. Я надеюсь, что такое изложение добавит новые краски в известные аспекты коммуникаций.

Роль коммуникаций в технических профессиях

Эта статья написана во времена стремительного роста ИИ и пророчества заката профессии программиста. Но насколько обоснованы ожидания? Учитываются ли все возможности и недостатки ИИ? Полностью и корректно ли оценивается разработка ПО как процесс в целом?

Разработка ПО динамична в процессе, учитывает меняющиеся бизнес‑требования, новые знания и понимание предметной области и окружения, часто связана с пересмотром концепций. Человек способен принимать решения и нести за них ответственность: выбирать из нескольких вариантов в условиях недостатка информации и отсутствии выраженных предпочтений в критериях.

Ответственность за принятое решение в технике естественным образом эскалируется до компетентного за это человека. Водитель автомобиля отвечает за ДТП автомобиля с ИИ‑автопилотом. В гражданских авиалайнерах, где уровень автоматизации очень высок, пилоты выполняют наиболее сложные этапы полета, контролируют исправность и корректность работы всех систем, взаимодействуют между собой и наземными службами. Разработчик программы отвечает за успешность проекта.

Ответственность — это важнейшая часть социальной синергии людей. Коммуникации между людьми особенно важны во всем этом. Но человеческое восприятие и когнитивные функции имеют свои особенности, которые принято называть когнитивными иллюзиями. Они имеют внутреннюю логику, руководствуясь которой мы можем получить лучшие результаты, чем рассчитывали. В этой статье я хотел бы поделиться магией когнитивных иллюзий.

Пределы проекции и чтение мыслей

Нет‑нет, вы правильно подумали. Мысли можно передавать странным способом, и, даже без слов. Понимание и предсказание мыслей другого человека лежит в основе нашей с вами речи, краткости коммуникаций и синергии. Ба! Прагматический компонент междометия (а иногда и просто взгляд) заменяет тома Технических заданий, Инструкций, да и что там.

Чтение мыслей как когнитивное искажение или иллюзия, это когда временами мы переоцениваем свои способности, или способности других людей предугадывать что думают или хотят другие люди. Является более широким понятием, чем проекция в психоанализе — приписывание другим людям, животным и т. д. собственных психических содержаний.

Вас понимают не до конца, так же как и вы не понимаете других (и даже себя) полностью. Воспринимайте вашу способность чтения мыслей не более как украшение любезности, как подарок биологической эволюции, но не обязанность других.

Синий троллейбус. Алексей работал в компьютерном магазине в отделе закупок. Крупные покупатели могли с ним общаться лично и корректировать заказ. Многие были его хорошими друзьями, поэтому часто обращались с вопросом: «А это ты привез?» Быстро сориентироваться со словом «это» получалось не всегда. Однажды он сказал фразу, которая на долгие годы стала корпоративным мемом.

— Алексей, ты это привез?
— (небольшая пауза) Синий троллейбус.
— Эээ? А, а что синий троллейбус?
— А что это? О каких компьютерных комплектующих ты спрашиваешь?

Проклятие знания

Когда за несколько лет вы становитесь экспертом в сложной теме, предстоит еще пройти большую часть пути — научиться понятно выражать свои мысли. Способность доступно объяснять другим людям свои знания повышает коллективную эффективность.

Проклятие знания как когнитивное искажение коварно тем, что получив знание, вы не сможете его уже забыть или игнорировать. Фрагмент ранее коллективного бессознательного, навсегда стал для вас осознанным символом и понятием. Но ощущение этого смысла в вашем подсознании был изначально, и кажется, что знали вы это всегда. Для меня понятна фраза, но смысл которой понятен не многим:

«Пропозиция это интенсииональная семантическая модель в форме денотата»

Проклятие знания создает трудности объяснения «простых и очевидных вещей». Например, почему у вас соль лежит в белом шкафу на второй полке в красной коробочке с надписью «конфеты».

В культовой книге «Предметное‑ориентированное проектирование (DDD). Структуризация сложных программных систем» Эрик Эванс акцентирует внимание на критической важности общего языка проекта, стратегии коммуникаций в группе и постоянной дистилляции знаний. Как и технический долг в программировании, недостаточное объяснение задания, отсутствие единого словаря терминов проекта или организации, влечет в будущем непропорционально большие ошибки, требует затрат времени множества людей на уточнение.

Справедливость

Однажды мне потребовалось понять принцип справедливости в Операционной системе. Правило планирования процессорного времени гласит: чем больше потребность Процесса в процессорном времени, тем больше его выделяем, и наоборот. Действительно, зачем программе «Регулятор громкости» постоянно вся мощь процессора, если вы используете ее очень редко на несколько секунд движения ползунка? Как на уровне алгоритма ОС рассчитать эту потребность? Регулятор громкости может быть написан с ошибкой, или при движении ползунка производится действительно много вычислений. Алгоритмически оценить эту потребность невозможно. Корректировать можно. Теоретики операционных систем поступили просто. Параметр «Приоритет процесса» заданный извне определяет справедливость. Справедливость — абсолютно ускользающая явление, это парадокс принципиальной неуниверсализуемости ее критериев.

Настоящая справедливость наступает тогда, когда все получают поровну, а тебе чуть больше.

Источник: vk.com/wall11675149296_37
Источник: vk.com/wall11675149296_37

Хотя справедливость не относится к когнитивным иллюзиям, она, как составляющая этики, является ключом к пониманию самих себя и других людей.

Очень интересен эксперимент. Студенты работают в парах. Каждой паре выделено 10 условных денег. Один участник определяет сколько из них забрать себе, остальное оставить партнеру. Если партнер соглашается, то деньги получают двое. Не соглашается — денег нет ни у кого.

С рациональной точки зрения, при распределении 9 к 1, выигрывают двое. Одна единица денег лучше чем ничего. Но, мало кто соглашается — вопиющая несправедливость, как вы понимаете. Почему?

Справедливость для человека важнее, чем рациональная выгода. Это наша самооценка в социуме, насколько нас ценят, насколько мы интегрированы в группу, сколько мы можем получать благ. Это очень сильное чувство, определяемое активностью нейронов в островковой доле мозга.

Ощущение несправедливости — это внутренний маркер несогласия с ситуацией, или вынужденного действия, нарушение эмоциональных потребностей. Обычно выделяют пять потребностей для эмоций: принадлежность и социализация, безопасность и защищенность, свобода самовыражения и спонтанности, самоуважение и компетентность, любовь и принятие.

Справедливость рассматривается психологией как значимый фактор успешности взаимодействия. Если по окончании взаимодействия собеседников кто‑то испытывает дискомфорт несправедливости, даже неосознанно, скрытый конфликт негативно повлияет на результат.

Так почему же ищущий справедливости очень скоро ищет новую работу?

Источник: logoslab.ru/library/spravedlivost-na-rabote-kartinki
Источник: logoslab.ru/library/spravedlivost-na-rabote-kartinki


Когда вы ищите справедливость, вы запрашиваете ресурсы для себя из общей доступности. Для получения вами этих ресурсов, кто‑то должен получить меньше, а это несправедливо для них. Конфликт. Если несправедливость возникает в отношении значимого для вас человека, в том числе руководителя, вы теряете его помощь и понимание с ним.

Пять на два не делится — получи свой золотой.

Источник: rossaprimavera.ru/feed/kultura?page=15
Источник: rossaprimavera.ru/feed/kultura?page=15

Вы долго общаетесь в мессенджере со своим коллегой, и у вас кипят эмоции. Вы попались в капкан когнитивных иллюзий. Просто напишите: «Давай созвонимся через 15 минут». Впитайте в себя за это время максимум позитива. Когда услышите голос коллеги, спросите внимательно все подробности. Посчитайте для себя, сколько позитивных моментов у него по этой ситуации. Вы обязательно найдете сильное взаимное решение. Это невероятно. Такая хитрость работает всегда, и дает эффективное решение в самых безнадежных ситуациях.

Снизив накал эмоций, можно оценить причины несправедливых событий и принять рациональное решение.

Математика наших ошибок
Неожиданные дроби

Дроби бывают неинтуитивными. Задача из школьного ЕГЭ:
Имеется на складе 100 кг овощей с влажностью 99%. При хранении они высохли, новая влажность 98%. Какой вес овощей?
Ответ удивляет — 50 кг.
При закладке овощей в хранилище было 99 кг влаги и 1 кг сухой части.
99 кг влаги + 1 кг сухой части = 100 кг
99 кг влаги/100 кг овощей = 0.99 = 99%

Сухая часть сохранилась, но влажная часть сократилась вдвое.
49 кг влаги + 1 кг сухой части = 50 кг овощей
49 кг влаги/50 кг овощей = 49*2 / 50*2 = 98/100 = 0.98=98%

Теория перспектив утверждает, что люди склонны переоценивать низкие вероятности возникновения событий и недооценивать высокие.

Ловушка Байеса

Люди склонны верить тому, что соответствует их представлениям, и игнорировать то, что противоречит им. Если мы считаем, что человек плохой, то будем видеть в нем только плохое и наоборот.

Вероятность — это оценка шанса возникновения некоторого события как отношение (деление) числа оцениваемых событий на общее число возможных событий. Вероятность тесно связано в равной степени как с первым, так и вторым числом. Ловушка Байеса, парадокс Симпсона, феномен Уилла Роджерса, систематическая ошибка выжившего — список таких стохастических феноменов невероятно большой.

Теорема Байеса описывает динамику изменения значения вероятности под действием испытаний, которое, с некоторой вероятностью, подтверждает или отвергает гипотезу.

Хотя классическим объяснением является задача о библиотекарях и фермерах, мы обратимся к литературному жанру детектива, где расследуется преступление К. По сюжету произведения, подозреваемый П найден на месте К. Казалось бы, ситуация очевидная, вероятность виновности П наверняка равна 100%. Бороться с возрастающей прокрастинацией по сбору дополнительных свидетельств невыносимо сложно. Дело закрыто.
Действительно ли это так? Давайте рассмотрим математически.

Исходная гипотеза — до факта нахождения на месте П — существует. Ее следует учитывать. Проживающие в этом городе лица, подходящие по полу, возрасту и т. п., которые могут быть подозреваемыми, пусть будет 10 000 человек.

Априорная вероятность P(A) = 1 преступник / 10 000 человек = 0,0001.

Действительно ли факт нахождения П на месте К свидетельствует о 100% доказательстве виновности или существуют сомнения? С учетом искренности и порядочности П, согласимся, что достоверность нашего доказательства P(B|A) = 0,99 = 99%.

Если бы в городе проживало меньше жителей, и список потенциальных подозреваемых состоял из 100 человек, то наша гипотеза гарантировала бы 100% результат. Но в нашем городе имеется 10 000 человек. Поделим их на группы по 100 человек. Так как таких 100 групп, соответственно, «преступников» у нас 100. Теперь детективу необходимо из 100 человек найти настоящего преступника.


Рассчитаем, то же самое математически по формуле Байеса.

P(A|B) = P(B|A) P(A) / (  P(B|A) P(A) + P (B| -A) * P(-A) ) = 

0,0001 0,99 / (0,0001 0,99 + 0,999 * 0,01) = 

0,000099 / (0,000099 + 0,00999) = 0,0099 ~ 1%

Гипотеза, свидетельствующая о «почти 100% виновности», с математической точки зрения дает вероятность нахождения преступника лишь 1%.

Апостериорная вероятность 1% значительно выше априорной 0,01%, но остается довольно низкой, чтобы однозначно обвинять человека, оказавшемся на месте К. Мы снизили круг подозреваемых в 100 раз, но этого недостаточно для однозначного обвинения. Если П окажется связан с другим событием или фактом, то рассчитанная нами вероятность 1% будет использоваться как априорная для нового доказательства.

Я заканчивал 11 класс школы, и всем учащимся выдавали талоны на бесплатное обслуживание в школьном буфете. Много лет мне не нравилась посещать его, и талоны не использовались. Мои одноклассники часто опаздывали на уроки, что не нравилось директору школы и учителям. Однажды, я впервые решил пообедать на большом перерыве между уроками. Очередь в кассу двигалась невероятно медленно, а школьный звонок не было слышно из‑за шума толпы школьников. Когда я вернулся в класс, урок уже шел, а директор и завуч отслеживали опаздывающих и вызывали в кабинет директора. Я имел крайне неприятный разговор с директором. Меня спасла высокая успеваемость и хорошее поведение в целом. Как жаль, что не всегда люди таких профессий знают формулу Байеса.

День рождения

В задаче о дне рождения рассматривается вероятность того, что в наборе из N случайно выбранных людей, по крайней мере, у двоих будет один и тот же день рождения.

Как и в предыдущих случаях, мы интуитивно ожидаем линейность величин. На первый взгляд, количество людей в группе, когда у нескольких человек один и тот же день рождения, должно быть больше числа дней в году. Нам кажется, что дни рождения будут равномерно‑случайно заполнять даты календаря. Когда количество людей в группе окажется больше 365, календарь начнет заполнятся дублями, вероятность 50% гарантируется для 365 + 365/2 человека. Да, интуитивно мы чувствуем, что вероятность дублей будет большой уже для 200 человек.

Парадокс дня рождения заключается в нелогичном факте, что для того, чтобы вероятность наличия в группе двух человек с одной и той же датой рождения превышала 50%, достаточно всего 23 человека.

Расчет вероятности в парадоксе Дня рождения

P(A) - вероятность события А, когда день рождения одного человека выпадает на заданную дату, например, 1 января.

P(S) - вероятность события S наличия в рассматриваемой группе совпадений даты дня рождения. На изображении представлена классическая формула расчета.

P(AB) - вероятность события совпадения дня рождения AB, соотнесенного с соотвествующими людьми. P(AB) = 365 * (1 / 365) * (1 / 365).

P(BC), P(AC) и т.д. - вероятности событий совпадения дня рождения, соотнесенных с соответствующими людьми, без учета событий, когда совпадения дней рождения происходят для более чем двух человек. Способ расчета и значения вероятностей не рассмотрены. Формулы показаны условно для демонстрации зависимости P(S) от размера группы. Значения рассчитывались по классической формуле P(S).


В этом парадоксе мы имеем дело с полносвязанным графом сравнений между всеми участниками в группе. С увеличением размера группы количество соотношений по совпадению дня рождения растет факториально. Число пар сравнения дня рождения для 23 человек настолько огромно, что в сумме дают вероятность совпадения больше 50%

Теория шести рукопожатий

Согласно Теории шести рукопожатий любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых (шестью рукопожатиями). Более точные замеры по базам данных социальных сетей показывают не более 6,6 рукопожатий для всех жителей Земли.

Объяснение этому очевидное. Пусть все люди на Земле невероятные интроверты, и в число уникальных знакомых каждого входит 100 человек. Первое рукопожатие — это 1001, второе — 1002, шестое — 1006 = 1 000 000 000 000 человек, что примерно в 100 раз больше количества жителей Земли. Действительно, уникальных знакомых не бывает, у большинства из нас тысячи знакомых, мы живем в разных странах и общаемся на разных языках. Пример демонстрирует размерность больших величин для сильно упрощенного случая шести рукопожатий.

В пределах одной страны, мы разделены 4–5 рукопожатий. В рамках личных задач и целей мы имеем дело с 2–3 рукопожатиями. От любого вашего собеседника вас отделяет ваш друг, или друг вашего друга.
Детектив по частично «совпадающему» ДНК среди знакомых пострадавшего арестовывает пятерых. Четверо из них близнецы. Один из них — ротвейлер.

Эффект фрейминга

Эффект фрейминга (рамки) утверждает, что форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком.

Этот когнитивный эффект хорошо исследован в психологии, написано много книг, существует термин Архитектура решения. С ним связано несколько спорное направление Либертарианский патернализм. Хорошо известным примером такого подхода является подталкивание к покупке целевых товаров в супермаркете путем размещения на разных полках.

Когда нужно принять решение, мы анализируем всю имеющуюся информацию, пытаемся понять свои цели и важность последствий. Принятие решения крайне затратно по усилиям и времени: вспомнить все что мы знаем по сути вопроса, попытаться понять и сделать небольшие логические выводы, даже, решить математические задачи рассмотренные выше (например, какая вероятность совпадения ДНК у жителей Земли). Если последствия принимаемого решения малозначимы, то мы экономим когнитивные силы, а решения носят импульсивный, локальный, часто случайный характер.

Обратно и верное. Предоставление ограниченной информации, или наоборот, избыток и некачественная информация осложняет принятие решения. Неутешительный вывод очевиден. Презентация положительных свойств и сведений способствует принятию желаемого решения, сомнительные моменты значительно усложняют ситуацию, и только в редких ситуациях могут быть рассмотрены собеседником объективно.

Гибкие навыки — это востребованные в ИТ (и не только) надпрофессиональные компетенции, позволяющие вам и команде в целом быть эффективными. Эти компетенции можно понять через их внутреннюю логику и принять для себя как важный инструмент. Надеюсь, статья была интересная, и вы простите меня за намеренную вольность и отступления от научной строгости формул и примеров.

Комментарии (2)


  1. Gar02b
    12.08.2025 07:46

    Мне 9 денег, а тебе - 1? При этом выигрывают ВСЕ?

    Сдаётся мне, что это - махровый эгоизм, идущий рука об руку с жадностью и тупостью.

    Потому что "выигрывают все" - это мне 5 и тебе 5.


    1. bwlg Автор
      12.08.2025 07:46

      В этом и смысл, что деньги дает ведущий (преподаватель). В ситуации 9 к 1 выигрывает преподаватель, так как студенты отказываются.