За год команда разработки Kaiten выросла в 3 раза, и привычные процессы перестали работать: доска переполнилась, потерялась прозрачность, а чтобы узнать, на каком этапе работа, приходится проваливаться в каждую карточку. 

Вместе с Юрой Юрковым, Delivery Manager Kaiten, расскажем, как мы прошли путь трансформации, какие решения сработали и как не потерять управление в момент масштабирования. Если вы в похожей ситуации — читайте статью и используйте наш опыт, чтобы быстрее навести порядок.

Как работала разработка в Kaiten 

Раньше была всего одна команда из 7 человек: CTO и full-stack разработчики. Задачи обсуждали на 15-минутных дейли, в чатах и в карточках на досках. 

Команда работала в одном пространстве, карточки проходили по определенным стадиям и затем закрывались. Процесс работы над задачами строился вокруг потока — одна крупная задача бралась после другой.

Пространство команды делилось на несколько досок:

1 доска — Анализ. Сюда попадали все задачи команды: баги, фичи от продактов, идеи и гипотезы. СРО проводил квалификацию каждой задачи, определял срочность, проблему и ожидаемый результат. 

2 доска — Разработка. Если задача перемещалась на эту доску, значит,  ее можно брать в работу. На этом этапе всем понятно, какой результат ожидать, и какие шаги предпринимать для решения задачи. 

Колонки отражали основные этапы работы над задачей. Одна карточка — главная ценность. А все релизы отслеживались в чек-листах внутри карточки:

  • Каждый пункт чек-листа — это конкретный релиз или часть работы.

  • На каждый релиз назначали разработчика, который будет за это отвечать.

Такой подход удобно использовать, когда вся команда работает над одной крупной задачей: все в курсе, на каком этапе работа, при этом доска не засоряется мелкими карточками.

Как поняли, что пора меняться

Первая и самая главная причина — изменение структуры всей компании Kaiten. Появились разные сегменты, у них — свои продуктовые команды со своими задачами и тимлидами, которым было необходимо отслеживать задачи своего направления на досках разработки. 

На пространство добавили дорожки, соответствующие задачам конкретного сегмента. На доске образовалось 22 (!) дорожки, что привело к перегрузу системы. В них перемешались классы обслуживания, приоритеты, задачи разных продуктов, команд и направлений.

Отсюда вытекает вторая причина: доска перестала помогать. Стало непонятно, где именно и в каком статусе находится основная ценность, потому что релизы отражались внутри задачи в виде чек-листов. 

Например: один разработчик мог писать код, а другой все еще уточнял бизнес-требования. Оба — в одной карточке. Получается, что задача и в «Анализе», и в «Разработке». 

Из-за этого карточки на доске начали двигаться не только слева направо — как положено в потоке, — но и обратно. Сегодня задача ушла в «Готово», завтра вернулась в «В работе», а потом — снова вперед.

Такое поведение разрушает логику: теряется ощущение прогресса, искажаются метрики и накапливаются риски. Возникают недопонимания, дубли, конфликты по приоритетам.

Третья причина. С командой из 25 человек дейли могли растягиваться на час. При этом не все разработчики успевали задать вопросы или рассказать о сложностях. Тимлиду все чаще приходилось «прощупывать» задачи вручную — напрямую спрашивать, лезть в карточки. Темп начал замедляться, люди — уставать, а вместо дейли команда получала  монотонный репортинг, после которого никто не хотел работать.

Инструкция по изменениям: как перестроить процессы без боли и страданий 

Стало понятно: по-старому не получается. Вроде бы работа идет, задачи выполняются, но доска не отражает реальной картины, в процессах нет прозрачности, а тимлид занимается микроменеджментом, вместо стратегических задач. 

Рассказываем, как перестраивали процессы и с чем столкнулись. 

Правило 1. Подстраивайтесь под глобальные изменения

Как говорили раньше, в Kaiten появились продуктовые сегменты, у которых были свои задачи для отдела разработки, что привело к перегрузу в пространстве. 

В системе должно быть просто ориентироваться: чем меньше лишнего на доске — тем выше фокус команды. Поэтому приняли решение: разделить команду по фокусу на группы по 5 человек и перенести карточки каждой на отдельные пространства.

У каждой группы появились свои задачи и статусы. Тимлиды проводят короткие дейли внутри команд из 5 человек. Теперь они не вызывают стресса у команды и не затягиваются. А дважды в неделю тимлиды проводят отдельные короткие встречи для синхронизации по общим вопросам и решения актуальных проблем. На этих встречах им помогают дашборды, которые показывают динамику по задачам и блокировкам. 

Правило 2. Учитывайте особенности продукта

Программное обеспечение Kaiten — это монолит. Значит, любое изменение в коде затрагивает всю систему: если нужно поправить 1 строчку кода, то деплоится весь Kaiten сразу. Из-за этого возникло противоречие: нужно было и разделить команды по фокусу, и сохранить взаимодействие на уровне всей разработки.

Здесь помогла удобная функция Kaiten, которая позволяет расположить одну и ту же доску в нескольких пространствах одновременно.

Как это работает: 

  • Каждая команда работает в своем локальном пространстве;

  • Доски с локальных пространств добавили на одно общее пространство. 

  • Все изменения на доске локального пространства отражаются на доске в общем пространстве: перемещения карточек, ответственные, блокировки и так далее.

Не всем подходит один и тот же процесс: где-то задачи идут по классике — to do, In Progress, Done. А где-то нужна итеративная работа с исследованиями и быстрыми гипотезами. 

Благодаря тому, что одна доска может располагаться на разных пространствах, команды смогли настроить поток под себя, в тот же момент оставшись в едином процессе. 

Правило 3. Улучшайте то, что хорошо работает

Процессы, которые существовали в Kaiten до трансформации позволили создать и реализовать мощный и самодостаточный инструмент, который пользуется популярностью у клиентов. Со временем команда развивала доски, пространства и workflow, адаптируясь к новым задачам. Поэтому не пришлось строить новый процесс с нуля, достаточно было улучшить то, что уже хорошо работало. 

Доработали стадии неопределенности

Для работы над задачами стали использовать конус неопределенности (Cone of Uncertainty). Когда задача только попадает в бэклог, неопределенности много: непонятно, как делать задачу, из-за чего произошел баг, принесет ли решение результат или только усложнит систему. По мере продвижения задачи и поступления большего количества информации принимаются решения и многие неопределенности устраняются.

Конус неопределенности сужается по мере выполнения задачи
Конус неопределенности сужается по мере выполнения задачи

Мы оставили разделение досок по стадиям неопределенности, но вместо того чтобы продолжать держать «линейный» процесс, перешли к работе с уровнями неопределенности. 

Юра спроектировал основную систему без использований таких слов, как, «Анализ» и «Разработка». Вместо этого ввел несколько основных стадий, которые не отражали этапы процесса, но говорили, как много мы знаем о задаче. Эти стадии:

  1. Выявление ценности — ничего не знаем о задаче и должны вникнуть. Команда решает, а точно ли нужно делать то, что мы хотим. Если да, то как мы бы хотели, чтобы это было сделано.

Вопросы, на которые предстоит ответить:

  • А есть ли там что-то, что следует делать?

  • А точно ли это «баг»?

  • А если стоит делать, то как?

  • А не дорого ли решение?

  1. Изучение ценности — команда погружается в суть того, что надо донести.

После «выявления ценности» задача попадает в бэклог с соответствующим классом поставки. А после — на «Изучение ценности».

Вопросы на этом этапе: 

  • Если нашли ценность, то какова она? 

  • Как ее стоить поставить? 

  1. Реализация задачи — почти готова, скоро в релизе.

Доска, на которой задачи поставляются и закрываются — исправляют баги, реализуют функции и другое. 

Переход к новой системе оказался быстрым и безболезненным. В Kaiten легко менять процессы на ходу — добавлять дорожки и колонки, вводить WIP-лимиты или блокировки. Поэтому разделение досок по конусу неопределенности мы внедрили за один день. Изменения были резкими, но не революционными — мы просто перестроили существующую работу под новый принцип, а не изобретали процесс с нуля.

Для перехода к дальнейшему развитию необходимо было сделать этот шаг и он намеренно был без четких привязок. В противном случае переход затянулся бы из-за проектирования, документирования и обучения. 

Ввели классы обслуживания

Сначала на досках групп была отдельная дорожка для срочных задач с мягким лимитом. Звучит как хороший инструмент — но на практике почти все шло через нее. Любая задача попадала туда «на всякий случай». А обычная дорожка пустовала, потому что всем казалось: если не срочное — значит, не важное.

Это знакомо многим: вся команда тушит пожары, а стратегические задачи стоят на месте. У сотрудников растет стресс и появляется ощущение перегрузки, а руководитель теряет контроль над потоком.

Мы начали с главного — добавили контекст определения срочности задачи и вместе с этим разделили доски по дорожкам, соответствующим классу обслуживания. 

Классы обслуживания (поставки) — способ заранее определить, как реагировать на задачу, в зависимости от ее срочности и ценности для бизнеса.

Мы используем простую метафору движения:

  • Срочные — как машина скорой помощи в пробке: пропустить в первую очередь.

  • К дате — как такси в аэропорт: важно приехать вовремя.

  • Обычные — можно ехать спокойно, плюс-минус час ничего не изменит.

  • Несущественные — можем не двигаться, но в течение года лучше поехать.

Применение классов обслуживания помогает управлять задачами более эффективно, распределяя ресурсы и время таким образом, чтобы не упускать важные моменты и не тратить усилия на менее важные задачи в ущерб срочным. При этом задача в любой момент может перемещаться из несущественных в срочные. 

Например: в отделе из трех сотрудников есть задача на автоматизацию процессов. Команда справляется и для них эта задача «Несущественная», поэтому вы ее не берут. Случается взрывной рост компании и через месяц +100 сотрудников в отделе и без автоматизации начинается хаос. Задача из «Нематериальной» превращается в «Срочную», так как работа отдела парализована. 

Вынесли релизы из чек-листов

Вместо чек-листа на каждый релиз мы начали создавать отдельные карточки. Теперь ключевая единица — родительская карточка с описанием основной ценности. Все релизы, необходимые для ее поставки, — дочерние задачи.

Для релизов завели отдельную доску с классическим процессом: разработчики могут создавать сколько угодно карточек — все, что нужно, чтобы довести ценность до релиза. Это решило проблему параллельной работы. Теперь создать дочернюю карточку можно на любой стадии поставки ценности.

Например: если разработчику нужно что-то проверить на стадии выявления ценности или на стадии изучения, можно тут же создать карточку на отдельной доске и сделать релиз.  

Такой подход дал прозрачность: теперь видно, на каком этапе находится каждая часть работы. Карточки перестали двигаться хаотично, а тимлиду больше не нужно проваливаться в каждую задачу, чтобы по чек-листу понять, когда она будет завершена.

Как понять, что изменения улучшают, а не усложняют

Чтобы убедиться, что процесс идет в правильном направлении, важно определить метрики и отслеживать их динамику. Это помогает вовремя скорректировать план, а не продолжать падать в пропасть хаоса и сорванных дедлайнов. 

Какие отчеты помогают делать выводы: 

  • Накопительная диаграмма потока. Позволяет увидеть, сколько работы выполнено, задач осталось и темп выполнения проекта. А также отслеживать, на каком этапе карточки застревают.

Например, если посмотреть на график ниже, увидим, что данные резко спикировали вниз — значит часть задач из выполненных переместилась в новые.

  • Спектральная диаграмма. С ее помощью можно отслеживать распределение времени и устанавливать реальные сроки в карточке.

Например, график ниже показывает, что с вероятностью 85% задача будет выполнена за 7,5 дней. А еще, что одна карточка была в работе дольше остальных — 21 день. Можем проверить, что останавливало работу и исключить тормозы для будущих задач. 

Пока рано делать выводы, но даже по первым срезам видно: динамика меняется в лучшую сторону. Мы уже разгрузили очередь багов от поддержки: раньше висело по 100+ задач, теперь в среднем — 30. Это в 3 раза меньше.

Процесс уже используют в нескольких сегментах, подключены смежные отделы — Служба поддержки, контент, аналитика. Это значит, что базовый подход действительно работает: можно надстраивать нужное, не боясь, что все развалится.

Что планируем делать дальше

Идеальные процессы — миф. И в этом нет ничего плохого. Потому что настоящая цель трансформации не в том, чтобы построить безупречную систему как таковую — это не сама цель.

«Важна система, которая способствует реализации бизнес-задач, в том числе и в перспективе: система способствует работе, росту и развитию команды. Такой процесс, который помогает, а не мешает. Он понятен, прозрачен, и им действительно пользуются», — говорит Юра, Delivery Manager. 

Мы задали вопросы Юре о том, каким он видит процесс дальше. Итак, блиц:

— Как отреагировала команда на изменения? 

Сопротивление было, но команда — золото.

Новая концепция поначалу вызвала вопросы: «Зачем мы все усложняем?». Но команда быстро подключилась, начала предлагать улучшения и активно участвовать в обсуждениях. Сейчас это живой процесс — мы вместе его развиваем.

— Каким будет процесс через 6 месяцев?

Простым. Понятным. Удобным. И — с накопленными данными.

Мы хотим, чтобы процесс не был чем-то внешним, «навязанным сверху», а стал средой, в которой команде комфортно работать. Где каждый знает, что происходит, и почему именно так.

— Что еще планируете внедрить?

На самом деле — не что, а зачем.

Можно внедрить любую практику, но если она не помогает людям — зачем она? Сейчас основной фокус — доработка процессов в группах и понимание, что нужно конкретно этой команде, а не «в среднем по рынку».

Вместо вывода

Чаще всего большие изменения начинаются с простого — с попытки навести порядок в хаосе, пусть даже сначала это просто переезд с одной доски на другую, новый формат встречи или честный разговор о боли.

«Цель не в том, чтобы быть идеальными. Цель — делать удобную систему для команды и роста»/

Юра Юрков, лидер трансформации.

Именно с такой установкой получилось двигаться вперед — без давления, но с пониманием: все, что делаем, должно работать для людей. 

Работа над процессом в команде разработки Kaiten еще не закончена — и вряд ли когда-то завершится. Потому что процесс — это живой организм: он меняется вместе с задачами, рынком, продуктами и, главное, людьми. Но сейчас у команды появилась точка опоры, которая поможет в дальнейших шагах.

Комментарии (2)


  1. Keeper22
    14.08.2025 14:18

    В сервисе управления проектами возникли проблемы с управлением проектом?


    1. alitenicole Автор
      14.08.2025 14:18

      Команды развиваются, меняются, и процессы под них нужно адаптировать)
      Даже в сервисах управления проектами. Поэтому да, в определенный момент мы поняли, что подход как раньше уже не работает — и поэтому быстро выявили проблемы и устранили их, так как с процессами работаем не первый год)