Приветствую всех!
Месяц назад тут очень активно обсуждали довольно колхозно сделанный лифт с контроллером на Arduino. И вот, посмотрев на всё это, мне захотелось показать, как же вообще собраны нормальные лифты и как они работают.

Итак, в сегодняшней статье на примере одной из самых распространённых станций управления посмотрим на работу электронных лифтов. Заодно выясним, из каких компонентов она сделана и что в ней примечательного. Как водится, будет много интересного.

❯ Суть такова

Как известно, ещё с конца восьмидесятых релейные станции управления начали постепенно вытесняться электронными.

Конечно, релейные выпускаются даже сейчас (для модернизации существующих), однако электронные победили их практически окончательно.

И, как я замечал не раз, в комментариях практически к любому видео про оборудование таких лифтов кто-то нет-нет, да спросит: «А почему всё так сложно? В чём проблема взять Arduino или какой-то дешёвый МК и собрать всё на нём?». И, как показало то самое видео, есть даже те, кто всерьёз в это верит и кто собрал такое на рабочем объекте.

Также много лет назад на Хабре была нашумевшая статья про грузовой лифт на Arduino, где автор поясняет, сколько неожиданных проблем вызвала схема из таких комплектующих. Самое время рассказать, из чего сделаны промышленно выпускаемые станции управления и почему они куда более надёжны, чем большинство таких кустарных изделий.

❯ Что же мы будем рассматривать?

Речь пойдёт про такие станции, как УЛ и УКЛ. Они довольно простые, весьма распространённые, так что для обзора подойдут отлично.

Вот так выглядит станция УКЛ в сборе. Она представляет собой шкаф, внутри которого расположились плата управления, платы ключей, платы контроля, промежуточные реле, автоматы, пускатели, пульт управления и трансформатор питания.

Станция УЛ.

А вот станция УЭЛ. По сути это несколько урезанная УЛ, несмотря на то, что прямо они несовместимы, очень многие схемотехнические решения у них схожие.

❯ Из чего состоит эта станция?

Перед началом опытов рассмотрим поподробнее, что же вообще находится в этом шкафу.

Внутри шкафа находится микропроцессорная плата управления МПУ (в случае с УЛ — ПУ), большой железный трансформатор ОСМ-0,25 220/110/20/8, пульт управления, плата контроля фаз ПКФ, плата питания ПП, платы симисторных ключей ПСК, плата температурной защиты ПТЗ, плата управления тормозом ПУТ и плата RC-цепочки.

Трансформатор, как нетрудно догадаться, обеспечивает питанием всю систему. Также он выдаёт напряжение 110 В для питания цепей блокировки и некоторых силовых устройств (например, пускателей и контакторов).

Плата МПУ. Это главная плата в данной станции — здесь расположен управляющий микроконтроллер, она же обрабатывает и выдаёт все необходимые сигналы.

Плата температурной защиты. Помимо цепей контроля термодатчика здесь расположились источник питания 24 В (в виде линейного стабилизатора на огромном радиаторе), цепь контроля охраны шахты и RC-фильтр телефонной связи. Производитель заявляет, что стабилизатор защищён от перегрузки и замыкания, но на деле вся защита сводится к тому, что LM7824 просто греется, пока не сдохнет.

Плата питания. По сути она идентична предыдущей, только здесь также присутствует контроль тока в цепях ~110 В.

Плата контроля фаз. Как ясно из названия, она следит за асимметрией фаз и правильным подключением сети ~380 В.

Плата управления тормозом. Помимо управления электромагнитом тормоза она также отвечает за включение и выключения мотор-вентилятора охлаждения главного привода.

В некоторых станциях вместо этой платы применяется вот такой модуль.

Плата симисторных ключей. На ней расположены оптосимисторы, управляющие приводом дверей и пускателями главного привода.

❯ Обзор оборудования

Вообще то, что будет показано дальше, на самом деле древнее старьё. Очень многое в этих станциях давным-давно устарело, сама по себе эта система довольно ненадёжная (УЛ — ужас лифтовика). Тем не менее, они до сих пор выпускаются и эксплуатируются, а в большинстве городов это самые распространённые электронные станции управления. Также на все эти платы и блоки легко ищутся принципиальные схемы, чего не скажешь о многих новых станциях, поэтому сегодня будем рассматривать именно их.

Перво-наперво идёт плата МПУ от станции УКЛ. Она уже мельком фигурировала в одном из предыдущих постов про лифтовое табло.

Плата оптосимисторных ключей от станции УКЛ.

Плата ЦПУ от станции УЭЛ. Её функции идентичны плате МПУ...

Плата контроля (ПК) от станции УЭЛ. Она объединяет в себе мелкие платы станции УКЛ/УЛ — это плата контроля фаз, наличия нужных напряжений и температуры двигателя.

❯ Запускаем УКЛ

Начнём с платы МПУ.

Микроконтроллер. Здесь это самый обычный AT89S52.

Индикатор, отображающий положение кабины, код ошибки и рабочий режим.

А вот и распиновка. В первую очередь нас интересуют разъёмы X1 и X2. На них подаётся переменное напряжение ~10 В для питания платы и постоянное 24 В для формирования управляющих сигналов.

Подаём питание. Загораются светодиоды, индикатор показывает FF 41. FF здесь — неизвестное положение кабины, 41 — отсутствие напряжения 24 В. Отлично, плата работает.

Подав 24 В, обнаруживаем новую ошибку: b7. Это неисправность одного из входов. Причина тут банальна: тот, кто отправлял мне плату, плохо её упаковал, отчего одна из оптопар была вырвана при перевозке.

В этой плате используются оптопары TLP181.

В Челябинске таких не нашёл, в ЧиДе обнаружились дорогие TLP181 и более дешёвые (8 рублей против 170, но кратность заказа 50 штук) аналоги HPC357D. Подумав немного, заказал дешёвые. Запаял отсутствующую на место, и плата ожила.

❯ Матрица

Почему же я назвал эти станции древним старьём? Один из главных их недостатков — схема подключения. Безусловно, на момент создания это было не самым плохим решением, но сейчас есть варианты лучше и надёжнее.

Взглянем снова на распиновку платы. Справа видим все основные провода: питание платы, управление двигателем, выбор направления движения, открытие и закрытие дверей (ОД и ЗД), выбор первой и второй, то есть малой и большой скорости (МС и БС), диспетчеризация, цепи блокировки, сигналы от частотного преобразователя. А вот никаких контактов для подключения датчиков, кнопок и индикаторов здесь нет. С остальными разъёмами всё тоже интересно: какие-то загадочные для обывателя пронумерованные провода с обозначениями STB и STR.

Всё дело в том, что все эти устройства подключаются по матричной схеме, абсолютно так же, как кнопки в цифровой клавиатуре или светодиоды на электронном табло. А эти провода, как нетрудно догадаться, означают строки и столбцы. Каждый узел этой матрицы состоит из диода и самого устройства (кнопки, тумблера, ключа, индикатора, датчика...). Схема эта довольно капризная (при выходе чего-то из строя диагностируется матрица порой довольно сложно), и неудобная (нужно большое количество проводов для подключения), однако довольно простая, отчего и используется даже сейчас. В более новых лифтах применяется более совершенная система — шина CAN (Kone, Arcode, ШК6000, ЛиРа), RS-485 или проприетарные интерфейсы (OTIS Remote Link).

Вот к примеру, вызывной пост ПВЛ-Н1 для применения совместно с такими станциями.

А вот и его схема. Контакты подключаются к строкам и столбцам матрицы.

Само собой, работает всё это от 24 В, стандартного напряжения для практически всех лифтов с электронными станциями управления.

Из интересного: на плате УЭЛ даже есть встроенная система диагностики, позволяющая определять пробитые диоды или неисправность матрицы при помощи подключенного к специальному контакту щупа.

Этот щуп нужно установить на неисправный столбец, а загоревшийся светодиод строки укажет на вылетевший узел.

❯ Как работает МПУ

Самое время взглянуть на схему.

Хотя эти станции старые, у них есть немалый плюс — все схемы и документация есть в открытом доступе.

Вся электроника питается от стабилизатора LM7805. Поскольку плата запитана от отдельной обмотки трансформатора, гальванической развязки тут нет.

Аналогичным образом это реализовано и на плате УЭЛ.

Отдельно на плату приходят 24 В от платы питания. От них запитывается матрица и дискретные выходы. Для контроля наличия этого напряжения предусмотрена отдельная оптопара. Если этого питания нет, плата выдаст ошибку.

В качестве управляющего МК здесь используется самый обычный КР1830ВЕ31, он же просто 8031. В более новых ревизиях используется AT89S52. Настроек у платы ПУ или МПУ немного, большая часть их захардкожена в прошивке.

Нельзя, к примеру, взять плату для жилых домов и поставить в административное здание, для этого потребуется поменять и МК с прошивкой. Если требуется какие-то особые условия работы (например, пропуск определённых этажей или что-то подобное), придётся заказывать спецпрошивку.

Выходы матрицы. Для гальванической развязки каждый из них подключен через оптопару.

Сигнал с оптрона управляет не напрямую выводом матрицы, а силовым транзистором.

Для контроля исправности матрицы предусмотрен сигнал RETSCM.

А это входы.

Часть дискретных входов (цепи блокировки, двери кабины, двери шахты) выведены на отдельные оптопары со своим общим выводом (не соединённым с общим проводом матрицы с маркировкой -L). Сюда приходит напряжение ~110 В. Из забавного: если индикаторный светодиод вдруг выйдет из строя, соответствующий вход тоже сдохнет.

Не избежал гальванической развязки и интерфейс для связи с диспетчерским блоком.

❯ Датчики

Помимо кнопок и индикаторов вызова и приказа к матрице подключаются ещё и некоторые датчики. Поскольку матрица опрашивается достаточно быстро, задержка тут некритичная. К матрице подключены датчики крыши кабины, концевики дверей, реверс дверей, а также датчик загрузки кабины. Конкретно в этой станции сигналов загрузки всего три — 15 кг (в лифте кто-то есть), 90% загрузки (лифт может ехать, но не останавливается на попутные вызовы), 110% загрузки (загорается индикатор перегрузки, лифт никуда не едет).

На крыше кабины установлены датчики, благодаря которым станция управления определяет её положение. В старых лифтах датчики были герконовыми, сейчас применяются индуктивные. Для более надёжной работы (чтобы в самый неподходящий момент лифт не заглючил из-за плохого контакта) датчики работают на размыкание, а не замыкание. Также это защищает от нештатных ситуаций при внезапном выходе датчика из строя: если он сам или отвечающая за него оптопара внезапно сдохнет, то лифт не будет ехать, пока не уткнётся в потолок, а просто встанет.

В данной схеме датчиков три: верхнего этажа, нижнего этажа и точной остановки.

При подаче питания станция управления не знает, где находится лифт (выглядит это как два прочерка на этажном табло), поэтому требуется совершить корректировочный рейс: кабина едет на один из этажей (обычно самый верхний или самый нижний), пока не сработает ДВЭ или ДНЭ.

Нечто подобное могли видеть все, у кого был матричный или струйный принтер: при первом запуске головка едет до тех пор, пока не уткнётся в концевик.

Если подать на плату сигнал одного из этих датчиков, положение кабины сразу определится.

❯ Цепи безопасности

На самом деле все эти концевики — лишь малая часть датчиков в лифте.

Отдельно идут цепи безопасности (концевики дверей кабины и каждой из дверей шахты) и блокировки (ловители, устройство контроля слабины подъёмных канатов и прочее оборудование). Если хоть что-то из этого неактивно или неисправно, лифт не поедет.
Самое важное: контроль этот полностью аппаратный, цепь блокировки собрана полностью на реле и сухих контактах. Плата же просто отслеживает состояние этих сигналов, чтобы, например, выдать ошибку и заблокировать работу лифта до приезда электромехаников при нештатной ситуации.

❯ Что же в итоге?

Как видно, с виду довольно простая железка оказалась намного сложнее, чем могут подумать обыватели. Самое главное, что позволяет обеспечить эта схема, так это полную безопасность работы практически при любых условиях. Даже если электроника вдруг заглючит, никакого происшествия не случится, так как механические и релейные блокировки не дадут кабине тронуться. А благодаря оптопарам, защитным диодам, гальванической развязке цепей питания, цепей управления и цепей блокировки вероятность глюков снижается ещё на порядок.

И всё-таки есть одно место, где различные поделки на Arduino использовать можно. Это вот такие вот лифты, использующиеся исключительно для демонстрации.

Такие дела.


Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (40)


  1. CitizenOfDreams
    22.08.2025 08:32

    А почему платы управления монтируются в открытом виде, без корпусов? Для удобства полевого ремонта/диагностики? Просто диковато видеть "в одном воздушном пространстве" силовые контакторы и микросхемы.


    1. Moog_Prodigy
      22.08.2025 08:32

      Стандартное решение, и для ремонта-диагностики, и удешевление всего конструктива. Применяется в пром.оборудовании почти на каждом шагу. От помех контакторов отстраиваться надо грамотной разработкой схемы, а не стальными корпусами для каждой платы. На силовых цепях - снабберы, на силовых цепях электроприводов - дроссели и фильтры, грамотное расположение и заземление оплеток кабеля строго в одной точке, слаботочка через развязки, использование правильных интерфейсов типа токовая петля и еще куча всего. Стальные корпуса в основном (но не всегда!) используются для мощных штук типа электроприводов, а пром. ПЛК и прочие, если в модульном исполнении - они почти всегда пластиковые, для наводок это те же "голые платы", дело только эстетики и конструктива.


      1. CitizenOfDreams
        22.08.2025 08:32

        От помех контакторов отстраиваться надо грамотной разработкой схемы, а не стальными корпусами для каждой платы.

        Я не про экранирование от помех, а про физическую защиту от рук, инструментов и пыли. Пластиковые корпуса у PLC это вполне нормально, а вот полное отсутствие корпуса я встречал в основном на упомянутых в этом треде "китайских станках с Mach3 и параллельным портом".


        1. Moog_Prodigy
          22.08.2025 08:32

          Ну в станках иногда вот такие "голые" платы прикрываются тонким листом алюминия на стойках, например, в Haas. А иногда и нет. Суть в том, что сам электрошкаф, если ты туда полез, то не будешь тыкаться перфоратором в процессорную плату. И в норме в этот шкаф должны лазить только специалисты, которые знают, куда тыкать отверткой, а куда - осциллографом. Поэтому всегда делают замки с ключами.

          Всякие нештатные ситуации типа падения инструмента или болтика на плату имеют место быть, но настолько редко, что мало кто заморачивается. Потому что это происходит при отключенном питании, и если плата видна - этот болтик сразу находится. А если плата не видна - есть риск, что ты полезешь искать этот болтик, он вроде куда то-туда упал, и что самое веселое - болтик там находится, но не тот что упал, а тот, который там лежит уже 10 лет (как он там оказался - дело десятое). Ну это совсем редкие случаи.

          Если уж совсем все плохо, климатические условия, вибрации - вот тут уже в ход идут металлические корпуса. Но стоит помнить, что это довольно дорого. Теплоотвод, обслуживание, масса (самолеты, ракеты) - обходится дорого, кроме самого корпуса.


  1. atues
    22.08.2025 08:32

    Во дни моей инженерной юности, помню, зачитывался вот этой книгой

    Увы, потерялась. Но весьма пересекалась с вашим текстом. Плюсую )))


  1. aik
    22.08.2025 08:32

    У нас умудрились как-то купить станок, у которого управление было то ли на ардуинах, то ли на малинах. На выставке всё красиво было, начальству понравилось, оно сразу попросило завернуть.

    А в реальной жизни температура, вибрация и наводки в цеху сводили все эти ардуины с ума. Потому их быстро отключили и посадили человека следить за стрелочками и тыкать кнопочки, пока наши киповцы переделывали логику на нормальных промышленных контроллерах. Почему производителя не заставили - не в курсе, это не моя епархия, так что подробностей не знаю.


    1. NutsUnderline
      22.08.2025 08:32

      а в старых добрых китайских подвалах походу до сих пор Mach3 на принтерном порту в незакрытом корпусе компа..

      Почему производителя не заставили

      известное дело: потому что договор поставки закрыт, акт (приемный) подписан - после этого только гарантия. по гарантии конечно можно пинать долго, но малоэффективно


      1. aik
        22.08.2025 08:32

        Китайская у нас печка для обжига, внутре у ей промышленный комп на чём-то уровня пентиум2, на котором стоит 98 винда.


  1. fossfusion
    22.08.2025 08:32

    Может, потому что ардуино для прототипов, а не для многомиллионных сложных устройств на продажу?


    1. MaFrance351 Автор
      22.08.2025 08:32

      На самом деле Arduino на проде, которая не глючит, вполне себе существует. Вот, к примеру. Эти домофоны работают годами без каких-либо проблем.


    1. PiterP
      22.08.2025 08:32

      ну, в целом тут как в программироаании, node.js тоже не для прода создавался))


  1. NutsUnderline
    22.08.2025 08:32

    Здесь это самый обычный AT89S52

    а что там в панельке такое квадратное, с наклеечкой?

    А вообще выходит что дело не в Ардуинке, дело - в обвязке


    1. MaFrance351 Автор
      22.08.2025 08:32

      Аналогично что-то 8051-совместимое.


  1. Mexanik89
    22.08.2025 08:32

    Я так и не понял почему нельзя использовать Arduino? Я понимаю почему нельзя использовать проект собранный на столе, без соответствующей электрической обвязки. Понятно почему необходимы датчики подходящие требуемым условиям эксплуатации. Но не понятно почему плата Ардуино не подходит в качестве ядра системы. Я думаю стоит раскрыть саму суть ошибок использования Ардуино. Мне кажется колхозно сделать можно и с использованием промышленных модулей.


    1. MaFrance351 Автор
      22.08.2025 08:32

      По идее, если собрать аналогичную плату, куда просто будет втыкаться Arduino, то оно тоже будет работать. А ошибкой таких "начинающих" инженеров является главным образом стремление всё собрать на готовых модулях, даже если они для такого и не подходят. Сделай тот автор грузового лифта хотя бы отдельное питание для самой платы и для формирования управляющих сигналов, и масса глюков уже бы ушла.


      1. PiterP
        22.08.2025 08:32

        т. е. как всегда вопрос свелся к хайпу неосиляторов и лентяев?)))


      1. ptr128
        22.08.2025 08:32

        А почему такой готовый модуль плохое решение?


    1. CitizenOfDreams
      22.08.2025 08:32

      Я так и не понял почему нельзя использовать Arduino?

      Здесь скорее имеются в виду не сами Ардуино, а прилагающиеся к ним ардуинщики и их своеобразный стиль разработки, проистекающий от знания Кернигана с Ричи и незнания Хоровица с Хиллом.


      1. MaFrance351 Автор
        22.08.2025 08:32

        Да. И сомнительного качества модули ко всему этому прилагающиеся.


  1. av220
    22.08.2025 08:32

    И на ардуине можно сделать ровно то же самое, можно сделать даже больше защит и блокировок, и будет работать не хуже этих, ардуина это просто контроллер принимающий значения со входных пинов и управляющий выходными пинами согласно алгоритму.


  1. smagluk
    22.08.2025 08:32

    Тема "сисек" так и не раскрыта. Почему же нельзя использовать ардуинку в лифтах? Ардуино это только МК , а остальное обвязка специфичная для "лифтостроения".


    1. MaFrance351 Автор
      22.08.2025 08:32

      Можно было бы, если сделать аналогичного назначения плату с полноценной опторазвязкой, раздельным питанием и всем остальным. А вот железка из готовых модулей (которые обычно неотъемлемый атрибут ардуино) в большинстве случаев будет обречена на вечные глюки.


      1. PiterP
        22.08.2025 08:32

        Тут вопрос в философии, из вашего же изречения выходит, что большинство ардуиностроителей просто не обладает должными знаниями. Отчасти это так, но в итоге сам комплекс Arduino нельзя отметать только по этой причине. С другой стороны, сам комплекс предназначен для быстрого прототипировпния, и подразумевает в итоге перевод всего на платы для массового производства. Но если это единичный экземляр или мелкая партия, то можно пренебречь некоторыми неудобствами. А в целом, да нужно улучшать знания ардуинщиков, разбирать подводнве камни тех или иных решений и т. д.


        1. MaFrance351 Автор
          22.08.2025 08:32

          Как платформа для прототипирования Ардуино в паре со всеми этими модулями отлична. И где-то действительно в разовом изделии можно собрать всё на дешёвых модулях, чтобы оно даже работало очень долго и без всяких проблем. Но вот в промышленном оборудовании даже в единичном экземпляре такой подход уже довольно плох.


      1. Moog_Prodigy
        22.08.2025 08:32

        Именно так. А если человек в состоянии спроектировать и изготовить такую плату - то ардуина там лишняя, проще взять голый МК и рулить непосредственно им. Как собственно и показано в статье. Ну то просто МК, а что-то типа esp32 уже придется модулем сверху напаивать, да. Такое решение видел у Wirenboard, как раз "ардуина здорового человека", и развязки все, и исполнение. Щупать не щупал, но они публиковали фото и схемы своих изделий.


      1. xSVPx
        22.08.2025 08:32

        Но подождите, ведь эта железка тоже из модулей, разве нет :)?

        Если выкинуть вме защиты и блокировки - конечно будут проблемы. Но мк в целом это 5% от всего вами показанного, его на любой заменить можно, хоть на атмел, хоть на стм, хоть на пик. Былаб правильной прошивка и в целом схемотехника


    1. NutsUnderline
      22.08.2025 08:32

      Ардуино это только МК

      ардуино это программный фреймворк. для очень разных МК. Будет ли плата ардуиной давже если написано arduino но прошивка написана на чистом .asm - вопрос философский


  1. Skye_Terrier
    22.08.2025 08:32

    Вопрос к автору, а какие МК применяют сейчас в более современных лифтах?


    1. MaFrance351 Автор
      22.08.2025 08:32

      У меня есть плата от станции ШК6000, там стоит чип Allwinner F1C200S. В других новых либо ARM, либо (в основном в зарубежных лифтах) заказные чипы.


      1. Skye_Terrier
        22.08.2025 08:32

        понял спасибо. То есть условные СТМ туда не ставят уже получается? Они хоть и тоже на арме, но я так понимаю уже больше микроконтроллеры не используют.


        1. MaFrance351 Автор
          22.08.2025 08:32

          Вот тут неведомо. Возможно, где-то они стоят, но никогда не видел.

          Ещё из запомнившегося: блоки Otis Gen2 - PIC, скоростной лифт Sigma - Intel i960.


          1. Skye_Terrier
            22.08.2025 08:32

            А эти блоки каких годов примерно? PIC там 8 битный был?


            1. MaFrance351 Автор
              22.08.2025 08:32

              Sigma из двухтысячных, Otis Gen2 появился в начале десятых и до сих пор у них является одной из самых передовых линеек. Конкретно мои блоки были 2019 года.


              1. Skye_Terrier
                22.08.2025 08:32

                И в Otis 8 битный пик стоит? или все же 32 битный? Очень просто интересно, что сейчас используют в лифтах, а узнать это мало где можно.


                1. MaFrance351 Автор
                  22.08.2025 08:32

                  В вызывных постах и в этажных табло стоит PIC16CR54CT-20/SO. Основную плату я не щупал, вероятно, там что-то покруче. Возможно, даже заказные чипы (такая компания как Otis запросто может себе это позволить).


    1. NIK_VIK
      22.08.2025 08:32

      Попадались платы где установлен ПЛИС надо, скорее всего там ядро какого-то процессора загружено плюс логика для уменьшения количества микросхем на плате, но модель уже не вспомню давно было, плюс я только краем эту тематику зацепил.


      1. Skye_Terrier
        22.08.2025 08:32

        интересно, спасибо за ответ.


  1. bubokastor
    22.08.2025 08:32

    Вижу лифт как конечный автомат.
    И он уже спроектирован и реализован в плате.
    Вижу 1 сценарий использование arduino это поменять логику лифта. Но для этого надо будет обеспечить безопасность взаимодействие arduino с механизмом. Опять же та самая плата которая уже сделана.


  1. yokotoka
    22.08.2025 08:32

    Нельзя, к примеру, взять плату для жилых домов и поставить в административное здание, для этого потребуется поменять и МК с прошивкой. Если требуется какие-то особые условия работы (например, пропуск определённых этажей или что-то подобное), придётся заказывать спецпрошивку.

    Это какой же говнокод там должен быть в прошивке, что для пропуска этажей нужно заказывать кастомную прошивку, а не просто поправить пару строк в условном конфиге?

    Ну или байка для заказчиков, чтобы содрать побольше денег, поправив эти "пару строк в условном конфиге", что "невозможно" сделать на месте

    Надеюсь, что второе. Страшно, ведь, ездить на лифтах, если их программируют настолько по-дилетантски и коряво


  1. PEMOK
    22.08.2025 08:32

    Ничего не понял, ардуино это же среда разработки и однотипные название платы разработки, ядро которой является МК atmega. На атмеге полно стиральных машин собирают, вполне промышленных. Единственная причина почему данный МК не может использоваться в лифта, тадам... импортозамещение