«Как вы яхту назовете, так она и поплывет» уже не актуально. Актуально — придумать для проекта такое название, чтобы потом оно стало брендом, товарным знаком, узнаваемым доменным именем.
Ключевой момент — оно должно быть уникальным, иначе потом, когда вы вложите в проект много сил времени и денег, то будет очень обидно получить претензию от конкурента о том, что вообще‑то вы используете его товарный знак, и теперь должны заплатить ему круглую сумму (с января 2026 — до 10 миллионов, а то их х2 выручки от реализованной продукции или оказанных услуг), а потом еще провести ребрендинг и потратиться на замену этикеток, высок, указателей, униформу для сотрудников, смену названия сайта и всего остального.
Как вам перспектива? И вроде бы всем все ясно, но некоторые ленятся даже погуглить, нет ли чего‑то похожего, не говоря уже о том, чтобы посмотреть в специальных сервисах.
Я как юрист люблю заниматься сложными задачами, и поэтому хочу рассказать о простых — поделиться, как проверить заранее название для нового проекта:
Как этого избежать? Проверить все заранее.
Есть несколько простых шагов. Рассказываю:
Шаг 1. Выбираем название для компании
Что делать: проверить в реестре юр.лиц
Вот здесь: https://egrul.nalog.ru/index.html
Строго говоря, название должно быть уникальным, но вы видите, что фактически на рынке представлено много компаний с одинаковыми наименованиями. Это допустимо, если они работают в разных регионах и на разных рынках. Но мы видим, что споры за фирменное наименование периодически возникают.
Рекомендуем: придумывать уникальное название, не похожее на других.
Шаг 2. Выбираем название для продукта (товара или услуги)
Что делать: установить, есть ли товарный знак, аналогичный тому или похожий на то название и логотип, которые вы придумали.
2.1. Определить виды деятельности, для которых будет зарегистрирован товарный знак. Для целей регистрации товарных знаков (для товаров) или знаков обслуживания (для услуг) внесены в специальный признанный многими странами документ - Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ). Там товары и услуги поделены на части - так называемые классы. Вам нужно выбрать те, где "ваши" товары или услуги. Подбор можно сделать тут или тут, или тут, или тут.
2.2. Классы выбрали, а теперь нужно посмотреть, есть ли в этих классах тождественные или похожие наименования и логотипы.
Проверить, есть ли уже зарегистрированные товарные знаки, похожие на выбранное вами название.
Ресурс(ы), где смотреть: Линмарк или Brand-search
Как искать:
а) Набрать в поиске нужное слово и отметить выбранные классы МКТУ
б) Выбрать схожие товарные знаки;
в) Проверить, действует ли товарный знак:
Например, вы хотите назвать компанию «хороший юрист», выбираем класс МКТУ с юридическими услугами, это 45. Идем искать
Линмарк

Brand-search


Как видим, уже есть зарегистрированные похожие товарные знаки и поданы заявки с похожими названиями.
Но если они зарегистрированы, значит, и ваше обозначение может «пройти»?
Возможно. Тут важно учесть критерии сходства (а еще иногда факт непредсказуемости решений экспертов Роспатента, но я не могу это комментировать)
2.3. Оцениваем сходство того, что мы хотим зарегистрировать, и того, что уже зарегистрировано.
Сходство обозначений определяется экспертом Роспатента по совокупности визуальных, фонетических и смысловых признаков обозначений. При этом учитывается восприятие потребителей товаров и услуг.
Чек-лист для сравнения
Внешний вид (визуальное сравнение):
Похожи ли изображения, буквы, шрифты и цвета в двух знаках?
Есть ли одинаковое расположение элементов или похожие детали?
Звучание (фонетическое сравнение):
Похожи ли эти знаки, если их произнести вслух?
Звучат ли они одинаково или очень похоже?
Значение (семантическое сравнение):
Имеют ли слова или изображения в знаках одинаковый или похожий смысл?
Вызывают ли они схожие ассоциации и понятия?
Общее впечатление:
Создают ли оба знака похожее общее впечатление, даже если отличаются мелкие детали?
Будет ли путаница?
Могут ли люди перепутать эти знаки и подумать, что товары или услуги от одного производителя?
Вывод
• Если большинство ответов «да», то обозначения, вероятно, слишком похожи. Значит, зарегистрировать товарный знак не получится, и высока вероятность получить претензию с требованием о прекращении использования похожего обозначения и выплате компенсации.
Шаг 3. Проверяем коммерческие обозначения – это не товарные знаки, а название бизнеса, известного потребителям на определенной территории
Что делать: Гуглить, отдельное внимание уделить Яндекс-картам и 2ГИС.
Если вы нашли компании, работающие под вывеской, которая очень похожа на придуманное вами название, а на картах много отзывов благодарных клиентов, то это тоже довод против вашего названия, т.к. высок риск его оспаривания в суде.
Шаг 4. Проверяем, свободны ли доменные имена (адреса сайтов)
Скорее всего, вы знаете, что такое WHOIS и где его смотреть.
Да и поисковики тоже никто не отменял. Поэтому если в дополнение к найденным обозначениями вы нашли зарегистрированный домен, значит, это еще один повод, чтобы придумать новое название.
В сухом остатке:
Если вы проделали эти 4 шага и нашли, что название уже используется, или есть много похожих, то рекомендуем выбрать другое, иначе у нас будет много поводов для общения по поводу судебных перспектив дела. Если нет - вы великолепны, велкам на регистрацию товарного знака, чтобы его застолбить.
Комментарии (0)
ArtFrost
22.09.2025 06:37Забавно: " Если большинство ответов «да», то обозначения, вероятно, слишком похожи. Значит, зарегистрировать товарный знак не получится, и высока вероятность получить претензию с требованием о прекращении использования похожего обозначения и выплате компенсации ". Возможная история когда вроде все делаешь как надо, но все равно внезапно может прилететь откуда не ждешь.
Т.е. Роспатент или ещё какой-то госорган прошляпил и зарегал, а компенсацию, в случае чьей-то претензии за использование (возможное) похожего названия все равно платишь ты. Тем более что оценивать схожесть могут также субъективно, иначе давно могли бы использовать какие-то автоматизированные фильтры по названиям где сразу бы выдавался вердикт - можно зарегать / нельзя зарегать.
nivorbud
Посмотрел несколько своих доменных имен по указанным ссылкам проверки.
Много пересечений с разными ТЗ. Но правильно я понимаю, что за пересечения (даже точные) можно не бояться, если домен основан на слове, которое в чужих ТЗ помечено как неохраняемое? Например, вижу много таких знаков: "известный_брэнд" + "неохраняемое слово". Например: "Одуванчик-булочка" (причем сфера деятельности - хлебобулочные изделия). Наверно можно, не смотря на такой ТЗ, использовать в той же сфере деятельности аналогичные слова: булочка, булка и пр.?
Т.е. при подборе доменного имени наверно будет наиболее безопасно выбирать неохраняемые слова (для тематики сайта и планируемой сферы деятельности)? Понятно, что такие слова практически все заняты, но их вариации можно еще придумать.
И еще вроде видел ТЗ, где все слова помечены как неохраняемые. В таком случае охраняется только дизайн знака?