Привет! Меня зовут Рената, сейчас я работаю продуктовым дизайнером в Авто.ру, до этого работала в Яндекс Путешествиях, где и проходила моя стажировка. Параллельно учусь в Центральном университете и менторю начинающих дизайнеров, помогаю получить первую стажировку

Мой путь в дизайне был нетипичным: я пришла из мира олимпиадного программирования и iOS-разработки, чтобы найти профессию на стыке творчества и логики

В этой статье я бы хотела рассказать, как проходил мой отбор на стажировку в Яндекс, что было до отбора, из каких этапов он состоял и что можно сделать, чтобы лучше подготовиться

Предыстория: Мой путь от кода к дизайну

Моё первое касание с Яндексом случилось задолго до стажировки. Я училась в СУНЦ КФУ, занималась олимпиадным программированием и попала на одно из мероприятий Яндекса в Москве. Именно тогда произошло мое первое касание с Яндексом и я была точно уверена, что хочу работать именно здесь

Поначалу я пробовала себя в графическом и коммуникационном дизайне, но быстро поняла, что мне не хватает технической стороны и системного подхода, к которому я привыкла в программировании. Поиски привели меня в UX/UI, который плавно перерос в продуктовый дизайн

К моменту подачи заявки на стажировку я уже больше года работала дизайнером в Edtech-стартапе и вела несколько фриланс-проектов. Этот опыт дал мне хорошую базу и понимание рабочих процессов, но мне не хватало продуктового подхода, который был очень важен для попадания на стажировку

Как я готовилась к стажировке?

Мой путь от первого собеседования до оффера занял около 10 месяцев, попасть на стажировку в Яндекс продуктовым дизайнером на самом деле не так просто, как кажется, так как стажировки открываются редко, а желающих очень много, но проходя все больше и больше собеседований я пришла к тому, что самое важное – это хорошее портфолио и продуктовый подход к решению задачи

Первое, что нужно было усвоить – стажировка ≠ учеба, поэтому все навыки, необходимые для прохождения стажировки, нужно было подтянуть заранее, чтобы отрабатывать их на практике в течении 3 месяцев

1. Портфолио

Портфолио – самое важное, это основа основ, без которой не получится попасть на собеседование. Портфолио можно собрать в разных сервисах, от Buildin.AI до собственного сайта, главное сделать его с удобной навигацией и легким к чтению содержанием

1.1 Собрать 2-3 кейса для портфолио

У кейсов в портфолио должна быть четкая структура. Держите в голове, что у нанимающих менеджеров есть около 1-3 минут, чтобы понять, подходите ли вы под их вакансию, поэтому кейс должен быть легко читаемым благодаря своей структуре

1.2 Структурировать свой опыт

В портфолио должно быть сразу понятно, где вы работали и за что отвечали в последние несколько лет, а если еще не было опыта, то можно подсветить свое образование (особенно дизайнерское и смежное (программирование / бизнес)) и pet-проекты/тестовые на стажировки

1.3 Добавить немного вашей личности в портфолио

Об этом обычно все забывают упоминать, но все мы люди и хотелось бы, перед наймом человека в команду, знать, а чем он увлекается в свободное время, какие у него интересы и тд, поэтому я всегда рекомендую создать небольшой блок про себя, где будут фото с разных периодов жизни (в моем случае это путешествия, сноуборд и тд)

2. Возьмите мнение со стороны

Не всегда очевидно, что не так с вашими кейсами / портфолио, в таком случае понимание того, что ожидают нанимающие менеджеры, складывается из собственных проб и ошибок, что может занять довольно много времени, поэтому я рекомендую взять 1-2 консультации с ментором (нанимающим менеджером), чтобы узнать, чего не хватает и доработать это до подачи на стажировку

3. Найдите человека, который вас порекомендует

Попасть на стажировку можно без рекомендаций, но это ускоряет процесс отбора, так резюме сразу попадает к рекрутеру и вы точно будете замечены, что особенно важно у дизайнеров, так как вакансий действительно немного, а желающих много

Если у вас нет друзей/знакомых в Яндексе, то вы можете воспользоваться поиском на Linkedin и попросить вас порекомендовать, кстати, можно написать мне. Рекомендующий ничего не теряет от вашей подачи, но это сильно поможет вам выделиться из толпы на этапе отбора.

4. Соберите качественное резюме с четкими пунктами про ваш опыт

Я рекомендую воспользоваться шаблоном в Overleaf, потому что он универсальный под все компании и проходит авто-проверки (авто-парсинги) резюме, которые бывают в некоторых крупных компаниях. Именно тут я собирала свое последнее резюме, которое еще и легко модифицируется, если необходимо обновить информацию

Вспомните весь свой опыт, который был у вас в жизни, в любом косвенном опыте всегда можно найти навыки профессии продуктового дизайнера, так было и у меня. Я работала год коммуникационным дизайнером в Edtech стартапе, где в основном занималась отрисовкой презентаций, тем не менее этот опыт мне помог научиться структурировать информацию сжато так, чтобы пользователь не терял фокус внимания в процессе усвоения материала

Также и опыт участия в олимпиадах по программированию помог мне в моей карьере продуктового дизайнера, потому что именно этот опыт сложил у меня понимание многих аспектов программирования, что в дальнейшем упростило мое взаимодействие с разработчиками в работе, так как мы говорим на одном языке

5. Прорешала много тестовых заданий

Отбор на стажировку продуктовым дизайнером в каждой компании выглядит по-разному, в Яндексе он состоит из собеседования с HR, тестового задания, защиты тестового (опционально), технического собеседования с нанимающим менеджером и собеса с дизайн-лидом или продактом, но всегда по-разному, так как каждая команда внутри Яндекса решает, какой отбор будет именно к ним

Так как у разработчиков, ML и аналитиков отбор централизованный через организацию Young&Yandex, это все выглядит совсем по-другому, отбор всегда одинаковый и только на последнем этапе идет отбор в команду

Собеседование с HR. Это самый простой этап, обычно он создан для того, чтобы понять, проходите ли вы по базовым требованиям вакансии (не техническим), сюда входит проверка на мэтч с командой по хождению в офис, количеству часов занятости на стажировке, вы задаете свои вопросы по планам команды после стажировки, есть ли вакансия в штат, какого плана задачи планируются на стажера и тд. Основная идея собеседования — понять подходите ли вы под базовые критерии вакансии

Тестовое задание. Это самый основной этап отбора на стажировку у продуктовый дизайнеров, где отсеивается больше всего людей. Цель этого этапа — посмотреть, как человек подходит к задаче, как у него выглядит дизайн-процесс и насколько хороший UI. Чаще всего с этого этапа на следующий проходит не больше 7-15 человек, которые получают приглашение на собеседование

Собеседование с нанимающим менеджером. На этом этапе вы выбираете один из кейсов из вашего опыта и обсуждаете его, иногда также бывает, что здесь вы обсуждаете прошедшее тестовое задание и погружаетесь в каждое из принятых решений. На этом этапе важно уметь хорошо и структурированно рассказать нанимающему менеджеру, какая была роль в проекте именно у вас и почему вы приняли то или иное решение, здесь смотрят на ход мыслей, повествование и умение аргументировать свои решения

Собеседование с дизайн-лидом или продактом. Это опциональный этап, его чаще не бывает в отборе на стажера. Если это собеседование с дизайн-лидом, то часто его основной посыл — узнать вашу мотивацию, возможно доуточнить что-либо про опыт или снова посмотреть на 1 из кейсов. Если собеседование с продактом, то тут важно показать свои soft skills и умение аргументировать свои решения, потому что это 50% успеха в работе продуктового дизайнера

Сколько времени занял процесс отбора?

Начну с того, что попасть на стажировку мне удалось с 5 раза. Процесс отбора у дизайнеров в каждую из команд индивидуален, поэтому если ты не проходишь, к примеру, последний этап в одну из команд, все начинается заново

Свой путь к стажировке в Яндексе я начала в ноябре 2022 года, именно тогда с первого раза мне удалось успешно выполнить тестовое (которое было очень далеко от того уровня тестовых, которые я выполняла далее) и пройти на первое собеседование, знакомство с лидом на котором далее дало плоды в моем профессиональном развитии, как дизайнера. Тогда собеседование у меня было в Яндекс 360

Следующая основательная попытка была примерно в мае 2023 года, тогда я отбиралась в команду Саши Дьякова в Яндекс Карты и мне отказали после собеседования с ним, как я узнала позднее, во многом это было из-за моего нестандартного подхода к решению тестовых заданий, потому что от стажера ожидалось выполнение задач в рамках ожиданий

Между этими двумя попытками были еще 2 раза в Яндекс Браузер и Яндекс Поиск, куда мне также не удалось попасть, но эти попытки не отложились особо у меня в памяти, потому что в обоих разах я не проходила дальше 2 этапа

Моя последняя и успешная попытка была буквально сразу после отбора в Яндекс Карты и к этому тестовому заданию я уже была максимально выжата в плане сил, так как еще после Карт я успела выполнить тестовое в ВК, которое тоже забрало немало времени. Эта попытка была в Яндекс Путешествия, состояла из 3 этапов, первый — собеседование с дизайн-лидом Путешествий, далее — тестовое задание, последний этап — небольшое собеседование снова с дизайн-лидом, скорее вайб-чек и чек на базовые условия для стажировки (город, хождение в офис, мэтч с командой)

Тогда, я помню, я выложилась на полный максимум на тестовом задании и потратила около 50 часов на работу над ним, про это тестовое будет отдельная статья позже

Первый день в офисе Яндекса
Первый день в офисе Яндекса
Один из уголков в офисе
Один из уголков в офисе
Мое любимое место в одном из офисов
Мое любимое место в одном из офисов
Вид из офиса в Сити, все казалось нереальным
Вид из офиса в Сити, все казалось нереальным

Что я делала на стажировке?

Моя стажировка длилась 3 месяца, так как я работала по 40 часов в неделю (полный рабочий день), но можно выбрать и 20, если вы совмещаете с учебой

Первый рабочий день начался с онбординга, все стажеры Young&Yandex собрались в одном офисе, нам выдали оборудование, после этого отправили по офисам. Первая неделя была погружающей в продукт, в задачи, в специфику работы в бигтехе, все было в новинку, эмоций было много, помню, что ходила в офис каждый день, чтобы осознать, что со мной происходит)) Главное тут понять, что спешить некуда, первые пару недель действительно даются на адаптацию и никто не ждет, что вы сразу придете и будете рисовать макеты

В Яндексе на стажировке дают реальные задачи, к примеру, я занималась тестированием гипотез продакта, я попала в команду CVP (команда необычных фичей в продукте), мне нравились задачи, так как я очень люблю проводить исследования, как количественные, так и качественные и концептить

Долгое время я не могла осознать, что я работаю среди настолько классных дизайнеров, именно во время стажировки я успела тесно поработать с очень очень классным дизайнером, от которой переняла множество принципов в плане UI, тогда это дало нереальный буст в карьере

Также, из-за того, что вся стажировка была летом, сложилось небольшое впечатление летнего лагеря, не потому что задачи были легкими, а потому что было множество мероприятий для стажеров, на которых было очень весело. Так я успела сходить на день стажера летом, на день открытия IT-общаги и на многое другое

К счастью, в моей команде оказалось место, и после стажировки я продолжила свой путь внутри Яндекс Путешествий, продолжая развивать любимый продукт, правда фокус немного сменился и я продолжила работать не в команде CVP, а в команде Транспорта, где преимущественно занималась задачами Авиа и Жд продуктов

Если эта статья показалась вам полезной и вы хотите узнать больше о стажировках, можете подписаться на мой тг-канал, где можно найти еще больше о развитии карьеры продуктовым дизайнером

Комментарии (0)


  1. epliner
    23.09.2025 09:48

    Хорошая структурированная информация. Думаю, будет полезно и для дизайнеров и для потенциальных работодателей) Возможно, пропустила, но не увидела откуда взялся опыт исследователя. Было бы интересно услышать