Маленький кусочек рынка ИТ под названием «1С» меняется. Если верить публикациям на Хабре, большой рынок ИТ тоже куда-то поворачивает. Я и про рынок труда, и про рынок бизнеса.
Кто-то называет эти перемены кризисом, кто-то – возвращением в нормальное состояние. Вроде как предыдущие 2-3 года были ненормальными, ажиотажными, экстремумом. А то, что сейчас – это как было 2-3 года назад. Потому и не кризис. Скорее 2-3 года были кризисом, только с обратным знаком.
Не буду напяливать на себя костюм с маской эксперта по рынкам, анализировать причины, механику и последствия изменений. Я зашёл поговорить про то, что знаю. Точнее, про тех, кого знаю – про терпил.
Что за терпилы?
Итак, изменения на рынке ИТ для большинства его участников – печальны. Люди теряют работу, не могут найти новую, у кого-то снижаются зарплаты, начались проблемы у бизнеса. Нехорошо. Я искренне сочувствую этим людям, в моём окружении таких много. Чего уж там – я и сам пострадаю.
Но есть люди, для которых нынешние изменения – прелесть и красота. Для кого предыдущие 2-3 года были не золотым временем, а ярмом на шее, стоп-фактором развития, непроходимым мраком. Эти люди терпели экстремальную ситуацию на рынке ИТ. И сейчас они готовы восстать. Ну как… Не с плакатами куда-то выходить, конечно. Они просто оживут, обрадуются, задвигаются и что-то где-то у них заколосится.
Проекты перехода на ЕРП
Первая категория терпил, чисто наша 1Сная – клиенты, которым надо перейти со старого ПО на новое. У нас тут совпадение неудачное вышло – и рынок лихорадило, и фирма 1С уведомила о прекращении поддержки прошлого флагманского продукта, который назывался УПП. Всем, кто на УПП, надо было перейти на новые продукты – ЕРП или КА2. Срок перехода, известный на данный момент – до конца марта 2027 г.
И вот жеж незадача: пока рынок подпрыгивал, стоимость проектов перехода пробила все самые постыдные потолки. Вместо 5 млн. руб. просили 50 млн., а то и 100 млн. До бреда доходило – за «дорожную карту внедрения» просили 2 млн. руб. А это, на секундочку, 1-2 страницы текста, почти одинакового для всех заказчиков.
Не говоря уже про качество выполнения проектов. Ну, понятно – если у тебя бюджет в 10 раз выше положенного, то ты зальёшь деньгами любую неэффективность и идиотизм. Грубо говоря, ты можешь нанять на ближайшей остановке 10 студентов и школьников, даже из педагогического колледжа, и за 50 млн. руб. и научить их, и проект сделать.
Клиенты, которые нашли столько денег и перешли – не терпилы. Эти уже всё перетерпели и как-то живут дальше. Терпилы, которые сейчас потирают руки – те, кто платить не стал. Те, кто готов выложить 5 млн., 2 млн., а то и 1 млн. и получить тот же результат. Их время почти пришло – сейчас, ввиду падения продаж проектов, уже и за такие бюджеты возьмутся делать проект. А год назад никто не стал бы даже разговаривать.
Цена «специалиста»
Я специалиста взял в кавычки не потому, что все спецы – бестолочи. А потому, что за 2-3 года в ИТ накопилось людей, достойных кавычек, больше, чем там было спецов. Чтобы никого не обидеть, назову их пассажирами. Это хорошие люди, они никого не обманывали и ничего плохого не делали – просто вошли в ИТ, когда тот был в экстремуме, когда всем не хватало людей, когда платили хорошие и очень хорошие зарплаты тем, кто пока не научился хорошо делать своё дело.
Беда в том, что пассажиры не очень удачно воспользовались жирными годами рынка ИТ. Надо было учиться, а они просто зарабатывали деньги. Кто-то всё-таки научился, у них всё будет хорошо. Ну а кто просто взял деньги – что ж, они свой выбор в зефирном тесте сделали.
Итак, по моим субъективным оценкам, на 1 спеца в пике рынка приходилось 1.5 пассажира. Но бизнес есть бизнес, и клиенту, так или иначе, называется цена за услуги, включающая в себя и спеца, и пассажира. Можете пользоваться моей пропорцией, можете высчитать свою. Пассажир, увы, умеет меньше и работает хуже, чем спец. А зарплата его меньше не в той пропорции, как навыки. Не говоря уже про налоги, страховые взносы и прочую структуру затрат.
Платит же, как всегда, клиент. У нас в 1С есть вполне конкретный показатель – ставка часа. Ну, так уж вышло, что мы тут по часам продаёмся, как представители другой, намного более древней, известной и уважаемой профессии. У нас от цены часа и стоимость решения разовых задач считается, и бюджеты мегапроектов. У вас, в большом мире программирования, не так?
Так вот, за время пьяного угара рынка цены часа сильно подросли. Не потому, что мы тут все стали лучше работать. И даже не потому, что власть над нами захватили буржуины, которым очень хотелось сверхприбыль срезать, нет. Просто пассажирам надо было платить.
Эффективность их работы – существенно ниже. Т.е. за 1 час рабочего времени они производят существенно меньше результата, чем спец. А заплатить им за этот час надо, напомню, не столь существенно ниже ?
А клиенты терпели это необъяснимое повышение цены часа. Равно как и общую стоимость сопровождения, развития и вообще любой автоматизации. Знаете, наверное, есть такой метод определения цены продукта – называется «затратный», в СССР много использовался (и, по некоторым оценкам, стал одной из причин проблем в экономике). Это когда ты все свои затраты посчитал, включая пассажиров, накинул желаемую прибыль, и получил цену продажи. Вот это терпилы и терпели.
Теперь ждут и тихо радуются, что изменится ситуация. Цена часа может и не упадёт, но хотя бы спец будет хороший, и пассажира оплачивать не придётся. Клиент, думаю, не против и повышения нормы прибыли подрядчика, раз уж на то пошло. Лишь бы дело делалось.
Работодатели
Я работаю руководителем среднего звена, поэтому вижу ситуацию для работодателей с обеих сторон – и людей нанимать/учить/развивать/удерживать приходится, и сам я – наёмный работник.
Работодатели натерпелись – ого-го. Дураков среди них мало, подавляющее большинство в деле давно и знают, чем отличается спец от пассажира. За время экстремума рынка им пришлось сильно развить в себе актёрские навыки, чтобы с непроницаемым лицом, а то и с доброй улыбкой реагировать на вопросы, требования и капризы пассажиров.
Терпеть приходилось, т.к. кроме пассажиров на рынке труда никого и не было. Все спецы, особенно хорошие, были в острейшем дефиците. А пассажиры вели себя, как спецы. Не сразу, понятно, не с первых дней или месяцев работы. Но годовалый пассажир уже вполне мнил себя спецом, требовал к себе соответствующего отношения, зарплаты, игровую приставку в офис, свободный график, никаких KPI и, конечно, уважения к его личному пространству и балансу работы и жизни.
Я не хочу сказать, что всё перечисленное – ненужная чушь и бред, вовсе нет. Проблема лишь в том, что взамен терпила получал не спеца и качественную работу, а пассажира и кое-как сделанное кое-что.
HR
Тут не только про чистых сотрудников HR, вроде менеджеров по персоналу, но и про всех, кто участвует в подборе и адаптации людей.
Так вот, с HR всё сложно. С одной стороны – да, натерпелись, примерно как работодатели, т.к. пришлось больше возиться с пассажирами, чем со спецами. Раньше они больше искали и оценивали реальные навыки, теперь пришлось оценивать потенциал без опыта и хоть какого-то подтверждения. Да ещё и не выбирать из огромного потока кандидатов, а чуть ли не охотиться за хоть сколько-нибудь толковыми пассажирами.
С другой стороны, в HR тоже поселилось множество пассажиров. Там, где раньше справлялся один менеджер по персоналу, теперь сидят пять, и не все заняты поиском. Появилась масса обязанностей и процессов, связанных с адаптацией и удержанием пассажиров на борту. Вплоть до отдельно выделенных в структуре HR менеджеров по тимбилдингу, ивентам и заказу шашлыков в офис.
Продавцы
Этих ребят, по традиции, не сильно жалко ?. Но и им пришлось потерпеть.
Во-первых, пришлось заглушить в себе остатки совести, чтобы называть клиентам сильно завышенные цены. Но договориться с совестью было несложно – конкуренты предлагали суммы нисколько не ниже, так что выбора особо не было. Раньше конкурировать можно было демпингом, теперь – назвав сумму не в 10, а в 9 раз больше реальной. К тому же, продавец всегда может оправдаться законами рынка: раз покупают, значит всё хорошо.
Второе, что приходилось вот прям реально терпеть – негатив от клиентов по поводу качества работ. Понятно, что основной причиной были пассажиры, но клиент далеко не всегда может стратифицировать работы и понять, кто там чего где сделал не так. Поэтому негатив был направлен на всю компашку, включая и продавца.
Если продавец в деле давно, и репутацией своей дорожит, то вынужден был быть терпилой. Если продавец – тоже пассажир, то ему стыдиться нечего – оказался в нужное время в нужном месте, вошёл в «айтишку», заработал денег. Что делать дальше – сам решит. Хороший продавец не пропадёт.
Тимлиды
Неважно, как называется эта должность в конкретном месте, я говорю про человека, который организует работу команды и отвечает за результат. Нетрудно догадаться, что и по какой причине вынуждены были терпеть тимлиды.
Как, блин, выдать продукт нужного качества хоть в какой-то срок, если у тебя половина команды – пассажиры, которые ну вот прям просто никак не способны решать задачи? Что-то у них, конечно, получается – что-то попроще, однотипное, но тимлид не может бесконечно упрощать задачи так, чтобы пассажир мог их переварить без метеоризма и запора.
Тимлидам пришлось осваивать навыки нарезки и распределения задач таким образом, чтобы и дело сделалось, и пассажиры хоть чем-то полезным были заняты. А в идеале – хоть чему-то научились.
Кем же пришлось затыкать дыры в работе, на кого упали все сложные, срочные и мрачные задачи? На самого тимлида и спецов, которые не пассажиры.
Спецы
Это – последние терпилы в моём списке.
Для кого-то экстремум прошёл незаметно – некоторые спецы успели так или иначе огородиться от пассажиров, как от зомби. Либо персонально («идите вы все в задницу, я в вашем вертепе не участвую, буду работать один»), либо командой («нам пассажиров не надо, у нас будет маленькая хорошая команда, а если что-то не нравится – мы все уходим»).
Кому-то же отгородиться не удалось, и пришлось терпеть. Одни мучались в смешанных командах, описанных выше, в пункте про тимлидов. Брать на себя самое сложное, важное и ответственное (как говорил Джон Маклейн в Крепком Орешке 4.0, «просто больше некому»). Другие испытывали неловкость, слушая разговоры пассажиров, и не имея возможности сказать всё, что думают (нельзя, вы что, надо быть нетоксичным, конструктивным няшей).
Небольшому (надеюсь) количеству спецов пришлось терпеть упущенный доход. Зарплата спеца была выше зарплаты пассажира, но, как я писал выше, не в той же пропорции, что навыки и компетенции. Работодатель совсем не против бы платить спецу больше, но денег не хватало – пассажиров тоже кормить надо. А их, как вы поняли, достаточно много.
Сейчас у спецов жизнь должна немного наладиться. Пассажиров с поезда поснимают, но сумеют ли работодатели перераспределить ресурсы в сторону спецов – хороший вопрос. Можно ведь и зажать, под шумок. Тогда спецам, бывшим терпилам, придётся довольствоваться удовлетворённым чувством вселенской справедливости.
Комментарии (118)

aikus
30.09.2025 06:49У меня такое ощущение, что у пассажиров сейчас всё очень хорошо, т.к. они научились главному - проходить собесы и нравиться начальству.

Shaman_RSHU
30.09.2025 06:49Потому что у пассажиров на это есть время, а специалисты впряжены в лямку и тянут. А руководству наплевать - главное результат.

Oceanshiver
30.09.2025 06:49Так и какой результат у пассажиров?

kenomimi
30.09.2025 06:49Прекрасный, если смотреть по KPI. Организуют митинги, рисуют презентации, балаболят, делают много самых простых задач (часто не нужных сейчас, из беклога), что-то постоянно предлагают, ... тысячи активностей. Прибыль от них отрицательная, но поди ты ее увидь в корпорации на 100500 человек, которая еще и методологии подсчета этих KPI вместе с CRM закупает у стороннего поставщика, и детали никто почти не знает.
Лично ловил человека, у которого на 100 коммитов 70+ это правки орфографии в каментах, переименование методов/переменных/классов по методичке чистого кода, и так далее. На каждый коммит таска, производительность чувака зашкаливает, и всю группу тасок он аппрувнул у руководителя благодяря тому, что умеет красиво балаболить и выпрашивать. А реальный специалист может сидеть над одной задачей со сложной БЛ месяц, и у него будут хреновые показатели эффективности...

alexmasyukov
30.09.2025 06:49Странно думать, что руководство не оценивает пассажиров по результатам. А это значит, они его таки дают.

AstroSphynx
30.09.2025 06:49о хоспаде, вы хоть раз работали в маломальски крупной компании, чтоб так говорить? в лучшем случае половина только будет бесполезными людьми

GidraVydra
30.09.2025 06:49И чем бесполезнее человек, тем сильнее его уверенность в том, что вокруг одни пассажиры, а вот он-то точно специалист.

SoLRoN
30.09.2025 06:49Про тимлидов - попало. А что нас ждет то, будет продолжение?

winkyBrain
30.09.2025 06:49А куда лиды смотрели эти 2-3 страшных года, почему в команде оказывались пассажиры? Или если уж оказывались - почему за время испытательного срока не получалось их выявить?
Только за мою пока непродолжительную четырёхлетнюю карьеру я дважды устраивался на замену подобных пассажиров, о чём сообщалось в первый же день. Сначала мысли в духе "как так, чувака подсиживают что ли", но вот один раз натыкаешься на его код, второй, пару раз обсуждаете тет-а-тет какие-то технические вопросы и вот уже мысль сменяется на "как он просидел у вас в компании несколько лет?!". Страшно представить, сколько таких случаев в среднем по больнице

MEGA_Nexus
30.09.2025 06:49Так вот, за время пьяного угара рынка цены часа сильно подросли. Не потому, что мы тут все стали лучше работать. И даже не потому, что власть над нами захватили буржуины, которым очень хотелось сверхприбыль срезать, нет. Просто пассажирам надо было платить.
Сейчас рынок сжимается, количество проектов падает, как и их стоимость, поэтому выживут те, кто способен работать при минимальной марже. Поэтому цена часа специалиста будет падать ниже, а никак не расти выше. Так что лишних людей просто смоет с рынка. В этом и суть капиталистической системы.

vis_inet
30.09.2025 06:49Вы реально наюлюдаете снижение стоимости часа?

gennayo
30.09.2025 06:49По аналитикам, РП и т.п. да :) По разработчикам не заметно...

vis_inet
30.09.2025 06:49Т.е. как будь-то у аналитиков и РП снижается востребованность?

gennayo
30.09.2025 06:49Если снижается число проектов, то в первую очередь как раз аналитикам и РП работы становится меньше...

kenomimi
30.09.2025 06:49У разработчиков и тестировщиков есть поддержка запасным аэродромом (чинить баги и закрывать уязвимости), а вот аналитикам на поддержке почти нечего делать. Потому перекос некоторый есть...

010011011000101110101
30.09.2025 06:49Ну, я, конечно, не знаю чего вы все такие терпилы, я из чуть-чуть-чуть другого сегмента рынка. У нас принято набирать толковых и учить. Тогда они не пассажиры, а ... назовём их, стажёры. Стажёр - полноценная единица. Знает мало, но если спецу придать полтора стажёра, его производительность резко возрастёт - они его разгрузят от рутины и сами научатся кое чему. Спец мыслит и принимает решения, раздаёт стажёрам указания. Те оформляют документы, "крутят гайки", заполняют протоколы, тестируют. Через год-два полтора стажёра превратятся в одного спеца. Половинка потеряется.
Толковых и мотивированных молодёжи много, надо отбирать и выстраивать команды. Ситуация вин-вин-вин для всех.

xSVPx
30.09.2025 06:49Это работает только при возможности легко сепарировать годных стажеров, от негодных. И только в случае наличия рутины.
Если работа спеца - думать. И он, скажем 3 недели думает, изучает код, багрепорты, пробует и пытается исправить, а потом выкатывает фикс длиной в один символ (из практики история, все были до усрачки рады, что так быстро и вообще удалось исправить), то никакие стажеры ему не помогут. Им просто нечего поручить.
Я за стажёров. Они будущее. Но не везде от них есть хоть какая-то польза.

2medic
30.09.2025 06:49то никакие стажеры ему не помогут. Им просто нечего поручить.
Как нечего? Те самые багрепорты собирать, логи перетряхивать, моделировать всевозможные ситуации, помогающие локализовать проблему.

janvarev
30.09.2025 06:49Так багрепорты собирать надо уметь.
Логи анализировать надо уметь (потому что на курсах учат как по-быстрому запилить формочку на Реакте, а не копаться в реальном коде и проблемах)
Моделировать всевозможные ситуации - туда же.

xSVPx
30.09.2025 06:49Багрепорты собирают юзеры. И там уже всё что можно обмазано помощью. Ну т.е. я совершенно не представляю как тут стажеры что-то могут помочь, ну т.е. они, наверное могут, но это мало чему их научит и в целом какие-то стажеры это уже делают.
Ничего смоделировать и никаких логов изучить стажеры в данном случае не смогут. Тут надо опыт иметь лет десять + знать хорошо кодовую базу и архитектуру, чтобы если повезет догадаться где искать проблему и как ее хотя-бы репродуцировать. Стажер скорее всего не сможет никогда, ну т.е. это примерно как шекспир и шимпанзе.
Кое-где стажеры полезны. Кое-где не вредны. Но есть немало мест, где толк от них увы околонулевой.

2medic
30.09.2025 06:49Юзеры по факту редко присылают хорошие багрепорты. Они обычно звонят в панике: шеуф, усё пропало... Вот и приходится сначала из них вытаскивать инфу, что они ожидали, что получили, какие шаги приводят к ошибке и в какой среде это произошло. Проще к юзерам анидеском подключиться и всё своими глазами увидеть, чем получить от юзера багрепорт. И вот тут стажёр вполне может пригодиться.
тут надо ... знать хорошо кодовую базу и архитектуру, чтобы если повезет догадаться где искать проблему и как ее хотя-бы репродуцировать
Я сижу на легаси, документации нет, людей, которые знают, как оно работает, тоже ноль. Как-то же я обхожусь без знаний кодовой базы и архитектуры? Реверс-инжиниринг, логирование моё всё. Звонят, ой, телеграм бот перестал рассылку рассылать.... Ну начинаю с того, что смотрю, какой же адрес у вебхука. Грепаю конфиги, чтобы понять, какой сервер обслуживает этот вебхук, и где же лежит код вебхука. Ура, нашёл. Теперь смотрим, какая библиотека для бота используется, в каких местах в коде подключается, ищем, кто отвечает за отправку рассылки. Ага, нашли. Почему не рассылается? А в БД пусто. А почему там пусто? Грепаем кодовую базу, где же insert into в нужную таблицу и т.д. и т.п.
Ну вот как-то так...
Такому пошаговому анализу можно научить стажёра, и это реально ускорит расследование.
xSVPx
30.09.2025 06:49У всех своя специфика. Лично мне стажер не поможет, совершенно. Разве что кофе принесет, но я его не пью, а чай пью когда надо отвлечься.
Вы описываете какие-то совершенно тепличные условия, знаете анекдот про ветеринара пришедшего к терапевту ?
На что жалуетесь ?
Пффф, так каждый дурак сможет...

Toloymak
30.09.2025 06:49багрепорты собирать
моделировать всевозможные ситуации, помогающие локализовать проблему
Вроде для этого есть специальная категория специалистов - QA инженеры, которые опять-таки годами этому учатся

mixsture
30.09.2025 06:49Это работает только при возможности легко сепарировать годных стажеров, от негодных. И только в случае наличия рутины.
мне кажется, забыли главное. Это работает при горизонте планирования 3 года. А сейчас по моим ощущениям: полгода-год. Поэтому их всех записали в пассажиры и негодуют.

Flyingmark
30.09.2025 06:49Было. 3 месяца была задача. Тимлид, посидел 3 дня, сказал, нет я занят, а это не находится, не смертельно, передал опытному мидлу на проекте, тот посидел 1.5 недели, ему дали новую задачу, которая приоритетнее. Задача зависла. Через пару недель к проекту добавили меня, сказали на, может заодно пока разберёшься как проект работает и проблему решишь. 2 недели отвлекаясь на старый проект я дебажил код, и нашел. В 1 строчке нужно было в лоб написать приведения типа, и тогда в этом хитром кейсе перестали пропадать строки из бд, удаляемые хибернейтом.

vvzvlad
30.09.2025 06:49У нас принято набирать толковых и учить. Тогда они не пассажиры, а ... назовём их, стажёры. Стажёр - полноценная единица.
Не, это разные. Стажер, которого можно выучить за год-два до спеца — это писец как мотивированный джун, который осознает что хочет научиться чему-то.
Человек-пассажир (или "вкатун") это чувак, который ушел в айти, потому что там платят. Вы часто встречали супер-мотивированных клерков в банке? Или каких-нибудь проектировщиков? Продавцов в магазине? Нет, они поучились-получились ни шатко ни валко, нашли работу и работают там от звонка до звонка с перерывами на чай и поболтать с коллегами. Они не глупые, они не обманщики, они действительно работают, и выполняют свои задачи, но просто для них работа это просто штука, за которую им платят деняк. Они ее не любят и они ей не горят, у них нет азарта сделать круче чем было.
И вот они приходят в айти чтобы получать не 80к как в банке, а 180. Их берут, потому что ну а чо, задачи есть, они их хоть как-то, да делают. И что, эти люди будут куда-то расти, если их петух за жопу не клюнет? Нифига.

Oncenweek
30.09.2025 06:49для них работа это просто штука, за которую им платят деняк. Они ее не любят и они ей не горят, у них нет азарта сделать круче чем было.
Ну так это и есть нормальное поведение здорового человека, странно, что владельцы бизнесов вообще с какого-тот рожна ожидают, что кто-то будет "гореть" ради их прибыли.
И что, эти люди будут куда-то расти, если их петух за жопу не клюнет
У них рост будет просто по фату обретения компетенций на месте. Если бизнес хочет большего - ну надо устраивать мероприятия по повышению квалификации для сотрудников (разумеется в рабочее время и не забывая потом зарплату поднимать)

dom1n1k
30.09.2025 06:49странно, что владельцы бизнесов вообще с какого-тот рожна ожидают, что кто-то будет "гореть" ради их прибыли.
Комментатор выше писал не про горение ради чужого бизнеса, а ради профессии и роста. Это вообще разные вещи.

Oncenweek
30.09.2025 06:49Не соглашусь - "профессия и рост" нужны тоже в первую очередь владельцам бизнесов, вот они и любят раскручивать эти культы продуктивности и личностного роста - чтоб курсы повышения квалификации сотрудникам не оплачивать в счет рабочего времени, а чтоб они сами после работы еще "росли и развивались". А то так-то эти "пассажиры" вполне могут после работы расти в умении играть на гитаре или выращивания бонсая, не обязан у человека свет клином на работе сходиться

dom1n1k
30.09.2025 06:49Это логика примерно такого уровня - людям в автобусе выгодно, чтобы я мылся, и поэтому они коварно придумали культ гигиены, а нет чтобы просто скинуться мне на шампунь.
Ну то есть да, им ТОЖЕ это выгодно, но в первую очередь - самому пассажиру.

Oncenweek
30.09.2025 06:49Опять же не соглашусь - если человеку что-то выгодно он свою выгоду в большинстве случаев не упустит, а если упускает, значит выгода, как минимум, неочевидна. И вот с "ростом" оно как раз именно так - вложения в него вполне вероятно, что и не окупятся, ну или человека текущее положение дел может устраивать, и это его полное право.
И да, современные нормы гигиены "душ 2 раза в день, а хорошо бы и вовсе 3", я, например, считаю несколько избыточными, и вполне понимаю тех, кто соблюдать их не готов

xSVPx
30.09.2025 06:49Интересно что именно по вашему мнению "не окупится"?
Ну т.е. "лучше тупить на работе, а то вдруг чему-то научусь, а оно не пригодится" ?

Oncenweek
30.09.2025 06:49Как правило "чему-то научусь" идет не вместо текущей работы а вместе, соответственно получается или "я в 6 ухожу домой" или "после работы чему-то учусь/вместо работы чему-то учусь, после работы дорабатываю работу", соответсвенно получается "лучше не шибко зашиваться, а то научусь, а оно не пригодится". Как то так. Тем более в изначальном комментарии, на который я отвечал, писалось буквально о "гореть работой", что явно подразумевает работы сильно свыше должностных обязанностей

xSVPx
30.09.2025 06:49Ну вот опасающиеся немного вспотеть в качестве стажеров совершенно и не нужны. Пусть приходят когда научатся. А если им надо научиться - пусть платят кому-то кто научит.
Всеж предельно честно: никто никому ничего не должен.

Oncenweek
30.09.2025 06:49Ну речь шла изначально опять же не о стажерах, а о сотрудниках, которые "конечно нормально работают, но не горят". А стажерам конечно же никто ничего не должен, но и работодателям тогда о дефиците кадров заикаться тоже не стоит

Arioch
30.09.2025 06:49а то вдруг чему-то научусь
...и стану решать те же задачи в два раза быстрее, и мне сразу передадут половину задач Пети и половину задач Коли. И кто из нас после этого дурак?
Внезапно, да. Быть или казаться дураком - зачастую реально выгоднее

xSVPx
30.09.2025 06:49В чём профит то хреново работать и нифига не уметь ? Времени это занимает столько же, мозги сохнут, карьеры никакой...
Просто какой-то "назло бабке уши отморожу".
Если бы можно было на три работы джуном устроится и больше сеньера получать это имело бы смысл хоть какой-то, но это так не работает, да и не стать так сеньером чтоб за трех джунов работать...

Arioch
30.09.2025 06:49Времени это занимает столько же,
Верно, по факту продаются часы, а не продуктивность.
мозги сохнут,
А вот тут идет разделение.
Как в школе, кто-то проглатывает учебники и "хочу всё знать", кто-то ждёт звонка, чтобы наконец можно было пожить - мячик попинать, пивка дёрнуть, юбку задрать...
Если лично у вас "понедельник начинается в субботу", то вам конечно будет жутко подыхать со скуки и изображать решение задачи, которую вы в голове уже давно решили.
Но что насчет человека, которому будет одинаково скучно и решать задачу, и "курить кофе" ?
карьеры никакой...
А её и так никакой. Карьера появляется оттого, что человек получил ачивку - запись в трудовой - и научился проходить собесы.
С точки зрения карьеры научиться быстро решать бизнес-задачу нужно только тогда, когда можно будет съкономленное время использовать на прокачку скиллов прохождения собесов. Но... у новичков и джунов не всегда есть возможность потратить безнадзорно час-другой. Когда есть, то вы правы, тогда инвестиции в скорость решения задач могут окупиться, создавая этот люфт для самообразования.
Но... это если не заметят. А если заметят, то просто накидают тебе больше задач от соседей. В конце концов начальнику-то пофигу кто именно везёт, ему нужно "бери больше, кидай дальше". И получится, что время для самообразования ты так и не выкроил, просто за те же деньги получил себе нервное истощение, и насмешки от соседей, чьи задачи тебе перепали

xSVPx
30.09.2025 06:49Да что там у вас происходит ;)?
Откуда у вас нервное истощение от любимой работы :)? А если она нелюбимая, у меня для вас плохая новость: никакого успеха вам не достичь. Это тупик.
Ни в каких раскладах "тупить" не выгодно ни в краткосрок, ни в среднесрок, ни тем более в долгосрок. Умным и умелым всегда лучше быть, чем тупым рукожопом.
Хотя-бы потому, что тупым прикинуться можно, а умным нет...

Arioch
30.09.2025 06:49Ну это вы уже "на броневик" полезли агитировать "за всё хорошее, против всего плохого".
Есть у меня ощущение, что дискуссия идёт о "биологически заданных" аксиомах. И поэтому логические конструкции бесполезны, они только создают видимость рационального выбора. И я пытаюсь вам показать, как и Oncenweek выше, что у разных людей они разные. Я даже не говорю, что это мои аксиомы тоже, но я просто хочу, чтобы вы приняли, что кроме людей похожих на вас, с вашими аксиомами - есть и другие. И с их позиции разумен другой выбор.Никакого успеха вам не достичь.
Возможно, не все хотят стать самым лучшем пианистом/футболистом/программистом мира и на меньшее не согласны.
Это тупик.
Все там будем. Можно выбрать только вид захоронения.
не выгодно ни в краткосрок
Очевидная глупость. И именно её очевидность для меня подтверждает то, что спор идет об аксиомах и самоидентичности, и отчаянных попытках их выдать за логически обоснованное.
Два человека - Петя и Коля - приходят вечером домой почти не уставшие и начинают заниматься хобби, или семьёй, или самообразованием для карьеры - учатся собесы проходить.
Они сделали на работе 50% от ожидавшегося КПД и у них есть резервы на активную жизнь после работы.
А Олег на работе сделал 200% - 100% за себя и по 50% за Петю и Колю. Он выжал биологический максимум из своих мозгов. Когда он пришёл домой - у него банально нет сил ни на карьеру, ни на хобби. А может быть и на внимание к своей семье, которая начинает разрушаться.
Очевидно что в краткосроке - сегодня вечером - Петя и Коля выиграли, а Олег проиграл.
Можно спорить про долгосрок, там есть пространство для туманной мечты о светлом будущем, которую иногда называют "зефирным экспериментом", но вот конкретно про краткосрок всё очевидно. Хотя это и отвратительно для ваших врождённых аксиом, которые против рациональности этого выбора бунтуют.

Astroscope
30.09.2025 06:49А Олег на работе сделал 200% - 100% за себя и по 50% за Петю и Колю. Он выжал биологический максимум из своих мозгов. Когда он пришёл домой - у него банально нет сил ни на карьеру, ни на хобби. А может быть и на внимание к своей семье, которая начинает разрушаться.
Подытожу поговоркой: работа дураков любит.

xSVPx
30.09.2025 06:49Ну вот видите - вы уже потихоньку переходите с аргументов на меня, так глядишь и маму мою начнёте вспоминать. :)
Нет никакого "биологического максимума мозгов", который можно выжать. Это вас кто-то обманул. Мозг даже более гибок чем мышцы. Те, кто занимался когда-либо хотя-бы фитнесом знают, что довольно скоро возникает проблема: адекватно нагрузить мышцы толком не получается, надо очень много времени и усилий на это потратить. Т.е. условная способность поднимать тяжести растет стремительно и кратно, причем так, что достигнуть предела всё труднее и труднее. С мозгом примерно тоже самое только гораздо-гораздо мощнее выражен эффект.
Собственно практика это подтверждает. "Сеньеры" совершенно не убитые "домой уходят". Бодрые, веселые и может даже и отдохнувшие :).
Так что олег петя и коля устанут одинаково. Но вот при любых затруднениях петя и коля устанут еще и работу себе искать новую, а это может быть изрядно запарно. Потому как со старой они будут первые в списке "на выход".

Arioch
30.09.2025 06:49Нет никакого "биологического максимума мозгов", который можно выжать. ...способность поднимать тяжести растет стремительно и кратно, причем так, что достигнуть предела всё труднее и труднее. С мозгом примерно тоже самое только гораздо-гораздо мощнее выражен эффект.
Ах ну да. Корову надо больше доить и меньше кормить, но лучше всего еще сделать, чтобы корова больше благодарила и сама чаще доилась.
У этого принципа даже название есть, The Growth Mindset. И есть целая научная психологи:ня, которая полвека научно пишет и продает книги, о том как интенсивное доение коровьих повышает интеллектуальные надои.И ещё есть Сатья Наделла, который сделал этот принцип религией Майкрософта, после чего начался Windows 10, Windows 11 и так далее.
Собственно практика это подтверждает. "Сеньеры" совершенно не убитые "домой уходят". Бодрые, веселые и может даже и отдохнувшие :).
Обычная ошибка выжившего. Причина и результат меняются местами.
Если начальник Теслы и начальник Майкрософта летают по курортам на личном самолёте и всегда красивые-здоровые-отдохнувшие, то это практическое подтверждение научного наблюдения, что гастарбайтеры на стройках болеют и устают исключительно от того, что по собственной глупости не хотят купить самолёт и не хотят летать на курорты.
Так что олег петя и коля устанут одинаково.
Нет конечно. Если Олег попробует как сеньор, лечь в офисе на ростовую подушку подремать пару часов, потому что так он ловит вайб для кодинга, то ему быстро укажут его место. Сеньору так можно, он по выходным с хозяином на даче вино пьёт. А Олег у - нельзя.
Пете с Колей тоже нельзя, но они хотя бы расслабляются сидя в кресле.
Но вот при любых затруднениях петя и коля устанут еще и работу себе искать новую
Иногда так и бывает. Но нередко бывает и наоборот.
Начинаются разборы полётов и сравнение объективных показателей, и именно Олега скорее всего выведут на чистую воду.
Петя и Коля на хорошем счету у начальников, они часто с улыбкой и благодарностями пьют с ними кофе, и рассказывают им, как мало их ценят и какие интригу плетут за их спинами завистливые неудачники. Они помогают управлять компанией, заранее подсказывая, у каких работников назревают проблемы.
Олег - просто строчка в табели. Безликая лохматая кукла сидящая перед монитором в мятой рубашке, и что-то там все время тарабанящая. К начальству его приходится звать, и даже там он думает только об одном - как бы побыстрее сбежать и опять залезть в свой компьютер. Якобы он там очень занят. Из-за него у начальства всегда чувство непонимания и тревоги. Он почти унижает начальство своим поведением.Петя и Коля на хорошем счету у коллег. Если у кого-то что-то не получается - они всегда подбодрят человека, всегда посочувствуют, не жалея своего времени помогут ему выговориться. Они командные игроки и их все поддержат.
От Олега же не приходится ждать много. Если он вообще вылезет из своего компьютера, то только на смешные пару минут. И вместо душевной и неторопливой помощи, он максимум пренебрежительно бросит какие-то заумные фразы, которые он думает он один зубрил. Да умные слова все умеют гуглить, только это не помогает! Взял бы, сел на моё место и показал что надо делать, урод злобный! У меня проблемы, а он изображает тут из себя занятого, думает он умнее всех. Все с радостью вздохнут, когда Олег выставят на мороз, и всегда про это намекнут начальству.У Пети и Коли всегда хорошие отчеты. Все их задачи приятно читать - начальник за пару минут понимает каждую, в чем была задача, и как её надо было решить. Петя и Коля так и её и решают, да ещё и время экономят для всего отдела. Задачу продали на 8 часов, а Петя её решил за 6, тем самым принеся 2 часа отделу в запас.
А запас нужен для того, чтобы решать просроченные задачи проблемных сотрудников.
Да, Олег, к сожалению чаще всего это про тебя. Вот задача 12345, открываем её. Ну и что это за формулировка, как эту мутоту можно понять? Ты что думаешь, из-за твоей задачи начальство должно часами сидеть и думать за тебя что ли??? Что значит "тебе такую дали"? То есть мало того, что ты ничего не понимаешь в нашей работе, ты опять просрочил дедлайн, ты потратил на задачу в два раза больше времени, чем положено, и ввёл отдел в убытки, так ты ещё и опять пытаешься обвинять других в своих косяках? Да 90% проблемных задач - это ТВОИ задачи, Олег! Где перерасход, где сроки горят, где нет даже понятной формулировки - открывай любую такую задачу, и там наверняка будут твои следы! Да единственная причина, что тебе пока ещё позволяют так безответственно относиться к обязанностям и коллегам - это наши герои, Петя и Коля. Это они выиграли нашему отделу лишние часы в этом месяце, на которые весь отдел опять будет тебе помогать! А ты даже понятно и просто описать задачу не можешь! Что значит "пусть сами попробуют"? Они-то свои задачи быстрее закрывают, и не тебе выбирать за хороших работников, какие у кого какие задачи. Ты сначала работать научись, а потом будешь указывать, что тебе хочется делать, а чего не хочется.
По объективным метрикам именно Олега скорее всего отцепят в случае проблем у отдела. Никому не нужны злобные неудачники, на которых висит 90% проблем отдела.

Astroscope
30.09.2025 06:49Умным и умелым всегда лучше быть, чем тупым рукожопом.
Быть - возможно что и да. Казаться - скорее нет, разве что исключая собеседования при трудоустройстве и им подобные ситуации.
Хотя-бы потому, что тупым прикинуться можно, а умным нет...
Если выгодно прикидываться тупым, а это довольно нередкий сценарий, то у реально тупого есть пусть одно, но заметное преимущество: тупому достаточно вести себя естественно. А умному нужно играть чужую роль.

Dmitry_604
30.09.2025 06:49Откуда у вас нервное истощение от любимой работы :)?
А у кого-то есть работа чтобы все задачи на ней были прямо интересные и любимые? По моему опыту полностью "любимых" работ не бывает, периодами - да. Везде есть рутина. А если соковыжималка да еще и задачи не "твои" - надо валить как можно быстрее да.

Oncenweek
30.09.2025 06:49успеха вам не достичь
Сначала надо определить, что есть "успех". Стать новым Дейкстрой? Выйти на зарплату в $5000/мес? Работать 10 часов в неделю? И уже исходя из этого определять, что надо делать чтоб его достичь. А то может человек его в своем представлении уже достиг - денег на жизнь хватает, работа не перенапрягает, чего еще надо?
При этом не стоит сразу "не горящего работой" записывать в "тупящие" - он в свои свободные минутки так же может интеллектуально развиваться, только в вещах не имеющих приложения в работе.

Sancho_SP
30.09.2025 06:49Я вот только не понял логики: зачем вообще нанимать пассажиров, если спецы не намного дороже? Не лучше ли платить спецам существенно больше (раз рынок позволяет) и выполнять тот же объем работ меньшим составом ?

vvzvlad
30.09.2025 06:49Так не было спецов на рынке, откуда их брать-то? Или вот пассажиров, или никого. Выбирали первое, т.к. часть работы они таки делают, и спецы могли делать только ту часть, которую не мог сделать никто, кроме них.
Ну т.е. ситуация была примерно как с нейронками щас — они все еще тупые, они все еще не могут затащить проект в одиночку, за ними все еще надо приглядывать в плане реализации и архитектуры, но они уже могут делать процентов 50 работы в стандартных CRUD-проектах. Да, на остальные нужен спец, но зато он нужен один-два + LLM, а не два спеца, один тимлид и пять джунов как раньше.

VladimirFarshatov
30.09.2025 06:49Спецы на рынке были, есть и будуть. И не только есть, но и пить. Просто ХР или ещё веселее, "автоподборщик", не в состоянии отличить спеца от стажера зачастую. И, как правило, спец - это не 25-30лет, а слегка постарше. А подобные резюме девушки-ХР выкидывают на помойку, из-за подсознательного желания найти мужа. Проверено не единожды, писал уже конкрутные примеры на Хабре не раз. Надоело повторятся.
На рынке полно спецов, в т.ч. и не находящих себе работу. Особенно возрастных от 40+.

qeeveex
30.09.2025 06:49Подтверждаю.
Многие из них недооценены и сидят на старых местах, от куда их очень легко схантить.

YuriyRusinov
30.09.2025 06:49Даже не HR, а скорее автоподборщик, так как в 6 утра в воскресенье вряд ли живой рекрутер просматривает резюме.

khgvghv
30.09.2025 06:49А чем руководствуются замужние девушки-ХР?

kivanchi
30.09.2025 06:49А чем руководствуются замужние девушки-ХР?
Замужество - не приговор! :) Тут подойдёт для объяснения притча "Магазин мужей"
Один из её вариантов
В одном городе открылся магазин, в котором женщины могли выбрать и купить себе мужа. У входа в магазин были вывешены правила работы магазина:
1. Вы можете посетить этот магазин только один раз в жизни.
2. В нашем магазине 6 этажей: качество мужчин повышается с каждым этажом.
3. Вы можете выбрать любого мужчину на этаже или же подняться выше.
4. Категорически запрещено возвращаться на этаж ниже.Одна женщина некоторое время сомневалась, но все-таки решила посетить «Магазин мужей», чтобы найти себе спутника жизни.
Внимательно ознакомившись с правилами, она вошла в магазин и осмотрелась на первом этаже. Здесь она увидела вывеску: «Мужчины, имеющие работу». Улыбнувшись и не задержавшись здесь, женщина пошла на второй этаж.
Вывеска на втором этаже сообщала: «Мужчины, имеющие работу и любящие детей». Улыбнувшись и не задерживаясь здесь, женщина пошла на третий этаж.
Вывеска на третьем этаже гласила: «Мужчины, имеющие работу, любящие детей и необычайно красивые». «Ого! — удивилась женщина. — И такие бывают!» Но, не задержавшись и здесь, женщина пошла на четвертый этаж.
Вывеска на четвертом этаже была следующего содержания: «Мужчины, имеющие работу, любящие детей, ослепительной красоты и помогающие по дому». «Фантастика!» — воскликнула женщина, но пошла на пятый этаж.
На этом этаже на вывеске женщина прочла следующее: «Мужчины, имеющие работу, любящие детей, ослепительной красоты, помогающие по дому и очень романтичные». Женщине очень захотелось остаться на этом этаже и выбрать себе мужа, но она побежала на шестой этаж.
Там она увидела такую вывеску: «Вы на этом этаже – посетительница №2816973, и мы сообщаем Вам, что здесь нет мужчин. Этот этаж существует лишь для того, чтобы лишний раз доказать, что женщину удовлетворить невозможно. Благодарим за посещение нашего магазина!»
Кстати, напротив «Магазина мужей» уже давно работает «Магазин жен». На первом этаже находятся женщины, которые любят заниматься cексом. На втором — богатые, которые любят заниматься cексом. А на этажи с 3-го по 6-й так никто ни разу и не заглянул…

YuriyRusinov
30.09.2025 06:49На 3м ещё находились жены, которые богатые, любят заниматься сексом и обучены подавать пиво в постель, а выше 3го этажа никто и не заглянул.

mixsture
30.09.2025 06:49Режим душнилы: сдается мне, что качество мужчин на 6 этаже является неопределенными значением за неимением ни одного. И поэтому нарушается "качество мужчин повышается с каждым этажом".

Arioch
30.09.2025 06:49Душнить - так душнить. Кажется что-то близкое в математике называют аксиомой конструктивности или аксиомой выбора :-D
Есть два способа задать характеристики и состав 6-го этажа.
1. На 6-м этажа собраны все мужчины, со значениями аттрибутов от вектора min_6 до вектора max_6. Их количество неизвестно и не важно.
2. На 6-м этаже собранные следующие мужчины (список). Значения их аттрибутов... возьмите и измерьте!
В 1-м случае: сначала фиксированные критерии, а потом количество/содержимое, какое уж получится. Во втором - наоборот, сначала фиксированный набор, а потом уже какие по нему наберутся критерии.Вы подходите со второй стороны, и тогда да, массив пустой, переменный остаются неинциализированными, и вообще access violation.
А директор магазина занят конструированием множества. У него на 6-м этаже "лучшие мужчины" просто по факту конструирования этого множества. А что множество пустое получилось - ну ой.
Это как магазин - обуви, алкоголя, автомобилей - чего угодно - в котором кончился товар. Он же не стал кинотеаторм просто потому, что в эту минуту в нём полки пустые

enablewebmvc
30.09.2025 06:49У меня ХР на скриннинге спрашивал разницу между List и Set в java, у разработчика с 5+ годами опыта. Был немного удивлен. Видимо так на рынок пассажиры влияют…

GidraVydra
30.09.2025 06:495 лет опыта могут быть нарисованными ровно так же, как и 1 год. Цель скрининга - отсеять неадекватов и самых наглых рисовальщиков. Нормальные вопросы по специальности - на техинтервью.

Arioch
30.09.2025 06:49Стааааарый анекдот про студентов и вопрос про "дважды два".
Студенты выпускного курса отвечают искренним возмущением "я не обязан помнить все константы!!!"

Sancho_SP
30.09.2025 06:49Ну что значит не было, куда же делись?) Стоили просто дороже, а для типовых задач, которыми перенасытился рынок, были избыточны.
Лукавство тут, скорее всего, в том, что дороже то они были очень даже намного.

vvzvlad
30.09.2025 06:49В смысле куда делись? Сидят себе, работают, никакой необходимости искать работу не испытывают. Обьем спецов конечен, заливать рынок деньгами, как показала практика, нет особого смысла — выхлоп по количеству нанятых не очень большой, зато растут зарплаты.

sergeyns
30.09.2025 06:49На больших проектах, имхо (чисто мое мнение, но из наблюдений за реальными проектами), специально спецов разбавляют пассажирами, ибо платить за одного человека 1к$ в день вроде бы дорого, но взять 4х по 300 баксов в день - вполне себе конкурентное предложение...
ЗЫ не сразу обратил внимание на автора поста... Дык это известный набрасыватель на вентилятор

anonymous
30.09.2025 06:49
KapasMordorov
30.09.2025 06:49Да тут вся статья про торгашескую часть рынка 1С. Основная мысль: нужны низкооплачиваемые высококвалифицированные. У собственно спецов два пути: ИП-шником или недорабатывать наемником за "рыночную" ЗП.

Astroscope
30.09.2025 06:49Этих ребят, по традиции, не сильно жалко
Недалекое суждение. Вы живете в парадигме разделения труда, потому что эмпирически доказано, что это наиболее эффективный способ совместной производственной деятельности. Если сильно упростить для краткости изложения, то имеются бизнесмены, кто создает вам рабочее место, дает работу и оплачивает ее результаты (часто хозяин работает бизнесменом, например директором, но совершенно необязательно), есть вы, кто производит продукт или услугу, есть убирающие за вами уборщицы, есть еще больше или меньше всякого и, собственно, есть продажники. А дело тут все в том, что вы, уверен, хотите работать за зарплату, а не за идею, ради фана или еще каким-то по сути безоплатным способом. А у бизнеса нет других денег, кроме выручки от реализации. Если продажник не продаст результаты вашего труда, каким бы невероятно высококлассным спецом вы не были, то платить вам за работу будет нечем, и вскорости вы отправитесь покорять карьерные вершины в другом месте, в котором в принципе все ровно так же, только в деталях отличия. Этого одного достаточно для того, чтобы понимать, что вы опосредовано зависите от продажников, и должны максимально высоко ценить их труд. Но это даже не все. Как вы правильно пишете, продажники еще и огораживают вас от чрезмерного общения с клиентами, беря всю нервотрепку (тут другие слова лучше подходят) на себя. Еще один достаточный сам по себе повод ценить труд продажников.

Floridov
30.09.2025 06:49В чем-то согласен с точкой зрения. Но иногда бывает обратная ситуация. Продажник без технических знаний обещает клиенту золотые горы, не сильно вникая в то, сколько труда понадобится для реализации. Хорошо, если он возьмет паузу и проконсультируетмя предварительно со специалистами. Но чаще всего заканчивается "я продаль, теперь давайте реализовывать проданную задумку! " И вот тогда начинают лезть нюансы и начинается бег с горящей жопой и поиск того, кто сможет быстро и не сильно дорого закрыть боль бизнеса. И уже не продажник обеспечил работой разрабов, а разрабов срочно привлекли к закрытию горящего по срокам и требуемым компетенциям проекта

Astroscope
30.09.2025 06:49То, что вы описываете, имеет признаки системного (не)порядка, а не прокола отдельного сотрудника. Я не могу себе представить адекватный бизнес, который позволяет продажникам торговать в минус. Факапы возможны и иногда случаются в любых отделах, но я не про них, а про системный подход, когда это не несчастный случай разовой глупости при неблагоприятных обстоятельствах, а именно что норма или один из вариантов нормы. Значит, бизнес не считает, что описываемая вами ситуация ненормальна и нежелательна. Ну, так кажется с ваших слов. То есть продажник как будто не виноват сам по себе, а действует примерно в допустимых рамках. Простите, если я неправильно вас понял и все мои построения, соответственно, не имеют смысла.

LeraKholod
30.09.2025 06:49Теоретически да, без продаж нет выручки. Практически же видела немало случаев, когда продажи были, а проект оборачивался провалом, просто потому что пообещали невозможное. В таких случаях ценить становится трудновато

Astroscope
30.09.2025 06:49У меня вопросы к руководителю продаж - кого они нанимают и как контролируют своих продажников, если те фактически торгуют в минус, особенно если это не очевидный саботаж, что крайне маловероятно, а скорее следование парадигме спущенных сверху установок и KPI.

Green__Hat
30.09.2025 06:49Мск подавились смузи, вот как это называется.
Проблемы столицы провинции непонятны, страшно далека она от народа.
Мы тут как дырку от бублика на херу вертели так и не поменялось ничего. Стабильность.
Но да, сочувствую, алмазы помельчали и кофе разжидился, печаль.
Зарисовка из жизни: у меня соседка с криком "жрите, падлы" кидает корм в птичник. Наверное представляет себя газпромом. Намедни поголовье уполовинила, корма-то нынче дороги.

THEOILMAN
30.09.2025 06:49Проблемы столицы провинции непонятны, страшно далека она от народа.
Всю жизнь так было. Москвичи покоряют Дубайск, с Уфы едут покорять Москву, со Стерлитамака едут покорять Уфу, с деревни Нижние Карасики едут покорять Стерлитамак. ТАМ то всё лучше, а мы тут так, переферия, без соли доедаем.
С развитием соцсетей всем вокруг стало понятно, что без проживания в элитном ЖК со шлагбаумом, кофейней и фитнес-залом в доме - это не жизнь, а выживание, поэтому несколько этапов указанных выше сразу пропускают.

Lunatikoff
30.09.2025 06:49Это самая жесть, что неокрепшие умы валят толпами , оставляя родные края прозябать) Хотя есть и приятное - из нерезиновой потихоньку идет отток.

Dddn
30.09.2025 06:49Отток? И дома разбирают, не строят новостройки?
Там если что-то вытекает, то втекает намного больше.

inzagher
30.09.2025 06:49Если оставляют прозябать, значит так им и надо. Не просто же так это происходит.

VladimirFarshatov
30.09.2025 06:49Хм.. променял Новосибирск на Санкт-Петербург, пожил в Москве, сию присматриваю домик в деревне "малые Карасики", подальше от Стерлитамака, ибо надоела вся эта городская суета, а организовать автономку со спутниковой связью .. не так уж и сложно.

max1960
30.09.2025 06:49Такие фантазии быстро заканчиваются, когда внезапно оказывается, что в Мылых Красиках ни больницы нет, ни школы нормальной, ни магазина, ни спортивных объектов, ни развлечений каких-то кроме самогона и водки.

urvanov
30.09.2025 06:49Если пока один без детей живёшь, то вполне без всего этого прожить можно. Вот с самогоном и водкой — это да, прямо беда небольших населённых пунктов.

Dmitry_604
30.09.2025 06:49Ну это нужно быть совсем не социальным, чтобы постоянно жить где нет ничего. Либо/и любить сад и мастерение всякого чтобы занимать свободное время. Такие люди есть, но их меньщинство все же, особенно среди бывших городских. А отслаьные как раз зачастую прибегают к указанным выше жидкостям для социализации и скрашивания досуга.

Viacheslav01
30.09.2025 06:49До первого приступа острого аппендицита, так что самому не доехать, а скорых аж 2 на район и не тот который микро в большом городе, а тот который на половину региона.

VYudachev
30.09.2025 06:49сию присматриваю домик в деревне "малые Карасики"
что может пойти не так?
ну, например...


wolf3w
30.09.2025 06:49поэтому несколько этапов указанных выше сразу пропускают
Учитывая тот факт, что Уфа это большая деревня, а Стерлитамак это деревня чуть больше Верхних Татышлов, то итерациями между Нижними Карасиками и Москвой можно пренебречь.

THEOILMAN
30.09.2025 06:49Всё что не Москва, Казань, Питер - село, мимикрирующее под взрослый город. Смотрите, мы тоже крутые, у нас стеклянный ТЦ с островками где вейпы и духи на разлив. Факт. Глупые провинциалы ха-ха. /s

Astroscope
30.09.2025 06:49ЖК со шлагбаумом
Без шлагбаума все паркоместа займут жители соседних человейников. Поэтому без вариантов.

THEOILMAN
30.09.2025 06:49Это потому что человейники. Вокруг меня у людей по 2 машины в семье, вокруг с пятак домов типа "титаник" и то всем места хватает боль-мень, и детские площадки есть отличные и тропинки полноценные. Жить там где дом на доме стоит я бы принципиально не стал. Рядом "илитное" жилье со шлагбаумом - открывается дай бог минуту и ожидающие мешают проезду т.к. ждут поперек сквозного проезда. Дважды меняли его, несколько раз видел как скорая там просто зависла у шлагбаума потому что негоже буханке на илитные паркоместа свои шины грязные волочать.

Astroscope
30.09.2025 06:49Это потому что человейники.
Их покупают, а значит их выгодно строить. Как в них жить, никто не думает - "как-то разберемся", "там видно будет", "главное что квартира своя" и т.п. Более того, в зависимости от страны и города (или хотя бы возраста постройки), в человейниках может не быть встроенного паркинга вообще, а гостевая парковка может, внезапно, также отсутствовать. А если паркинг есть (как бы норма для
einstürzende neubautenновостроек), то в нем парадоксально мало мест в пропорции к числу квартир, но эти места годами остаются непроданными (дорого) - застройщик поэтому и строит мало паркомест, и машины жильцов все так же тулятся на гостевом паркинге, где мест всегда недостаточно. Нет, спасибо, стараюсь без критической необходимости в таких местах не появляться, тем более не жить так.

KorotenkoP
30.09.2025 06:49Полностью поддерживаю автора: сам неоднократно сталкивался с тем, что в крупных компаниях вместо налаживания процессов работы с данными, идут путем разрастания штата.
Единственное кажется что автор оптимист: сейчас it - "рынок лимонов". Технологии усложняются и компаниям трудно определить качество специалистов. И когда это устаканится - не понятно.

LeraKholod
30.09.2025 06:49Проблема в том, что для менеджмента проще нанять ещё десяток лимонов, чем разбираться в процессах. А на выходе только больше хаоса

kenoma
30.09.2025 06:49А почему терпилы? Тяга вайтишников к тюремному жаргону понятна, они воображают себе заход в профессию как вход на зону, где важно базаром показать, что ты свой. Но употребления термина не к месту на зоне также карается.

Tiamon
30.09.2025 06:49На самом деле, такая ситуация сейчас во всех сферах, понятно с нюансами )
IT тут не исключение, рынок разогрели, теперь будет остывать и сжиматься.

xaerom
30.09.2025 06:49Прям прослезился от строк что работодатель и хотел бы платить справедливую ЗП, но не может. Злые бездельники его окружили.

Gradiens
30.09.2025 06:49Сейчас у спецов жизнь должна немного наладиться. Пассажиров с поезда поснимают
А пассажиров ли?
Могут поснимать спецов, которые получают чуть больше, а работают за семерых.
Могут поснимать тех, кто меньше дружит с начальством.
Могут поснимать отделами целиком, не разбираясь, ху ис ху. Вариантов масса.
Вы всю статью рассказывали о том, как пассажиры успешно мимикрировали под спецов, проникнув во все сферы работы компаний, от найма до топ-менеджмента. Почему сейчас вдруг все наладится-то?
ИМХО все может ухудшится, т.к. спецы, которые "работу работают" - уязвимы. Они редко умеют в собесы, у них не отточено умение "понравится"

ferticultyap
30.09.2025 06:49Из личного опыта. Дали мне одного "пассажира".
Нужно было написать 2 простеньких скрипта
(1 на груаях, а 2 на чистом js. На бэке подготовить данные для передачи по ресту, а на фронте подхватить и отрисовать)
1) он мне выдаёт скрипт на грувях, который не работает (даже не запускается). Я его спросил ты проверял? Он сказал да. Я его прошу показать как он проверял. Пассажир выдаёт следующую базу. (Я закинул промт в ИИ. Вижу что код вроде как нормальный ну и сдал его без запуска... )
2) Для js он мне отдаёт какой-то код на питоне. Я ему говорю это же не js, а он мне в ответ: А какая разница...
На все он потратил 2 недели. В итоге я переделывал.
В конечном итоге: ПСЖ и он ушел.
Самое обидное, что такие пассажиры умеют себя продавать, а на другой стороне hr, которые не всегда могут специалиста от пассажира четко отличить.
Как я делаю: я просто для hr после интервью отправляю выгрузку из ЭТК по которой я могу подтвердить свой реальный опыт. Очень крутой лайфхак, который выделяет меня как кандидата.

Dmitry_604
30.09.2025 06:49Я его прошу показать как он проверял. Пассажир выдаёт следующую базу. (Я закинул промт в ИИ. Вижу что код вроде как нормальный ну и сдал его без запуска...
"О времена, о нравы"
Жесть конечно, промпты без проверки и самому написать можно в товарных количествах.

ferticultyap
30.09.2025 06:49Я сам был в шоке. Я не святой и в работе использую ИИ довольно активно, но после этого перепроверяю и дорабатываю код. А когда задача специфическая, то быстрее самому нагуглить, чем ИИ пытать. Я думал, что такие люди (которые так вкатываются в it) это байка. Но когда я сам столкнулся, то понял глубину проблемы. Как мне сказали: закрыли отдел развития, где разрабатывали новые проекты. Остался самый толковый разработчик, а остальных сократили.
Я теперь пониманию жёсткую фильтрацию hr. И введение алгоритмитического блока на собесе (хотя это не паноцея). Сейчас сам начал тренироваться решать эти задачи. Сначала бесило, а теперь втянулся и нравится (оказалось легче, чем я думал).

dkuzminov
30.09.2025 06:49У быдла есть особенность: оно всегда не ты... То же самое, наверное, можно сказать про "пассажиров".
Dick_from_mountain
Retifff
Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, её нужно меньше кормить и больше доить (с)
gres_84
Отучал цыган лошадь не есть. Уже почти отучил, а она взяла, да от голода сдохла.