У нас было:
11 общебанковских целевых сервисов, называемых платформой или платформенными сервисами,
75 бизнес-продуктов с бэкграундом в виде форков не поддерживаемых легаси сервисов,
583 строчки/задачи в Google Таблицах в виде продукт/платформенный сервис, на который ему надо перейти/срок завершения перехода.
Но если ты РМ, то по факту обязан хоть раз в жизни столкнуться в с висячным легаси-проектом, который заведомо не завершится в указанные сроки с указанной постановкой задачи.
Итак, меня зовут Алевтина, я РМ в Альфа-Банке, канале ЮЛ, и в моей жизни случился такой проект. В этой статье расскажу, как решала проблему прозрачности легаси-проекта, какие шаги предпринимала для того, чтобы проект сдвинулся с мёртвой точки, и какой результат был достигнут по итогам рефакторинга проекта.
Что «Дано» понятно, а что надо сделать?
Завершить проект до конца года.
С такой постановкой задачи мне был передан проект, который длился 3 года. По методике «слово даю» он был выполнен на 85%. А те самые последние 15% были запланированы на 2025 год.
По канонам PMBook работа началась с определения цели проекта: что мы хотим получить по итогу?

После долгих «раскопок», общений с бизнесом и ИТ цель была определена: мы хотим, чтобы продукты использовали платформенные сервисы и не использовали легаси.
Критерии выполнения перехода:
Наличие вызовов продуктом целевого сервиса в системе мониторинга.
Отсутствие упоминаний легаси сервиса в продукте (не вдаваясь в детали, легаси — это сервис, у которого нет владельца, и на который на архитектурном комитете поставлено клеймо, что он легаси)
Почему нельзя было оставить, как есть, спросите вы?
Переходом на целевые сервисы и отказом от легаси решалось несколько проблем и задач.
Экономия:
Избавляясь от копий сервисов, экономили ресурсы на железе. Если раньше каждый продукт хранил у себя копию сервиса, то теперь есть единый централизованный сервис.
У легаси-сервисов нет владельцев, а это значит, что если случается авария, то каждый продукт должен самостоятельно поднимать и дорабатывать свою копию сервиса, тратя на это свои ресурсы.
Стабильность:
Основная задача централизованных сервисов — не падать, иначе упадёт весь банк, поэтому платформенные сервисы гарантируют высокий уровень стабильности.
Единообразие:
Продукты не придумывают свои сценарии реализации функционала, они подключают сервис, а он делает всё за них (например, функционал подписи одинаково отрабатывает как при подписании документа, так и при подписи назначения пользователю полномочия).
Все одновременно получают один и тот же функционал.
Актуальность:
Сервисы гарантируют, что они всегда «на пике моды» и следят за нововведениями в нормативных документах (например, продукту можно не обращать внимания на часто меняющиеся требования по ведению электронного документооборота, команда платформенного сервиса всё актуализирует и предупредит, если что-то надо дополнительно доработать).
Одни плюсы!
Что ж, половина дела сделана, но проект с 85% выполнения откатился на 79%.
Почему и за что?
Потому что представитель продукта раньше ПИСЬМОМ подтверждал, что закончил работы.
А потом никто не проверял, так ли это на самом деле.
Проведение технического аудита привело к тому, что многие продукты, якобы завершившие переход, продолжали использовать легаси. Более того были найдены ещё несколько продуктов, которые раньше не попали в список.
Проблемы, выявленные при проведении аудита проекта:
Поквартальное планирование — продукт озвучивал квартал, в течение которого он завершит переход на тот или иной целевой сервис. РМ раз в квартал приходил и уточнял статус: перешли — здорово, закрываем задачу, не перешли — какой новый срок перехода? И так из квартала в квартал. Некоторые продукты 1,5 года переносили сроки.
Статусная модель — верхнеуровневые статусы, обозначающие примерное состояние конкретного перехода.
Отсутствие технического подтверждения выполнения задачи — словесное подтверждение представителем продукта, что работы завершены.
Отчётность — несоответствие итоговых цифр, разношерстность форматов отчета, руководители не понимали, есть ли проблемы в их продуктах.
Дела шли, мягко говоря, очень медленно. Надо было ускорять проект, подсветить его проблемы и дырки, повысить приоритет проекта в командах и в глазах руководителей.
С этого начался путь джедая: рассказать всем, для чего мы делаем проект, чем это всем грозит и как мы будем дальше жить.
И первый, самый сложный и важный шаг — обеспечить прозрачность проекта для всех.
Что было сделано:
Для отслеживания прогресса в рамках спринтов/месяцев расширена статусная модель до этапов жизненного цикла фичи.
Было |
Стало |
Бэклог — еще не начали. В работе — что-то делаем. Выполнено — раскатили переход на прод. |
Не запланировано — команда не знает о необходимости перехода. Бэклог — провели kick-off встречу, итог: определили квартал выполнения. Планирование — обсудили с командой, итог: определили спринт выполнения задачи и срок начала и завершения этапа «Анализ». Анализ — взяли задачу в работу, итог: определили точный объем работ и сроки завершения этапов «Разработка» и «Тестирование». Разработка — взяли задачу в работу, итог: переключение залито на стенд и готово к тестированию. Тестирование — переход в тестировании, итог: создана задача на раскатку на продуктив. Раскатка — сопровождение взяло в работу задачу на раскатку, итог: переход раскатан на продуктив, есть вызовы в системе мониторинга. Отключение легаси (для продуктов, которые уже перешли на целевые сервисы, но не исключили легаси из продукта) — команда убирает все упоминания легаси сервисов на продуктиве. Выполнено — все критерии завершения задачи выполнены и проверены со стороны платформы. |
Таким образом дополнительно был скорректирован процесс планирования работ внутри каждого продукта. Владелец продукта должен зафиксировать в целях команды на квартал/год переход на целевой сервис, предоставить задачу Jira, запланированную на спринт в рамках квартала.
Задачи в Jira позволили отслеживать статус в реальном времени, но не тут то было. Несмотря на единый flow, каждая команда по своему использовала типы задач, декомпозицию. Поэтому проект продолжил жить в Google Таблицах, но теперь мы могли проводить промежуточный контроль завершения этапов в соответствии с новой статусной моделью.
Следующим этапом рефакторинга ведения проекта стало изменение отчётности. Каким бы ни был итог проекта, понятный, удобный и красивый формат представления результатов может помочь спасти утопающий проект. Тут помогают насмотренность и лично моим открытием стала книга Д. Желязны «Говори на языке диаграмм».
Итого были сформированы шаблоны отчетности 3 уровней:
Верхнеуровневый статус для высшего руководства (процент выполнения и светофор по депертаментам) —слайд в презентации.
Детализация по каждому департаменту для менеджеров среднего звена, с указанием актуального статуса и даты завершения задачи, а также ответственного сотрудника —слайд в презентации.
Операционная таблица по департаменту для исполнителей задач, с комментариями и уточнениями от РМ — GoogleDocs таблиц.
Получив таким образом понятную картину проекта, можно было выстраивать логическую цепочку эскалаций, в случае, если что-то пошло не так. Как выглядели ступени в моем случае:
«0» — эскалации не требуется.
«1» — ушло напоминание исполнителю через 2 рабочих дня «игнора» (добавляем Владельца продукта со стороны бизнеса и Тим-лида со стороны техники).
«2» — эскалация на руководителя. Ушло письмо сотруднику и его руководителю после 2-х рабочих дней после «1» (Добавляем Руководителя владельца продукта и ИТ-лида).
«3» — эскалация на руководителя. Напоминание через 2 рабочих дня после «2» (Добавляем руководителя подразделения).
«4» — эскалация на руководителя руководителя. Через 2 рабочих дня после «3» (добавляем руководителя департамента и назначаем встречу с руководителем подразделения).
Было проведено, и сейчас все еще проводится, несметное количество встреч, отрисовано 100500 презентаций для проверки гипотез и подготовлено столько же аргументов о необходимости завершения задачи в ближайшем квартале.
К чему это привело:
Команды точно знают, что от них хотят, какие сроки и какие способы контроля будут использоваться на проекте.
Руководитель проекта понимает, в какие сроки у него закончится проект, и какие инструменты влияния на сроки он может использовать.
Любой руководитель может зайти и посмотреть актуальный статус по своему департаменту и почему он покрашен светофором в тот или иной цвет на слайде с верхнеуровневым статусом.
Проект активизировался, мы уже сейчас нагнали тот процент, от которого произошел откат, и не собираемся останавливаться. К концу года проект будет выполнен на 95%.
Многие моменты в управлении проекта были упущены как мной, так и моими предшественниками — часть задумок разбились о бюрократию и/или желание быстрее закрыть проект, часть можно было почерпнуть из книжек, но личный опыт убеждает лучше любой книги.
Самое неприятное — оказаться в замкнутом круге, когда каждый исполнитель показывает друг на друга пальцем, а камнем преткновения по итогу оказывается бизнес-заказчик: убедить в том, что твой технический проект окупит затраты на него не сейчас, а через некоторое время — когда будет высокая нагрузка, когда понадобится новая доработка и так далее.
Сейчас проект стабилизировался и двигается по намеченному плану, но с другими сроками и постановкой цели.
Несмотря на то, что проект был пересмотрен и многие процессы автоматизированы, на проекте всё ещё остались зоны, требующие внимания:
Высокий уровень микроменеджмента.
Ручное ведение таблиц и смена статусов переходов.
Постоянные переносы сроков из-за переприоритизации бизнесовых задач.
Новые вводные из-за специфических архитектурных решений.
Но Москва не сразу строилась, и мы будем последовательно решать проблемы.
Продолжение смотрите в следующей серии.
Ivan22
Что я из этого понял, что даже опытные PM-ы никуя не умеют в Jira и их максимум - Гугл Таблицы.