ВВЕДЕНИЕ
Современное инженерное образование требует практической подготовки студентов к работе с реальными техническими системами и технологии моделирования позволяют сделать образовательный процесс заметно эффективнее.
В этой статье на двух примерах покажем, как российские вузы используют отечественные решения для моделирования комплексных технических систем в образовательном процессе.
Но сначала разберемся с основными понятиями.
Полунатурное моделирование (HIL, или Hardware-in-the-Loop) – это метод испытаний, при котором отдельные составляющие тестируемой системы заменены их моделями, а остальная часть системы представлена ее реальными компонентами. При этом обмен данными между моделями и реальными компонентами происходит по тем же интерфейсам, что и в исходной системе.
В чем преимущество такого подхода? Отметим ключевые особенности:
безопасность – различные режимы и сценарии работы тестируются без риска повредить дорогостоящее оборудование или нанести ущерб людям;
междисциплинарность – современные технические системы комплексны и над их разработкой могут работать команды с разной специализацией, тестируя свои модули независимо — нужно лишь согласовать интерфейсы;
стоимость – не нужно закупать и обслуживать весь комплект реального оборудования.
Полунатурное моделирование проводится в режиме жесткого реального времени — это значит, что каждый шаг расчёта модели начинается в строго определенный момент времени и гарантированно завершается до начала следующего шага. При этом все компоненты модели выполняются с заданной частотой дискретизации, учитывают задержки и особенности работы реальных интерфейсов и оборудования, а также строго синхронизированы по времени выполнения.
Еще одним методом моделирования является быстрое прототипирование. Оно позволяет в короткий срок оценивать работу систем управления в процессе их проектирования, используя машины реального времени.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ
Выделим 3 ключевых компонента, необходимых для реализации полунатурного испытания:
программная среда для разработки модели;
машина реального времени для запуска модели в режиме жесткого реального времени;
блок управления.
На российском рынке уже есть продукты, закрывающие потребность в этих компонентах: платформа Engee, а также комплекс полунатурного моделирования РИТМ. В качестве прототипа блока управления может использоваться КПМ РИТМ, отладочная плата или одноплатный компьютер – например, Repka Pi.
Вкратце расскажем о них.
Engee – это российская среда для разработки сложных технических систем. Она предоставляет готовое окружение для анализа данных, а также инженерных расчетов. Помимо этого, Engee является средой визуального моделирования и позволяет с помощью привычных блок-схем строить модели алгоритмов управления и сложных физических систем. Затем их можно использовать для проведения полунатурного тестирования или генерации кода для интеграции на встраиваемых платформах.
КПМ РИТМ – это промышленный компьютер, в котором подобраны и разработаны программные и аппаратные компоненты для гарантированной работы моделей в режиме жесткого реального времени. Комплекс также содержит интерфейсы для связи с внешним миром.
Repka Pi – это одноплатный компьютер под управлением ОС Linux. На нем будет выполняться код, сгенерированный в Engee из модели системы управления.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТОВ
Наконец, перейдем к главному – расскажем об опыте российских вузов по применению современных подходов к моделированию на базе Engee и КПМ РИТМ.

В Приамурским государственным университетом им. Шолом-Алейхема мы подготовили проект по моделированию системы управления процессом флотации руды. Впоследствии он послужит основой для проведения лабораторных работ по данной теме.
Немного слов о самой технологии. Процесс флотации широко используется в горноперерабатывающей промышленности и представляет собой физико-химический метод обогащения полезных ископаемых посредством разделения твёрдых частиц, основанный на различии в их смачиваемости.

Флотационная установка состоит из нескольких последовательно соединенных камер, между которыми перемещается смесь жидкости и твердых частиц (пульпы). В каждой камере происходит интенсивное перемешивание, насыщение смеси воздухом и образование пены, на пузырьках которой всплывают частицы руды и отделяются от пустой породы. По мере перемещения смеси из одной камеры в другую постепенно увеличивается концентрация извлекаемого вещества.
Ключевая задача – поддержание стабильности технологического цикла: любые колебания уровня смеси в камерах снижают качество обогащения и ведут к потерям сырья.
В лабораторной работе студенты разрабатывают систему управления, регулирующую степень открытия клапанов каждой камеры, управляя перемещением смеси между ними.
Проверять такие наработки на настоящей флотационной установке было бы дорого, сложно и небезопасно: оборудование громоздкое, чувствительное к настройкам, а некоторые режимы могут привести к аварийным ситуациям, - здесь и полезен полунатурный стенд. Вместо реальной флотационной ячейки используется ее модель, собранная в Engee и запущенная на КПМ РИТМ в режиме реального времени. При этом контроллер и модель обмениваются данными через промышленный протокол Modbus TCP, как в настоящей системе.

Такой полунатурный стенд делает обучение безопасным, наглядным и экономичным, а студентам позволяет свободно экспериментировать с инженерными решениями без ущерба для оборудования.
Объект управления
Разберём подробнее модель объекта управления.Engee обладает обширной библиотекой блоков физического моделирования, позволяющей моделировать системы различной физической природы. В нашем случае объект управления — это модель флотационной установки с несколькими камерами, в которой воспроизводится динамика изотермической жидкости.



Система управления
Система управления представлена пятью ПИД-регуляторами – по одному для каждого клапана флотационной установки. Они поддерживают заданный уровень смеси в камерах, управляя открытием клапана в зависимости от отклонения от целевого значения.


После настройки и отладки модель была преобразована в C-код с помощью встроенного генератора кода Engee, а затем загружена на одноплатный компьютер Repka Pi.

Передача сигналов
Для передачи сигналов между устройствами использовался промышленный протокол Modbus TCP. Библиотека Engee содержит все необходимые для этого блоки – достаточно настроить параметры соединения.

Тестирование и результаты

Тестирование системы управления флотационной установкой на полунатурном стенде позволяет оценить качество ее работы: отклонение уровня жидкости в камерах от заданных значений, время переходных процессов.
При дальнейшем усложнении системы управления в сценарии тестирования можно включить имитацию отказов компонентов флотационной установки – отключение датчиков уровня, нарушения работы интерфейсов и т.д. – и отлаживать алгоритмы их обработки и переходы в аварийные режимы работы.

Таким образом, полунатурный стенд превращает освоение технологических процессов в доступный и наглядный учебный материал, позволяя студентам закрепить знания о технологиях горнодобывающей отрасли и приобрести практические навыки работы с системами управления.
Афанасьев Александр Петрович, доцент кафедры технических дисциплин ПГУ:
Наш университет является участником программы «Приоритет 2030», в рамках которой мы активно развиваем сотрудничество с промышленными партнерами. Одним из ключевых партнеров выступает Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат.
Среда моделирования Engee в связке с КПМ РИТМ станет платформой для моделирования, экспериментов и обучения. Он интегрирует различные инженерные дисциплины и позволит студентам и сотрудникам совместно работать над реальными производственными задачами.
Использование комплекса не ограничится горно-обогатительной отраслью и охватит широкий спектр направлений подготовки специалистов в нашем вузе.
Наше сотрудничество с центром «Экспонента» пока не имеет долгой истории, но уже приносит первые результаты, что и подтверждает представленный проект.
В перспективе мы планируем широко внедрять инновационные подходы в образовательный процесс и технологические практики на основе решений, предлагаемых центром «Экспонента».
Дальневосточный государственный аграрный университет и система управления теплицей

Дальневосточный государственный аграрный университет готовит студентов к решению практических задач, с которыми агропредприятия сталкиваются каждый день. Одна из таких задач – управление микроклиматом теплицы.
Система управления должна поддерживать заданную температуру и влажность внутри теплицы, опираясь на показания датчиков и управляя исполнительными устройствами – вентиляцией, обогревом или увлажнением. От ее работы напрямую зависит качество выращиваемых культур. Поэтому необходимо проводить предварительную настройку и тестирование системы управления – и моделирование здесь становится безопасным и наглядным инструментом.
Объект управления
Объект управления представлен математической моделью теплицы, которая содержит дифференциальные уравнения изменения регулируемых физических параметров.
Уравнение изменения температуры в теплице:
где:
— плотность воздуха внутри теплицы,
— удельная теплоёмкость воздуха,
— объём теплицы, м
— температура внутри теплицы,
C
— тепло, полученное от коротковолнового излучения
— конвекционные и конденсационные тепловые потери
— тепловые потери от проникновения тепла через покрытие наружу
— длинноволновые тепловые потери
— тепло, полученное от системы отопления
— тепловые потери от системы вентиляции
Уравнение изменения влажности в теплице:
где:
— плотность воздуха внутри,
— объём теплицы, м
— относительная влажность воздуха внутри
— пар, переносимый из почвы в воздух внутри помещения в результате испарения
— инфильтрационные потери
— увлажнение
— осушение
Собранная в Engee модель выглядит следующим образом.


Модель включает в себя две подсистемы, описывающие уравнения изменения температуры и влажности.
Система управления
Для управления теплицей использовались регуляторы на основе нечеткой логики.

Регуляторов два – по одному для температуры и влажности. Чтобы их настроить, достаточно задать функции принадлежности и определить нечеткие правила:


Тестирование и результаты
Как и в предыдущем примере, объект управления – математическая модель теплицы – был запущен на КПМ РИТМ в режиме реального времени. КПМ РИТМ также использовался в качестве блока управления – это позволило провести быстрое прототипирование системы управление.

Результаты работы модели наглядно показывают, насколько точно и стабильно система поддерживает заданный микроклимат.


Созданный прототип можно затем перенести на встраиваемую платформу и интегрировать в блок управления, тем самым перенося учебные наработки в реальную систему и обеспечивая плавный переход от обучения к практике.
Воякин Сергей Николаевич, декан электроэнергетического факультета ДальГАУ:
С 2022 года наш университет является участником программы «Приоритет 2030» Дальний Восток, в рамках которой мы активно развиваем сотрудничество с индустриальными партнерами в сфере АПК. Поскольку Амурская область занимает лидирующую позицию в Дальневосточном федеральном округе по объемам аграрного производств, одним из приоритетных направлений нашей деятельности стала разработка совместных проектов с нашими индустриальными партнёрами, такими как Амурагрокомплекс, Таргетагро, Холдинг Амурагро, группа предприятий Янта и другие.
По запросу индустриальных партнеров, при поддержке Центра Инженерных Технологий и Моделирования «Экспонента», университет реализует образовательную программу по магистратуре Цифровые технологии в отрасли.КПМ «РИТМ» совместно с Engee представляет собой эффективный инструмент для моделирования, обработки результатов экспериментов и обучения. Он интегрирует различные инженерные дисциплины в области агроинженерии и позволяет преподавателям и студентам совместно работать над реальными производственными задачами, например, управление микроклиматом теплицы.
Наше сотрудничество с центром «Экспонента» приносит результаты, что и подтверждает представленный проект. Уверены, что дальнейшая интеграция инновационных разработок в образовательный процесс станет залогом повышения уровня квалификации выпускников и успешного продвижения передовых практик агроинженерии.
В перспективе мы планируем и дальше внедрять инновационные подходы в образовательный процесс и технологические практики на основе решений, предлагаемых центром «Экспонента».
Заключение
Итак, хороший инженерный курс — это не только лекции и формулы, но и работа с инженерными задачами на уровне, близком к реальным условиям. Моделирование с помощью Engee и КПМ РИТМ даёт студентам возможность наглядно и безопасно осваивать новые навыки, а вузам — выстраивать образовательный процесс эффективно.
Мы показали лишь пару примеров из вузовской практики, но подходы и инструменты, о которых шла речь, универсальны. А значит, их можно применять для самых разных областей — от энергетики и транспорта до робототехники и агропромышленного комплекса, адаптируя учебные курсы к требованиям современной промышленности.