PMBoK весит 400 страниц и стоит как ползарплаты джуна. Я сейчас расскажу всё то же самое за 5 минут. Без воды, без "процессов интеграционного управления" и без желания покончить с собой на странице 237.

Почему все боятся PMBoK

Вы тоже покупали эту кирпичину, поставили на полку и теперь рассказываете друзьям, что "почти дочитали"? Признавайтесь. Я открыл седьмое издание (восьмую было лень искать) на случайной странице и прочитал фразу:

"Область производительности подхода к разработке и жизненного цикла взаимодействует с областями производительности заинтересованных сторон, планирования, неопределенности, поставки, проектной работы и команды."

На этом месте я пошёл варить пельмени. С пельменями проще: кинул в воду - и готово.

На самом деле 80 % того, что написано в PMBoK, вы и так делаете интуитивно. Остальные 20 % - это бюрократия, которую придумали консультанты, чтобы оправдать свои ставки в корпорациях с 500+ сотрудниками.

Главный миф: "Без PMBoK нельзя сдать PMP"

Правда. Нельзя. Но 99 % читателей Хабра никогда в жизни не будут сдавать PMP. Это как выучить высшую математику, чтобы правильно жарить яичницу. Работает, но как-то слишком.

Мини-PMBoK на одной странице (всё, что вам реально нужно)

1. Инициация

Спросите заказчика три вопроса:

  • Чего ты вообще хочешь?

  • Сколько денег готов отдать?

  • Когда надо?

И сразу же договоритесь, как и как часто вы будете показывать промежуточные результаты. Потому что 90 % "вечного недовольства" клиента рождается именно здесь, на старте (об этом я подробно писал в прошлой статье).

Запишите все ответы + договорённости на салфетке, сфоткайте, киньте в чат. Поздравляю, у вас есть Project Charter и первая прививка от будущих истерик. PMI в шоке.

2. Планирование

  • Составьте список задач. Любой: Notion, Excel, Jira, даже Telegram-список. Это ваш WBS.

  • Оценки делайте просто: возьмите первое число, которое пришло в голову, умножьте на π и округлите вверх. Работает в 9 проектах из 10.

  • Риски? Напишите 5 самых страшных вещей, которые могут случиться, и придумайте, что будете делать, если они случатся. Готово, Risk Register есть.

3. Исполнение

Делайте то, что запланировали. Главный навык PM - писать в чат «Как дела? :)» так, чтобы человек сразу чувствовал вину за молчание. Это и есть "управление командой".

4. Мониторинг и контроль

Один дашборд в Google Sheets или Metabase решает 90 % проблем. Если горите по срокам - скажите об этом первым. Потом будет только хуже, проверено.

5. Закрытие

  • Сдайте всё, что обещали (или хотя бы то, что осталось).

  • Получите деньги.

  • Выпейте с командой.

  • Напишите три строчки "что пошли не так и что в следующий раз сделаем иначе". Это ваш Lessons Learned, PMI гордится вами.

Всё. Пять абзацев вместо 400 страниц.

Когда PMBoK всё-таки нужен

  • Вы работаете на госконтракте или с крупным банком, где без упоминания PMI вас просто не пустят на тендер.

  • В проекте больше 50 человек и больше 6 месяцев.

  • Хотите повысить ставку в энтерпрайзе, показав красивый сертификат PMP на стенке в Zoom.

Во всех остальных случаях - живите спокойно.

Ваша личная методология всегда круче

Лучшая методология - та, которую понимает ваша команда и ваш конкретный заказчик. PMBoK - это как Конституция: важно, уважаемо, но в повседневной жизни вы руководствуетесь мемами, договорённостями "давай без этого" и общим чувством "ну должно же заработать".

Берите из этой статьи то, что вам зашло, добавьте свои фишки и назовите красиво:

  • Scrum от Васи™

  • Канбан с матом и пивом по пятницам

  • Agile, но по-русски

Главное - чтобы работало и чтобы все понимали правила.

Теперь можете смело говорить на собеседованиях: "PMBoK? Конечно читал… ну, то есть всё самое важное - да". И идите варите пельмени. Жизнь коротка.

Напишите в комментариях, читали ли вы PMBoK. Интересно даже почитать.

Комментарии (1)