PMBoK весит 400 страниц и стоит как ползарплаты джуна. Я сейчас расскажу всё то же самое за 5 минут. Без воды, без "процессов интеграционного управления" и без желания покончить с собой на странице 237.
Почему все боятся PMBoK
Вы тоже покупали эту кирпичину, поставили на полку и теперь рассказываете друзьям, что "почти дочитали"? Признавайтесь. Я открыл седьмое издание (восьмую было лень искать) на случайной странице и прочитал фразу:
"Область производительности подхода к разработке и жизненного цикла взаимодействует с областями производительности заинтересованных сторон, планирования, неопределенности, поставки, проектной работы и команды."
На этом месте я пошёл варить пельмени. С пельменями проще: кинул в воду - и готово.

На самом деле 80 % того, что написано в PMBoK, вы и так делаете интуитивно. Остальные 20 % - это бюрократия, которую придумали консультанты, чтобы оправдать свои ставки в корпорациях с 500+ сотрудниками.
Главный миф: "Без PMBoK нельзя сдать PMP"
Правда. Нельзя. Но 99 % читателей Хабра никогда в жизни не будут сдавать PMP. Это как выучить высшую математику, чтобы правильно жарить яичницу. Работает, но как-то слишком.
Мини-PMBoK на одной странице (всё, что вам реально нужно)
1. Инициация
Спросите заказчика три вопроса:
Чего ты вообще хочешь?
Сколько денег готов отдать?
Когда надо?
И сразу же договоритесь, как и как часто вы будете показывать промежуточные результаты. Потому что 90 % "вечного недовольства" клиента рождается именно здесь, на старте (об этом я подробно писал в прошлой статье).
Запишите все ответы + договорённости на салфетке, сфоткайте, киньте в чат. Поздравляю, у вас есть Project Charter и первая прививка от будущих истерик. PMI в шоке.
2. Планирование
Составьте список задач. Любой: Notion, Excel, Jira, даже Telegram-список. Это ваш WBS.
Оценки делайте просто: возьмите первое число, которое пришло в голову, умножьте на π и округлите вверх. Работает в 9 проектах из 10.
Риски? Напишите 5 самых страшных вещей, которые могут случиться, и придумайте, что будете делать, если они случатся. Готово, Risk Register есть.
3. Исполнение
Делайте то, что запланировали. Главный навык PM - писать в чат «Как дела? :)» так, чтобы человек сразу чувствовал вину за молчание. Это и есть "управление командой".
4. Мониторинг и контроль
Один дашборд в Google Sheets или Metabase решает 90 % проблем. Если горите по срокам - скажите об этом первым. Потом будет только хуже, проверено.
5. Закрытие
Сдайте всё, что обещали (или хотя бы то, что осталось).
Получите деньги.
Выпейте с командой.
Напишите три строчки "что пошли не так и что в следующий раз сделаем иначе". Это ваш Lessons Learned, PMI гордится вами.
Всё. Пять абзацев вместо 400 страниц.
Когда PMBoK всё-таки нужен
Вы работаете на госконтракте или с крупным банком, где без упоминания PMI вас просто не пустят на тендер.
В проекте больше 50 человек и больше 6 месяцев.
Хотите повысить ставку в энтерпрайзе, показав красивый сертификат PMP на стенке в Zoom.
Во всех остальных случаях - живите спокойно.
Ваша личная методология всегда круче
Лучшая методология - та, которую понимает ваша команда и ваш конкретный заказчик. PMBoK - это как Конституция: важно, уважаемо, но в повседневной жизни вы руководствуетесь мемами, договорённостями "давай без этого" и общим чувством "ну должно же заработать".
Берите из этой статьи то, что вам зашло, добавьте свои фишки и назовите красиво:
Scrum от Васи™
Канбан с матом и пивом по пятницам
Agile, но по-русски
Главное - чтобы работало и чтобы все понимали правила.
Теперь можете смело говорить на собеседованиях: "PMBoK? Конечно читал… ну, то есть всё самое важное - да". И идите варите пельмени. Жизнь коротка.
Напишите в комментариях, читали ли вы PMBoK. Интересно даже почитать.