
Наверняка многие из вас с теплотой из детства вспоминают «Скуби-Ду, где ты!» 1969 года. Я тоже был в вашем ряду, однако я решился пересмотреть. И внезапно закадровый смех, который и сейчас то даже в ситкомах считается «артефактом древности», налеплен на детективный, комедийный мультик. Мне это очень сильно начало ломать впечатление от просмотра, — невозможно выстоять, когда каждые полминуты из 20 минут серии по поводу и без повода тебе указывают «где смеяться».
Так и начался мой личный ад на целый месяц, сподвигнутый наивным, но сильным желанием — сделать идеальную версию Скуби-Ду, такую, какую я помнил из детства.
История же эта обернулась гораздо серьёзнее, чем нажать на кнопку «удалить закадровый смех» в Adobe Premiere Pro.
Содержание
Откуда всё началось
Как видно, закадровый смех здесь не просто есть — он вставляется по логике, известной только его автору. Персонажи смеются? Конечно, добавим смех ещё 50 человек сверху! Шэгги и Скуби-Ду просто спрыгнули с корабля на сушу с минимальной комедийной составляющей — ну, раз уж мы выставили зрителям такую низкую планку, то и здесь нужно им подсказать, что делать.
Системному человеку это может показаться абсурдным, обычному зрителю — навязчивым, старому — неожиданным, а мне — всем и сразу.
1. Исходники
Я уже готовился к вечной борьбе с этим звуковым монстром, но для начала решил копнуть — откуда он вообще взялся. И оказалось, что бесил он не только меня. Закадровый смех был не творческим решением, а циничным ходом телевизионщиков из 60-х. Глава канала CBS Фред Сильверман, чтобы повторить успех ситкомов, просто заставил студию Hanna-Barbera впихнуть его в мультик. Сначала студия использовала профессиональную систему «laff box» Чарли Дугласса, однако её создатель быстро стал монополистом, и цены на использование технологии взлетели до небес. В итоге Hanna-Barbera, чтобы сэкономить, была вынуждена слепить свою собственную, до смешного ограниченную поделку. Но главная проблема была даже не в убогом качестве этой самоделки. Сам концепт закадрового смеха в мультипликации был настолько чужеродным, что его неуместность не смогла бы скрыть даже самая дорогая и качественная система. Дешёвая реализация лишь усугубила ситуацию.

«Laff Box» Чарли Дугласса
И вот, когда я уже морально готовился вручную вырезать каждый смешок (по моим подсчётам их от 40 до 70 в одном эпизоде), архивы подкинули главный сюрприз. Оказывается, существует официальная версия Скуби-Ду без смеха! В 1980 году, при подготовке сериала для синдикации (повторного показа на других каналах), студия Hanna-Barbera... сама удалила весь закадровый смех из эпизодов. Эти «чистые» версии почти двадцать лет крутили по всем каналам, пока в 90-х Cartoon Network не откопал оригиналы с тем самым ненужным смехом. Это открытие всё меняло. Задача поменялась: вместо того чтобы проводить сложнейшую аудио-операцию, я мог попытаться найти эти утерянные «священные граали» — те самые дорожки, которые, возможно, и хотели видеть создатели. Так начались поиски.

Сразу обнаружились первые находки — тв рипы на ресурсах вроде web archive, и даже youtube — всё, задача решена! ...или нет.
Оказалось, эти рипы по качеству звука и близко не стояли с 1080p ремастером, который Warner Bros. выкатила в 2019 году и который я взял за основу. Иногда там даже монтаж серий был другим, не говоря уже о звуке. И всплыл ещё более фундаментальный вопрос — а что делать с русским дубляжом? Его же записали гораздо позже, и он уже был со смехом.
Вот так мы снова вернулись, с чего начали. Но я решил не отчаиваться.
2. Первый кандидат — ИИ
Первая же вылазка на GitHub привела меня к проекту под названием laughr. Описание было воодушевляющим: «Инструмент для глушения закадрового смеха в ситкомах». Казалось, мой личный ад вот-вот закончится, не успев начаться. Однако, точность формулировки в описании на деле оказалось запредельно точной.
Да, он просто определяет, есть ли смех на фрагменте, и если есть — полностью глушит весь аудиоспектр. Такой подход нам снова не подходит.
Вторым кандидатом стал Ultimate Vocal Remover (UVR) — уже знакомая мне утилита по проекту реставрации «Тома и Джерри», которая отделяет вокал от музыки. Основная мысль была до ужаса простой и «гениальной»: Если программа может вытащить голос человека из сложнейшей композиции, то уж с закадровым смехом она точно справится. Я думал, что для AI смех — это просто ещё один вид фонового шума.

Я загрузил аудиодорожку, выбрал самую продвинутую модель MDX-Net и запустил процесс. Результат оказался неудачным. Очень неудачным. Проблема в том, что нейросеть обучена на разделении пар «человеческая речь / музыка». А закадровый смех — это тоже продукт человека. Для ИИ голос Шэгги и голос смеющегося статиста из 60-х ничем не отличается при выборе «Это человек?: "Да" | "нет"».
Очевидно, такой подход для главной задачи бесполезен.
3. Неожиданные находки
К этому моменту я уже совсем приуныл. ИИ-решения оказались бесполезны. И тут, от безнадёги листая даже секцию video в гугл поиске, я наткнулся на тик-ток обзор программы совершенно другого уровня. Речь шла не об автоматическом «исправлении», а о спектральном редактировании.
[Ссылка](https://www.tiktok.com/@unmixing/video/7210451509325172010)
SpectraLayers. Эта программа умеет отделять голоса исполнителей на разные дорожки с помощью функции unmix voices, а также убирать шум толпы через unmix crowd noise. Но, как всегда, есть «но» — этот ИИ не всемогущ. Из-за огромного количества голосов в закадровом смехе некоторые из них спектрально совпадали с голосами персонажей. В итоге результат был таким: 50–60% отрезков очищались практически идеально, 30% — оставались с парой-тройкой смешков, а 10% содержали самые разные ИИ артефакты.
Стало очевидно: нужны ещё кандидаты. Я начал искать другие программы-сборники ИИ-инструментов для работы с аудио, как, например, Izotope RX 10.
Все они имеют свои аналоги тому, что предоставляет SpectraLayers, показывают себя с лучшей стороны и факапятся по-разному — однако, совместив их, я получил спектр разных вариаций «решений» одной и той же работы по удалению смеха толпы.
4. Подводные камни
Итак, набор программ собран, осталось только сделать муксинг, — Ура! ...Но не стоит торопиться радоваться, ведь у данного мультика есть особенности, свойственные его эпохе.
Во-первых, в каждой серии есть 5-6 пустых блоков для вставки рекламы.

Во-вторых, моя аудиодорожка (оцифровка с ТВ-эфира) имела иную «развёртку», чем у отреставрированного в 2019 году видео.

Так и сама схема записи — это погрешности при вещании через спутник, погрешности при воспроизведении видео через разные модели ТВ и ТВ-приставок, погрешности записывающего устройства с этого потока...
Вся суть проблемы сводилась к одному: из-за накопленных ошибок при вещании и оцифровке просто ускорить аудиодорожку и нарезать её было невозможно. Каждый фрагмент приходилось по 5-6 раз вручную подгонять, чтобы он совпадал с видео. Эта монотонная работа осложнялась неожиданными «находками», как, например, хихиканье Скуби-Ду в конце заставки, которое есть в русской озвучке, но отсутствует в оригинале. Я потратил уйму времени, пытаясь понять, почему дорожки визуально не сходятся, пока не обнаружил эту мелочь, просто отсмотрев ролик в плеере, и моему разочарованию из-за бессмысленной работы не было предела.
Но после этого синхронизировать их уже не составляло труда. А, и вдобавок к этому, песня в титрах — это не совсем дубляж, а скорее полная перезапись... Это в очередной раз подняло планку сложности, ведь приходилось выискивать, «где же тут совпадают биты» в начале и в конце обеих песен, чтобы идеально их синхронить.
> В оригинале никакой гитарной аранжировки в данном фрагменте нет, но в дубляже есть, и так везде в титрах.
Так даже простая подгонка аудио под видео превращается в монотонную и сложную рутину.
5. Финал, или же «начало страданий»
Вот уж теперь, казалось бы, всё: инструменты есть, как синхронизировать всё это перед их применением — понятно. Выглядит это, конечно, страшно, ведь перед началом работы на столе муксинга разом лежит до шести аудиодорожек: Оригинальная дорожка на английском, дубляж на русском, отдельно музыкальная часть от дубляжа в двух версиях — UVR и Izotope RX 10 и наконец только голоса персонажей в 3 вариантов от разных инструментов.

Но как же без «но»? Существуют случаи, которые не поддаются объяснению. Например: вместе со смехом ВСЕ модели ИИ удалили звук открывающегося вентиля. Или вот другой случай: нигде не сохранилось, как насвистывали герои.
И в каждом таком случае, а попадались они стабильно раз в 1-2 серии, приходилось лезть в интернет и искать похожие звуки по соответствующим запросам вроде «звук открывания вентиля»... А затем срезать частоты, чтобы звук не выпадал из общего качества аудио, и применять всякие другие ухищрения. По сути, это была уже самая настоящая реставрация.
И только когда все эти проблемы, наконец-то, решены, можно приступать к полноценной отлаженной работе.

Однако это ооочень долго и монотонно. На одно 20-минутное аудио, даже со всеми оптимизациями, уходит не менее 6-7 часов РАБоты. Так что уже к 11-й серии я выгорел, а потом не рискнул продолжить и через месяц. Такая вот история без хэппи-энда.
6. Технические тонкости
Чтобы вы до конца поняли, почему я бросил этот проект, вот ещё пара моментов, которые меня добили:
Audacity просто умирал от таких задач. Когда постоянно ускоряешь, замедляешь, режешь и двигаешь сотни кусков, он создавал гигантские файлы проекта — у меня один раздулся до 40 ГБ. Открыть такое потом было почти нереально: то ли ему не хватало оперативы, то ли ещё что-то. Плюс он не всегда мог сохраниться без ошибок. Так я запорол пару почти готовых серий. В итоге пришлось извращаться: сначала идеально подгонять дорожки, потом экспортировать их по одной и только тогда собирать в новом, чистом проекте. Это снижало вес до 15-20 ГБ и вызывало гораздо меньше проблем.
Разные нейросети — разное качество звука. Чаще всего SpectraLayers чистил звук лучше всех. Но иногда на каком-то одном коротком фрагменте лучше справлялась другая модель. И тут начиналась головная боль: как склеить два соседних куска, обработанных разными ИИ, чтобы переход не резал уши? Приходилось вручную улучшать результат более слабой модели: подгонять громкость, крутить эквалайзер, чтобы всё звучало ровно и одинаково.
Каждый такой случай превращал работу в абсурдное танго с настройками.
Выводы
Эта история началась с простого желания улучшить мультсериал детства, а превратилась в практический курс по медиареставрации со всеми её подводными камнями. Оказалось, что волшебной кнопки «удалить смех» не существует. Вместо неё — клубок из несовместимых исходников, ограничений искусственного интеллекта и бесчисленных часов монотонной ручной работы.
Современные ИИ-инструменты — это мощные помощники, но не замена человека. Они способны выполнить 80% задачи, но самые сложные и важные 20% по-прежнему требуют человеческого слуха, терпения и творческого подхода — ресурсов, которые закончились даже у такого фанатика, как я. Классическая в современном мире проблема «последней мили». В итоге, попытка создать «идеальную» версию Скуби-Ду закончилась не победой, а выгоранием. Но она оставила после себя глубокое уважение к невидимому труду профессиональных реставраторов, чей ад, в отличие от моего, не заканчивается на 11-й серии.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (43)

YMA
06.11.2025 10:19Отдавая должное настойчивости автора и примененным инструментам.... но почему отвергли старую оригинальную дорожку без смеха? Да, она хуже по качеству, но она именно та, что была когда-то.
Это как с музыкой - есть альбомы, которые энтузиасты взяли, сделали деклиппинг, прогнали через разнообразные улучшайзеры - и считают, что они сделали музыку лучше. Но это уже не то, что взяли в руки музыканты после получения тиража с печати... ;)

Realife Автор
06.11.2025 10:19Здравствуйт, - дело вкуса и разбитых ожиданий) Я всю жизнь помнил мультик без закадрового смеха, и узнав, что не деле это не так, не мог принять этого ┐( ∵ )┌

Nikita22007
06.11.2025 10:19Наверное, по этому:
И всплыл ещё более фундаментальный вопрос — а что делать с русским дубляжом? Его же записали гораздо позже, и он уже был со смехом.

axion-1
06.11.2025 10:19По описанию, задача должна хорошо решаться с помощью специализированных нейросетей. Созданных именно для фильтрации закадрового смеха. Не знаю, существуют ли такие в открытом доступе.
Главная сложность в обучении сетей - нахождение достаточного объёма качественных данных, а здесь их можно генерить практически в неограниченном количестве.

Realife Автор
06.11.2025 10:19Здравствуйте, я проводил ресерч, но такого, как неудивительно, действительно ещё никто не изобрел, а чтобы сделать мне самому, нужно быть по меньшей мере математиком, что тоже не по моей сфере) Я был бы очень рад подобной находке, но у нас есть только laughr и те бесчисленные неспециализированные инструменты.

Ilya_JOATMON
06.11.2025 10:19Проблема в том, что "фарш невозможно провернуть назад". Каким-то образом нужно найти форму наложенной волны со смехом чтобы вычесть ее из дорожки. Задача не решаема в общем случае. Попытки выкусить в частотном домене всегда будут цеплять и нужные звуки.

axion-1
06.11.2025 10:19Да, идеально восстановить исходную дорожку не получится, будут артефакты. Но тут как и в других задачах реставрации повреждённого, можно добиться приемлемого качества. Возможно даже такого что артефакты не будут заметными.

Realife Автор
06.11.2025 10:19Да, в целом при таком грамотном мастеринге как у меня, подмену заметить очень сложно, но и занимает это гораздо больше времени ((

id_Alex
06.11.2025 10:19Так по итогу - можно эти 11 серий где-то посмотреть?

Realife Автор
06.11.2025 10:19Нет, я пока не вижу смысла это выкладывать, потому что проект никогда не станет продуктом т.к. я не продолжу эту работу дальше, а давать не сбывающиеся надежды я не хочу. Ещё, я не уверен что у меня прям все из них уцелели на компьютере до сих пор, скорее это цифра около 9-10, но я не проверял точно.

sim2q
06.11.2025 10:19вполне органично смотрится приложение к статье в виде инструкций и конфигов (или что там) к использованному инструментарию, исходники проделанной работы - по желанию..

Realife Автор
06.11.2025 10:19В основном это gui интерфейс, но сам процесс до смешного прост - использовать функцию в программе, такую как crowd noise , напримрер, сохранить в нужном аудио формате и засунуть в аудиоредактор к остальным дорожкам. Всего их, как я и рассказывал, около 5-6 дорожек в итоговом файле. Так что я считаю гайд излишним, но если кому-то понадобится, то буду не против ответить в ЛС. Сам процесс в целом настолько трудоёмок и монотоннен, что этим вряд-ли больше 1-2 человек ещё когда-либо занялись бы, а я же пишу не просто так, а для развития этой сферы ремастеров среди энтузиастов, так что столь частные случаи разбирать для всех, никак не приблизит нас к точке когда общая планка качества повысится у большинства.
Получившейся же результат бы я выложил, но там даже не полный 1 сезон выходит по итогу, а я перфекционист и считаю такое выкладывать - кочунством)

TopCat1961
06.11.2025 10:19Уильям Ханна и Джозеф Барбера.
Обожаю их работы как Top Cat 1961-1962, Джонни Квест, Скуби-Ду, и также Том и Джерри, но большой части мультов нужны, скорее ремейки с улучшенной анимацией и более удачным тэмпом, а не медленным слишком.

Realife Автор
06.11.2025 10:19Здравствуйте, вы кстати не первый, кто имеет подобное мнение - мой знакомый точно такой же) Перемонтаж мультиков был бы действительно интересной задачкой для кого-нибудь. Но пока это лишь только мечты - ворнер броз, спустя кучу десятилетий владения франшизой Том и Джерри, до сих пор не все серии отреставрировала в адекватном качестве, что уж там говорить об столь фундаментальной работе. Но её определенно было бы очень интересно увидеть!

TopCat1961
06.11.2025 10:19Top Cat 1961-1962, Джонни Квест версии 60-х, нужны не ремастерф а ремейки ну в 2Д стиле, также изменить тон и прочее.
А также добовлять больше персонажей новых, в частности женских и прочее. Там нужны ремейки без повестки, которые долдны сгладить углы убрать затянутость искуственную, а также многое другое. Но ремейки должны быть в 2Д а не 3Д, Лайф-Экшен.

TopCat1961
06.11.2025 10:19Том и Джерри, Скуби-Ду если вырезать смех сохранились хорошо слишком, плюс Скуби-Ду есть более серьзные версии полные метры 1998-2001, Мистическая корпорация 2010-2013. Но на остальные франшизы им пофиг.
Хотя Джонни Квест, Космический Призрак, Бердмен в каноне и фильме 2015, Геркулоиды, по своей сути идеальные кандидаты в включение канон DC, учитывая что в отличие от других мультсериалов Уильям Ханна и Джозеф Барбера, более серьзными и вдохновлялись DC, плюс они как DC принадлежат Warrner Bros.
DC как по мне вместо добовление одноразовых, однобразно - повесточных персонажей, лучше-бы их взяли и включили в канон. А комиксы сделать типо как переосмысление, а потом их во вселенную DC окончательно включить, это будет намного лучше чем создать кучу повесточных мусорных персонажей на один раз.
Очень жаль что Ворнерам наплевать, на проекты Уильям Ханна и Джозеф Барбера, кроме разумеется Том и Джерри/Скуби-Ду, а ведь если подумать, теже самые Huckleberry Hound, Yogi Bear и других если их не делать до тошноты тупыми как в Jellystone 2021-2025, или пластиковых и статичных без характера болванок для массовки аля: Олимпийские Мульты про Скуби 70-х, Yogi's Gang, но при этом не делать их через чур детскими как в Yo Yogi 1991. Но наделить новыми чертами удачно.
Фдинсутоны, Джетсоны, вот за них я не уверен все же уже есть Гриффины, Симпсоны, Рик и Морти, Футурама, Южный Парк и им ничем выделиться увы.
А вообще, они могли так иметь больше франшиз и прибыли пример вместо Скуби-Ду, Том и Джерри, были-бы не только они.
Джонни Квест, Геркулоиды, Космический Призрак, Бердмен, в каноне DC
Top Cat, вообще можно было-бы внедрить в канон Том и Джерри без проблем, как это было у Толкина с Хоббит и Властелин Колец.
Скуби-Ду без вопросов.
Yogi Bear, Huckleberry Hound и остальные как отдельные от друг-друга, без фансервисов и кроссоверов где они теряют характеры и так далее.
Франшиз было-бы больше, хотя это же затмит их святых Луни Тюнз, конечно затмит так сильно, что в последний раз они выпустили удачный мультсериал или которфц был интересен всем в 2010-х, а дальше ничего удачного.

TopCat1961
06.11.2025 10:19Также где эти люди которые фанатеют по мультам Луни Тюнз сделанных в 2020-х, не одного не встречал кроме пары двух и всё. Луни Тнз существуют как мемы и популярнып зв счет заслуг в прошлом а не в настоящем.

Ilya_JOATMON
06.11.2025 10:19Ремейки будут делаться в цифре, а это уже не то. Рисованная на целлулоиде анимация имеет свой шарм, который будет в случае современного ремейка потерян.

Ilya_JOATMON
06.11.2025 10:19А этот смех он разный или одинаковый был? Если бы он одинаковый был, то можно было попробовать взять его из нескольких десятков мест и "стакнуть" получив достаточно чистую звуковую волну именно смеха, чтобы можно было вычесть из дорожек.

Realife Автор
06.11.2025 10:19Нет, зачастую это наложение из нескольких "эффектов" разом, до 5-6, насколько я знаю. И соответственно, что даже при наличии всего 5 записей статистов, комбинаций становится очень много

Kobagugi
06.11.2025 10:19Зауважал труд реставраторов. А то мы привыкли получать ремастеры как данность, не задумываясь о том сколько человеко-часов стоит за тем, чтобы убрать царапину с пленки или почистить звук

flatlandianin
06.11.2025 10:19я видел скубика без смеха и казалось довольно нудновато поэтому понятно зачем смехом дади вторую попытку которую я не смотрел и тут кто-то из неё вырезает смех & etc получив непотребства: примерно так и рассматриваю мастеринги да тп - если бы был формат пррсмотра где можно регулировать откат в source то может можно было в местах оценить чья фантазия краше
хотя плёночные регулярно восстанавливают да переозвучивают и первый в 8k фильм загнали уже после двух восстановлений

vybo
06.11.2025 10:19Подзапутался, исходных дорожек в работе использовалось только по два варианта — английский со смехом и русская озвучка его же? А в версиях без смеха какая тогда ситуация с вентилями и насвистываниями, может, оттуда было бы резоннее взять?

Realife Автор
06.11.2025 10:19Русская озвучка не имеет версии без смеха, так что она и использовалась. Утерянный SFX не брался из старых американских ТВ записей из-за низкого качества звука(vhs запись определенно хуже чем запись на диск в нулевых-десятых через более современные стандарты форматы хранения медиа и вещания) и потому что это банально значительно дольше чем погуглить в гугл и порезать частоты и покрутить эквалайзер.
Сначала бралась английская и русская дорожка, обое со смехом:
Подгонка под нужную развёртку кадров у русскую дорожки
Нарезка сегментов где должна была быть реклама в русской дорожке и помещение по соответствующим позициям от англ дорожки с свежей реставрации
Индивидуальная подгонка каждого из 5-6 сегментов под соответствующие сегменты
Далее работа с софтом на основе полученной русской дорожки:
Прокатка через UVR для создания версии только с аранжировкой
То же самое через Izotope RX 10/11
Прогон полной русской аудиодорожки через spectralayers через 2 инструмент, которые выдают только голоса персонажей и экспорт по отдельности.
То же самое в Izotope RX через их инструменты.
Ещё был задействован какой-то аналогичной софт но по тому же самому алгоритму действий.
И теперь стол муксинга:
Оригинальная русская дорожка без изменений
Русская дорожка с UVR только включена аранжировка
2-4 дорожки которые должны содержать исключительно голоса персонажей
Русская дорожка с Izotope Rx только включена аранжировка
Ещё какие-либо дорожки в случае утери всеми инструментами звуковых SFX эффектов.
Далее уже работа только с ними. Чем больше опыта и набита рука, тем быстрее должен идти процесс.

ksenia_marsova
06.11.2025 10:19Вы потратили столько времени и сил на этот проект, хочется отдать должное вашему энтузиазму!
Мне кажется, именно на таких энтузиастах и держится этот мир и прогресс)

AnyKey80lvl
06.11.2025 10:19Все равно (закадровый смех) хорошая (закадровый смех) работа и опыт.
Думаю, Вас должны в подобную студию Мосфильма взять без собеседования )

Realife Автор
06.11.2025 10:19Хах, я ни под чьим крылом без полной свободы действий работать не собираюсь) только хобби и те задачи, которые мне интересны
Zara6502
Эх, есть у меня одна странность, я в 90-х очень залип на сериал "Никто кроме тебя". Как бы это странно или смешно не было, при том что все эти Простомарии, Богатыетожеплачут, Сантабарбары и т.п. фильмы вообще мимо. И вот бы иметь навыки повысить качество фильма, как например на ютубе товарищ древнюю черно-белую анимацию поездки по Сан-Франциско перед землетрясением так повысил по качеству что моё подчение.
Realife Автор
Тонкий намек?)
Zara6502
))) мне никогда не окупить вашу работу, так что это так, ворчание, с Том и Джерри всё хранится, смотрю регулярно, но там анимация, совсем другой класс работы.
flatlandianin
поищи у испанце с мексами - уже сделали наверное давно в 16k 12.3 да тп: не только у тебя флэшбэки от
id_Alex
Так ремастер Тома и Джери в 2к существует?
Realife Автор
Да, это моя самая первая статья на хабре https://habr.com/ru/articles/784648/
id_Alex
Спасибо за ссылку.
Zara6502
там не просто ремастер, а еще и на русском )
id_Alex
Так где хоть итоговый результат то можно глянуть?
Zara6502
в статье как я вижу порезали ссылку, всё лежит на ру тре кере, посмотрю дома не остался ли файл то рента, кину в личку если найду
Kobagugi
Модели вроде Topaz Video AI или DaVinci Resolve Neural Engine умеют творить чудеса с апскейлом и удалением шума, но, как и в статье, они делают 80% работы, а остальные 20% это все равно ручная цветокоррекция и чистка артефактов, которые ИИ пропустил или создал сам