
Индустрия видеоигр со стороны кажется миром чистого волшебства — дерзких мечтателей, создающих вселенные, и головокружительных успехов, меняющих поп-культуру. Но за каждым громким триумфом часто стоит не менее эпическая история борьбы, амбиций и болезненных провалов. В нашей подборке на выходные — четыре книги, которые проводят вас за кулисы этого театра. Вы узнаете, как гениальные идеи сталкиваются с суровой реальностью бизнеса, как создаются и рушатся империи, а также какой ценой на самом деле даются всеми любимые игры.
«Oculus. Как создать лучшую в мире VR компанию и потерять всё?», Блейк Дж. Харрис
Подробная история гения-самоучки Палмера Лаки и его революционного шлема Oculus Rift.
В юности Лаки, увлеченный забытой технологией VR, переоборудовал трейлер в лабораторию. Его прорывной прототип привлек внимание легенды игровой индустрии Джона Кармака, что стало началом головокружительного взлета. Вместе с единомышленниками Лаки основал Oculus VR и провел успешную кампанию на Kickstarter.
Кульминацией стала продажа компании Марку Цукербергу за миллиарды долларов. Однако успех был недолгим: политический скандал и судебные тяжбы привели к уходу Лаки из собственной компании.
Харрис детально воссоздает эту историю через письма, протоколы суда и диалоги, предлагая взвешенный взгляд на взлет и падение основателя Oculus. Книга будет интересна всем, кто увлечен технологиями и историями о стартапах.
«Взлёт и падение Sierra On-Line. Сказка с несчастливым концом», Кен Уильямс
Книга, в которой историю грандиозного успеха и громкого провала легендарной студии сооснователь Sierra On-Line рассказывает лично.
Основав компанию в 1979 году, супруги Уильямсы управляли ею 18 лет и продали на пике развития корпорации CUC International. Вскоре выяснилось, что CUC была замешана в финансовых махинациях, что привело к краху Sierra и разорило многих сотрудников. Сквозной темой повествования становится личный вопрос Уильямса: мог ли он заранее знать, что покупатель — мошенник.
Однако книга не только о провале. Это подробный рассказ первопроходца индустрии. Sierra выпустила первый авиасимулятор с мультиплеером через модем и первую официальную домашнюю версию аркадной игры Frogger. Особое место занимает история суда с Atari из-за игры Jawbreaker, похожей на Pac-Man. Победа Sierra создала важный прецедент: игровая механика не защищается авторским правом.
Уильямс также делится воспоминаниями о встречах со знаковыми фигурами: от основателей Apple и Билла Гейтса до Джона Кармака и Джона Ромеро. Это добавляет взгляда изнутри на ключевые события, сформировавшие игровую индустрию.
«Нажми Reset. Как игровая индустрия рушит карьеры и дает второй шанс», Джейсон Шрейер
Вторая книга Шрейера, следующая за «Кровью, потом и пикселями», посвящена провалам в игровой индустрии: сорванным проектам, выгоранию и разрушенным карьерам. Если первая книга была мотивирующей, то эта — жесткое погружение в её тёмную сторону.
Автор подробно исследует системные проблемы. В отличие от Голливуда с контрактной работой, геймдев продает иллюзию стабильной карьеры, но часто цинично увольняет сотрудников после завершения проекта.
Книга построена на конкретных кейсах. История студии 38 Studios основателя Курта Шиллинга показывает, как амбиции без управленческого опыта привели к громкому банкротству, оставившему сотрудников без зарплаты. Другая история — Джо Фолстика, чья карьера была разрушена постоянными «кранчами» и вынужденными переездами между студиями, пока он не ушёл из индустрии в обычную IT-сферу ради спокойной жизни.
Шрейер не даёт простых решений, но предлагает пути к изменениям: больше прозрачности от руководства и развитие профсоюзов для защиты разработчиков. Это беспристрастный взгляд на индустрию, где создание игр — это гигантский бизнес, а нередко и танцы на костях.
Рекомендуем книгу, чтобы составить собственное мнение на основе девяти подробных историй.
«Нужно больше золота. Взлет, падение и будущее Blizzard Entertainment», Джейсон Шрейер
Третья работа от известного репортера о том, как корпоративная жадность едва не уничтожила легендарного игрового гиганта. Сага о взлёте, падении и попытках возрождения студии Blizzard Entertainment, название которой когда-то было синонимом безупречности. Она же — история о столкновении творческого идеализма с безжалостной погоней за прибылью.
Книга основана на более чем 350 интервью с бывшими и действующими сотрудниками и беспристрастно исследует внутреннюю кухню компании. Повествование начинается с истории основания Silicon & Synapse двумя компьютерными гениями, но быстро переходит к тёмным сторонам успеха: вынужденному трудоголизму, выгоранию и системной дискриминации.
Компания, создавшая культовые серии вроде Warcraft и Diablo, ставила во главу угла качество игр. Однако после отмены проекта Titan в 2013 году гендиректор Activision Бобби Котик начал урезать автономию студии, что стало переломным моментом, положившим начало эпохи жёсткого корпоративного контроля и утраты творческой свободы.
Подробно разбираются ключевые провалы, такие как релиз Warcraft III: Reforged, и громкий судебный иск 2021 года за харассмент и дискриминацию, который обнажил токсичную «братскую» культуру, поощряемую руководством. Однако в завершении книги сквозит и надежда: быть может, будущее Blizzard под крышей Microsoft окажется светлым.
О сервисе Онлайн Патент:
Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн‑регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн‑поддержку специалистов.