Компания Electronic Arts (EA), известная по играм Battlefield и EA Sports FC, будет продана консорциуму инвесторов. Покупателями выступят инвестиционный фонд Silver Lake и Саудовский суверенный фонд PIF, который уже владеет 10% акций EA. Сумма сделки, по данным Bloomberg, достигает $55 млрд.

Решение о переходе в частную собственность позволит EA сосредоточиться на долгосрочной стратегии, избавившись от давления со стороны биржевых инвесторов. На фоне новости о сделке акции компании подорожали на 15%.

Краткая история 

В мире мало компаний, которые не просто создавали великие игры, но и формировали сам ландшафт индустрии. Electronic Arts (EA) — одна из них. Её история — это путь от амбициозного стартапа, бросившего вызов устоям, до глобального гиганта, чьи решения и сегодня вызывают жаркие споры. Это история о гениях, риске, искусстве и безжалостной логике бизнеса.

В 1982 году бывший сотрудник Apple Трипп Хокинс основал компанию с громким названием Electronic Arts. Его философия была революционной для того времени, когда разработчики воспринимались как безымянные винтики в машине крупных издателей. Хокинс видел в них «артистов» — творцов, чьи имена должны быть на обложках, как имена музыкантов на пластинках.

  • Культ личности: EA одной из первых начала указывать имена разработчиков на упаковке игр, создавая им имидж рок-звезд. Слоганы вроде «Can a Computer Make You Cry?» бросали вызов восприятию игр как простого развлечения;

  • Инновационное издательство: Модель EA была уникальной: компания не владела студиями, а выступала продюсером и дистрибьютором для независимых талантливых команд, таких как Free-to-Play (создатели Archon и M.U.L.E.) и Роб Хаббард, чья музыка стала легендой;

  • Первые хиты: Уже в первые годы миру были представлены фундаментальные серии. Madden NFL (1988) заложила основу для целого жанра спортивных симуляторов, а такие игры, как The Bard's Tale и Wasteland, стали эталонами в своих жанрах.

Это была эра авангарда, когда EA не боялась экспериментировать и ставить во главу угла креатив.

С наступлением 1990-х стратегия EA изменилась. Рынок рос, бюджеты увеличивались, и компания осознала, что для доминирования ей нужен контроль над ключевыми студиями и интеллектуальной собственностью. EA агрессивно заняла рынок спортивных игр, заключив эксклюзивные лицензионные соглашения с ведущими спортивными лигами, такими как NFL, FIFA, NBA и NHL. Это надолго отсекло конкурентов и превратило серии FIFA, Madden и NHL в «денежные машины».

Вместо работы с независимыми командами EA начала их покупать. В 1990-х и 2000-х годах в орбиту компании вошли легендарные студии:

  • Bullfrog Productions (Populous, Dungeon Keeper);

  • Origin Systems (Ultima, Wing Commander);

  • Westwood Studios (Command & Conquer);

  • Maxis (The Sims).

Эти приобретения подарили EA бесценные активы, но уже тогда проявилась обратная сторона её подхода: после поглощений многие студии теряли свою идентичность и творческую свободу, а их основатели и вовсе уходили из компании.

Новое тысячелетие стало для EA временем парадоксов. С одной стороны, компания достигла пика финансового успеха. С другой — её репутация среди игроков начала стремительно ухудшаться.

Пиком негатива стали трижды подряд «золотые» антипремии «Худшая компания в Америке» от Consumerist в 2012-2013 годах. EA из «дома художников» превратилась в глазах многих в бездушную корпорацию.

Последние годы стали для EA временем серьезных испытаний и стратегических поворотов.

  • Потеря эксклюзивов: Разрыв многолетнего партнерства с FIFA стал шоком для индустрии и вынудил компанию перезапустить свою футбольную серию под названием EA Sports FC;

  • Успех live-сервисов: Такие игры, как Apex Legends от Respawn Entertainment, доказали, что EA может создавать успешные и конкурентоспособные free-to-play проекты. На «живые» сервисы сегодня приходится львиная доля выручки;

  • Кризис и сокращения: Как и вся индустрия, EA столкнулась с замедлением роста после пандемийного бума. В 2023-2024 годах компания провела болезненные сокращения, закрыла студии и отменила ряд проектов в попытке оптимизировать расходы.

  • Продажа и уход в частные руки: И вот — новый поворот. Новость о согласии на продажу консорциуму во главе с Silver Lake и Саудовским фондом PIF за $55 млрд знаменует собой, возможно, начало самой важной главы. Уход с биржи позволит EA избавиться от давления квартальных отчетов и инвесторов, получив пространство для долгосрочного маневра.

Из студии ушли сотни сотрудников
Из студии ушли сотни сотрудников

А что с патентами? 

За цифрами и биржевыми сводками скрывается простая истина: современная EA – это не просто разработчик игр, а мощная машина по управлению виртуальными мирами, стоимость которых лишь растет со временем.

Компания за свою историю получила более 600 патентов в различных юрисдикциях. Все они так или иначе защищают ее игры. Так, патент, полученный в сентябре 2025 года описывает системы и методы возрождения (респауна) в видеоиграх. Персонаж игрока может быть переведен из недееспособного состояния в состояние предварительного поражения, и в ответ может быть создан предмет активации возрождения игрока. Этот предмет активации возрождения может быть использован товарищами игрока по команде, чтобы возродить его персонажа в одной или нескольких точках возрождения.

А в этом относительно свежем патенте 2025 года описывается  контекстно-зависимая система коммуникации в видеоиграх. В ответ на получение командного ввода от пользователя для отправки контекстно-зависимого сообщения компьютерная система настраивается следующим образом: она использует данные о состоянии игры для определения целевой локации, на которой сосредоточен игрок в виртуальной среде; идентифицирует юнит, о котором игрок, вероятно, хочет сообщить, основываясь как минимум на приоритете типов юнитов и их близости к целевой локации; и выбирает коммуникационное действие для выполнения. В ответ на одну и ту же команду пользователя могут выполняться различные коммуникативные действия, когда данные о состоянии игры указывают на разные игровые ситуации.

Схема из патентов студии
Схема из патентов студии

Также компания владеет сотнями товарных знаков в различных юрисдикциях. В том числе и в России. Так, корпорация защитила как своё собственное название, так и почти всех проектов. Причем и на латинице, и на кириллице

Российский товарный знак студии
Российский товарный знак студии

История Electronic Arts — это зеркало всей игровой индустрии. Она прошла путь от романтического авангарда через безудержную экспансию к сложной реальности, где искусство балансирует с бизнесом, а креатив — с акционерной стоимостью.

Сегодня EA стоит на пороге фундаментальных изменений. Сможет ли компания, вернувшись в статус частной, обрести второе дыхание и восстановить доверие игроков? Или её ждет будущее эффективного, но лишенного творческой магии конвейера? Ответ на этот вопрос определит не только судьбу одного из старейших гигантов, но и очертит новые контуры для всей многомиллиардной индустрии видеоигр. Покупателям компании достался колоссальный патентный портфель, куда помимо, собственно, патентов и свидетельств, входят разного рода лицензионные договора, ноу-хау и, главное, сама репутация корпорации. 

О сервисе Онлайн Патент:

Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:

Комментарии (0)