Если название вашего бизнеса или продукта хоть немного оригинальнее, чем «Шаурма» для шаурмы или «Кафе» для кафе, то рано или поздно вы придете к регистрации своего бренда в Роспатенте.

Только вот теперь стать владельцем бренда станет в разы дороже — если не знать, где и как можно сэкономить. Подробно разбираем внезапные нововведения.

Новое Постановление Правительства: пошлины за регистрацию товарных знаков в Роспатент вырастают в десятки раз — но не для всех

Давайте сначала расскажу в двух словах о том, как вообще работают товарные знаки, а затем покажу ключевые изменения по пошлинам: что происходит, кого касается, как сэкономить и как вообще новое Постановление Правительства повлияет на нас с вами.

Коротко: как сегодня работают товарные знаки в России

Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.

Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.

Сегодня в России уже больше 950 000 товарных знаков, а каждый год на регистрацию подают еще около 140 тысяч новых брендов. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Санкции за использование чужого бренда немаленькие:

  • взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)

  • штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)

  • конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)

  • блокировка товаров на маркетплейсах, в интернет-магазинах и соцсетях

  • иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)

Важный момент: товарный знак защищает не само по себе название, а использование этого названия для конкретных товаров и услуг. Важно не только ЧТО зарегистрировано, но и НА ЧТО.

У каждого товарного знака есть две главных составляющих:

  1. обозначение

  2. перечень товаров и услуг

Обозначение — это то, ЧТО регистрируется как знак. Название, логотип, этикетка, а иногда даже голограмма или цвет.

Практически все, что может выделить товар на рынке, может стать товарным знаком. Если только не нарушает требования закона и не слишком похоже на уже существующие знаки.

Перечень товаров и услуг — это то, НА ЧТО регистрируется знак. Услуги кафе, разработка сайтов, кроссовки или аккумуляторы — да всё, что угодно.

Товарный знак защищает не просто само по себе название, а использование этого названия в бизнесе для конкретных товаров и услуг.

Так выглядит обозначение и его перечень в Реестре товарных знаков РФ
Так выглядит обозначение и его перечень в Реестре товарных знаков РФ

Практически все существующие товары и услуги собраны в Международном классификаторе товаров и услуг — МКТУ.

МКТУ делит товары и услуги на 45 классов — одежда, образование, общественное питание и так далее. Внутри каждого класса «живут» сотни самых разных товаров и услуг.

Каждый, кто хочет зарегистрировать свой бренд, выбирает вместе с юристом нужные классы и конкретные товары по этому самому справочнику.

Перечень товаров и услуг — важнейшая часть товарного знака. Дело в том, что после подачи заявки «расширить» перечень уже нельзя, а работает знак только в отношении тех товаров, которые прямо указаны в перечне.

Если упустить какие-то нужные товары-услуги, то меньшая из бед — придется потом регистрировать товарный знак заново, и тратить еще столько же времени и денег. Бывают сценарии и гораздо хуже.

Например, при регистрации упустили нужные товары, конкурент под похожим брендом вышел на рынок, а помешать ему нельзя — знак бессилен. Или и вовсе конкурент зарегистрировал знак на «упущенные» товары и услуги на себя со всеми вытекающими в виде блокировок, взысканий компенсаций и так далее.

Как считались госпошлины раньше

Раньше при регистрации товарного знака мы платили четыре госпошлины:

  1. За подачу заявки — 4000₽ + 1000 ₽ за каждый класс МКТУ после первого

  2. За проведение экспертизы — 13000₽ + 2500₽ за каждый класс МКТУ после первого

  3. За регистрацию товарного знака — 18000₽ + 2000₽ за каждый класс МКТУ после пятого

  4. За выдачу бумажного свидетельства 3 000 ₽ — необязательно, можно обойтись и бесплатным электронным

Сложу за вас — 35 000 рублей получался минимальный размер госпошлины за регистрацию товарного знака.

Как видите, вся логика расчета пошлины строилась на количестве классов МКТУ.

Большинство предпринимателей регистрировали свои знаки на 3-5 классов МКТУ и получали в сумме пошлину в 40-60 тысяч рублей.

Например, для маркетингового агентства вроде как достаточно зарегистрировать товарный знак только на услуги в сфере рекламы.

Но что, если через несколько лет агентство начнет проводить свои вебинары, мероприятия или запустит айти-сервис? Это все обязательно должно быть учтено в товарном знаке.

Вот поэтому при регистрации и важно не просто смотреть, что компания продает сегодня, но и вникать в планы развития.

Зарегистрированный знак действует 10 лет, и никаких ежегодных пошлин за поддержание регистрации в силе нет. Продлить регистрацию можно в последний год действия знака и стоило это 22 000₽ + 3 000 ₽ за каждый класс МКТУ после пятого.

Как все изменилось

Теперь к пошлинам за товарные знаки добавилось новое слагаемое:

«+500 ₽ за каждое наименование товара или услуги в одном классе, свыше 10»

Теперь там, где раньше за 2 500 ₽ можно было добавить класс целиком и собрать себе все товары-услуги внутри класса, теперь можно взять только 10 конкретных товаров-услуг. А за все остальные придется доплачивать по 500 ₽ за каждое.

Та же история коснулась и продления товарных знаков. Теперь помимо 22 000 ₽ + 3 000 ₽ при продлении нужно будет так же платить по 500 ₽ за каждую позицию внутри каждого класса, свыше 10-й.

Теперь, чтобы сэкономить при регистрации или продлении знака, юристам нужно будет правильно и аккуратно выбирать товары и услуги. Нужно будет собирать только самые нужные позиции с учетом текущих продуктов бренда и перспектив его развития.

Ошибки будут стоить очень дорого. Если упустить какой-нибудь товар, то в лучшем случае знак спустя несколько лет придется регистрировать заново на новые товары-услуги. А это новая экспертиза, новая пошлина, и вся регистрационная процедура заново.

В худшем случае ошибка с перечнем может привести к проигрышу в суде в случае столкновения с нарушителем, а то и к регистрации бренда конкурентом на упущенные товары и услуги.

Зачем это все сделали

Конечно, любые изменения в расчете госпошлин делаются в первую очередь для того, чтобы собирать больше денег в бюджет.

Но в случае с товарными знаками есть и другая сторона медали.

Представьте: в стране под миллион действующих товарных знаков, и из них большая часть зарегистрирована на те товары-услуги, которые фактически не используются в бизнесе.

В итоге регистрации висят и осложняют жизнь другим предпринимателям.

Например, хочешь ты зарегистрировать знак «Ромашка» для своего интернет-магазина.

А сделать этого не можешь, потому что какое-то рекламное агентство зарегистрировало себе «Ромашка» на рекламные услуги, а следом до кучи в том же 35 классе МКТУ зацепило еще и услуги по розничной торговле, которые им на самом деле триста лет не нужны.

В итоге приходилось или менять название, или договариваться с владельцем знака о регистрации, или аннулировать неиспользующийся товарный знак через суд.

По сути, у нас в стране было принято подавать заявки не на отдельные виды товаров, а целиком на все позиции из нужного класса МКТУ.

А сколько товаров внутри класса, один или сто — уже не важно. Поэтому многие добавляли весь перечень товаров из конкретного класса к себе в заявку. Экономического смысла «резать перечень» попросту не было.

В итоге перечень в типичная заявка выглядел огромным полотном товаров и услуг, большая часть из которых в действительности не использовалась и только осложняла жизнь другим компаниям:

Такие полотна текста — типичная история в перечнях товаров-услуг. И едва ли бренд реально используется в отношении абсолютно каждого товара из этого огромного списка
Такие полотна текста — типичная история в перечнях товаров-услуг. И едва ли бренд реально используется в отношении абсолютно каждого товара из этого огромного списка

С новыми пошлинами стоимость регистрации знака «на всё подряд» вырастет на несколько сотен тысяч рублей. Но если подходить к выбору товаров-услуг правильно, этих затрат можно избежать.

А как в других странах

Роспатент справедливо отмечает, что пошлины на регистрацию интеллектуальных прав в России значительно ниже, чем в зарубежных странах, даже в соседних. Так и остается даже с учетом текущего повышения.

Практика взимания пошлин за каждый товар и услугу в перечне уже давно используется в Китае — там каждая позиция обходится примерно в 10 долларов.

В США доплат за отдельную позицию нет, но при подаче заявки тебе нужно доказать, что ты действительно продаешь такие товары. В противном случае знак тебе никто не зарегистрирует.

Все это делают как раз для того, чтобы уменьшить количество регистраций брендов, которые по факту не используются в бизнесе для каких-то отдельных товаров и только мешают другим предпринимателям, которые были бы рады взять такое же или похожее название себе, а не могут.

Что это значит для нас с вами

Вот пять ключевых последствий.

1. Пошлина действительно вырастет

Уложиться в десять товаров-услуг кажется легко только тем, кто никогда по-серьезному не сталкивался с защитой товарных знаков в судах.

Чтобы реально защитить интересы компании и учесть перспективы развития бренда, десяти позиций мало кому хватит. Скорее всего счет будет идти на 30-50 позиций в среднем, что добавит к пошлине 10-20 тысяч рублей.

2. Цена ошибки становится кратно больше

Если Роспатент отказывает в регистрации товарного знака, пошлину за экспертизу никто не возвращает. Приходится подавать новую заявку и платить все заново. Больше пошлина — больше цена риска.

3. Дурная экономия может привести к провалу

Товарный знак регистрируют не просто ради красивой бумажки, а для того, чтобы получить работающий на практике инструмент защиты своего бренда. Да, ради экономии нужно будет «чистить перечень».

Но если случайно убрать хотя бы одну нужную позицию, или, например, не учесть однородные товары или обобщенные формулировки, то регистрация может оказаться вовсе бесполезной, а то и опасной для самого владельца.

4. Возможно, экспертиза станет быстрее

Сейчас «чисткой перечня» по сути занимаются эксперты Роспатента. Им присылают заявки на все позиции класса МКТУ, а они смотрят существующие регистрации и разбираются, на какие товары знак можно зарегистрировать, а на какие нельзя.

Это огромный объем работы, и теперь его по сути перекладывают с экспертов Роспатента на юристов предпринимателей: хочешь сэкономить — подготовь «чистый» перечень сам.

Возможно, благодаря этому изменению, нагрузка на экспертов Роспатента станет меньше, и экспертиза будет проходить быстрее. Но с другой стороны, заявок подают с каждым годом все больше и больше, поэтому как будет на практике — посмотрим.

5. Через 3-5 лет подобрать свободное название для бизнеса станет чуть легче

Изменения в пошлинах больше всего ударят по патентным троллям — компаниям, которые регистрируют бренды на кучи товаров и услуг, ничего по факту не производят и только судятся с другими предпринимателями, наживаясь на компенсациях. Теперь их «работа» сильно осложнится.

Кроме того, и обычные компании перестанут регистрировать знаки на сотни товаров и услуг разом. А изменение пошлин при продлении товарных знаков приведет к тому, что и действующие товарные знаки здорово «подсохнут» в части перечня.

Все бы это могло привести нас к выводу о том, что регистрировать знаки через несколько лет станет проще из-за меньшего количества пересечений с другими знаками.

Если бы не одно но: общий рост количества заявок, который идет год от года последние десять лет и не планирует снижаться. Поэтому я думаю, что в лучшем случае изменение пошлин не облегчит поиск свободных названий, а не даст попасть в ситуацию, где «вообще всё уже занято».

Что делать сейчас

Изменения вступят в силу 4 октября 2025 года.

Времени на раскачку нет — это проекты законов публикуются заранее и есть время подготовиться. А тут пошлины изменили Постановлением Правительства — опубликовали в пятницу, через неделю вступает в силу.

Если очень постараться, за это время можно успеть подать свою заявку на регистрацию. Тогда можно пройти по старым ставкам.

Если у вас есть свой товарный знак, и его срок действия истекает не позже 03.10.2026, то продлить знак можно тоже по старой ставке пошлины.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если вам в целом интересна тема защиты своих интеллектуальных прав — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — без смс и регистраций собрал в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.

Комментарии (4)


  1. denburo
    30.09.2025 08:48

    А название музыкального коллектива это товарный знак, бренд или что-то другое? Как он регистрируется?


    1. alexeybashuk Автор
      30.09.2025 08:48

      Да, название музыкальной группы регистрируется как товарный знак. У меня в практике много таких было: и названия групп, и имена исполнителей.


  1. VitaminND
    30.09.2025 08:48

    Идем по пути набивания казны.

    А могли бы пойти по пути - если не используется, то изымается. Вот как, например, с земельными участками.


    1. alexeybashuk Автор
      30.09.2025 08:48

      А такое у нас тоже есть — если знак не используется в отношении каких-то товаров более трех лет, его можно аннулировать через суд.