
Выглядит не очень уютно, и, вероятно, так оно и есть
Работа в офисе — одна из наиболее распространенных на сегодняшний день. В офисах работают представители самого обширного круга специальностей. Один из наиболее распространенных вариантов офисного помещения — офисы открытого типа. Так называют вариант планировки офисного помещения, при котором основные черты — большое количество свободного пространства для менеджеров низшего и среднего уровней, большие кабинеты для менеджеров высшего звена, плюс закрытые переговорные комнаты и помещение для отдыха (оно, конечно, есть далеко не всегда).
Считается, что у офисов открытого типа есть ряд преимуществ перед стандартными офисами, где у почти любого сотрудника есть собственный кабинет, или же в кабинете располагается небольшое количество сотрудников — примером может служить та же бухгалтерия. Люди, выполняющие примерно одни и те же функции, работают в одном помещении, что, в принципе, тоже не лишено смысла. Так какие преимущества у офисов открытого типа? И действительно ли эти преимущества реальны? Давайте посмотрим.
Итак, достоинствами офиса открытого типа называют следующие:
- Сокращение расходов на содержание офиса (это меньшая стоимость аренды помещения или земли, а также, как следствие, меньше затрат на строительство);
- Возможность поместить на одной площади большее число сотрудников в офисе открытого типа, чем в отдельных офисах, при прочих равных условиях;
- Легкость планировки и перепланировки;
- Упрощение процесса коммуникации между сотрудниками. Здесь нет необходимости ходить из кабинета в кабинет — все на виду, к большинству сотрудников есть прямой доступ;
- Возможность организации коллективного обсуждения и решения бизнес-задач;
- Унификация стиля помещения и всех элементов в этом помещении.

Источник: LinkedIn
Недостатки офисов открытого типа
Конечно, наряду с достоинствами, у таких офисов есть и недостатки. С течением времени недостатков выявляется все больше. Основной — это негативное влияние работы в таком месте на психологический настрой сотрудников с результатом в виде падения продуктивности.
В качестве примера можно привести ситуацию с переводом сотрудников из виртуального офиса, когда каждый работал у себя дома, в офис реальный, да еще и открытого типа. Четыре года назад владелец небольшой компании Крис Нагеле решил прекратить практику удаленной работы с распределенным офисом и перевел всех сотрудников в единое помещение. Но это было ошибкой. Практически все сотрудники были недовольны, работа перестала быть продуктивной, прибыль компании падала. В апреле 2015 года, спустя три года после перехода в открытый офис, Нагеле принял решение переехать в более просторное помещение с отдельными кабинетами. Производительность труда сотрудников сразу же выросла, и довольных своим рабочим местом стало гораздо больше.
На текущий момент в тех же США около 70% всех офисов — это офисы открытого типа. Лишь немногие из компаний, которые опробовали такие офисы, возвращаются к старой практике, с отдельными кабинетами для всех, или же пробуют что-то еще, вроде удаленной работы из дома. В то же время, результаты статистических исследований показывают неутешительные для владельцев офисов открытого типа результаты. Здесь, в среднем, производительность труда сотрудников на 15% менее эффективна, чем у сотрудников компаний с с другими типами офисов. Это объясняется сложностью концентрации — в особенности, если в офисах нет кабинок, и все сидят за столами в ряд.
Владелец компании, о которой шла речь выше, говорит, что его коллеги и знакомые жалуются на офисы открытого типа: «Многие люди согласны — они не могут выдерживать такие офисы. Они ничего не могут закончить и берут работу на дом». Конечно, вряд ли концепция открытого офиса вскоре себя изживет, но некоторые компании, понимая все сложности работы в таких офисах, понемногу отходят от установленного некогда стандарта.
Концентрация на работе? Это почти невозможно
Выше несколько раз упоминалось то, что в офисе открытого типа сложно сфокусироваться на работе. А ведь без этого работать попросту невозможно. Нельзя одновременно быть погруженным в выполнение очередного важного задания и в то же время заниматься еще беседой с соседом, реагировать на шум или делать еще что-то. Все эти телефонные переговоры поблизости, движения соседей, шум, мелькания проходящих мимо сотрудников мешают погружению в работу.
В некоторых офисах открытого типа очень тихо, царит строгий порядок. За компьютерами в полнейшем молчании работают люди. Казалось бы, полная тишина должна приводить к возможности фокусировки сотрудников на рабочих задачах. Но, как показывают результаты опросов, и здесь сотрудники недовольны — атмосферу в «тихих» офисах называют гнетущей.

В некоторых случаях продолжительная работа в офисе открытого типа негативно влияет на память. Это особенно характерно для того самого открытого офиса без кабинок, где лишь столы, стоящие в ряд, компьютеры и кресла. Работать здесь не то, чтобы крайне сложно, но достаточно затруднительно.

По мнению Салли Августин (Sally Augustin), психолога из Иллинойса, работая в закрытом офисе человек запоминает больше информации, чем его коллега может запомнить в офисе открытого типа. Это проявляется не сразу, но в целом, это так, поскольку на человека в последнем случае влияет множество отвлекающих факторов, которые мешают работе. Для большинства из нас шум — самая критичная проблема.
Ученые из Сиднейского университета провели опрос, получив впечатляющие результаты об удовлетворенности своей работой людьми в офисах закрытого типа. Результаты исследования однозначно показывают, что около 50% сотрудников из полностью открытых офисов и около 60% сотрудников из офисов открытого типа с кабинками недовольны своей открытостью всем и каждому.
Как уже говорилось выше, одним из достоинств офисов открытого типа считается усиление коммуникаций между сотрудниками — ведь обратиться к коллеге можно сразу, без похода в другой кабинет. И это действительно так, вот только это общение редко носит деловой характер. Обычно сотрудники просто переговариваются в процессе работы обо всякой всячине, не имеющей отношения к делу. Соответственно, эффективность такого труда падает. Да, человек может работать практически в любых условиях, но все же качество такой работы будет не слишком высоким. Люди на работе должны общаться друг с другом не только на рабочие темы, чтобы коллектив был более слаженным. Но вот парадокс, это нужно делать не в рабочее время, а, например, во время обеда. Есть и другая сторона медали общения в офисе открытом офисе. Так, при отсутствии стен между сотрудниками разговоры между ними в ряде случаев становятся не более, а менее продолжительными. Некоторые сотрудники начинают избегать общения с собственными коллегами, поскольку разговор уже не носит приватный характер, его могут услышать все.
Некоторые компании, сотрудники которых занимаются работой, требующей высокой степени концентрации (написание текстов, планирование рекламных кампаний, финансовое планирование, разработка программного обеспечения), занимаются экспериментированием с выбором тихих помещений и закрытых пространств. Правда, в некоторых случаях сами сотрудники не слишком хотят уходить из открытого офиса в закрытое помещение, считая это неким проявлением слабости. Во всяком случае, о таком ощущении рассказывают некоторые сотрудники компаний, где офисы открытого типа меняют на закрытые помещения.
Среди прочих недостатков открытых офисов называется еще и чрезмерная трата времени сотрудников на оказание помощи своим коллегам. Поскольку границ никаких нет, каждый больше помогает коллегам, нежели выполняет собственные задачи.
Немного финансовых подсчетов
Считается, что офис открытого типа — это хороший способ сэкономить на кабинетах для всех сотрудников, планировке и т.п. Но здесь не все так просто, поскольку прямых затрат и издержек есть еще косвенные. Если падение производительности сотрудников в открытых офисах действительно имеет место быть (а это так, судя по данным некоторых исследований), то компания экономит на мелочах, проигрывая по-крупному. Еще одно исследование показывает, что сотрудники офисов такого типа тратят около 86 минут в день на различные отвлекающие факторы (разговор с коллегой, попытка сосредоточиться в шуме и т.п.). В итоге на все это уходит около 17% рабочего времени, что совсем не мало.

В качестве примера можно взять сферический офис
Также возьмем среднюю заработную плату своего сотрудника в $50 000 в году. Это $5 млн в месяц на всю компанию.
Но если учесть падение производительности сотрудников на 15% (а то и больше) в офисе открытого типа по сравнению с обычными офисами, то мы получаем убыток в $750 000, поскольку мы будем получать лишь 85% от максимально возможного результата сотрудников компании. В итоге, если взять экономию в $172 000 на офисных площадях, то получается, что компания теряет в год $578 000 ($750 000 убытков от падения производительности сотрудников минус $172 000 сэкономленных средств).
Стоит ли оно того? В большинстве случаев в офисах открытого типа команда или команды сотрудников работают не так эффективно, чем в закрытых, привычных многим офисах. Так что здесь экономия часто получается мнимой.
А как вы считаете, эффективны ли офисы открытого типа и если да, то почему?
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (120)
 - ZoomLS17.01.2017 13:54+6- Офис открытого типа — это тот ещё адок.  - sptor17.01.2017 14:00+5- Это для рядового работника, а для руководящего состава как посмотреть.Ему может и удобно. Проблема открытых офисов еще в том, что там важнее, зачастую, казаться очень занятым чем делать реальную работу (это от стиля руководства зависит, но все же). То есть там люди зачастую не стараются сделать свою работу эффективно, чтоб потом не сидеть без дела и не вызывать недовольных взглядов начальства, которое с радостью подгрузит работнику еще задач — при этом хорошо если даже похвалит, уж не говоря о повышении зарплаты. 
 
 - itwasntme17.01.2017 13:57+3- все не верно, опен Спейс хорош только если разговор идет о огромных площадях и когда почти половина этого пространства не занято столами, иначе это уже не опенспейс, а бройлерная. Так что, что выгоднее еще не ясно. Видел офис на 20 человек, опен Спейс, весь занят столами, они даже наверно и не знали что у них модный опен Спейс, а не унылая коробка. 
 
 В общем зависит от жадности и унылости большого босса, такому что опенспейс дай, что комнаты, из всего говно сделает. - lexnekr17.01.2017 14:34+3- С подачки жены называю опен-спейсы «скотобазой». Искренне сочувствую коллегам. Хотя сам сижу в большом кабинете на 9 человек, что не далеко ушло от «скотобазы»…  - chieftain_yu18.01.2017 09:06+1- Большой кабинет на 9 человек — это сравнительно неплохо. 
 У меня был опыт — 8 человек на 32 квадратах ровно.
 Вместить туда все необходимое (и оставить допустимые проходы) помог только большой опыт тетриса.
 
 
 - Zergos_Z17.01.2017 13:59+9- Мой личный опыт показывает, что лучше всего работать в комнате примерно на 5 человек. Никто никому не мешает, никого не напрягает. 
 Самый большой стресс от открытого офиса в том, что твой экран монитора виден всем вокруг, а также от того, что когда мимо проходит начальник, ты непроизвольно чувствуешь дискомфорт, даже если занимаешься своей непосредственной работой. - madkite17.01.2017 15:14+3- Всё сильно зависит от комманды, проекта. Я вот раньше работал в комнатке ровно на 5 человек и всегда был шум да гам такой, что не сосредоточишься дольше 20 минут. Сейчас маленький openspace на 20 человек, но всё тихо и спокойно.  - Pentoxide17.01.2017 15:44- Примерно тоже самое. Раньше работал в комнатах на 5-6 человек, кабинет именно создает ощущение личного пространства, а в личном пространстве можно делать что угодно, поэтому когда пытаешься на работе сосредоточиться коллеги рассказывают анекдоты, байки, разговаривают по телефону во весь голос, спорят на повышенных тонах и т.п. 
 А вот когда оупенспейс — люди понимают что могут мешать остальным, поэтому и личные телефонные звонки и разговоры между коллегами шепотом или в отдельных комнатках (есть у нас такие мини-переговорные на 1-2 человека). Может конечно и от компании зависит, но после такого обратно в кабинет не хочется. - rstepanov18.01.2017 13:45- Это больше от людей зависит, а не от помещения. Но в большом помещении статистически выше вероятность того, что кому нибудь захочется монитор одеть на голову как испанский воротник. 
 
 
  - artemt17.01.2017 16:24- Работал я когда-то в «комнате на 5 человек». Трое из нас сидели за двумя смежными столами. Двое были программистами а третий отвечал на телефонные звонки покупателей интернет-магазина по продаже часов. Там в ногах ещё продакшн сервер стоял. Я его как-то перепутал с рабочим компом и перегрузил несколько раз. И ещё… Впрочем, это может травмировать чью-то психику.  - sim2q18.01.2017 07:04- Там в ногах ещё продакшн сервер стоял 
 Раньше когда админил — не придавал таким вещам значения, пока в похожей ситуации не сказали как то: «Туда же люди ходят» :)
  - artemt18.01.2017 12:58- Да там не совсем по теме, хотя всё в жизни связано, в частности условия труда с техпроцессом. 
 
 Работа была копаться в сайте заказа авиабилетов на ASP VBScript + MS SQL. В первый же рабочий день дали задание поправить хранимку, но предупредили, что база одна, продакшн на сервере, который под ногами. На вопрос а как же на ней работать, ответили: «Аккуратно! Там люди билеты бронируют». К исходу месяца аккуратность меня подвела. Правил форму редактирования организации, которая по тогдашней передовой программерской мысли была совмещена с формами добавления и удаления для экономии кода. Я крыжик неправильно взвёл и вместо сохранения удаление организации проскочило. А разработка то непосредственно на продакшн. А там на таблице организаций каскадное удаление сотрудников. А что, удобно же?! А на сотрудниках каскадное удаление забронированных билетов. Ну думаю, сдаваться надо сразу с таким косяком, разруливать как-то. Повернулся на стуле, хлопнул тимлида по плечу (вот где удобство тесных кубриков) и в полголоса, чтобы начальника (который за спинами) не беспокоить пока, доложился. Тимлид успокоил, что фигня мол, организация фейковая, для тестов. Потом задумался и сказал: «Надо бы бэкап базы сделать». На мой вопрос, когда был предыдущий, ответил что месяца полтора назад. Вот в тот момент мне стало страшно.
 
 - artskep17.01.2017 17:33- Да, где-то 5 +-2 человека офис или хотя бы хорошо сделанный кубик — это оптимум. Как и размер команды/подкоманды, кстати. Если команда сидит рядом, появляется hive mind. Сейчас работаю на удаленке в команде разбросанной по миру — уже этого ощущения нет. 
 
 А по поводу дискомфорта, когда проходит начальник — тут вопрос какой начальник, и насколько вы интраверт.
 Мне, например, с начальством везло — если работа делается, то факт того, что я занимаюсь «нерабочими» вещами, когда это начальство проходит мимо меня, интересовало на пару процентов больше, чем погода на Марсе. Так что я браузер сворачивал по приходу кого-то только если там онлайн-банк открыт.
 Ну, и вопрос личного пространства, конечно, очень личный, но может быть откорректирован положением стола (если такое, конечно, возможно). Меня как-то уже давно не парило, и я ставил стол достаточно «открыто», чтобы можно было собрать народ у монитора. Но кто-то предпочитает сидеть к стене — тоже решение. - vconst17.01.2017 17:45+1- То же самое по поводу монитора. Мой монитор виден начальнику отдела прямо с его места, ему даже привставать не надо, что бы увидеть — открыт у меня фотошоп или браузер. И если во время работы я переключаюсь в браузер из фотошопа и он это видит, или проходит рядом — у него не возникает никаких вопросов ко мне: «Почему ты не занят работой?». Просто он знает, что работа все работа будет сделана к сроку, даже если я во время работы, периодически, сижу в инете. Это не парит ни меня, ни его.  - ajvol18.01.2017 12:44- С точки зрения руководителя, если делаешь работу качественно и в срок, и при этом ещё сидишь в интернете, значит неправильно была рассчитана трудоёмкость, и нужно было давать сотруднику в два раза больше задач. А как только задачи хоть немного выбиваются из привычной рутины, их трудоёмкость становится сложно планировать, поэтому начиная с некоторого уровня, насколько я вижу, с сотрудниками начинают работать не по схеме «сделал работу — получил плату», а по схеме «за вот эти деньги мы покупаем всю твою энергию, внимание и - бессмертную душу, и хотим, чтобы ты потратил их вот на этот проект» - vconst18.01.2017 12:53+1- В моем случае загрузка не нормирована, можно весь день сидеть не отрываясь и задержаться, можно полдня в потолок плевать, плюс — сотрудников небольшой избыток для возможности подстраховать в случае болезни, отпуска, аврала и тп. 
 
 Так что, с точки зрения непосредственного руководителя — все в полном порядке, неправильно только с точки зрения эффективного менеджера.
 - artskep20.01.2017 22:42- В случае моих руководителей, вопрос неверных расчетов трудоемкостей не возникал. Просто когда я действительно заканчиваю задачу (ну, или предвижу, что задачи закончатся «прям ща») — я иду и говорю это руководителю. И пускай дает задачу, если нет, то я найду себе задачу (у меня много интересных хобби, которые можно присобачить к проекту). 
 После нескольких таких походов к руководителю (а идеального планирования не бывает, и такие походы случаются), руководитель внезапно понимает, что планирование все-таки было не так уж и плохо. Ну, и там еще плюшки получаются типа возможности поучаствовать в планировании и все такое…
 
 И да, это замечательно работает по второй схеме, которую вы упомянули (когда я работал на аутсорс она называлась time & material).
 
 Но да, безусловно, толк от этого может быть только когда руководство понимает, а не следует какому-то уставу по мотивации персонала.
 
 
  - artemt17.01.2017 17:51- Ваша правда, от начальника много зависит. В вышеупомянутом мной пятиместном люксе стол начальника непосредственно за нашими спинами стоял. Он как-то замечание сделал, что я транжирю рабочее время в тот момент, когда я в паузе между задачами MSDN читал. 
 
  - Iqorek17.01.2017 18:41- Все индивидуально. Мне мешает даже второй сосед в комнате, особенно если его нельзя выбирать. Вот прямо сейчас в моем офисе, кроме меня, еще 2 человека, еще 3е где то ходят, они что то обсуждают, я сосредоточиться не могу. Вся работа, вечером, когда все свалили, но это тоже не эффективно, я уже к этому времени очень устал. Для меня идеально, даже небольшая комната со звукоизоляцией и комната для общих сборов рядом. 
 
 - Jump17.01.2017 14:07+4- Это все крайности — и открытый офис с сотнями сотрудников, и персональный кабинет каждому. 
 А нормально это золотая середина — небольшой открытый офис где работает команда 3-10человек.
 Хотя бывают исключения диктуемые самой работой.
 Плюс у каждого конкретного сотрудника бывают свои предпочтения, я вот не могу работать если за спиной ходят люди, и смотрят в мой монитор. - Shadow_Runner17.01.2017 14:14+1- Согласен, опенспейс лично мне нравится, но тут важно не экономить место и рассадить всех правильно — чтоб ни у кого за спиной не было постоянно людей, чтоб мимо кого-то не шел поток людей в туалет/кухню/прочее. 
 
 Тогда и обстановка нормальная и удобно.
 
 - Xalium17.01.2017 14:07+1- вопросы в конце статьи какие-то не в тему. 
 «офис открытого типа» — это что? Офис на 5+-несколько человек или неограниченное кол-во человек?
 Как выше сказали
 - Мой личный опыт показывает, что лучше всего работать в комнате примерно на 5 человек. Никто никому не мешает, никого не напрягает. 
 Одновременно и не одиночка (кому-то бывает скучно одному) и кол-ом ушей не давят.
 - QuaziKing17.01.2017 14:35+13- Против открытого офиса есть только один аргумент: если это так круто, почему Топ-ы сидят в кабинетах и вызывают нужных людей к себе? Ведь как было-бы круто, если все топы сидят в одном помещении и могут комуницировать напрямую… 
 Поэтому ЗА есть только один честный ответ: это дешевле для бизнеса.- vedenin198017.01.2017 14:49- Против открытого офиса есть только один аргумент: если это так круто, почему Топ-ы сидят в кабинетах и вызывают нужных людей к себе? Ведь как было-бы круто, если все топы сидят в одном помещении и могут комуницировать напрямую… 
 Против этого есть ответ — секретность, нельзя каждому Топу знать все внутренние особенности всех проектов, это против принципов разделения доступа к информации. Даже о телефонном разговор с определенном клиентом зачастую должны знать очень ограниченное кол-во лиц.
 
 - Поэтому ЗА есть только один честный ответ: это дешевле для бизнеса. 
 А вот с этим согласен, в большинстве случаев так и есть. Хотя есть и другие за и против кроме собственно стоимости.
 
- AlexPu17.01.2017 14:41- Я думаю, что отношение к офисам разного типа всегда субъективно… Особенно учитывая тот факт, что разновидностей офисов как открытого, так и закрытого типа множество… По мне так например крайне неуютны офисы с подкубриками образованными перегородками… у меня лично возникает ассоциация с собачьей конурой (именно из такой я в настоящее время сейчас набираю этот текст, правда у меня справа большое окно, но это элемент везения). Но я лично знаю много людей, которым сие нравится… В основном потому, что оный подкубрик образует приватное пространство (в отличие от кабинетов, где сидит небольшое количество коллг… ну 3-4 обычно — не больше) 
 
 Мне доводилось работать в open space офисах где выбор места для работы осуществляется самим работником и в произвольный момент времени -т.е. идешь на любое свободное место, которое тебе вот сейчас понравилось. При этом наличествуют также кабинки отделенные от общего помещения глухой стеклянной стеной — это для групп людей которым нужно поработать совместно или провести совещание — их можно забронировать, но если не забронировано — можно туда сесть и одному. Ну и рабочих мест было с приличным таким запасом — на моей памяти было заполнено максимум половина таких… Да и был только один раз когда все кабинки были заняты — там понаехали всякие в какой-то момент… и ну совещаться…
 
 Так вот по мне вышеописанный офис нравится куда больше любых кабинетов — особенно в сочетании с возможностью работать удаленно часть рабочено времени. Но абсолютно нормально, что есть куча людей, которым сие не нравится!
 - evilrussian17.01.2017 15:02+1- Офис открытого типа напоминает мне казарму- нет личного пространства и теряешься в этой толпе - AlexPu17.01.2017 17:09- Отличия от казармы состоят в том, что: 
 1) В казарму вы попадаете не добровольно, а в офис вы приходите добровольно и вольны прекратить это в любой момент
 2) В казарме вы ЖИВЕТЕ, а в офис приходите (приезжаете, приплываете, приползаете или прилетаете) на ограниченное время для выполнения своих производственных обязнностей.
 3) Казарма предназначена главным образом для отдыха и его продолжительность ограничена. в то время как офис предназначен для работы и ее продолжительность ограничена
 
 в общем… в казарме тоже наверное стоит побывать для общего развития… хотя конечно удовольствие это как правило не доставляет - evilrussian17.01.2017 17:29- Удовольствия казармы не доставляют от слова совсем. В 18 лет еще было прикольно (юность и ветер в голове всё скрашивают), а вот уже спустя много лет казарма покажется чем-то диким. - igruh17.01.2017 18:09+1- Стоит отметить, что отвращение вызывает скорее казарменное отношение, нежели совместное проживание под одной крышей. В походе палатка на восьмерых — весёлый дом, несмотря на необходимость соблюдать график похода, тащить тяжёлый рюкзак много километров и несколько ограничивать рацион. 
 - AlexPu18.01.2017 11:50+1- Вы забыли уточнить, что оные казармы не доставляют именно вам — персонально. 
 
 Я-же в своем коментарии написал что проживание в казарме не доставляет удовольствия КАК ПРАВИЛО — имея в виду, что в принципе могут существовать люди (и они существуют — я с таковыми был знаком лично), для которых казарма является вполне нармальным местом продивания
 
 Но главное, что я пытался (совершенно безуспешно) до вас донечти, это то, что сравнение офисов любого типа с армейскими казармами некорректно.
 
 Хотя с другой стороны конечно — вам лично оно может НАПОМИНАТЬ что угодно… тараканы они у каждого свои…
 
 
 
 - marysuon17.01.2017 15:04+6- А где вариант «У меня свой кабинет, который делю с коллегами, хочу кабинет без коллег»? 
 - Leo777717.01.2017 15:15- Части фирмы небольшой офис открытого типа с перегородками и прочими шкафами, само пространство небольшое, кажется что обычный раздельный офис. В общем то на большинстве производственных предприятиях, особенно советских, большие кабинеты, и там пространство делится шкафами. 
 
 Вроде офис открытого типа возник благодаря майкрософту. который переехал в новое здание и не знал как распределить сотрудников.
 - QDeathNick17.01.2017 15:37+1- Лучше всего, когда есть выбор. 
 Мне больше всего нравится, когда я в своем кабинете, но при желании, могу открыть дверь в коридор, где весело и мелькают люди и обычно как раз наоборот, дверь закрываю только, когда требуется сосредоточиться.
 Во многих случаях нет смысла привязывать человека к его личному рабочему месту, нашёл удобный в данный момент терминал и работай. Читал как-то про офис, где был опенспейс, но для тех, кто хотел сосредоточится, были маленькие комнатки.
 - vconst17.01.2017 15:37+3- Вроде офис открытого типа возник благодаря майкрософту. который переехал в новое здание и не знал как распределить сотрудников. Все гораздо глубже. Прототипом опенспейс послужили заводские цеха, в точности оперспейс, только станки вместо компьютеров и шут от техники, а не от людей. Никому не приходит в голову разделить конвейер на отдельные кабинеты или сгруппировать станки по 5 штук, это нерентабельно. - 4ebriking17.01.2017 18:18+2- Всё ещё глубже — «опенспейс», как и цех, казарма, стадион, поликлиника, столовая, автобус (роддом, кладбище, концертный зал. кинотеатр) — это Индустриал, а личный кабинет, домашний кинотеатр, автомобиль, едим дома, персональные спальня, компьютер, музыка в наушниках и т.п. — это уже пост-индустриал, который чем-то конечно внешне похож на до-индустриал (дом-сад-огород- своя скотинка и кузнец на отшибе). 
 Соотв. это вообще вопрос уровня «индустриальной революции», а не чьих-то там личных предпочтений.
 
 (напр что бы люди могли долго скученно находиться вместе (ибо армия и труд-армия позволяли осилить ранее совершенно неподъёмные задачи типа серийного производства тяжёлых танков или столь же серийного их применения по обществу, таковых имеющего) — что против в общем-то базовой психологии человека как члена небольшой семейной группы (племени) — понадобились такие сильнодействующие «вещества» как крепкий алкоголь, никотин, (ну там сахар и мясо в пайке пока поустим ) и массовые же совершенно промывающие мозг регулярные психотерапевтические практики (от крестных ходов до партсобраний))
 
- NLO17.01.2017 15:51- НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь  - river-fall17.01.2017 19:09+1- Кроме всего прочего, если вопрос не очень срочный, я предпочитаю написать e-mail, чем подходить лично — мало ли чем человек занят. Нехорошо выбивать людей из потока 
 
 - fruit_cake17.01.2017 15:58+2- у меня был опыт работы в подобной обстановке где ещё сотрудники ели на рабочем месте в любое время, сидишь чувствуешь завоняло котлетами, кто-то зашуршал пакетами и начал чавкать, уволился через месяц, дурдом  - evilrussian17.01.2017 17:32+1- Обеды за рабочим местом — это уже перебор. Остаётся еще ведро в центре поставить, чтобы совсем экономить время + место в здании под туалет.  - artemt17.01.2017 17:45- А что, мы как-то рассматривали такой вопрос с ведром, когда директрисса хотела ввести регламент посещения туалета. Но потом она отказалась от этой идеи и ведро не понадобилось. - 2508020517.01.2017 21:37+2- До такого доходит… Когда сортир — единственное место, где можно уединиться, люди начинают проводить в сортире заметно больше времени. Используя данное заведение не по назначению. УЖС. Будни дурдома, да. 
  - tyomitch18.01.2017 19:10- В служебном туалете на кембриджском железнодорожном вокзале до сих пор (в качестве исторического артефакта) висит эмалированная жестяная табличка с регламентом посещения, датированная концом XIX века. 
 Так что ничего нового.
 
  - chieftain_yu18.01.2017 09:21- Да. 
 Сделать кухню в 6 квадратных метров при примерно трех сотнях сотрудников и запретить есть на месте — намного лучше, согласен.
 Кафе, правда, было — но с совершенно дикими ценами.
 
  - Skerrigan18.01.2017 06:08- Прикольно, у нас энтерпрайз (вроде как). Вроде все хорошо (произошли перемены и теперь очень-очень много места). Кухни пока что нет. По началу все в массе ходили в столовые/кафе. А потом начали приносить тормозки. Теперь кулинарные батлы среди программистов (ну у, как минимум тех, у кого нет женщин):) 
 P.S. При этом как бы кабинеты: от двух человек до 6 на кабинет.
 
 - ivkomn17.01.2017 16:26-4- (картинка с самолётом) 
 Источник: LinkedIn
 
 Так ведь заблокирован доступ. Как так же!?
 - Dimes17.01.2017 16:27- мне в открытом гораздо комфортнее работается (лет 6 в открытых, 6 в закрытых) — нет этого колхоза с чайниками/микроволновками, по 8 часов разлагающимися шкурками от бананов, нет риска потревожить сладкий сон или обед коллег к которым заходишь по рабочему вопросу :) 
 шумнее — да, но и в кабинете с 4+ сотрудниками может быть так же шумно.
 а в плане скорости распространения респираторных болячек — это да, выкашивает по пол офиса за раз :) - Retifff17.01.2017 17:43+1- Наличие кабинетов никак не запрещает выделения отдельной комнаты в качестве кофе-зоны. 
 
 - zahardcore17.01.2017 16:27+3- На мой взгляд самая большая проблема таких офисов — это абсолютное отсутствие личного пространства. Оно как бы есть (твой стол), но по факту оно общедоступное. Это создает большой дискомфорт. И как уже упоминалось, когда десятки человек могут смотреть на твой монитор, даже просто личная переписка становится сродни передаче партизанской шифровки  - Areso18.01.2017 10:20- Мне попадался человек, который, работая за компьютером, часами мог разговаривать по сотовому телефону по личным вопросам при помощи гарнитуры. Дошел ли ребенок до школы? Дошел ли кружка? Пообедал ли? Сделал ли уроки?… Не каждый мог легко переносить такого соседа) 
  - Rikkitik18.01.2017 13:34+1- Коментарий профессионала: да, ни в статье, ни в комментариях нигде нет упоминания о необходимости личного пространства. Но в архитектуре есть термин «персонализация локуса», который как раз про эту всю ситуацию. 
 
 Дело в том, что пространство, на которое человек не может влиять, он воспринимает как враждебное. Даже небольшие изменения типа фотографии любимой на стенке или фигурок ниндзя-черепашек на столе в корне меняют отношение человека к месту: он начинает его воспринимать как «своё» и переключает ресурсы мозга с обороны на работу.
 
 Чем больше оупен-спейс, тем он безличнее: вы уже не можете расчитывать, что фигурки не украдут, фотографии не подрисуют усы, настройки программ не собьёт стажёр, посаденный за ваше место вечером. Увы, мне встречались офисы, где у работника не было прав даже поставить красивую картинку на десктоп — эдакая холодная война руководства с персонализацией. Ни к чему хорошему это не приводит. - Darth_Biomech21.01.2017 22:20- Многие фирмы и корпорации считают обезличенность и стандартизацию великим благом, к которому всеми силами стремятся. Оттуда же и корпоративный стиль, где ты должен выглядеть не так как удобно, а так как прикажут, и всякие разные добровольно-принудительные корпоративы… 
 
 
 - 0x9d8e17.01.2017 16:27+2- Идеально сидеть в одном помещении с теми несколькими людьми, с которыми постоянно взаимодействуешь по работе (ПМ, другой программист в том же проекте, может быть сеошник/маркетолог). Удобно быстро что-то спросить, кратко обсудить и никто никому не мешает. 
 Не хотел бы работать как в кабинете кабинете на одного так и в подобии зала ожидания. 4-5 лет назад некоторое время сидел напротив продажника на холодных звонках, вот это был отстой. Через неделю-две выучил наизусть всё что он говорит вместе с интонациями. Думаю не надо объяснять как это влияло на внимание и концентрацию.
 - MoscowBrownBear17.01.2017 16:27- А офис из фильма матрица 1 (там где Нео получает телефон ), — это опенспайс или нет? Мне понравился такой тип офиса. Когда сидишь тебя не видно, ты как бы в своем кабинете, когда встаешь, то всё хорошо просматривается 
 - DarkTiger17.01.2017 16:27+5- Все не так просто. 
 Для однотипных операций типа бухгалтерских и техсаппорта офис (прошу прощения за однотипные, сам ни разу не бухгалтер :) открытого типа вполне допустим и режет расходы. Время концентрации на задаче — минута или две, обучение в контексте предприятия минимальное, рынок рабочей силы огромен. Можно подобрать «помехоустойчивого» сотрудника банальным перебором 3-5 человек в течение пары месяцев. Да, цинично, но это бизнес, и так делается, увы.
 Для программиста, дизайнера и прочих людей, у которых время концентрации на задаче только начинается от получаса, опенспейс подобен смерти. Все в курсе теории потока — в опенспейсе в поток войти практически невозможно, время выбивания из потока случайным отвлекающим событием сильно меньше времени вхождения в поток. Соответственно, производительность падает не в проценты, а в разы. Плюс частые увольнения сеньоров, поскольку специалист высокого класса — он же, сволочь этакая :), на работу не только и не столько за деньгами ходит, сколько за удовольствием — а какое тут удовольствие, если поработать как следует невозможно.
 Пожалуй, единственным плюсом опенспейса может служить вариант, когда комната целиком занята людьми, работающими в одном проекте — все могут помочь друг другу, подсказать, интеркоммуникация и все такое. Но это, опять же, решается и бесплатной столовой с обедом и вкусняшками, работающей в фиксированные часы
 - Akon3217.01.2017 16:45- Последняя картинка вызвала лёгкий приступ агорафобии, но вот это 
 - помещение с закрытыми офисами 6*6 футов обойдется компании в $216 тысяч в год. - другая крайность. 1.8 х 1.8 м ?? 
 - одним из достоинств офисов открытого типа считается усиление коммуникаций между сотрудниками — ведь обратиться к коллеге можно сразу, без похода в другой кабинет. - Кричать через пол-офиса? Остальным это будет мешать, а если все кричать будут — получится звуковой аналог базара. Телефон не сильно улучшит ситуацию. 
 Иногда лучше использовать мессенджеры — они одинаково "удобны" что в опенспейсе, что в кабинетах, что на удалёнке.
 - azShoo17.01.2017 16:54+1- Зависит от количества и качества коммуникаций в команде. 
 В шумный адок помещение вокруг может превращать 5 человек, а может не превращать 50. Работал и в тех, и других.
 Тут, на мой взгляд, принципиально важны три момента:
 1) Количество свободного пространства. Сидеть друг у друга на головах некомфортно, независимо от того кабинет это или опенспейс.
 2) Организация человеческих потоков. Когда мимо тебя постоянно ходят люди в опенспейсе — это не здорово. Когда у тебя над ухом хлопают дверью кабинета — точно так же не здорово.
 3) Адекватные коллеги, которые понимают что вокруг работают люди, поэтому не стоит орать, петь песни и скрести ногтями по маркерной доске.
 
 Сам предпочитаю работать в опенспейсах, сосредоточиться на задачах не мешает.
 - sbnur17.01.2017 16:54+1- OpenOffice — это одному душно, другому дует, третий поругался с подругой, четвертая с другом и так далее — лучше аутсорс дома с пятничными послеобеденными посиделками  - QDeathNick17.01.2017 17:07+2- Спасибо за хорошее настроение в конце дня. Пойду домой аутсорсить в openoffice. 
  - dron_k19.01.2017 00:13- Проблема «мне дует» очень легко решается кофтой или жилеткой, 
 желательно с капюшоном, как делаю это я…
 Капюшон обязательно из не шуршащего материала.
 
 Если конечно не доходит до крайностей когда на кондиционере выставляют 17 градусов с максимальным наддувом. - Rikkitik19.01.2017 00:27- А теперь представьте, что вы — девушка в «максимально минимальном» наряде, так как на улице +35, в офисе +28, только вот на кондиционере «щадящие» +20. Плащ-палатка в такой ситуации не подходит. На самом деле, увы, эта проблема очень быстро сама собой решается больничным.  - dron_k19.01.2017 01:16- Тут конечно оба не правы, один оделся «не по погоде в доме», другой нагоняет жути кондиционером. 
 
 В таком случае смотрите Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
 
 Хотите уйти пораньше — измерьте температуру на работе.
 Каждый градус, процент влажности, скорость перемещения воздуха ниже/выше нормы может сократить ваш рабочий день (приведены таблицы допусков и сокращения рабочего времени).
 Повесьте термометр/гигрометр в офисе, у нас висят, но прецедентов с сокращением времени пока небыло. - chieftain_yu19.01.2017 09:06+1- Могут не отпустить. 
 
 СанПиН ограничивает нахождение на рабочем месте, но не факт, что вас после этого отпустят.
 Имеют полное право не отпустить и предложить оставшееся до звонка время сидеть в подвале, где СанПиН выполняется.
  - Rikkitik19.01.2017 11:42- На самом деле это был гипотетический пример, чтобы показать, что свитер не всегда выход, в +28 он убийственен. 
 
 У меня на работе на самом деле солнечная сторона и нет кондиционера. Всё лето мы сидим с наглухо закрытыми жалюзи, а после обеда, когда в помещении всё равно переваливает за +35, открываем настежь форточки на улицу, чтобы впустить прохладного воздуха. График температуры в помещении и обращение в комиссию по охране труда, чтобы сократить рабочий день, дало чудный результат: нам сказали, что вызовов много, и они приедут через месяцок, когда будет время (читай — когда погода переменится, и претензий к работодателю не будет). - dron_k20.01.2017 01:32- Надо писать письмо в вышестоящие органы, мол ребята ничего не успевают, наверно им надо штат увеличить, ну а если бюджет фиксированый то вероятно и ЗП поделить придется для пополнения штата. 
 
 
  - chieftain_yu19.01.2017 09:11+1- Кондиционер с настройкой +22 оставляется на ночь, к утру температура устаканивается на этом уровне, в процессе дня происходит ее поддержание. 
 
 Неправильная схема: кондиционер на ночь вырубается, утром первый приходящий для повышения скорости охлаждения с +35 врубает его на +18, и начинается кондиционерная война.
 
 Плюс на кондиционеры вполне можно кустарить различные ветроотражающие козырьки и прочие средства распределения воздушных потоков.
 Остальной воздух недурно мешать вентиляторами, поскольку возле кондиционера вполне может быть установленные +22, а в закутках и все +30 — чисто из-за слабого перемешивания воздуха. И тогда люди из этих уголков тоже начинают хотеть прохлады — и пытаются достичь этого, занижая установку кондиционера. - Akon3220.01.2017 13:12- Кондиционер с настройкой +22 оставляется на ночь, к утру температура устаканивается на этом уровне, в процессе дня происходит ее поддержание. - Это если мощность кондиционера достаточна. Если нет (например людей или техники много) — кондиционер температуру держать не будет. Подозреваю, в большинстве офисов так. 
 - Неправильная схема: кондиционер на ночь вырубается, утром первый приходящий для повышения скорости охлаждения с +35 врубает его на +18, и начинается кондиционерная война. - Включаю кондиционер на +22 таймером за полчаса до прихода на работу. Кабинет успевает охладиться.  - chieftain_yu20.01.2017 16:45+1- Подозреваю, если кондиционер по мощности не справляется с ростом температуры, он в любом случае будет выдувать самое холодное, что может.  - Rikkitik20.01.2017 17:05- Если мне не изменяет память, кондиционер всегда выдаёт «самое холодное, что может», а установка температуры только задаёт границу, на которой он перейдёт из режима охлаждения в режим вентиляции.  - dron_k20.01.2017 23:44- Обычные кондиционеры да, 
 а те которые с инверторным управлением компрессором, они могут регулировать мощность охлаждения по мере необходимости.
 
 И если при покупке кондиционера совсем уж не экономили, и есть какоето понимание, то как правило берут инверторный тк КПД и ресурс у него в среднем выше, а следовательно и затраты на содержание будут ниже.
 
 
 
 
 
 
 
 - potan17.01.2017 17:01+1- Надо заменить, что десять человек в кабинете от открытого офиса не сильно отличается. 
 По этому не знаю, как на опрос отвечать…
 - vconst17.01.2017 17:50- Лично для меня реальных неудобств только два: климат-контроль и зараза. В силу определенной психической организации — меня практически невозможно отвлечь от того, чем я занят в данный момент, можно кричать над ухом (что периодически бывает в нашей команде), можно ходить вокруг, стоять за спиной и пялиться в монитор. Совершенно не волнует. 
 
 Зато есть другая сторона, мне сложно заниматься несколькими делами сразу. Я практически не в состоянии одновременно слушать разговор в фильме и одновременно читать книгу, одно из двух почти полностью выпадает из внимания, если не прилагать значительных усилий для поддержания внимания на двух вещах сразу.
 - herr_kaizer17.01.2017 19:16- Опенспейсы бывают разные. В шапке — будто какая-то скотобаза, а есть и нормальные опенспейсы с хорошим логическим разделением отдельных команд, типа офиса Paradox. 
  - Retifff17.01.2017 22:08- Ну как сказать. Вот заходит человек туда слева (где девушка). И сразу видит экраны двух рабочих мест с краю. Это очень некомфортно, даже если ты не бездельничаешь, а работаешь. Сам именно так и сижу в опенспейсе. Этот момент сильно напрягает, остальное в принципе нормально. 
  - Akon3218.01.2017 13:27- Это уже ближе к кабинетикам. 
 критика- Проходные кабинеты? Хм.
- Что со звукоизоляцией?
- Сумки на полу? Хм.
  - river-fall18.01.2017 18:31- А в чем проблема сумок на полу?  - dron_k19.01.2017 00:27+1- Утром миссис Хадсон выгуливала Тори, к вечеру вы разразились диареей… 
 
 «улица, обувь, пол, сумка, руки, одежда, дом»
 
 Элементарно Ватсон!
  - Akon3220.01.2017 13:28- Грязь.
- Неудобно.
- Неэстетично (субъективно, конечно).
- То, что никакого места (шкафа, полки) для сумки не предусмотрено, как бы подразумевает, что на рабочих местах экономят. Да, там есть какой-то шкаф, но эти 2 сумки в него не поставили.
 
 
  - river-fall18.01.2017 18:31- Я сейчас работаю именно в таком опенспейсе (как будто наш офис сфотографировали). Не особо 
  - dron_k19.01.2017 00:42- Не хватает ящиков в столах куда можно убрать всякое барахло типа блокнотов, ручек, бумаг, книжек и тп. 
 Лично у меня на столе только то что необходимо для работы,
 хотя у многих вижу столы заваленные всяким буквально хламом.
 
 Раньше часто рисовал карандашом в блокноте если нужно было както визуализировать алгоритм,
 но со временем это стало ненужно.
  - saboteur_kiev17.01.2017 20:40+1- В опросе неясно, когда начинается опенспейс и заканчивается «большой кабинет». 
 
 Кроме того, пару лет работал в отличном опенспейс с перегородками полтора метра, и чувствовал себя даже лучше чем в кабинете на 10 человек.
 
 В общем как всегда — идея ничто, реализация — все.
  - NeoCode17.01.2017 23:41- Конечно работать в открытом офисе тяжелее. Но, что парадоксально, смотрю на такие фотки и чем-то они мне нравятся чисто эстетически. Энергия жизни бьет ключом наверное… разнообразные компьютеры, ноутбуки, телефоны, другое оборудование, какие-то бумаги… есть в этом что-то завораживающее. Люблю когда в фильмах это показывают, 
 А на практике не нравится когда смотрят в спину и через спину на экран компьютера. Поэтому думаю лучше наличие закрытого кубикла в большом открытом офисе, чем просто открытые столы в небольшом кабинете на 5 человек, расположенные так что мне в спину или сбоку кто-то смотрит. Но вообще конечно маленькие комнаты лучше.
  - Dum_spiro_spero18.01.2017 01:51- Еще есть совсем нежные ромашки — научные сотрудники интроверты. 
 Есть периоды когда нужно просто думать. Как писали про Ландау — «Ландау предпочитал работать лежа на диване».
 Это лучше всего — диван, несколько листов бумаги и ручка.
 Если приехать на работу — где да, еcть отдельный кабинет, то… о чем-то захочет пообщаться начальство, о чем-то спросят другие сотрудники, прибежит аспирант-гиперэкстраверт с очередной гениальной идеей. "… И такая дребедень, целый день...". В результате совмещаются все виды работы — от удаленной — например по TeamViewer, до коллективной включая физическую когда заняты все.
 Причем я бы не сказал, что научная работа такая уж прям творческая в буквальном смысле. Скорее очень разноплановая, плюс имеется неотлаженность процессов и хаотичность планирования.
  - muon18.01.2017 02:44+1- Чем хорош… офис открытого типа Ничем. Преимущества надуманы и проистекают из неправильной организации работы.
  - dron_k19.01.2017 01:00-2- >>>Опенспейс — не нравится когда смотрят на мой экран. 
 
 Работайте так чтобы было не стыдно показать свой экран,
 чтобы хотелось всем показать «зацените какой я классный класс придумал и вот щас запиливаю!!!», на драйве, чтобы это был не «мой» экран а просто «рабочий» экран.
 
 А если на работе личный чат, соцсети, интернет магазины в поисках обновок в рабочее время, то конечно даа, не нравится когда смотрят в «мой» экран.
 
 P.S. я разработчик ПО, работаю в опенспейсе 4 года (до этого 7 лет в кабинете), мне не дует потому что у меня есть дежурная кофта в моем шкафчике, и мне пофиг кто смотрит в мой экран. - Rikkitik19.01.2017 11:28- Все люди разные. Я, например, терпеть не могу показывать незаконченную работу. И вообще подглядывальщиков не люблю, даже книжка художественная не идёт, если через плечо кто-то пырится, а уж решение какой-то серьёзной задачи — тем более.  - sptor19.01.2017 11:39- Уж не говоря о том, что многим просто психологически некомфортно, когда у них стоят/ходят за спиной. Я например не люблю сидеть спиной к двери (или к проходу), и кроме этого жутко не люблю, когда «стоят над душой», даже если это вроде как ненамеренно. 
 
 
  - Darth_Biomech21.01.2017 22:31+1- Мне понадобилось почти полгода, чтобы привыкнуть к тому что я сижу спиной ко всему помещению, и любой из двадцати работающих там человек может в любой момент посмотреть, и составить мнение о том, как я работаю (Не говоря о том, что меня в принципе раздражает когда за мной кто-то наблюдает во время работы). Но даже по прошествии полугода, все оставшееся время работы я мечтал о рабочем месте, развёрнутом креслом к стене. 
  - dron_k27.01.2017 03:07-1- Первое время меня не волновало что за моей спиной сидят люди, 
 тк я усиленно изучал программный продукт (большой и сложный) который мы разрабатываем и часто общался с тимлидом и другими разработчиками (кто был не занят) если что было неясно, это было удобно, никакого дискомфорта.
 
 Потом стал замечать что некоторые ребята иногда посиживают не по делу,
 и каждый раз при виде этого я ловил себя на мыслях:
 — «да что он себе вообще позволяет, как так можно, итп»
 — «что будет если кто-то также подумает обо мне» — в общем кошмар и стресс
 
 Но со временем просто приходит понимание что у каждого свой рабочий ритм, задачи выполняются,
 остальное не важно, и после этого наступает облегчение и вас уже не беспокоит кто там шарится за спиной.
 А у когото не наступает…
 
 
 
           
 






Metus
Ещё один из минусов — болезни разносятся по таким офисам просто невероятно. Особенно когда люди любят походить на работу, потому что «это всего лишь лёгкая простуда».
Это ещё больше снижает эффективность и добавляет траты на больничные.
ilyaplot
Согласен. У нас уже почти все побывали на больничном в этом году.
Aingis
Я же правильно понимаю, что «в этом» — это в 2017? Всего лишь неделя прошла.
Pentoxide
Не истина в последней инстанции, но читал что в большинстве своем возбудители простуды не вдыхаются, а съедаются. Тщательное мытьё рук (поручни в транспорте и ручка на двери в туалет просто кишат заразой) снизит риск заражения во много раз.
vconst
Это все мелочи, по сравнению с тем, что живет на деньгах, это ад и израиль! У меня бабушка работала в СЭС, говорила, что на смыве с денег можно вырастить вообще все, что только угодно, в зависимости от питательной среди и режима термостата. Разве что оспы и чумы нет.
General_Failure
Странно, почему тогда процедуры отмывания денег являются незаконными, и государства борются с этим всеми доступными способами?
Это такое фармацевтическое лобби?
Metus
Про простуду я специально написал в кавычках, потому как человек может быть болен вообще чем угодно, но ходить на работу с мыслями о том что немного прихворал и вот-вот отпустит.
Rikkitik
В оупен-спейсе вы за день поздороваетесь за руку с огромным количеством народа, зачастую не отрываясь от работы и сразу же переселив всю фауну с их рук на свою клавиатуру.
vedenin1980
А зачем здороваться за руку со всеми кто сидит в опен-спейсе? Можно же просто сказать привет. Тем более что если у вас есть привычка здороваться со всеми за руку, вы и сидя в кабинете в течении дня поздороваетесь за руку с огромным количеством народа (совещания, встречи, совместные обеды и т.п.). То на то и выйдет.
Norno
Есть такой дурацкий обычай у большой части (в основном) мужского населения. Увы…
А не следование вызывает недоверие и недовольство тем кто ему не следует.
Solegor
Да, обычай весьма раздражающий, но и не следовать ему никак нельзя — социум не одобрит.
Если скатиться в теории заговора, можно вообразить, что его придумали фармацевтические компании, чтобы человеки эффективнее заражали друг-друга и чаще пользовались всяческими целебными препаратами!
SunX
Я где-то слышал, что его придумали бактерии, что бы лучше распространятся :)
dron_k
А вдруг всё наоборот, получив маленькую порцию бактерий через рукопожатие организм может обучать иммунитет, типа прививки?
Johanga
Если бы сотрудникам разрешали бы работать из дома(из-за того что немного приболел) или бы выплачивали 100% компенсацию по больничному, то таких приходящих сотрудников было бы гораздо меньше.