• Главная
  • Контакты
Подписаться:
  • Twitter
  • Facebook
  • RSS
  • VK
  • PushAll
logo

logo

  • Все
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За сегодня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За вчера
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За 3 дня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За неделю
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За месяц
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За год
    • Положительные
    • Отрицательные
  • Сортировка
    • По дате (возр)
    • По дате (убыв)
    • По рейтингу (возр)
    • По рейтингу (убыв)
    • По комментам (возр)
    • По комментам (убыв)
    • По просмотрам (возр)
    • По просмотрам (убыв)
Главная
  • Все
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За сегодня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За вчера
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За 3 дня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За неделю
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За месяц
    • Положительные
    • Отрицательные
  • Главная
  • «Мечта лентяя» или скриптовый движок на самом себе

«Мечта лентяя» или скриптовый движок на самом себе +11

24.04.2017 07:16
EasyLy 9 3800 Источник
C#*, .NET*
У разработчиков прикладного ПО очень часто возникает потребность встроить в свой продукт некий скриптовый язык, который бы решал часть задач, не описанных детально на момент проектирования системы. Действительно удобно: и возможность расширения функциональности есть, и трудоёмкость создания такого решения, на первый взгляд, невелика.

Эту давнюю мечту можно было бы назвать «мечтой лентяя», если бы имеющиеся общедоступные встраиваемые скриптовые средства были бы просты. Готовые средства существовали давно, например на платформе Windows, ещё в прошлом веке можно было использовать интерфейсы VBScript и Jscript через COM-интерфейс IActiveScriptSite. В настоящее время существует большое количество и других решений, например на базе Lua, но все они имеют одну неприятную особенность, сильно ограничивающую желание их применять.

Скрипты прекрасно работают и сами по себе, на них можно выполнять и логику, и арифметику, но пользы от них ровным счётом никакой, если сложно или нет возможности:

• добавлять функции и объекты для доступа к объектам разрабатываемой системы,
• проводить синтаксический контроль исходного скрипта и генерировать сообщения о синтаксических ошибках,
• выполнять скрипт в пошаговом режиме, подобно отладчику, с нотификацией точки исполнения и статусом.

И ещё, хотелось бы, чтобы делалось всё это просто и интуитивно понятно и не приходилось бы проводить бессонные ночи за чтением многочисленной документации по новому API. Увы, это удаётся далеко не всегда и весьма нечасто.

Прикладное ПО сейчас очень часто пишется на C#, и хотелось бы иметь что-то знакомое, но гибкое, и позволяющее писать скрипты. Такое решение есть, и оно заслуживает пристального внимания. Это пространство имён System.CodeDom.Compiler с его классом CSharpCodeProvider. Всё это появилось ещё в .NET 4.0, но по какой-то причине в большинстве публикаций по C# не затрагивался вопрос написания скриптов на C#, используя сам же язык C# в качестве базового. А это очень и очень удобно для написания и дальнейшего сопровождения продукта.

В этом случае самый главный и интересный метод — CompileAssemblyFromSource(), который выполняет компиляцию, генерирует сообщения об ошибках, и мы уже запросто можем написать «Hello world!»

using System;
using System.IO;
using Microsoft.CSharp;
using System.CodeDom.Compiler;
using System.Reflection;
using System.Text;

namespace ConsoleApplication1
{
    class Program
    {
        static void Main(string[] args)
        {
            // готовим текст скрипта
            StringBuilder sb = new StringBuilder();
            sb.AppendLine("using System;");
            sb.AppendLine("namespace ConsoleApplication1");
            sb.AppendLine("{");
            sb.AppendLine("   public class MyScripter");
            sb.AppendLine("   {");
            sb.AppendLine("       public void Hello()");
            sb.AppendLine("       {");
            sb.AppendLine("             Console.WriteLine(\"Hello world!\");");
            sb.AppendLine("       }");
            sb.AppendLine("   }");
            sb.AppendLine("}");

            // компилируем
            CSharpCodeProvider codeProvider = new CSharpCodeProvider();
            CompilerResults compileResults = codeProvider.CompileAssemblyFromSource(
                       new CompilerParameters(), new string[] { sb.ToString() });

            // выводим ошибки, если они есть
            foreach (CompilerError err in compileResults.Errors)
                Console.WriteLine("Error({0:1}): {2} {3}", err.Line, err.Column, 
                                  err.ErrorNumber, err.ErrorText);
            if (compileResults.Errors.HasErrors) return;

            // загружаем получившуюся dll в память
            byte[] dllBytes = File.ReadAllBytes(compileResults.PathToAssembly);
            Assembly asmDll = Assembly.Load(dllBytes, null);
            Type objType = asmDll.GetType("ConsoleApplication1.MyScripter");

            // создаём объект класса из скрипта
            object oClassInst = Activator.CreateInstance(objType);

            // получаем точка входа и выполняем её
            MethodInfo entry = objType.GetMethod("Hello", new Type[] {});
            entry.Invoke(oClassInst, null);
        }
    }
}

Запускаем на исполнение:

image

Итак, в простейшем виде скрипт на C# успешно работает. Простым изменением текста скрипта мы можем влиять на его работу. Собственно, осталось лишь передать в скрипт в качестве примера какой-либо объект из основной программы.

В качестве такого объекта вполне подойдёт объект типа string:

using System;
using System.IO;
using Microsoft.CSharp;
using System.CodeDom.Compiler;
using System.Reflection;
using System.Text;

namespace ConsoleApplication1
{
    class Program
    {
        static void Main(string[] args)
        {
            string sMyStr = "Before Script.";

            // готовим текст скрипта
            StringBuilder sb = new StringBuilder();
            sb.AppendLine("using System;");
            sb.AppendLine("namespace ConsoleApplication1");
            sb.AppendLine("{");
            sb.AppendLine("   public class MyScripter");
            sb.AppendLine("   {");
            sb.AppendLine("       public void Hello(ref string s)");
            sb.AppendLine("       {");
            sb.AppendLine("             Console.WriteLine(\"Hello world!\");");
            sb.AppendLine("             s=\"After Script.\";");
            sb.AppendLine("       }");
            sb.AppendLine("   }");
            sb.AppendLine("}");

            // компилируем
            CSharpCodeProvider codeProvider = new CSharpCodeProvider();
            CompilerResults compileResults = codeProvider.CompileAssemblyFromSource(
                     new CompilerParameters(), new string[] { sb.ToString() });

            // выводим ошибки, если они есть
            foreach (CompilerError err in compileResults.Errors)
                Console.WriteLine("Error({0:1}): {2} {3}", err.Line, err.Column, 
                                   err.ErrorNumber, err.ErrorText);
            if (compileResults.Errors.HasErrors) return;

            // загружаем получившуюся dll в память
            byte[] dllBytes = File.ReadAllBytes(compileResults.PathToAssembly);
            Assembly asmDll = Assembly.Load(dllBytes, null);
            Type objType = asmDll.GetType("ConsoleApplication1.MyScripter");

            // создаём объект класса из скрипта
            object oClassInst = Activator.CreateInstance(objType);

            // получаем точка входа и готовим параметры
            MethodInfo entry = objType.GetMethod("Hello", 
                          new Type[] { typeof(string).MakeByRefType() });
            Object[] param = new Object[] { sMyStr };

            Console.WriteLine(param[0]);        // до выполнения скрипта
            
            entry.Invoke(oClassInst, param);    // вызов метода

            Console.WriteLine(param[0]);        // после выполнения скрипта
        }
    }
}

Запускаем на исполнение:

image

Видно, что теперь мы можем передавать и возвращать значения из кода скрипта. Если в качестве параметра передать не ссылку на строку, а какой-то внутренний объект информационной системы, то мы вполне можем воздействовать на систему из скрипта.

У данного механизма есть режим исполнения в режиме отладчика, для этого нужно подключать .pdb файл, есть и много других интересных возможностей.

Недостатком подхода можно считать только то, что при компиляции создаётcя dll во временном каталоге ОС.

Путь разрешения этого недостатка ведёт нас в сторону использования пространства System.Reflection.Emit, но это достаточно объёмный материал, подходящий для отдельной статьи. Это сложно, т. к. в данном случае компилятор и генерацию придется писать самостоятельно. Но зато какие возможности по придумыванию своего собственного синтаксиса! Да и назвать новый язык программирования можно в честь себя или любимой кошки.
Удачи!

Аркадий Пчелинцев, архитектор проектов
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (9)


  1. ColdPhoenix
    24.04.2017 10:21
    #10188124
    +4

    простите, но вы, как минимум, на год опоздали.
    Сейчас гораздо лучше брать Roslyn и интегрировать его.


    1. EasyLy
      24.04.2017 16:28
      #10188852

      Roslyn – хорошая штука, но требует .Net 4.5.2. Ниже он не соберётся. Да и великоват он
      для простых задач.


  1. molnij
    24.04.2017 10:44
    #10188158
    +8

    Ох сколько вам открытий чудных…
    Во-первых, если вы будете исполнять скрипты чуть больше чем hello world, вдруг выяснится отличие интерпретируемых от компилируемых языков — фаза компиляции ни разу не бесплатная. И если у интерпретируемых она естественным образом встроена в воркфлоу, то у шарпа вполне можно огрести заметные тормоза на ней.
    Потом обнаружится, что «гадить» в общий домен временными сборками скрипта — идея так себе, особенно если вспомнить, что удалить однажды загруженную сборку из домена невозможно (это слегка коррелирует с наличием временных файлов .dll, но проблема совсем в другом). А если делать по-науке и плодить домены, то придется изрядно позаниматься любовью с передачей нетривиальных параметров между доменами.
    А статей на эту тему достаточно. Даже на хабре поиск по CSharpCodeProvider выдает вполне адекватную подборку.


    1. Sinatr
      25.04.2017 10:46
      #10189830

      Хочется добавить, что решение проблемы (необходимость скриптовать некие сценарии) с помощью CodeDOM не совсем верно в общем случае (а случай в статье как раз общий, ни слова о конкретном сценарии).

      Полезность примера выводящего «Hello world» в данном случае тоже близка с 0.

      Единственно что обьяснили — это как скормить исходник и получить список ошибок, а это, извините, на статью не тянет, тема не раскрыта вообще от слова «полностью».

      Я в свое время (эмм… десять лет назад) использовал CodeDOM для пре-компиляции формул (вызывался метод, тело которого пользователь писал на C#, методу передавался список входных/выходных параметров, которые можно было использовать в вычислениях и логике и возвращать результат), с появление Roslyn это конечно смешно (хотя уверен новичкам сгодилось), и тут эта статья…


  1. ApeCoder
    24.04.2017 10:46
    #10188164

    https://blogs.msdn.microsoft.com/cdndevs/2015/12/01/adding-c-scripting-to-your-development-arsenal-part-1/


  1. kuda78
    24.04.2017 11:20
    #10188234
    +1

    добавлять функции и объекты для доступа к объектам разрабатываемой системы

    Необходимо реализовать у объекта интерфейс IDispatch. В C# с использованием рефлексии реализация доступа к методам и свойствам будет элементарен.

    проводить синтаксический контроль исходного скрипта и генерировать сообщения о синтаксических ошибках

    А чем этот момент не устроил в ActiveScriptSite? В ошибке будет указан и номер строки и что за ошибка.

    выполнять скрипт в пошаговом режиме, подобно отладчику, с нотификацией точки исполнения и статусом.

    С этим вопросом тоже все очень просто.
    https://docs.microsoft.com/en-us/scripting/winscript/active-script-debugging-overview


  1. ifle
    24.04.2017 12:25
    #10188330

    Вроде бы ClearScript самое оно
    https://clearscript.codeplex.com/


  1. mxms
    24.04.2017 12:45
    #10188372

    В этом отношении идеальный вариант это web-сервер на Forth, конфигурируемый Forth и со скриптингом на Forth.


  1. hensew
    24.04.2017 14:28
    #10188584

    Тоже бодался с этой темой, на Хабре в подходящее время вышла статья по NiL.JS
    Javascript удобнее для скриптов н никаких проблем с выгрузкой старого кода.

МЕТКИ

  • Хабы
  • Теги

.NET

C#

c#

СЕРВИСЫ
  • logo

    CloudLogs.ru - Облачное логирование

    • Храните логи вашего сервиса или приложения в облаке. Удобно просматривайте и анализируйте их.
Все публикации автора
  • Понимающий робот: голосовой интерфейс на ESP32 и OpenAI +6

    • 19.05.2025 06:30

    Ода структурам на примере работы с блоком питания Fnirsi DPS 150 +6

    • 24.01.2025 08:35

    Рассматриваем циклы процессора в контроллере CH32x035 +34

    • 14.01.2025 08:06

    Детали протокола управления блоком питания Fnirsi DPS-150 +18

    • 10.01.2025 08:54

    Применение нейросетей в DIY +20

    • 25.12.2024 11:54

    Стабилизируем положение потенциометра, считанное с АЦП +39

    • 14.11.2024 09:01

    Анализируем протокол управления блоком питания Fnirsi DPS 150 +28

    • 29.10.2024 08:39

    Будущее наступило, восстание машин уже идёт. Просто ползучим методом +25

    • 11.10.2024 08:46

    В погоне за скоростью. Оптимизация нейросетевых вычислений на процессоре К1967ВН044 компании «Миландр»

    • 26.06.2024 09:03

    Почему может не работать отладка на плате XIAO BLE

    • 19.06.2024 08:28

Подписка


ЛУЧШЕЕ

  • Сегодня
  • Вчера
  • Позавчера
09:01

Носить электроны в решете, или зачем радиолампам дырявые аноды? +51

07:00

Порт один, а сервисов — много. Учимся дружить Mikrotik с Nginx +47

11:53

PCIe умер, да здравствует CXL +29

11:00

Видеокарты NVIDIA для enterprise: A2000, T4 и A2 — что выбрать и как арендовать за рубль +26

08:05

VEF ТА-12. Оживляем раритетный телефон с АОН +26

10:16

[Пятничное] Я сломал русский язык. Теперь ваша очередь +25

14:36

Промышленный увлажнитель дома +20

09:13

Безопасные операции zero-copy на C# +19

12:27

Как я писал свою звонилку для видеозвонков +17

14:46

ESP32 + LD2410: Архитектуры нейронных сетей для классификации движений +15

10:28

Внедрение пуш-уведомлений в React Native: от Firebase до кастомных модулей +13

09:53

Куда исчез шиллинг: флорины, пенсы и некоторые другие монеты Великобритании +13

14:40

Как устроены перечисления в PHP +11

13:01

Три пути к 4K: выбираем свой инструмент для нейросетевой реставрации видео +11

10:10

Руне Эльмквист: почти забытый создатель струйного принтера и кардиостимулятора +11

11:15

Amplicode – идеальное дополнение к IntelliJ IDEA Ultimate. Огромный гайд для Spring-разработчика +10

14:11

Как мы улучшили персональный музыкальный поток с помощью контекстного многорукого бандита +9

13:01

Видеоаналитика в реальном времени: что делать, если нет GPU +9

05:23

Брюс Стерлинг: писатель, который предсказал «умный дом» и войны в киберпространстве +9

17:05

Обернитесь, сзади стоит D&D. Настолка, покорившая мир +8

09:01

Носить электроны в решете, или зачем радиолампам дырявые аноды? +51

07:00

Порт один, а сервисов — много. Учимся дружить Mikrotik с Nginx +47

11:53

PCIe умер, да здравствует CXL +29

11:00

Видеокарты NVIDIA для enterprise: A2000, T4 и A2 — что выбрать и как арендовать за рубль +26

10:16

[Пятничное] Я сломал русский язык. Теперь ваша очередь +26

08:05

VEF ТА-12. Оживляем раритетный телефон с АОН +26

14:36

Промышленный увлажнитель дома +20

09:13

Безопасные операции zero-copy на C# +19

12:27

Как я писал свою звонилку для видеозвонков +17

14:46

ESP32 + LD2410: Архитектуры нейронных сетей для классификации движений +15

10:28

Внедрение пуш-уведомлений в React Native: от Firebase до кастомных модулей +13

09:53

Куда исчез шиллинг: флорины, пенсы и некоторые другие монеты Великобритании +13

14:40

Как устроены перечисления в PHP +11

13:01

Три пути к 4K: выбираем свой инструмент для нейросетевой реставрации видео +11

10:10

Руне Эльмквист: почти забытый создатель струйного принтера и кардиостимулятора +11

11:15

Amplicode – идеальное дополнение к IntelliJ IDEA Ultimate. Огромный гайд для Spring-разработчика +10

14:11

Как мы улучшили персональный музыкальный поток с помощью контекстного многорукого бандита +9

13:01

Видеоаналитика в реальном времени: что делать, если нет GPU +9

05:23

Брюс Стерлинг: писатель, который предсказал «умный дом» и войны в киберпространстве +9

17:05

Обернитесь, сзади стоит D&D. Настолка, покорившая мир +8

05:00

Хватит писать «чистый» код. Пора писать понятный код +104

09:01

Изучаем рефаб Nokia 5300 за $20: как китайцы возвращают к жизни старые телефоны +73

08:30

«Колобок»: история одной советской мыши, которая не хочет работать +72

07:01

Cherry MX: чем маленькая инновация 80-х покоряет современный мир +71

09:00

Как обмануть LLM: обход защиты при помощи состязательных суффиксов. Часть 1 +54

13:01

Оптимальный уровень мошенничества — выше нуля +42

10:35

Как умерли небольшие контентные сайты +42

07:05

Pytest. Гайд для тех, кто ни разу про него не слышал +42

11:14

Как с помощью локальной LLM автоматизировать рутину и облегчить жизнь себе и коллегам +34

15:37

ESP32: Базовые алгоритмы машинного обучения +32

09:21

Как PHP «теряет» цифры: большие числа, double и неожиданные баги +32

04:00

DIY Open Source принтер. Часть 2. Логика управления печатающей головой HP123 +31

16:29

Чёрные дыры подтвердили правоту Стивена Хокинга самым чётким сигналом на сегодняшний день +30

06:15

Компьютерное зрение + ARKit = AR-навигация внутри зданий +29

14:35

PostgreSQL 18: быстрее, умнее, нагляднее +25

07:00

Полный гайд по golden-тестам во Flutter: зачем нужны и как настроить +22

09:00

ИТ-менеджер, который перестал быть «пожарным». История управления 40 проектами и система, которая меня спасла +15

11:02

Бэктестер для торговых стратегий на GPU со скоростью просчёта 150 тыс стратегий за 1 секунду +14

09:50

Заморозили и полетело: всё, что нужно знать про Frozen-коллекции в C# +14

12:28

Погружаемся в недра Retrofit +13

ОБСУЖДАЕМОЕ

  • Как я купил Lenovo Thinkpad и начал понимать что такое настоящее терпение +71

    • 319   40000

    Как владение кошкой влияет на мозг человека (и на мозг кошки) +58

    • 132   81000

    Про ультразвуковые ножи +88

    • 84   40000

    Я сварил палки, выложил на Авито и заработал 10 млн за год +19

    • 73   119000

    Линус Торвальдс жёстко отверг поддержку big-endian RISC-V +16

    • 68   24000

    Его величество — Маховик +40

    • 63   15000

    Переезжаем в Firefox. Советы по настройке. Продолжение +20

    • 36   9100

    Пользователь не дал согласие на использование cookie и метрических программ, но информация о нём получена: что делать +2

    • 34   21000

    14 российских аналогов Telegram и WhatsApp для звонков в России -24

    • 30   27000

    Приказ 221 v2 Роскомнадзора для простых админов — создать XML и выжить +4

    • 30   25000

    Носить электроны в решете, или зачем радиолампам дырявые аноды? +51

    • 28   1900

    «Русскоязычных пособий по Lua катастрофически не хватает. Мы решаем эту проблему». Читаем главу о введении в стек +26

    • 27   4400

    Лингвист или нейросеть: что такое «знать язык» в эпоху искусственного интеллекта? +1

    • 26   2500

    Безопасность удалённого доступа: почему RDP и VNC уступают современным решениям -4

    • 24   3000

    Движок для Arcanum: Ретро-кодинг на ПК 1995 года как акт цифровой археологии. Глава 01 — Синопсис +11

    • 24   4300
  • Главная
  • Контакты
© 2025. Все публикации принадлежат авторам.