В мире технологий существует парадокс: компании зарабатывают миллиарды, используя программное обеспечение, которое доступно бесплатно. Как это возможно?
Сегодня почти каждый сервис, который вы используете — от Netflix до ChatGPT — работает на «бесплатных» технологиях. Серверы — на Linux, сайты — на Nginx, базы данных — PostgreSQL, код — на Python.
Это успешные бизнес-модели, которые строятся на открытом исходном коде.
За 50 лет, с 1950 по 2000 годы, открытое программное обеспечение (open source software) началось как неявное предположение — без названия и без четкой альтернативы. Со временем оно превратилось в развитое движение, которое создало одни из самых стабильных и широко используемых программных пакетов в истории.
Сегодня мы попробуем проследить, с чего всё начиналось, какие события способствовали развитию движения и почему без Open Source IT сегодня было бы совсем другим.
❯ ...дикий Open source
В 50-е годы программное обеспечение разрабатывалось только в университетах и корпоративных исследовательских центрах. ПО не было повсеместным, как сегодня, и знание о его создании имели лишь лучшие специалисты.
Компьютеры в те времена стоили космических денег (аренда одного компьютера стоила 12–20 тыс. долларов в месяц) и требовали недюжинную подкованность в сфере технологий , поэтому в гражданской сфере ими пользовались в основном ученые и деятели науки. Они же и писали код. Научные знания традиционно находятся в свободном доступе. В науке всегда поощрялось открытое обсуждение открытий и разработок, ведь новые технологии базируются на предыдущих.
В те времена исходный код часто был единственным распространяемым артефактом. Сегодня программы чаще всего поставляются в скомпилированном виде для популярных архитектур, но тогда стандартной архитектуры не существовало. Софт передавался между пользователями и устанавливался на арендованное оборудование. Чтобы использовать программу, её нужно было сначала скомпилировать или даже адаптировать исходный код под конкретный компьютер.
Компании вроде IBM в то время просили пользователей присылать свои предложения по улучшению исходного кода.
Мало что изменилось и к началу 60-х годов. Большинство ПО поставлялось вместе с аппаратным обеспечением, тенденция, которая наблюдается и сегодня (например, у Apple), но по другим причинам.
Программное обеспечение поддерживалось за счет единовременной оплаты за оборудование. Интернета тогда не было, поэтому обновления распространялись сначала через перфокарты, затем — через дискеты.
❯ Unix
Написание ОС с нуля для каждой новой модели компьютера это тяжелый сизифов труд, ведь с появлением новой модели все придется начинать снова. Требовалась универсальное решение, решающее эту проблему.
В 1965 году на базе BESYS (ОС созданная Bell Labs для компьютеров IBM 7090 и 7094) началась разработка ОС Multics, планировавшей иерархическое дерево файловой системы, динамическое связывание и разделение памяти процессов. Проект велся совместно General Electrics и Bell Labs. Bell Labs по итогу вышла из проекта, но двое её сотрудников продолжили работу, что привело к появлению Unix в 1969 году, а четыре года спустя в 1973 система стала коммерчески доступной. Систему выпустили с открытым кодом, и она быстро начала завоёвывать рынок.
Пять факторов способствовали популярности Unix:
Самостоятельность — ПО продавалось отдельно от железа.
Доступная цена — AT&T и Bell Labs не могли завышать стоимость ОС. ОС продавалась чуть выше себестоимости.
Ориентация на массовый рынок — UNIX была рассчитана на персональные компьютеры.
Модульность — можно было заменять отдельные компоненты системы.
Адаптивность — переносимость между различными ПК и адаптация к новым моделям.
Unix не была полностью свободным ПО: пользователям запрещалось изменять исходный код. AT&T предоставила университетам возможность получить ОС с ограниченным доступом к исходникам.
В 1974 году Калифорнийский университет в Беркли получил копию UNIX, что привело к созданию BSD (Berkley Software Distribution) в 1977 году. По сути появились две ветви: оригинальная UNIX от Bell Labs и BSD

BSD первоначально была предоставлена исследовательским университетам при условии, что они сначала приобретут исходную лицензию у AT&T и с ее помощью получат полный исходный код для AT&T.
BSD предлагала регулярные обновления, сетевые технологии и цену $400–1000. Университет стал успешно продавать коммерческие лицензии BSD и со временем AT&T ограничила доступ к исходному коду.
С появлением операционных систем, баз данных и языков высокого уровня, ПО становилось все сложнее. Стоимость разработки резко возросла, и бесплатная поставка вместе с оборудованием уже была экономически невыгодна. Компании начали взимать плату за программное обеспечение.
❯ И р��зразился гром...
Как было сказано выше, раньше специалисты в области информационных технологий рассматривали компьютерный код как нечто само собой разумеющееся в работе аппаратного обеспечения компьютеров, а не как уникальную интеллектуальную собственность, подлежащую защите авторским правом. Но с ростом рынка ПК возник вопрос лицензирования. В 1974 программы приравняли к литературным произведениям, появились юридические запреты на изменение ПО сторонними разработчиками.
Решением Комиссии США по новым способам использования объектов авторского права (CONTU) в 1974 году установило программное обеспечение объектом, на который распространяется авторское право. Комиссия постановила, что «компьютерные программы, поскольку они воплощают оригинальное творение автора, являются законным объектом авторского права».
На этом фоне быстро формировался предпринимательский слой новой цифровой эпохи. В 1975 студент Гарварда Билл Гейтс и работник компании Honeywell Пол Аллен разработали интерпретатор BASIC для персонального компьютера Altair 8800.

MITS согласилась приобрести лицензию на программное обеспечение Аллена и Гейтса. По контракту с MITS они получали отчисления с проданных копий (30$ — за 4К-версию, 35$ — за 8K-версию и 60$ — за расширенную версию; средняя зарплата в США в то время составляла 670$). Но вместо денежных ре�� их встретила волна пиратства.
В 1976 Гейтс опубликовал «Открытое письмо энтузиастам», где критиковал копирование ПО без оплаты разработчикам.

В письме он выразил негодование по поводу широкого распространения Microsoft Altair BASIC «любителями» без уплаты лицензионного сбора.
❯ Какой вклад в open source внес принтер
Ричард Столлман не относит себя к движению open source, предпочитая термин «свободное программное обеспечение» (Free Software). Несмотря на это различие, именно он заложил фундамент, на котором выросло движение открытого кода.

В 1970–1980-х годах Столлман работал программистом в лаборатории искусственного интеллекта MIT. Там использовалась локально созданная операционная система ITS (Incompatible Timesharing System).
Когда Столлман попытался улучшить драйвер лазерного принтера Xerox, склонного к заеданию бумаги, он столкнулся с тем, что Xerox отказалась предоставить исходный код. Более того, его коллега из университета Карнеги — Меллона не мог поделиться кодом, так как подписал соглашение о неразглашении (NDA).
Позже Столлман вспоминал:
«Это была моя первая встреча с соглашением о неразглашении, и я стал его жертвой... Такие соглашения — не безобидны. Они наносят вред.»
Тогда Столлман решил создать альтернативу — операционную систему, полностью состоящую из свободных программных инструментов: редакторов, компиляторов, утилит.
Он решил, что система должна быть совместима с UNIX, чтобы программисты могли использовать её без необходимости изучать новую ОС.
Так появилось название GNU — рекурсивный акроним от «GNU’s Not UNIX» (GNU — не UNIX)

В январе 1984 года Ричард Столлман ушёл из MIT, чтобы начать разработку системы GNU. Он сделал это специально, чтобы MIT не могло вмешиваться в распространение GNU как свободного программного обеспечения.
В начале 1985 года Столлман выпустил первую программу, вызвавшую интерес других разработчиков, — редактор GNU Emacs. Он выложил его бесплатно через анонимный FTP, но в то время доступ к интернету был редкостью. Поэтому в качестве альтернативы он предлагал отправлять копию на магнитной ленте за 150 долларов. Через несколько месяцев он получал по 8–10 заказов в месяц, что позволило покрывать его личные расходы.
«Люди часто спрашивали меня: “Как это может быть бесплатное программное обеспечение, если оно стоит 150 долларов?” … Всё дело в том, что английское слово free имеет два значения: “бесплатный” и “свободный”. Когда я говорю free software, я имею в виду свободу, а не цену. Думайте о свободе слова, а не о бесплатном пиве.»
Столлман определяет свободное программное обеспечение как обладающее четырьмя ключевыми свободами:
Свобода запускать программу для любых целей.
Свобода изменять программу под свои нужды (для этого необходимо иметь доступ к исходному коду).
Свобода распространять копии программы — как бесплатно, так и за плату.
Свобода распространять модифицированные версии, чтобы сообщество могло пользоваться улучшениями.
❯ Появление сообщества
По мере роста числа пользователей GNU Emacs некоторые начали отправлять Столлману сообщения об ошибках и предлагали исправления. Другие добавляли новые функции.
«Эти письма посыпались на меня так быстро, что обработка всей этой помощи сама по себе стала огромной работой. У Microsoft нет такой проблемы.»
Столлман также активно включал в GNU чужой код, если это было возможно. Ключевым фактором при этом были условия распространения. Например, он решил использовать готовую графическую систему X Window, а не писать собственную, так как она имела свободную лицензию.
Когда проект GNU стал достаточно большим, Столлману понадобился способ защитить код от включения в проприетарные (закрытые) программы. Для этого он придумал концепцию copyleft.
Обычно автор может либо:
полностью отдать код в общественное достояние (public domain),
либо защитить его авторским правом и ограничить изменения.
Но оба варианта имели недостатки. В первом случае кто угодно мог взять код и сделать его собственностью. Во втором — никто не мог бы улучшать или проверять программу.
«Чтобы сделать программу под copyleft, мы сначала заявляем, что она защищена авторским правом. Затем добавляем условия распространения, которые дают всем право использовать, изменять и распространять код, но только если эти условия остаются неизменными. Так код и свободы становятся юридически неразделимыми. Разработчики проприетарных программ используют авторское право, чтобы отнять свободу, а мы — чтобы её гарантировать. Поэтому мы перевернули слово copyright в copyleft.»
Для реализации этой идеи Столлман создал лицензию GNU General Public License (GPL).
Первая версия появилась в 1989 году, вторая — в 1991-м.
В эту лицензию вошли те самые четыре ключевых условия свободное программное обеспечение.
❯ Фонд свободного программного обеспечения
Чтобы поддерживать развитие GNU, Столлман в октябре 1985 года основал Free Software Foundation (FSF) — некоммерческую организацию, собирающую средства для продвижения идеи свободы обмена и изменения программ.

На собранные деньги фонд нанимал программистов, которые писали важные компоненты GNU — оболочку (shell), библиотеку C и другие части системы.
Хотя фонд принимает пожертвования, основные доходы всегда приходили от продажи копий свободного ПО и связанных услуг. К 1991 году команда Столлмана создала всё, кроме ядра — основной части, связывающей систему воедино. В это время Линус Торвальдс выпустил ядро Linux, и оно было объединено с компонентами GNU.
Так родилась система, которую все называют Linux, хотя Столлман утверждает, что правильнее говорить GNU/Linux.
❯ Linux
В октябре 1991 года студент Хельсинкского университета Линус Торвальдс выпустил ядро Linux версии 0.02.

Когда Торвальдс работал над Linux, исходный код BSD ещё не был полностью открыт, а ядро GNU — HURD — застряло в многолетней разработке.
Поэтому Торвальдс решил не писать всю систему с нуля, а объединить своё ядро с инструментами GNU. Поэтому Ричард Столлман настаивает на названии GNU/Linux.
Торвальдс в 1999 году сказал:
«Сегодня Linux имеет миллионы пользователей, тысячи разработчиков и растущий рынок. Он используется в встраиваемых системах, управляет роботами, даже летал на шаттле. Хотел бы сказать, что я это предвидел — что это часть плана по мировому господству. Но, честно говоря, всё это стало для меня сюрпризом. Я гораздо яснее видел переход от одного пользователя к ста, чем от ста к миллиону.»
Эта фраза подчёркивает — стиль разработки Linux отличался от GNU, BSD или Apache.
Если те создавались небольшими командами, тщательно координирующими работу, то Linux развивался иначе — «тысячами добровольцев, хаотично работающих через интернет».
Эрик Реймонд описал эти два подхода как «Cathedral» (Собор) и «Bazaar» (Базар) в своем эссе The Cathedral and the Bazaar.
«Качество в “базарной” модели поддерживается не строгими стандартами, а простой стратегией: выпускать новую версию каждую неделю и получать обратную связь от сотен пользователей за считанные дни. Это создаёт “Дарвиновский” отбор среди изменений — и, к удивлению всех, это отлично работает.»
Собор — закрытый стиль с длинными циклами релизов.
Базар — децентрализованная разработка с постоянной обратной связью и короткими циклами релизов.
В нём он описывает собственный эксперимент — проект fetchmail, в котором применил стиль разработки Торвальдса.
Самая известная цитата из этого эссе:
«Если достаточно глаз, все ошибки мелкие.»
Реймонд отмечал, что уже к концу 1993 года Linux мог конкурировать по стабильности со многими коммерческими Unix-системами и предлагал куда больше программного обеспечения.
Он даже начал привлекать порты коммерческих приложений.
Как отмечал Торвальдс:
«Сила Linux — не только в коде, но и в сообществе.
Если кто-то попытается сделать проприетарную версию Linux, она потеряет главное —
саму модель открытого сотрудничества, которая делает Linux уникальным.»
❯ Новый бизнес: прибыль от свободного ПО
Linux также породил бизнес-модель, которая раньше казалась невозможной: продавать бесплатное ПО и зарабатывать.
К 1994 году появились доступные дистрибутивы дешевле 30 долларов — Yggdrasil, Slackware, Debian, SuSE и другие.
Один из них, Red Hat, стал публичной компанией.
Генеральный директор Роберт Янг объяснял:
«Зарабатывать на свободном ПО можно точно так же, как на проприетарном —
создавая отличный продукт, хорошо его продвигая, заботясь о клиентах
и формируя бренд, который ассоциируется с качеством и сервисом.»
Проекты GNU и Linux стали основой для множества других продуктов. Появился интерес у бизнеса к Open Source.
Debian — проект полностью основан на философии GNU.
Python — всемизвестный язык прогаммирования
Apache — сервер, который сделал Linux популярным для веб-сервисов.
Gnome — графическая среда, сделавшая Linux доступным для обычных пользователей.
MySQL и PostgreSQL — популярные базы данных
Red Hat — коммерческая компания на базе Open Source.
❯ Да кто этот ваш open source?
Хотя принципы открытого кода развивались почти два десятилетия, сам термин «Open Source» появился лишь в конце 1990-х.
Рассмотрим на примере. Представьте, что преподаватель написал учебник по физике.
Если он заключает договор с издательством, учебник выходит в печать, и права на распространение принадлежат компании. Читатели могут только купить книгу и пользоваться ею как есть. Изменять текст, добавлять свои комментарии, исправить опечатку или использовать главы в собственных курсах нельзя. Даже если учитель в другом учебном заведении захочет переработать материал под уровень своих учеников, ему придётся запрашивать разрешение у правообладателя. Это классический проприетарный подход: знания доступны, но не для свободного пользования.
Теперь представим, что тот же преподаватель выкладывает учебник в открытом доступе. Он разрешает другим преподавателям и студентам не только читать, но и вносить правки, улучшения и дополнения. Кто-то добавит визуальные схемы, кто-то — практические задачи или исторические заметки, а кто-то переведёт учебник на другой язык.
Со временем вокруг проекта формируется сообщество соавторов, которое поддерживает материал в актуальном состоянии, обновляет формулы под новые стандарты, добавляет современные примеры из науки и техники. Появляются локальные версии для разных школ и вузов. Учебник становится не продуктом одного автора, а живым проектом, который развивается вместе с наукой и пользователями.
Так бы работал принцип Open Source в образовании.
Термин free software (свободное программное обеспечение), использовавшийся до этого, в английском языке неоднозначен и смущал многих предпринимателей. Создавалось впечатление, что речь про «бесплатный» софт, а не «свободный»/
«Open Source» (программное обеспечение с открытым исходным кодом) куда лучше объясняет идею свободного ПО. Его предложила Кристин Петерсон из Института Foresight начале 1998 года.
Она вспоминала:
«Это было осознанное переименование. Мы чувствовали, что выражение “free software” мешает движению — люди думали, что “free” значит “бесплатно”, а не “свободно”. Я предложила “open source”. На встрече у Эрика Реймонда термин сразу прижился. Мы даже подмигнули друг другу — казалось, никто не заметил, как это слово просто взяли и начали использовать.»
Эрик Реймонд позже сказал:
«Когда я услышал “open source”, я понял — вот оно, подходящее слово.»
Так была зарегистрирована организация Open Source Initiative (OSI), создан сайт opensource.org, определение понятия Open Source и критерии сертификации лицензий.
❯ Основные принципы Open Source
Лицензия не должна ограничивать продажу или бесплатное распространение программы.
Программа должна включать исходный код и разрешать его распространение. Если ПО не поставляется с исходными текстами, эти тексты должны быть легко доступны.
Модификации и производные версии разрешены и могут распространяться на тех же условиях.
Даже в случае неприкосновенности авторского исходного текста, производные программы и их исходные тексты должны свободно распространяться. Свободные лицензии могут оставлять за автором какие-то права — например, производная программа обязана нести другое имя или версию; либо она должна состоять из авторских исходных текстов и патчей к ним.
Лицензия не должна дискриминировать людей или социальные группы.
Не должно быть ограничений по области применения.
Права должны сохраняться при любой передаче программы и гарантируются всем пользователям.
Лицензия не должна быть привязана к конкретному продукту.
Лицензия не должна накладывать ограничения на другое программное обеспечение, распространяемое вместе.
Лицензия должна быть технологически нейтральной. То есть, лицензия не должна требовать что-либо от интерфейса или технологий, применяемых в производной программе.
Существуют определённые культурные нормы, присущие большинству зрелых и устойчивых open source проектов. Среди них:
• Несмотря на то что лицензия позволяет любому изменять исходный код, обычно существует один человек (или небольшая группа), контролирующий развитие проекта — принимающий исправления, патчи и новые функции. Чаще всего это — создатель программы или назначенный им преемник.
• У проекта обычно есть список рассылки для разработчиков — форум, где обсуждаются идеи, патчи и проблемы. Это может быть почтовый список (mailman, listserv) или группа новостей Usenet.
• У проекта есть официальный сайт, посвящённый программному пакету. Иногда он имеет собственное доменное имя (например, www.apache.org).
❯ Заключение
Открытое программное обеспечение превратилось из экспериментов энтузиастов в полноценное явление, способное конкурировать с крупными коммерческими продуктами.
Лицензии Open Source и философия свободы кода открыли путь для бизнеса и стартапов: теперь можно зарабатывать на ПО, которое изначально распространяется бесплатно, и при этом сохранять контроль над качеством и безопасностью.
Со временем принцип открытости вышел за пределы программирования. Дизайнеры публикуют бесплатные шрифты и шаблоны, инженеры делятся чертежами, преподаватели — учебными материалами и курсами, а учёные — результатами исследований.
В последние годы открытое ПО начинают использовать целые государства. Например, французская жандармерия работает на Ubuntu, а другие министерства переходят с Microsoft Office на LibreOffice. Этот офисный пакет также применяют министерства обороны Нидерландов и Италии. Правительство Великобритании перешло с формата PDF на Open Document Format for Office Applications (ODF) в качестве стандартного формата документов.
Главный вывод простой: когда люди могут свободно делиться знаниями и сотрудничать, рождаются технологии, которые меняют мир. И за следующие десятилетия открытое ПО будет продолжать развиваться, вдохновляя новое поколение разработчиков создавать что-то по-настоящему инновационное.
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩
Комментарии (6)

MAXH0
17.11.2025 09:49Честно говоря у меня категорически другой ответ на вопрос вынесенный в заголовок.
Почему корпорации зарабатывают миллиарды на «бесплатном» коде? + И почему программисты поддерживающие бесплатный код зачастую не получают ничего...
ИМХО. Потому что корпорациями была проведена сознательная компанию по превращению свободного кода в открытый. Вишенкой на торте стала прямая травля Столлмана, с большой долей вероятности координируемая корпорациями.
Свободный код - фокусируется вокруг прав конечного пользователя, не позволяя превращать его в объект манипуляций...
Открытый код - фокусируется на удобстве разработки. Открытость здесь инструмент платить меньше используя энергию добровольных помощников. А с появлением AI и обучать на открытом коде ботов, в дальнейшем создающих закрытый код.
Замечательно в этом ряду стоит SSPL которая и не Открытая и не Свободная, но предоставляет доступ к исходному коду. Просто использование настолько вирусное, что нарушает неприкосновенность чужого кода. И тут корпорации вынуждены платить.

rsashka
17.11.2025 09:49Опять смешались в кучу
кони, людиоткрытый исходный код, свободное и бесплатное ПО ... :-(

Taritsyn
17.11.2025 09:49Когда Столлман попытался улучшить драйвер лазерного принтера Xerox, склонного к заеданию бумаги, он столкнулся с тем, что Xerox отказалась предоставить исходный код…
Тогда Столлман решил создать альтернативу — операционную систему, полностью состоящую из свободных программных инструментов: редакторов, компиляторов, утилит.
Джарон Ланье писал в статье «Long Live Closed-Source Software!», что причиной был не принтер, a LISP-машина.

ermouth
17.11.2025 09:49Занятно, что до 1969 «свободный код» вполне себе существовал в экосистеме IBM – до антитрастового иска к ним со стороны правительства США. Считалось нормой, что написание специфичного для конкретного бизнеса кода входит в цену сервиса за оборудование, то-есть софт входил в сервис и был условно-бесплатным.
IBM собирала этот код в рамках программы Share and Guide, структурировала и распространяла между другими пользователями экосистемы.
С учётом того, что к концу 60-х IBM держала 2/3 рынка компьютеров, можно уверенно говорить, что бóльшая часть софта на рынке была условно-бесплатной. Покупай железо – и софт пойдёт впридачу за так, как сервисное обслуживание.
Независимых софтверных компаний было очень мало, в основном компании были сервисные и писали софт попутно с обслуживанием железа. Первый каталог именно софта – как издание – появился в 1967 и там было меньше 30 наименований.
Первый патент на софт – именно как софт, не как сервис или железо – появился в 1968. До этого момента патентование софта считалось практически нереализуемым – то-есть весь софт с определённой натяжкой можно было считать свободным. Вопросы интеллектуальной собственности обсуждались комьюнити к тому моменту уже несколько лет, но это были просто разговоры.
В 50-е годы … в основном ученые и деятели науки. Они же и писали код
Это не так. Код в том время писали именно программисты (хотя они так и не назывались тогда), очень-очень специальные люди.
CatAssa
На какие "персональные компьютеры" была рассчитана Unix в 1973 году?
PerroSalchicha
Ни на какие, но и популярность она стала приобретать отнюдь не в 1973-м, а к концу 1970-х, когда её переписали с ассемблера PDP-11 на C, и там образом сделали возможность переносить на другие платформы.