Энергосберегающие технологии человеческого мозга, изображение №1
  1. ВВЕДЕНИЕ

Как человек, заставший СССР, я прекрасно помню лозунги тех лет: «Экономика должна быть экономной», «Беречь энергию – значит беречь Родину!», «Хозяйствовать рачительно – по-коммунистически», «Экономя ресурсы, укрепляем могущество СССР!», «Лишний киловатт – удар по плану!», «Кто бережёт народное добро, тот честен перед Родиной своей!»

В отличие от множества советских граждан, наш организм, действительно, склонен хозяйствовать рачительно, беречь ресурсы. При этом делает это множеством хитрых методов и очень эффективно.

Эта статья посвящена тому, как экономит энергию наш мозг, и к каким последствиям, зачастую весьма неочевидным, всё это приводит.

При её написании я испытывал некоторые сложности в разделении текста на логические блоки – потому что на самом деле блоков не существует. Каждая глава, хоть и описывает отдельное проявление механизмов экономии, представляет собой лишь один из возможных ракурсов рассмотрения этого целостного процесса.

Поэтому перед внимательным читателем этой статьи встанет непростая задача: не просто прочитать про различные проявления экономии энергии нашим мозгом, но и постараться объединить затем всю эту информацию в одну общую целостную непротиворечивую картину.

К сожалению, эту работу автор за читателя не сделает. Удачи!

Энергосберегающие технологии человеческого мозга, изображение №2
  1. ПАМЯТЬ

Представьте, что вы целый час гуляете по парку: ощущаете запахи, порывы ветра, температуру воздуха, лучи тёплого солнечного света или капли прохладного дождя, видите множество деревьев, трав, цветов. Камушки, гуляющие прохожие, насекомые, птицы.

А теперь представьте, сколько места на диске должно занимать потоковое видео, которое сохранило бы в себе всё то, что вы в тот день видели и в том качестве, в котором вы это видели. Представили? А если к этому ещё добавить элементы 5D в виде запахов и ощущений…

Насколько я понимаю, даже 1 гигабайта памяти вам для сохранения такого объёма информации было бы недостаточно.

А если вы придёте домой и опишете эту свою прогулку в текстовом редакторе – например, в Блокноте или в WordPad?

Знаете, даже если вы решитесь описывать эту прогулку крайне подробно, в красках и деталях, накатав книгу на 250 страниц – всё равно для хранения этой информации вам хватит 0,5 мегабайта памяти.

То есть требования к ёмкости памяти в случаях видео и текстового документа будут различаться в тысячи раз.

За счёт чего это происходит?

  1. За счёт того, что вы переводите информацию в слова – то есть в символы (у каждого из которых есть своё образное значение).

  1. За счёт того, что вы из общего огромного массива информации выделяете ключевое, наиболее значимое.

На что больше похоже устройство памяти человека? На полноценное потоковое видео или на текстовый документ?

Если вы не забыли название этой статьи, то уже знаете ответ.

Действительно, долгое время (в том числе и в науке) доминировала «теория точной копии». В рамках этой теории считалось, что человек запоминает абсолютно всё, что с ним происходило – точно так же, как камера видеонаблюдения снимает всё происходящее в её секторе обзора. И считалось, что если человеческий мозг не повреждён, то всю эту информацию можно из него извлечь без искажений. В точности так же, как мы можем просмотреть запись камер наблюдения.

В рамках этой теории вопрос о том, как заставить человека что-либо вспомнить, считался сугубо техническим: в одних случаях рекомендовали наводящие вопросы, в других выезд на место событий, в-третьих – гипноз. Считалось, что, если уж человек что-то вспомнил и не лжёт, значит он всё вспомнил правильно, значит так оно и было.

Но многочисленные случаи из судебной практики, а также научные эксперименты показали, что это не так. Что сами воспоминания человека очень сильно зависят от того, какие именно наводящие вопросы ему задают, в какой обстановке, что при этом чувствует человек. Оказалось, что человек во время гипноза вовсе не вспоминает всё «в точности как было». И то, что человек обычно после сеанса гипноза оказывается глубоко убеждённым в том, что он всё вспомнил правильно – это просто побочное следствие самого гипноза, а не свидетельство достоверности возникших в его ходе воспоминаний.

Всё это привело к смене основной теории о работе человеческой памяти. И вот на сегодняшний день в мире доминирует другая теория – реконструктивная. В рамках данной теории, считается, что каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, мозг по новой собирает картинку-воспоминание, на основании всей имеющейся у нас информации, на основании всего имеющегося у нас опыта и на основании всех имеющихся у нас убеждений. Включая информацию, опыт и убеждения, появившиеся у человека намного позже того момента в прошлом, который он пытается вспомнить.

Поэтому в рамках данной теории считается, что конфабуляции (то есть ложные воспоминания, искажения в воспоминаниях) это не ошибки, не сбои в работе механизма памяти, а естественные спутники этого процесса.

Помните, с чего начиналась эта глава? Напомню, что мы там зафиксировали, что для того, чтобы сохранить описание прогулки по парку в виде текстового документа нужно гораздо меньше ёмкости памяти, чем в случае сохранения полноценного видеофайла. И происходит это потому, что мы выделяем для запоминания только самое главное и сохраняем информацию в виде символов – слов.

Сейчас считается, что подобным образом работает и наш мозг. Что запоминается далеко не вся информация, и запоминается она тоже в виде «слов» – особенных символов нашего мозга, представляющих собой особенный порядок активации и взаимодействия группы нейронов.

При этом, что крайне важно, само значение этих «слов» постоянно меняется.

Представьте, что вы написали на листочке: «был прекрасный солнечный день, крякали утки, было уютно». Когда вы через 5 лет этот листочек найдете и это перечитаете, то на самом деле каждый из этих образов уже будет обозначать немного не то, что вы закладывали в текст в момент написания. Потому что между этими датами у вас будет много солнечных дней, вы много раз услышите кряканье уток и вам часто будет уютно. Но каждый раз это будет немного по-разному. В итоге у вас внутри произойдёт как бы усреднение представлений о том, что такое «прекрасный солнечный день», что такое «крякают утки» и что такое «уютно». И вы, прочитав один и тот же текст в разные годы, представите на его основании пусть немного, но разные картинки.

При этом на ваше прочтение этого текста очень сильно будут влиять текущая обстановка, текущие эмоции, накопленный опыт – то есть контекст текущего момента.

Представьте, что вы знаете, что через неделю после описанных событий в вашей жизни произошла трагедия. А теперь представьте, что, наоборот, вскоре с вами произошло что-то очень хорошее. Согласитесь, что это послезнание сильно повлияет на то, как именно вы будете вспоминать одно и то же событие в прошлом.

Понимаете, почему я столь подробно описывал как по-разному вы можете воспринимать один и тот же текст в зависимости от послезнания и контекста? Потому что в случае обычных воспоминаний всё происходит так же. Одни и те же «ячейки памяти», одни и те же «слова» используются мозгом многократно – из-за чего их «значение» постоянно динамически изменяется. Вспоминая о том дне, когда было солнечно, крякали утки и было уютно – вы на самом деле будете вспоминать разное, внутренняя картинка воспоминания будет меняться. Вместе с изменением значений в ячейках памяти и изменением контекста воспоминания.

Поэтому воспоминания человека о детстве обычно полны анахронизмов и переносов: в них часто есть вещи, люди, события, детали, которых на самом деле не было и не могло быть на этом месте в ту самую дату. Анахронизмы и переносы есть и в более свежих воспоминаниях – но в этом случае их сложнее заметить и высветить.

Этот блок был бы неполным без некоторой дополнительной информации:

  1. Чем чаще человек вспоминает что-то, чем чаще реконструирует какое-то событие, произошедшее с ним в прошлом, тем воспоминание устойчивее и менее подвержено изменениям.

  1. Чем более сильные эмоции испытывал человек во время того периода времени, который он пытается вспомнить – тем больше искажений и ошибок будет в его воспоминаниях. Точнее всего запоминаются те моменты, когда у человека был ровный эмоциональный фон.

  1. Воспоминания тем точнее, чем больше обстановка вокруг вспоминающего сейчас похожа на ту, что была тогда в прошлом.

По пункту №3 приведу в качестве примера результаты двух забавных экспериментов.

В первом опытных водолазов заставляли часть фактов запоминать под водой, а часть на суше. Потом, находясь под водой, они лучше вспоминали именно те факты, что под водой и запоминали. А на суше – напротив, точнее были воспоминания о том, что приходилось запоминать на поверхности.

Во втором студентов заставили готовиться к тесту и проходить его под разные виды фоновой музыки. Наилучшими всегда были результаты тогда, когда музыка и при подготовке, и при проведении теста была одинаковой. А ещё лучше результаты были тогда, когда в обоих случаях была тишина.

Энергосберегающие технологии человеческого мозга, изображение №3
  1. НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ

Как обыватель представляет себе изменения в мозге в процессе научения и обучения? Как мне кажется, обычным ответом обычного человека будет что-то в следующем духе: обучение приводит к образованию в нашем мозге новых нейронных связей.

Но на самом деле не менее важным является обратный процесс – разрушение нейронных связей и апоптоз (смерть) нейронов.

У новорождённого человека мало нейронных связей. А значит активация того или иного нейрона ведёт к активации меньшего числа других. Всё это приводит юного человека к более жёстким схемам поведения: новорождённый действует в основном инстинктивно – из A вытекает B, из B -> С и так далее.

Но к двум годам картина головного мозга полностью меняется. Количество нейронных связей в голове у ребёнка в это время уже в сотни раз больше, чем у новорождённого. «И что же тут странного?» – вероятно, спросит внимательный читатель, – «Это же вполне ожидаемо».

А странным, точнее неожиданным, является тот факт, что в 2 года число нейронных связей в голове у ребёнка в разы больше, чем у него же будет в 18 лет.

На первый взгляд это кажется контринтуитивным, но на самом деле за этой ситуацией стоит глубокий смысл.

Представьте, что вы отдаёте команду перенести стулья из комнаты А в комнату Б трём десяткам неорганизованных людей, а потом десятку организованных. Предположим, что в обоих случаях ровно по 9 человек из вас услышавших возьмутся перетаскивать стулья, а остальные продолжат заниматься своими делами. В каком случае задание будет выполнено быстрее?

Очевидно же, что в том случае, когда только 1 человек будет мешаться под ногами и мешать работать выполняющим указание, а не 21.

То есть, казалось бы, налицо уменьшение числа тех, кому даётся указание. Но при этом эффективность действия растёт: при меньших ресурсах ешё и достигается более высокий результат.

Рост эффективности той или иной деятельностью зачастую заключается не в выработке новых умений, не в научении что-то новое делать, а в выработке навыка не отвлекаться от выполнения данной деятельности на посторонние факторы, то есть чего-то НЕ делать.

Малые дети потому и имеют такие огромные проблемы с координацией движений, с доведением дела до конца, что активация каждого нейрона у них порождает избыточные сигналы, приводит к избыточной активации других нейронов, а потому и к избыточным, в том числе разнонаправленным, сигналам телу, что именно это тело должно делать.

Сверхизобилие синапсов (то есть нервных связей), с одной стороны, даёт организму возможность ускоренного обучения. Ведь человеческому телу не нужно создавать новые нейронные связи – оно может использовать уже созданные, выбирать для реализации один из уже «готовых вариантов».

Но, с другой стороны, обилие различных вариантов означает уменьшение вероятности того, что всегда будет происходить одна и та же желаемая реакция на один и тот же раздражитель. Чем больше существует доступных вариантов, тем выше вероятность «ошибки» – то есть нарушения ранее признанной успешной и рекомендованной к закреплению и повтору программы последовательной активации нейронных связей. То есть обилие возможных вариантов реакции будет приводить к росту вероятности получения незапланированного результата.

Потому обучение на уровне головного мозга сопровождается не только в усилении признанных нужными нейронных связей, но и в угасании и уничтожении тех из них (за счёт механизмов нейроапоптоза и синаптического прунинга), которые в процессе этого обучения маркируются как избыточные, как лишние.

Несложно и важно отметить, что здесь мы с вами видим ситуацию выбора из двух зол:

• Или человек способен быстро учиться новому, более пластичен в своём поведении, но ценой этого будет тот факт, что он хуже, менее стабильно осуществляет текущую деятельность.

• Или человек способен гораздо более эффективно осуществлять текущую деятельность, но за счёт снижения способностей к обучению и видоизменению своего поведения.

Если человек специализируется и резко сокращает число нейронных связей, связанных с какой-то деятельностью, его действия в этой сфере автоматизируются, и за счёт этой автоматизации становятся более эффективными: достигается стабильно повторяемый результат при снижении числа расходуемых ресурсов.

Если же человек сохраняет большее число «избыточных нейронных связей», то он повышает свою способность видоизменять поведение, способен лучше адаптировать его под изменение обстоятельств. Но при этом такой человек теряет в эффективности здесь и сейчас.

Наша нервная система не позволяет нам одновременно получать только плюсы обоих вариантов.

Поэтому нервная система взрослого человека по отношению к нервной системе ребёнка кажется упрощённой, хоть и, разумеется, гораздо более сложной, чем у новорождённого. Огромное число оказавшихся "ненужными" нейронных связей с возрастом уничтожается. Как и огромное число ненужных нейронов. При этом сохраняется "разумная" степень вариативности связей.

Это и обуславливает снижение способностей к обучению, к получению кардинально новых знаний с ростом биологического возраста. Но в то же время обуславливает и гораздо большую УСТОЙЧИВОСТЬ накопленных знаний, гораздо большую вероятность стабильной повторяемости одних и тех же программ и процедур.

Для целей настоящей статьи важно ещё и упомянуть тот факт, что знания и данные "хранятся" у нас в мозге системно и упорядоченно, чётко связанными кластерами, группами. Отсюда и работающий на практике принцип дерева при обучении. Он же принцип химической взаимосвязи.

Этот принцип заключается в том, что для того, чтобы новая информация была распознана, была запомнена и доступна для дальнейшего использования, массив информации должен состоять из двух частей:

• часть А - уже известное человеку, уже запомненное им, уже связанное с определёнными нейронными связями в голове.

• и часть Б - новые данные, тесно связанные с частью А.

Наличие части А позволяет найти для части Б место "прикрепления", к чему зацепиться, на основании каких имеющихся нейронных связей сохранить новую информацию.

При этом, если часть А очень мала, то большая часть Б не сможет сохраниться. Её "унесёт ветром", сможет закрепиться лишь сопоставимый с А массив Б. Это связано с тем, что мозг пытается экономить энергию и чем можно быстрее очищать место внутри себя от «ненужных» данных и знаний – от неактуализирующихся, от тех, что слабо связаны с остальными.

Крайне важная функция в работе нормально функционирующего человеческого головного мозга – забывание.

Поэтому, если вы хотите, чтобы чем можно большая часть Б в голове осталась, вам нужно иметь чем можно большую часть А.

Именно это и обеспечивает эффективность работы над темой в режиме «парящего орла»: когда осуществляется кружение над одной и той же темой, повторение одной и той же темы. Ведь это позволяет мозгу при каждом новом проходе использовать всё больший массив укоренённых данных и соответственно усваивать всё больший объём данных новых.

Ну и конечно же, поскольку мозг пытается сэкономить ресурсы и избавиться от «ненужных», «избыточных», «неиспользуемых» нейронных связей, для того, чтобы чем можно большая часть Б у вас в голове оставалась, покажите мозгу значимость этих новых данных. То есть чем можно чаще к ним обращайтесь. К примеру, попробуйте сразу же после получения новой информации сделать те или иные задания, требующие от вас практического использования новых знаний. Плюс в последующие дни регулярно повторяйте обращение к этим же, новым для вас, знаниям.

Энергосберегающие технологии человеческого мозга, изображение №4
  1. ИЗМЕНЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА

Когда говорят «нервные клетки не восстанавливаются», то говорят неправду. В организме постоянно появляются новые нервные клетки. И это тоже является одним из механизмов адаптации человека к изменчивости внешней среды.

Но, справедливости ради, эти самые нервные клетки появляются в очень и очень небольшом количестве.

Растить новые нервные клетки организму страшно дорого.

Растить новые синапсы – подешевле, но тоже требует значительных энергетических затрат.

Поэтому, это только нам на словах легко сказать: «В чём проблема изменить своё мнение?». На практике для человека изменить мнение – это не просто поменять нолик на единичку, это сложный физиологический процесс с угасанием одних (уже существующих) нервных связей и с ростом новых.

Понятное дело, что именно эти процессы и обеспечивают адаптацию человека к изменяющейся среде, поэтому полностью отказаться от такой деятельности организм не может.

Но при этом, поскольку это энергетически дорого, организм пытается удержать процесс таких изменений в «разумных пределах». Это обуславливает наличие внутри нас множественных защитных механизмов, блокирующих резкие изменения системы нервных связей.

Именно потому, что на самом деле смена своей картины мира, смена шаблонов поведения, смена своего отношения к чему-то – это страшно дорого для организма, мы как правило и наблюдаем у человека огромную инерцию, огромное сопротивление к переменам, даже тогда, когда, казалось бы, уже точно видно, что картина мира ошибочна, шаблоны поведения приводят к повторяющимся проблемам, текущее отношение к чему-то или кому-то – разрушительно.

Скажу страшную вещь, человеку, как правило, проще ещё раз наступить на знакомые грабли, зная, что они шишку набьют, но не зашибут насмерть (проверено) – чем попробовать найти новую дорогу вообще без граблей. Человеку проще не замечать те факты, что не вписываются в его картину мира, или находить им какие-то страшно замудрённые объяснения – чем признаться самому себе, что какие-то его базовые верования, убеждения, постулаты неверны. Человеку проще страдать по кому-то – чем выбросить этого кого-то из головы.

Просто потому [на самом деле (тм)], что всё это не требует от организма таких огромных ресурсов, какие требуются для перестройки нервной системы. Просто потому, что это позволяет жить дальше без больших энергозатрат и без риска, что новая, построенная взамен, система окажется ещё хуже и ещё более мешающей выживанию и получению нужных ресурсов.

И все оправдания, почему мы не хотим меняться, которые существуют у нас в сознании – это всего лишь фиговые листки, прикрывающие то, как механизм экономии энергии работает в нас на глубинном уровне, незаметно для нашего сознания.

Ровно по этим же причинам обычно наиболее резкие изменения в мышлении человека случаются только тогда, когда прежняя картина мира, прежние шаблоны показывают себя как опасные, реально угрожающие выживанию себя и рода. Когда внешний шок, внешняя встряска указывают организму на то, что сохранение нервной системы в текущем состоянии, действительно, рискованно. Только в таких случаях человеческое тело берётся за перестройку нервных связей по-настоящему, всерьёз. И только в таких случаях потом зачастую говорят: «Как сильно он изменился!», «Он как будто бы стал совсем другим человеком!»

Энергосберегающие технологии человеческого мозга, изображение №5
  1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Ситуация, когда человеку требуется сделать выбор из двух или большего числа альтернатив – это одна из основных задач, для которых ему, собственно, и нужен мозг. Но в то же время эта ситуация для мозга является энергетически весьма затратной.

Поэтому мы не просто так употребляем словосочетание «муки выбора». Из-за того, что организму процесс обдумывания вариантов, процесс их сравнения, обходится энергетически дорого, внутрь каждого из нас зашит физиологический инструмент лимитирования затрат на всё это дело. В случае перерасхода ресурсов организм таким образом посылает нам негативный сигнал: «Да определись ты уже!»

Вторым встроенным в нас инструментом является «желание найти кумира» или, если хотите, «желание найти источник догматических истин». Ведь если у тебя есть кто-то или что-то, кому/чему ты полностью доверяешь, ты можешь по многим вопросам вообще не заниматься самостоятельным сравнением альтернатив и выбором наилучшего решения – достаточно получить ответ от этого «источника истины». Несложно заметить, что перекладывания задачи по выбору решения на плечи этого самого источника истины (вместо использования собственного головного мозга) обеспечивает для организма поистине колоссальную экономию энергии. Эта экономия энергии нас и привлекает, причём чуть ли не на инстинктивном уровне. Важно отметить, что чем более энергетически беден человек – тем привлекательнее для него такой инструмент экономии энергии.

Третьим встроенным в нас энергосберегающим инструментом является механизм автоматического подтверждения сделанного выбора. Этот механизм заключается в том, что при нормальной работе человеческой психики мы очень сильно по-разному воспринимаем доводы за и против до того, как совершили выбор, и после него. Пока мы не сделали выбор в пользу одной из альтернатив, плюсы и минусы каждого из вариантов могут нам казаться примерно одинаковыми. Но сразу же после завершения процесса выбора и совершения каких-то действий в поддержку какой-либо из альтернатив, у нас происходит резкое смещение внутренних оценок. У нас растёт внутренняя оценка значимости выбранного варианта и минусов вариантов отвергнутых. И, напротив, падают внутренние оценки значимости минусов принятого варианта и плюсов непринятых. Те люди, для кого этот механизм не срабатывает, кого он не выталкивает из постоянного круга размышлений, подобных истории про осла Буридана, обычно быстро становятся пациентами психологов, а то и психиатров.

Сюда же в качестве иллюстрации приведу ещё один пример.

Маркетологи давно обнаружили один контринтуитивный факт: рост числа альтернатив сокращает вероятность выбора человеком хотя бы одной из них.

Изначально маркетологи думали, что всё должно происходить по следующей схеме:

  • предложил ты людям 2 разных вида одного и того же товара – их купят те, кому эти товары нравятся.

  • после того как ты добавил третью альтернативу – у тебя совершат покупки не только те, кто сделали бы покупку в случае наличия первых 2 товаров, но и ещё дополнительные люди: часть из тех, кого первые два предложенных товара не устраивали, зато кого устроит третий.

  • после того как ты добавил четвёртый товар – ты привлёк к себе ещё часть потенциальных покупателей, которые не купили бы товар, если бы у них было бы только 3 варианта – но которые готовы были бы купить этот самый 4-й товар.

Но практика показала, что, если человеку приходится выбирать из слишком большого числа вариантов – он с большой вероятностью плюнет и не выберет ни один.

Просто потому, что расходы мозга на выбор того, что купить из предложенных альтернатив, растут при увеличении количества этих самых альтернатив – а внутреннее ощущение полезности приобретаемого товара с той же скоростью как правило не возрастает. Это приводит к тому, что в какой-то момент (для разных товаров и разных покупателей разный) издержки процесса выбора для покупателя начинают превышать ожидаемую пользу от наилучшего из доступных к покупке товаров.

Энергосберегающие технологии человеческого мозга, изображение №6
  1. МНОГОМЕРНОСТЬ ТОПОЛОГИИ МОЗГА

Это, пожалуй, самая сложная из озвученных мною в данной статье вещей. Очень далёкая от нашего понимания как мы мыслим, но при этом полностью вписывающаяся в принцип экономии энергии.

Итак, поскольку мозг человека сравнительно невелик и количество нейронных связей в нём не бесконечно, для того чтобы этот ресурс использовался экономно, наш мозг стремится к тому, чтобы одна и та же нейронная связь ОДНОВРЕМЕННО отвечала за исполнение множества совершенно несвязанных для внешнего взгляда друг с другом процедур.

То есть одна и та же цепочка сигнала между нейронами "А -> Б -> С" может у человека активироваться и тогда, когда он курит, и тогда, когда он слушает какую-то свою любимую песню, и тогда, когда он целует свою жену.

Именно это и является одним из секретов того, почему зачастую так сложно изменить поведение человека. Ведь те нейронные взаимосвязи, которые отвечают у этого человека за какую-то отдельную модель поведения, одновременно с этим постоянно задействуются и во множестве других случаев его жизни.

То есть, как в примере выше, человек может не курить месяцами, но за это время его желание курить может совершенно не ослабнуть, потому что те же самые нейронные связи, что отвечают за тягу к курению, у него всё время продолжают актуализироваться, когда он слушает свою любимую музыку и целует свою жену.

Ровно по тем же причинам, мы зачастую наблюдаем, как изменение поведения человека в какой-то одной части его жизни сопровождается изменениями и во многих других, на внешний взгляд никак с первой не связанных.

"Он не просто курить бросил! Он вообще, как будто другим человеком стал!" (с)

---

Как же мозг умудряется не запутаться в том, что одна и та же нейронная связь используется для совсем разных вещей?

За это отвечают гормоны. Гормональный фон в организме является, грубо говоря, эдаким многоцветным светофором, указывающим на то, как именно организм должен отреагировать на актуализацию активированной сейчас цепочки взаимосвязи между нейронами. Каждый уникальный уровень гормонов можно приравнять к своему свету светофора, который в итоге и обуславливает разную реакцию на актуализацию одного и того же нервного импульса.

Энергосберегающие технологии человеческого мозга, изображение №7
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показано в настоящей статье, очень многие особенности человеческой психики, как то:

  • сложность изменения сложившейся картины мира;

  • сложность изменения сложившихся шаблонов поведения;

  • нередко возникающие несоответствия воспоминаний реально происходившим событиям;

  • рост ригидности мышления по мере взросления и старения человека;

  • стремление найти кумира (единый источник истины) по кругу тех или иных вопросов;

  • каким именно образом человек делает выбор и как результаты этого выбора закрепляются;

на самом деле являются биологически обусловленными.

Эти и многие другие особенности возникают не на пустом месте и не как результат чьей-то злой воли, а за счёт вложенных в человеческий организм сложных адаптаций, направленных на экономию затрачиваемых на осуществление работы головного мозга ресурсов.

Автор: Алексей Письменюк

Оригинал

Комментарии (26)


  1. Yorra
    20.06.2025 15:58

    Если вы о чём-то хотели бы спросить автора этой статьи, он тут.


    1. Moog_Prodigy
      20.06.2025 15:58

      Я бы хотел спросить, а почему наши химические нейроны несмотря на столь плотную упаковку не выделяют кучу тепла? Они же там в 3д расположены, и в процессоростроении подобное расположение быстро увеличивает сложности отвода тепла. Да, именно в сравнении с кремнием. Почему кремний настолько неидеален? Или наоборот, можно бы было сделать кремниевый супер-пупер-многослойный npu на невысокой частоте? В частоте работы дело? Нет, ну понятно, полуаналоговое все, но аналог как бы не панацея для маложручести.

      Все вот эти миллионы стоек с видеокартами: каждая видеокарта это как бы микроскопический срез условного мозга. Ну и на масштабе уже что-то начинает получаться, но жрет это все дело как город. И есть ли подвижки в этом направлении?


      1. pda0
        20.06.2025 15:58

        Это даже не автор ответить сможет. Во первых, у нейронов "герцовка", если пересчитать на аналоги будет довольно низкой, мозг выезжает за счёт суперпараллелизма. Во вторых выделяет, это самый энергопотреблящий орган, только в отличии от процессоров, у которых теплосъём только с поверхности, через мозг постоянно "теплоноситель" прокачивается.


      1. Yorra
        20.06.2025 15:58

        Добрый день.

        Камрад pda0 в целом всё верно ответил. Спасибо ему огромное за это.

        Действительно, за счёт нелинейного, параллельного способа "вычислений" т.н. герцовка у человеческого мозга находится в диапазоне от 5-8 Гц (тета-рифмы) до 48-80 Гц (гамма-ритмы) и до локальных максимумов в 200 Гц - это максимальная скорость передачи сигналов через нейроны. Что, безусловно меркнет перед даже обычными бытовыми процессорами, чьи параметры измеряются в ГГц, то есть цифрами в миллиарды раз выше.

        Следует, сказать, что мозг заточен на крайне эффективное использование энергии. Собственно, калибровка и отбор происходил миллионами лет именно в пользу наиболее энергоэффективных вариантов. Несмотря на то, что мозг человека потребляет аж 20-25% всей энергии, которую потребляет человеческое тело, составляя лишь 2% от его массы - для одного и того же объёма вычислений современному компьютеру нужно примерно в 400 000 раз больше энергии, чем головному мозгу. Эта разница сама по себе сильно снижает требования к отводу тепла.

        При этом, действительно, через весь мозг проходит CBF (cerebral blood flow - мозговой кровоток), работающий с одной стороны на поднос снарядов - на снабжение клеток мозга энергией, а с другой стороны обеспечивающий постоянный теплоотвод.

        Ну и ещё замечу, что в гиппокампе у человека есть специальная зона, отвечающая за контроль температуры мозга. В случае поступления информации о его перегреве, она в норме тормозит все процессы для остановки этого процесса. В случае нарушения её работы, у человека возникают эпилептические припадки. Это не единственная и не основная причина возникновения эпилепсии, но одна из.


        1. Fedorkov
          20.06.2025 15:58

          Если производительность мозга жёстко ограничена на аппаратном уровне, то, наверное, правильнее говорить об оптимизации или об экономии процессорного времени, а не об энергосбережении.

          Кстати, наглядный пример: шахматный гроссмейстер — это человек, который посвятил свою жизнь тому, чтобы выжать из мозга максимум производительности (вот уж кому нет смысла беречь энергию), но при этом за партией он не обливается потом и не дышит как собака, что говорит о потреблении энергии на уровне обычного спокойного бодрствования.


          1. Yorra
            20.06.2025 15:58

            >>> Если производительность мозга жёстко ограничена на аппаратном уровне, то, наверное, правильнее говорить об оптимизации или об экономии процессорного времени, а не об энергосбережении.

            С моей колокольни, изначально стояла задача именно энергосбережения, потому что это только в последние восемьдесят пять лет перед людьми в частности в нашей стране не стоит неиллюзорная вероятность умереть от голода или сопутствующих сильному истощению организма болезней.

            А уже эта задача привела в том числе к "ограничению на аппаратном уровне" - ибо, кто улетали за предел, отбраковывались по причине невозможности прокормить такую прожорливую махину.

            Попутно, безусловно, всегда искались варианты оптимизации использования данного "железа" и "экономии процессорного времени".

            >>>  наглядный пример:  шахматный гроссмейстер — это человек, который посвятил свою жизнь тому, чтобы выжать из мозга максимум производительности (вот уж кому нет смысла беречь энергию), но при этом за партией он не обливается потом и не дышит как собака, что говорит о потреблении энергии на уровне обычного спокойного бодрствования.

            Вы сами играете на серьёзном уровне в шахматы?

            У меня I разряд и я обыгрывал КМС на городских турнирах.

            И вот, что я вам скажу, шахматисты во многом работают по шаблонам. Там на самом деле мышления не так, чтобы уж очень много.

            У меня гораздо больше нагрузка на мозг во время партии в настолку типа "Ужаса Аркхэма", чем во время шахматной партии.

            И могу сказать, что мой не самый высокий разряд связан во-многом просто с тем, что в отличие от совсем уж профи мне лень зубрить "формулы" - классические дебюты, эндшпили, приёмы. Которые опытные шахматисты как раз-таки и оттачивают до автоматизма - прокручивая на тренировках сотни, а то и тысячи партий, как кто в какой позиции ходил и к чему это приводило.

            В общем, не переоценивайте шахматы как задачу. Это достаточно простая игра.


            1. Fedorkov
              20.06.2025 15:58

              Важна не сложность правил, а уровень конкуренции. Чтобы стать чемпионом мира, недостаточно просто тренироваться с четырёхлетнего возраста по 40 часов в неделю; должно сойтись много факторов, включая генетику и наставников. И если бы человек физически был способен разогнать мозг, это наверняка стало бы одним из факторов, и тогда чемпионаты мира по шахматам выглядели бы так:

              Шахбокс
              Шахбокс

              То, что вы ощущаете как нагрузку на мозг (повышенный пульс, физическое напряжение) — скорее всего воздействие адреналина и других факторов на организм в целом.

              У меня тоже 1 разряд, и я по молодости играл турниры с классическим контролем времени до состояния, когда потом хочется лечь и умереть.


              1. Yorra
                20.06.2025 15:58

                О! Шахбокс!

                Со мной в МГУ учился парень по фамилии Чекушин. Он был МС по шахматам, ушёл как раз в шахбокс, где стал чемпионом России в начале 2000-х =)


  1. mirwide
    20.06.2025 15:58

    Те люди, для кого этот механизм не срабатывает, кого он не выталкивает из постоянного круга размышлений, подобных истории про осла Буридана, обычно быстро становятся пациентами психологов, а то и психиатров.

    Обидно. Есть и плюсы, это позволяет, например, проектировать архитектуру не зацикливаясь на одном варианте решения или авторитетах.


    1. Yorra
      20.06.2025 15:58

      Грустновато понимать размер ограничений механики функционирования системы, да.


  1. KEugene
    20.06.2025 15:58

    Это многое объясняет: вредные привычки, религиозность, особо сильный стресс при смене места жительства (даже если реально персональная ситуация улучшилась)...

    То есть, если некто "упертый баран", то во всем виноваты его ограниченные и "затвердевшие" синаптические связи, а не просто "дурной характер".


    1. Radisto
      20.06.2025 15:58

      Ну, наш мозг эволюционировал как инструмент выживания малых семейных групп приматов в лесостепной зоне. Сейчас ему приходится тяжело - условно говоря, считаем бухгалтерию на ЭБУ от пикапа. Может, приспособимся понемногу


    1. Yorra
      20.06.2025 15:58

      Скажу неприятную штуку для нашего секуляризованного времени, религиозность у человека тесно связана с базовыми фундаментальными особенностями здоровой человеческой психики. В частности со здоровой работой так называемого Temporoparietal junction - височно-теменного перехода, расположенного в конце Сильвиевой борозды.

      Если эта часть мозга работает с отклонениями, вместе с "упадком религиозного чувства" угасают и ряд других свойств психики - в частности связанные с самовосстановлением и самолечением, а также со стремлением к социальному взаимодействию.


  1. kauri_39
    20.06.2025 15:58

    Если смена картины мира у отдельного человека не опережает, а следует за изменением его жизни - внешним на неё воздействием, то обществу может быть полезно заранее воспринять эту его картину, чтобы подготовиться к аналогичному внешнему воздействию. Или чтобы быстрее, с меньшими потерями восстановиться после уже происшедшего внешнего воздействия. Конечно, восприятие обществом новой картины мира должно быть после предварительной её проверки учёными, философами. Это важно для общества, у которого нет приемлемой для всех картины мира и основанной на ней мобилизующей идеологии (национальной идеи). А борьбу за выживание в глобальном человечестве никто не отменял.


    1. Yorra
      20.06.2025 15:58

      Посмотрите доклады НАТО на тему "когнитивных войн".

      Сейчас происходит перенос внимания с темы навязывания человеку той или иной картины мира, на иную тему - как именно человек мыслит, как он принимает решения.

      Соответственно, ставится задача не переубедить и навязать своë видение мира, а разрушить в обществе противника системы принятия решений, желания людей рассуждать, выстраивать сложные логические цепочки размышлений.

      Чем большее количество людей в обществе противника постоянно погружено в события здесь и сейчас, без возможности обдумать что-то длительное время, чем больше в обществе люди постоянно катаются на эмоциональных качелях - тем такое общество менее продуктивно.

      Чем общество более атомизировано - тем меньше шансов, что втаком общестае родится сильное коллективное массовое движение. И так далее


      1. kauri_39
        20.06.2025 15:58

        Так происходит и без "когнитивных войн". Ускоряющийся темп жизни, стремление к успеху в работе не оставляют людям достаточно времени для философского осмысления происходящего. Поэтому они вынуждены ограничивать себя лишь эмоциональной реакцией на события. Быть философом могут позволить себе люди, уже достигшие желаемого благополучия или заранее ограничившие себя в этом желании. Общество может воспользоваться плодами их труда - выбрать от них и воспринять новую картину мира, если сохранение в массовом сознании прежнего идейного хаоса угрожает его существованию. На этом этапе возможно негативное участие конкурирующих государств.

        Есть проблема выбора наиболее точной картины или модели мира, пригодной для перспективной объединяющей идеологии. Она должна строиться из знаний по физике микромира, космологии, биологии, социологии. Она должна давать предсказания, подтверждаемые другими научными знаниями, которые не участвуют в её создании и потому являются эквивалентом подтверждающих её экспериментов. То есть её создание должно соответствовать научному методу. И такую модель мира ещё надо кому-то выбирать...


        1. Yorra
          20.06.2025 15:58

          Безусловно, вопрос выработки картины мира - это дело в первую очередь небольшой прослойки общества - интеллигенции (прости Господи) - то бишь тех, у кого есть время и силы на постоянную интеллектуальную деятельность.

          А это, как вы верно заметили, обычно упирается либо в уже достигнутую высокую обеспеченность, либо в самоограничения - что кстати порождает обычно две разных модели мира и отношений к людям.

          Но даже, чтобы выбрать и принять уже готовую, подготовленную кем-то картину мира, нужен ресурс.

          У нас в России, как мне кажется, самыми продуктивными в части разработки подобных концепций являются политтехнологи - люди, которые сталкиваются с реальным обществом, понимают на земле где им можно манипулировать, а где уже нет - Чадаев, Сергейцев, Минаев, Уралов и т.п.


          1. kauri_39
            20.06.2025 15:58

            Спасибо, познакомился с их "теологической политикой". Это яркий индикатор идейного кризиса в обществе:

            Алексей Чадаев: "Есть Бог или нет, это непонятно. Но то, что религия нужна, это я понимаю прямо, что называется, на кончиках пальцев. И поэтому просто поскольку все на меня смотрят, я должен тоже ходить в церковь или мечеть..."

            Увы, кто служит индикатором кризиса, не может быть инструментом его преодоления. Начинать нужно не с политтехнологов, а с философов, знающих физику, и с физиков, умеющих в философию. Ну, это в отношении моей модели мира, с другой может быть иначе.

            Я так понимаю, что по итогам 3-й мировой (холодной) войны на Земле впервые сложилась иерархическая система народов, имеющая первичную, дикую глобальную формацию (мировой порядок). Для перехода к цивилизованной формации нужна глобальная идеология, способная объединить атеистов и верующих разных религий. Первым её обретёт народ, который сам нуждается в единении для своего спасения и выполнения новой миссии. Возможно, я ошибаюсь, но пока так.


            1. Yorra
              20.06.2025 15:58

              Не самая удачная передача - ибо Павел Щелин как философ-теолог всё время сильно туда разговор утаскивает.

              В то же время, я тут выше уже отметил в одном из комментариев к этой статье одну крайне неприятную для нашего секуляризированного общества вещь.

              Религиозность является во многом врождённым предзаложенным конструктом человеческой психики - связанным с правильной работой так называемого височно-теменного перехода головного мозга (Temporoparietal junction) - местом, где соединяются височная доля и теменная, в конце Сильвиевой борозды.

              И вот, когда эта часть работает неверно, возникает одновременно не только отсутствие "религиозного чувства", но и страдают возможности мозга по самовосстановлению и самолечению, а также стремление к социализации и коллективной деятельности.

              Я понимаю, что весь вектор развития науки, начиная как минимум с философии позитивизма, говорит нам о разумности выкидывания религии на свалку истории - но похоже это невозможно сделать не выкинув человека в том биологическом виде как он есть без потери важных присущих хомо сапиенс качеств, в том числе определяющих почему кроманьонцы вытеснили прочих хомо.

              Всё-таки социальность, коллективность и функции самолечения и самовосстановления психики не бесполезные мелочи, которыми не проблема и пожертвовать.


              1. kauri_39
                20.06.2025 15:58

                Начальные научные знания о мире противоречили буквальному пониманию Писаний. Это питало массовый атеизм, рождало стремление "выкинуть религии на свалку истории". Однако количество знаний о мире переходит в новое качество: в понимание сущности его Творца. В эволюционной модели мира есть такой переход. Причём открываемый в ней Бог совпадает, как оказалось, именно с христианским его пониманием. И космология этой модели совпадает с библейской (но не с религиозной). В любом случае, человечество сохранит свои религии как части культуры слагающих его народов.

                Если определять Бога как вселенские информационные системы фотонов и кварков, то в человеческом мозге, который в конечном итоге состоит из кварков, как и прочая барионная материя, могут быть нейронные структуры, настроенные на контакт с Богом. Наше сознание вообще может быть частью "сознания" Бога и существовать вне нашего тела. Такой же неосознанный контакт с Богом может иметь атеист, но для него он выступает в роли исторической справедливости, прогресса, а также источника "премии Дарвина".

                Связывать "религиозное чувство" и стремление к коллективной деятельности, к социализации можно лишь с существенным уточнением - если считать атеизм/марксизм видом религии. Бог, вождь, партия думает о нас, готовит нам светлое будущее. Мы в это верим и спокойно работаем, приближая обещанное будущее. Или сражаемся с врагами, у которых другая вера. То есть иметь мобилизующую идеологию - это одно, а её содержание - это другое. Вчера мы верили в Перуна, сегодня - в Христа, завтра поверим в Маркса. Будет мобилизующая идеология, будет и вера. Главное, вовремя сменить идеологию. Это система идей и знаний, которая объясняет своему носителю прошлое, настоящее и будущее мира, место носителя в нём и его поведение, нацеленное на его выживание и победу в борьбе с носителями иных идеологий. Знания о мире прибывают и уже не вмещаются в прежние системы.


                1. Yorra
                  20.06.2025 15:58

                  Касательно марксизма, есть такая фишка, что моральные нормы и моральные устои, возникшие в рамках и на базе той или иной религии, склонны некоторое время жить в обществе и передаваться и когда эта религия отвергается или забывается. Проблема только в том, что такая секуляризированная система не может устойчиво сохранять эти моральные устои. И они от поколения к поколению разрушаются.

                  Это мы видим как на примере смерти у нас идей коллективности, так и смерти на Западе тех этических схем, которые возникли на базе католицизма и протестантизма - например, рабочей этики.

                  Собственно, на самой заре отречения от религии - времён Великой Франузской Революции Робеспьер был казнён во многом за его позицию, что можно отринуть католицизм, но его нужно заменить иным религиозным культом - без этого социальная ткань через некоторое время распадётся.

                  Первые марксисты это крайне часто были люди воспитанные в религиозных семьях. Среди первых советских деятелей было много выходцев из староверов, про Сталина и духовную семинарию - и того яснее. Про широкие же народные массы - и говорить нечего.

                  P. S. Ну и да, вера в коммунизм на первом этапе тоже была религиозной. Это можно проследить в готовности идти на смерть за "свою веру", что вполне себе ярко демонстрировали первые поколения коммунистов.


                  1. kauri_39
                    20.06.2025 15:58

                    Вера в марксизм в нас угасла по предсказанию Ленина: "победит та общественная формация, которая добьётся наибольшей производительности труда". Но этой формацией оказался капитализм, перешедший от дикой стадии к цивилизованной. Со временем это стало для многих очевидно, и новая правящая элита в СССР завершила холодную войну распадом ОВД и СССР.

                    Католицизм, дошедший до торговли индульгенциями, был отринут в Европе не только Робеспьером, в некоторых странах его заменил протестантизм. С протестантской идеологией общество перешло от феодализма к капитализму (к первичному, дикому). Это нормально.

                    "Социальная ткань" распадается из-за утраты общественной идеологией своего объединяющего, мобилизующего потенциала.. Общество, как и ребёнок, растёт, для него нормально развивать и менять своё мировоззрение, идеологию. Православие, благословляющее торговлю единоверцами (крепостное право), превратилось в "песок", на котором под напором "ветров и дождей" первой мировой "рухнул дом" монархии - "и было падение его великое".

                    Человек стал строить первые города-государства задолго до появления христианства, поэтому, повторю, мобилизующая идеология - это одно, а её содержание - это другое. Если старая идеология утратила свое предназначение, её надо менять, Иначе она угрожает носящему её народу не только "набитием очередных шишек", но и его жизни.


                    1. Yorra
                      20.06.2025 15:58

                      Я думаю, что вы подгоняете задачу под ответ. Это касается что краха марксизма, что протестантизма с католицизмом, что православия.

                      Всегда, во всём можно найти проблемные и кризисные моменты - но пытаться только ими объяснить упадок системы - это сильное упрощение.

                      Так к примеру в 1917 году российское общество было крайне религиозным и антиклерикальные настроения были достоянием крайне-крайне узкой прослойки населения.

                      У нас есть пример за поребриком, как активно скукожтвается зона православной церкви Украины, как у них отжимаются храмы, святыни, арестовываются самые главные иерархи - притом, что там на самом деле общество в целом более религиозно чем у нас. Численность крестных ходов там в тысячи раз превышала таковые у нас.

                      Да и кейс с ЛГБТ в ЕС хорошо показывает как идеология и идеи явного меньшинства могут побеждать.


                      1. kauri_39
                        20.06.2025 15:58

                        Если есть общий ответ в виде "что краха марксизма, что протестантизма с католицизмом, что православия", то и задача общая: поиск новой идеологии, которая в глобальном мире имела бы объединяющий и мобилизующий потенциал. Её появление предваряет смену глобальной формации, но саму смену осуществляют народы, готовые к другому, мирному способу управления собой, к жизни человечества в составе вселенской системы цивилизаций. Такое будущее уже не за горами, оно рядом.

                        Да, в 1917 году российское общество было крайне религиозным. Но Бога в его религии уже не было, поскольку затянувшееся крепостное право нарушало вторую наибольшую заповедь в законе о любви к ближнему как к самому себе. И за это нарушение оно было наказано руками большевиков. Кстати, православная церковь до сих пор не раскаялась за соучастие в этом грехе.

                        Марксизм не смог поразить сильный западный капитализм, где он родился, а российский капитализм, придавленный монархией, он поразил легко - после совместного с ним поражения монархии. Воплощённый в СССР, который угрожал мировой революцией, он вынудил реформироваться западный, американский капитализм - принять политику "новый курс" и перейти к цивилизованной стадии. Так эта общественная формация сохранила высокую производительность труда и приобрела социальную стабильность, что позволило ей победить в 3-й мировой (холодной) войне.

                        Последующие исторические события, начиная с "Бури в пустыне", служат укреплению первичной глобальной формации и реализации мирового господства в управлении человечеством методом искусственных катастроф. Цель - приучить человечество соблюдать "Пределы роста". Для этого в его массовом сознании поддерживается хаос и противоборство идеологий, в частности, пропаганда ЛГБТ в противовес остаточному влиянию религий. Человечество скатывается в "царство зверя" с предсказанным итогом.


                      1. Yorra
                        20.06.2025 15:58

                        >>> Да, в 1917 году российское общество было крайне религиозным. Но Бога в его религии уже не было, поскольку затянувшееся крепостное право нарушало вторую наибольшую заповедь в законе о любви к ближнему как к самому себе. И за это нарушение оно было наказано руками большевиков. Кстати, православная церковь до сих пор не раскаялась за соучастие в этом грехе.

                        Полностью не согласен)

                        Считаю, что вы крайне некритично цитируете пропаганду, используемую в своё время в борьбе за устранение конкурентов за мозги населения.

                        Мы можем наблюдать в истории и высокое доверие к церкви и вместе с тем жёсткое крепостное право как минимум со времён Екатерины Великой. При этом взрыв произошёл вовсе не в самый пик ущемления прав крестьян.

                        Не спад религиозности повлёк расцвет Красной России, а расцвет Красной России во многом сбил религиозность. То есть оба процесса имели место быть, но второй был сильнее. Мои родители (1950-х годов рождения) из очень религиозных семей.


                      1. kauri_39
                        20.06.2025 15:58

                        Вы считаете, что советские пропагандисты ссылались на Новый Завет, оправдывая свою борьбу против влияния религии? ) Я цитирую в основном научные данные о мире и библейские тексты, и сам связываю первое со вторым.

                        Если говорить о революции 1917 года, то да, этот "взрыв произошёл вовсе не в самый пик ущемления прав крестьян". Но до него были восстания - "взрывы" Болотникова, Разина, Пугачёва. И далее крепостное право порождало в России "взрывоопасную смесь" настроений против угнетателей. Большевики этим воспользовались.

                        Обратите внимание на такие слова из евангелия от Матфея: "Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (7:12). Далее: "А всякий, кто слушает сии слова мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (7:26,27). "Дом" Российской Империи простоял "на песке" до "непогоды" первой мировой войны и революции большевиков.

                        Мои родители (1920-х годов рождения) не были верующими, отмечали, как помню, только советские праздники.