Привет, Хабр! Мы продолжаем безжалостное тестирование пары аккумуляторов Тюмень Стандарт 6СТ-62L в условиях жёсткого перезаряда и прогрессирующего недозаряда.
В предыдущей статье мы остановились на пятом по счёту контрольно-тренировочном разряде.
Аккумулятор номер 1, заряжавшийся по ГОСТ Р 53165 2020 (МЭК 60095-1:2018) с ограничением (стабилизацией) силы тока на уровне 25% паспортной ёмкости и напряжения на уровне 16 вольт в течение 24 часов, первые три цикла демонстрировал положительную динамику ёмкости, однако на четвёртом и пятом проявилась значительная деградация.
АКБ № |
Разряд № |
НРЦ, В |
Ёмкость, А*ч |
Динамика ёмкости, % |
Итого % |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
11.76 |
58.17 |
||
1 |
2 |
11.72 |
59.56 |
+2.4 |
|
1 |
3 |
11.69 |
60.60 |
+1.7 |
+4.1 |
1 |
4 |
11.84 |
54.18 |
-11.8 |
-7.4 |
1 |
5 |
12.11 |
42.17 |
-28.5 |
-37.9 |
2 |
1 |
11.84 |
53.75 |
||
2 |
2 |
11.81 |
54.33 |
+1 |
|
2 |
3 |
11.79 |
54.40 |
+0.1 |
+1.2 |
2 |
4 |
11.76 |
54.65 |
+0.5 |
+1.7 |
2 |
5 |
11.70 |
54.70 |
+0.1 |
+1.8 |
Полезная ёмкость второго подопытного аккумулятора, заряжавшегося прибором Бережок V1 в адаптивном автоматическом режиме также 24 часа, росла на протяжении всех пяти контрольно-тренировочных циклов, несмотря на прогрессирующий недозаряд с расслоением электролита.

Измерение тока холодной прокрутки (ТХП) аккумуляторным тестером Konnwei KW650 производилось не только в заряженном, но и в разряженном состоянии. Это позволяет оценить способность разряженного аккумулятора запустить двигатель, а также эффективность восполнения заряда в случае успешного пуска.
Rвн, мОм |
Здоровье, % |
НРЦ, В |
ТХП (EN), А |
Динамика ТХП, % |
Итого % |
|
---|---|---|---|---|---|---|
АКБ №1 разряд 1 |
7.60 |
62 |
11.76 |
363 |
||
АКБ №1 разряд 2 |
10.57 |
45 |
11.68 |
262 |
-28 |
|
АКБ №1 разряд 3 |
14.20 |
33 |
11.65 |
194 |
-35 |
-87 |
АКБ №1 разряд 4 |
12.71 |
37 |
11.82 |
217 |
+12 |
-67 |
АКБ №1 разряд 5 |
10.15 |
47 |
12.09 |
273 |
+26 |
-33 |
АКБ №2 разряд 1 |
6.80 |
70 |
11.82 |
406 |
||
АКБ №2 разряд 2 |
8.15 |
58 |
11.78 |
339 |
-16.5 |
|
АКБ №2 разряд 3 |
8.53 |
55 |
11.76 |
324 |
-4.6 |
-25 |
АКБ №2 разряд 4 |
9.22 |
51 |
11.74 |
300 |
-8 |
-35 |
АКБ №2 разряд 5 |
10.63 |
44 |
11.68 |
260 |
-15 |
-56 |
Здесь мы наблюдаем повышение пускового тока и снижение внутреннего сопротивления на двух последних КТЦ АКБ №1. Однако последняя потеряла в общей сложности 182 грамма воды, тогда как АКБ №2 — всего 48 граммов.
АКБ № |
Заряд № |
Масса, г |
Расход воды, г |
Итого расход, г |
Сообщено А*ч |
---|---|---|---|---|---|
1 |
0 |
15355 |
|||
1 |
1 |
15291 |
64 |
88.3 |
|
1 |
2 |
15253 |
38 |
102 |
79.1 |
1 |
3 |
15208 |
45 |
147 |
84.1 |
1 |
4 |
15173 |
35 |
182 |
71.5 |
2 |
0 |
15364 |
|||
2 |
1 |
15349 |
15 |
60.6 |
|
2 |
2 |
15339 |
10 |
25 |
60.3 |
2 |
3 |
15328 |
11 |
36 |
60.1 |
2 |
4 |
15316 |
12 |
48 |
60.3 |
Отдав меньше полезной ёмкости и обладая более высокой термодинамической ЭДС вследствие повышенной концентрации серной кислоты в электролите, первый аккумулятор воспринимается прибором как более здоровый.
Дальнейшая динамика показателей обещает быть особенно интересной.
▍ Пятый заряд
Теперь в адаптивном автоматическом режиме будут заряжаться обе испытуемых аккумуляторных батареи. Установим ограничение напряжения на уровне 17 вольт.

Отключение зарядных устройств произведено через те же 24 часа после запуска. Взвешиваем аккумуляторы.

АКБ № |
Заряд № |
Масса, г |
Расход воды, г |
Итого расход, г |
Сообщено А*ч |
---|---|---|---|---|---|
1 |
0 |
15355 |
|||
1 |
1 |
15291 |
64 |
88.3 |
|
1 |
2 |
15253 |
38 |
102 |
79.1 |
1 |
3 |
15208 |
45 |
147 |
84.1 |
1 |
4 |
15173 |
35 |
182 |
71.5 |
1 |
5 |
15163 |
10 |
192 |
|
2 |
0 |
15364 |
|||
2 |
1 |
15349 |
15 |
60.6 |
|
2 |
2 |
15339 |
10 |
25 |
60.3 |
2 |
3 |
15328 |
11 |
36 |
60.1 |
2 |
4 |
15316 |
12 |
48 |
60.3 |
2 |
5 |
15309 |
7 |
55 |
Измеряем плотность электролита при помощи рефрактометра с автоматической температурной компенсацией.

Банка 1 |
Банка 2 |
Банка 3 |
Банка 4 |
Банка 5 |
Банка 6 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
АКБ №1 заряд 1 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №1 заряд 2 |
1.295 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №1 заряд 3 |
1.30 |
1.295 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №1 заряд 4 |
1.30 |
1.295 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №1 заряд 5 |
1.295 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №2 заряд 1 |
1.27 |
1.27 |
1.265 |
1.27 |
1.265 |
1.27 |
АКБ №2 заряд 2 |
1.26 |
1.26 |
1.26 |
1.26 |
1.25 |
1.26 |
АКБ №2 заряд 3 |
1.26 |
1.26 |
1.255 |
1.255 |
1.24 |
1.25 |
АКБ №2 заряд 4 |
1.25 |
1.25 |
1.24 |
1.25 |
1.23 |
1.25 |
АКБ №2 заряд 5 |
1.25 |
1.25 |
1.24 |
1.26 |
1.23 |
1.25 |
Выполним проверку внутреннего сопротивления и тока холодной прокрутки.

Вносим текущие результаты в сводную таблицу.
Rвн, мОм |
Здоровье, % |
НРЦ, В |
ТХП (EN), А |
Динамика ТХП, % |
|
---|---|---|---|---|---|
АКБ №1 заряд 0 |
4.39 |
100 |
12.81 |
628 |
|
АКБ №1 заряд 1 |
4.34 |
100 |
12.84 |
635 |
+1 |
АКБ №1 заряд 2 |
4.37 |
100 |
12.96 |
632 |
-0.5 |
АКБ №1 заряд 3 |
4.37 |
100 |
13.13 |
632 |
0 |
АКБ №1 заряд 4 |
4.34 |
100 |
13.14 |
635 |
+0.5 |
АКБ №1 заряд 5 |
4.38 |
100 |
13.13 |
630 |
-0.8 |
АКБ №2 заряд 0 |
4.48 |
100 |
12.81 |
616 |
|
АКБ №2 заряд 1 |
4.45 |
100 |
13.03 |
620 |
+0.6 |
АКБ №2 заряд 2 |
4.46 |
100 |
13.18 |
618 |
-0.3 |
АКБ №2 заряд 3 |
4.43 |
100 |
13.30 |
623 |
+0.8 |
АКБ №2 заряд 4 |
4.45 |
100 |
13.34 |
620 |
-0.5 |
АКБ №2 заряд 5 |
4.43 |
100 |
13.36 |
623 |
+0.5 |
Как видим, значительных изменений не наблюдается. Теперь самое время долить дистиллированную воду для восполнения затраченной в ходе пяти контрольно-тренировочных циклов и перемешать электролит.
▍ Коррекция плотности электролита
Плотность электролита в каждой из банок обоих аккумуляторов приведена к значению 1.28 килограмма на кубический дециметр. Это оптимально для эксплуатации в условиях российского климата.
Банка 1 |
Банка 2 |
Банка 3 |
Банка 4 |
Банка 5 |
Банка 6 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
АКБ №1 заряд 5 |
1.295 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №1 коррекция |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
АКБ №2 заряд 5 |
1.25 |
1.25 |
1.24 |
1.26 |
1.23 |
1.25 |
АКБ №2 коррекция |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
Повторим проверку эксплуатационных параметров аккумуляторным тестером Konnwei KW650.
Rвн, мОм |
Здоровье, % |
НРЦ, В |
ТХП (EN), А |
Динамика ТХП, % |
|
---|---|---|---|---|---|
АКБ №1 заряд 0 |
4.39 |
100 |
12.81 |
628 |
|
АКБ №1 заряд 1 |
4.34 |
100 |
12.84 |
635 |
+1 |
АКБ №1 заряд 2 |
4.37 |
100 |
12.96 |
632 |
-0.5 |
АКБ №1 заряд 3 |
4.37 |
100 |
13.13 |
632 |
0 |
АКБ №1 заряд 4 |
4.34 |
100 |
13.14 |
635 |
+0.5 |
АКБ №1 заряд 5 |
4.38 |
100 |
13.13 |
630 |
-0.8 |
АКБ №1 коррекция |
4.43 |
100 |
12.75 |
623 |
-1.1 |
АКБ №2 заряд 0 |
4.48 |
100 |
12.81 |
616 |
|
АКБ №2 заряд 1 |
4.45 |
100 |
13.03 |
620 |
+0.6 |
АКБ №2 заряд 2 |
4.46 |
100 |
13.18 |
618 |
-0.3 |
АКБ №2 заряд 3 |
4.43 |
100 |
13.30 |
623 |
+0.8 |
АКБ №2 заряд 4 |
4.45 |
100 |
13.34 |
620 |
-0.5 |
АКБ №2 заряд 5 |
4.43 |
100 |
13.36 |
623 |
+0.5 |
АКБ №2 коррекция |
4.44 |
100 |
12.77 |
622 |
-0.2 |
Произведём взвешивание аккумуляторов после компенсации расхода воды.

АКБ № |
Заряд № |
Масса, г |
Расход воды, г |
Итого расход, г |
Сообщено А*ч |
---|---|---|---|---|---|
1 |
0 |
15355 |
|||
1 |
1 |
15291 |
64 |
88.3 |
|
1 |
2 |
15253 |
38 |
102 |
79.1 |
1 |
3 |
15208 |
45 |
147 |
84.1 |
1 |
4 |
15173 |
35 |
182 |
71.5 |
1 |
5 |
15163 |
10 |
192 |
|
1 |
К |
15372 |
-209 |
-17 |
|
2 |
0 |
15364 |
|||
2 |
1 |
15349 |
15 |
60.6 |
|
2 |
2 |
15339 |
10 |
25 |
60.3 |
2 |
3 |
15328 |
11 |
36 |
60.1 |
2 |
4 |
15316 |
12 |
48 |
60.3 |
2 |
5 |
15309 |
7 |
55 |
|
2 |
К |
15336 |
-20 |
28 |
Как видим, в первый аккумулятор пришлось долить целых 209 миллилитров дистиллированной воды, тогда как во второй — более чем в десять раз меньше. Столь значительное расхождение обусловлено особенностями щадящего адаптивного алгоритма, применявшегося при заряде АКБ номер 2.
Банка 1 |
Банка 2 |
Банка 3 |
Банка 4 |
Банка 5 |
Банка 6 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
АКБ №1 начало |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
АКБ №1 заряд 1 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №1 заряд 5 |
1.295 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
1.29 |
АКБ №1 коррекция |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
АКБ №2 начало |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
АКБ №2 заряд 1 |
1.27 |
1.27 |
1.265 |
1.27 |
1.265 |
1.27 |
АКБ №2 заряд 5 |
1.25 |
1.25 |
1.24 |
1.26 |
1.23 |
1.25 |
АКБ №2 коррекция |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
Итак, плотность электролита вернулась к значению, которое было до начала экспериментов.
▍ Шестой разряд
Повторим разряд аккумуляторной батареи номер 2 до напряжения под нагрузкой 10.5 вольта током 5% паспортной ёмкости, что для 62 ампер*часов равняется 3.1 А.

Разряд продолжался восемнадцать с половиной часов. Полезная ёмкость составила 57.49 А*ч.

Имеем значительный прирост по сравнению с предыдущими контрольно-тренировочными циклами.
АКБ № |
Разряд № |
НРЦ, В |
Ёмкость, А*ч |
Динамика ёмкости, % |
Итого % |
---|---|---|---|---|---|
2 |
1 |
11.84 |
53.75 |
||
2 |
2 |
11.81 |
54.33 |
+1 |
|
2 |
3 |
11.79 |
54.40 |
+0.1 |
+1.2 |
2 |
4 |
11.76 |
54.65 |
+0.5 |
+1.7 |
2 |
5 |
11.70 |
54.70 |
+0.1 |
+1.8 |
2 |
6 |
11.75 |
57.49 |
+5.1 |
+6.9 |
Адаптивный алгоритм заряда, реализуемый микроконтроллером прибора Бережок-V1, предотвращает перегрев аккумуляторной батареи и снижает расход воды.
Однако при использовании такого автоматического режима для 100-процентного заряда полностью разряженного кальций-кальциевого аккумулятора с устранением расслоения электролита двадцати четырёх часов оказывается недостаточно.
Поэтому мы имели значительно более медленный прирост полезной ёмкости в течение первых трёх контрольно-тренировочных циклов по сравнению с зарядом по ГОСТ.
АКБ № |
Разряд № |
НРЦ, В |
Ёмкость, А*ч |
Динамика ёмкости, % |
Итого % |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
11.76 |
58.17 |
||
1 |
2 |
11.72 |
59.56 |
+2.4 |
|
1 |
3 |
11.69 |
60.60 |
+1.7 |
+4.1 |
1 |
4 |
11.84 |
54.18 |
-11.8 |
-7.4 |
1 |
5 |
12.11 |
42.17 |
-28.5 |
-37.9 |
Зато в ходе четвёртого и пятого КТЦ полезная ёмкость АКБ №2 продолжала медленно, но верно расти, тогда как у АКБ № 1 она стала катастрофически снижаться.
Остаются неразрешёнными следующие три вопроса.
Какое время необходимо адаптивному алгоритму для полного заряда данного кальциевого аккумулятора?
Сколько всего ампер*часов будет сообщено последнему за это время?
Какая масса воды из электролита будет затрачена?
Прежде чем приступить к исследованию данных вопросов, повторим тестирование АКБ в разряженном состоянии.

Rвн, мОм |
Здоровье, % |
НРЦ, В |
ТХП (EN), А |
Динамика ТХП, % |
Итого % |
|
---|---|---|---|---|---|---|
АКБ №2 разряд 1 |
6.80 |
70 |
11.82 |
406 |
||
АКБ №2 разряд 2 |
8.15 |
58 |
11.78 |
339 |
-16.5 |
|
АКБ №2 разряд 3 |
8.53 |
55 |
11.76 |
324 |
-4.6 |
-25 |
АКБ №2 разряд 4 |
9.22 |
51 |
11.74 |
300 |
-8 |
-35 |
АКБ №2 разряд 5 |
10.63 |
44 |
11.68 |
260 |
-15 |
-56 |
АКБ №2 разряд 6 |
10.88 |
43 |
11.72 |
254 |
-2.4 |
-60 |
▍ Шестой заряд
Теперь мы будем заряжать АКБ номер 2 точно таким же способом, как и предыдущие пять раз, но завершим заряд не по прошествии суток, а при достижении требуемой плотности электролита.
Прошло чуть менее двух суток. На заряд аккумулятора сообщено 74.4 А*ч.

Напряжение на клеммах кратковременно доходит до 16.7 вольта при токе 1.8 ампера.

Плотность электролита во всех банках выше 1.28. В будущем можно устанавливать ограничение напряжения на экспериментально определённом значении 16.7 В, и тогда Бережок-V1 автоматически завершит заряд.

Как показывает рефрактометр, для полного заряда с перемешиванием электролита неполных двух суток оказалось более чем достаточно.
Банка 1 |
Банка 2 |
Банка 3 |
Банка 4 |
Банка 5 |
Банка 6 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
АКБ №2 начало |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
АКБ №2 заряд 1 |
1.27 |
1.27 |
1.265 |
1.27 |
1.265 |
1.27 |
АКБ №2 заряд 2 |
1.26 |
1.26 |
1.26 |
1.26 |
1.25 |
1.26 |
АКБ №2 заряд 3 |
1.26 |
1.26 |
1.255 |
1.255 |
1.24 |
1.25 |
АКБ №2 заряд 4 |
1.25 |
1.25 |
1.24 |
1.25 |
1.23 |
1.25 |
АКБ №2 заряд 5 |
1.25 |
1.25 |
1.24 |
1.26 |
1.23 |
1.25 |
АКБ №2 коррекция |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
1.28 |
АКБ №2 заряд 6 |
1.29 |
1.29 |
1.28 |
1.285 |
1.28 |
1.285 |
Возможно, хватило бы и меньшего времени, однако неотложные дела заставили отлучиться из помещения лаборатории.
По прошествии восьми часов после завершения заряда проверяем АКБ тестером.

Динамика показателей находится в полном порядке.
Rвн, мОм |
Здоровье, % |
НРЦ, В |
ТХП (EN), А |
Динамика ТХП, % |
|
---|---|---|---|---|---|
АКБ №2 заряд 0 |
4.48 |
100 |
12.81 |
616 |
|
АКБ №2 заряд 1 |
4.45 |
100 |
13.03 |
620 |
+0.6 |
АКБ №2 заряд 2 |
4.46 |
100 |
13.18 |
618 |
-0.3 |
АКБ №2 заряд 3 |
4.43 |
100 |
13.30 |
623 |
+0.8 |
АКБ №2 заряд 4 |
4.45 |
100 |
13.34 |
620 |
-0.5 |
АКБ №2 заряд 5 |
4.43 |
100 |
13.36 |
623 |
+0.5 |
АКБ №2 коррекция |
4.44 |
100 |
12.77 |
622 |
-0.2 |
АКБ №2 заряд 6 |
4.39 |
100 |
12.86 |
628 |
+1 |
▍ КПД заряда
В очередной раз повторяем взвешивание аккумулятора.

За почти двое суток шестого заряда затрачено столько же воды — 15 граммов — как за одни сутки первого заряда. При этом аккумулятору сообщено 74.4, а не 60.6 А*ч.
АКБ № |
Заряд № |
Масса, г |
Расход воды, г |
Итого расход, г |
Сообщено А*ч |
---|---|---|---|---|---|
2 |
0 |
15364 |
|||
2 |
1 |
15349 |
15 |
60.6 |
|
2 |
2 |
15339 |
10 |
25 |
60.3 |
2 |
3 |
15328 |
11 |
36 |
60.1 |
2 |
4 |
15316 |
12 |
48 |
60.3 |
2 |
5 |
15309 |
7 |
55 |
|
2 |
К |
15336 |
-20 |
28 |
|
2 |
6 |
15321 |
15 |
43 |
74.4 |
Для сравнения, за сутки третьего заряда по ГОСТ аккумулятора номер 1 израсходовано 35 граммов воды, а на заряд было сообщено 71.5 ампер*часа.
АКБ № |
Заряд № |
Масса, г |
Расход воды, г |
Итого расход, г |
Сообщено А*ч |
---|---|---|---|---|---|
1 |
0 |
15355 |
|||
1 |
1 |
15291 |
64 |
88.3 |
|
1 |
2 |
15253 |
38 |
102 |
79.1 |
1 |
3 |
15208 |
45 |
147 |
84.1 |
1 |
4 |
15173 |
35 |
182 |
71.5 |
1 |
5 |
15163 |
10 |
192 |
|
1 |
К |
15372 |
-209 |
-17 |
Теперь составим сводную таблицу, отражающую потерю воды, затраченную на заряд электроэнергию и отданную аккумулятором полезную ёмкость.
АКБ № |
Заряд № |
Расход воды, г |
АКБ получила А*ч |
АКБ отдала А*ч |
КПД заряда, % |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
64 |
88.3 |
59.56 |
67.4 |
1 |
2 |
38 |
79.1 |
60.60 |
76.6 |
1 |
3 |
45 |
84.1 |
54.18 |
64.4 |
1 |
4 |
35 |
71.5 |
42.17 |
59 |
2 |
1 |
15 |
60.6 |
54.33 |
89.7 |
2 |
2 |
10 |
60.3 |
54.4 |
90.2 |
2 |
3 |
11 |
60.1 |
54.65 |
90.9 |
2 |
4 |
12 |
60.3 |
54.7 |
90.7 |
Благодаря тому, что адаптивный автомат чередует дозаряд малым током при небольшом напряжении с периодическим кратковременным перемешиванием, а также паузами и импульсами разрядного тока, подаваемая на клеммы электроэнергия расходуется преимущественно на полезный заряд, а не на разогрев аккумулятора и разложение воды.
▍ Продолжение следует
Далее мы будем разряжать подопытные АКБ малым током в течение 35 дней, после чего будет произведён отстой продолжительностью ещё 35 дней.
Разумеется, такие издевательства повлекут за собой образование большого количества «злокачественных», застарелых, труднорастворимых сульфатов, что может привести даже к механическому разрушению батарей, так как сульфаты имеют меньшую плотность и больший объём, чем металлический свинец и его оксиды.
И да, наши аккумуляторы кальциевые. На форумах автомобилистов нередко пишут, что даже просто глубокий разряд таких АКБ, не говоря уже о длительном нахождении в сильно разряженном состоянии, приводит к образованию нерастворимого сульфата кальция — гипса — и необратимой порче химического источника тока.
Опыт покажет, какие теории верны, а какие — нет. И мы узнаем, насколько надёжны доступные батареи производства ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» с лосем на логотипе в экстремальных условиях эксплуатации.
Опытные данные предоставлены Аккумуляторщиком Виктором Vector.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Pyhesty
спасибо за ваш труд, в закладки
ps: давно занимался изучением характеристик автомобильных и не только аккумуляторов в личных целях, к сожалению, не хватило терпения для таких подробных и длительных экспериментов. Уверен, что ваши результаты полезны, хотя и узкому кругу специалистов и любителей, спасибо за публикацию. лайк)
TinyElectronicFriends Автор
Спасибо за добрый отзыв!