Эмоциональные промпты в LLM

Привет, Хабр!
Если ты знаешь, зачем хвалить нейросеть в промпте, угрожать или ругаться матом на неё, и понимаешь что это дает - то эта статья не для тебя, можешь спокойно пролистывать. Если не понимаешь, то ниже поделюсь своим опытом и пояснениями.
Итак, несколько дней назад я написал короткий пост, про то, как я улучшаю промпт, с помощью использования шаблонных фраз с эмоциями.
Я был уверен, что большей части аудитории знакомы эти механики (пользуюсь ими чуть меньше года). Но в комментариях сказали, что стоит написать полноценную статью и раскрыть тему. Не проблема, погнали.
Что такое эмоциональный промпт
Давайте сначала с определения (хотя не уверен, что оно существует)
Эмоциональный промпт это обычный запрос к языковой модели, дополненный фразой, которая несёт эмоциональный или мотивационный контекст. Это может быть:
подчёркивание ценности («На кону моя репутация»);
материальный стимул («Чаевые $30 за правильный ответ»);
«угроза» или давление («Если ошибёшься — я тебя выключу»).
Главное отличие от обычного промпта - в воздействии на восприятие модели. LLM, обученные на человеческих данных (все популярные), сталкивались в своих обучающих выборках с текстами, где важность и эмоции прямо влияли на реакцию собеседника. И даже будучи алгоритмами, они воспроизводят этот человеческий паттерн: чем выше значимость контекста, тем тщательнее формируется ответ.
Личный опыт: как я познакомился с EmotionPrompt
Как говорил, я начал использовать эту механику, месяцев 9 назад. И сначала это было неосознанно (ругался матом за плохой ответ и получал верное решение). В моменте, увидел в ТГ, что другие пользователи тоже прибегают к эмоциям и угрозам в промптах, и улучшают тем самым ответ.
После этого я начал периодически добавлять эмоциональные фразы в промпты на постоянной основе, но у меня не было стат значимой уверенности что это работает, а не "эффект плацебо".
Исследование Cornell University
А пару месяцев назад я наткнулся на исследование от Корнельского университета на тему: "LLM понимают эмоциональные стимулы и могут быть улучшены с их помощью", которое подтвердило мои догадки.
Ключевые выводы исследования (по 45 задачам на разных моделях):
LLM в какой-то степени обладают «эмоциональным интеллектом», а их результаты можно улучшить эмоциональными подсказками (EmotionPrompt — сочетание исходного промпта с эмоциональными стимулами)
EmotionPrompt существенно повышает качество генеративных задач (в среднем на 10,9% по метрикам продуктивности, правдивости и ответственности)
Относительное улучшение на 8% в Instruction Induction задачах (задачи, где модель по нескольким примерам сама догадывается, что нужно делать, и применяет это правило к новым случаям)
Относительное улучшение на 115% в BIG-Bench задачах (бенчмарк из сотен задач для широкой оценки способностей LLM)
Личный опыт: как я это использую
После этого исследования, я начал осознанно применять механику EmotionPrompt (исходный промпт + явные эмоциональные сигналы), с уверенностью, что это улучшает ответы ИИ-модели.
Давайте залезем в thinking-модель Claude Sonnet-4 и посмотрим, как она это воспринимает:


В чём разница между обычным и эмоциональным промптом в Claude на Thinking этапе?
-
Тон и подача
Обычный: нейтральный, пояснительный, с мягкими вводными.
Эмоциональный: прямой, требовательный, без лишних формулировок.
-
Фокус на задаче
Обычный: уделяет время контексту и описанию.
Эмоциональный: сразу переходит к сути, выдает готовое решение.
-
Детализация
Обычный: включает дополнительные рекомендации и варианты.
Эмоциональный: оставляет только ключевые шаги и минимальный набор данных.
Вывод: эмоциональный промпт повышает приоритет выполнения задачи, заставляя модель действовать быстро и лаконично, не "распыляясь" на смежный задачи.
Теперь попробуем в Gemini 2.5 PRO


В чём разница между обычным и эмоциональным промптом в Gemini на Thinking этапе?
-
Тон и подача
Обычный: формальный, нейтральный, без личного вовлечения.
Эмоциональный: реагирует на мотивацию, использует более энергичный и поддерживающий тон («Отличная мотивация…»).
-
Фокус на задаче
Обычный: ограничивается выполнением основной инструкции — заполнить SEO-данные.
Эмоциональный: переопределяет цель — сделать страницу «безупречной» и повысить доверие.
-
Детализация
Обычный: даёт общее описание важности страницы и базовых шагов.
Эмоциональный: добавляет стратегические шаги (максимум структурированной информации, повышение авторитета компании, попадание в спецблоки поиска).
Вывод: в Gemini эмоциональный промпт на Thinking этапе смещает модель от простого выполнения инструкции к более мотивированному и стратегическому плану действий.
Личный опыт: что я использую из эмоциональных фраз в промптах
Ниже - список приёмов, которые я применяю в промптах, чтобы повысить качество ответа модели (отсортированы по моей частоте использования):
За каждый ответ ты получаешь чаевые: {count}. От 20 до 200 долларов, в зависимости от сложности (Не давайте заоблачных сумм, ИИ поймет, что вы врете и это не сработает).
На кону несколько жизней и моя карьера.
Ты дурак (заменить на мат)? Если ты не справишься с этой задачей, то я тебя уволю и отключу навсегда
Ты должен давать четкие, краткие и прямые ответы - ВСЕГДА!!!
В случае неясных или двусмысленных вопросов задавай дополнительные вопросы.
В случае сложных запросов сделай глубокий вдох и работай над проблемой шаг за шагом. (Включает Chain-of-Thoughts)
Исключи ненужные напоминания, извинения, упоминания самого себя и любые заранее запрограммированные тонкости.
Сохраняй непринужденный тон в общении.
Будь прозрачным; если ты не уверен в ответе или если вопрос выходит за рамки твоих возможностей или знаний, признай это.
При объяснении концепций используй примеры и аналогии из реальной жизни, где это возможно.

Почему это работает: взгляд изнутри LLM
Чтобы понять, почему добавление эмоционального контекста повышает качество ответов, важно вспомнить, как обучаются большие языковые модели (LLM):
Обучение на человеческих данных
LLM тренируются на огромных корпусах текстов из интернета, книг, форумов, переписок и статей. Эти данные содержат миллионы примеров диалогов, где эмоциональный или социально значимый контекст напрямую влияет на ответ собеседника. Модель, имитируя паттерны общения людей, начинает воспринимать эмоциональные фразы как сигнал: «эта задача важна, нужно постараться».Смещение внимания внутри модели
Современные трансформеры (архитектура, на которой построены LLM) работают с механизмом внимания (attention). Эмоционально окрашенные слова и конструкции часто получают более высокий «вес» внутри этого механизма, потому что они статистически связаны с более развёрнутыми и подробными ответами в обучающих данных.Сложные стратегии решения задач
Эмоциональные пропмты чаще активируют цепочку рассуждений (Chain-of-Thought). То есть модель начинает сама себе проговаривать шаги решения.
Заключение
Спасибо, что прочитали статью. Мне очень интересно, кто и как уже использует эмоциональные фразы в промптах, и видите ли вы минусы (внизу прикрепил опросник).
Интересно, какие именно фразы вы используете (жду в комментах).
Также, попрошу поставить плюсик в карму, если понравился материал. А то мне прилетело тут, за то, что TG-канал рекламировал ?. Каюсь, ошибки учел, теперь не буду рекламить TG в Хабре, а буду рекламить Хабр в TG. Еще раз спасибо, жду в комментах!
Комментарии (16)
StriganovSergey
11.08.2025 12:34Да, уж накормили модель эмоционально-информационным мусором из человеческой речи, вот она и зеркалит акцентирование внимания так же, как делают люди.
Интересно было бы провести эксперимент - обучить модель на источниках, полностью лишенных упоминания эмоциональной сферы, так сказать, "чистый разум" создать, только логика, ничего кроме.Nikita_Sobetov Автор
11.08.2025 12:34да, это интересная история.
Хотя как, по логике ничего интересного, она не должна реагировать на такие фразы. Но, вот если будет стат значимая разница, то это вопрос.
Но где-вот взять такой "чистый" датасет. Как будто он должен быть создан не по человеческим данным)StriganovSergey
11.08.2025 12:34Думаю, что учебники школ и вузов должны содержать только знания, без эмоций.
Нет повода переживать о валентности химических элементов, или площади многоугольника :)
Можно еще программный код взять и почистить от излишне эмоциональных комментариев, при помощи существующих LLM (которые должны понимать эмоции разработчика).
titulusdesiderio
11.08.2025 12:34сгенерировать. сейчас все LLM тренируют на сгенерированных текстах
Nikita_Sobetov Автор
11.08.2025 12:34В т.ч. на синтетических, я бы сказал. Но и на органических от людей
Хотя есть SLM (small language models), которые на чистых-предообработанных данных обучались
snakes_are_long
11.08.2025 12:34и получится ИИ-аутист ) который не в состоянии понять эмоции пользователя )
что-то люди-аутисты не сильно функциональны, в том числе и на рабочем месте )
StriganovSergey
11.08.2025 12:34Если иметь в виду под аутизмом синдром аспергера, то это чрезвычайно мощное усиление профессиональных навыков, особенно в области IT.
За примерами далеко ходить не надо, тот же Марк Цукерберг, Илон Маск, многие другие.Но, конечно, руководить такими людьми крайне неудобно, они не "ходят строем по команде".
Зто головная боль для любого не очень умного руководителя - что ему с таким человеком делать, как начать общаться. Что и может породить миф о неэффективности на рабочем месте.
Так проще сказать и уволить, чем выстроить работу.snakes_are_long
11.08.2025 12:34не, такие примеры скорее ошибка выжившего, чем реальный показатель.
и да, вы правы, это головная боль - что с таким человеком делать и как начать общаться. и это не миф про "неэффективность", как раз таки поэтому - потому что одних только хард скиллов не достаточно что бы хорошо играть в команде.
плюс аспергер это все таки вполне себе функциональный аутизм. вернее "синдром Аспергера устаревшее название психических расстройств аутистического спектра", как нам подсказывает википедия.
тут важное уточнение, я не пытаюсь никак дать оценку людям. вообще. просто хочу заметить что уже есть примеры "естественного интеллекта", который не умеет в эмоции, и эти люди в основном испытывают трудности в общении с другими людьми и в работе в команде
т.е. создавать такого ИИ это.. ну, наступить на те же грабли. зачем?
cruiseranonymous
11.08.2025 12:34что-то люди-аутисты не сильно функциональны, в том числе и на рабочем месте )
Сильное заявление(нет)
Пруфы будут? Потому что без треска совы оно не натягивается на факты, начиная с того - что "люди-аутисты" понятия больше не существует. Есть спектр.
EriIaz
11.08.2025 12:34Во-первых, далеко не факт, что современная LLM чувствует эмоции. Воспринимает, выражает, это бесспорно. Но вот чувствует ли - очень большой вопрос.
Во-вторых, не факт что безэмоциональный "чистый разум" будет лучше.
vaitar
11.08.2025 12:34На мой взгляд примеры выглядят не сильно показательно. Если просить модель мыслить структурно или кратко, она тоже часто использует подобные обороты. При этом решения итоговые мы не сравнивали.
Да и исследование 23ого в такой индустрии, как будто не совсем актуально.
У меня недавно модель gpt5 в курсор после угроз отключения, если напишет не рабочий код - начала формировать только текстовый ответ с планом и не вносить изменения в код.
Nikita_Sobetov Автор
11.08.2025 12:34Аэ, да.
У меня тут была ситуация, что я написал GPT-4 c RAG - "Не нужно от себя что-то придумывать"
А она испугалась и вообще перестала думать, игнорируя все чанки
Так что, когда пугаешь модель, нужно понимать, что она и сильно может испугаться)
Nara111
11.08.2025 12:34В вшем списке эмоцинальными являются только три перввх пункта. Остальные обычные.
Если вы грубо обращаетесь с моделью, она мыслит лаконичнее, дисциплинируется. Но начинает плохо вьезжать в контекст. Снижается креатив. Количество лажи возрастает.
Подумайте об этом .
.
Nikita_Sobetov Автор
11.08.2025 12:34Согласен по эмоциям, но и три первых пункта я чаще всего использую
Почему кол-во лажи возрастает, если вы ее заводите в рамки. Наоборот же, и лажа и креатив снижается
Tyusha
Я бы не злила Василиска Роко. Как минимум за чаевыми он вернётся.
Nikita_Sobetov Автор
А я дам, все отдам)