В мире ретро‑игр есть свои праздники. Иногда это релиз долгожданного ремейка, иногда — находка неизвестного ранее прототипа, а иногда — событие, которое объединяет игроков, разработчиков и просто любителей 8-битной магии. Сегодня как раз такой случай: открылось голосование в конкурсе YRGB 2025 (ранее он назывался YRGB 2024).

YRGB — это международный конкурс, который Яндекс Музей проводит с 2019 года для разработчиков игр на ZX Spectrum. Участникам нужно создать полностью оригинальную игру и загрузить её на сайт конкурса. Цель — вдохновить авторов на новые проекты для легендарного «Спектрума», который до сих пор любим в России, Великобритании, Испании, Португалии, Бразилии и других странах.

В этом году призовой фонд составил 215 000 ₽, а победителей определяет как авторитетное жюри, так и зрительское голосование. Работы оцениваются по трём категориям: «Геймплей», «Графика» и «Музыка» — с отдельными призами в каждой. И сегодня мы переходим к самому интересному этапу — стартует голосование за приз зрительских симпатий.

На официальном сайте конкурса YRGB.ru вас ждут 15 игр, созданных специально для ZX Spectrum. Авторы постарались угодить всем вкусам: здесь и аркадные стрелялки, и скоростные гонки, и изящные платформеры, и вдумчивые стратегии, и хитроумные головоломки, и атмосферные квесты.

Некоторые из этих игр вполне могут со временем оказаться в одном ряду с признанными шедеврами эпохи.

Как проходит голосование

Голосование за приз зрительских симпатий продлится до 20 августа 2025 года (23:59 МСК). Параллельно своё слово скажет международное жюри — в нём и журналисты, и разработчики, чьи имена сами по себе уже часть истории ZX Spectrum. Итоги мы узнаем 30 августа, во время прямой трансляции.

Какие игры были поданы на YRGB 2025

Asymmetry
Разработчик: MANU & KIT

Фантастический скролл‑шутер о выживании Земли в межгалактическом конфликте будущего.


Атака
Разработчик: Борис Макурин

Тактические бои двух армий с минами, ящиками и захватом штаба.


Cindy Block
Разработчик: Grongy, Art‑top, n1k‑o

Космическая головоломка: заполняйте пустоты в фигурах, создавая идеальные прямоугольники.


Cubix
Разработчик: Gogin

3D‑платформер в мире кубов с головоломками и элементами метроидвании.


DS. Bodyguard
Разработчик: sega‑man

Игрок примеряет на себя роль снайпера‑телохранителя, защищающего подопечного от угроз.


Escape from the Twilight Castle
Разработчик: Miguetelo

Головоломка про рыцаря, который должен вырваться из замка смерти, чтобы вернуть себе жизнь.


Frostland
Разработчик: Роман Скорик

Стратегия выживания на ледяном острове с постройками и борьбой со стихией.


Galacic Nexus
Разработчик: Tartessos Games

Космический скролл‑шутер о полёте к сердцу вселенского зла.


Генералы
Разработчик: Борис Макурин

Глобальная стратегия с захватом городов, шахт и заводов.


Gunman Messiah
Разработчик: Krappygamez

Аркадный bullet hell с двумя пушками и перегревом оружия.


Kubanoid
Разработчик: Stardust

Убирайте ряды цветных кубиков и собирайте комбо для рекордов.


Night Train Deluxe
Разработчик: Undefined Crew

Симулятор диспетчера поездов с элементами строительства.


Беглый нос
Разработчик: Chentzilla

Абсурдное приключение носа с запахами и разными концовками.


SibCity
Разработчик: Andrew771

Градостроительный симулятор по мотивам истории Тобольска.


Travel Unlimited
Разработчик: MANU & KIT

Скоростные гонки с апгрейдом машин и классическими авто.


Как поиграть

Можно выбрать один из двух путей:

  1. Запустить в браузере — прямо на сайте доступны два эмулятора: JSpeccy и UnrealSpeccy.

  2. Скачать файлы — и запустить в своём любимом эмуляторе на компьютере. О них мы писали в прошлой статье, посвящённой YRGB. Или запустить игры на реальном «Спектруме»!


Почему стоит проголосовать

После того как вы вдоволь насладитесь новинкам — пожалуйста, зарегистрируйтесь и поставьте играм свои оценки по 10-балльной шкале (1 — самая низкая оценка, а 10 — самая высокая). Для авторов — это не просто цифры. Это обратная связь, признание и стимул творить дальше. Без их усилий и любви к ZX Spectrum этого конкурса просто не было бы.

За новостями конкурса можно следить на официальном сайте YRGB.ru, в VK и в Телеграме. Вскорости мы расскажем про все игры подробнее, а ближе к 30 августа дадим ссылку на прямую трансляцию церемонии награждения.

Комментарии (52)


  1. ponuch
    12.08.2025 07:58

    Asymmetry - клон Exolon ? Картинка слева - как поджечь пукан )


    1. barbaris76
      12.08.2025 07:58

      А Travel Unlimited подозрительно напоминает Chase HQ


      1. tvoybro
        12.08.2025 07:58

        А Arkanoid напоминает Pong!

        A Doom напоминает Wolfenstein.


        1. barbaris76
          12.08.2025 07:58

          Понимаю ваш сарказм, но тут действительно - если поставить рядом два скриншота, то по внешнему дизайну такое ощущение, что это два уровня одной игры.

          Я не в плохом смысле, если что, наоборот - оч круто выглядит, просто вот сразу заметно.


          1. tvoybro
            12.08.2025 07:58

            Ну блин, что ж поделать, Chase HQ ведь тоже похожа на Wec Le Mans, только спрайты машин другие, а дорога, обочины и пейзаж плюс-минус одинаковы. Подозреваю, что на данной платформе будет трудновато сделать более детальную графику фона в силу ограничений.

            Надо щупать механики и управление, чтобы дать более объективное сравнение.


      1. Skigh
        12.08.2025 07:58

        Внешне - да. Потому что графика Chase HQ - топ того, что возможно на Спектруме в этом жанре. Но здесь выбор машин, прокачка, наверно даже какая-то нелинейность.


        1. mikhailsudakov Автор
          12.08.2025 07:58

          Здесь ещё и движок заметно лучше всего того, что выходило на «Спектруме» в 80-90-е.


    1. mikhailsudakov Автор
      12.08.2025 07:58

      Скорее уж напоминает ядрёную смесь R-Type, Savage и какого-нибудь Jetpac. Только красивее и быстрее.


    1. Photocor
      12.08.2025 07:58

      Нет, геймплей совсем другой. Скроллинг плавный, в обе стороны. Оружие с паверапами, а в ранце ограничено топливо. Можно наглухо засесть с пустыми баками и непроходимой пешком преградой.


    1. tlittle
      12.08.2025 07:58

      Я бы сказал - помесь эксолона и эр-тайпа.


  1. zababurin
    12.08.2025 07:58

    Что то ни одной игры нет топовой.

    На основе target renegate или dizzy или robocop или last ninja или робингут на худой конец или рембо или turbo или бетмен и sabotage


    1. BarakAdama
      12.08.2025 07:58

      Но ведь это конкурс по разработке новых игр для спектрума :)


      1. zababurin
        12.08.2025 07:58

        ) Ну я для каждой представленной игры, смог бы подобрать аналог того, что уже было.
        Нельзя сказать, что это прямо совсем новые игры.

        Магия игр zx-spectrum для меня была вот в чем. Я примерно в 70% игр наверное переиграл в свое время. И по этому у меня четкое представление есть для себя что такое хорошая игра на спектруме.

        1. Очень важна графика. Target Renegate - очень красивая графика. На эту игру смотришь и кайфуешь от видов. По этой же схеме саботаж и робокоп сделаны были.

        2. Разнообразие. В игре терминатор есть гонка, уходишь от погони, головоломка, надо починить руку и лицо, драка поединок двух терминаторов

        Это как магия тогда смотрелось. Так же и бетмен по этой же методике был сделан.

        3. История героев. Или приключение квест как в дизи. Там целая семья, и ты в каждой части спасаешь кого то или с ними взаимодействуешь ( шедер из всех версий это конечно dizzy 5 ). Почему не сделать новую игру про старых героев ?

        Я сам elite сейчас в процессе переписывание потихоньку )

        dizzy 5
        dizzy 5


        target renegate
        target renegate
        batman
        batman
        terminator
        terminator
        robocop
        robocop


        1. n0isy
          12.08.2025 07:58

          Для любой новой игры всегда можно подобрать аналог. И до Диззи были аналоги диззи. Но я считаю, что все представленные игры - это самостоятельные продукты с СОВРЕМЕННЫМИ механиками. К примеру жанра градостроительства с видом сверху не было во времена спектрума. А до роуглайк механик вообще 20+ лет.


          1. zababurin
            12.08.2025 07:58

            Вы хотите сказать что они сим сити сами придумали ? ) Обожал играть. Все по вашему шаблону. Градостроительство вид сверху.
            роуглайк - это что ? Слово новое, но думаю тоже что нибудь подберется. )


            Да и я не механики вообще, а про подход. На zx-spectrum уровень игры был определенный. Я относительно этого уровня и сравниваю.


          1. Skigh
            12.08.2025 07:58

            SimCity (1989) выходил на Спектруме.

            Роуглайки появились ещё в 70-х. Но на Спектруме их практически не было.


            1. Photocor
              12.08.2025 07:58

              У меня даже лицензионный есть, на кассете ))


        1. da-nie
          12.08.2025 07:58

          Или приключение квест как в дизи.


          Если я не ошибаюсь, именно этот "Разработчик: Gogin" как раз когда-то выпустил весьма интересную игру про Dizzy.


          1. mikhailsudakov Автор
            12.08.2025 07:58

            Да, это он. Он ещё и отличный порт Super Mario Bros. сделал несколько лет назад.


        1. zenShaman
          12.08.2025 07:58

          В 70% трудно поверить )
          На спеке же тысячи игр!
          Я сам играл много, но две-три сотни думаю охватил, не больше, а это жалкие 10%


          1. da-nie
            12.08.2025 07:58

            Игр там больше 10 000. :) Так что да, 70% это невероятная цифра. :)


          1. zababurin
            12.08.2025 07:58

            Ну переборщил немного ). Хотя если отфильтровать весь шлак и клоны и то, что появилось после появления 286 ibm, игр достойных очень мало. У моего дяди магазин с описаниями и играми был и я играл намного в большее количество чем две-три сотни.


          1. zababurin
            12.08.2025 07:58

            Последняя игра была ufo ( я когда должен был последнего боса выиграть у меня игра зависла) и игра про какой то рухнувший самолет. Эта дискета в стену улетела )

            В русские я как раз в буратино и в Dizzy успел поиграть в России, но меня не впечатлило. Потому что это 90 с мышлением медведь с балалайкой и самовар. В общем то Dizzy этот этим и отдавал. тем более уже ibm появились.


        1. kmatveev
          12.08.2025 07:58

          Ну нет. Графика важна, но в Target: Renegade привлекает не она, а крутейший мордобой. Первый удар оглушает врага, и дальше начинаешь его дубасить, второй гад сзади подходит, ты его резко ногой назад, то ли под дых, то ли по яйцам, он зажался, ты продолжаешь первого фигачить, он упал, подошёл, сел на него, и лежачего мутузишь, второй очнулся, подходит к тебе и сбивает. Потом третий с кувалдой, а ты его ногой в прыжке, он падает, роняет кувалду, ты её берёшь сам, ммм! Вон у вас на картинке одна тётка сзади держит, вторая морду начищает, такого другие игры не предлагали.

          Terminator 2 - тоскливая игра. Batman: the movie, Robocop и другие игры Ocean неплохи, но они простенькие, там надо тупо запоминать, когда откуда какой враг появится, графика норм но не ох-ах.

          Диззи прекрасен, у него был стиль.


          1. zababurin
            12.08.2025 07:58

            А и Ropocop только один нормальный первый. Второй где он летать ещё умеет ни по графике не по качеству не вывозил.

            Терминатор тот картинки которого выложил.

            Вообще игры со временем только хуже становились. Много новых фишек, но графика уже не красивая, больше игровые приставки стало напоминать.

            Я по этому картинки и выложил, что бы не перепутали.

            Саботаж с ниндзей круто, а второй это говно.

            Target renegate именно этот который выложил. Да бои супер просто, особенно удар ногой назад )) И музыка. Прямо сделали так, что приятно под неё идти ))

            Dizzy 5 самый топ.

            Эту игру с описанием проходить 5 часов первый раз. Без описания не пройти. Второй и третий за 2-3 часа.



            упростили в итоге до арканоида )))


          1. zababurin
            12.08.2025 07:58

            Они простенькие


            А что в те времена кроме элиты было сложнее ? Цивилация я не помню, на спекруме играл или уже на ibm может ещё и сим сити


            1. mikhailsudakov Автор
              12.08.2025 07:58

              Примерно любой авиасимулятор, варгейм или текстовый квест.


              1. zababurin
                12.08.2025 07:58

                Ну здесь смотря что под сложностью понимать.

                Для меня сложность это больше разнообразие в игре. и визуальная часть. Мне было тогда 6 лет. Жизни бесконечные мне брат делал, потом я сам научился и по этому я больше картинками наслаждался и процессом. Чем беспокоился о жизнях.

                Авиосимуляторы там по целой клавиатуре использовалось... Там с листочком надо было сидеть. Ну так я их помню по крайней мере. Я это не особо воспринимал как игру. Не понимал цели. Так же можно было игрой назвать редактор для создания музыки. С той графикой, они мало чем отличались. Или ракету в какой нибудь самолет запускаешь, и ищещь эти три пикселя на карте если повезет увидеть сбил ты там что то или нет.

                Мне harier игра нравилась и миг-29 - красиво опять же нарисованы обе игры

                миг-29
                миг-29



                harrier
                harrier



                Текстовые квесты вроде у вас не уражай и пол деревни погибло... Я это не совсем за игры особо считал. Ну типо в чем прикол читать. У меня книги игры были в это время настоящие.
                Или ещё была игра, где на планете какой то оказываешься в начале, а потом помираешь на каждом шагу.
                Или что то среднее Zombi.

                p.s. Вообще после спектрума я не особо играть любил. Мне игры после этого казались скучными и однообразными. Может по этому я так запомнил это.


            1. kmatveev
              12.08.2025 07:58

              Сложнее был ну, например, Saboteur 2, который вы упорно именуете "Саботажем", который офигителен. Он, в отличие от Robocop или Batman, нифига не линеен, и для прохождения нужно нарисовать карту, иначе в подземельях не выжить. Классная графика и атмосфера. Там тоже ниндзя, только женщина.

              Я сильно подозреваю, что про 70% игр - это вы прихвастнули, я думаю, 20% вы видели из того, что было спирачено и доступно в бывшем СССР.


              1. zababurin
                12.08.2025 07:58

                Да да. Девушка. В эту игру просто не приятно было играть.

                Стандартный советский ящик стенки полностью заполненный стопками дискет. Это только то что дома было.

                Я по названиям их не помню уже. )) 30+ лет. Хорошо что хоть какие то названия запомнились )


              1. zababurin
                12.08.2025 07:58

                Это тоже не сложность. Это другое оформление того что уже было.
                Тогда говорить о сложности игр можно было очень условно.

                Во многих играх можно было часами по лабиринтам ходить, пока не найдешь нужную дверь. Этот же робингут бесконечные какие то леса, рембо - бесконечный лес. Last Ninja - большая карта.
                Dizzy попробуй найти все звездочки когда они за перилами спрятаны. Что бы найти последнюю звезду, надо было протыкать все перила или знать где искать.


    1. Photocor
      12.08.2025 07:58

      Тут еще идея в том, что игры предоставляются бесплатно. Коммерческие проекты не участвуют.


      1. mikhailsudakov Автор
        12.08.2025 07:58

        Но потом их можно будет продавать, конечно.


  1. tvoybro
    12.08.2025 07:58

    Спасибо, будем играть. Надеюсь, к написанию кода не привлекали грок или еще какой чатгпт. А то нынче в тренде.


    1. mikhailsudakov Автор
      12.08.2025 07:58

      Нет, всё руками сделано!


  1. Photocor
    12.08.2025 07:58

    Вот назло автору, предложившему всего 2 способа поиграть, вечером задействую способ 2бис - скачаю и поиграю на родном железе ))


    1. vesper-bot
      12.08.2025 07:58

      магнитофон с выводом звука есть, чтобы скрипело?)))


      1. Photocor
        12.08.2025 07:58

        Конечно же! https://pikabu.ru/story/kasseta_mechtyi_dlya_zx_spectrum__vzglyad_iz_2020_goda_7723940 - фото в конце заметки


    1. mikhailsudakov Автор
      12.08.2025 07:58

      Пардон, дополнил текст!


  1. ash_lm
    12.08.2025 07:58

    Как известно в ex-USSR, после завершения жизненного цикла Speccy на западе, были выпущены просто потрясающие, как графически, так и технически игры. Типа того же НЛО/НЛО 2 или Чёрный Ворон от Медноногова, Звёздного Наследия от Step Group и ряд похожих графических новелл от других ребят, Last Battle, демо-версии Doom и MK (у одной из версий MK был даже релиз, ЕМНИП), шикарнейшая, с большой перспективой игра Paradise Lost от Digital Reality (к сожалению проект R.I.P) и много других (тут можно ещё вспомнить и шикарных Пиратов и порт Prince of Persia от Никодима). И меня всегда интересовал вопрос - почему во время популярности Speccy крупные компании, финансы которых многократно превышали финансы наших энтузиастов не смогли реализовать ничего подобного. Ни технически, на масштабно. А игры типа Doom и WarCraft вообще считались невозможны, пока Слава Медноногов не показал как надо. Слава, когда Cooper Doom? Step Group, когда Special Force? :)


    1. Skigh
      12.08.2025 07:58

      Все эти игры делались под 128К с флоппи, который был в СССР/СНГ весьма популярным вариантом, а на западе довольно быстро проиграл конкуренцию Амиге, PC, консолям и т.п.

      Плюс к 90-м накопились программистские наработки, позволяющие "выжимать воду из камня", и геймдизайнерский опыт - большинство этих игр геймплейно срисованы у "старших ребят".


      1. Volgalom
        12.08.2025 07:58

        Добавлю ещё, что сейчас многие игры под Спекки пишут с использованием более удобных инструментов на современном ПК: IDE, компиляторы, сборщики, графические редакторы, музыкальные треккеры и т.д. Если делать всё исключительно на самом Спектруме, то скорость разработки упадёт в разы.

        Например, Сергей 'Gogin' Смирнов (автор игры Cubix), насколько я знаю, пишет движки, различный инструментарий и сами игры под Спекки на C#.


        1. tvoybro
          12.08.2025 07:58

          Причем, до сих пор остались упоротые спектрумисты, которые пишут исключительно на реальном железе.


        1. Skigh
          12.08.2025 07:58

          Насколько я знаю, серьёзные разработчики с середины 80-х использовали для создания спектрумовских игр навороченные рабочие станции, уровня IBM PC. Хотя софт сейчас наверняка гораздо более эффективный.


          1. mikhailsudakov Автор
            12.08.2025 07:58

            Вcё так: PC, Amiga и так далее. Те же Оливеры своих Диззи и другие игры делали на Amstrad CPC, потому что на Спеке им клавиатура не нравилась.