Добрый день, друзья! Меня зовут Денис Ульянов, и вот уже 6 лет я являюсь руководителем команды разработки. Сегодня я хочу рассказать про путь, который прошёл от разработчика к руководителю. Здесь будут ошибки, которые я совершил, очевидные вещи, которые упорно игнорировал, и просто мысли, к которым пришёл. Наливайте чай и усаживайтесь поудобнее.

Когда я начинал карьеру руководителя команды разработки, думал, что самая сложная часть работы будет связана с управлением проектами, сроками, отчетами и задачами в Jira. Мне казалось, что главное — правильно оценивать задачи, поставить её на исполнителя, составить диаграмму Ганта и ждать выполнения. Но на практике всё оказалось иначе.

Код детерминирован, люди — нет

У кода и инструментов обычно есть документация. Их поведение предсказуемо и детерминировано: если возникла проблема X, ты можешь применить решение Y, и оно почти всегда сработает.

С людьми всё иначе. Люди не имеют четкой документации и универсальных инструкций. Даже в абсолютно одинаковых ситуациях два человека поведут себя по-разному. У каждого своя индивидуальность, эмоции и личные «тараканы». Нет универсального рецепта: «если сотрудник сделал X, сделай Y, и всё наладится». В реальности люди не детерминированы, и никакие правила и советы не гарантируют результата. С этим надо смириться и учитывать в своей работе.

Эмоции всегда в центре внимания

Эмоции сотрудников влияют на работу гораздо сильнее, чем я предполагал:

  • Два разработчика отлично поладили друг с другом и подружились. Общение перетекло на нерабочие темы. А через некоторое время не сошлись в одном вопросе и поссорились из-за пустяка. Небольшое разногласие начало портить рабочие коммуникации. Мне пришлось примерить роль воспитателя в детском саду и мирить их. 

  • В какой-то момент времени я заметил, что один сотрудник приходил в офис очень рано и уходил поздно. Вроде можно порадоваться за трудягу, но его эффективность была низкой. Спустя пару недель я узнал о его проблемах в семьей из-за ребенка. Как итог — невозможность отдохнуть дома и самобичевание за плохую работу вылилось головную боль уже у меня.

Мы устроены так, что критика нашей работы, даже конструктивная, воспринимается как личное оскорбление, несмотря на объективность замечаний (например, когда сотрудник «роняет» production-сервер). И хоть можно услышать разные советы как давать негативную обратную связь, мы всегда получаем сотрудника с плохим настроением в конце.

Иногда проблемы возникают с принятием помощи. Некоторые считают себя самыми умными и отказываются от любой помощи, а другие наоборот, боятся попросить помощи, чтобы не выглядеть глупыми.

В таких ситуациях важно проявлять эмпатию и не критиковать человека публично. Лучше всего проговаривать проблемы наедине, здесь полезна практика one-to-one и всегда начинать с положительных моментов, чтобы сотрудник почувствовал поддержку и не воспринимал разговор как личную атаку, хоть это помогает далеко не всегда.

Коммуникация болезненна, но необходима

С людьми нельзя поступать как с компьютером: поставить задачу и уйти. Я понял, что каждый человек понимает задачи по-своему. Для кого-то «задача сделана» — это просто написанный код, который ещё не прошёл review и не протестирован. Для меня же это значит «протестировано и отправлено в продакшен».

Всё это требует постоянного уточнения и чёткой коммуникации. Нужно детально проговаривать даже очевидные вещи, чтобы убедиться в общем понимании.

Главный вывод: руководитель — это про людей

Со временем я осознал, что главная обязанность руководителя — это не задачи и отчёты, а именно работа с людьми. Задача лидера — собрать людей в команду, создать атмосферу доверия и поддерживать её.

Необходимо:

  • быть терпеливым и спокойно объяснять свои ожидания;

  • внимательно относиться к словам, чтобы случайно не задеть коллегу;

  • регулярно общаться, чтобы замечать конфликты, тревогу или сомнения, пока они не стали серьёзной проблемой.

Например, одна из типичных проблем IT-команд — выгорание. Оно не случается внезапно, и внимательный руководитель заметит его признаки заранее и успеет принять меры до того, как ситуация станет критической.

Советы начинающим руководителям

Если бы я мог дать советы себе в начале карьеры руководителя, они были бы такими:

  • Ваша главная работа — это люди, а не отчёты и графики.

  • Проговаривайте даже очевидные вещи. Лучше перестараться с объяснениями, чем получить сюрпризы.

  • Терпение и внимание к эмоциям сотрудников окупаются сторицей.

  • Заслужить доверие людей сложно, но если получится — вам всем станет проще работать.

Помните: кодом управлять легко. Людьми — сложно. Но именно в этом и заключается настоящее искусство руководителя. 

И не бойтесь ошибаться, ведь именно на ошибках вы найдёте свой стиль управления и сформируете себя как руководителя.

Это была первая часть цикла моих статей про путь руководителя. Делитесь мнением в комментариях и следите за блогом — скоро выпустим следующую часть.


Разборы, новости, экспертиза наших разработчиков и вакансии — в телеграм-канале, подписывайтесь!

Комментарии (7)


  1. graphican
    19.08.2025 16:11

    Сложнее - это какая метрика?

    «Доктором быть сложнее, чем программистом»


  1. pae174
    19.08.2025 16:11

    Почему управлять людьми сложнее, чем писать код

    Компьютеры ненадежны, но люди еще ненадежнее (C) Сборник законов Мерфи


    1. slvABTOP Автор
      19.08.2025 16:11

      Удалось уместить всю статью в одну строчку. Даже слегка обидно


  1. johnsqurrel
    19.08.2025 16:11

    Код детерминирован, люди — нет
    Эмоции всегда в центре внимания
    Коммуникация болезненна, но необходима

    все три тезиса - мимо.

    предлагаю их заменить на один тезис, но глобальный:

    • Люди это субъекты, они имеют свои интересы.

    и дальше развивать. например в экономический детерминизм:

    • в чем главный интерес работника по найму (оклад/повремянка/оклад+KPI/ ...) ?

    • а в чем главный интерес их нанимателя (оклад+бонус/% от продаж/% от прибыли/...) ?

    • нет ли здесь какого противоречия ?

    Главный вывод: руководитель — это про людей

    очень неожиданный вывод.


  1. avraam-inside
    19.08.2025 16:11

    У кода и инструментов обычно есть документация
    Их поведение предсказуемо и детерминировано

    Соболезную вашим подчиненным.


  1. winkyBrain
    19.08.2025 16:11

    Почему управлять людьми сложнее, чем писать код

    Потому что вы руководитель ваша работа вам разумеется кажется сложнее. Ещё ни одного поста не видел от кого бы то ни было по должности, кто бы написал "работа моя - не бей лежачего, вот остальные вокруг впахивают, даже стыдно как-то". Не, каждый себя в грудь пяткой бьёт, что вот он-то пашет, ему сложно, особенно на фоне других) это стало так базово, что уже скучно. Просто очередной рук прибежал рассказывать о своей важности, ничего нового


    1. RulenBagdasis
      19.08.2025 16:11

      -- сколько времени нужно, чтобы сделать эту задачу?
      -- это зависит от того, кому её поручат, мне или соседу

      классика ))