Мы — команда «Дизайн и клиентский сервис» в ИТ-команде «Северстали» – задались целью провести анализ трендов и тенденций в дизайне интерфейсов и мире и приземлить это на реалии UX/UI, с которыми работаем. Тема большая и сложная, поэтому:

1. Начнём с того, что такое тренды и как они появляются.

2. Разберём жизненный цикл тренда.

3. Изучим виды трендов.

4. Завершим разбором потребителей трендов и намекнём на наше ещё более глобальное исследование :-)

Введение: что такое тренд? Всё начинается с импульса…

Тренд — это устойчивое направление изменений в обществе, технологиях или культуре. Он возникает, когда три ключевых фактора — внимание, деньги и люди — фокусируются в одной точке. Так и получается сильный тренд. Он же позднее и попадает на полки магазинов и в нашу ленту в Пинтерест.

Рисунок 2

Всё начинается с импульса, будь то новая технология, смелый дизайн-эксперимент, событие природного характера или что-то иное. К событию приковывается внимание, а далее люди уже не просто наблюдают, а переходят к активным действиям: обсуждают, подражают, применяют, делятся с друзьями и т. д. А там, где внимание и люди, появляются деньги. 

Пример: 

  1. Импульс: пандемия COVID-19.

  2. Внимание: все как никогда следят за новостями.

  3. Люди: передвижение ограничено из-за карантина, а отдых, работа и учёба переходят в онлайн. Старшее поколение тоже вынуждено адаптироваться под новые условия и начинает больше вникать в возможности своего смартфона.

  4.  Деньги: бизнес адаптируется к новым условиям. Растут сферы онлайн-образования, е-коммерс, телемедицины и т. д. Даже гос. институты переводят сервисы в онлайн.

Как итог, мы получили массу трендов в UX, начиная с увеличения скорости загрузки, заканчивая обязательными требованиями инклюзивности. Если раньше для слабовидящих адаптировали только сайты гос. учреждений, то теперь это норма для любого ИТ-продукта.

Почему важно понимать, как работают тренды?

Тренды влияют на продукты, контент и даже карьерные стратегии. Но чтобы их использовать, нужно понимать, как они работают.  

Жизненный цикл трендов

Тренды живут по законам драмы: рождаются в муках, достигают пика славы, а потом либо умирают, либо перерождаются во что-то новое:

  1. Эксперимент: тренд зарождается в узкой профессиональной/креативной среде. Сара Хамуд создаёт первую экспериментальную плитку необычного шоколада. Элитарность — максимальная. Доступно только в кондитерской, подаётся лично создателем с историей о редких ингредиентах. Последователи — узкий круг гурманов, фуд-блогеров и обеспеченных клиентов, которые хвастаются шоколадом как эксклюзивом.

  2. Тренд: явление набирает популярность среди ранних последователей. Шоколад начинает появляться в люксовых отелях Дубая, его обсуждают в социальной сети, а инфлюенсеры делают видео в жанре «распакуй». Элитарность ещё высокая, но уже не эксклюзив — можно купить в нескольких местах. Последователи — модные рестораторы, бьюти-блогеры, местные знаменитости.

  3. Штамп. Тренд достигает пика массовости (приобретает «общепринятый статус»). Шоколад массово копируют, и теперь можно купить аналог за 200 рублей в ближайшей «Пятёрочке» или заказать дубайский шоколадный кофе на вынос. Элитарность нулевая, это уже мейнстрим. Последователи — все, кто хочет выглядеть «в теме».

  4. Консерватизм. Тренд становится «общепринятой нормой» и воспринимается как устаревший шаблон. Шоколад Хамуд теперь воспринимается как «банальный сувенир из Дубая»: его покупают только туристы, которые дарят его коллегам на работе.

Рисунок 3

Сейчас тренд делает всё, чтобы оставаться на плаву, например, пробует коллаб с лабубу: обычный дубайский шоколад, но с имитированными волосами завирусившейся игрушки. И именно так работает вечный двигатель трендов: не хочешь умереть – найди своего лабубу и приделай ему волосы из шоколада.

Так почему же одни тренды взлетают, а другие проваливаются? Сами по себе тренды в вакууме не имеют смысла, без аудитории оно бы просто не работало. Нет механизма тиражирования. Например, NFT-искусство осталось нишевым из-за высокого порога входа и ряда других причин. 

Этот механизм ещё в 1962 году объяснил американский социолог Эверетт Роджерс. Всё дело в том, как разные группы людей воспринимают новое. Он разделил общество на пять типов:

  • инноваторы — те самые безумцы, которые придумали NFT;

  • ранние последователи — вовремя купили NFT;

  • раннее большинство — начали спрашивать, «Что такое NFT?»;

  • позднее большинство — до сих пор не поняли;

  • и отстающие — всё ещё считают, что смартфоны — это временно.

Если ваш продукт зацепил только инноваторов — это ещё не успех. Настоящий прорыв происходит, когда идея преодолевает «пропасть» и доходит до раннего большинства. Именно поэтому крутые интерфейсы сначала кажутся странными, а потом — очевидными.

Рисунок 4

В прогнозе на 2026 Агентство WGSN выделяет четыре группы покупателей, уже несколько другого типа, связывая с их жизненными ценностями:

  1. Искатели —  группа людей, испытывающая выгорание, стремится к более простому образу жизни. Люди переосмысливают понятия сообщества, заботы и самореализации, возвращаясь в сельские районы, выбирают семью вместо работы.

  2. Автономисты — потребители живут в соответствии со своими собственными правилами и ценностями, находя цель в противостоянии социальным нормам.

  3. Беспристрастные — среди кризиса дезинформации эти рассудительные потребители ищут фактическую информацию и прозрачность, отдавая предпочтение честным сообщениям и упрощённым покупкам.

  4. Синергисты — любознательные потребители, которые стремятся улучшить наш быстро меняющийся мир, выступая за культурные контрпотоки и симбиоз человека и технологий, как в онлайн-, так и в офлайн-среде.

Виды трендов

Тренды сегментируются по длительности и источнику возникновения.  

Примеры коротких и длинных трендов: 

  • макротренды (5–10 лет): экология, автоматизация, рост продолжительности жизни;

  • микротренды (1–2 года): вирусные визуальные стили (скевоморфизм в дизайне интерфейсов);

  • хайп и инфоповоды (несколько недель или месяцев): лабубу, инфоповоды вроде челленджей в социальной сети.

    Глобальные тренды не возникают сами по себе – они рождаются на полюсах мощных сил: технологий, культуры и природных катаклизмов явлений.

Рисунок 6

Любой тренд, неважно по каким причинам возникший: на природных катастрофах или, наоборот, из самых светлых и чистых побуждений, будет в конце концов распродан на рынке. В точности как у Ф. Бегбедера: «Всё покупается: любовь, искусство, планета Земля, вы, я… Особенно я». 

Но не всё так грустно: есть генераторы трендов, которые не зависят от рынка. Это некоммерческие драйверы, такие как силы природы, чистое искусство, научный и технический прогресс. Именно здесь, на полюсах, где деньги не главный мотиватор, появляются самые устойчивые тенденции. 

Примеры: 

  • технологии: проникновение в массы AR/VR, генеративного искусственного интеллекта, переход к индустрии 5.0 создают тренды на новые пользовательские привычки и меняют подходы к разработке интерфейсов;

  • культура: современное искусство, метамодерн и новая этика добавляют интерфейсам инклюзивности и эмоций;

  • природа: климатические изменения порождают тренд на устойчивое развитие и завершение эпохи массового потребления. Теперь для интерфейсов минимализм = экологичность.  

Рисунок 7

Кто принимает тренды?

Люди по-разному воспринимают новое. Выделяют четыре группы потребителей по их отношению к трендам: 

  • визионеры и инноваторы — двигают тренды, но их идеи не всегда находят отклик;

  • экспериментаторы — тестируют тренды на практике;

  • умеренные — осторожны, ждут подтверждения устойчивости тренда;

  • консерваторы — предпочитают традиции.

Рисунок 8

Как это работает в визуалах приложений 

Давайте посмотрим на примере сервисов для создания собственных баз знаний. Здесь сегментация по аудиториям условная. Часто по визуальному представлению и логике взаимодействия разные группы пользователей предпочитают разные приложения, но с похожей функциональностью. Если инноваторы больше предпочитают эксперименты с визуалом и взаимодействием, то консерваторы могут смотреть на такие решения с опасением.
Ниже мы сравнили четыре приложения с однотипной функциональностью, но направленные на разные группы пользователей.

Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12

Вывод

Тренды — не просто «мода», а индикатор изменений. Мы провели анализ и выяснили, что такое тренд, каковы виды трендов, их развитие, создателей и потребителей.

Тренды — это инструмент, который помогает оставаться актуальным. Но их внедрение требует понимания аудитории и стратегии. Экспериментируйте, но помните: важно не только то, что вы делаете, но и для кого.

Что дальше? 

В следующих статьях мы разберём большие тренды в сфере культуры и общества, чем новая этика отличается от новой искренности, и разберёмся, что такое интерфейсы в метамодерне. Пристегнитесь, будет интересно. 

Рисунок 13

 Работали над статьей: Кулькова Юлия, Карло Юлия, Польшина Виктория (команда «Дизайн и клиентский сервис» в компании «Северсталь-инфоком»).

Комментарии (0)