
Технический писатель — своего рода проводник между разработчиками и пользователями. Мы берем техзадания, обрывочные комментарии, макеты, проходим процессы в продукте и создаем понятные инструкции. Часто на стадии подготовки возникают вопросы: «Где искать информацию — и какую?»
В некоторых командах проблема решается с помощью продактов, тимлида и автоматизации распределения задач. Однако так бывает далеко не всегда, и ответы могут найтись не сразу, особенно при высокой загруженности и в хаосе задач. Неожиданно, простая подсказка пришла из мира аниме: в сериале Mononoke (не путать с Принцессой Мононоке) персонаж по имени Аптекарь изгоняет злых духов, используя метод: «форма, суть, причина». Если не смотрели — не беда, в первую очередь мы говорим о структурированном подходе к поиску информации.
Меня зовут Александр Панов, я занимаюсь разработкой документации в Test IT и расскажу, как подход из аниме помогает структурировать работу и создавать понятные доки. Мы обсудим методологические аспекты и рассмотрим практический пример. В конце статьи вы найдете небольшой чеклист, где все данные сведены в таблицу.
3 аспекта проблемы
Немного об источнике. В сериале Mononoke Аптекарь — загадочный странник, который изгоняет злобных духов (мононоке), но только после того, как поймет их природу. Для этого он должен узнать о духе три вещи:
Форма: как дух проявляется, его внешнее воплощение
Суть: что дух делает, его поведение или механика
Причина: почему дух существует, корень его появления, обычно связанный с человеческой болью или ошибками
Без всех трех элементов завершить задачу невозможно. Этот подход неплохо ложится на работу техписа: без понимания формы, сути и причины фичи или продукта мы не можем написать полезную документацию.
Метод Mononoke в технической документации
Метод выглядит широким и применимым к множеству специальностей и задач. Разберем, как применить его в нашей профессии. Технические писатели могут иметь разную специализацию, применять различные подходы и методики. Например, я готовлю пользовательские инструкции к платформе для тестирования ПО, руководствуясь подходом topic-based authoring.
В задачи входит написание материалов следующих типов:
Task topic — описание процесса, подготовка инструкций. Это самый распространенный тип статей.
Concept topic — концептуальная статья, описывающая поведение, назначение, принципы и т.д
Reference topic — справочные материалы (например, список вебхуков и их переменных)
Release notes — справка о новой / устаревшей функциональности и устраненных дефектах
Что искать и о чем писать в документации? В контексте работы техписа, информацию, которую искал герой из Mononoke можно интерпретировать так:
Форма — визуальная часть, например UI
Суть — процесс, поведение системы, или концепция
Причина — назначение или ценность фичи или продукта. С формулировки причины начинается разработка фичи.
1. Форма — визуальная часть, UI
Форма — это то, с чем пользователь взаимодействует: кнопки, поля ввода, меню, экраны. В системе это чаще всего элементы UI, которые задают точку входа для пользователя. Это также может быть конфигурационный файл, тело API-запроса, команда или аппаратное “железо“. В документации форма отражается в скриншотах (рисунках, чертежах, диаграммах) и четких указаниях на элементы интерфейса (или, к примеру, кодблоках).

Как применять
Идея в том, чтобы точно и кратко указать пользователю, куда смотреть и что нажимать. Выбор решения зависит от специфики задач и профессиональных предпочтений: одним достаточно простого скрина со стрелкой, другие предпочитают .gif-файлы или встроенные обучающие видео. Для некоторых задач целесообразно использовать песочницу с кодом или API.
Например, если пиктографика в UI неочевидна, мы выделяем ее на скрине (здесь показан интерфейс запуска автотестов в Test IT).

2. Суть — взаимодействие с системой
Суть — это то, что происходит, когда пользователь взаимодействует с UI. Это процесс, механика, стоящая за функцией. С точки зрения разработчика это поведение системы, а для пользователей это скорее процедура, которую надо пройти, чтобы достичь цели. Без этого пользователь не поймет, как работает система. В терминах подхода topic-based суть отражается в структурированном описании процессов (task topic), концепций (concept topic) или справочных материалах (reference topic).

Где найти
В нашей компании обязательная практика — самостоятельно пройти все шаги процесса на тестовом стенде для полного понимания и подготовки скринов. На этом этапе технический писатель чем-то напоминает американского писателя Сидни Шелдона, который сказал однажды: «Если у меня в книге описано индонезийское блюдо, это значит, что я ел его сам».
Суть также скрывается во внутренней документации: системных требованиях, технических заданиях, тасках, и конечно, в головах разработчиков и продактов. А еще тестировщиков, дизайнеров, DevOps, специалистов технической поддержки и многих других. Но документация может обновляться нерегулярно, а члены команды могут понимать свои задачи по-разному.
Как применять
Проверяйте фичи сами, если возможно. Протестируйте UI, чтобы убедиться, что описываете реальное поведение, как Аптекарь наблюдает за действиями мононоке.
Изучите внутреннюю документацию. Возможно, она уже содержит прямые ответы на ваши вопросы.
Задавайте разработчикам вопрос: «Что делает эта функция (ее часть)?». Например: «При выборе даты в “Фильтр по дате” система обновляет таблицу, показывая данные за указанный период».
Разбивайте сложные процессы на шаги.
3. Причина — назначение или ценность
Причина — это то, зачем нужна функция, какую проблему она решает. Без этого пользователь порой не понимает, почему она может быть полезна. В документации, согласно подходу topic-based authoring, причина указывается в описательной части статьи (topic description), содержащей назначение или ценность фичи или продукта.

Где найти
В отличие от предыдущих аспектов причина не всегда кроется в самом продукте. Как правило, она возникает из развития продукта/индустрии и запросов пользователей. Поэтому искать ее можно прежде всего во внутренней документации (сторях, теханализе, системных требованиях), а также в интервью с продактами и разработчиками. Если назначение или ценность продукта очевидны для вашей аудитории, описание не обязательно включать в документацию: достаточно самим понимать, для чего нужна функциональность.
Как применять
Задавайте вопрос: «Какую проблему решает эта фича? Для кого она?». Например: «Фильтр по дате нужен, чтобы быстро найти данные для отчета».
Копайте глубже, если ценность неясна. Если разработчик говорит «это просто фильтр/дровер», спросите у продакта: «Как это помогает пользователю?»
-
При необходимости добавляйте в доку контекст: короткий описательный абзац.
Пример из инструкции Test IT по созданию тестов с помощью ИИ-модели:

Пример использования метода
В качестве примера возьмем простую функцию — поиск в приложении. Используя метод Mononoke, структура будет такой:
Форма: Элементы интерфейса для описания — кнопка Фильтр в правой верхней части окна, вызывающая окно с полями для ввода и кнопками Применить, Сохранить и Закрыть.

Суть: Действия пользователя и ответное поведение системы — пользователь нажатием кнопки вызывает окно фильтр, вводит запрос в необходимые поля, нажимает Применить, и система показывает результаты по заданным критериям. Опционально он может сохранить запрос нажатием кнопки Сохранить.
Причина: Назначение фунциональности — поиск помогает быстро найти нужный объект, экономя время.
Поняв эти аспекты, можно переходить к описанию с использованием ваших подходов и методик.
Чек-лист
Для краткости сведем описание в таблицу. Список источников не исчерпывающий, иногда ответы находятся в самых неожиданных местах.
Информация |
Проявление в продукте |
Отражение в документации |
Где найти |
Как применять |
Форма |
Визуальная часть, элементы интерфейса. Всё, что видит пользователь |
Текстовое указание на элементы интерфейса, Скриншоты, gif-файлы, встроенные видео, песочница для API или кода |
Тестовые и прод-окружения Макеты Внутренняя документация Интервью с дизайнерами Настроенные фильтры в таск-трекере |
Четко указывать элементы интерфейса Подкреплять инфографикой или видео |
Суть |
Взаимодействие пользователя c системой |
Пошаговое описание процесса (для task topic) Описание концепции или поведения системы (task topic) Указание необходимых данных в справочных материалах (reference topic) |
Тестовые и прод-окружения Внутренняя документация Интервью с разработчиками, тестировщиками |
Структурированно описывать процессы Точно и кратко раскрывать концепции Представлять справочные материалы в удобной форме |
Причина |
Не всегда отображается, так как может быть очевидной или связанной с другими частями |
Описательная часть статей: назначение/ценность фичи или продукта |
Внутренняя документация Интервью с менеджерами по продукту, маркетологами, разработчиками |
Кратко и точно объяснять назначение или преимущества фичи или продукта в описательной части (при необходимости) |
Преимущества
Четкость. Метод разбивает задачу на три понятные части, спасая от потенциального хаоса.
Универсальность. Подходит для любой фичи — от кнопки до сложной аналитической системы.
Эмпатия к пользователю. Понимание «причины» заставляет думать о потребностях пользователя, а не только о функциональности и коде.
Эффективность. Чек-лист «Форма, суть, причина» помогает не упустить важное и экономит время.
Как внедрить
Метод можно формализовать в проекте, например в виде дополнения к внутренним гайдам или сохранить на уровне когнитивной практики, помогающей убедиться, что основные аспекты не оставлены без внимания.
Создайте шаблон. Для каждой фичи продумайте три раздела: форма (UI), суть (процесс), причина (ценность).
Задавайте вопросы. При постановке задачи уточняйте: «Что это за элемент? Как он работает? Зачем нужен?». Общаться с людьми приходится немало, необходимо заранее формулировать вопросы точно, чтобы понять суть и не тратить время команды.
Проверяйте доку. Перед релизом убедитесь, что все три элемента есть. Описательная часть в инструкции может быть факультативной, но должна быть понятна.
Обучайте команду. Если работаете с другими техписами, поделитесь формулой и обсудите, как ее лучше применить в этой или других задачах (например, при подготовке сценариев для обучающих видео).
Заключение
Метод из Mononoke — мой способ справиться с неопределённостью в работе технического писателя. Он помогает видеть UI (форма), понимать процессы (суть) и находить назначение (причина), делая документацию понятной и полезной. Попробуйте применить её в своём проекте — и, возможно, вы почувствуете себя героем, изгоняющим хаос из мира IT. А если вы не технический писатель и не собираетесь им становиться — уверен, методу Mononoke найдётся применение и в вашей сфере.
Спасибо за внимание!