В мире психологии и мотивации свои «городские легенды» — эксперименты, выводы которых кочуют из книги в книгу, обрастая вдохновляющими историями. Один из них — опыт американского психофизиолога Курта Рихтера, проведенный в 1957 году и известный как эксперимент «Надежда». Его традиционная трактовка стала гимном силе человеческого духа: якобы вера в спасение способна творить чудеса. Но что, если копнуть глубже? Мой анализ привел меня к выводам, которые скорее ужасают, чем вдохновляют.

? Суть классического эксперимента

Рихтер помещал крыс в высокие стеклянные цилиндры с водой, из которых нельзя было выбраться. Эксперимент состоял из двух частей:

  • Группа А (Без надежды): Крыс помещали в воду. Они плавали в среднем 15 минут, после чего тонули.

  • Группа Б (С надеждой): Других крыс в момент, когда они начинали тонуть, их вынимали, давали отдохнуть, а затем снова помещали в воду. Эти крысы демонстрировали невероятную выносливость, плавая в среднем 60 часов, а одна из крыс продержалась 81 час.

15 минут против 60 часов. Это не просто больше. Это разница в 240 раз. Одна крыса плавает четверть часа, а другая — двое с половиной суток, и это звучит абсурдно с точки зрения простого психологического объяснения. Если бы разница была, скажем, в 2 раза (30 минут против 60), то «надежда» могла бы иметь смысл. Но 15 минут против 60 часов? Это не «немного больше выносливости», это увеличение на 24 000% и должно объясняться принципиально разными состояниями организма. Такое несоответствие и заставило меня попробовать глубже разобраться в возможных причинах и постараться найти более достоверную гипотезу и объяснение происходящего.

? Традиционная интерпретация: гимн надежде

Классический вывод звучит красиво и по-человечески: психологическое состояние напрямую влияет на физиологию. Отсутствие надежды на спасение заставляет мозг «сдаться» и выключить тело. И наоборот — стоит дать надежду (спасти и показать, что спасение возможно), как организм мобилизует все ресурсы для выживания. Этот эксперимент часто приводят как доказательство силы позитивного мышления и веры.

Но что, если Рихтер и его последователи совершили фундаментальную ошибку, антропоморфизируя животных и не учтя базовые нейробиологические механизмы?

? Критика: взгляд через призму биологии

Моя интерпретация основана на двух ключевых биологических концепциях, которые полностью переворачивают традиционный нарратив - танатоз и габитуация.

? Гипотеза 1: Крысы тонут не от «безнадежности», а от танатоза

У многих животных, существует врожденная защитная реакция на сильный стресс "Симуляция смерти" — танатоз (или тоническая иммобилизация). Это не психологическая капитуляция, а нейробиологическая программа выживания, запускаемая в стволе мозга (вентральными ядрами ретикулярной формации, периакведуктальным серым веществом) и модулируемая лимбической системой (миндалина, гипоталамус). Ведущий компонент - иммобилизация (обездвиживание) как защитная стратегия. Физиологические изменения (замедление дыхания, брадикардия) - сопутствующие элементы этой программы.

Танатоз возникает так же у крыс и мышей. Важно отметить, что он не контролируется высшей нервной деятельностью. Это в первую очередь рефлекторная, стресс-индуцированная реакция, контролируемая низшими отделами нервной системы (ствол мозга, спинной мозг) и гормонами. Хотя высшая нервная система (кора, лимбическая система) участвует в оценке угрозы и у некоторых видов может модулировать длительность или вероятность реакции на основе опыта, но само состояние является непроизвольным и не может быть сознательно и произвольно "включено" или "выключено" животным по своему усмотрению в момент непосредственной угрозы.

Может показаться, что танатоз полностью противоречит инстинкту самосохранения, но на самом деле это увеличивающий выживаемость в естественных условиях.

Логика танатоза в природе:

  • Имитация мертвой добычи: хищники инстинктивно ослабляют хватку или теряют интерес к добыче, которая перестает двигаться и выглядит мертвой. Это дает жертве шанс на побег, если хищник ненадолго отвлечется или ослабит хватку.

  • Прекращение борьбы: Прекращение движений и борьбы уменьшает вероятность нанесения жертве дополнительных травм (разрывы, переломы) во время захвата и транспортировки.

  • Энергосбережение: коллапс (падение давления, замедление пульса) резко снижает потребление кислорода и энергии. Если хищник не убивает жертву сразу (например, относит в логово или припасает), у "притворившейся мертвой" жертвы будет больше ресурсов для потенциального побега позже.

Помимо непосредственной встречи с хищником танатоз может произойти и в момент сильного стресса, испуга, незнакомой обстановки. Это вскрывает саму суть и проблему эксперимента.

Что происходит в эксперименте Рихтера?
Крыса не "сдавалась" и не "решала утонуть". То, что она тонет, — это фактор, обусловленный средой. Ее нервная система в ответ на сильный стресс активирует защитный рефлекс в ответ на невыносимый, неконтролируемый стресс и ощущение неминуемой гибели. Это физиологический паралич, а не психологическая капитуляция. Это была именно потеря сознания из-за стресса как защитный механизм, потеря надежды тут не при чем.

В реальном мире танатоз, возможно, как раз бы спас жизнь крысе — хищник её бы не заметил. И он наступает довольно вовремя — на пике. В танатозе нет смысла через 60 часов, когда хищник давно бы съел, переварил и испражнился крысой. Сам танатоз — это не капитуляция крысы, а единственно возможная стратегия выживания, отработанная эволюцией за миллионы лет. Он наступает тогда, когда он должен наступать.

Автор эксперимента поставил его именно так, что при наступлении танатоза крыса гибнет. Это не отражение, что крыса сдается, это отражение больной фантазии экспериментатора и некомпетентности. Крысу поместили в полностью неестественную для неё среду и стрессовую ситуацию невозможную в реальном мире.

Рихтер столкнулся с кажется необъяснимым фактом - дикие крысы, свирепые и сильные, тонули быстрее домашних и он не мог ответить почему такое происходит. Но принимая во внимание гипотезу танатоза ответ очевиден - именно для диких крыс обстановка была максимально стрессовой и танатоз наступал быстрее. И как раз это объясняет то, что не мог понять Рихтер.

Проблема крысы только в том, что она не знает, как реагировать на незнакомую среду и опасность, она оперирует механизмами заложенными в неё эволюцией. В естественной среде этот механизм спасает, а убивает он только в искусственных условиях эксперимента спроектированного Рихтером.

Вывод: крысы Группы А гибнут не из-за отсутствия надежды, а из-за срабатывания рефлекса, который в естественных условиях должен был бы их спасти. Экспериментатор создал условия, где спасительный механизм стал смертельным.

? Гипотеза 2: «Надежда» — это выученная беспомощность и габитуация

А что же группа Б? Крысы группы Б, которых вынимали, успокаивали и снова опускали, держались 60 и более часов после этого. Но это явление нужно рассматривать не через антропоморфный термин "надежда", а через поведенческую биологию.

Габитуация (привыкание): Повторяющееся воздействие стрессора (воды) без немедленного смертельного исхода приводит к снижению силы реакции на него. Это обучение реакции на раздражитель — воду. Реакция становится не такой сильной - меньше гормонов стресса выбрасывается, меньше активность зон отвечающих за стресс в мозге. И это приводило к отключению срабатывания танатоза.

Что происходит на самом деле?

  1. Снижается стресс: поскольку пиковый стресс не достигает критической отметки, танатоз не запускается.

  2. Формируется пассивная стратегия: крыса усваивает, что ее спасает гигантский рукав с неба (рука экспериментатора). Ее задача смещается с активных попыток спастись («бороться») на пассивное сохранение энергии («ждать спасения»). Она не плавает 60 часов из-за силы надежды — она экономит силы и медленно умирает в ожидании внешнего вмешательства, которого больше может и не быть.

Это не надежда. Это — выученная беспомощность.

⚗️ Методологические проблемы: какой эксперимент нужен был на самом деле?

Оригинальный эксперимент Рихтера методологически несостоятелен для заявленных выводов. Сама методология эксперимента изначально выстроена некорректно. Эксперимент должен быть вообще гораздо сложнее и вариативнее.

Эксперимент с возможностью побега. Необходимо поместить крыс в воду, но дать им сложный, но достижимый путь к спасению (например, цепляться за постепенно уходящую под воду платформу). Крысы могут сбежать, но должны совершить экстра усилие.
Затем посмотреть:

  • Становятся ли крысы из Группы Б («обнадеженные») после нескольких спасений менее склонными к активному спасению себя, полагаясь на внешнюю помощь?

Если «надежда» лишает их воли к самостоятельной борьбе, то это не сила, а слабость. Если после получения надежды крысы уже не могут совершить экстра усилие, то суть изначальной интерпретации меняется на противоположную — давая «надежду», мы не спасаем крысу, а только продлеваем её мучения и делаем её неспособной выбраться самой.

Если после 10-20 спасений крыса уже просто будет только пассивно удерживаться на поверхности и вообще не пытаться выбраться, то это веский повод в пользу гипотезы о снижении стресса и танатозе как причине гибели крыс в группа А.

Это идет вразрез с тем, как обычно рассказывают об этом эксперименте. Надежда становится не благом, а уродующим психику инструментом, продлевающим мучения и в то же время отбирающим последний шанс выбраться.

Измерение физиологических маркеров. Необходимо замерять уровень гормонов стресса и активности зон мозга у обеих групп, а не делать выводы только на поведении:

  • Если у крыс Группы Б при погружении уровень стресса ниже (благодаря габитуации), это объясняет отсутствие танатоза и подтверждает гипотезу о пассивном ожидании.

  • Сравнительно высокий уровень гормонов стресса в Группе А будет прямым доказательством причины запуска танатоза.

Без этих данных эксперимент остается лишь жутковатой историей с преждевременными выводами.

⚠️ Этическая и терминологическая проблема

Использование терминов «надежда» и «безнадежность» по отношению к крысам — антропоморфизм. Мы проецируем на животное человеческие эмоции, которых у него может и не быть. Научно корректнее говорить:

  • Вместо «надежды» — «повторное воздействие стрессора без летального исхода» (габитуация).

  • Вместо «безнадежности» — «первичное воздействие экстремального неконтролируемого стрессора».

Здесь традиционная интерпретация полна восхищения и видит триумф. Но вот только на самом деле дав «надежду», мы продлеваем агонию животного на десятки часов, лишая его последнего защитного механизма — танатоза (который в естественно среде возможно спас бы ему жизнь) и лишая сил совершить экстра усилие для спасения.

Выводы: не надежда, а проклятие

В самой постановке эксперимента не учтены особенности поведения крыс, их реакция на стрессовые факторы. Предложенные гипотезы как вероятные интерпретации эксперимента, проведенного Куртом Рихтером, полностью переворачивают популярные выводы эксперимента о «надежде» и переосмысление эксперимента Рихтера приводит к пугающим выводам:

  1. Крысы гибнут не от безнадежности, а из-за срабатывания древнего рефлекса (танатоза) в искусственно созданных неадекватных условиях. Основная причина гибели крыс - глупость экспериментатора поставившего некорректно эксперимент без учета особенностей поведения крыс при воздействии стресса.

  2. Долгое плавание «обнадеженных» крыс — это не триумф духа, а трагедия выученной беспомощности и пассивного ожидания спасения извне на фоне сниженного стресса.

  3. Традиционная интерпретация оправдывает жестокость: если дать «надежду», то можно оправдать многодневные мучения подопытного существа.

  4. Мы в ответе за тех, кого «обнадежили». Спасая кого-то один раз, мы можем лишить его механизмов самостоятельного выживания, обрекая на зависимость от внешней помощи.

Эксперимент «Надежда» — это не история о силе духа. Это история о том, как некорректная методология и антропоморфная интерпретация могут превратить акт продолжительной пытки в красивую басню о победе разума над материей.

Традиционная интерпретация эксперимента Рихтера превращается в издевательский подтекст: "Смотрите, если дать надежду, они так мучаются дольше! Как прекрасно!" - это морально невыносимо.

Мы даем крысе не «надежду», а делаем ее более пассивной. Крысы не "надеются", они просто физически не могут потерять сознание (танатоз не срабатывает) и вынуждены экономить силы в ожидании... чего? Спасения? Или просто конца? Это делает долгое выживание в эксперименте не триумфом надежды, а трагедией продленной агонии и утраты автономии.

И тогда получается, наше спасение крысы — это не наш дар, а проклятие. Это не наивная «надежда», а эта «надежда» — именно то, что делает крысу более слабой, и только поэтому она может держаться дольше, экономя ресурсы. Спасатель при этом растягивает агонию крысы не просто на минуты, а на часы и дни, лишая её возможности выбраться самой, даже если бы такая возможность была.

Как сказал Экзюпери:

Мы в ответе за тех, кого приручили

Если ты спас крысу один раз, ты будешь должен спасать её снова и снова, т.к. ты отнял у неё страх, а вместе с ним и силы для борьбы.

Как-то я слышал фразу, которая мне запомнилась: «Хуже ада может быть только надежда». А что вы думаете? Традиционная интерпретация, на ваш взгляд, все же имеет право на сосуществование?

Комментарии (26)


  1. Zenitchik
    09.09.2025 12:46

    А есть ли факты? Насколько вообще характерен танатоз для грызунов?
    Если характерен, то должен ли он штатно происходить при попадании в воду?

    Не в том ли дело, что крыса тратит на попытки выбраться больше ресурсов, чем на простое поддержание плавучести?


    1. Jedy Автор
      09.09.2025 12:46

      Танатоз у грызунов наблюдается (у всех ли видов — не скажу). Возможно, те, у кого есть кошки, смогут подтвердить. Я, во всяком случае, подобное наблюдал, когда после нескольких попыток убежать крыса выглядит мертвой, а когда кошка теряла к ней интерес, как ни в чем не бывало крыса убегает.
      Конкретных исследований танатоза при нахождении в цилиндре с водой у крыс пытался найти, но, к сожалению, не удалось. В статье изложена «гипотеза», и это упоминается в её тексте. В частности, эта гипотеза отлично подтверждает разницу в поведении лабораторных и диких крыс в ходе эксперимента.


  1. Zenitchik
    09.09.2025 12:46

    А как вам другой эксперимент. Летучих мышей спелёнаных по лапам и крыльям, нагревали до опасной температуры. Часть из них - убивали перегревом. Часть - снова охлаждали.
    Те, кто был оставлен в живых, при повторном нагреве пытались вырваться активнее, чем все мыши при первом нагреве.


    1. Jedy Автор
      09.09.2025 12:46

      он тоже полностью вписывается в логику статьи. По сути это обратный эксперимент по сравнению с экспериментом Рихтера.
      У Рихтера мы сначала помещаем мышь в крайне экстремальную ситуацию, а потом в более безопасную (вынимали из воды). А в случае с летучими мышами наоборот, сначала ситуация не такая критичная (пеленание). И только потом мы доводим ситуацию до экстремальной.
      Летучая мышь обучается в первой части эксперимента, что вероятно после пеленания начнется нагрев и начинает воспринимать эту изначально не такую уж опасную ситуацию (пеленание само по себе) как угрожающую её жизни и естественно начинает активнее вырываться при повторном эксперименте


      1. Zenitchik
        09.09.2025 12:46

        Вырваться они пытались не во время пеленания, а во время повышения температуры.


  1. harikein70
    09.09.2025 12:46

    Уважаемый автор вы найдете и третий вариант объяснения если разберетесь в сути данного графика

    https://encyclopedia.autism.help/terms/rezhim-podkrepleniya


    1. Jedy Автор
      09.09.2025 12:46

      Бихевиористский подход смотрит на поведение как на результат подкрепления. Пытаться вписать эксперимент Рихтера в рамки бихевиористских режимов подкрепления очень сложно и сомнительно на мой взгляд. В эксперименте Рихтера нужен другой уровень анализа — больше биология и нейрофизиология, меньше обучение через стимул-реакцию, потому что рассматривается в изначальном эксперименте лишь один эпизод спасения крысы — никаких повторений или регулярности, что исключает классификацию по типу FR, VR, FI, VI и т. д.


      1. harikein70
        09.09.2025 12:46

        Вот как раз ваше объяснение очень сомнительно с точки зрения дарвиновского отбора.

        Для начала начните например с этого - https://www.youtube.com/watch?v=Zj9lGgOAHdQ ну и этого https://www.cell.com/fulltext/S0896-6273(02)01064-4 /// и лишь потом выдвигайте гипотезы. И да , я не знаю что вы называете бихевиоризмом -т.к. это сугубо философский термин / но поведенческий анализ и нейронаука вполне дополняют друг друга. Тут вы найдете описание экспериментов как оперант образовывался с первой пробы https://www.bfskinner.org/wp-content/uploads/2015/05/Schedules_of_Reinforcement_PDF.pdf


    1. Zenitchik
      09.09.2025 12:46

      Как можно разобраться в сути графика, у которого оси без шкал?


      1. harikein70
        09.09.2025 12:46

        Ну не знаю , Grock например разобрался сразу и без проблем

        А вам что мешает ?


        1. Zenitchik
          09.09.2025 12:46

          А вам что мешает ?

          Мне мешает отсутствие у меня уважения к людям, которые не могут нормально оформить график. Вряд ли таким людям можно доверять.


  1. Tim_86
    09.09.2025 12:46

    Могут ли вообще животные испытывать такое сложное чувство, как надежда? Доводы из статьи кажутся логичными.


    1. harikein70
      09.09.2025 12:46

      Это лишь популяризирующая интерпретация результатов эксперимента. Так сказать , что бы дилетанту было понятно что собственно происходило, но на доступном обывательском лексиконе.. наподобие Big Bang ..


  1. muxa_ru
    09.09.2025 12:46

    Рассуждения интересные, но можно было обойтись более короткой версией:
    "Психологические эксперименты" это не эксперименты, а хрень.


    1. Jedy Автор
      09.09.2025 12:46

      Я не думаю, что любые психологические эксперименты — хрень. Даже данный эксперимент Рихтера, если проводить его корректно, может показать, что «надежда» может делать неспособной крысу на экстра-усилие, и она не сможет спастись, даже будь у неё такая возможность.

      Хрень же чаще всего получается, когда психологи пытаются натянуть результаты эксперимента на популярную позитивную психологию, интерпретируя результаты так, как им хочется.


      1. muxa_ru
        09.09.2025 12:46

        если проводить его корректно, может показать, что «надежда»

        Для начала, надо подтвердить, что в процессе возникала какая-то "надежда".

        Потому что получается, что для вывода "надежда может творить чудеса", надо сперва подтвердить наличие надежды в одном случае и отсутствие надежды в другом.

        Потому что, ну вот совсем неочевидно, что у крысы, которую не доставали нет "надежды", а издевательство с попеременным доставанием и утоплением вызывает "надежду".

        интерпретируя результаты так, как им хочется.

        Ага.

        Давайте будем считать, что попеременное утопление и спасение производит "надежду".

        Давайте не будем проверять возникновение "надежды".

        Давайте сделаем вывод, что то, наличие или отсутствие чего мы не проверяли, приводит к нужному нам результату.


    1. harikein70
      09.09.2025 12:46

      1. muxa_ru
        09.09.2025 12:46

        achievable

        Позовите меня, когда станет "achieved".


  1. SeanT
    09.09.2025 12:46

    Что-то я не понял. Автор резво перескочил каким должен быд быть эксперимент, придумал добавку в виде возможности самостоятельного спасения, некого виртуального экстра усилия и которого нет ибо нет самих возможностей, и делает вывод "Если ты спас крысу один раз, ты будешь должен спасать её снова и снова, т.к. ты отнял у неё страх, а вместе с ним и силы для борьбы". Нефантазийный авторский эксперимент как раз и показал, что снижение страха придаёт силы для борьбы, а не снижает. Это раз. Второе, использование выдуманного автором слова "стрессор" весьма характеризует автора как недообразованного человека - молодой с некачественным образованием не выше уровня среднего, сующего нос куда не стоило по недостатку разума за терминами, в которых не бум-бум. Чтобы правильно рассуждать о роли подкорковых структур недостаточно справки из интернета, но себя утешить и других впечатлить псевдонаучной ипсацией достаточно. Зачем о них вообще была речь? И третье. Если уж и ссылаться на философские и этические аспекты, то надо понимать, что Антуан Экзюпери неоднозначный и переоцененный писатель, часто цитируемый недоумками, ибо его необычный примитивизм доступен детям и олигофренам на уровне необычности для них ощущения при минимальном и часто ущербном смысле. Даю подсказку автору в плане осмысления религии - на Бога надейся, а сам не плошай - начните хотя бы с этого.


    1. Jedy Автор
      09.09.2025 12:46

      использование выдуманного автором слова "стрессор"

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрессор

      Изначально термин введён Г. Селье в рамках теории общего адаптационного синдрома для обозначения сильного неблагоприятного, отрицательно влияющего на организм воздействия. Получил широкое распространение и используется во многих областях психологического знания.

      ну или на английском https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/stressor

      недообразованного человека - молодой с некачественным образованием не выше уровня среднего

      видимо это как раз вы себя описали, судя по тону вашего комментария


    1. Robic
      09.09.2025 12:46

      Выглядит как попытка компенсации.


  1. DenSigma
    09.09.2025 12:46

    Годный материал.

    "Эксперимент" - как пример того, когда неспециалист, психолог, биолог-недоучка, проектирует эксперимент над животными.


  1. DJP
    09.09.2025 12:46

    Ну хорошо, допустим, по эксперименту будет танатоз и габитуация с выученной беспомощностью.
    Как это соотноситься с чувством надежды? Ведь есть же (в нас) такое чувство? Или нет? Или вы считаете его бесполезным и даже вредным?

    А статья очень интересная, спасибо!


    1. Jedy Автор
      09.09.2025 12:46

      Если интересует мое личное мнение о том, полезна ли надежда, то я, наверно, разделил её на два подвида:

      • пассивная надежда, например, если что-то заболело, то надеяться, что пройдет само, а не обращаться к врачу и даже не искать лечение самостоятельно. Или надеяться, что выиграешь квартиру в лотерее, вместо того чтобы думать, как на неё заработать. Т.е. здесь надежда на внешнее, не зависящее от нас событие. Мне кажется, такая надежда может действительно быть деструктивной, как в эксперименте с крысой — она все равно тонет через 60 часов.

      • активная надежда — это не успокаивать себя, что само все решится, а, скорее, уверенность в том, что результат достижим, если приложить достаточное усилие. Вероятность в этом случае на успех, на мой взгляд, больше, но есть и риски. Можно не рассчитать усилия и выгореть раньше достижения результата.

      Если уж совсем строго, механистически подходить к этому вопросу, то нужно пытаться оценивать вероятности исходов и действовать, стараясь максимизировать мат. ожидание.

      Конечно, в реальной жизни все сложнее. Вероятности определить невозможно, а некоторые исходы полностью невероятны. Например, надеяться, что я заработаю 1 млрд долларов бессмысленно. Но стоит ли мне хотя бы «пассивно надеяться» на это? Я думаю, нет, это неисполнимая, невероятная надежда будет только расходовать мои когнитивные ресурсы, которые я мог бы потратить на что-то ещё.

      Статья про то, что не следует проецировать на крыс понятие надежды.

      Если все же проводить аналогию с экспериментом, то мне кажется, там крысе давали деструктивную «пассивную надежду». Но, как я и отметил в статье, результат эксперимента предрешен, и крыса умирала в любом случае. Если бы в эксперименте был крайне сложный, но все же вероятный способ крысе спастись самой, и его бы крысе показали, то это уже была бы «активная надежда», и вот тогда бы интереснее было бы посмотреть на поведение крысы.


      1. Jedy Автор
        09.09.2025 12:46

        Ну и ещё, наверно, можно провести аналогию с экстремальными видами спорта. Там нельзя надеяться, что если 10 раз не упал, то и 11 раз всё будет хорошо. 10 раз ты не упал, потому что тебе было страшно и твое тело было максимально собрано. Если на 11 раз человек расслабится и понадеется, что раньше же всё было ок и бояться нечего, то тут обычно и происходит что-то плохое.


  1. relist
    09.09.2025 12:46

    Вера придаёт силы.

    Не веришь?!

    Придаёт другому.