Представьте себе Лондон, 1860-е годы. Эпоха пара, газа и невероятного технического прогресса. В этом мире жил человек по имени Джон Генри Пеппер — ученый, лектор и, как оказалось позже, шоумен.

Однажды инженер по имени Генри Диркс показал Пепперу устройство, основанное на старой театральной уловке, известной еще в XVI веке — «призрачном зеркале». Первое известное описание этого эффекта относят к работе Джамбаттиста делла Порта 1584 года «Magia Naturalis», в которой описана иллюзия под названием «Как мы можем видеть в камере вещи, которых нет». Принцип, на котором строится эта оптическая иллюзия, не что иное как обычное отражение света, описанное еще в XI веке Ибн аль‑Хайсамом (Альхазеном) в «Книге оптики». Пеппер превратил физический принцип в магию, получившую имя «Призрак Пеппера».

В чем же состоит эффект:

Между зрителями и сценой под углом 45 градусов устанавливается идеально прозрачное стекло. Под сценой (иногда над или рядом с нею) — скрытое помещение с актёром‑«призраком», освещённое мощным источником света. Луч света отражается от стекла прямо в глаза зрителям, а наш мозг — великий обманщик — проецирует изображение прямо на сцену. Свет от реального актера и свет от отраженного «призрака» сливаются воедино.

Схема создания эффекта "Призрак Пеппера" в театре.
Схема создания эффекта «Призрак Пеппера» в театре.

И вот он — полупрозрачный, невесомый дух, парящий среди декораций, способный проходить сквозь предметы (которые просто находятся за стеклом) и взаимодействовать с живыми актерами.Это не колдовство. Это управляемая оптическая уловка, использующая несовершенство нашего восприятия против нас самих.

Демонстрация оптической иллюзии «Призрак Пеппера» на сцене
Демонстрация оптической иллюзии «Призрак Пеппера» на сцене

В 1862 году эффект впервые был продемонстрирован в лондонском театре «Риджент‑стрит» вовремя сцены Чарльза Диккенса «Одержимый, или Сделка с призраком». Публика осталась в восторге, а Пеппер получил широкую известность! После этого Диркс опубликовал книгу «Призрак», в которой обвинил Пеппера в умышленном присвоении заслуг их общего труда. По свидетельству Диркса, хотя Пеппер и признавал его авторство в академических кругах, для широкой публики иллюзия всегда подавалась как исключительно «призрак Пеппера». В газетных статьях, рекламных афишах и театральных программах упоминалось только имя Пеппера.
Диркс утверждал, что при каждом его возражении Пеппер списывал это на «ошибку журналистов» или «недосмотр театральных администраторов». Однако подобные «случайности» повторялись с такой закономерностью, что у Диркса сложилось твердое убеждение: это был преднамеренный план по присвоению славы изобретения.
В результате противостояния Пеппер полностью выкупил права на изобретение, а имя Диркса было практически стерто из истории. Призраком стал не только персонаж на сцене, но и его создатель.

О том, как увидеть «Призрака Пеппера» дома и многом другом читай в моем Telegram канале.

Комментарии (5)


  1. unicodery
    01.11.2025 22:00

    интересно с порнушкой пробовали так - участники сцены в разных местах


    1. unicodery
      01.11.2025 22:00

      муж снизу ходит типа по комнате а сверху негрпушкин в хату - все уже опознали сюжет классической литературы


  1. agat000
    01.11.2025 22:00

    Представьте себе Лондон, 1860-е годы.

    С трудом представляю себе изготовление абсолютно чистого и ровного стекла размером хотя бы 2500х2500, идеально отполированного, на технологиях середины 19 века.

    В статье как всегда нет самого интересного - стоимости. Наверное как все остальные декорации вместе взятые.

    Видел такие технологии в музеях, очень эффектно смотрится, практически голограмма предмета в воздухе висит, крутится.


    1. pda0
      01.11.2025 22:00

      Да прямо идеального не нужно. Расстояние, слабое освещение, неискушённый зритель. Ну и дефекты на призраках смотрятся как фича, а не баг...


    1. unicodery
      01.11.2025 22:00

      менделеев же стекляшками витражей в итоге занимался