Научить нельзя - научиться можно. Привет, меня зовут Максим Иванков, уже 9-ый год я развиваю робототехнику и программирование для детей. В статье хотел поделиться опытом ведения занятий и описать формат обучения к которому пришёл сегодня. Он отличается от привычного лекционного формата, поэтому как минимум заслуживает внимания)

По жизни и во всём я самоучка. В школьное время с 5-ого класса я жил в небольшой станице Краснодарского края, где не было секций и кружков. До ближайшего города было 15 километров, 20 минут на автобусе, но ездить туда я начал только в 10 классе, по репетиторам для подготовки к ЕГЭ. Сейчас мне 30 лет, в школьную молодость прошел от первых кнопочных телефонов и аськи до начала 3g интернета. В 11 классе на школьной линейке как олимпиаднику, мне вручили новенький айфон 4s, что было великим счастьем, но придя домой я не смог скинуть на него музыку. Компьютер просто не видел телефон. Оказывается для подключения айфона к компьютеру, нужен какой то там айтюнс)

К чему это я? Увлечение физикой и электроникой началось у меня с 7 класса. Наставника, который раскрыл бы это увлечение рядом не нашлось, пришлось собирать по всем знакомым и единственной библиотеке в станице, разные книги по физике и электронике. Я много читал, чтобы разобраться, как всё работает. Понимал из прочитанного процентов 5, большинство книг - это советские справочники, высшая математика, в библиотеке было несколько частей фейнмановских лекций по физике. В 7 классе я начал изучать университетские учебники, но тогда этого не знал. Свободного времени было много, в телефоне был только 2g интернет который с одной стороны открывал целый мир на сайте спейс.ру, с другой стороны - не позволял практически ничего. Я просто читал и конспектировал учебники. Как понимал и что понимал. Причем один и тот же учебник мог быть законспектирован несколько раз за год. Мне было интересно узнавать новое, но я мало что понимал. Удивительно, но с каждым новым учебником понимания становилось чуть больше. Там зародился один из важнейших для меня навыков - способность учиться. У меня сформировалось свое видение того, как нужно узнавать новое, это видение не изменилось с того времени и по сей день.

Я не был гением. В 7 классе начинать читать высшую математику - дурная затея. До 5 класса я учился в обычной средней школе закрытого военного города Североморска, в 40 минутах езды от Мурманска на кольском полуострове. Во всех школах города обучали в началке по программе 2100. Эта не побоюсь этого слова, великая школьная программа, активно работала в средних учебных заведениях до 2015 года, пока её искусственно не убили. Большие дяди решили, что стране не нужны умные дети. Программа была для многих противоречивая и сложная, будет она работать или нет, зависело от конкретного учителя. Мне повезло, и школьный учитель раскрывал программу 2100 на 100%. В началке была информатика, риторика, математика достойного уровня с первого класса, другие основные предметы. Вы, например, знали, что текущая образовательная программа Школа России, по которой преподают все школы Росси на сегодня, не подразумевает решение уравнений в начальной школе? Ну тое есть банальная формула пути S=V*t, на которой я решал задачи во втором классе, а так же введение в x и y, сейчас начинает изучаться в 7 классе? Я очень любил математику, и когда переехал в Краснодарский край, оказалось, что по половине предметов обгоняю в знаниях сверстников на несколько лет. Хотя в началке по нескольким предметам у меня были тройки. Из троечника в олимпиадника за лето. Маховик закрутился и после этого уже не останавливался.

В университете и после, когда я изучал новую технологию или направление, я продолжил применять этот навык. Многие жертвы онлайн курсов сегодня думают, что записаться и пройти какой-либо онлайн курс за пару месяцев достаточно, чтобы изучить новое направление. Сегодня (когда нужно что-то изучить), я прохожу по очереди десяток (в зависимости от сложности) курсов про одно и то же, и только в конце понимаю, как всё работает. Стабильно в половине курсов лектор совершенно не умеет рассказывать. Он записал курс ради курса, а не ради того, чтобы кого то научить. Слушать такой курс - мучение. После первых занятий ты не хочешь двигаться дальше. Плохо, если за это заплачены немалые деньги и ты себя заставляешь. На самом деле это просто очень плохой курс и проходить такой не нужно. Итого из 10 курсов на одну тему, половину смотреть невозможно. В оставшихся, разные лекторы рассказывают об одном и том же с разных сторон, приводя разные примеры. Кто-то проходит по верхам, другой углубляется в частности. В итоге в вопросе разбираешься досконально, действительно понимая что и как нужно делать.

Чтобы начать писать на реакте на достойном уровне не просто отдельные компоненты, а проектируя большие системы, создавая кастомные хуки, пришлось разобрать ни один десяток курсов. На русском ютубе много курсов по технологиям скопировано друг у друга, подача материала и темы одинаковы. Хватает и тех, перед кем снимаешь шляпу и говоришь откровенное спасибо за знания. Когда разбираешься в более нишевых технологиях, быстро сталкиваешься с тем, что на русском языке информации просто нет. Спасибо братьям индусам и яндекс переводчику, интегрированному в ютуб видео.

На первых курсах университета был один лектор - умнейший мужик. Когда с ним общаешься один на один, физически ощущаешь, как растет твой интеллект. Но вот лекции на поток в 250 человек он вёл безумно плохо. Прежде всего тихо. Даже если сесть на первые места, ты всё равно с трудом сможешь слышать, что он говорит. Просить его говорить погромче было просто бесполезно. Через какое то время ему подарили микрофон с колонкой. Понимали, что мужик умный и хотелось посещать его лекции более осознано. В итоге он включал микрофон с колонкой перед лекцией и начинал рассказывать, но микрофон он упорно держал на уровне пупка, из за чего снова ничего не было слышно. Когда его просили поднять микрофон повыше, это срабатывало на какое то время, но потом рука снова падала на уровень пупка. Гарнитуры с микрофоном в аудитории тогда не было, а мы почему то не додумались купить её преподу. А может просто деньги не собрали, уже не помню. Результат - курс полностью пропущен.

И вот таких онлайн курсов, статей или роликов - добрая половина. После бума онлайн курсов в ковидное время, интернет заполонили курсы разного качества, чтобы определять качество курсов, нужно иметь опыт, которого у большинства просто нет. Волну онлайн курсов подхватили и университеты, в свое время на госуслугах можно было пройти курс, например по биг дате от одного из топовых вузов страны. Тебе нужно было заплатить за курс всего процентов 10, остальное докинет государство. Курс рассчитан на 9 месяцев обучения. Звучит прекрасно, мой близкий друг взял такой курс и начал проходить. В течении года я периодически спрашивал, как курс? Что интересного? Каждый раз он расхваливал курс, говорил сколько нового узнает, но постепенно энтузиазм падал. Под конец курса, нужно было сдать модуль - выполнить ряд задач и итоговый проект. Друг тогда был невообразимо занят и попросил меня помочь ему и сдать модуль. Когда я зашёл на курс и начал просматривать записи модуля, глаза постепенно делали несколько оборотов вокруг себя от удивления. Курс было невозможно смотреть, средний возраст преподов, которые вели курс по биг дате, питону, библиотекам, был около 60 лет. Они с очень серьезными лицами рассказывали о современных технологиях, но, как говорится, был один нюанс.) Курс оказался сугубо теоретическим, совершенно оторванным от жизни. Знания в вакууме. И это изучалось 9 месяцев. Товарищ записался на курс потому что он был от одного из ведущих вузов страны (не буду говорить какой, чтобы не быть проклятым или еще хуже). На выходе - корочка есть, полезных знаний и навыков - на уровне плинтуса.

Зато можно гордо говорить о том, что ты прошел курс.
К чему я рассказываю вам о своём детстве, универе и курсах? Я развиваю детские школы робототехники и программирования уже девятый год. Мое видение обучения, курсов, учебного процесса отразилось на формате занятий, которые я выстраиваю в своих центрах. Знаменитое высказывание - "Научить нельзя, научиться можно" со временем привело меня, как мне кажется, к около идеальному формату обучения.

Стандартный формат обучения, практикующийся во многих детских центрах робототехники и программирования - это уроки, где половину урока преподаватель по презентации (или еще как) рассказывает теоретическую часть, или описывает практическое задание, потом дети его выполняют.

Пример: возьмем базовую школу программирования, которая запускает курс по созданию игр в роблоксе. (уже не запускает, в свете последних событий, но предположим)) Методист (или еще кто) написал курс, рассчитанный на 16 уроков - 4 месяца обучения при 1 занятии в неделю. На курс набирают 10 детей в возрасте 10-12 лет, обучают преподавателя вести такой курс. Формируют под каждое занятие раздаточный материал, готовят презентации.

И вот наступает время первого урока. Преподаватель половину занятия по готовой презентации рассказывает, что такое роблокс и как там создавать игры, в процессе или после дети за компьютерами начинают выполнять задание. На эту работу выделено 20 минут. Кто то из детей справился за 10 минут, а другой - и половину не успел сделать. Через 20 минут преподаватель продолжил вести занятие. Потом преподаватель в таком же формате провел второе занятие, потом третье и так до 16 занятия. В конце 16 занятия преподаватель поздравил всех детей и выдал дипломы в рамках - ученик прошел обучение по курсу "Разработка игр в Роблокс". Дети получили достижение - они горды за себя, родитель горд за ребенка. Деньги были потрачены не зря - ребенок прошёл курс и получил диплом о прохождении курса. Вроде бы всё хорошо и правильно, так и должны быть, верно? Но, как говорится, есть один нюанс) Проявляется он тогда, когда у ребенка начинаешь спрашивать, что было на курсе, просишь повторить какие-то действия или создать свою игру, а не просто показать то, что он прошел на курсе.

Конечно, я сейчас описал не все курсы от всех школ программирования, которые только существуют. Некоторые курсы действительно хороши и дают результат, но прежде всего все дети разные. Здесь, как в школе - есть отличники, которые поступают в универ. Есть двоечники, которые после 9 класса идут в местную шарагу, лишь бы дальше не учиться в школе. Есть спортсмены, шахматисты, борцы и прочие. У всех свои интересы. Все дети разные. Все изначально в разных условиях.

Детские школы становятся заложниками курсов - они вынуждены постоянно придумывать новые курсы, чтобы продать их родителю. Продать те эфемерные знания, которые получит ребенок. Курсы конечны, рассчитаны в лучшем случае на год-два обучения, а вероятнее на 3-4 месяца обучения. А что дальше? Новый курс. Текучка. Пропуски занятий. Отработки, которые вынужден проводить препод с несколькими учениками. И так по кругу. Если группа в 10 человек набрана и курс запущен, а через 2 месяца внезапно в группе осталось только 5 человек, преподаватель вынужден доводить эту группу до конца. Новых ребят туда не записать.

Я не рисую картину только черными красками. Я подсвечиваю темную сторону, о которой мало кто задумывается, когда открывает детскую школу робототехники или программирования) Рынок последние годы сильно штормит. Не только в среде детского дополнительного образования, а в целом и повсеместно. У розницы торговля встала - давят маркетплейсы, расходы на дополнительное образование сокращаются в бюджете семьи в пользу репетиторства или более важных вещей. Потребительская способность в регионах падает. Реклама стала просто невозможной. Еще лет 6 назад с ВК шёл трафик, родители записывали детей на занятия. Такое ощущение, что за последний год ВК сделали всё, чтобы бизнес от них ушёл и не рекламился. Яндекс и рся дорогой, но даёт результат. В маленьких городах спасает реклама в местечковых группах в тг. В школы с мастер классами ходить бесполезно. Так же спасает активная работа с текущей базой - усиление формата "Приведи друга". О рекламе для детских центров, которая всё еще работает, расскажу в другой статье. Описываю общее положение дел. Часть знакомых, кто держит центры робототехники и программирования (особенно в крупных городах) в последние годы либо закрылись, либо подумывают об этом. Не все конечно, но процентов 30 - да.

Текст построился таким образом, как будто сейчас я расскажу о решении, волшебной кнопке, на которую нужно нажать и занятия будут вестись легко и непринужденно, дети будут умнеть на глазах и выстраиваться в очередь к вам на занятия) Отчасти это действительно так. За 9 лет практики я пришёл к формату, максимально интересному детям, выгодному и безопасному для предпринимателя, подходящего для родителей. Он отличается от стандартного формата, решает все, описанные выше проблемы.

На робототехнике и программировании всё построено на самообучении. Для занятий робототехники я написал сервис - РобоТехника, для занятий программирования - Майнкрафтия.
И там и там всё построено на практике и самостоятельном обучении. На робототехнике первые 1.5 - 2 года дети последовательно делают 30 проектов. Вот наиболее интересные -

  1. Начинают с фонарика брелка - светодиод, кнопка, батарейка в двух крышках от бутылок. Просто и надежно, учатся работать с паяльником

  2. 3 версии колонок - самой простой усилитель на транзисторе, готовый модуль умзч и умзч на блютусе.

  3. Машинка на пульте управления - на проводах, пульт с реверсом каждого мотора на транзисторах.

  4. Танк на радиоуправлении - пульт в формате геймпада, вырезанный из пеноплекса, паяют простое радиоуправление.

  5. Лазерная сигнализация с обратной связью - делаем систему на зеркалах, как в фильмах про шпионов

  6. Телефон - две трубки с усилителями и микрофонами на проводах метров в 20. Можно соединить соседние комнаты.

    Каждый проект интересен, не буду описывать здесь все. Под каждый проект написана подробная инструкция с фотографиями, по которой ребенок делает проект. В инструкцию вложен необходимый минимум теории и схемотехники. Задача первого уровня обучения - дать ребенку практику, чтобы потом было проще воспринимать теорию. Робототехнику и программирование посещают дети от 7 до 17 лет.

    Стандартное занятие выглядит так: Вася пришел на занятие, поздоровался с преподавателем. Сел на свободное место за рабочим верстаком, достал телефон, зашел на сайт и залогинился. На прошлом занятии Вася сделал робота жука, значит сегодня он будет делать сигнализацию растяжку. Вася находит нужный проект на платформе, заходит в инструкцию. Там написано, что для проекта потребуются - зуммер, транзистор, резистор на 10ком, клеммная колодка, холдер. Вася идёт к преподавателю и просит дать ему комплектующие. Преподаватель выдаёт всё, что нужно, далее Вася начинает собирать проект по инструкции. Делает корпус из картона, склеивает, вклеивает в него компоненты, паяет схему. Несколько раз Вася подходит к преподавателю и просит помочь припаять компонент. За одно занятие Вася не успевает доделать проект, ему не хватило немного времени. Вася оставляет проект на полке в шкафу, поместив его в зип лок и подписав. На следующем занятии, Вася берет свой проект с полки, открывает инструкцию и доделывает проект. Показывает преподу, препод проверяет, что всё работает правильно. Довольный Вася забирает проект (все проекты, что ребята делают на занятии, забирают себе), смотрит на платформе, что ему делать дальше. Дальше Вася будет делать детектор огня.

Преподаватель на занятии - это наставник, администратор процесса. К преподавателю можно обратиться за помощью, если что-то не понятно или просто показать проект, чтобы убедиться, что всё делаешь правильно. В остальном препод следит за безопасностью, чтобы все пользовались пальниками правильно и не баловались, болтает с учениками - как у кого прошла неделя, кто был на рыбалке или ходил в кино, у кого какие увлечения. На занятии дружеская обстановка, в группах в среднем по 12 человек. Занятия по робототехнике проходят 2 часа, 1 раз в неделю - в субботу или воскресенье. Всю необходимую учебную информацию ребенок получает из портала РобоТехники, преподаватель не ведет лекций, он только отвечает на вопросы детей в процессе и помогает, если нужно, настраивает рабочий процесс. Такой подход позволяет записывать в группу детей разного уровня и возраста. Все изучают одно и тоже, делают одинаковые проекты, но каждый делает это в своем темпе. У кого то лучше получается паять, у другого - изготавливать корпус или зачищать провода. Ни кто ни кого не подгоняет. У нас нет плана, что ребенок должен за одно занятие сделать один проект или пройти какую-то тему. Если кто-то начинает буксовать и долго делает проект, преподаватель поможет. Но только в том случае, если это действительно необходимо для качественного учебного процесса. Здесь, как в детском саду, когда дают задание сделать поделку на тему "Осень", сразу видно, где сделали родители, а где ребёнок. Так и здесь. Мы не помогаем делать идеальные корпуса из картона. Для большинства детей 8-9 лет склеить ровный кубик из картона - это достижение. Вначале получается монстр из тонны клея и кривого картона, но как научиться по другому? К 15 проекту у таких детей начинает получаться практически идеально. Дети счастливы, когда они доделывают проект своими руками, для них это действительно достижение - это сделал полностью я сам.

В одной группе могут заниматься дети 10 и 15 лет. Они не мешают друг другу. Часто наоборот, помогают. Если из группы ушло несколько человек даже через год обучения, в эту группу можно посадить новых ребят. Они начнут работать с первого проекта. Интересно, когда парень 10 лет, который уже занимается год, начинает подсказывать и помогать с проектом новенькому 15-ти летке.

После 30 проектов электроники, идёт небольшой блок схемотехники, после - 3д моделирование на пол года. Дети учатся моделировать корпуса и печатать на 3д принтере. Уходим от картона в сторону печатных корпусов. После идёт программирование микроконтроллеров. Курс делится на два под курса - учебное программирование, где читаешь уроки с теорией и выполняешь задания по кодинкгу контроллеров через веб ide, встроенном в платформу с автоматической проверкой решения и проектная деятельность. В проектной деятельности всё, как в и в первых 30 проектах по электронике - инструкции к проектам, но только добавляется микроконтроллер и программирование. Дети делают цифровую рулетку, ардубой, метеостанцию, собирают роботов для боев роботов и многое другое. Инструкции к проектам открываются по мере того, как прошёл необходимые уроки в учебном программировании.

Всё обучение полностью самостоятельное. Дети учатся учиться. За последние годы по пальцам одной руки пересчитать детей, кому формат не понравился и они ушли с занятий после первого месяца обучения. Попадаются и те, кто привык, что за них всё делают другие. Такие дети даже не попробовав решить задачу идут к преподавателю, чтобы тот всё сделал за них. Таких детей постепенно наставляем на путь самообучения, это долгий процесс. С родителями сразу обозначаем этот момент - первые пару месяцев, результаты такого ребенка будут заметно хуже, чем у остальных. На первые проекты в среднем тратят в два раза больше времени, но потом выправляются и начинают работать с такими же скоростями, как и остальные. Здесь очень нравится сравнение с шелкопрядом - когда он выбирается из кокона, можно ему помочь, но тогда он будет слабый и не сможет выполнять свои функции. Во время выхода из кокона шелкопряду тяжело, но именно это и делает его шелкопрядом.

Процентов 90 детей в первый месяц занятий понимают правила работы, и с ними не возникает ни каких проблем. Дети просто ходят и занимаются.

На программировании система работает точно так же. Я написал курсы по питону, вебу, поднятию серверов в майнкрафте, администрированию ubuntu, докеру. Все курсы работают по одному принципу - это от 50 до 150 мини уроков с временем чтения не больше 5 минут на урок. В конце каждого урока три задачи - простая, средняя и сложная. Под каждый курс написана своя ide, вшитая прямо в платформу (сайт), где ребенок решает задачу, а система автоматически её проверяет. Сейчас так делают многие онлайн школы программирования, это очень удобно.

Так же есть курс по слепой печати на клавиатуре на русском и английском языках. Олды наверняка вспомнят Соло на клавиатуре или подобные программы, которые многие проходили в нулевых. Во многих подобных курсах нужно было печатать большие тексты, и давалось тебе на это две ошибки. Эту функцию я убрал, в моём СпитКоде можно печатать, ошибаться, стирать и возвращаться обратно. Условие прохождения урока - точность. В зависимости от размера текста от 85 до 95%. Такой формат детям подходит больше.

Работа обычно строится таким образом, что ребенок прошел пару уроков и решил задачи, потом пошёл в СпитКод и прошел там несколько уроков, чтобы разгрузить мозги. И так по кругу.

В Майнкрафтии есть своя внутренняя экономика. При создании аккаунта тебе даётся 10 алмазов, открывая уроки в курсе ты тратишь алмазы, решая задачи - зарабатываешь их. Таким образом нельзя проскипать весь курс и сказать - я сделал. Тебе обязательно нужно решать в процессе задачи в каждом уроке.

На занятиях очень много геймификации, которая безумно нравится детям. Начнем с того, что на каждом занятии, если ребенок хорошо работает и нет нареканий по поведению, получает 1 робокоин. Робокоин - это наша внутренняя валюта, небольшая монетка. Робокоины можно потратить в нашем внутреннем магазине, там находятся мышки, клавиатуры, наушники, чипсы, газировка, наборы лего и прочее. Так вот за алмазы можно покупать уровень. Уровень - это множитель робокоинов. Если у тебя 2 уровень, то ты получаешь 2 робокоина за занятие. Если 5 уровень, то 5 робокоинов за занятие. На РобоТехнике после того, как ты сделал проект, его можно сфотографировать и сдать на проверку на платформе. Преподаватель принимает проект и за проект начисляются алмазы. Я сделал единый аккаунт для Майнкрафтии и РобоТехники. Это очень удобно. Каждый проект приносит своё количество алмазов в зависимости от сложности проекта.

Невероятным пряником в работе детей стала Битва рейтингов. Помимо алмазов за решение заданий дети получают еще и рейтинг. На платформе есть сводная таблица, в которой все ученики ранжированы по рейтингу. На конец месяца топ 3 учеников получают призы - алмазы, после чего рейтинг обнуляется на всех аккаунтах и дети начинают набирать рейтинг заново. Помимо этого в личный кабинет падает кубок - победитель битвы рейтингов за ноябрь 2025 года. То есть я сделал таблицу, в которой видно, какой ученик самый лучшей. В первый месяц, когда я добавил битву рейтингов на платформу, началась плотная заруба среди детей. Многие стали заниматься ещё и дома, лишь бы набрать побольше рейтинга. Кстати, в топ 3 практически всегда оказываются не отличники, а троечники. Эти ребята просто планомерно работают, в том числе дома, а не только на занятиях, в то время как отличники решают задания только на занятиях.

На занятиях программирования от преподавателя требуется еще меньше, чем на робототехнике. Большинство детей просто потихоньку проходят уроки, на переменках играем в cs 1.6 по локалке. Иногда дети плачут и просят поставить cs 2, но я непреклонен в этом вопросе. В каждой задаче есть кнопка помощи, в которой можно оставить вопрос на форуме. Другие дети могут заходить в помощь и отвечать в комментариях. Там где дети не справляются, помогает преподаватель. Но в целом система практически работает без участия преподавателя.

Если посмотреть на формат занятий со стороны - то я создал рабочую систему онлайн школы и внедрил её в оффлайн. В первый месяц обучения преподаватель учит ребенка учиться, и дальше всё едет как по рельсам без каких-либо проблем.

Как вы поняли, на занятиях программирования так же нет лекций - дети сами проходят уроки, куда вшита теория и решают задачи с автоматической проверкой. В старшей группе программирования, куда попадают ребята с наивысшим рейтингом, возраст раскинут от 5 до 11 класса. Пятиклассник, кстати стабильно занимает 4 или 5 место в рейтинге среди всех программистов.

С таким форматом занятий решается много проблем стандартного формата обучения - в группы можно сажать детей разного возраста и уровня, в группу, которая уже занимается продолжительное время можно сажать новых ребят. Требуется заметно меньшая квалификация преподавателя - в первую очередь нужен наставник, который хорошо ладит с детьми. Каждый ребенок получает знания и навыки в своём комфортном темпе. Ни кто ни кого не тормозит, каждый ученик раскрывается индивидуально. Не нужны отдельные отработки пропущенных занятий. Дети действительно обучаются и решают практические задачи. Дети сами бегут на занятия, а добрая половина еще и занимается дома. Родители такому только рады. Второй год я веду занятия в центре в субботу и воскресенье, а в будние дни пишу РобоТехнику и Майнкрафтию, внедряя туда лучшие практики, наработанные за последние 9 лет.

Комментарии (2)


  1. LAutour
    10.12.2025 07:22

    Свободного времени было много, в телефоне был только 2g интернет который с одной стороны открывал целый мир на сайте спейс.ру, с другой стороны - не позволял практически ничего.

    Да вы "жировали" :) . Примерно тоже-самое, но 90-е: ни компа, ни интернета и тем более мобильника. Только немногие книги из школьной и сельской библиотек.

    Стабильно в половине курсов лектор совершенно не умеет рассказывать. Он записал курс ради курса, а не ради того, чтобы кого то научить. Слушать такой курс - мучение.

    Вспоминая универ, лекции делились на 2 вида: интересно рассказывает, даже нормально запоминаешь, но банально не успеваешь конспектировать, либо неторопливый рассказ под запись, но пока все монотонно записываешь, мозгу не хватает времени полноценно воспринимать информацию.


    1. Ingir_Max Автор
      10.12.2025 07:22

      С чем сравнивать, как говорится) поколение 90-х наверняка смотрели на детей 00-х и думали, в каком шоколаде они живут. "У нас в детстве такого не было", как вы и сказали. Я 95 года рождения, старший сын в этом году в первый класс пошёл. Изобилие несусветное - у меня в детстве такого не было)