Привет, Хабр! Меня зовут Иван, я руководитель отдела тестирования фронт-офисных и интеграционных систем в РГС.

В этой статье я хочу посмотреть на ключевые ценности Agile не сквозь розовые очки, а через призму управленческой практики. Разобрать, как они на самом деле работают, где помогают, где ломаются и что с этим делать тем, кто отвечает за результат.

Agile без мифов и романтики

Agile давно превратился из методологии в модный корпоративный аксессуар. Где-то он появляется по необходимости, а где-то по принципу «все побежали, и я побежал». В одних компаниях его внедряют с горящими глазами, в других — так же стремительно откатываются обратно в Waterfall, едва столкнувшись с кризисом или очередной нестабильностью рынка.

Существует некоторый «управленческий атавизм»: Agile применим тогда, когда рынок стабилен, а когда стабильности нет — нужен «железный канцлер» и директивное управление, а не самоорганизующиеся команды.

Парадокс заключается в том, что именно Agile идеально подходит для работы в условиях высокой неопределенности и кризисов:

  1. Быстрая обратная связь и короткие циклы разработки: возможность быстро пересматривать приоритеты на уровне спринта и/или чаще, что в условиях кризиса необходимо для выживания.

  2. Фокусировка на ценности: в условиях ограниченных ресурсов, критически важно делать только то, что приносит максимальную ценность здесь и сейчас, а не тратить полгода на докручивание продукта до идеала, который завтра может стать ненужным [пример: фичи корпоративного ПО, разработанные «в стол», по причине изменения регуляторки, а следовательно, и нормативных актов].

  3. Кросс-функциональные команды: их преимущество — возможность быстро перестраивать процессы, находить обходные пути, не дожидаясь распоряжений из десяти разных отделов.

Чаще всего причина провалов проста: отсутствие зрелости, непонимание сути методологии и попытка заменить мышление церемониями. Мы механически проводим дейлики, участвуем в ретроспективах «для галочки» [ведь это же бесполезное занятие, правда?] и искренне удивляемся, почему команда продолжает тонуть в бюрократии, заказчик недоволен, а любые изменения воспринимаются не как норма развития продукта, а как локальная катастрофа.

Четыре ключевые ценности Agile: где они работают, а где ломаются

Agile начинается с ключевых ценностей — это фундамент, на котором зиждется вся методология. Чистая эмпирика.

Agile-манифест был написан в 2001 году группой опытных разработчиков и менеджеров, которые устали от провальных проектов. Они занимались «рациональной работой», то есть держали фокус на разуме, логике и здравом смысле и хотели получить конкретный, измеримый результат наиболее эффективным способом, а не упражнялись в иерархическом доминировании над коллегами или в следовании новым веяниям корпоративной моды.

В теории ключевые ценности звучат очевидно и банально, но это обманчивая простота. В условиях отсутствия компетенций и должного уровня зрелости они ломаются о реальность и не оправдывают ожиданий. Однако, когда мы применяем их через призму рационального менеджмента и накопленных знаний об управлении системами, они раскрываются во всей красе.

Давайте разбираться.

Принцип №1: Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов

Суть этого принципа не в том, чтобы устроить революцию и начать игнорировать процессы и инструменты — они как раз-таки нужны и важны. Суть в том, что мы должны уметь «приземлять» их на стремительно меняющуюся реальность путем взаимодействия между людьми.

Зрелые люди умеют договариваться и соблюдать договоренности. В условиях высокой неопределенности операционная деятельность и достижение результатов имеют приоритет над избыточной бюрократией. Формализацию вполне себе можно провести ретроспективно, когда решение уже найдено и работает. И в данном случае это эффективнее, потому что мы описываем случившийся факт, а не предположение о том, что должно случиться, на основе наших когнитивных искажений ожиданий.

Где ломается:

  • Начинаем «чинить процесс», а не решать проблему;

  • Оперативную коммуникацию заменяем переписками в почте и регламентами;

  • Каждая сторона пытается доказать, что права, вместо того чтобы сделать работу.

Принцип №2: Работающий продукт важнее исчерпывающей документации

В условиях высокой динамики изменений чрезмерная детализация документации не просто не добавляет ценности — она губительна. Зрелый подход и рациональная работа заключаются в поиске достаточного (на уровне MVP), а потом уже оптимального (с учетом заданных критериев и всех факторов) уровня формализации.

Документация нужна как инструмент коммуникации и фиксации текущего состояния, но не как «священный грааль», которому нужно слепо следовать, игнорируя реальность и тем самым взращивая технический долг. Изменчивость современного рынка — да что там рынка, современной жизни! — кричит нам о том, что адаптивность системы к внешней среде — вопрос выживания.

Где ломается:

  • Стремление к излишней детализации съедает сроки;

  • Документация становится самоцелью;

  • Боязнь ранних релизов и негативной обратной связи.

Принцип №3: Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта

В классическом (водопадном) подходе отношения строятся на жестком контракте, который подписывают «на берегу». Заказчик хочет получить максимум ценности за минимум стоимости, исполнитель — минимизировать риски и зафиксировать объем работ (Fix Price vs T&M).

В такой парадигме заказчик и исполнитель находятся по разные стороны баррикад, потому что:

  • для заказчика: любая доработка = угроза бюджету;

  • для исполнителя: любая ошибка = претензия;

  • для обеих сторон: любое изменение требований = изменение условий контракта.

Данный принцип призывает заменить антагонистическую модель отношений между заказчиком и исполнителем на партнерскую, потому что настоящая ценность создается в процессе живого, доверительного взаимодействия, а не в многочасовых юридических баталиях и формальном исполнении пунктов контракта.

Заказчик вовлекается в процесс разработки: помогает приоритизировать бэклог задач, дает конструктивную обратную связь, объясняет бизнес-контекст, а исполнитель становится партнером по решению бизнес-задач.

Где ломается:

  • Заказчика воспринимают как источник требований, а не как партнера;

  • Любые изменения (требований, объема работ и т.д.) проходят через изменение условий контракта — это тормозит разработку продукта;

  • Сотрудничество заменяют формализмами и бюрократией.

Принцип №4: Готовность к изменениям важнее следования плану

В условиях VUCA-мира [VUCA — это акроним для описания современного мира и бизнес-среды как Volatility (Изменчивость), Uncertainty (Неопределенность), Complexity (Сложность) и Ambiguity (Неоднозначность)] попытка "идти по плану до конца" гарантированно провалится, столкнувшись с реальностью.

План нужен и важен как инструмент коммуникации и целеполагания на старте. Это не догма. Рациональный подход заключается в том, чтобы воспринимать план как гипотезу, которую нужно регулярно проверять и адаптировать.

Где ломается:

  • План становится догмой;

  • Изменения во внешней среде вызывают сопротивление вместо адаптации;

  • Команда теряется при любом отклонении от курса, не умеет пересматривать приоритеты.

Принцип разумной достаточности и допустимый риск как общий знаменатель ценностей Agile

Принцип разумной достаточности и допустимого риска — это взаимосвязанные концепции, используемые для принятия рациональных решений в условиях неопределенности, особенно в сферах безопасности, инженерии и управления проектами.

Разумная достаточность по сути и есть фундамент зрелого Agile: делать достаточно хорошо, чтобы приносить ценность сейчас, и достаточно гибко, чтобы не тормозить изменения завтра.

Суть принципа:

Экономическая целесообразность: нет смысла тратить миллионы на защиту от угрозы, которая может принести ущерб в несколько тысяч.

Оптимизация: поиск не идеального, а достаточно хорошего решения, которое обеспечивает требуемый уровень результата при рациональном использовании ресурсов (времени, денег, усилий).

Гибкость: уровень требований может снижаться или повышаться в зависимости от контекста и реальных условий.

Допустимый риск (или приемлемый риск) — это уровень риска, с которым общество, организация или отдельный человек готовы мириться ради получения определенных положительных результатов или выгод от деятельности. Этот риск считается оправданным с учетом экономических, социальных и экологических факторов.

Суть концепции:

Риск никогда не бывает нулевым: полное устранение всех рисков невозможно или нерационально.

Нормирование: установление пороговых значений риска, которые считаются приемлемыми при данных обстоятельствах и существующих ценностях.

Обоснование: уровень риска должен быть оправдан (например, выгодой от инновационного проекта или использованием современных технологий).

Таким образом, эти два принципа являются универсальными инструментами мышления, которые помогают реализовать ключевые ценностные ориентиры Agile-манифеста на практике.

Четыре ключевые ценности Agile не стоит воспринимать как противопоставление левой части манифеста правой. Это рациональная приоритезация производственного процесса:

Левая часть

(ценнее)

Правая часть

(тоже ценно, но менее)

Люди и взаимодействие

Процессы и инструменты

Работающий продукт

Исчерпывающая документация

Сотрудничество с заказчиком

Согласования условий контракта

Готовность к изменениям

Следование первоначальному плану

Не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева.

Это не значит «делаем только левое» и «игнорируем правое». Это значит, что «когда приходится выбирать — выбираем левое, потому что оно ближе к ценности для пользователя и бизнеса».

Никто не предлагает работать без процессов, без документации, без контрактов или без планов, но, когда меняется рынок, меняются требования, горят сроки, а пользователю нужна ценность сейчас, именно левая часть помогает принимать решения быстрее, гибче и разумнее.

Фактически 4 базовые ценности Agile — это компас, который подсказывает команде: «при столкновении с неопределенностью — выбирайте то, что приближает вас к ценности, а не к формализации».

Комментарии (8)


  1. sshmakov
    12.12.2025 13:21

    Наслаждайтесь https://habr.com/ru/articles/659379/


  1. MEGA_Nexus
    12.12.2025 13:21

     чрезмерная детализация документации не просто не добавляет ценности — она губительна.

    Хотел бы я увидеть проект, где имеется чрезмерная детализация документации. Обычно документация - это та штука, на которую почти никогда не хватает времени, поэтому даже базовая документация не всегда присутствует. Про детальную или чрезмерно детальную документация даже не говорю, это что-то из области фантастики, т.е. самой проблемы детальной документации не существует в принципе, так что нет никакого смысла с этой мистической проблемой бороться.


    1. Strictly Автор
      12.12.2025 13:21

      Спасибо за комментарий!

      Избыточность вполне себе существует: регламенты ради согласований, бесконечные Confluence-страницы, которые никто не читает и не актуализирует, (лонг-риды в почте я бы отнес туда же) и тд.

      В статье говорится про принцип разумной достаточности и про то, что:
      а) детализация не должна быть чрезмерной
      б) она должна быть своевременна (например, когда ядро системы стабильно и не нужно ее переписывать по 20 раз)

      Губительность приходит тогда, когда документация становится самоцелью. А тезис о том, что где-то не хватает времени на документацию и самой документации, говорит о том, что команда не договорилась что, когда, зачем и в каком объеме фиксировать.


  1. dag_tech
    12.12.2025 13:21

    Спасибо за статью!

    Мне кажется очень важное прилагательное добавлено автором здесь:

    Зрелые люди умеют договариваться и соблюдать договоренности.

    Соответственно, классическое определение "Принцип №1: Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов"
    следует перефразировать (понимать) так:
    Постоянное (почти постоянное, эффективное) взаимодействие ограниченного количества адекватных (зрелых) людей важнее процессов и инструментов.

    И сразу становится понятным, почему без процессов и инструментов - практически не обойтись: а) для многих ресурсоёмких задач сложно оперативно сформировать команду строго адекватных людей, готовых к постоянному взаимодействию - придется привлекать и мало- средне- квалифицированных, и эффективных апатичных интровертов и т.п.; б) адекватный человек неизбежно выпадает из постоянного эффективного взаимодействия - отпуск, свадьба, дети .... и оперативное возвращение "в поток" существенно упрощается процессами и инструментами; ну и так далее.

    Манифест слишком уж уповает на тотальную адекватность, беспросадочную работоспособность, сквозную взаимозаменяемость, и, самое главное, на однозначное взаимопонимание участниками проектов - заказчиками, руководителями, разработчиками и так далее.


    1. vlad4kr7
      12.12.2025 13:21

      Адекватное взаимодействие с использованием процессов и инструментов, важнее забюрократизированности этих процессов и жесткой привязки к инструментам.

      То, что может работать в маленьком обособленном коллективе энтузиастов, не применимо в команде одного из ИТ отделов. Сложно добиться эффективности без использования инструментов и правил. Но правила не должны быть сами по себе, и изменение правил/процессов не должно быть адом согласований.


      1. Strictly Автор
        12.12.2025 13:21

        Безусловно, об этом и речь :)


    1. Strictly Автор
      12.12.2025 13:21

      Спасибо за комментарий!

      Я с Вашими наблюдениями согласен, но давайте не будем подменять понятия.

      Agile-манифест не утверждает, что процессы и инструменты не нужны или не важны. Он задаёт приоритет. Это я отразил на самой первой картинке в тексте.

      Далее, тезис «люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов» - это не про отказ от формализации, а про то, на чем сфокусироваться в момент неопределённости.

      Процессы мы используем как усилитель взаимодействия, а не его замена. Мы не можем прятаться за процессами и документацией (что очень часто происходит, об этом собственно и статья). Посредством Agile, мы пытаемся минимизаровать ситуации, когда: диалог подменяется статусами, ответственность - регламентами, процесс соблюдается, но ценность не создается.

      По поводу апатичных интровертов: зрелость и адекватность это про ответственность и способность эффективно взаимодействовать в нужный момент. В том числе это должны уметь делать апатичные интроверты, которые пусть и не любят коммуникацию как таковую - это их право, но в нужный момент могут в нее включиться. И кстати говоря - это тоже навык, почитайте про тех же амбивертов.

      По поводу однозначного понимания - это к системному мышлению. Все участники процесса должна понимать, что говорят об одном и том же обхекте, например релиз кандидате, из разных ролей. Поэтому для каждой роли может быть свое понимание качества, например. Именно поэтому за качество отвечает вся команда - мы получаем видение с разных ракурсов, как минимум. "Онтологический дребезг" тут возникает из-за того, что мы не отмоделировали предметную область и не договорились о терминах – но это, опять-так, про зрелость и ответственность.

      Подытожим: когда процесс ломается, первым объектом изменения должны быть не люди, а процесс, как бы банально это не звучало и изменение это должно происходить через прямое взаимодействие между людьми.

      Agile, да вообще гибкость в целом, не отрицает реальность, а лишь утверждает, что в постоянно меняющемся мире разговор важнее инструкции. И да, об этом на мой взгляд безумно лаконично и содержательно скзаал Питер Друкер: "Культура ест стратегию на завтрак"

      Спасибо за комментарий!


  1. BLIUVSHTEIN
    12.12.2025 13:21

    Всё четко разложил