
Да, это не rocket science. Это rectum science. И она вас спасёт
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Петр Владимирович Царьков, я - доктор медицинских наук, колопроктолог, онколог, хирург, директор Клиники колопроктологии и малоинвазивной хирургии. Много лет я занимаюсь лечением колоректальных заболеваний, в том числе рака кишечника. Сегодня я расскажу о том, как сделать так, чтоб он обошел вас стороной (или был пойман рано, когда все еще можно исправить).
Когда люди слышат «Вам нужно сделать колоноскопию», они обычно реагируют так, будто я предложил им слетать на Марс без скафандра.
Неловкая пауза. Смущенная улыбка. «Доктор, может… как-нибудь потом?»
Понимаю. Это не самая романтичная тема для разговора. Но есть вещи, которые мы обсуждаем не потому, что хочется, а потому что важно.
И колоноскопия — одна из них.
Зачем она нужна, как проходит и кому пора бежать на исследование – читайте в этой статье.
Доктор «по кишкам»
Толстая кишка – это орган человека, который занимает внушительную часть содержимого нашего живота. Кстати, «толстой» ее называют совсем не потому, что она давно не сидела на диете. Просто по сравнению с тонкой кишкой ее диаметр больше. А также на ее поверхности есть жировые подвески – небольшие образования, состоящие из жировой ткани. Когда их много и они упитанные, толстая кишка действительно выглядит не худенькой.
Современные образованные и культурные люди, конечно, не разбираются в этих особенностях. На это есть врачи. Тем более, что образ хоть толстой, хоть тонкой кишки связан в представлении обычного человека совсем с другим, а именно с дурно пахнущими продуктами жизнедеятельности. Не зря врачей моей специальности иногда по ошибке называют «кАлопроктологами».
(На самом деле слова «кОлопроктолог» и «кОлоноскопия» образовано от латинского «colon» – толстая кишка, а не совсем от того, что вы подумали).
Мы привыкли к тому, что множество врачей заглядывают своими глазами в разные части нашего тела: офтальмолог – в глаза, оториноларинголог – в уши, терапевт и стоматолог – в рот. Гинекологи и урологи на приеме обязательно осматривают интимные области организма, за что и стали героями множества анекдотов. Колопроктолог (или сокращенно «проктолог») хоть и не такой частый герой смешных историй, но на приеме тоже обследует интересные места человека.
Проблема только в том, что заглянуть лично он может только в самую нижнюю часть – анальный канал. Остальные полтора-два метра толстой кишки просто глазом не осмотришь.
«Ну и что вы там хотите увидеть?»
Скажу вам правду. Ни-че-го. Хочу, чтобы у каждого моего пациента внутри толстой кишки ничего плохого и опасного не было. Я вообще за то, чтобы люди не встречались с разными колопроктологическими заболеваниями. И когда в толстой кишке кроме розовой блестящей слизистой ничего другого нет, это просто замечательно, можно человека поздравить. Но такие люди редко приходят на прием к проктологу…
Давайте лучше переформулируем вопрос: «А что мы там НЕ хотим увидеть?»
И вот вам далеко не полный список болезней и состояний, которые могут «жить» в толстой кишке, скрываясь в полной темноте брюшной полости: язвенный колит, болезнь Крона, дивертикулит, полипы, и самое страшное – РАК.
«Ха-ха-ха, у меня же ничего не болит, и анализы в порядке, ничего такого у меня нет». Отчасти вы правы. Если вы ведете здоровый образ жизни, много двигаетесь, едите овощи и кисломолочные продукты, не курите, не употребляете алкоголь, контролируете уровень стресса, ваши риск заполучить одно из вышеперечисленных заболеваний крайне низкий.
Но каждый негативный фактор образа жизни в совокупности с генетическими настройками увеличивает шансы того, что внутри толстой кишки начинают тихонечко, совсем незаметно для окружающих и даже для самого человека образовываться сначала совсем крохотные, едва заметные полипы. Это такие небольшие выросты слизистой оболочки (внутренней выстилки толстой кишки).

Вначале они такие маленькие, что никак не влияют на работу желудочно-кишечного тракта, сидят себе и ждут. И растут, увеличиваясь в размерах, накапливая мутации в своих клетках. Процесс роста полипов может занимать годы. И все эти годы человек может быть уверен, что он совершенно здоров. Желудок и кишка работают отлично, силы есть, никаких неприятных симптомов. Но часики-то тикают.
В какой-то момент полип достигает достаточно большого размера – полтора или два сантиметра. Он все еще не мешает продвижению кишечного содержимого, в стуле нет никакой крови и вообще нет неприятных ощущений. Но внутри полипа уже могут появиться раковые клетки. И с этого момента счет идет на месяцы. Если дать возможность такому полипу продолжать расти, то неминуемо образуется крупная раковая опухоль, которая уже играет с организмом по своим жестоким правилам. И даже в этот момент многие люди продолжают жить обычной жизнью, не имея никаких симптомов, совершенно не догадываясь, что внутри толстой кишки живет «чужой» и постепенно захватывает организм. Еще полгода и может быть уже поздно, опухоль может распространиться в другие органы. И шансы на излечение стремительно падают.
Страшно? Мне тоже. Особенно, когда на прием с диагнозом «рак толстой кишки» ко мне приходят молодые крепкие парни. Кому 45 лет, кому 40, а иным и 35 еще нет…
Я уже не говорю про 60-ти и 70-ти летних мужчин и женщин, которые хоть и чаще сталкиваются с этим диагнозом, но тоже совершенно не хотят умирать от распространенного рака толстой кишки. Подумайте о своих родителях, бабушках и дедушках, они все находятся в группе риска уже просто по возрасту.
Прививка от рака
Но не будем фаталистами. Конечно, рак – это дело непредсказуемое. И он совершенно не разбирает, у кого образоваться – у молодого или человека в возрасте, у здорового или с сопутствующими заболеваниями. Хорошая новость в том, что рак толстой кишки – это один из двух видов опухолей, которые можно предотвратить. По-настоящему предотвратить, прямо-таки сделать «прививку от рака».
Помните о крошечных доброкачественных полипах, которые ни с того, ни с сего могут образоваться в толстой кишке любого человека? Именно они являются причиной развития раковых опухолей. А что, если бы те люди, у которых уже есть полипы, в одночасье избавились бы от них? Нет полипов, нет рака!
И вот перед нами две задачи. Первая – определить тех людей, у кого есть полипы. Вторая – удалить все полипы из толстой кишки этих людей. Еще 50 лет назад задача выглядела невыполнимой. Но сегодня всем жителям России и других стран доступна колоноскопия. Это не только метод диагностики, это метод реальной профилактики рака.
А может, что-то другое?
Нет, рентген/УЗИ/КТ/МРТ совершенно не заменяют колоноскопию.
Да, колоноскопия – это единственный точный способ узнать, есть ли у человека полипы в толстой кишке. А самое главное, это способ сразу же от них избавиться!
На рентгене, также как и на компьютерной томографии (КТ) плохо видны мягкие, некостные образования. Особенно внутри просвета кишки. Особенно, если их размер всего несколько миллиметров. Та же история с УЗИ. Маленькие полипы просто невозможно рассмотреть. МРТ толстой кишки – это вообще отдельный квест, в который совершенно не стоит ввязываться. Из-за особенностей процесса сканирования любое движение кишки полностью смазывает изображение. Поэтому МРТ кишечника чаще всего – это выброшенные из жизни несколько часов попыток за немаленькие суммы денег.
И еще. Представим, что каким-то чудесным образом на рентгене/УЗИ/КТ/МРТ врачи все-таки рассмотрели в толстой кишке полипы. Вы уже догадались, какой будет следующая их рекомендация? Правильно. «А теперь пора на колоноскопию, чтобы их удалить!» Так может, с нее и начнем, не теряя времени и средства на другие исследования?
И все-таки колоноскопия
Итак, колоноскопия – это обследование толстой кишки с помощью видеокамеры, которая находится на конце длинного «шланга» – колоноскопа. С конструктивной точки зрения он похож на легендарный шланг с «лампочкой», который «глотают» для изучения желудка (гастроскопии). Только во время колоноскопии камера попадает внутрь толстой кишки с другой стороны – со стороны анального канала.

Современные колоноскопы – это технически очень сложные и безумно дорогие устройства. Представьте, что вам нужно сделать стрим в условиях: полная темнота, экстремальная влажность, температура 37°C, подвижная «локация» со сложным рельефом, и нельзя ни на миллиметр ошибиться с цветопередачей. Вот что инженеры запихнули на конец этого «шланга».
Миниатюрная ПЗС-матрица (CCD) или, в самых современных моделях, КМОП-сенсор (CMOS) с обратной засветкой (back-illuminated). Размер сенсора — крошечный, порядка 1/10" или меньше.
Разрешение HD (1280x720) и Full HD (1920x1080) — это стандарт. Топовые модели уходят в 4K (3840x2160). Но ключевое не в количестве пикселей, а в их качестве и схеме расположения.
Последовательная съемка RGB (Frame Sequential). Сенсор монохромный, а перед объективом стоит вращающееся колесо с RGB-светофильтрами. Кадр формируется из трех последовательных кадров (R, G, B), что дает идеальную цветопередачу (CRI > 90) без муара и высокое разрешение по цвету. Это как съемка в RAW на аппаратном уровне.
Широкоугольный объектив с углом обзора 140-170 градусов. Это почти «рыбий глаз» (но с качественной коррекцией). Нужно, чтобы видеть не только «впереди», но и стенки «тоннеля».
Огромная глубина резкости (FOV) для таких размеров: от 3-5 мм до 100+ мм. Врач должен видеть четко и слизистую прямо перед объективом, и рельеф вдалеке, без автофокуса. Достигается сверхмалой апертурой.
Фиксированная, очень маленькая (большое f-число) диафрагма, чтобы была большая ГРИП.
NBI (Narrow Band Imaging — узкополосная визуализация): Аппаратный фильтр, который оставляет только два специфических узких диапазона синего и зеленого света (415 нм и 540 нм). Они поглощаются гемоглобином и идеально подсвечивают сосудистую сеть слизистой. Это как аппаратный режим для детекции аномалий.
AFI (Autofluorescence Imaging): Режим, где ткань подсвечивают синим светом, а камера смотрит на ее автофлуоресценцию. Опухолевая ткань светится иначе. Это как встроенный режим «ночного видения» для биоткани.
Задержка (Latency) практически нулевая. Любая задержка между движением кончика и картинкой на экране — это прямой риск перфорации кишки. Система работает в реальном времени.
Класс защиты: IPX8 — полная водонепроницаемость при длительном погружении (кишечник — влажная среда).
Выдерживает стерилизацию автоклавированием (нагрев до 135°C под давлением) или обработку парами перекиси водорода. Это экстремальные условия для любой электроники.
Крайне высокий ресурс на отказ (MTBF). Эндоскоп рассчитан на тысячи циклов обработки.

Кому нужна колоноскопия?
Врач-эндоскопист берет в свои руки full-HD камеру с широкоугольником, огромной ГРИП и аппаратными фильтрами, засовывает ее в самое сокровенное место нашего тела и ведет нулевой latency-стрим на большой экран, где во всех подробностях рассматривает нашу толстую кишку. Согласен, мало кого впечатляют такие мысли. Особенно мужчин. Особенно молодых мужчин.
«Я слишком молод. У меня ничего не болит. У меня нет полипов и рака толстой кишки». Возможно, это так. Но единственные надежный способ быть в этом уверенным – это сделать колоноскопию. Полипы не болят. Раковые опухоли на ранних стадиях не болят. Когда они заболят, будет уже поздно. Всем людям старше 45 лет просто нужно сделать колоноскопию. Просто потому что пора. Просто потому, что, удалив полипы, вы убережете себя от рака толстой кишки, избавите своих близких от переживаний и страха за вашу жизнь.
ЖКТ работает с перебоями? То запоры, то поносы? Замучил метеоризм? В стуле бывает кровь? Врачи несколько недель лечат гастроэнтерит, панкреатит, колит или еще какой-нибудь «-ит», но улучшения нет? Даже если вам еще не стукнуло 45 лет, срочно нужна колоноскопия. Эти и другие симптомы могут указывать на серьезные нарушения работы толстой кишки. Если живот перестал работать как обычно и в течение 2-3 недель нормальное пищеварение не восстанавливается, нужно бить тревогу. Совсем недавно ко мне, как к доктору, обратился парень 34 лет, которого гастроэнтерологи 2 месяца лечили от кишечной инфекции и панкреатита. Он сам настоял на колоноскопии, а врачи его отговаривали, зачем, ведь молодой совсем. А у него все это время была раковая опухоль. И это далеко не единичный случай. Сорокалетние, тридцатилетние пациенты с установленным онкологическим диагнозом приходят на прием ко мне каждую неделю. Как бы поменялась их жизнь, если бы они вовремя выполнили колоноскопию и удалили полипы!
Почему колоноскопия – это не страшно?
Больше всего тревоги колоноскопия вызывает у мужчин. Такая интимная процедура кажется им надругательством над их мужской природой. «Извращенцы какие-то» думают они про врачей, которые проводят колоноскопию.
Хорошая новость в том, что пациент в этой процедуре может совсем не участвовать. Точнее, тело его, конечно же участвует, а вот сознанию при этом присутствовать совершенно необязательно. «Медикаментозный сон» или «седация» – это способ выполнения колоноскопии так, что человек ничего и не заметит. Врач-анестезиолог делает укол, наступает глубокий приятный сон, врач-эндоскопист полностью и тщательно выполняет процедуру, пациент просыпается в хорошем настроении и без неприятных ощущений вообще.
Также, чтобы скрыть все интимные части человека, на которые врачу смотреть не надо (да ему и самому не хочется, честно говоря), пациенту одевают специальные одноразовые шортики, которые закрывают всю промежность кроме небольшой зоны сзади.
К слову, колоноскопию пережили многие известные люди, многие из которых не просто мужчины, а самые брутальные представители сильной половины человечества. И которые ничуть не потеряли своего авторитета после того, как открыто рассказали о подготовке и о самом исследовании, о важности удаления полипов и регулярной проверке. Истории Тома Круза, Уилла Смита, Райана Рейнольдса и даже Симпсонов вы можете найти уже самостоятельно.
Заключение. Последняя страница инструкции
Давайте подведем итог. Колоноскопия — это полная и самая детальная проверка системы толстой кишки изнутри. Не та, что просто считывает внешние показатели, а та, что позволяет заглянуть в каждый уголок сложной конструкции.
Процедура — это не тест на прочность. Вы не чувствуете и не помните самого процесса. Вы просто засыпаете в одном кабинете, а просыпаетесь в другом — уже с готовым результатом. Ваша задача — только подготовить «оборудование» к тестированию.
Результат — это ясность. Мы получаем один из трёх чётких отчетов:
«Всё чисто, система работает идеально». Можно жить спокойно лет на десять.
«Нашли слабые места и сразу их укрепили». Мы обнаружили те самые полипы и удалили их в ходе этой же проверки. Это и есть главная победа.
«Обнаружена серьезная неполадка, но мы поймали её очень рано». Это повод немедленно начать ремонт с огромными шансами на успех.
Сроки — это логика. Плановая проверка нужна всем людям, начиная с 45 лет. Внеплановая — при любых неполадках ЖКТ, которые не проходят с лечением. Ждать, пока система сама сломается, — самая рискованная стратегия.
Суть колоноскопии — в предотвращении рака. Это уникальная возможность найти крошечную деталь, которая может сломаться через много лет, и аккуратно её извлечь. На этом всё заканчивается.
В своей работе вы наверняка знаете: проблему, которую предвидел и предотвратил, не придётся героически устранять в панике среди ночи. Со здоровьем — та же история.
Сделайте эту плановую проверку. Получите четкий отчёт о состоянии важнейшей системы. И продолжайте работать дальше — уже с полной уверенностью в её надёжности.
Возможно, информация в статье вызвала у вас вопросы или сомнения: делитесь, давайте разбираться вместе.
Комментарии (5)

kimisa
12.12.2025 13:56Считаю что ФГЭС что колоноскопию нужно делать по показаниям, а не как часть ежегодного медосмотра. Это были и пока есть все-таки жесткие процедуры. Это не кровь из вены взять.

DKomaleev
12.12.2025 13:56В колоноскопии самое неприятное не сама процедура, а процесс подготовки к ней. Нужно выпить за день литра 3 довольно отвратительной жижи, которая прочищает кишечник для исследования.
И, кстати, не расскажете в двух словах, что такое "мегаколон" и чем он опасен?

AppCrafter
12.12.2025 13:56Совершенно верно, самое сложное это подготовка. Да и выход из наркоза после процедуры не такой приятный, как автор описывает. Тем более, если удалялись полипы, то несколько дней будут болезненные ощущения и сильные ограничения по питанию.
И самый главный вопрос, на которой проктологи не отвечают, что колоноскопия может разбудить болезнь. В первую очередь это касается случаев, когда берутся образцы внутренних тканей. Врачи, конечно, ссылаются на массу исследований, который показывают, что процедура ничего не нарушает внутри организма. Но при этом нет никаких исследований, что происходит с людьми через полгода, год и более после процедуры. А бывают случаи, что болезнь спит в организме, имунная система как-то ещё держит оборону, а после вмешательства, этот баланс нарушается. В результате, становится хуже, чем было, и непредсказуемо.
xata6
Не понятно намеренье, да тема важная, НО давно на Медфорум врывались представители IT и рассказывали какой полезный линукс, или как важно делать бекапы, или какой замечательный ipv6?!