OpenAI, Google, представители Конгресса США, миллиардеры. Как малочисленному народу удалось добиться высот и занимать львиный процент “верхушек мира” несмотря на 2000 лет гонений? Попробуем разобраться без теорий заговора: через историю и контекст методики еврейского обучения, а также вернемся в Россию 90-ых.

Добрый день, Хабр!
С вами Александр Столыпин, и сегодня речь пойдет про достаточно хитрую закономерность.
Еврейская аномалия
Сухие цифры вещь упрямая, и в случае с еврейским феноменом они буквально кричат о нестыковке вероятностей.
“Если мы возьмем население планеты, то евреи в нем – это статистическая погрешность, всего 0,2%, или около 15 миллионов человек.
По законам нормального распределения, в любой случайной выборке успешных людей среди евреев должно быть ничтожно мало. Но стоит открыть список Нобелевских лауреатов, и мы увидим, что каждый пятый ученый, совершивший прорыв в физике, химии или медицине, имеет еврейские корни. В экономике ситуация еще более показательная: там доля доходит до сорока процентов. Та же картина наблюдается за океаном: в американском Конгрессе и Сенате представительство евреев в разы превышает их долю в населении, а в списке миллиардеров Forbes они стабильно занимают серьезную долю позиций.

В сфере фундаментальных открытий доминирование абсолютно. Если открыть список Нобелевских лауреатов за последние сто лет, мы увидим, что каждый пятый ученый (более 20%), совершивший прорыв в физике, химии или медицине, имеет еврейские корни. В экономике эта цифра еще выше — исторически она стремится к 40%. Малая этническая группа фактически стала главным поставщиком интеллектуальных прорывов человечества.
В США, где евреи составляют всего 2,4% населения, их политический вес несоизмеримо выше. В текущем 119-м Конгрессе они занимают 6% мест, а в Сенате (ключевом орган принятия решений) 9%. Это означает четырехкратное превышение представительства относительно их демографической доли.
Если мы посмотрим на архитекторов современной экономики – основателей высшего эшелона (они же Top-Tier Founders) в сферах технологий и финансов статистика становится еще более впечатляющей. Среди создателей самых влиятельных компаний современности, входящих в топ-50 и топ-100 индекса S&P 500, доля евреев по средней оценке держится в диапазоне от 20% до 30%. Цифровой и финансовый ландшафт XXI века во многом спроектирован именно этой группой.
Списки богатейших людей планеты подтверждают этот тренд. В рейтинге миллиардеров Forbes (США) евреи также по средним подсчетам удерживают около трети (30–35%) позиций. Это не просто старые деньги, это активный капитал, работающий в самых высокомаржинальных секторах.
Нельзя игнорировать и мягкую силу.
Голливудские студии-мейджоры, глобальные новостные корпорации и издательские дома исторически создавались и управлялись выходцами из еврейской среды. Только в топ-50 самых кассовых режиссеров примерно 20-25% это этнические евреи, а 38% получают номинацию Лучший Режиссёр на Оскаре. А если говорить об основателях киностудий (Paramount Pictures, Warner Bros, Columbia Pictures и т.д.), доля евреев занимает почти 85%.Это дает колоссальное влияние не только на кошельки, но и на умы: на то, какие истории смотрит и обсуждает весь мир.

Узнаете?
Однако самая невероятная метаморфоза произошла не в американских университетах, а у нас дома, в России девяностых. Распад Советского Союза стал идеальным историческим полигоном, где в условиях полного хаоса и отсутствия правил рухнули старые партийные лифты. В образовавшийся вакуум хлынули те, кто умел быстрее всех адаптироваться к новой реальности. В середине девяностых в обиход вошел термин «семибанкирщина» – так называли узкую группу олигархов, которые фактически приватизировали управление страной и обеспечили переизбрание Ельцина.
Если мы посмотрим на этнический состав этой группы, то увидим картину, которая не укладывается ни в какие рамки теории вероятности. Из семи человек, державших в руках половину экономики огромной страны, шестеро были евреями: их имена знал практически каждый, кто в сознательном возрасте проходил через эпоху 90-ых. На тот момент евреи составляли примерно 0,16% населения России. Получается, что концентрация капитала и власти в руках этой этнической группы превысила норму более чем в шестьсот раз.
Шанс еврея стать олигархом в России девяностых был в сотни раз выше, чем у любого другого гражданина. Такая колоссальная диспропорция не может быть простым совпадением или везением, она указывает на системное преимущество. Очевидно, что к моменту краха империи у этой группы людей на руках оказались некие козыри – специфические навыки, культурные установки или социальные связи, которые в условиях свободного рынка сработали как пружина. Чтобы понять природу этого успеха, нам придется отмотать историю назад и посмотреть, как ограничения и гонения парадоксальным образом выковали этот уникальный человеческий капитал.
Естественный отбор…грамотностью
Основой для данной главы послужила книга Maristella Botticini и Zvi Eckstein "The Chosen Few: How Education Shaped Jewish History, 70–1492" (2012, Princeton University Press).
Фундамент еврейского успеха был заложен задолго до появления банков и бирж, и началось всё с радикальной религиозной реформы.
В первом веке нашей эры, незадолго до разрушения Иерусалимского храма, первосвященник Иехошуа бен Гамла ввел революционное для античного мира правило: каждый еврейский отец под страхом отлучения обязан был научить своего сына читать и изучать Тору. Сегодня это требование кажется банальным, но для аграрного общества того времени оно стало тяжелейшим экономическим бременем. В мире, где дети были бесплатной рабочей силой в поле, отрывать сына от плуга и платить учителю было разорительно.
Этот закон запустил механизм жесткой социальной селекции, который экономисты Боттичини и Экстейн назвали великим фильтром (не путать с парадоксом Ферми). Те евреи-земледельцы, которые не могли позволить себе расходы на образование или не видели в нем смысла, постепенно покидали общину, ассимилировались и принимали христианство или позже ислам. Внутри иудаизма оставались лишь те, кто был готов инвестировать в знания вопреки убыткам. За несколько веков такой фильтрации народ полностью трансформировался: из обычного аграрного племени он превратился в уникальное сообщество с поголовной мужской грамотностью. К началу Средневековья, когда даже европейские короли зачастую ставили крестик вместо подписи, многие еврейские подросток умели читать, писать и считать.
“Именно эта интеллектуальная фора, а не врожденная склонность к деньгам, определила их будущую судьбу с началом урбанизации.
Когда экономика начала усложняться, евреи оказались единственной группой, массово готовой к занятию профессиями, требующими работы с документами и цифрами. Они заняли ниши кредитования, торговли и медицины просто потому, что у них практически не было конкурентов, способных прочитать сложный контракт или рассчитать проценты. Позже этот тренд усилился внешними запретами: в христианской Европе евреям законодательно запрещали владеть землей и вступать в ремесленные гильдии, фактически выдавливая их из физического труда в интеллектуальный.
Так вынужденные ограничения сформировали концепцию «портативного капитала», которая стала главной стратегией выживания этноса. Евреи веками жили на чемоданах, понимая, что недвижимость или золотые слитки могут быть конфискованы при очередном изгнании или погроме. Единственным активом, который невозможно отобрать на таможне и который не девальвируется при переезде, было образование. Это создало культ знаний, где профессия врача, юриста или финансового консультанта рассматривалась как единственная надежная страховка от жизненных катастроф. Инвестиции в мозг детей стали для евреев способом конвертировать свою уязвимость в неубиваемое конкурентное преимущество.
Культурный код
Само по себе наличие образования еще не объясняет феноменального количества открытий и прорывов; решающую роль играет не столько объем знаний, сколько специфическая методология мышления, веками оттачиваемая в еврейской среде. Традиционная система обучения в большинстве культур строится на авторитете учителя: преподаватель излагает истину, а ученик должен ее запомнить и воспроизвести. В еврейской традиции, основанной на изучении Талмуда, подход диаметрально противоположный.
“Здесь центральное место занимает формат хеврута – обучение в парах, где партнеры читают древний текст не для того, чтобы бездумно зазубрить его, а чтобы найти в нем противоречия, задать неудобные вопросы и атаковать аргументы друг друга.
Этот процесс напоминает ежедневный интеллектуальный спарринг, где высшей доблестью считается не послушание, а способность найти новый, нестандартный угол зрения и обоснованно оспорить мнение авторитетного раввина. Такая многовековая тренировка у��а сформировала у евреев особую когнитивную черту, которую социологи называют интеллектуальной бесстрашностью. Человек, привыкший с детства искать логические нестыковки в священных текстах, автоматически переносит этот навык на любую другую сферу деятельности, будь то физика, юриспруденция или бизнес. Он не пасует перед устоявшимися догмами и не боится выглядеть белой вороной, заявляя, что общепринятая теория ошибочна.
Именно этот культурный код объясняет, почему евреи так часто становятся революционерами в науке и культуре, а не просто хорошими исполнителями. Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд или Карл Маркс не просто дополнили существующие картины мира – они полностью их перевернули, предложив взамен нечто радикально новое. Их мышление было подрывным по своей сути, нацеленным на слом старых парадигм. В современном мире технологий и стартапов это качество оказалось востребованным как никогда: то, что в традиционном обществе могло считаться дерзостью или неуживчивостью, в Кремниевой долине стало основой инноваций. Способность игнорировать иерархию и задавать вопрос «почему это работает именно так?» лежит в основе успеха таких гигантов, как Google или Facebook, созданных людьми, выросшими в этой культуре сомнения и поиска.
Технология интеграции или первая глобальная (соц)сеть
Однако высокий интеллект и хорошее образование сами по себе не гарантируют глобального влияния; для масштабирования успеха необходима структура, позволяющая этим качествам работать сообща.
Еврейская община исторически решила эту задачу, создав, пожалуй, первую в мире децентрализованную социальную сеть задолго до появления интернета и телеграфа. В то время как большинство народов жили локально и редко покидали пределы своего региона, евреи были рассеяны по всему цивилизованному миру, но сохраняли при этом жесткую внутреннюю связность. Это позволяло выстроить уникальный протокол доверия, который стал основой их коммерческого доминирования в Средние века. Купец в Венеции мог отправить вексель своему партнеру в Багдад или Каир, будучи абсолютно уверенным, что обязательства будут выполнены. Гарантией честности выступала не полиция, а страх перед полным социальным исключением: обман партнера в одном городе означал мгновенную потерю репутации и изгнание из делового круга во всем мире. Такая система делала еврейские торговые каналы гораздо более быстрыми, дешевыми и безопасными, чем государственные или церковные.

Параллельно с горизонтальной интеграцией была отработана и вертикальная стратегия выживания, известная в истории как феномен придворных евреев. Будучи чужаками, лишенными политических прав и военной силы, евреи поняли, что единственный способ обеспечить свою безопасность – стать незаменимыми для правящей элиты. Королям и герцогам постоянно требовались люди, способные финансировать войны, управлять налогами и чеканить монету, но при этом не претендующие на трон. Евреи идеально подходили на эту роль: компетентные, богатые, но политически безопасные. Они входили в высшее общество не снизу, через толпу, а сразу сверху, через приемные монархов и канцлеров. Эта модель интеграции через высочайший профессионализм и полезность для элит сохранилась до наших дней, трансформировавшись в присутствие на ключевых позициях в советах директоров, юридических фирмах и правительственных аппаратах.
Дополняет эту картину удивительная историческая мобильность, напоминающая серфинг по волнам мировой экономики. Не привязанные к конкретной территории, евреи всегда инстинктивно мигрировали в точки максимального экономического роста. Когда центром мира была Испания, они процветали там; когда лидерство перешло к торговой Голландии, а затем к Британской империи, капиталы и умы общины перемещались в Амстердам и Лондон. В двадцатом веке, когда новый центр силы сформировался в США, поток миграции устреми��ся за океан. Эта способность не держаться за тонущий корабль и всегда оказываться там, где сейчас бьется сердце цивилизации, позволяет им столетиями оставаться в авангарде прогресса, избегая застоя вместе с угасающими империями. По сути, в современном глобальном мире именно эта безграничная модель существования оказалась самой выигрышной: евреи стали идеальными гражданами мира еще до того, как этот термин был придуман.
От адаптации к проектированию
К началу XXI века накопленный потенциал позволил еврейской общине перейти от стратегии выживания внутри чужих систем к непосредственному созданию архитектуры современного мира. Если в прошлые эпохи они были виртуозными игроками, то теперь стали разработчиками правил игры. Наиболее ярко это проявилось в цифровой революции, где выходцы из еврейских семей фактически построили часть нервной системычеловечества. Глобальный информационный ландшафт сегодня определяется алгоритмами и платформами, созданными Ларри Пейджем и Сергеем Брином (Google), Марком Цукербергом (Meta/Facebook) и лидерами новой волны искусственного интеллекта, такими как Сэм Альтман (OpenAI).
Эти люди не просто создали успешные корпорации, они монополизировали способы, которыми мир ищет информацию, общается и мыслит, превратив свой культурный код в новый цифровой стандарт.
Аналогичная трансформация произошла и в мировой финансовой системе, которая выполняет роль кровеносной артерии глобальной экономики. Влияние здесь давно переросло уровень простого накопления богатства и сместилось в сферу макроэкономического управления. Показательно, что Федеральную резервную систему США – организацию, определяющую стоимость денег для всей планеты, – на протяжении последних десятилетий возглавляли преимущественно экономисты еврейского происхождения, такие как Алан Гринспен, Бен Бернанке и Джанет Йеллен.
К этому стоит добавить руководство крупнейшими инвестиционными фондами вроде BlackRock, Blackstone, APM или KKR управляющими триллионами долларов активов. Это свидетельствует о том, что ключевые рычаги управления мировой инфляцией, кредитными ставками и инвестиционными потоками находятся в руках узкого круга профессионалов, объединенных общим культурным бэкграундом.
Третьим столпом этого архитектурного влияния остается фундаментальная наука, где еврейское присутствие работает как постоянный двигатель прогресса. Статистика Нобелевских премий, где каждый четвертый лауреат имеет еврейские корни, говорит не о случайных озарениях, а о системной эффективности их образовательной модели. В медицине, физике и химии этот интеллектуальный спецназ человечества берет на себя решение самых сложных когнитивных задач. В результате современная цивилизация, от смартфонов и поисковиков до вакцин и банковских систем, оказалась пронизана идеями и технологиями, разработанными представителями этой этнической группы, что делает их роль в истории несоразмерной их физической численности.
Русский феномен 90-х
Если вся вышеизложенная теория об адаптивности, склонности к риску и работе с информацией верна, то она должна блестяще подтверждаться на практике в моменты максимального хаоса. Россия девяностых ��одов стала идеальным, почти лабораторным доказательством эффективности этих механизмов. Когда рухнул Советский Союз, в одночасье обесценились навыки, которые десятилетиями гарантировали успех: партийная лояльность, выслуга лет и умение ходить строем. На короткий исторический миг образовался вакуум власти и правил, который заполнили не крепкие хозяйственники или красные директора, а те, кто умел быстрее всех просчитывать сложные финансовые схемы и не боялся играть ва-банк.
“Именно в этот период на авансцену вышла группа, получившая название «семибанкирщина».
Этот перекос объясняется не столько заговором, сколько фундаментальным преимуществом в софте – программном обеспечении мышления. В советское время из-за негласного государственного антисемитизма карьера по партийной или линии КГБ для евреев была часто закрыта. Это выдавливало их в серые зоны: цеховое производство, фарцовку, науку или искусство. Когда государственная система рухнула, именно эти маргинальные для СССР навыки – умение доставать дефицит, договариваться мимо официальных каналов и быстро считать прибыль – внезапно стали главными добродетелями капитализма. В то время как советская элита растерянно смотрела на ваучеры и гиперинфляцию, люди с опытом выживания вопреки увидели в этом океан возможностей.

Русский кейс девяностых наглядно показал: еврейский культурный код работает как сжатая пружина. В стабильной, иерархичной среде он может быть незаметен, но в эпоху перемен, когда старые правила отменяются, эта группа демонстрирует взрывную эффективность, занимая командные высоты с невероятной скоростью. Даже последовавшая в двухтысячные годы смена элит и приход к власти силовиков лишь скорректировали, но не отменили этот тренд: доля евреев в списке богатейших людей России колеблется в районе 25%, против примерно половины от общего числа до 1995 года.
Заключение
Подводя итог этому исследованию, можно утверждать, что феноменальная результативность еврейского народа не магия, не случайность и не результат тайного сговора.
Это закономерный итог двухтысячелетнего исторического эксперимента по выживанию в экстремальных условиях. История загнала этот этнос в узкий коридор возможностей, где любые привычные для других народов ресурсы (земля, армия, численное превосходство) были недоступны. В ответ на это еврейская культура была вынуждена выработать уникальные компенсаторные механизмы, сделав ставку на нематериальные активы: образование, социальные связи и мобильность.
Парадокс заключается в том, что стратегии, созданные для выживания в условиях средневековых гетто, оказались идеальным инструментарием для доминирования в постиндустриальную эпоху. Современный мир, ставший глобальным, цифровым и ориентированным на знания, по сути, стал играть по еврейским правилам. То, что веками считалось недостатком (отсутствие привязки к земле и разбросанность по миру) в XXI веке превратилось в главный козырь. Пока другие народы держались за свои границы и ресурсы, евреи строили горизонтальные связи и инвестировали �� интеллект.
В конечном счете, история еврейского успеха доказательство того, что в долгосрочной перспективе софт (культурный код, образование, гибкость мышления) всегда побеждает хард (территории, нефть, грубую силу). Этот народ выполняет функцию своего рода интеллектуального спецназа человечества: малочисленной группы, которая берет на себя решение самых сложных и рискованных когнитивных задач, получая взамен непропорционально высокое вознаграждение и влияние. Они были глобалистами и информационным обществом задолго до того, как остальной мир узнал эти слова, и когда будущее наконец наступило, они просто оказались к нему готовы лучше всех.
И к слову: я веду блог о технологичных компаниях, включая еврейские, которые привносят в мир инновации, и успешно реализуют себя на бирже, на pre-IPO и IPO-стадиях и рассказываю где их можно купить.
С вами был Александр Столыпин.
Увидимся в будущем!
Комментарии (15)

qrdl
17.12.2025 09:26Не привязанные к конкретной территории, евреи всегда инстинктивно мигрировали в точки максимального экономического роста. Когда центром мира была Испания, они процветали там; когда лидерство перешло к торговой Голландии, а затем к Британской империи, капиталы и умы общины перемещались в Амстердам и Лондон
Евреи все же не от не фиг делать "перемеcтились" из Испании: https://ru.wikipedia.org/wiki/Изгнание_евреев_из_Испании

onlyahead Автор
17.12.2025 09:26Разумеется, исход из Испании был вынужденным (Альгамбрский эдикт в вашей статье), и слово "переместились" сильно сглаживает трагедию изгнания.
Но мой тезис касался скорее того, куда они направились до и после катастрофы. Вектор миграции был направлен не в глушь, а в новые экономические центры - Голландию и Османскую империю. Способность после потери всего быстро пересобраться в самой перспективной экономике того времени. А это и есть тот самый механизм адаптации, о котором статья.

qrdl
17.12.2025 09:26В момент изгнания евреев из Испании (конец XV века) Нидерланды были бедной и неспокойной испанской провинцией, а экономический расцвет начался только после обретения Нидерландами независимости полтора века спустя.
Так что не евреи поехали туда, где было все в золоте и тюльпанах, а оно все стало таким после того, как евреи туда приехали. Не могу утверждать, но подозреваю, что как раз это вполне могло быть одной из причин превращения Нидерландов в ведущую экономическую державу.

AdrianoVisoccini
17.12.2025 09:26или, как вариант, сейчас следите за руками, 0.2% населения не повлияли на становление Нидерландов в измеримой мере, а их перемещение туда не было связано с экономическими изменениями ни как указал оратор выше, ни как указываете вы. Другими словами, евреи просто переместились, а Нидерланды просто взлетели в экономике и эти два факта имеют лишь корреляцию, без казуации
как вам такое?
PeeWeee
17.12.2025 09:26... и так восемь раз.

AdrianoVisoccini
17.12.2025 09:26Если у вас есть какие-то аргументы для подтверждения каузации - я весь внимание
Если вы считаете что наличие корреляции достаточно для того чтобы считать что-то фактом - это печально
вот вам пример как 8 раз подряд количество фильмов с кейджем коррелировало с количеством утоплений в бассейне. Внимание вопрос: И ЧТО?!

qrdl
17.12.2025 09:26Да, это вполне вероятно, именно поэтому я и написал "не могу утверждать".
а их перемещение туда не было связано с экономическими изменениями ни как указал оратор выше, ни как указываете вы
Я как раз написал, что перемещение евреев из Испании вызвано не экономическими причинами - им пришлось бежать туда, где им не угрожала смерть.
Но моя версия, в отличие от нарратива OP'а, учитывает исторический контекст (изгнание евреев, а не "они переместились") и не страдает от анахронизмов (экономическое состояние ES и NL в конце XV века), поэтому она хотя бы возможна.
А еще можно учесть, что некоторые сферы экономики появились в Низких Землях (NL/BE/LU) именно в те времена и именно благодаря еврееям, и даже до сих пор практически полностью контролируются евреями - конечно, я про алмазы и прочие драгоценные камни в первую очередь. Так что экономический вклад еврейской общины явно непропорционален ее размеру.

IosifLvovich
17.12.2025 09:26Почему в высшей лиге технологий и политики так много Евреев?
А почему вы спрашиваете?
CatAssa
И чё?
sasha_solo
Аааа, завидно)
bydm
onlyahead Автор
Не знаю что вам сказать.
sasha_solo
Ну, тут ничего не скажешь. Человеку больно читать это. Остаётся только посочувствовать.