Можете ли вы отличить синус от косинуса, арифметическую прогрессию от геометрической, а моду от медианы? Если даже размышления на эти темы вызывают боль, то вы не одиноки. Больше половины выпускников 11 класса, которые два последних года только к экзаменам и готовились, тоже предпочитают не думать о таких страшных вещах. А потому между базовой и профильной математикой уверенно выбирают базу — по данным Рособрнадзора, в 2025 году её сдавали на 22 тысячи выпускников больше. Что уж говорить о взрослых людях, у которых институт, экзамены, сессия ипотека, дети, депрессия?

Математика — одна из самых странных наук. С одной стороны, все признают, что её знание крайне важно для жизни и карьеры, поэтому получение школьного аттестата без сдачи экзамена по математике невозможно. Кроме того, результаты ЕГЭ по профильной математике можно использовать для поступления почти на любую специальность — они пригодятся даже будущим психологам и юристам, не говоря об инженерах и программистах.

С другой стороны, это единственный предмет, ЕГЭ по которому можно сдать в «облегченном варианте». И самим своим существованием этот вариант показывает, что хотя математика и важна, доступна она не всем и, наверное, некоторые могут прожить и без неё.

Я лично убедилась, что это возможно, когда обнаружила в своём окружении взрослую женщину, неспособную вспомнить формулу площади квадрата. Кроме сложных отношений с многоугольниками, в её жизни также был полученный диплом психолога, успешная работа в нескольких компаниях, выигранный суд по делу о наследстве, смена гражданства, продажа и покупка недвижимости, удачный брак, рождение и воспитание ребенка. И всё это без регистрации и смс тайного знания, заключённого в формуле S = a².

Если вы обнаружили себя в таком же состоянии: школа давно окончена, а отношения с математикой по-прежнему в статусе «всё сложно», надеюсь, моя статья поможет. Здесь я собрала рабочие приёмы, которые помогут снизить боль от знакомства с дивным новым миром производных и интегралов.

В этой статье не будет ссылок на научные исследования и подробного описания механизмов, снижающих боль. Желающих разобрать описанные приёмы подробнее отсылаю к первоисточникам:

  • «Думай как математик», Барбара Оакли — лучшее пособие по обучению точным наукам, которое я читала;

  • «Атомные привычки», Джеймс Клир — короткий сборник полезных советов по изменению жизни;

  • Плейлист «Сила воли» на YouTube-канале Ирины Якутенко — с помощью этих видео я пересмотрела некоторые убеждения, основанные на ничем не обоснованных и при этом крайне устойчивых мифах.

Материал составлялся с расчётом на разработчиков и аналитиков, которым математика нужна для работы, но многие советы универсальны и подойдут большинству людей при освоении любого нового предмета.

Выясните свою мотивацию

У взрослых в достижении образовательных результатов есть одно преимущество перед детьми: они знают, зачем учатся. Детям нужно или придумывать игры и ложные цели, или пугать ЕГЭ и родительским гневом, а при обучении взрослых можно не тратить на это время. Поэтому не теряйте своё главное преимущество и честно ответьте на вопрос «зачем я хочу выучить математику?».

Плохих ответов тут практически нет. Вариант «хочу научиться программировать» так же хорош, как «хочу понимать, так ли выгодны скидки в магазинах». Проблемы начинаются, если цель так же неопределённа, как интеграл без пределов интегрирования. Например, «для общего развития». Если прежде вас не увлекала математика, то перспектива «развиться в целом» ситуацию не изменит.

Определите свою цель

Математика широка и огромна. В ней есть эконометрика, теория чисел,  математическая статистика... Вряд ли вам нужно учить «вообще всю математику» (разве что для «общего развития»). Конкретизируйте цель до списка конкретных разделов математики. Есть много способов уточнить цель:

  • спросите у ChatGPT, переспросите у DeepSeek и на основе ответов составьте «уточнённую программу обучения»;

  • найдите готовый гайд, например, «Какая математика нужна программисту» или «Как разобраться с дробями раз и навсегда»;

  • купите готовый курс под вашу цель, например, «Математика для анализа данных».

Определите свой нынешний уровень

Разобравшись с конечной точкой обучения, определите, откуда вы стартуете. Не стоит изучать статистику, если обыкновенные дроби вгоняют вас в необыкновенный ужас. И не стоит тратить время на дроби, если вы играючи заполняете таблицы истинности и берёте производные.

Для решения этой задачи можно использовать и нейросети, и готовые тесты. Последние можно найти в начале математических курсов — например, такой тест есть в бесплатном тренажёре «Основы математики для цифровых профессий».

Облегчите боль от обучения

Чем больше я занимаюсь обучением взрослых, тем больше убеждаюсь — выучить может практически кто угодно и что угодно. Вопрос не в склонностях к тем или иным наукам, а в способности ежедневно тратить несколько часов на обучение в течение длительного времени.

Почему тогда одни доходят до цели и получают новые знания и профессию, а другие нет? Ответ, как мне кажется, кроется в количестве боли, которое доставляет сам процесс обучения. Кто-то получает искреннее удовольствие или хотя бы не ощущает страданий от учёбы, а кто-то испытывает непреодолимый уровень дискомфорта. Попытки переломить себя могут сработать пару раз, но не сделают обучение ежедневной привычкой. А потому тактика «учиться преодолевая» обречена на провал.

Ключ к успешному обучению — не преодоление боли, а её облегчение. И именно об этом будут следующие советы.

Найдите свой способ учиться

Одним больше нравится читать книги, другим — слушать лекции, третьим — проходить курсы. А кто-то способен усваивать материал, только когда его объясняет живой человек. Выберите то, что причиняет меньше всего боли именно вам.

На определении оптимального формата выбор не заканчивается. Если твёрдо уверены, что лучше всего учитесь с помощью книг, но конкретный учебник не нравится, попробуйте другой.

И поскольку изучение математики — это не только разбор теории, но и решение задач, стоит найти подходящий именно вам способ их решения. Возможно, вам будет удобнее решать их в тетради в клеточку формата А5. Или на белых листах формата А4. Мне вот в определённый момент было проще всего решать задачи на меловой (!) доске.

А что делать, если не нравится решать задачи на любом сорте бумаги? Давайте вспомним про итоговую цель — возможно, это изучение математики для программирования. В таком случае, возможно, вам будет проще решать задачи с помощью кода, минуя стадию «записок от руки». Тогда пишите код.

На мой взгляд, обучающие курсы с возможностью сразу в курсе закреплять и проверять знания через прохождение тестов и выполнение заданий — наиболее удобный формат для большинства учеников. Методисты курсов имеют и желание, и возможности облегчить боль от обучения до минимума. Но вам нужно не то, что подходит большинству — вам нужно то, что идеально подойдёт именно вам. А потому пробуйте разные форматы.

Внесите занятия в расписание

Важно запланировать, когда именно вы будете учиться. План «я буду заниматься математикой по вторникам и четвергам с 20:00 до 22:00» имеет намного больше шансов на успех, чем план «я буду заниматься математикой». А план «я буду заниматься математикой каждый день с 20:00 до 20:30» имеет ещё больше шансов на успех, так как ежедневное действие проще сделать привычкой. Хотя формально так вы будете заниматься три с половиной часа в неделю вместо четырёх.

Используйте окно продуктивности

Большинство людей не относятся ни к совам, ни к жаворонкам — у них два окна продуктивности. Первое — утреннее, которое вы наверняка тратите на рабочие задачи. Но есть и второе — вы можете с удивлением обнаружить, что, начиная учиться в восемь или девять вечера, способны заниматься пару часов без сопротивления новому материалу. Экспериментируйте с временем начала занятий и наверняка найдёте наиболее удачное.

Загляните в конец главы

Перед освоением новой темы загляните в конец главы и посмотрите задачи. Если это невозможно, попросите нейросеть придумать пару задач по изучаемой теме. Запомните свои ощущения: страх, растерянность, непонимание. Изучив тему, снова посмотрите на эти задачи и ощутите контраст: теперь вам вполне по силам их решение!

Это будет самая наглядная демонстрация прогресса в обучении, и полученные от неё эмоции послужат обезболивающим в будущем.

Заплатите деньги

Нет такого знания, которое нельзя было бы освоить с помощью бесплатных материалов. При этом многие студенты замечают одно из основных преимуществ платных курсов — они вынуждают учиться лучше и больше самим фактом оплаты. То есть изучение математики становится меньшим злом меньшей болью по сравнению с болью от впустую потраченных денег.

Решив обучиться математике на платной основе, учтите несколько факторов:

  • оплачивать курс по математике в кредит — это как лечить алкоголизм наркотиками, поэтому тратьте только те деньги, которые у вас есть;

  • сначала попробуйте бесплатные материалы;

  • постарайтесь перед оплатой убедиться, что курс или учебник того стоит, изучив бесплатные фрагменты.

Наймите репетитора

Это сокрушительное сочетание сразу нескольких советов:

  • у занятий точно появится расписание;

  • хороший репетитор посмотрит со стороны на ваши занятия и выберет из своей коллекции материалов наиболее подходящие для вас;

  • репетитор будет сильно заинтересован и в снижении боли от обучения, и в демонстрации прогресса.

Надеюсь, эти советы помогут вам в изучении математики (и не только).

Комментарии (34)


  1. atues
    22.07.2025 06:49

    1. OlgaDS Автор
      22.07.2025 06:49

      Огромное спасибо за рекомендацию.


  1. Pythonpy
    22.07.2025 06:49

    Увидев "спросите у ChatGPT", я спросил дипсик о чем статья, а там обычная вода и общие советы. Те кто хочет изучать математику, спросите себя - "А зачем оно мне надо?" или "А что мне с этого будет?"


    1. Flexits
      22.07.2025 06:49

      Однажды я захотел разобраться в модели GMP и задал вопрос Deepseek. На что оный мне пояснил, что P - это processor cores. С тех пор моя настороженность по отношению к нейросетям лишь укрепилась.


  1. Vest
    22.07.2025 06:49

    Площадь квадрата — это мелочи. А вы с ходу вспомните формулу дискриминанта?


    1. OlgaDS Автор
      22.07.2025 06:49

      Если честно, с трудом.


    1. VanillaBerry
      22.07.2025 06:49

      Чем прекрасна математика — если что-то забыл, можно вывести самостоятельно.


    1. frostsumonner
      22.07.2025 06:49

      Надо учить не формулы, а понимать как они получаются.


      1. Vest
        22.07.2025 06:49

        В школе этому учат. А когда этим надо пользоваться, то эту формулу легче запомнить, чем выводить каждый раз.

        А так мы говорим о знании спустя десятилетия. Я не зря задал этот вопрос, потому что далеко не каждый сможет её вспомнить.

        Попробуйте спросить у разных людей сами.


        1. VanillaBerry
          22.07.2025 06:49

          Дискриминант я вспомнила с ходу: видимо, глубоко въелся и останется со мной до конца жизни :-) А вот первые три-четыре строчки таблицы Менделеева не очень быстро вспомню и аккорды на балалайке не гладко возьму, хотя в школе легко с этим справлялась.

          Это нормально. Что не используешь, то постепенно теряешь.


          1. Vest
            22.07.2025 06:49

            После ваших комментариев я ещё вспомнил слово из своего детства :) "теорема Виета". А эту вещь помните?


            1. VanillaBerry
              22.07.2025 06:49

              Помню. Удобная штука. Но я же математик, мне положено помнить))) а вот муж дискриминант не вспомнил, он юрист. Зато дроби прекрасно считает, они ему достаточно часто нужны (всякие там расчеты долей).


              1. Vest
                22.07.2025 06:49

                Мой товарищ - инженер-конструктор на предприятии. Работает уже много лет. Так вот, дискриминант он с ошибкой вспомнил. Я сам не математик и не работаю с ней, у меня только школьная база и универ, но вот эти выражения, да, всё ещё помню. И как "корни" считать. Хотя я тысячу лет их не считал :)


    1. NemoVors
      22.07.2025 06:49

      легко. потому что в школе занадоели этим дискриминантом. но вот отсутствие понимания как рн выводится застопорило меня на уровне тиоремы виета на долгие годы. а такто б квадрат минус 4 а ц. чуть больше напрячься надо чтобы вспомнить как из него корни посчитать. там плюс минус чтото...


  1. i-netay
    22.07.2025 06:49

    Почему-то автор исходит из того, что математика — это боль, и надо кого-то обязательно нанимать и платить деньги. А можно было говорить, что математика — это красиво, в ней много прикольного, есть какие-то игры и сюжеты, которыми можно бесплатно развлекаться и обсуждать с друзьями. Без боли, смс, регистрации.


    1. OlgaDS Автор
      22.07.2025 06:49

      Почему-то автор исходит из того, что математика — это боль

      Действительно, почему? Наверное, у автора есть опыт в обучении взрослых + статистика (вроде доли школьников, выбирающих базовую математику для сдачи). У вас есть какая-то другая статистика? Которая показала бы, что большинство людей искренне уверено "математика — это красиво".

      надо кого-то обязательно нанимать и платить деньги

      На основании чего сделан вывод? Из 9 советов всего 2 про "кого-то нанимать и / или платить деньги". Причем указано, что сначала стоит попробовать работать по бесплатным материалам. Это по вашему "обязательно"?

      А можно было говорить, что математика — это красиво, в ней много прикольного, есть какие-то игры и сюжеты, которыми можно бесплатно развлекаться и обсуждать с друзьями.

      Можно. А можно вернуться в реальный мир и попробовать помочь реальным людям. Средний россиянин - это россиянка. Возраст - около 40 лет. Самая распространения профессия среди женщин в РФ - продавщица. Я не знаю, есть ли у вас опыт работы продавцом - у меня вот есть. Это смены по 8-12-15 часов на ногах. Знаете, что после них весело? Лечь на кровать и прислонить горящие ступни к железным прутьям кровати, прямо как в рассказе "Современный калиф". Если это "продавец на телефоне" - то лучшее веселье после смены выглядит как "тишина и темнота".

      Далее, у средней россиянки 1-2 ребенка. И она в разводе. Это значит - вечный дефицит денег и времени. И знаете, как хочет веселиться такая женщина? Хочет спать, пока не выспится - а не до звонка будильника. Хочется полчаса спокойно посмотреть в стену, радуясь, что тебя не дергают (я не преувеличиваю вообще).

      А какие у нее друзья? Может ли она позволить себе встречи с подругами за переделами работы? Или они, скорее всего, такие же продавщицы? Попробуйте обсудить с ними "математика — это красиво, в ней много прикольного, есть какие-то игры и сюжеты" и напишите сюда результат.

      В общем -

      Мне до «Щёлковской» метро,
      А от «Щёлковской» — автобус,
      А в авоське шесть кило
      Овощных консервов «Глобус».

      Открываю тихо дверь —
      Дочка долбит фортепьяно,
      Ну, а мой любимый зверь —
      Он лежит, конечно, пьяный...

      И тут вы: "Математика - это красиво... обсудите это с друзьями!" Как по вашему, большинство такое вообще читать будет?

      Разумеется, не все люди таковы. Есть исключения. К ним отношусь я и, очевидно, вы тоже. Но, т.к. я работаю в основном с "не исключениями" - я и пишу для них. А они - да, искренне считают, что "математика - это боль". Поэтому и название статьи я дала такое, что бы заинтересовались именно люди с этой ассоциацией.

      Есть авторы, которые пишут "для исключений" - и это здорово. Но это не значит, что все обязаны писать только для них.

      ЗЫ: Если я ошибаюсь, если ваш комментарий основан на вашей работе в образовании взрослых, если у вас есть подтверждающая ваши идеи статистика - пожалуйста, дайте ее.


      1. VanillaBerry
        22.07.2025 06:49

        Средний россиянин - это россиянка. Возраст - около 40 лет

        Это каким методом рассчитанное среднее? Если по методу голубцов, то тогда уж у среднего жителя России примерно одна тестикула и одна развитая молочная железа, но где же вы такого найдете.

        Поэтому и название статьи я дала такое, что бы заинтересовались именно люди с этой ассоциацией.

        То есть гипотетическая сорокалетняя продавщица, в разводе, с 1-2 детьми, желающая для отдыха спать и смотреть в стену, заходит на хабр? И вы хотите именно её зацепить — чтобы что дальше произошло?

        вроде доли школьников, выбирающих базовую математику для сдачи

        А что, школьники делают этот выбор по принципу "нравится"? Нет, им ЕГЭ нужен для окончания школы + поступления на бюджет. Если для поступления не нужна профильная, то логичнее выбрать базовую, даже если в целом с математикой отношения хорошие. Просто потому, что это позволит эффективнее вложить усилия.


        1. OlgaDS Автор
          22.07.2025 06:49

          Это каким методом рассчитанное среднее?

          Тем самым методом, которым выводится "Елена Кузнецова" - абстрактный "средний" житель России, ориентируясь на которую работают многие бренды. Это хорошая рабочая методика: делать что-то, держа в голове "Елену Кузнецову" - результат найдет своего клиента. Возможно, это будет конкретный Петя Иванов 29 лет без детей, а не воображаемая "Елена Кузнецова" с описанными выше характеристиками - но хорошо сделанный продукт, созданный с таким расчетом, будет полезен и востребован.

          Да, тут возможна ошибка выжившего

          Если по методу голубцов, то тогда уж у среднего жителя России примерно одна тестикула и одна развитая молочная железа, но где же вы такого найдете.

          Не получатся у вас такие результаты "по методу голубцов". В стране с такой ранней мужской смертностью у среднего жителя будет значительно меньше одной тестикулы. И с учетом детского возраста - намного меньше одной развитой молочной железы. И то, что вы этого не понимаете или не учитываете, как раз и показывает различие "метода голубцов" с методом вывода "Елены Кузнецовой".

          То есть гипотетическая сорокалетняя продавщица, в разводе, с 1-2 детьми, желающая для отдыха спать и смотреть в стену, заходит на хабр?

          Спасибо за этот вопрос. Я тоже над ним думала. Вот мои аргументы самой себе:

          • Я продаю Яндекс.Практикуму текст. Зашел он или нет, подписался кто-то на курс или нет - не важно, мне заплатят. Где этот текст размещать - так же, фактически, решаю не я. Нет никаких причин для Практикума продолжать платить за тексты, которые не читают. Но если мои статьи раз за разом платят, если их раз за разом размещают на Хабре, если я могу писать практически на любую интересную мне тему - значит, "гипотетическая сорокалетняя продавщица, в разводе, с 1-2 детьми, желающая для отдыха спать и смотреть в стену, заходит на хабр".

          • На какие метрики смотреть, что бы понять - нашли они своего читателя или нет? Изменения кармы и даже рейтинг статьи тут плохо подходят - у "Елены Кузнецовой" если и есть профиль на Хабре, то вряд ли есть возможность голосовать. Комментарии тоже не подходят - у нее нет сил на комментарии. А вот количество просмотров, частота "дочтений", добавление в закладки, переходы и запись на курсы - подходят. И эти показатели у моих статей стабильно "средние или выше среднего" по Хабру. Или по блоку Яндекс.Практикума - смотря какие базовые значения для сравнения у меня есть. Т.е., когда я пишу для "Елены Кузнецовой" - я пишу для Хабра. Это удивительно для

          И вы хотите именно её зацепить — чтобы что дальше произошло?

          Я не хочу ее "зацепить". Цеплять должны называние, вступление и иллюстрация для привлечения внимания. Хотя в этом у этой статьи даже заголовок даже не цепляющий, а максимально отсеивающий всех незаинтересованных. Статья должна помогать, чаще всего - решать какую-то боль. Если текст ничего не делает для читателя, а только "цепляет" - он не будет работать. В данном случае - помочь освоить математику, если она ее хочет освоить.

          А что, школьники делают этот выбор по принципу "нравится"? Нет, им ЕГЭ нужен для окончания школы + поступления на бюджет. Если для поступления не нужна профильная, то логичнее выбрать базовую, даже если в целом с математикой отношения хорошие. Просто потому, что это позволит эффективнее вложить усилия.

          Как давно вы консультировались по сдаче ЕГЭ? Я вот сейчас в процессе окончательного определения со старшей, какие ЕГЭ сдавать. И в один голос все репетиторы (даже те, кто не преподает математику) говорят - сдавайте профильную математику. Это экзамен, который обеспечивает максимальную гибкость при поступлении. Это важно для подростков, которые довольно часто меняют свое мнение относительно "куда поступать". И я вижу то же самое по открытым источникам - профильная математика самый популярный экзамен для поступления (русский язык не учитываем, это не экзамен по выбору).

          Ваше же предложение звучит как "вместо трех сложных экзаменов сдайте три сложных экзамена + 1 легкий" - это точно эффективно? Если с математикой все отлично, бал за сдачу этого экзамена равен баллу за другие экзамены, то зачем 3 экзамена превращать в 4, снижая при этом выбор мест для поступления? Как вы меряете "эффективность вложенных усилий"?

          Далее, почему у нас вообще появилась возможность сдавать "базовую математику"? Изначально ведь ее не было. Сам факт наличия этого экзамена говорит о "не тянут школьники математику".


          1. Pshir
            22.07.2025 06:49

            Далее, почему у нас вообще появилась возможность сдавать "базовую математику"? Изначально ведь ее не было. Сам факт наличия этого экзамена говорит о "не тянут школьники математику".

            Вы не с той стороны смотрите. Раньше не было профильной математики, а не базовой. Профильная математика появилась, потому что базовая не обеспечивала дифференциации для отбора в топовые вузы. Правда, эта проблема до сих пор не решена. Знаете почему? Потому что, как это ни парадоксально, математика - это школьный предмет с наименьшей нагрузкой из всех. Это самый простой из школьных предметов, а не самый сложный. Просто попробуйте выписать список фактов, которые проходятся на каждом предмете, и которые нужно знать. Если вы возьмёте алгебру, то за все годы её обучения вы не наберёте и 50 фактов, которые нужно знать, чтобы решить все задачи на профильном ЕГЭ. По истории или обществознанию вы 50 пунктов наберёте за две-три недели программы. По литературе - за четверть. По русскому языку - за полгода. Но даже в геометрии меньше фактов, теорем и определений, чем в любом из этих предметов.


            1. OlgaDS Автор
              22.07.2025 06:49

              Профильная математика появилась, потому что базовая не обеспечивала дифференциации для отбора в топовые вузы.

              На основании чего вы сделали этот вывод?

              Раньше не было профильной математики, а не базовой.

              Т.е., по вашему в 2015 году не "добавили легкий экзамен", а "добавили сложный экзамен"?

              математика - это школьный предмет с наименьшей нагрузкой из всех. Это самый простой из школьных предметов, а не самый сложный.

              Для меня это тоже так. Математику достаточно понять, а не вызубрить. Это очень сильно контрастирует с химией, историей, английским... да со всем остальным! Но если все так просто (проще всего!) - то почему больше половины школьников выбирают базовую математику? Если 1 бал по математике имеет такой же балл, как и по остальным предметам, если математика дает наиболее широкие возможности для выбора специальности (в сравнении с другими предметами), если она проще всех остальных предметов - то почему бы не сдать профильную математику?

              Имхо, потому что мы - исключения: наше ощущение "простоты математики" не соответствует впечатлениям от математики у большинства. Или у вас другое объяснение?


              1. Pshir
                22.07.2025 06:49

                На основании чего вы сделали этот вывод?

                На основании проходных баллов в топовые ВУЗы, которые превышают 300. Естественно, я имею в виду специальности, связанные с математикой. Это означает, что ЕГЭ абсолютно бесполезен для отбора абитуриентов туда.

                Т.е., по вашему в 2015 году не "добавили легкий экзамен", а "добавили сложный экзамен"?

                Да, задачи ЕГЭ постепенно усложняются, чтобы хоть как-то проводить дифференциацию абитуриентов. Главная проблема в том, что ЕГЭ объединяет в себе две совершенно разные функции. Выпускной экзамен, то есть контроль усвоения школьниками общеобразовательной программы. И вступительный экзамен, который должен ранжировать абитуриентов по уровню. Именно поэтому ввели профильную математику, которая должна выполнять вторую функцию. Но, к сожалению, первую функцию с неё не сняли, из-за чего невозможно сделать экзамен, который бы подходил для абитуриентов топовых вузов.

                почему больше половины школьников выбирают базовую математику?

                Потому что профильная математика - это вступительный экзамен для специальностей, связанных с математикой. Зачем им её сдавать, если они идут на другие специальности? Кроме того, профильную математику выбирают в 3-4 раза чаще, чем историю, и раз в 20 чаще, чем географию, например. Обществознание выбирают всего лишь столько же школьников, сколько профильную математику. То есть, если считать, что количество школьников, выбирающих экзамен, как-то коррелирует с его сложностью, то даже профильная математика - это самый простой выбор. Не говоря про базовую. Получается, что вы сами подтвердили моё мнение.

                Естественно, для многих людей математика - это сложно. И с этим я не спорю. Мой посыл состоит в том, что все остальные предметы ещё сложнее. Просто почему-то так получается, что действительно среди людей, которым математика даётся с трудом, много желающих всё-таки её освоить. А среди тех, которым история или обществознание даётся с трудом, желающих освоить эти предметы гораздо меньше (мне бы хотелось, но история - для меня слишком сложна, квантовая электродинамика, например, намного проще, а обществознание, в том виде, в котором оно существует - это просто набор бреда, который изучать вредно). Из-за этого создаётся впечатление, что именно математика - это сложно, а не учиться вообще - сложно.


          1. VanillaBerry
            22.07.2025 06:49

            "Елена Кузнецова" - абстрактный "средний" житель России, ориентируясь на которую работают многие бренды

            Брендам нужен не "средний житель России", а "средний потребитель + лпр". Понятное дело, что решение о том, курицу какого производителя купить сегодня в сетевом магазине, чаще принимают "Елены Кузнецовы". Но вы сказали "средний россиянин", а у нас по закону жизнь начинается с момента рождения, а не с момента начала самостоятельных покупок. Будьте точны в формулировках.

            И то, что вы этого не понимаете или не учитываете

            Я употребила слово ПРИМЕРНО. Оно там есть, можете в этом убедиться. И вообще, это древняя шутка про недопустимость бездумного применения среднего арифметического, равно как и упомянутая шутка про голубцы.

            Я не хочу ее "зацепить". Цеплять должны называние, вступление и иллюстрация для привлечения внимания

            Вы не ответили на вопрос "чтобы что случилось в её жизни". Рассуждения про продажи, метрики, "это не я, это название", а ответ где? Вот вы излили на предыдущего собеседника печальную историю про продавщицу Елену, адски уставшую после смен, в разводе, с 1-2 детьми и тд и тп. Зачем вы это сделали, с какой целью? Какой сценарий ВЫ предлагаете Елене, если она СЛУЧАЙНО попадет на хабр и увидит эту статью?

            Это важно для подростков, которые довольно часто меняют свое мнение относительно "куда поступать"

            Многие подростки уже достаточно зрелые для того, чтобы принять решение и выстраивать оптимальную стратегию для достижения цели, а не расходовать усилия на "максимальную гибкость". И некоторым из них профильная математика для поступления на выбранную специальность не нужна.

            Сам факт наличия этого экзамена говорит о "не тянут школьники математику"

            Да, частично есть такая проблема. Во многом благодаря т.н. инклюзии. Сейчас нередки случаи, когда детям с ЛУО (или даже с более тяжёлыми нарушениями) выбивают обычный школьный аттестат. Раньше была возможность направлять детей на соответствующие программы обучения, теперь родитель может отказываться от пмпк или отказываться от выполнения рекомендаций пмпк. А при ЛУО и пограничном уровне интеллекта больше всего страдает именно возможность понимания абстракций, поэтому выпадает сразу математика. Это могут быть прекрасные, успешные, с отличной бытовой смекалкой люди, но математика, физика, химия выпадают.


            1. OlgaDS Автор
              22.07.2025 06:49

              Будьте точны в формулировках.

              Я употребила слово ПРИМЕРНО... И вообще, это древняя шутка ...

              Я не вижу смысла в продолжении дискуссии с вами (кроме увеличения количества просмотров статьи), если вы будете подходить к нам с разными мерами. Или вы допускаете, что в комментариях все говорят плюс-минус примерно, с шутками и пр, даже если это ЯВНО не прописано. Или вы требуете точности и от себя тоже.

              Вы не ответили на вопрос "чтобы что случилось в её жизни". ... Какой сценарий ВЫ предлагаете Елене, если она СЛУЧАЙНО попадет на хабр и увидит эту статью?

              Теперь я вас поняла. Но почему вы считаете, что если Елене попалась моя статья СЛУЧАЙНО - то я обязана что-то такое написать, что бы в ее жизни случилось что-то? Сугубо имхо, если Елена не заинтересована в изучении математики и/или не испытывает в ее изучении трудностей, то она мою статью даже не откроет. Есть исключения - например, Елена учит немецкий и ей может прийти в голову идея "немецкий учить тоже больно - возможно, эти советы и мне помогут". И в этом случае моя статья ей поможет. Или нет. А вот если Елена осознано будет искать, как бы ей попроще выучить математику (не важно, зачем) - тогда моя статья ей поможет (в моем сценарии по крайней мере).

              Многие подростки уже достаточно зрелые для того, чтобы принять решение и выстраивать оптимальную стратегию для достижения цели, а не расходовать усилия на "максимальную гибкость". И некоторым из них профильная математика для поступления на выбранную специальность не нужна.

              Вы действительно очень аккуратно пишите. Проблема в том, что такие аккуратные формулировки никак не опровергают мои тезисы. Смотрите, в РФ каждый год из 11 класса выпускаются сотни тысяч подростков. Даже если 1% из них "достаточно зрелые для того, чтобы принять решение и выстраивать оптимальную стратегию для достижения цели, а не расходовать усилия на "максимальную гибкость" - мы с уверенностью можем сказать, что это "многие подростки". Проблема в том, что этот 1% никак не влияет на мой тезис. И вам нужно либо писать "большинство" с подкрепляющими фактами, либо - спасибо за ваши рассуждения по теме под моей статьей, но у вас слишком слабые аргументы.

              Если я верно поняла вашу цепочку рассуждений, то вот ваши тезис и вывод (и еще один тезис от меня):

              • Большинство детей (за исключением детей с ЛУО, так?) не испытывают сложностей с математикой и могут легко сдать ЕГЭ по профильной математике (это для них не сложней, чем сдача ЕГЭ по остальным предметам).

              • От меня: 1 балл по математике равен 1 баллу по всем остальным предметам.

              • Поэтому подростки выбирают сдавать 4 экзамена вместо 3, при этом заведомо снижая выбор вариантов для поступления.

              Я все верно поняла, или где-то в тезисах ошибка? Понимаете, это чисто дедуктивное рассуждение, "рассуждением на тему" вы его не опровергните.

              Да, частично есть такая проблема. Во многом благодаря т.н. инклюзии.

              Правильно я вас понимаю - вы считаете, что ЕГЭ по базовой математике был введен из-за инклюзивного образования, а "прекрасные" результаты ЕГЭ по математике 2014 года тут вообще не при чем? ЕМНИП, то ЕГЭ называли "самым честным" и гордились, что закрыли многие возможности списывания.


      1. Pshir
        22.07.2025 06:49

        Средний россиянин - это россиянка. Возраст - около 40 лет.

        А можете, пожалуйста, рассказать, зачем средний россиянин в 40 лет вдруг решает, что ему нужно освоить математику?

        Кроме того, вы сами написали:

        Материал составлялся с расчётом на разработчиков и аналитиков, которым математика нужна для работы

        То есть вообще не для среднего россиянина. И вот, как раз, с ними подход «математика - это красиво» должен работать.


        1. OlgaDS Автор
          22.07.2025 06:49

          А можете, пожалуйста, рассказать, зачем средний россиянин в 40 лет вдруг решает, что ему нужно освоить математику?

          Это второй сложный вопрос тема для другой статьи. Причина не важна: какая бы она не была - им будет полезна эта статья. Отвечая @VanillaBerry я уже писала, как понять, что статья нашла читателя, для которого была написана. Эта статья своего читателя нашла. Т.е. зачем-то такие люди (или похожие на них, с теми же проблемами) математику все же хотят изучать.

          Кроме того, вы сами написали: "Материал составлялся с расчётом на разработчиков и аналитиков, которым математика нужна для работы"

          Вот за это прям спасибо. Я все понять не могла, почему столько комментариев. Т.е., у меня от каждой статьи есть ожидания. От этой я ожидала: снижения кармы; слабого положительного рейтинга; количества просмотров, закладок и подписок на курсы - чуть выше среднего; не более 3 комментариев. По числу подписчиков на курсы статистики пока нет, все остальное соответствует ожиданиям, и только число комментариев по моим меркам уже улетело в космос. Кажется, я нашла причину.

          Дело в том, что это писала не я. Все превью написано редактором - чего вы знать не могли. И, в конце концов, я эту правку согласовала. Я не нашла в ней ничего крамольного, и если редактор считает, что так статья будет больше отвечать интересам компании - почему бы и нет.

          Я даже не жалею - каждый комментарий, даже ругательный, идет на пользу статье. И хорошо, что это получилось случайно - ведь специально я бы такое не сделала.


          1. Pshir
            22.07.2025 06:49

            Дело в том, что это писала не я. Все превью написано редактором - чего вы знать не могли.

            А, так вот оно что! Собственно, теперь все понятно! Несоответствие реальной целевой аудитории статьи с местом публикации вызывает кучу бурления. Ну, возможно, в этом и был замысел редактора :)


      1. flx0
        22.07.2025 06:49

        У вас есть какая-то другая статистика?

        Да, конечно. 7,5 миллионов подписчиков 3blue1brown и стабильные миллионные просмотры видео как бы намекают, что математика, поданная в хорошем изложении, способна заинтересовать огромное количество людей.
        В отличие от математики, рассказанной училкой, которая сама ничего не знает, и требует запоминать формулы. Или от ваших унылых советов нанять репетитора и занести денег в яндекс.проктологию.


        1. OlgaDS Автор
          22.07.2025 06:49

          Спасибо за цифры - с ними всегда лучше. Правильно ли понимаю, приведенные вами данные по вашему мнению опровергают факт "для значительного количества людей изучение математики ассоциируется с болью"?

          И я уверена, что канал 3blue1brown на английском языке с миллионными просмотрами... Сколько носителей английского в мире, кстати? 380 миллионов, кажется? Это не считая тех, кто знает английский как второй язык? Да, ваши цифры и правда убеждают. Так вот, я уверена, что канал 3blue1brown действительно способен заинтересовать математикой больше, чем моя статья. В первую очередь потому, что я вообще не стараюсь ею заинтересовать - я ставила целью помочь тем, кто уже заинтересован, но испытывает трудности.

          Вы сейчас как будто сравниваете антибиотики и обезволивающее, и делаете вывод о бесполезности обезболивающих на том основании, что они не лечат пневмонию.


  1. ABowser
    22.07.2025 06:49

    Опять обилие тире в каждом параграфе ;)


  1. samsergey
    22.07.2025 06:49

    Популяризация математики дело очень нужное, спасибо, что поделились опытом! Но я, всё же, поворчу. Странно на картинке для привлечения внимания к статье, которая должна привлечь внимание к математике, видеть два косяка. В левой части (про квадрат и площадь) почему-то вторая степень свалилась в строчку, а в правой (с показательной функцией) график уходит в вертикальную асимптоту на втором делении шкалы. Я понимаю, что это занудство с моей стороны, но математика -- это искусство занудства, наука о занудстве, и занудство, поставленное на службу человечеству :) Поэтому околоматематические статьи должны оформляться с особым тщанием.