В этой статье мы разберём чрезмерно «продающие» обзоры от ИИ Google, через которые вас вынуждают покупать плохие товары, а также исследуем систему, из-за которой такое впаривание стало возможным.

Вот уже шестнадцать месяцев назад было рассказано, как алгоритмы Google губят независимые сайты, отдавая предпочтение медийным тяжеловесам — а те, злоупотребляя своей репутацией, продают вам некачественный товар.

С тех пор Google ввела новый руководящий документ под названием «Злоупотребление репутацией сайта», удалив из поисковой выдачи целые секции ведущих сайтов… как минимум на несколько месяцев.

Пока разворачивалась эта драма, Google выкатила «AI Overviews» под слоганом «Let Google do the searching for you.» (Пусть Google ищет за вас).

Но в самом ли деле ИИ-обзоры выдают вам наилучшие результаты, имеющиеся в Вебе? Либо это просто новое «поле чудес», где можно делать покупки, в которых потом будешь раскаиваться? Прежде всего, как эти изменения затрагивают сайты, благодаря которым ИИ Google в принципе стал возможен?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы в течение нескольких недель подробно изучали очистители воздуха, обзоры которых делали (включив также несуществующие модели). Мы стремились определить, так ли полезны пользователям рекомендации, приходящие как через поисковую выдачу, так и через ИИ-обзоры от Google.

Эта кроличья нора оказалась гораздо глубже, чем мы могли предположить, а её выходы проросли в различные сообщества Reddit и, как выяснилось, могут приводить к разным неприятностям от скама до порочащих галлюцинаций.

Надеюсь, вы готовы к лонгриду — ведь эта статья изобилует примерами, свежими данными и просто переполнена скриншотами.

ИИ-обзоры от Google извлекают «факты о продукте» из пресс-релизов, списков товаров и платных обзоров

Даже не пробуйте спрашивать в Google, стоит ли товар своих денег — скорее всего, поисковик будет рекомендовать вам купить всё, чем вы интересуетесь, даже если конкретного товара не существует.

По результатам многочасового анализа источников различных положительных, отрицательных и нейтральных отзывов по товарам, выдаваемых ИИ от Google, мы обнаружили тревожную закономерность: большинство «фактов» взяты из материалов от самого производителя, интернет-магазинов, оплаченных статей и пресс-релизов.

Это вполне объясняет, почему ИИ-обзоры отличаются чрезмерно маркетинговым стилем, независимо от того, что именно вы ищете.

Такой паттерн наблюдался, даже когда мы спрашивали поисковик о моделях, охарактеризованных в Wirecutter как «этот очиститель — хуже всех, что были протестированы» или как «неоправданные ожидания, один хайп» в Consumer Reports.

Более того… мы также обнаружили, что в ИИ-обзоры не включены те самые недостатки, которые их алгоритм без проблем подсветил в выдаче органического поиска:

На самом деле, чрезмерно маркетинговый стиль сохраняется даже в том случае, если поинтересоваться именно недостатками:

Ситуация изменилась, когда мы поинтересовались «вескими причинами не покупать» конкретные модели — оказывается, при такой постановке вопроса ИИ-обзоры от Google умеют вычленить критические отзывы. 

К сожалению, зачастую даже сами критические отзывы являются просто галлюцинациями, и в этом легко убедиться — достаточно проверить источник, цитируемый в органическом поиске:

Забавно, но в результатах органической поисковой выдачи от Google галлюцинаций нет — кто бы мог подумать.

ИИ от Google ухитряется продавать вам несуществующие товары

Наши тесты показали, что ИИ-обзоры от Google получались положительными, даже если мы задавали вопросы о полностью выдуманных моделях очистителей воздуха.

По сообщению от Jalopnik, «Google […] сейчас полагается на ИИ, которому не знаком феномен «истины» — система просто повторяет слова, которые встречает поблизости друг от друга, подобно инструменту автозавершения в клавиатуре вашего телефона или как изрядно тупой попугай».

Чем больше мы искали, тем яснее становилось, что, независимо от товара, «коммивояжёр» Google ИИ постоянно воспроизводит одну из версий одного и того же сценария:

Данные стали казаться нам гораздо более осмысленными, как только мы их визуализировали.

43,1 %  всех фактов, приведённых в обзорах от искусственного интеллекта, взяты от самого производителя товара. В этой статистике учитываются случаи, в которых те или иные утверждения являются отсылками на страницы сайта производителя (19,4 %) и факты, поднятые из описаний продукта на сайтах популярных интернет-ретейлеров (23,7 %).

Далее мы проследовали по всем ссылкам, чтобы оценить, насколько они релевантны нашему запросу и соответствуют информации, приведённой в ИИ-обзоре. Оказалось, что 19,5 % страниц, предложенных ИИ, совершенно не касаются запроса, и большинство этих фрагментов попадают в выдачу в тех случаях, когда ИИ от Google фабрикует ответы на вопросы о тех моделях очистителей воздуха, что не существуют в принципе.

Мы также разобрали по категориям те страницы, которые ИИ использует в качестве источников для обзоров — и обнаружили, что ошеломительные 38,6 % источников ведут на описания продукта в интернет-магазинах (как на сайте производителя, так и у онлайн-ретейлеров) и на PR-контент (в том числе, платные обзоры, анонсы продаж, пресс-релизы и новости о совершившихся сделках, размещённые на сайтах крупных СМИ). 

ИИ-обзоры от Google переваривают маркетинговые материалы и факты, предоставляемые производителем — притом, что проплаченные обзоры из интернет-магазинов идут в первую очередь, именно те, которые подсвечиваются в качестве рекомендаций:

Эта поисковая выдача демонстрирует представления Сундара Пичаи о Google.

Когда компания Bloomberg спросила Пичаи, не беспокоит ли того, что поисковый и рекламный отдел Google сейчас действуют совершенно неотделимо друг от друга, Пичаи констатировал, что «коммерческая информация — это тоже информация».

Предположим, делец пытается продать вам машину — вы же не будете спрашивать его о её недостатках, а тем более доверять тому, что он вам скажет?

Поэтому в следующий раз, когда возьмётесь изучать тот или иной товар через Google, просто проматывайте ИИ-обзоры, или же получите только ту информацию, которую желают сообщить вам рекламодатели.

Если же вы целенаправленно собираетесь исследовать товары именно на материале ИИ-обзоров, специально запрашивайте негативные отзывы и проверяйте факты, так как в поисковую выдачу, вероятно, попадут галлюцинации.

Бесконечная петля нагугленных запросов и рекламы на страницах с поисковой выдачей

Зная о лидерских позициях Google, рекламодатели рассчитывают, что в ИИ-обзорах пользователь получит «рекламу, заключённую в ответе», и что этим ожиданиям удастся соответствовать.

В 2024 году компания Google опубликовала «Ads Product Vision» по ИИ-обзорам, и в этом документе чётко объяснила стратегическую составляющую той темы, которую мы здесь обсуждаем.

В этой презентации представитель Google объясняет, что реклама подбирается «не только под контекст запроса, но и под написанное в ИИ-обзоре». Далее рассказчик на примерах показывает, в каких случаях те или иные товары рекламируются в рамках ответов, выдаваемых в ИИ-обзоре. 

Монетизация ваших поисковых запросов, которые оплачиваются за счёт рекламодателей — важнейшая часть бизнеса Google. 

Таким образом, если вы пользуетесь Google достаточно долго, то, конечно же, знаете, что в поисковой выдаче всегда содержатся пользовательские ссылки.

Вот как выглядела страница с поисковой выдачей по запросу «air purifiers» в далёком декабре 2000 года:

С годами Google изыскала новые способы включения поисковых результатов в выдачу — и вот что мы видим в июле 2025 года:

Да, можно предположить, что человек, ищущий информацию по очистителям воздуха, хочет посмотреть на сам товар, и именно поэтому Google сменила акценты, выдавая картинку в шапке запроса — «всё ради пользователя».

Что ж, давайте сформулируем другой поисковый запрос…

Вот что Google показывала пользователю, интересующемуся запросом «динозавры» ещё в 2013 году — 9 ссылок на сайты, 1 ссылка на YouTube, ворох картинок из Google и 8 ссылок на связанные запросы:

А вот как страница с этой поисковой выдачей выглядела в 2020 году — сразу бросается в глаза врезка из Википедии, а кроме неё —  4 ссылки на YouTube, 8 ссылок на сайты, 3 новостные статьи, 4 ссылки в разделе «Другие также ищут» (people also ask) и 21 ссылка на связанные запросы в Google:

Теперь посмотрим, что Google выдаёт по запросу «динозавры» в 2025 году.

Первым делом пользователю выдаётся галерея из 50 картинок с динозаврами, и каждая из них ведёт к новому поисковому запросу в Google: 

Далее следует «спонсорская» карусель, в которой 21 рекламное объявление от магазинов. В конце фигурирует 6 ссылок на магазины, и одна из них предлагает продолжить поиск в Google Shopping:

Далее Google предлагает вам словарное определение динозавра, за которым следует кнопка «Ещё», которая выводит вас на новый поиск в Google по запросу «динозавр»:

Прокрутив страницу ещё ниже, находим блок «Другие также ищут» с четырьмя вопросами, каждый из которых после перехода по нему автоматически раскрывается и добавляет новые вопросы. Кстати, чем больше таких переходов вы сделаете, тем выше вероятность, что выданный вам ответ будет сгенерирован ИИ.

Прокрутив 49 результатов из раздела «Другие также ищут», всплывающих после таких переходов, выходим на старую добрую синюю гиперссылку, ведущую на страницу Википедии о динозаврах. За ней следует ссылка на страницу о динозаврах с сайта Музея естественной истории.

После этого получаете набор видеороликов со ссылкой «Просмотреть все», которая выводит вас на новый круг поиска в Google, на этот раз во вкладке «Видео»:

Ещё до того, как вы успеете увидеть какие-либо органические результаты, Google добавляет рекламный блок «Люди также ищут», выводящий вас на две новые коммерческие ветки поиска: «динозавры в Лондоне» и «динозавры игрушки для детей».

К данному моменту Google уже дала вам несколько вариантов ухода с этой страницы, но все они инициируют новые поисковые запросы в Google.  

Если вы и после этого не отступитесь, то получите ещё шесть синих гиперссылок, набор картинок, а также очередной блок с вариантами «другие также ищут», который выведет вас на 14 новых поисковых запросов в Google:

Можно утверждать, что Google не просто продаёт вам через ИИ-обзоры всё, к чему вы проявляете интерес, но и приправляет результаты органического поиска всё более многочисленными «фичами», удерживающими вас внутри Google и перенаправляющими вас на сайты рекламодателей.

На одной лишь первой странице Google предоставила вам 69 возможностей инициировать совершенно новые запросы и 28 возможностей перейти куда-то по контекстной рекламе. 

Напротив, на этой же странице вам предоставляется всего 11 шансов выйти из Google — причём три из этих выходов ведут на видеохостинг YouTube, которым владеет Google.

Может быть, именно это нескончаемое принуждение к новым и новым поисковым операциям и есть тот движущий фактор, благодаря которому Google сообщает об общем росте количества запросов на своих конференциях о состоянии доходов?

Тем более, что именно такой рост запросов или, вернее «рост коммерческих запросов» наиболее интересует инвесторов…

В рамках такой конференции по результатам первого квартала 2025 года представитель Morgan Stanley спросил, есть ли какие-либо связанные с поиском продукты, которые обеспечат дальнейший рост коммерческих запросов в период 2025-2026. Представитель Google ответил: «Что касается коммерческих запросов, ИИ-обзоры остаются движущим фактором, повышающим удовлетворённость пользователей и стимулирующим пользование поиском […]. Суть ответа на ваш вопрос в том, что ИИ-обзоры – это ключевой фактор, обеспечивающий удовлетворение озвученной вами потребности.

Этот показатель, пожалуй, особенно важен для инвесторов, так как Google без колебаний выпустил следующее распоряжение, когда старший вице-президент Apple по оказанию услуг отметил в своих показаниях на антимонопольном процессе, что поиск через Google в браузере Safari в 2024 году впервые за всю историю отметился спадом:

Должно быть, Google сложно справляться со своей ролью поисковика #1, при помощи которого люди пытаются сориентироваться в Интернете, в то время как руководство компании Alphabet прилагает столько усилий, чтобы не дать пользователю покинуть поисковую строку.

Google заколлабилась с Reddit, и спамеры это сразу заметили

Теперь и Reddit претендует на роль очередной чаши с отравой в Интернете — не поддавайтесь на рекомендации товаров, которые попадутся вам на этой платформе.

В тот самый день, когда Reddit подал заявку в листинги Нью-Йоркской фондовой биржи, Google и Reddit анонсировали, что собираются расширить собственное партнёрство.

Сделка на 60 миллионов долларов была анонсирована 22 февраля 2024 года, и в эту дату Reddit предоставил Google программный доступ к своему контенту через собственный API данных. Таким образом, Google было разрешено пользоваться этими данными для обучения своего ИИ, чтобы, в частности, более эффективно отображать треды Reddit в поисковой выдаче.

С тех пор Reddit предположительно рванул вверх, получив огромный трафик, который дали незалогиненные ежедневные уникальные активные пользователи. Их количество выросло на 70 %. По всей видимости, это совсем не обязательно пользователи Reddit, а просто случайные прохожие, пришедшие на сайт через Google.

Вот почему, что бы вы ни гуглили, вы с высокой вероятностью найдёте в поисковой выдаче целый раздел, посвящённый именно тредам из Reddit:

Причём это особенно актуально для обзоров товаров. Согласно исследованию, проведённому компанией Detailed, Reddit фигурирует в 97,5 % запросов, связанных с обзорами товаров.

Учитывая, как резко Reddit ворвался в топ Google, становится понятнее, почему на платформе стало настолько больше постов с просьбами «проконсультировать по товару». Далее включаются модели, которые, «как кажется» связаны гиперссылками со списками товаров на Amazon, сопровождаемыми аффилированными тегами. Кроме того, некоторые посты редактируются с упоминанием «моделей, рекомендованных пользователями Reddit» спустя несколько часов после того, как был опубликован вопрос:

Возможно, это также объясняет, почему на Reddit посявилось так много пользователей, история постов от которых пестрит «вопросами» о товарах:

Ситуация вышла из-под контроля, и теперь появились целые подреддиты, посвящённые обзорам товаров, где целый тред на 100 % положительно характеризует товар. Такой текст подчистую написан ИИ, и в нём совершенно нет вклада от реальных пользователей Reddit:

Пусть такие подреддиты и совершенно бесполезны для пользователей, эту информацию всё равно выносит в самый верх поисковой выдачи Google лишь потому, что она опубликована на Reddit.com:

При всей проблематичности такого шлака для модераторов Reddit, в Google решили ещё сильнее упростить жизнь всем желающим попасть на первую страницу с результатами поисковой выдачи практически по любому ключевому слову.

И вот, теперь модераторов Reddit можно купить

Ситуация настолько усугубилась, что сегодня огромные подреддиты, например, r/DebtFree (1,7 млн членов), r/Banking (124 тыс. членов), r/software (285 тыс. членов), r/Mattress (114 тыс. членов), r/Supplements (441 тыс. членов) заполонены аффилированными спамерами.

В Reddit сформировалась группа активистов, принявшихся работать над вскрытием этой сети взаимного подкупа, марионеточных комментариев, сделок по аренде модераторов и выкупа неактивных подреддитов. По самым свежим данным о ходе их расследования (сейчас материал удалён с сайта) было выявлено две компании, замешанные в таких делах.

Эти компании были уличены в, цитирую,«покупке подреддитов с высоким трафиком, выкупе модераторских аккаунтов или в оплате „места модератора“ с целью манипуляции тредами с высоким трафиком, так, что вас по горло заваливало спамом от аффилированных компаний».

Если это так, то Google гробит реальные сайты, управляемые людьми, и в то же время прокачивает треды Reddit, созданные теми самыми персонажами, которые заваливают сайты спамом.

Google создала машину по перевариванию информации, и эта машина ломает людям жизни

Проанализируем, как за период с 2023 по 2025 год изменился органический трафик, ведущий на публикующие сайты.

20 мая 2025 года генеральный директор Google Сундар Пичаи объявил о введении ИИ-режима, который позволит «полностью переосмыслить поиск» и обеспечит «сквозную ИИ-поддержку в процессе поиска». Вслед за заявлением Пичаи высказалась Лиз Рид, руководительница по поиску в Google, объяснившая, что «в этом будущее Google-поиска».

Google замещает традиционные результаты поиска выдачей, которую генерирует ChatGPT-подобный чатбот, переваривающий контент, собранный со всего Интернета и компилирующий полноценный ответ на ваш запрос.

Вот демо, которое Google опубликовали на своём сайте на момент, когда ИИ-режим в нашем регионе ещё не был активирован:

Эксперты по поисковому маркетингу и создатели веб-контента сходятся во мнении, что ИИ-режим ещё сильнее усугубит ситуацию, сложившуюся после обновлений алгоритма Google, состоявшихся в 2022-2024 годах, а также после внедрения ИИ-обзоров в 2024-2025 годах.

Google не согласна.

За последние два года топ-менеджеры Google, в частности Сундар Пичаи и Элизабет Рид, последовательно констатируют, что ИИ-обзоры и ИИ-режим — это всего лишь дополнительные возможности распространения трафика в Вебе:

И это логично, учитывая, что весь бизнес Google выстроен именно на пересылке трафика в Вебе. 

У себя на странице с описанием корпоративной философии они, кажется, хвастаются (?) тем, что ставят своей целью «чтобы пользователь покинул их сайт»:

А на этой странице чётко объяснено, как именно Google оздоровляет веб-экосистему, переадресовывая пользователей на сайты:

На самом деле, Google настолько стремится помочь авторам веб-контента преуспеть в онлайне, что выделил у себя на сайте целый раздел с рассказами об историях успеха от веб-авторов.

Тогда у нас появилась идея.

Мы воспользовались маркетинговым инструментом Ahrefs Site Explorer и попробовали с его помощью оценить поисковый трафик за период с 15 июня 2023 по 15 июня 2025 для всех независимых англоговорящих авторов, упомянутых в разделе Google Success Stories между 2022 и 2024 годом. 

Наш анализ показал, что 81 % сайтов с авторскими материалами, упомянутых Google, после 2023 года столкнулись с потерей трафика.

 

Это сайты компаний, не только отмеченных Google в разделе «Истории успеха», но и упомянутых корпорацией в «Economic Impact Reports».

Шокирующая история Charleston Crafted чётко показывает, насколько ошибочно со стороны Google выставлять напоказ отдельные сайты — особенно в наши времена.

Фотографы Google явились домой к Морган и Шону МакБрайдам, авторам «Charleston Crafted», чтобы сделать промо-снимки — и ровно на следующий день авторы заметили, как начал накачиваться трафик у них на сайте. Но всего через несколько недель трафик Charleston Crafted упал на 74 % — для человека, который кормится за счёт своего сайта, это может иметь катастрофические последствия.

339 дней прошло с тех пор, как фотограф из Google посетил нас, чтобы сделать снимки.

Прямо на следующий день тот бизнес, который мы выстраивали 12 лет, начал разрушаться.

История о том, как Google использует малые предприятия в PR-целях, а затем бросает их.  
pic.twitter.com/DeOSZdQvyY

— Morgan (@CharlestonCraft) 8 февраля 2025 года

Разумеется, это ничуть не помешало Google хвастаться у себя на сайте ярчайшим примером того, как «Google помогает предпринимателям из Южной Каролины воплощать свои цели».

Правда, можно возразить, что сайты, превозносимые Google в качестве подобных «Историй успеха» — это нерепрезентативная выборка, и по ней нельзя судить обо всём Интернете.

Вот почему мы добавили в выборку и те сайты, представители которых были приглашены на Googleplex на мероприятие Web Creator Conversation Event в 2024 году, тех, кто публично заявлял об участии в Google Publisher Meetups за последние три года, а также тех, кто публично высказывался о сложностях с Google за последние несколько месяцев.

84 % независимых создателей контента из числа проанализированных нами столкнулись со спадом трафика, при этом на 43 % сайтов за период между 2023 и 2025 годом на 80 % упал трафик от поиска в Google.

Но зачем на этом останавливаться?

Чтобы собрать более надёжный и сбалансированный датасет, мы заполнили пробелы при помощи рейтингов с сайта Detailed в категории «самые успешные и прибыльные блоги». Мы вытянули по 10 топовых URL из каждой категории, в том числе с захватом очень крупных интернет-изданий, зачастую входящих в состав больших медийных концернов. Мы удалили из выборки блоги ретейлеров, сайты, выкупленные для дальнейшей переадресации, а также блог-секции с корпоративных сайтов.

В окончательную выборку попало 507 интернет-изданий из 43 категорий, варьировавшихся от небольших трэвел-блогов вроде Between England & Everywhere до гигантских респектабельных журналов, таких как Allure.

По нашим данным, почти каждые четыре из пяти веб-изданий после июня 2023 столкнулись с потерей трафика. При этом почти у половины проанализированных нами сайтов поисковый трафик, поступающий от поиска Google, упал не менее чем на 60 %.

Сайты тонут, Reddit процветает

Тогда как 79 % веб-изданий столкнулись со спадом трафика в период с 2023 по 2025, трафик Reddit от поиска Google вырос на 990 %.

Казалось бы, что хуже такой потери трафика — но нет, сайты со всего мира сообщают о том, что сталкиваются с феноменом «великой отвязки», когда складывается впечатление, что трафик от поиска Google должен идти вверх, но реальная кликабельность ссылок падает.

Этот расширяющийся разрыв между «впечатлениями» и «реальными кликами» можно объяснить тем, что Google переваривает наш контент в рамках своих ИИ-обзоров, а пользователи потребляют информацию, даже не удосуживаясь посещать наши сайты, то есть не прощёлкивая ссылки.

Причём это не наши слова и домыслы; сама Google это уверенно подтверждает.

Не так давно Мартин Сплитт из Google взял слово на конференции Google Search Central Live 2025 в Варшаве и объяснил: «Вероятно, создаётся впечатление, что трафик нарастает, если вас демонстрируют в ИИ-обзорах или ИИ-режиме. Думаю, клики, как бы это сказать, немного стагнируют или падают». 

Это лишь ускорит гибель веб-изданий от рук Google, причём для их убийства тщательно и последовательно принимаются нужные решения. На фоне этих событий пользователям Google может казаться, что им демонстрируют всё больше коммерческой информации и клеветнических галлюцинаций, подаваемых как непредвзятые факты.

Google нарушила негласную встречную сделку, которую ранее заключила с веб-издателями

Поисковик Google превратился из посредника между читателями и сайтами с искомой информацией в якобы всезнающую выдавалку ответов.

Цитируя саму корпорацию Google, в здоровой веб-экосистеме должен быть «свежий и полезный контент на всех языках мира», а роль Google в этой экосистеме — «направлять пользователей, формулирующих запросы, на нужные им сайты — большие и малые». 

Нейт Хейк, основатель Travel Lemming, написал обязательное к прочтению письмо в ФТК, где, в частности, отметил: «Google вступила в общественный договор с индустрией онлайн-контента: издатели предоставляют информацию, которую смогут обходить пауки Google, а Google платит за эту информацию ценными кликами, то есть переходами по ссылкам авторов материалов».

Но, зародившись как инструмент, помогавший пользователям сориентироваться в Интернете (и как проводник, с помощью которого искатели могут найти нужные сайты) теперь Google превратилась в отвечалку, которая по словам Лиз Рид, будет функционировать в качестве «всезнающего друга».  

Адам Галлахер, сооснователь Inspired Taste, совсем недавно резюмировал на последней конференции Google Publisher Meetup, состоявшейся в июне 2025 года: «В настоящее время Google развивается по двум противоположным путям, чётко разграничивая органическую часть Google, где требуется как можно больше качественного контента, и ИИ-Google, подразумевающий, что этот контент будет честно использоваться. Такая модель нежизнеспособна».  

Google хочет и рыбку контент съесть, и…

Исключительно благодаря авторам веб-публикаций Google в принципе удалось выстроить свою «отвечалку», но теперь они получают лишь крохи того трафика, хвастаться искусным обращением с которым Google так любит.

Концепция бескликовых поисковых запросов не нова, но в 2025 году она стала донельзя реальной.

Бескликовый поиск происходит, когда вы делаете в Google некоторый запрос — и ответ выводится вам в самом верху страницы, так, что вам вообще не приходится щёлкать по ссылкам и посещать другие сайты.

Такой вариант доступа к информации может показаться удобным, но, пожалуйста, не принимайте такие ответы за чистую монету. Всегда проверяйте факты и критически относитесь к источникам, в особенности, если вас интересует информация о товарах.

Коммивояжёр никогда вам не расскажет, почему вам не следует покупать тот товар, с которым он к вам пожаловал.

В эпоху Бигтеха компания Alphabet взялась кормить большие языковые модели краденой информацией, чтобы продавать вам сны ИИ — тем самым приговорив к смерти курицу, которая несла золотые яйца, а значит и тот свободный и открытый Интернет, условия которого поспособствовали процветанию поисковика Google.

Теперь, если вы хотите избавиться от ИИ-обзоров, а также от значительного количества виджетов и фич Google, смело пользуйтесь udm=14, помогающей пропускать шлак и обращайтесь к результатам в Web tab, не выискивая их.

Также просто попробуйте выйти из вашего аккаунта в Google. 

Проводя это исследование, мы обнаружили: когда ищешь информацию на сайте Google.com, не входя в свой аккаунт, ты получаешь гораздо более чистые результаты, а ИИ практически не заметен.

Выйдя из аккаунта, вы также получаете дополнительный уровень приватности, защищающий ваш поиск. Вам совсем не обязательно круглосуточно сидеть в аккаунте, чтобы пользоваться браузером или поисковиком — кому это действительно нужно, так только Google и её рекламодателям.

Если вы готовы полностью отказаться от Google

Смените поисковик, которым пользуетесь по умолчанию

Google много лет считается «поисковиком по умолчанию» — отчасти потому, что этот поисковик был действительно хорош, а также потому, что щедро заплатил за такой статус на всех устройствах.

Но есть и другие поисковики, каждый со своей базой данных и миссией. Я пользуюсь DuckDuckGo на смартфоне и Kagi на ПК, но вы можете найти и другие варианты, которые дадут вам давно искомые результаты.

Вот как сменить поисковик, задаваемый по умолчанию:

Смените браузер, которым пользуетесь по умолчанию

Браузеры устанавливаются по умолчанию примерно по тому же принципу, что и поисковики.

Согласно новейшим данным от Cloudflare, на браузер Chrome, которым владеет Google, приходится 68 % HTTP-запросов, поэтому совершенно неудивительно, если у вас на устройстве Chrome служит браузером по умолчанию.

Я пользуюсь Arc на ПК и Firefox на смартфоне, но вообще существует и множество других браузеров, из которых можно выбрать — и некоторые из них обеспечивают более качественную приватность, чем другие.

Вот как сменить браузер по умолчанию:

Разгуглите вашу жизнь

Если и можно извлечь какие-то уроки из множества антимонопольных процессов, в которые Google вовлечена прямо сейчас — так это оценить, сколькими монополиями сейчас владеет эта компания.

Вот почему вы ведёте электронную переписку на собственных мощностях Google, сохраняете вашу работу на собственных мощностях Google, смотрите видео через карманный видеохостинг Google, сёрфите в Интернете через принадлежащий Google браузер… в общем, вы поняли.

Вот несколько видео, в которых рассказано, как разгуглить вашу жизнь:

Неизвестно, что ждёт нас в будущем, но мы точно знаем, какое будущее уготовано нам Google.

Если вы дочитали этот текст и в отчаянии думаете, до чего же докатился Интернет — не нужно тихо дожидаться его похорон. Распространяйте эту информацию, как только можете. Пока есть люди, готовые делиться информацией друг с другом, не всё для Интернета потеряно.

Комментарии (9)


  1. pol_pot
    23.07.2025 23:38

    Независимые сайты и обзоры товаров?

    Это типа ты спрашиваешь у гугла какой телефон лучше в этом сезоне и он должен тебе показать ссылки на страницы мобаил-ревью где Муртазин на гавно исходит пытаясь впихнуть тебе соснулый самсунг вместо айфона?


  1. Wesha
    23.07.2025 23:38

    Предположим, делец пытается продать вам машину — вы же не будете спрашивать его о её недостатках, а тем более доверять тому, что он вам скажет?

    Ну у политиков же это прокатывает! Им и доверяют, и покупают выбирают!


    1. MAXH0
      23.07.2025 23:38

      Мы выбираем, НАМ выбирают. Как это часто не совпадает.


  1. logran
    23.07.2025 23:38

    Сдается мне что рост трафика реддита обоснован не подсказками реддита в гугле, а тем, что поиск гугла настолько скурвился, что кроме SEO-буллщита ничего не выдает.

    И если раньше надо было искать любую инфу с inurl:forum, то со смертью форумов это превратилось в inurl:reddit, ибо иначе живых обсуждений и отзвывов от людей попросту не найти.

    Так что алгоритмы гугла мб и виноваты в росте реддита, но уж явно не тем образом, каким тут описано.


  1. MAXH0
    23.07.2025 23:38

    Помоему пора уже вводить локальный ИИ, который будет фильтровать весь этот буллщит.


    1. agat000
      23.07.2025 23:38

      Локальный ИИ будет иметь конкретного производителя, скорее всего из крупных корпораций. И возможно фильтровать не совсем объективно.


      1. MAXH0
        23.07.2025 23:38

        Вот тут возможны варианты. Локально можно поднять слабый ИИ, но специализированный. Сообщество вполне может справиться с разработкой открытого продукта такого масштаба. Так что вполне возможно создание открытого продукта, зависящего от сообщества, а не корпоратов...


  1. StjarnornasFred
    23.07.2025 23:38

    Колдунщики Гугла всегда славились своей кривизной и способностью на голубом глазу выдавать откровенный бред. Попробуйте открыть в гугле калькулятор, поделить там юани на квадратную канделу или что-то в этом роде и он выдаст вам ответ как ни в чём не бывало!


    1. Wesha
      23.07.2025 23:38

      Кто заказывал квадратную канделу за китайские юани?