В деле печати я с 2014 года. Не могу похвастаться успехами — но опыт скопил. Иногда, на профильных форумах появляются молодые и дерзкие, которые прицеливаются на то чтобы заняться печатным делом. Хоть вопросы на первый взгляд они и задают разнообразные, но всё, в итоге, сводится к тому, чтоб посоветовали им как бы так ухватить бога печати за разноцветную бороду и купить тот самый лучший принтер с одной единственной кнопкой «Сделать хорошо», недорогой, но надёжный, чтобы обскакать этих глупых стариков, вроде меня, которые используют дорогие и ненадёжные.

Для них, молодых и дерзких, пишу.

В общем и целом — упомянутое желание похвальное. Однако, как бы это ни показалось странным, оборудование в печатном деле — не самое важное из того что понадобится. Конечно — без принтера печать невозможна и выбор правильного принтера необходим. Но наличие одного только принтера не создаст разительного преимущества перед тем, у кого этого самого принтера нет вовсе. Парадокс.

1. Виды печати

Редко, но встречается, что новичок знает определённо точно на чём он хотят печатать. Это облегчает задачу — ясно что искать. Но чаще всего новички хотят иметь универсальный аппарат, который умеет печатать сразу на всём. Так вот, на сегодняшний день видов печати много и не существует универсальных решений. Чтобы определиться какой принтер покупать, в первую очередь нужно понять что именно хочется печатать. Например, если это наклейки, то нужно решить, бумажные они будут или виниловые. Какого размера. Пока что вы, конечно, не знаете что именно захочет покупать у вас заказчик. Но выбор придётся сделать именно на старте и смириться с тем, что вы не можете предложить сразу всё. Не огорчайтесь — универсальных типографий довольно мало, которые могут предложить сразу всё, так что вы не будете белой вороной.

Резюме: от выбора продукции зависит уже и выбор принтера.

Если классифицировать очень грубо, то существует 10 основных видов печати для разных изделий. И одно изделие можно выпустить разными видами печати, а другое только одним единственным:

  1. Офсетная печать — это тиражная печать форматных изделий (например, визитки или плакаты). Отдельный сегмент офсетной печати — многостраничная печать, например, журналы или книги. Офсет предполагает печать большим тиражом (от 10 000шт и до миллионов), требует наличие тяжёлого оборудования, больших производственных площадей и квалифицированного персонала. В одиночку на офсетной машине не попечатать. Конечная продукция, которую выпускает офсет можно объединить в группу «Полиграфия» — это визитки, бирки, листовки, плакаты, буклеты, брошюры, бланки, тетради, журналы, газеты, книги, наклейки, этикетки и пр. Список далеко не полный.

  2. Цифровая печать — формирует группу «Оперативная полиграфия». Вообще, цифровой печатью можно было бы сегодня назвать любую печать, где оттиск так или иначе выводится с цифрового макета (а это происходит везде). Но так уж сложилось, что Цифровой печатью называют именно лазерную печать (и схожие технологии). В общем и целом — это как офисные лазерные принтера, только цветные, большие, класса PRO. Ясно по названию «полиграфия» — цифровая печать и офсетная печать схожи по сути выпускаемой продукции. Разница заключается лишь в том, что Цифра способна печатать оперативно, выпускать малые тиражи (от 1шт) и для неё не составляет проблемы печать переменных данных. Например, билеты или нумерованные бланки. Зачем тогда нужен офсет? Офсет на несколько порядков дешевле при больших тиражах при выпуске однотипного изделия.

  3. Сувенирная печать — это печать по предметам (брендирование шариковых ручек, ежедневников, керамических кружек и пр). Для сувенирной печати применяются различные технологии. Шире всего в ходу шелкография, тампопечать, термоперенос и УФ‑печать (включая новейшую технологию UV DTF). На самом деле видов печати гораздо больше, которые можно было бы сюда отнести. Конечное изделие — всё что угодно, на что можно было бы нанести оттиск. Здесь стоит обратить внимание, что шелкография и УФ‑печать также могут применяться и для полиграфии. Например, при изготовлении визиток — когда требуеnся печать белым цветом по чёрному картону.

  4. Флексопечать — особая группа. В подавляющем большинстве случаев это этикетка в промышленных масштабах. Например, шампуни, йогурты, обёртки конфет и пр. По масштабам и массивности Флексопечать стоит рядом с офсетом. И флексопечате свойственны те же особенности, что и офсету — не будет переменных данных, нет оперативности и не вывести крохотный тираж в 100 этикеток.

  5. Интерьерная/широкоформатная печать — это струйный вид печати, который охватывает все те потребности, которые не может удовлетворить Цифра, Офсет и Флекса. Сюда относится всё что большое (больше чем офсет) на синтетических материалах и с переменными данными. Ассортимент конечных изделий бесконечно большой — холсты, рекламные уличные баннеры, брендирование авто, витринные наклейки, постеры, стикеры и пр. УФ‑печать позволяет печатать по материалам, которые, вовсе не предназначены для печати. Компактность оборудования и востребованность небольших тиражей позволяет работать даже в одиночку на минимальной площади.

  6. Фотопечать — собственно это печать фотографий. Может выполняться классическим способом на фотолабе или на фотопринтерах. Обычно, те кто этим занимаются имеют в арсенале и то и другое.

  7. САПР — это даже не отдельный вид печати, а, скорее, отдельный вид конечного изделия: техническая документация, проектная документация, чертежи. Почему это отдельная группа, потому что владельцы оборудования под САПР обычно ничего больше печатать не умеют.

  8. Ризография — особая технология печати. Отличается этот вид скоростью печати и себестоимостью как у офсета, но при этом оборудование размером с цифровой принтер. Обычно на ризографах печатают бланки самого шлачного качества, рекламный листовки для того чтобы набить ими почтовые ящики и пр (серая такая, тончайшая бумага от 40 до 60гр с ужасным качеством печати в один цвет). Ризограф не умеет печатать полутона и редко бывает больше чем в два цвета.

  9. Печать по текстилю — отдельный вид деятельности в мире печати. Сюда относится как печать по готовым изделиям (футболки, кепки и пр), так и запечатка рулонов из которых уже впоследствии шьют занавеси, постельное бельё, пижамы и пр. Есть разные технологии — как прямая печать, так и термоперенос, так и шелкография. Особняком здесь выделяется флажное производство. Как правило флажники не занимаются ничем другим, кроме как флагами.

  10. Упаковка — отдельный вид готового изделия. Для упаковки могут использоваться различные виды печати (как струйные, цифровые, так и офсет с флексой). Это отдельное направление и я мало что про него знаю. Но определённо, это пока самое перспективное направление.

В результате, вы не можете купить принтер для интерьерной печати и печатнуть на нём визиточку. Тоже самое — если вы купите офсет со скоростью 2т. бумаги в час, то выпустить 300 бумажных этикеток не получится. На ризографе не выйдет выпустить холст или билеты с нумерацией.

2. Происхождение и стоимость принтера

Ввиду естественных ограничений бюджета на старте каждый новичок ищет не просто универсальное оборудование, но и обязательно чтоб оно было максимально недорогим. Если взять для примера интерьерную печать, то разница между сопоставимым, так называемым, фирменным оборудование (Epson, HP, Mimaki и пр.) и китайским может быть пятикратна. Но погоня за дешёвым оборудованием — заблуждение, если это не продиктовано критической нехваткой средств. Во‑первых, вопреки пению манагеров по продажам, этих сирен — китайское оборудование никак несопоставимо с фирменным. Ни по качеству выдаваемой продукции, ни по возможностям, ни с эксплуатационной точки зрения, ни по надёжности. Это во‑первых. Во вторых, когда вы покупаете что‑то самое недорогое, то вы должны отдавать себе отчёт в том, что одновременно с вами сразу же ещё с десяток таких же голодранцев приобретают тоже самое.

И массовость предложения неизбежно скажется на цене продажи — вы вынуждены будете конкурировать с демпинговыми ценами. То есть — заработать очень сложно. Пример — термосублимационная печать на кружках, как вид сувенирки. Технология очень дешёвая и оборудование не занимает много места — стартовый комплект обойдётся примерно в 25 000.00. В результате, при стоимости в 90 рублей за одну кружку в закупке можно наткнуться на прайс лист в копиточке где стоимость одного изделия падает до 150 рублей. А принимая во внимание повсеместность предложения и ограниченную тиражность (потому что редко заказывают больше одной штуки, но если и закажут то сложно сделать сразу много) заработать на этом виде печати практически невозможно.

Результатом покупки недорогого массового оборудования (как правило китайского) неизбежно является низкое качество готовой продукции, низкая надёжность самого оборудования и то что придётся работать на рынке с совершенно обрушенными ценами. В случаи неудачи всей затеи ликвидность такого оборудования на вторичном рынке очень низкая.

Резюме: дорогое, а главное фирменное оборудование, способное печатать уникальные изделия, позволит регулировать цены и, как следствие, заработать. В будущем фирменное оборудование в случае необходимости можно реализовать. Дешёвое оборудование не создаст ничего кроме суеты.

3. Дополнительное оборудование

В зависимости от вида печати и типа конечного изделия потребуется постпечатное оборудование. Например, для печати по тканям, по готовым изделиям, методом шелкографии постпечатка не нужна. Взяли готовую футболку — отдали готовую футболку. Но, например, для выпуска визитки потребуется гильотина или нарезчик визиток. И здесь кроется дьявол — потому что в полиграфии, например, у вас может быть всего один принтер, стоящий скромно в уголке и целый цех всеразличного постпечатного оборудования: гильотина, горячий ламинатор, брошюровщик на пластиковую пружину, брошюровщик на металличекскую пружину, КБС (мягкий термопереплёт), фальцовщик, биговщик, степлер или проволкошвейка, режущий плоттер, тигельный пресс, аппарат для тиснения и пр. Обязательно всё это иметь? Нет, но тогда ассортимент выпускаемой продукции будет небольшим.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что для того чтобы заниматься печатью одного принтера зачастую мало — понадобится много постпечатного оборудования. И в некоторых случаях его стоимость суммарно может превосходить стоимость принтера. Таким образом — понадобится больше вложений и больше места.

Резюме: мало отпечатать, нужно ещё и обработать оттиск.

4. Программное обеспечение

Великое заблуждением думать, что заказчики присылают макеты — то есть файлы готовые к печати. Обычно они присылают просто файлы. Например, какой‑то документ Word, а может быть скриншот экрана или даже фотографию монитора. Да‑да — вам могут прислать рисунок от руки или просто надиктовать по телефону, что должно быть и при этом добавить, что дизайн им не нужен — они всё сейчас объяснят и так.

Печать без макета невозможна. Чем сложнее продукция, тем она маржинальнее, но и тем она требует более сложного макета.

Особенно сегодня, когда у половины уже нет дома компьютера и с цифровым миром эти люди держат связь только по телефону. Из 10 присланных файлов 1 хотя бы как‑то соответствует техническим требованиям, которые необходимо соблюдать, чтобы можно было отправить файл в печать.

Итог таков, что, во‑превых, нужно уметь работать в соответствующем программном обеспечении, а во вторых, нужно его покупать (ну мы же не пираты какие‑то).

Знать и уметь работать в Adobe Photoshop, Illustrator или CorelDRAW недостаточно. Для начала, конечно, сойдёт, но в перспективе навык должен развиваться и компетенции расти. По мере роста и развития придётся осваивать всё новое и новое программное обеспечение.

Например, на оборудовании класса PRO печать осуществляется через RIP (Raster Image Processor — также именуемый иногда как «Открытый драйвер»), а не через драйвер. Использование RIP‑a — это будет новый опыт, который потребует изучения.

В коммерческой печати важен цвет (в принципе — он всегда важен, но в коммерции за цвет спросят). Вопрос управления цветом сложный. Он требует приобретения новых навыков работы в новом, также незнакомом программном обеспечении и с новым видом оборудования — спектрофотометром. Однако, вопрос осложняется тем, что в России нет никаких курсов на эту тему или литературы на русском языке. Просто неоткуда почерпнуть эти знания. Кроме того — спектрик достаточно дорог. Ошибочно думать, что оборудование класса PRO обрабатывает и настраивает это всё само. Как раз наоборот — такое оборудование требует больше настроек и понимания. Это можно сравнить с профессиональными фотокамерами и «мыльницами» — хотя кто сейчас вспомнит, что это такое вообще?

Ряд постпечатного оборудования также требует освоение нового ПО. Например — режущие плоттеры. Для управления некоторыми плоттерами изготовитель поставляет плагин, который встраивается в основной графический пакет — Illustrator или CorelDRAW. Это самый простой вариант. Некоторые плоттеры поставляются с отдельными небольшими утилитами. А некоторые плоттеры поставляются в комплекте со сложным комплексным ПО по уровню стоящими рядом с тем же Illustrator или CorelDRAW.

Кроме того, полиграфия требует подготовки так называемых «спусков». Для чего также придётся подобрать и изучить подходящее программное обеспечение. Ввиду узкой специализации программного обеспечения — стоимость антигуманна и прямо‑таки зашкаливает. Самый распространённый пакет в России — это плагин Quite Imposing Plus для Adobe Acrobat PRO. О, и я должен вас предупредить, что это то ещё юзабилити — натуральная кровь из глаз! Для искушённых. Со своими задачами оно, конечно, справляется, и хорошо справляется, но привыкнуть будет очень сложно — потребуется прямо много времени для освоения. Кому этого покажется мало — можно поднять уровень сложности и использовать PREPS. Есть ещё такое решение как Montax Impose — вполне себе сносное.

Хозяйке на заметку: самое приемлемое решение для России для подготовки спусков Imposition Wizard

Потом, конечно же, возникнет неизбежный вопрос автоматизации всего процесса в целом. Если говорить о продажах, то это будет, конечно, СРМ, каких сейчас тьма, здесь сложностей нет — выбирай любую. Но продажа печати сопряжена со сложностью расчётов. Не существует прайс‑листов. Вы не продаёте орехи или CocaColа, которые просто можно посчитать — 2кг туда, 3 тонны сюда, стоимость такая. Вы оказываете услуги. Фактически, каждый заказ уникален. Разные размеры, разные носители, разные макеты и пр. Поэтому, для управления печатным производством мало иметь просто СРМ — не понятно иначе что продавать. Нужен расчёт. Для этого понадобится разработка различных калькуляторов. Можно использовать хотя бы таблицы Exel. Но после того, как клиент оплатит — понадобится передать заказ на производство. И в итоге вы встаёте перед проблемой не просто завести себе СРМ, Exel и какой‑то канбан, но если вы зрите за горизонт — нужна CRM‑ERP или просто ERP. Это отдельные вложения, отдельная настройка и отдельное обучение. Опять же, учитывая узкую специализацию системы включающие в себя ERP имеют совершенно не пролетарские цены.

Хозяйке на заметку: мы, например, написали собственную систему полностью с нуля. Это очень дорогостоящее решение. Не идите такой дорогой.
А всё потому, что ничего подходящего на рынке для наших нужд мы не нашли.

Вторая сторона автоматизации — контроль входящих макетов. Это можно, безусловно, выполнять вручную, но с ростом всей фирмы и расширением штата ручной контроль превратиться в хаос. И тогда появляется необходимость в установке, настройке и освоению нового программного обеспечения, такого как, например, PitStop или Callas ToolBox. Которые стоят столько, что это уходит за грань добра и зла.

Третья сторона автоматизации — WebToPrint, когда оформление заказа происходит на сайте без участия менеджера. Пользователь формирует заказ самостоятельно — загружает макет, выбирает параметры, оплачивает и всё. Очень эффективно.

Резюме: печать требует наличия квалификации в области специализированного программного обеспечения.

5. Сервис

Рано или поздно вы столкнётесь с тем, что потребуется помощь технического специалиста. Это неизбежно. И вот что надо понимать: в стоимость фирменного оборудования, заложены гарантийные работы которые выполняются квалифицированными обученными специалистами. В последнее время есть трудности именно с гарантийными обязательствами и ЗИП‑ом, но инженера всё ещё есть. Потому что есть техническая документация. И неважно на сколько дорогое и фирменное ваше оборудование — сервис когда‑то потребуется всё‑равно.

Если вы купили китайское оборудование, то что бы там ни пели манагеры, у вас не будет гарантии, сервисного инженера и ЗИП. Настанет день, когда вы выпадете из обоймы — вопрос лишь времени.

Нет беспроблемного оборудования. С фирменным оборудованием полегче — шанс получить помощь выше за счёт того, что оборудование документировано и существуют специалисты, которые кое что знают. Также некоторую поверхностную информацию можно взять с форумов. С Китаем дело много хуже.

Резюме: сервис — это более 50% успеха в печатном деле. Отсутствие сервиса обрекает на неминуемую гибель.

6. Современные реалии рынка печати

Сегодня мир мчится на всех парах в абсолютный мираж диджитализации. Востребованность печати самой по себе стремительно падает. И так происходит уже много лет и процесс этот только ускоряется. Потребность в живых периодических изданиях пропала — газеты, журналы. В какой‑то части это коснулось и книг. В больших городах ужесточились законы о рекламе и с улиц исчезли билборды, растяжки через улицы и появились определённые запреты и правила на оформление витрин и вывесок, которые также бьют по объёмам печати. Визитка по сути потеряла какой либо смысл с момента абсолютного распространения смартфонов — в какой‑то степени визитка представляет собой элемент пристижа при условии если она сделана как‑то с исподвывертом на нестандартном каком‑то материале.

Тиражи сокращаются.

Таким образом, если вас манит идея просто печати, к тому же печати чего‑то очень стандартного, например, простых визиток на картоне, то ничего путного из этого не выйдет. Сама по себе печать как услуга — изжила себя. В некоторой степени из‑за удешевления оборудования и сокращения его размеров. В некоторой — из‑за снижения требований к квалификации сотрудников печати (печатником может быть обезьяна сегодня). То есть те, кто раньше обращался за услугами печати в типографии, теперь стараются печатать себе сами (например гипермаркет Лента или Магнит располагают собственными внутренними типографиями которые занимаются оформлением торговых залов).

Итог таков, что целесообразно заниматься печатью только если ты нацелен на выпуск какой‑то конкретной готовой продукции. Когда ты не предлагаешь печать на сторону. А предлагаешь какое‑то готовое изделие в цикле производства которого присутствует печать. Например — брендированные бейсболки. Или — изготовление холстов.

7. Общее резюме

Несмотря на то что я понаписал — дорогу осилит идущий, дерзайте! Просто имейте это всё ввиду.

Всё зависит только лишь от вашего искусства продавать. Впрочем, как и везде...

Комментарии (10)


  1. CitizenOfDreams
    24.07.2025 03:24

    Если вы купили китайское оборудование, то что бы там ни пели манагеры, у вас не будет гарантии, сервисного инженера и ЗИП.

    Но у китайского оборудования есть и преимущество в плане обслуживания: значительная часть ЗИПа к нему покупается за копейки на АлиЭкспресс (а у фирменного та же запчасть будет 100500 денег, реквизиты, предоплата, поставка в течение 3 месяцев, ой, а это оказывается была не вся запчасть целиком, а только гайка, которая стоит 5 рублей в ближайшем магазине хозтоваров).


    1. dercar Автор
      24.07.2025 03:24

      Справедливо, но лишь от части:

      1. Во-первых, чтобы купить запчасть сперва нужно определить - что именно за запчасть вышла из строя. А для этого нужен сервис-инженер. Понятно, что если речь идёт о механике - то это можно понять и самостоятельно и без специальных навыков. Но если вопрос связан с электроникой или электрикой? Если вы в этом шарите и умеете прозвонить - плюс пять очков к скиллу, конечно. Но если вы уже поколение девяностых - то скорее всего таким навыком в качестве естественного, которым был наделён каждый советский гражданин с детства, не обладаете. А сервисника, напомню - нет. Есть просто чуваки, которые как раз родом из советского союза с паяльником наперевес.

      2. Как я уже писал - китайское оборудование не имеет сервисмануалов и каталогов партномеров. Таким образом, даже если вы дефектовали оборудование, то дальше с этим знанием делать особо нечего. Потому что вы не знаете что искать - нет партномера. Но даже если он и есть - толку от этого ноль, потому что это абстрактный партномер, который существует только на этой самой детали. Обыкновенно, общение с поставщиком ЗИПа китайского оборудования происходит примерно так ты ему просто присылаешь фотку. Поставщик даже сам махает рукой на твой партномер, потому что от релиза к релизу оборудование собирается из рандомных деталей (видимо тех, что есть под рукой), поэтому партномера абсолютно абстрактны. Ситуация такая, что принтер одной и той же модели купленный год назад имеет несовместимые внутренности с той же самой моделью сегодня. Это вам не советский автопром, когда вы покупаете новую жигу, а старая остаётся в качестве ЗИПа.
        Справедливости ради стоит заметить, что китайское оборудование модульное и собирается из стандартных, универсальных деталей. К примеру - материнские платы. Их штампует какой-то один завод в немыслимом количестве. Они универсальны и используются везде: принтера, стиральные машины, электропианино и пр.И каждый производитель использует её по своему усмотрению задействуя частично или полностью. Такой подход немного облегчает поиск запчастей - потому что они универсальны. Но риск того, что именно ваша материнка могла попасть в ту самую партию, которую выпускали всего три месяца, а потом произошла модификация и повтора релиза уюе никогда не будет - стремится к 100%.

      3. ЗИП и расходку на фирменное оборудование также доступно в Китае минуя отечественных поставщиков. Вы не можете купить это именно на алике ввиду лицензионных ограничений: официальный диллер фирменного оборудования в китае связан с вендором обязательствами регионального рынка - он не имеет права продавать не в свой регион. Кроме того, сегодня эти ограничения усилены проблемами санкций - в Россию часть брендов, вообще не поставить официально. Но если законтачиться с китайским дилером напрямую, то никаких ограничений уже нет. Любая расходка, ЗИП и даже оборудование свободно едет. При том - цена не менее чем в два раза меньше. Есть экзотические особенности у такой закупки:
        - Все серийные номера партий у чернил, например, физически срезаны (сорваны, закрашены).
        - Оплата очень рискованная - это наличный перевод.
        Работает это? Да. Мы используем полностью оригинальную расходку - на той неделе приехала партий чернил. При этом, оригинальная расходка получается дешевле здешней дерьмовой альтернативы. Реально ли привезти всё? Да - прямо на данный момент (прям вот сейчас) едет два режущих плоттера. В том году таким образом приехал принтер.

        Но, ребята - только тссс. Никому! Последнее, что я написал в третьем абзаце - это секрет.


      1. Deather222
        24.07.2025 03:24

        Стоял на обслуживании у Konica Minolta.

        НИ РАЗУ за 10 лет сервисник ничего не "прозванивал"))))

        Тупо замена узла, которая сводится к откручиванию и закручиванию 2 болтов.


      1. CitizenOfDreams
        24.07.2025 03:24

        Потому что вы не знаете что искать - нет партномера.

        Очень даже знаю. Если, скажем, речь идет про энкодер - то в китайском станке это с хорошей вероятностью будет стандартный энкодер со стандартным интерфейсом, стандартным присоединительным размером и популярным числом импульсов на оборот. А вот в фирменном станке есть неслабая вероятность найти спецдеталь, которую сделали по спецзаказу, чтобы продавать по спеццене.


  1. MarinaSpring
    24.07.2025 03:24

    Интересная статья, спасибо! Только при первом упоминании корела в названии опечатка


    1. CitizenOfDreams
      24.07.2025 03:24

      Только при первом упоминании корела в названии опечатка

      А может, это не опечатка.

      Скрытый текст


  1. Alex-Freeman
    24.07.2025 03:24

    В деле печати я с 2014 года. Не могу похвастаться успехами - но опыт скопил.

    При прочтении вкралось сомнение, что это действительно так

    Офсет предполагает печать большим тиражом (от 10000шт и до миллионов)

    Постоянно печатаем от 500-1000, даже с затратами на вывод, все равно дешевле чем цифра. Плюс цифра это CMYK, передать часть Pantone не вариант, даже при прямых руках, профилях и спектрофотометрах и тд

    Ризография -  также как Интерьерная печать, фотопечать и САПР, это специфический подвид струйной печати.

    Вот ни разу это ни струйная, если она к чему-то и близка, то к шелкухе.

    Дальше читать не стал


    1. dercar Автор
      24.07.2025 03:24

      Про ризографию ошибся. Да, виноват. Ща поправим - сможешь продолжить чтение.

      По поводу офсета и цифры - можно тираж и в 500 единиц вывести. Только не под такое заточено офсетное оборудование. Суть статьи не сравнит виды печати.

      И к слову сказать касательно 500 единиц - блины и на утюге тоже можно жарить.


      1. xSVPx
        24.07.2025 03:24

        Визитки вон народ офсетом печатает. От 1000шт... После 2000 цена за единицу уже почти не падает...


    1. dercar Автор
      24.07.2025 03:24

      Ну вот, поправил. Спасибо.