Привет, Хабр! На связи Павел Серов из Cloud4Y. И сегодня поговорим про GAN — генеративно-состязательные сети. 

Представьте, что нейросети устроили настоящую гонку вооружений: одна (генератор) пытается создавать фейковые видео, а другая (дискриминатор) изо всех сил пытается распознать подделку. Это и есть GAN. В итоге генератор становится настолько крут, что его видео не отличишь от настоящих.

Хотите создать такую нейросеть для генерации видео? Например, чтобы превращать обычные лица в мультяшные? В статье покажу, как это сделать шаг за шагом, с помощью фреймворка VToonify.

Как устроены GAN

Пока генератор оттачивает мастерство, чтобы создать реалистичные видео, дискриминатор настраивает свой внутренний детектор лжи. Так они оба совершенствуются. И этот процесс длится до победного: генератор должен научиться создавать видео, которые не отличишь от настоящих! А после обучения? Просто скормите генератору новый «шум» — и он мгновенно выдаст вам свежий видеоролик из, казалось бы, полного хаоса.

Схема. Как работает GAN
Схема. Как работает GAN

Как создать генеративную видеомодель  

Весь процесс создания GAN разберём вживую. 

Для начала соберём «цифровой чемоданчик». И первым делом готовим рабочее место.

Берём Python (куда же без него!) и запасаемся библиотеками: ставим PyTorch для глубокого обучения:

pip install torch torchvision
NumPy:
pip install numpy
OpenCV:
pip install opencv-python
Matplotlib:
pip install matplotlib

Форсируем железо (или арендуем «танк»)

Anaconda + CUDA Toolkit — это как раз то, что нам надо. Ставим их, чтобы гонять обучение на GPU со скоростью света (ну, почти). Главное — скачиваем версии, совместимые с вашей видеокартой.

Лень возиться с «железками»? Добро пожаловать в Cloud4Y — ваше готовое решение с мощными GPU в облаке. Просто берём и применяем.

Дальше готовим «топливо»: без данных – никуда

Вам понадобятся картинки или видео, на которых нейросеть будет учиться своему волшебству. Хотите мультяшные лица? Значит, ищем (или создаём!) набор с реальными лицами и их мультяшными «двойниками». Чем качественнее «топливо», тем круче результат! Помните: нейросеть — как художник, ей нужны хорошие образцы.

Проектируем архитектуру модели

Архитектура модели — это всё равно что чертёж для нашего проекта. От неё зависит ВСЁ: плавность видео, качество картинки и стиль. 

Видео — это ЛЕНТА кадров, связанных во времени, и наш «движок» должен это понимать. Поэтому под капот часто ставят CNN, чтобы видеть детали внутри каждого кадра, и RNN, чтобы помнить, что было секунду назад, и создавать плавные переходы.

Наш фаворит — VToonify от MMLab@NTU. Он создан для топовых мультяшных портретов в видео. Его сила — в умном гибриде: гибкость Image Translation (работает с видео любого размера) и мощь StyleGAN (сверхчеткое разрешение + точечный контроль стиля).

Секрет VToonify — в движке StyleGAN и тюнингует его: добавляет «сканер» (Энкодер) для анализа вашего видео и «супер-генератор», создающий мультяшную версию с сохранением всех деталей (брови, родинки!) и полным подчинением стилю. А полностью сверточная архитектура — гарантия плавности при любом разрешении.

Есть две версии: базовый и быстрый VToonify-T (Turbo) на движке от Toonify и наш выбор — продвинутый VToonify-D (Deluxe) с DualStyleGAN для тончайшей настройки (фон, сложные эффекты). Именно его мы и будем собирать!

Наши действия просты:

  1. Прокладываем «маршрут». Например, реальное лицо на входеПлавный мультяшный шедевр на выходе. 

  2. Берём мощную основу StyleGAN.

  3. Интегрируем «модули»: ставим энкодер-сканер и генератор-волшебник — дуэт, превращающий реальность в мульт.

    Пример кода для сети энкодера:

num_styles = int(np.log2(out_size)) * 2 - 2
encoder_res = [2**i for i in range(int(np.log2(in_size)), 4, -1)]
self.encoder = nn.ModuleList()
self.encoder.append(
nn.Sequential(
nn.Conv2d(img_channels+19, 32, 3, 1, 1, bias=True),
nn.LeakyReLU(negative_slope=0.2, inplace=True),
nn.Conv2d(32, channels[in_size], 3, 1, 1, bias=True),
nn.LeakyReLU(negative_slope=0.2, inplace=True)))
for res in encoder_res:
in_channels = channels[res]
if res > 32:
out_channels = channels[res // 2]
block = nn.Sequential(
nn.Conv2d(in_channels, out_channels, 3, 2, 1, bias=True),
nn.LeakyReLU(negative_slope=0.2, inplace=True),
nn.Conv2d(out_channels, out_channels, 3, 1, 1, bias=True),
nn.LeakyReLU(negative_slope=0.2, inplace=True))
self.encoder.append(block)
else:
layers = []
for _ in range(num_res_layers):
layers.append(VToonifyResBlock(in_channels))
self.encoder.append(nn.Sequential(*layers))
block = nn.Conv2d(in_channels, img_channels, 1, 1, 0, bias=True)
self.encoder.append(block)

Для создания генератора можно обратиться к официальному репозиторию проекта на GitHub.

Обучение модели  

Для начала импортируем необходимые модули:

import argparse
import math
import random

Далее задаём параметры обучения: количество итераций, размер батча, скорость обучения, интервалы сохранения контрольных точек и др.

Пример настройки аргументов:

self.parser = argparse.ArgumentParser(description="Train VToonify-D")
self.parser.add_argument("--iter", type=int, default=2500, help="total training iterations")
self.parser.add_argument("--batch", type=int, default=9, help="batch sizes for each gpus")
self.parser.add_argument("--lr", type=float, default=0.0001, help="learning rate")
self.parser.add_argument("--local_rank", type=int, default=0, help="local rank for distributed training")
self.parser.add_argument("--start_iter", type=int, default=0, help="start iteration")
self.parser.add_argument("--save_every", type=int, default=25000, help="interval of saving a checkpoint")
self.parser.add_argument("--save_begin", type=int, default=35000, help="when to start saving a checkpoint")
self.parser.add_argument("--log_every", type=int, default=300, help="interval of saving a checkpoint")

Затем необходимо предварительно обучить сеть энкодера:

def pretrain(args, generator, g_optim, g_ema, parsingpredictor, down, directions, styles, device):
pbar = range(args.iter)
if get_rank() == 0:
pbar = tqdm(pbar, initial=args.start_iter, dynamic_ncols=True, smoothing=0.01)
recon_loss = torch.tensor(0.0, device=device)
loss_dict = {}
if args.distributed:
g_module = generator.module
else:
g_module = generator
accum = 0.5 ** (32 / (10 * 1000))
requires_grad(g_module.encoder, True)
for idx in pbar:
i = idx + args.start_iter
if i > args.iter:
print("Done!")
break

После этого обучаем генератор и дискриминатор на парных данных:

def train(args, generator, discriminator, g_optim, d_optim, g_ema, percept, parsingpredictor, down, pspencoder, directions, styles, device):
pbar = range(args.iter)
if get_rank() == 0:
pbar = tqdm(pbar, initial=args.start_iter, smoothing=0.01, ncols=130, dynamic_ncols=False)
d_loss = torch.tensor(0.0, device=device)
g_loss = torch.tensor(0.0, device=device)
grec_loss = torch.tensor(0.0, device=device)
gfeat_loss = torch.tensor(0.0, device=device)
temporal_loss = torch.tensor(0.0, device=device)
gmask_loss = torch.tensor(0.0, device=device)
loss_dict = {}
surffix = '_s'
if args.fix_style:
surffix += '%03d'%(args.style_id)
surffix += '_d'
if args.fix_degree:
surffix += '%1.1f'%(args.style_degree)
if not args.fix_color:
surffix += '_c'
if args.distributed:
g_module = generator.module
d_module = discriminator.module
else:
g_module = generator
d_module = discriminator

В этой функции создаются различные тензоры потерь для генератора и дискриминатора, затем в цикле происходит вычисление и минимизация этих потерь с помощью алгоритма обратного распространения ошибок.

Оценка и доработка модели  

Как понять, что наша «нейромодель» готова? Проводим тест-драйв.

Смотрим качество: насколько реалистичны/стильны видео? SSIM, MSE, PSNR — наши цифровые «измерительные приборы». Но главное – оцениваем рендеры.

Замеряем эффективность: сколько ресурсов тратит модель? Не слишком ли долго генерит?


Примеры типичных ошибок. Догадаетесь, что тут не так?)
Примеры типичных ошибок. Догадаетесь, что тут не так?)

Ищем слабые места. Смотрим, где мультяшка дёргается, а где теряет родинку.

Нашли ошибки? Поправляем. Тонко настраиваем:

  • крутим гиперпараметры;

  • пробуем новые функции потерь;

  • меняем оптимизатор.

Наша цель — найти идеальный баланс между качеством и скоростью.

Разработка веб-интерфейса  

Хотите предложить нейросеть пользователям? Нужна удобная система управления.

Проектируем интерфейс: где будут кнопки выбора стиля («Дисней», «Аниме»)? Как регулировать степень мультяшности? Продумываем цвета, шрифты, кнопки.

  • Собираем фронтенд: верстаем. Главное — интуитивность.

  • Тестируем жёстко: ловим баги, ускоряем загрузку.

Совет: не хотите глубоко в JS? Используйте Gradio — соберёте рабочий UI под Python буквально за вечер!

Развёртывание  

Выводим модель в «боевой режим»:

  • готовим инфраструктуру: сервер с GPU или облако (типа Cloud4Y). Настраиваем железо и софт.

  • интегрируем: подключаем модель к веб-интерфейсу или мобильному приложению.

  • настраиваем потоки данных: смотрим, как видео будет загружаться и куда сохраняться.

Запускаем! Теперь любой может залить свое видео и получить мультяшку.

Заключение  

Создание генеративной видеомодели — сложный, но увлекательный путь: от данных и архитектуры (часто на базе GAN/VAE) через обучение и оценку до интерфейса и запуска. Генеративное видео — это не магия, а продуманная инженерия. 

Как видим, отрасль стремительно развивается в трёх ключевых направлениях:

  • от картинок к плавным видео: технологии вроде VToonify берут мощь StyleGAN и адаптируют ее для динамичных, высококачественных роликов — никаких дёрганых мультяшек.

  • прокачка стиля и качества: контроль становится тоньше некуда — от фона до мимики. Хочешь — лёгкий набросок, хочешь — диснеевский шедевр.

  • генерить всё проще и быстрее: появляются новые модели, требующие меньше данных и ресурсов. Скоро любой сможет создавать свои мультяшки за пару кликов.

Самое время применять новые технологии в творчестве. Используйте фреймворки вроде VToonify — понимание процесса у вас уже есть. Вы точно знаете, как собрать свою «машину» для мультяшных трансформаций.

Комментарии (0)