Кажется, про TDD давно всё известно: сперва тест — потом код — получаем покрытие. Но на деле его суть понимают неправильно — как критики, так и сторонники.

Эта статья — не инструкция и не религиозная проповедь. Это разбор заблуждений. Причём речь пойдёт не только о критиках TDD, но и о его сторонниках.

TDD часто воспринимают как способ добиться максимального покрытия или как дисциплину «писать тесты вперёд». Но настоящая цель — не в тестах, а в итеративном проектировании поведения и архитектуры.

Если вам кажется, что TDD — это занудно, медленно, не подходит к реальному коду или убивает гибкость — возможно, вы всё делали правильно.
Но с совершенно другими целями.
Именно поэтому вам не понравилось.

Разберёмся, что такое TDD на самом деле — и почему вы, скорее всего, не знаете TDD.


1. Недопонимание цели TDD — главное заблуждение

Ошибка: TDD — это способ добиться тестового покрытия.
Реальность: TDD — это способ проектирования.

Чаще всего TDD воспринимают как технику написания тестов до кода, чтобы удостовериться, что всё протестировано. На практике же его основная цель — не сами тесты и не метрики покрытия, а итеративная разработка системы через формулирование желаемого поведения. Тесты здесь выполняют роль спецификаций, а не проверки. Разработчик получает не просто проверку работы, а возможность обдумать и уточнить интерфейсы, зависимости, структуру модулей. В результате сама разработка продукта становится более технологичной: проектирование и реализация сливаются в управляемый процесс, где каждое поведение вводится осознанно и поддаётся проверке.


2. Ожидание мгновенного повышения качества

Ошибка: Если писать по TDD, багов не будет.
Реальность: Качество — это не только тесты.

TDD действительно снижает количество дефектов — за счёт итеративности, простоты и чётких целей. Но само по себе написание тестов не заменяет мышление. Даже в рамках TDD можно писать плохие тесты, дублировать код или закреплять ошибки в логике. TDD — это инструмент, а не волшебная кнопка качества. Эффект от него зависит от зрелости подхода и понимания сути.


3. Использование TDD как догмы

Ошибка: TDD обязателен для любого проекта.
Реальность: TDD — инструмент, а не религия.

TDD подходит далеко не всегда: он работает лучше всего там, где можно чётко выразить поведение — бизнес-логику, правила, трансформации. В экспериментальном коде, UI, интеграциях с внешними сервисами TDD может быть неэффективен или даже мешать. Навязчивое следование методике без учёта контекста приводит к разочарованию.


4. Путаница с Unit Testing

Ошибка: TDD — это просто юнит-тесты.
Реальность: TDD — это процесс, а не тип тестирования.

Можно писать юнит-тесты без TDD. Можно применять TDD, используя end-to-end или интеграционные тесты, если они описывают поведение системы.

Можно даже вообще обойтись без автоматизированных тестов — формулировать ожидаемое поведение и проверять его вручную. Такой вариант, конечно, не является общепринятым и вызывает споры, поскольку нарушает привычную для многих автоматизированную природу TDD. Тем не менее, если сохраняется порядок действий и намерение — сначала убедиться, что поведение не реализовано, затем реализовать, затем убедиться, что работает, и только потом рефакторить — такой подход с определёнными допущениями можно считать разновидностью TDD.

Тип тестов зависит от уровня, на котором мы проектируем. Главное — не наличие теста как такового, а то, что именно он фиксирует и в каком контексте создаётся. Суть TDD — в порядке действий и в намерении.


5. Беспокойство о «медленности»

Ошибка: TDD замедляет разработку.
Реальность: TDD экономит время на отладке и переосмыслении.

На старте действительно может показаться, что TDD замедляет разработку: приходится писать тесты, продумывать интерфейсы, проводить рефакторинг. Но эти усилия окупаются уже в среднесрочной перспективе. Код становится проще, понятнее и устойчивее к изменениям. Возникает меньше багов, проще менять требования. TDD — это инвестиция.

К тому же, даже если вы не пишете тесты, вы все равно так или иначе тестируете создаваемое поведение, запуская программу после внесения в нее изменений. А это тоже требует времени, что дополнительно нивелирует разницу в трудозатратах.


6. Неправильное понимание цикла «тест → код → рефакторинг»

Ошибка: Сначала пишем тесты и реализацию целиком.
Реальность: Маленькие шаги позволяют проектировать поведение.

Многие нарушают ритм TDD, пытаясь сразу написать всё: тест и полноценную реализацию. Это приводит к переусложнению, пропущенному рефакторингу и неустойчивой архитектуре. Настоящий цикл TDD — это серия маленьких шагов: пишем минимальный тест, реализуем минимум для его прохождения, затем улучшаем структуру. Этот ритм помогает контролировать сложность и сохранять гибкость кода.


7. Написание тестов ради тестов

Ошибка: Тесты нужны ради покрытия.
Реальность: Тесты фиксируют поведение.

Когда тесты пишутся «на всякий случай» — ради галочки или ради отчёта — они не несут пользы. Более того, такие тесты часто ломаются от безобидных изменений и мешают развитию. В TDD тест — это прежде всего способ выразить, что система должна делать. Это инструмент мышления. Он фиксирует предположения о поведении — и помогает их проверять.


8. Игнорирование рефакторинга

Ошибка: Реализация — цель.
Реальность: Качественный код — часть процесса.

Часто после прохождения теста разработчик двигается дальше, забывая про третий шаг — рефакторинг. В итоге код начинает обрастать дублированием, усложняться, терять структуру. В TDD рефакторинг обязателен. Это не «посмотрим потом», а часть цикла. Именно в этом шаге рождается хорошая архитектура: без изменения поведения, но с улучшением формы.


9. Неподходящее применение TDD

Ошибка: TDD применимо везде.
Реальность: Некоторые задачи требуют других подходов.

TDD трудно применять там, где невозможно заранее определить поведение: например, в UI, в обработке нестабильных API, в исследовательском коде. Здесь либо тесты получаются слишком хрупкими, либо разработка идёт вслепую. В таких случаях лучше использовать другие инструменты: прототипирование, мануальное исследование, интеграционные тесты. TDD — не серебряная пуля.


10. Подмена проектирования тестами

Ошибка: Архитектура «вырисуется» сама собой.
Реальность: Высокоуровневый дизайн требует осознанного подхода.

Иногда можно услышать: «Я не продумываю архитектуру — я просто следую TDD, и всё складывается само». Это рискованный путь. TDD помогает проектировать детали — интерфейсы, взаимодействие компонентов. Но он не заменяет продуманного подхода к архитектуре системы, разграничению ответственности, выбору моделей. Без общей картины можно прийти к локально хорошему, но системно хрупкому решению.


TDD — не про тесты. Это про мышление. Про то, как маленькими шагами идти к поведению, которое можно формализовать, проверить и изменить. И если вы когда-то попробовали TDD и разочаровались — вполне возможно, вы всё делали правильно. Просто вы решали не те задачи.

Комментарии (6)


  1. fo_otman
    20.08.2025 08:16

    Маленькие шаги - это вроде agile называется, не? Спринты по 2 недели, ценность, ретро, демо для этого и были придуманы, чтобы идти на ощупь в условиях создания чего-то нового, неизвестного и потому непонятного.


    1. noavarice
      20.08.2025 08:16

      Маленькое шаги - это принцип, agile можно считать применением этого принципа по отношению к организации разработки в команде. TDD можно считать применением того же принципа по отношению к организации работы отдельно взятого разработчика - разрабатываем продукт в команде, но в конечном счёте код пишет каждый отдельно


    1. Neka_D
      20.08.2025 08:16

      Agile буквально переводится как гибкость или маневренность. Все перечисленное было придумано чтобы снизить цикл обратной связи, а так же чтобы с каждой обратной связью улучшать процесс и продукт.

      TDD идеально вписывается в этот концепт. Обратная связь моментальная и информативная и ты не движешься дальше вперёд, пока не обработаешь и не примешь во внимание обратную связь.


    1. iv660 Автор
      20.08.2025 08:16

      Вы точно подметили сходство.

      Agile и TDD — это одна и та же идея, но на разных уровнях: Agile работает на уровне продукта и команды, а TDD — на уровне кода и архитектуры.


  1. viordash
    20.08.2025 08:16

    спасибо, хорошее раскрытие техники разработки ПО.

    6. Неправильное понимание цикла «тест → код → рефакторинг»

    я с годами вернулся к такой последовательности, код > тест > рефакторинг > ...

    Тест, написанный первым получался довольно синтетическим и был практически бестолковым.


    1. iv660 Автор
      20.08.2025 08:16

      Ваша последовательность вполне имеет право на существование. Однако это не TDD.

      Ваша методика обеспечивает хорошие тесты.

      Для TDD не так важно, какие в результате получаются тесты. Гораздо важнее, какая получается реализация. Такая последовательность дает стимулы, чтобы реализация была минимально необходимой для закрытия имеющихся требований.

      Суть TDD — «сформулировал требование → реализовал → привел к товарному виду». Тест — это всего лишь инструмент для фиксации требований и факта их закрытия реализацией.