Не так давно мы вспоминали ультрапафосную культуру игр нулевых, и при написании той статьи у автора возникло очень яркое ощущение, что всё, о чём там было написано, вышло ну от силы пару-пяток лет назад, но не больше.

Но ведь на самом деле с релиза того же «Принца Персии» прошло целых двадцать, а играется оно до сих пор великолепно и без скидки на возраст.

Поэтому сегодня давайте вместе вспомним еще несколько игр, которые вышли пугающе давно, но отлично играются и по сей день. Олды, вам сегодня будет приятно больно. 

❯ Портативный шедевр Grand Theft Auto: Liberty City Stories

Индустрия портативных консолей и игр давно уже свернула в формат «те же игры, что и на ПК, но с графикой похуже». Откровенно отвратительный вариант развития событий, и релиз GTA: LCS 20 лет назад тому чуть ли не лучшее доказательство.

Что такого? Да ничего, это всего лишь целая GTA на маленькой PSP в 2005 году. И не порт с ухудшенной графикой, а полноценный спин-офф, разработанный специально под платформу и геймплейно вообще ничем не уступающий своим старшим братьям с PS2. Словами трудно передать, как в то время это взрывало людям мозг.

Игра стала настолько успешной, что в будущем даже получила порт на PS2 с подтяжкой графики, а после и на мобильные телефоны во времена пика портов GTA начала 2010-х. Собственно, сейчас наверстать шедевр можно именно там, и мы очень советуем это сделать.

❯ Запредельно брутальный God of War


А вот ради чего в 2005 стоило купить PS2, так это первая часть саги о Кратосе. До God of War считалось, что крутые слешеры умеют делать только в Японии.

Собственно, японским геймдевом геймдизайнер Дэвид Яффе и вдохновлялся — целью визионера было совместить драйвовые бои из Devil May Cry, жестокость Ninja Gaiden (перезапуска на Xbox Original) и головоломки из Ico от Фумито Уэды.

 Что из этого вышло, мы все с вами знаем. Эпический и жестокий сюжет, крайне противоречивый, а во многом (по рассказам тех, кто застал актуальное время) отталкивающий главный герой, продуманная боевка и литры крови. 

Даже в наше время первая глава истории Кратоса (в отличие, кстати, от первых двух частей Devil May Cry) играется запредельно круто и свежо. Расчехляем PS2, PS3 или PS Vita. 

❯ Лучшая игра про дружелюбного соседа Ultimate Spider-Man

Откровенно говоря, по-настоящему классных игр про Питера Паркера не выходило очень и очень давно, как раз примерно 20 лет.

Ultimate Spider-Man 2005 года — это в первую очередь не просто игра, а настоящий оживший комикс, который и в наше время рейтрейсинга и прочих ультра настроек графики смотрится очень и очень свежо.

Есть целый ряд игр, которые смогли со временем доказать, что cel-shading — это лучшая технология для презервации графики в играх.

Да и, откровенно говоря, играется в наше время «Паучок» более чем достойно. Местный открытый мир не перегружен значками сайд-активностей, сюжет пусть и проще, чем в игре 2018 года, но и воспринимается как комикс, а не пафосное кино про ответственность. А ещё тут крутой Веном есть, да.

❯ Главный аркадный рейсинг индустрии Need for Speed: Most Wanted

А знаете, что самое интересное? Это сейчас мы все такие: «Вот какой же был крутой «Мост Вонтед», не то что сейчас», а ведь до релиза тогдашние журналисты игру буквально хоронили.

Причина простая: многим экспертам того времени изначально не нравился переход серии от гонок люксовых авто по элитным пейзажам к приземленным гонкам дешевых японских авто по улицам ночных городов.

И после дилогии Underground, у второй части которой были объективные проблемы с душным открытым миром и откровенно перегибом по тюнингу, обозреватели ждали, что серия и дальше пойдет по этому пути, и заранее ставили Most Wanted диагноз «стагнация».

Однако всё вышло намного лучше. Most Wanted не только радикально скрутила градус духоты из Underground 2, но вернула наконец-то гонки с полицией, перенесла сеттинг из ночных городов в очень теплый и вечно как будто закатный Рокпорт и вернула тюнинг в адекватное русло без перегиба.

Единственное не самое позитивное — сюжет стал еще более кринжовым, а кат-сцены сейчас смотрятся откровенно плохо. Но в остальном это чуть ли не пик серии, достичь которого во второй раз она практически так и не смогла. 

❯ Resident Evil 4, которая перевернула жанр шутеров от третьего лица


Когда-то релиз этой игры навсегда разделил фанатов на два лагеря, за грызнёй которых можно было наблюдать часами и с огромным удовольствием. А ещё у неё был ремейк, который, в отличие от ремейка второй части, не делает оригинал бесполезным куском мусора (автор не будет за это извиняться, не надейтесь), а, наоборот, побуждает посмотреть на него с другой стороны.

Resident Evil 4 — это знаковая игра в первую очередь для всей индустрии и не в последнюю для умершего к 2005 году жанра классических survival horror. Ведь если бы Синдзи Миками не пришел в разработку и не развернул ее на 180 градусов в сторону от классического хоррора с фиксированной камерой и медленным геймплеем, мир вряд ли бы увидел целое поколение шутеров от третьего лица, а сам франчайз Resident Evil помнили бы только пара пенсионеров да автор этого текста на пару с редактором.

Пугает ли Resident Evil 4 в 2025? Нет. Серия никогда (за исключением ремейка первой части, седьмой и ремейка второй) не была страшной, скорее напрягающей, а с напряжением «четверка» справляется на ура, даже при условии, что ей 20 лет.

Стоит ли сейчас перепройти Resident Evil 4? Разумеется, да, это исключительно штучный продукт, переполненный японским пафосом, откровенно кринжовыми диалогами и затягивающим геймплеем, который показывает, как должны работать все экшен-хорроры и по сей день.

❯ Ностальгия должна быть факультативной а не эмоциональной

В завершении этого текста хочется сделать неожиданный вывод: много ностальгии вредно для восприятия контента. Если запереть себя в мыслях о том, что «раньше было лучше», то можно окончательно потерять вкус к жизни и в том числе перестать воспринимать что-то новое и хорошее. Нет, крутых игр хватает и сейчас, они выходят каждый год по несколько штук.

Но это не значит, что раньше было плохо, крутых штук, которые перевернули индустрию и оказали влияние на современный геймдев, достаточно, и иногда страшно осознавать, что «нулевые» были уже больше 20 лет назад совокупно.

Иногда стоит возвращаться в то, что уже спокойно можно назвать «ретро», но, и снова «хот-тейк», делать это стоит больше в факультативных целях, нежели в ностальгических. Чтобы посмотреть, какие штуки в те времена повлияли на крутые штуки, что есть у нас сегодня.

Ладно, можно и ради ностальгии, но крайне дозированно и в меру. История знает пугающе много примеров, когда чрезмерное увлечение прошлым разжижало людям мозг. 


Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (40)


  1. THEOILMAN
    07.09.2025 17:47

    Я этот парадокс про нфс слышал как раз таки в момент выхода андерграунд. Буквально одни и те же люди говорили, что вышло несерьёзное детское нечто, а спустя Н лет восхваляли её. Я был мелким и мне прям зашло)

    Выход последнего нфс анбаунд мне показался ровно таким же. Всё его хаят, но он просто в духе времени. Просто мы старые ворчуны стали. А он ведь очень даже не плох.


    1. ProgerMan
      07.09.2025 17:47

      На ПК есть Underground, Most Wanted и остальные. Лучший саундтрек у Underground. До сих пор некоторые треки оттуда в плейлисте.


      1. HarutAdyan
        07.09.2025 17:47

        Саунд в Hot Pursuit бомба


    1. Blacpaul57
      07.09.2025 17:47

      Тут дело даже не в ворчании, просто в юности впечатления ярче. Та первая NFS, которую ты проходил ночами напролет, навсегда останется той самой, и любая новая часть будет подсознательно с ней сравниваться, и конечно проигрывать)


      1. milkground
        07.09.2025 17:47

        Так и есть. Я помню, когда впервые увидел и поиграл в NFS IV (Need for Speed: High Stakes) на PlayStation 1, то был в шоке от реалистичности графики и физики машин. Мне она казалась почти фотореалистичной тогда. До сих пор отчётливо помню первую выбранную машину и первую поездку по трассе, настолько это запомнилось.


        1. 0Bannon
          07.09.2025 17:47

          Аналогично GTA SA. Отражения на машине, даже бампер висит и болтается, вмятины, а ИИ какой умный. Это после Вайс сити.

          А еще F.E.A.R. там ИИ очень продвинутый даже на сегодняшний день. Действует по принципу Goal oriented action planning.


      1. ReadOnlySadUser
        07.09.2025 17:47

        Первая NFS у меня была Porshe Unleashed. И она мне, конечно, очень нравилась, но рядом не стоит с Underground и Underground 2 :)

        А когда я поиграл в Most Wanted - я забыл и про андеграунды. Другие части NFS уже не впечатляли. В принципе, я со временем распробовал NFS: Carbon, хотя по началу от него плевался и еще понравилось играть в NFS Pro Street, но это потому, что у меня совершенно случайно дома появился игровой руль с ручной коробкой на 6 скоростей)

        Остальные части как-то не зашли. Вроде в 2015-м еще выходила неплохая часть, но Unbound совсем не зашел. Играю в Forza Horizon 4/5)


  1. engine9
    07.09.2025 17:47

    Мне в юности очень нравилась Tomb raider 2. Помню одно солнечное утро субботы, когда включал приставку и любовался яркими переливами спектральных цветов на компакт диске. И тогда мне казалось, что эта игра будет восхищать всегда.

    Недавно перепроходил, несмотря на то, что помню все уровни наизусть, местами показалась избыточно "душнильской" и переусложненной.


  1. holodoz
    07.09.2025 17:47

    Принцу Персии в этом году 36 лет, если мы не говорим про какие-то современные поделки


    1. QtRoS
      07.09.2025 17:47

      Я бы не сказал, что Sands of time или Warrior Within это поделки - вполне себе знаковые игры своего времени


  1. RolexStrider
    07.09.2025 17:47

    NFS: MW смотрится и правда лучше остальных в этой подборке. Но это наверное потому что Motion Blur там смотрится естественно для этого жанра. И там никто обращает внимание на окружение - здания, растительность (а она кстати неплоха там). Оно воспринимается как раз так как и нужно за рулём - т.е. периферийным зрением. Фокус внимания постоянно другой. Вот так я считаю нужно делать оптимизацию - с учетом контекста игры и его восприятия.


  1. dogbert01
    07.09.2025 17:47

    >cell shading

    cel shading, а не cell

    от слова целлулоид, отсылка к мультипликации (другое название toon shading)

    https://en.m.wikipedia.org/wiki/Cel_shading


  1. ProgerMan
    07.09.2025 17:47

    Из старых игр периодически могу заново поиграть в Half-Life, Max Payne, NFSU, Empire Earth. Что-то прям как будто заставляет внутри немного понастальгировать, вспомнить ощущения от игр и снова забыть их на несколько лет.


    1. fed_medved007
      07.09.2025 17:47

      Half_Life прохожу заново раз в пару лет.
      В целом если охота поиграть, то выбор падает на старые игры, т.к. из новых только единицы заходят (лично мне), а раньше каждая вторая игра была культовой. (сейчас как раз иногда играю во Flatout 2)
      PSP вообще отдельная тема, у меня до сих пор лежит 3008, живая + шитая. До сих пор установлена Silent Hill которую так и не прошёл)


    1. M-M-I
      07.09.2025 17:47

      Помню как сутками залипали компанией в Empire Earth, но у нас мелких были серьезные вопросы к боту, а не читерит ли он? Читерит, попалась карта, где противнику сгенерировало одно дерево на весь его остров, когда на меня поперли толпы войск, на наем которых нужно дерево, мы поржали и на этом с этой игрой для нас всё закончилось.


      1. ProgerMan
        07.09.2025 17:47

        У меня тоже давно сомнения в честности бота, но всё равно интересно придумать в очередной раз тактику захвата территории, да ещё и с несколькими противниками. Если хочется чего-то попроще, то делаю карту мелких или средних островов и один за другим захватываю острова, окружая кораблями и высаживая артиллерию.


    1. ptr128
      07.09.2025 17:47

      До сих пор храню честно купленный JA2 от Буки. Могу сделать копии дисков.


  1. space2pacman
    07.09.2025 17:47

    Меня восхищает Call of duty 2. Разница между CoD 1 и CoD 2 как небо и земля хотя между ними всего лишь 2 года. CoD 2 до сих пор смотрится интересно(графика, тени, звуки) а игра вышла между прочим в 2005 году. 20 лет назад.


    1. Zara6502
      07.09.2025 17:47

      а мне самая первая ожидаемо понравилась на момент выхода и по сети мы с братом играли в локальные миссии CoD: MW3, мне очень нравится как сделаны противники, прям нет ощущения рисованности, практически фотореализм. Очень понравились джагернауты в броне.


  1. REPISOT
    07.09.2025 17:47

    TES IV Oblivion забыли.

    upd. А нет, он в 2006 вышел. Ждем еще год.


    1. Zara6502
      07.09.2025 17:47

      ну Морровинд тоже неплох


      1. PerroSalchicha
        07.09.2025 17:47

        В 2005-м в него все уже наигрались и ждали Облу, где там обещали редактор лиц и чуть ли не ИИ у персонажей (а то ж готикфаны в конец задолбали этим тыкать в Морру).


        1. Zara6502
          07.09.2025 17:47

          ну я не играю во всё в день выхода, например GTA V я посмотрел только в прошлом году, чухня какая-то. Тем более ничего не жду. Супруга играла и в Морровинд и в Готику, не вижу никаких проблем, лица, ИИ - это какие-то детские споры.


          1. PerroSalchicha
            07.09.2025 17:47

            ИИ - это какие-то детские споры.

            От того, что ваша супруга играла в обе игры, тот факт, что в начале нулевых был активный холивар между любителями Готики и Морроувинда, вот никак не поменяется :)

            Игры на самом деле действительно разные, и ориентированные на разную публику. Морра - масштабная игра-песочница с кучей квестовых линий и побочных квестов, в совершенно фантастическом мире, но с персонажами-болванчиками. Готика, с одной стороны, имела крохотный мирок, на котором, как на сцене, просто менялись декорации от акта к акту, а каждая козявка была прошита в ресурсах, и если убил, то с концами, с другой стороны там пожалуй впервые была нормальная имитация жизни. Персонажи имели расписание, разные виды деятельности, в общем, выглядело оно живо. Поэтому да, холиварили, да и вы бы участвовали скорее всего, если бы играли тогда, а не через двадцать лет.

            GTA V я посмотрел только в прошлом году, чухня какая-то

            Чухня не чухня, а самая популярная в мире игра для относительно взрослых.


            1. Zara6502
              07.09.2025 17:47

              От того, что ваша супруга играла в обе игры, тот факт, что в начале нулевых был активный холивар между любителями Готики и Морроувинда, вот никак не поменяется :)

              А мой комментарий не об этом.

              Поэтому да, холиварили, да и вы бы участвовали скорее всего, если бы играли тогда, а не через двадцать лет.

              Это откуда вы взяли что я играл в Морровинд через 20 лет? Я её запускал в момент выхода, просто для меня там нет ничего интересного, поэтому играла супруга, я лишь иногда смотрел её игру. Для меня лично и Готика и Морровинд абсолютно неинтересные игры, но это не значит что они плохие. Супруга очень была довольна обеими играми. Ну и я конечно люблю похоливарить, но только на такие темы которые меня трогают, а Готика и Морровинд мне абсолютно безразличны (как и Обливион как и Скайрим). В Обливион и Скайрим я играл уже подольше, но я не играл по сюжету, в основном собирал в подземельях всякое барахло.

              Чухня не чухня, а самая популярная в мире игра для относительно взрослых.

              Какая для меня разница популярная она или нет?


              1. PerroSalchicha
                07.09.2025 17:47

                Для меня лично и Готика и Морровинд абсолютно неинтересные игры, но это не значит что они плохие

                А почему тогда GTA - чухня? Может, она нормальная, просто для вас абсолютно не интересная, т.к. в общем-то по жанру такая же песочница с квестами, только уже на машинках.


                1. Zara6502
                  07.09.2025 17:47

                  А почему тогда GTA - чухня?

                  Для меня же ) Я уверен есть масса игр которые для вас - чухня.

                  Может, она нормальная, просто для вас абсолютно не интересная

                  Ну как бы об этом и речь. Но - у меня есть масса претензий к самой игре, но все они точно так же субъективные. Например абсолютно неинтересная история. Бестолковый игровой процесс. Например я очень люблю Мафию первую, но терпеть не могу последующие части.

                  в общем-то по жанру такая же песочница с квестами, только уже на машинках

                  В песке можно строить замки и солдатиками проводить оборону и осаду, а можно из кошачьих какашек складывать слово МИР.

                  Ну вот попробуйте угадать почему более технологичная GTA V прям фуфуфу, а древняя мафия - тру? Я сам не знаю. Может эффект более зеленой травы в прошлом.


                  1. PerroSalchicha
                    07.09.2025 17:47

                    Ну вот попробуйте угадать почему более технологичная GTA V прям фуфуфу, а древняя мафия - тру? Я сам не знаю.

                    Я не могу сказать. Я играл только в третью GTA, во все последующие не играл, как-то не тянуло :) Что крутого было в третьей GTA, сказать могу: это новаторская игра, которая открыла новую механику, свободное перемещение по живому городу + машины + полиция + квесты. Настолько удачная комбинация, что стала целым жанром, см, например, Cyberpunk 2077

                    В песке можно строить замки и солдатиками проводить оборону и осаду, а можно из кошачьих какашек складывать слово МИР.

                    Ну, согласен. Суть RPG-игр, это сами квесты. Какой бы дорогой не была песочница Старфилда, квестов в неё положить забыли, и игра абсолютно уныла (хотя даже у неё какие-то свои фанаты есть).


                    1. Zara6502
                      07.09.2025 17:47

                      Что крутого было в третьей GTA, сказать могу: это новаторская игра, которая открыла новую механику, свободное перемещение по живому городу + машины + полиция + квесты

                      учитывая что меньше чем через год вышла Мафия я не думаю что это было настолько секретное и уникальное, скорее то что витало в умах и наконец смогло быть реализовано технически. Учитывая что GTA 2 была ранее, то всё что сделали разработчики это перенесли 2D игру в 3D.

                      Суть RPG-игр, это сами квесты

                      Я уже больше 10 лет считаю самой удачной формой для создания игр - песочницы. Я сам знаю как мне лучше и интереснее играть и когда меня разрабы не сковывают - я могу найти что-то интересное. Возьмите The Long Dark, я в неё с раннего доступа играю регулярно. Но там видимо вас услышали и в одном из последних апдейтов добавили персонажа, который как раз раздаёт задания, но что сделали правильно - я могу их выполнять, а могу игнорировать.


                      1. PerroSalchicha
                        07.09.2025 17:47

                        Учитывая что GTA 2 была ранее, то всё что сделали разработчики это перенесли 2D игру в 3D.

                        Это и был тот важный ингредиент, который как раз добавил в игру то, чего не бывает в 2D - погружение в окружающий мир.

                        Я сам знаю как мне лучше и интереснее играть и когда меня разрабы не сковывают - я могу найти что-то интересное.

                        Ну так чтобы найти что-то интересное, надо, чтобы разрабы куда-то это для вас положили, хотя бы :)


                      1. Zara6502
                        07.09.2025 17:47

                        Ну так чтобы найти что-то интересное, надо, чтобы разрабы куда-то это для вас положили, хотя бы :)

                        Ну вот смотрите, в Factorio разрабы сделал А и Б, а Ц у разрабов даже не предполагалось, но игроки сделали не только Ц, но и Д и Е. В продуманной песочнице это так и работает.

                        GTA же нельзя назвать полноценной песочницей (как и ту же The Long Dark), так как там можно делать только то что задумали разработчики.


  1. Zara6502
    07.09.2025 17:47

    Пишу статью, только там будут игры 1998-2001, что-то стало сложно найти рабочие копии, из торрентов что качаю - половина не работает на железе тех лет.


    1. DrGluck07
      07.09.2025 17:47

      А там будет SH2?


      1. Zara6502
        07.09.2025 17:47

        выкачал но пока не проверял, сам хочу его пройти, а то разговоров много, вдруг жемчужина ) на самом деле я её пытался пройти в своё время, но что-то не зашло, но я тогда скорее интересовался Half-Life и Quake, сейчас даже если будет неинтересно всё равно попробую пройти.


        1. DrGluck07
          07.09.2025 17:47

          Тут главное знать, что боёвка это не их сильная сторона. Всё дело в сюжете, музыке и загадках, особенно если выбран сложный уровень загадок.

          И ещё там были баги, проблемы со звуком, режим экрана 4:3 и всякое такое. Лучше взять фанатский Silent Hill 2: Enhanced Edition, там всё поправили.


          1. Zara6502
            07.09.2025 17:47

            напишите в личку откуда его брать чтобы точно рабочий был.

            Всё дело в сюжете

            ну мне он абсолютно не близок

            музыке

            в 99% игр я музыку просто выключаю, она мне мешает.

            загадках

            Памятуя о том как делали раньше загадки я боюсь что они меня будут только бесить )

            режим экрана 4:3

            На старом ноуте оно именно такое


            1. DrGluck07
              07.09.2025 17:47

              Написал в личку. Но если сюжет не интересует, музыка будет выключена, а загадки бесят, то лучше наверное не надо трогать серию СХ.

              Кстати, есть ремейк 2024 года, очень неплохой, но слишком затянутый по времени. Но там экшена больше.


  1. DrGluck07
    07.09.2025 17:47

    Стоит ли сейчас перепройти Resident Evil 4?

    Оригинальный сейчас ооооочень на любителя. А вот ремейк очень отличный.


  1. Blacpaul57
    07.09.2025 17:47

    Мне кажется секрет этих игр не только в cel-shading или удачном геймдизайне, тогда разработчики еще не научились так эффективно растягивать игровое время с помощью гринда и вышек - они делали концентрированный, плотный опыт, поэтому эти игры и помнятся так ярко


  1. freeg0r
    07.09.2025 17:47

    а как же CS 1.6? практически только в нее и играл в то время, клубы, по локалке.