Один и тот же тренинг. Кому-то все понятно и доступно. Кто-то раздражен — материал кажется очевидным и бесполезным. А кто-то полностью потерян — слишком абстрактно, оторвано от практики. Материал один, результаты — разные.
Когда возникает потребность в обучении сотрудников (например, когда компания растет), многие идут проторенным путем: покупают доступ к платформе с сотней курсов или пытаются организовать процесс сами, приглашая спикеров и записывая лекции. Но в итоге сталкиваются с тем, что эффективность такого обучения непредсказуема. Да, быстро, дешево и вроде по делу. Но работает через раз.
В «Базисе» обучение новых сотрудников — один из главных приоритетов. Мы решили, что нельзя относиться к нему как к обязаловке или формальности. Поэтому вместо покупки готовых решений или хаотичных экспериментов мы решили применить научный подход. И обнаружили фундаментальную ошибку, которую допускает большинство.
Дело в том, что создатели курсов и организаторы обучения часто не различают педагогику и андрагогику — науки об обучении детей и взрослых. А это критически разные подходы. То, что работает для студента, убивает мотивацию опытного специалиста. То, что вдохновляет профессионала, пролетает мимо новичка. И если не понимать этой разницы, эффективность тренингов так и останется величиной непредсказуемой.
Главный вопрос, который все забывают задать
Кого вы учите? Не «чему» и не «как», а именно «кого». От ответа на этот вопрос зависит успех всего процесса.
Проблема в том, что большинство из нас подходит к обучению, опираясь только на собственный опыт. А какой у нас опыт? Школа, университет, может быть, курсы. Везде нас учили как детей или подростков — педагогическими методами. Мы привыкли к формату «учитель говорит — ученики слушают и записывают». И когда приходит время учить других, мы автоматически воспроизводим единственную знакомую модель. Не потому, что она эффективна для взрослых, а потому, что другой просто не знаем.
Педагогика — наука об обучении детей — ставит в центр учителя. Не «преподавателя», а именно «учителя». Это краеугольный камень. Учитель — авторитет, носитель знания. Он направляет, показывает, объясняет, удерживает внимание. Стучит линейкой по столу, если надо. Ученик при этом — пустой сосуд, который нужно наполнить. Ребенок впитывает знания как губка, без особого анализа и критики. Да и, будем честны, критика со стороны ученика в школе не приветствуется.
Андрагогика — обучение взрослых — переворачивает эту модель с ног на голову. В центре — сам обучающийся с его опытом, целями и проблемами. Преподаватель становится партнером, фасилитатором. Он не вливает знания в едва ли не полую голову, а помогает взрослому встроить новую информацию в уже существующую картину мира. Попробуйте постучать линейкой перед опытным инженером и посмотрите на реакцию.
«Игра — это способ, которым природа запрограммировала детей на обучение. Через игру они осваивают сложные навыки без угрозы для жизни».
Stuart Brown «Play: How It Shapes the Brain, Opens the Imagination, and Invigorates the Soul»
Вот ключевые отличия:
Мотивация: у детей — внешняя (игра, любопытство, похвала, где-то даже страх), у взрослых — внутренняя (решение конкретных задач, карьерный рост).
Роль преподавателя: для детей — безусловный авторитет с директивной ролью, для взрослых — партнер, причем ни в коем случае нельзя ставить себя выше обучающегося.
Мышление: дети мыслят конкретными образами, взрослые — абстракциями.
Аспект |
Педагогика |
Андрагогика |
Форма обучения |
Игра: «Поиграем в ресторан» — изучаем математику |
Ориентация на задачу: «Вам нужно починить сервис в Kubernetes» |
Материал |
Визуализация — комиксы, карточки, схемы |
Опора на опыт: «В React ты делал так, а во Vue есть отличие» |
Динамика |
Ритм и повтор — короткие циклы, привычные ритуалы |
Готовность к обучению — учатся, когда есть вызов или новая роль |
Подача |
Сторителлинг: «Представь, что ты робот, которого оставили на Марсе» |
Потребность в знании: «Эта команда git спасет тебя, когда провалил деплой в прод» |
Результат |
Наглядный результат: «Собери, склей, нарисуй» |
Внутренняя мотивация: «Освоишь инструмент — станешь автономным, получишь больше влияния и уверенности» |
Абстрактное мышление — это водораздел, рубеж развития. У ребенка его еще нет, и когда оно постепенно начинает появляться, это можно считать отправной точкой настоящего взросления. С этого момента человек способен мыслить системами, искать аналогии, обобщать. И с этого же момента нужно менять подход к обучению.
Как мозг диктует правила игры
Префронтальная кора, отвечающая за планирование, абстрактное мышление и саморефлексию, полностью созревает только к 25 годам. До этого момента мозг ребенка буквально лепится на наших глазах. Высокая нейропластичность позволяет впитывать информацию без особого анализа. Дети думают через образы, примеры, игру, через проявление эмоций. Они запоминают то, что вызывает удивление или удовольствие.
Нет никакого смысла говорить ребенку: «Найди закономерность, выяви алгоритм». Лучше сказать: «Представь, что ты герой в этой истории. Что ты будешь делать»?
Игра — это биологический симулятор ситуации, где можно обучаться без риска быть наказанным. Это просто игра, она не воспринимается слишком серьезно. Через игру дети осваивают правила, роли, причинно-следственные связи. Когда ребенок играет в магазин с листиками вместо денег, он не просто веселится — он учится вести диалог, считать, запоминать порядок действий.
«У взрослого человека восприятие нового материала происходит эффективнее, если он может соотнести его с уже накопленным опытом». Малькольм Ноулз, Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development
Мозг взрослого работает совершенно иначе. Пластичность снижается, зато появляется главное оружие — способность к обобщению, анализу и переносу опыта. Мозг уже имеет стабильные паттерны и ищет, как прикрутить новые знания к существующим: из философии в физику, из работы в жизнь, из одной технологии в другую.
Взрослому не надо повторять по сто раз. Можно сказать один раз, но в правильном контексте, с понятным смыслом. Если взрослый не видит, как новая информация связана с его опытом, она отторгается как ненужное, непонятное знание.
Методы, которые реально работают
Теперь, когда понятна разница между детским и взрослым обучением, возникает вопрос: а что конкретно делать? Какие методы выбрать для своей команды?
Хорошая новость: есть универсальные подходы, которые можно адаптировать под разные аудитории. Плохая новость: нет волшебной таблетки, которая сработает для всех одинаково. Каждый метод нужно настраивать под конкретных людей — их опыт, мотивацию, контекст. Вот методы, которые стабильно работают, если правильно их применять.
Flipped Classroom — перевернутый класс
Теория дома, практика на занятии. Звучит просто, работает отлично. Мы записали видео по новым гибким методологиям. Ученики ознакомились дома в удобное время (кто-то эффективнее учится рано утром, кто-то ночью, нам все равно). На живых консультациях разбирали только практические конфликты и реальные кейсы.
Этот метод идеально подходит взрослым — они сами контролируют время и темп. Но и подросткам тоже заходит, потому что они хотят независимости и «взрослости».
Spaced Repetition — интервальное повторение
Наши квизы — отличный пример этого метода. Мы запускали их через день, три дня, неделю, две недели. Вопросы немного менялись, но суть оставалась. Результат: экспоненциальный рост эффективности. Больше 90% обучающихся проходили финальные тесты без ошибок.
Примеры вопросов
Что делает контроллер ReplicaSet в Kubernetes?
Обеспечивает проброс портов в Pod
Обеспечивает горизонтальное масштабирование Deployment
Поддерживает заданное количество реплик Pod в работающем состоянии ✓
Удаляет неиспользуемые образы из кластера
Что произойдет, если удалить Pod, управляемый Deployment'ом?
Pod будет удален навсегда
Deployment автоматически пересоздаст новый Pod ✓
Все реплики будут удалены
Сервис Kubernetes потеряет доступ к кластеру
Какой объект Kubernetes используется для управления конфигурациями приложений?
Pod
ConfigMap
ReplicaSet ✓
Node
Это как с собеседованиями. Первое — сложно, обидно, непонятно, грустно. Но с каждым новым собеседованием постепенно становишься «боссом собеседований». Легко отвечаешь на вопросы и уже знаешь, о чем будут спрашивать дальше. Это принцип перехода количества в качество.
Цикл Колба — от опыта к теории и обратно
Опыт → Рефлексия → Теория → Применение. Подходит только взрослым, потому что только у них есть опыт для рефлексии.
После инцидента в проде садимся на ретро. Что произошло? Почему? Смотрим, что пошло не так. Читаем документацию, понимаем корневые причины. Применяем новое знание в следующем спринте. И так по спирали: к одной теме возвращаемся снова и снова, но каждый раз на новом уровне понимания, с более сложными примерами.
Похоже на изучение нового языка программирования. Сначала пробуешь что-то простое, потом рефлексируешь, что получилось. Возвращаешься к теории, но уже с более сложными случаями. И снова применяешь. Спиралевидное обучение — самое естественное для взрослых.
Peer Learning — обучение друг у друга
Самый мощный метод. Обучая другого, усваиваешь до 90% материала. Для сравнения: при чтении усваивается только 10%.
Побочный эффект peer learning — создается «информационный сквозняк». Все в курсе всего, знания не запираются в головах отдельных экспертов. Повышается взаимозаменяемость, люди спокойнее уходят в отпуск. Плюс прокачиваются soft skills — умение объяснять, выступать, структурировать мысли.
Пример из практики: когда мы делали новый модуль API, попросили старожилов объяснить новичкам, как все работает. Выиграли все. Одни структурировали свои знания, другие получили живое объяснение вместо сухой документации.
А что если человек не умеет преподавать? Это нормально. Большинство не умеет. Поэтому мы создаем безопасные условия для первых попыток. Начать можно с малого — объяснить коллеге за соседним столом. Потом рассказать на встрече команды. Если страшно выступать вживую — записать видео, переснять неудачные куски, смонтировать. Человек сам выбирает формат: презентация, воркшоп, парное программирование…
Первые разы всегда получаются криво — забываешь важное, путаешься в терминах, не можешь подобрать слова. Это нормальная часть процесса. С каждой попыткой становится легче. А мотивация помогает преодолеть дискомфорт — где-то это учитывается при повышении, где-то влияет на премию, где-то открывает путь к роли ментора или тимлида.
Storytelling — истории вместо фактов
Есть две книги. Первая — интересный детектив с лихо закрученным сюжетом. Вторая — энциклопедия. Какую сам прочитаешь, какую на полке оставишь? Вот простой ответ на вопрос «почему storytelling работает».
Сравните заголовки:
«Уровни изоляции транзакций в PostgreSQL»;
«Как один деплой обрушил нам прод перед Новым годом».
По заголовку второй статьи будут кликать в разы чаще. История запоминается, голые факты — нет. Хороший сторителлинг прячет сухую теорию под соусом увлекательного повествования: многие интересные статьи на Хабре написаны именно по этому принципу.
Типичные ошибки преподавания (мы тоже через это прошли)
Все эти ошибки мы либо совершали сами, либо видели у коллег. И вы, скорее всего, тоже — либо со стороны обучающегося, либо со стороны преподавателя. Они самые частые, самые узнаваемые и, к сожалению, самые болезненные.
Ошибка № 1. Учить взрослых как детей
Опытным разработчикам объясняют новый фреймворк: «Это переменная, это функция, это цикл. Повторите. Запишите». Все чувствуют себя первоклассниками. Внимание теряется на третьей минуте.
Как надо. «У вас есть опыт с React? Отлично. Vue работает похоже, но есть ключевые отличия в реактивности и управлении состоянием. Давайте сравним ваш привычный подход с тем, что предлагает Vue». Опираемся на существующие знания, показываем дельту.
Ошибка № 2. Относиться к молодым специалистам как к сеньорам
Пример: объясняем «жадный алгоритм» через сухие определения: «Это эвристический подход, при котором на каждом шаге выбирается локально оптимальное решение…» Глаза стекленеют, внимание теряется.
Дело не только в сложности. Вчерашние студенты хотят быть взрослыми, они уже не школьники. Детская подача для них — неуважение. Но и полностью взрослый подход с абстракциями тоже не работает.
Как надо. «Как выбраться из леса быстрее всех? На каждой развилке выбираешь тропинку, которая ведет вниз — к воде. Это и есть жадный алгоритм».
Ошибка № 3. Слишком много сухой теории
Типичный курс по базам данных. Лектор рассказывает про уровни изоляции транзакций: Read Uncommitted, Read Committed, Repeatable Read, Serializable. При первом уровне возможны грязные чтения, при последнем — полная изоляция, но нулевая параллельность. Информация без примеров повисает в воздухе. Слушатели кивают, но не понимают, куда это приложить.
И тут важный момент. Часто требуют: «Меньше воды, меньше теории, больше практики!» Но без теории практики не получится. Вас просто к стенду никто не подпустит. Чем сложнее теория, тем интереснее практика. Проблема не в количестве теории, а в ее подаче.
Как надо. «Пользователь видит в корзине чужой заказ. Почему? Давайте разберем на уровнях изоляции и поймем, как это предотвратить».
Ошибка № 4. Обучение для галочки
Хороший пример тут — обязательный курс по информационной/пожарной безопасности. Все прокликивают на автомате, галочка поставлена, знаний — ноль. «Потому что так надо» — худшая мотивация для взрослых.
Как надо. Рассказать реальную историю. Из-за нарушения работы с персональными данными произошла утечка. Компания получила огромные штрафы. Репутационные риски зашкаливают. Клиенты уходят. Увольнения, сокращения, на офисной кухне больше нет печенек и свежих фруктов. Теперь страшно?
Научная база (для скептиков и перфекционистов)
Все эти советы про андрагогику и педагогику могут показаться субъективным мнением. Поэтому давайте обратимся к науке.
За последние 100 лет исследователи образования провели тысячи экспериментов, анализировали эффективность разных подходов, измеряли результаты. Из всего этого массива данных выкристаллизовались несколько моделей, которые работают независимо от страны, культуры и предметной области. Вот три главных, на которые мы опираемся в своей практике.
Таксономия Блума — шесть уровней усвоения знаний
В 1956 году Бенджамин Блум с коллегами создали классификацию образовательных целей. Блум показал: обучение — это не бинарное «знает / не знает», а лестница из шести ступеней. И большинство образовательных программ застревает на первых двух, хотя настоящее мастерство начинается с третьей. На собеседованиях, кстати, тоже проверяют именно это: можешь ли не просто рассказать, но и применить, проанализировать, оценить.
Запоминание: назови команды git — просто воспроизведение.
Понимание: объясни, зачем нужен branch, — интерпретация.
Применение: создай ветку и сделай pull request — использование в новой ситуации.
Анализ: чем merge отличается от rebase и почему есть золотое правило не делать rebase в публичных репозиториях?
Оценка: какой git workflow лучше для команды из пяти человек, работающих над системой автоматизации?
Создание: спроектируй структуру репозитория для микросервисной архитектуры.
Пирамида Дейла — процент запоминания через две недели
Эдгар Дейл в 1946 году провел серию экспериментов: людей учили разными способами, а через две недели проверяли, что осталось в памяти. Оказалось, пассивные методы обучения практически бесполезны, а активные дают в разы лучший результат.
Чтение: 10% (лучшее снотворное!).
Слушание лекции: 20% (говорящая голова).
Визуализация: 30% (добавили картинки).
Демонстрация: 50% (показали, как делать).
Обсуждение: 70% (проговорили по горячим следам).
Практика: 80% (сделал сам).
Обучение других: 90% (объяснил коллеге).
Чем больше активности и участия, тем лучше закрепляются знания.
Факторы Хэтти — что реально влияет на эффективность
Джон Хэтти — это человек, который сделал метаанализ метаанализов. Он взял более 800 исследований об образовании (данные о миллионах учеников) и математически вычислил, что реально работает, а что — просто мифы. Его книга Visible Learning перевернула представления о том, на что стоит тратить силы в обучении.
Вот его топ-5 факторов с максимальным эффектом:
Четкие цели (человек понимает, зачем учится).
Обратная связь (знает, что получается, а что нет).
Вовлеченность (не пассивный слушатель).
Самооценка прогресса (сам отслеживает улучшения).
Совместное обучение (учится вместе с другими).
Все остальное малоэффективно. Да, красивые презентации и дорогие платформы — это хорошо, но без этих пяти факторов толку не будет.
Практика: почувствуйте разницу на себе
Задание. Изучить команду git commit.
Педагогический подход. Сегодня мы изучаем команду git commit -m 'комментарий'. Команда выглядит следующим образом. Повторите три раза. Запомнили? Двигаемся дальше.
Андрагогический подход. Ты только что запушил критическую ошибку в препродакшн. Нужно быстро найти изменения и откатить их. У тебя 10 минут и 3 команды: git log, git show, git revert. Решай сам, с чего начать. Потом обсудим, что сработало и почему.
Где вы почувствовали себя вовлеченным участником, а где — просто исполнителем инструкций?
Особый случай: зумеры — не дети, но еще не взрослые
Для начала. Кого мы считаем зумерами? Условно, это поколение, родившееся после 2000 года. Сейчас им 20–25 лет, это вчерашние выпускники, стажеры, джуны. Формально взрослые, но их способ восприятия информации отличается от того, как воспринимали информацию предыдущие поколения. И если не учитывать эту особенность, обучение превратиться в боль и для преподавателя, и для ученика.
«Цифровое поколение иначе обрабатывает информацию: быстро, поверхностно, в больших объемах. Их внимание зависит от визуала, скорости и наличия цели».
Мануэль Кастельс «Сеть надежды и отчаяния»
Вот их особенности. Клиповое мышление — трудно отслеживать длинное рассуждение, построенное на линейной логике. Привычка к интерактиву — сидеть и слушать для них пытка. Запрос на мотивацию и искренность: «Зачем мне это?» Если ответа нет, отключаются. Свобода как ценность, жесткая структура воспринимается как давление. Быстрый темп — ожидание мгновенной реакции и обратной связи.
Что работает:
микрообучение (модули по 5–10 минут, не больше);
челленджи и квесты (геймификация, но модная);
мемы и визуал (много картинок, минимум текста);
проекты с реальной пользой (не учебные заготовки).
Пример из жизни: стажер скучал на записанных лекциях, ноль вовлеченности. Поменяли подход. Каждую неделю — челлендж вида: «Сделай лендинг приложения за два часа, уложись в пять экранов». Результат: кайф, рост, вовлеченность. Обсуждение, критика и уважение к его пусть небольшому, но опыту.
Зумеры — это уже не дети, но еще не «классические» взрослые. Они уже умеют абстрактно мыслить, но учатся через движение, смысл и визуал. Это новый тип обучающегося.
Особый случай 2: возрастные сотрудники — взрослые со своими страхами
«Старики как дети» — опасное заблуждение. Да, есть сходства: снижение когнитивной гибкости, потребность в поддержке и пошаговости, важность безопасной среды. Но есть принципиальное отличие — огромный жизненный опыт, который нельзя игнорировать.
Бухгалтер с 20-летним стажем: «Не надо мне объяснять. Я не программист. Скажи, куда нажать. Я привыкла работать вот так 20 лет, я уже на работу ходила, когда тебя еще на свете не было».
Как работать. «Это как в приложении N, которое вы знаете. Только теперь данные синхронизируются автоматически. Смотрите, здесь все точно так же, как и раньше, хоть и выглядит по-другому. И чтобы сделать Z, надо теперь нажать Y».
Пример из жизни. Моя бабушка. Пока ей было удобно, говорила: «Я старая, мне это не надо, не для моего возраста». Игнорировала все просьбы научиться пользоваться компьютером. А потом сама нашла и закончила курсы компьютерной грамотности. Почему? Потому что сама захотела заказывать через интернет вышивку. Внутренняя мотивация оказалась сильнее любых внешних стимулов.
Игнорировать опыт нельзя. Авторитетом тут не задавишь. Пожилой человек — это взрослый с богатым опытом и честными страхами. Ключ к его обучению: уважение, ясность и понятная цель.
Главные выводы: учить — значит уважать
Различайте, кого учите. Абстрактное мышление — водораздел между детским и взрослым обучением. Это не возраст в паспорте, а способность оперировать системами и обобщениями.
Формула для взрослых: Опыт → Рефлексия → Теория → Применение. Без рефлексии все бесполезно. Нужно осмыслить, что получилось и почему.
Ответственность за обучение взрослого лежит на нем самом. Наставник не вливает знания, а создает условия и поддерживает ученика. Если у взрослого нет мотивации, обучение превратится в формальность.
Нет суперметода. Есть подход, соответствующий конкретной задаче и аудитории. Геймификация может восприниматься в штыки («какой-то детский сад»), а может стать спасением.
Учить — значит уважать. Уважать возраст, опыт, контекст, мышление, страхи и стиль восприятия. Это главный принцип, который работает всегда.
Помните героя Успенского из «Странной жизни Ивана Осокина»? Он снова и снова проживал одни и те же ситуации, надеясь, что в этот раз будет по-другому. Но ничего не менялось. Он повторял как ребенок, хотя был взрослым. И только когда понял, что детские подходы с повторениями не работают, когда взял ответственность на себя и начал меняться сам — только тогда изменилась его жизнь.
«Вы не изменились. Вы думаете, что поступите иначе, а на самом деле все повторите. Потому что вы — все тот же человек. И даже если бы вам дали миллион новых жизней, вы все равно прожили бы их одинаково, пока не измените себя.»
Это и про обучение тоже. Пока не поймете, как работает ваш мозг и головываших учеников, будете наступать на одни и те же грабли. Теперь у вас есть научная база, наши набитые шишки и понимание, почему ваш тренинг не работает.
Литература и источники
1. Классика и методология
Malcolm Knowles. The Adult Learner: A Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development
David Kolb. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development
Benjamin Bloom. Taxonomy of Educational Objectives
John Hattie. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses
Edgar Dale. Cone of Experience (1946)
Geoffrey Petty. Teaching Today: A Practical Guide (4th Edition, 2010)
2. Про детей и нейронауку
Patricia Wolfe. Brain Matters: Translating Research into Classroom Practice
Stuart Brown. Play: How It Shapes the Brain, Opens the Imagination, and Invigorates the Soul
3. Про зумеров и цифровое мышление
Мануэль Кастельс. Сеть надежды и отчаяния (2018)
Шпарц В. А. Клиповое мышление: когнитивная реальность цифрового поколения
4. Про пожилых
Arlene Roth. Training Older Adults: Myths and Best Practices
WHO. World Report on Ageing and Health (2015)
P. S. Если дочитали до конца — вы уже знаете больше, чем 80% тренеров и коучей, которые делают курсы «по наитию». В отличие от них, у вас теперь есть научный метод, а не выдумки и домыслы. Добро пожаловать в мир осознанного обучения.
Комментарии (0)
ElDark
15.09.2025 12:56Хороший сторителлинг прячет сухую теорию под соусом увлекательного повествования: многие интересные статьи на Хабре написаны именно по этому принципу.
Для использования этого метода надо уметь, собственно, создавать истории. Мне сразу вспоминается Milfgard и его истории про покрасочный станок или про бобра. Ни то, ни другое мне особо не интересно, но читать очень увлекательно.
С другой стороны, на таком уровне очень мало кто умеет писать. И начинается сторителлинг с заголовками в духе "Просто возьмите советский...", и прочая графомания.
x89377
А где собака ?!
ElDark
Не пустили в офис