Дисклеймер: я не профессиональный моряк, я яхтсмен-любитель. Я член Королевского Океанского Яхт-клуба (Royal Ocean Racing Club)с 2015 года, финишировал 4 регаты Фастнет (в 2021 году пришлось сойти с дистанции из-за плохой погоды, поломки и травмы члена команды), гонял яхты на карибах и средиземке, видел не один шторм в 10 баллов, когда ветер рвёт парус как тузик грелку. Здесь я не хочу просто рассказать о самой страшной трагедии на регате, я хочу показать, как эта трагедия изменила яхтинг, и как мой клуб написал кровью новые правила безопасности на воде. Смотрите сами — шторма в 10 баллов с 1979 года были, но тьфу-тьфу-тьфу больше ни одной трагедии не было. На море очень много специальных терминов, которые сложно понять без пол-литра подготовки, поэтому я заранее прошу морских волков не кидать мне в панамку карму, если я части такелажа буду называть канатами (всё лучше, чем верёвками), а любые паруса — парусами.

Фастнет — это, вообще-то, маяк на острове у берегов Ирландии, за 300 километров от Англии. В 1925 году горстка английских яхтсменов решила, что им надоело рассекать в прибрежных водах и по ла Маншу и душе хочется приключений на задницу. Тем более что неблагодарные колонисты в Америке уже 80 лет как имели крутой клуб, дизайнили яхты и гоняли их дальше, чем 60 миль до Франции. Хитрые бриты достали карту и тыкнули пальцем выбрали куда плыть.

Так появилась регата Фастнет. 

Регата стартует в проливе Солент между Саутгемптоном и островом Уайт, огибает юг Англии, пересекает Кельтское море (Ирландское море технически находится севернее, ближе к Шотландии), огибает левым бортом маяк Фастнет и финиширует в Плимуте (после 2021 года в Шербуре) это примерно 600 морских миль. Проводится регата в августе, когда ещё тепло, но как раз начинается сезон циклонов, которые идут из атлантики и гарантируют ветер, дождь, и холод незабываемые ощущения.

Регата Фастнет 1925 - 2021
Регата Фастнет 1925 - 2021

Технически это сложный маршрут и для яхты, и для команды. Погода, море, приливы и отливы в ла Манше — победа или поражение зависит во многом от тактики. Внизу трек 2025 Фастнета и там видно, как по-разному можно отгонять один маршрут. 

https://pro.yb.tl/fastnet2025/ тут, кстати, живой трекер и можно промотать всю регату и посмотреть кто как шёл. Очень наглядно. Т - технология.
https://pro.yb.tl/fastnet2025/ тут, кстати, живой трекер и можно промотать всю регату и посмотреть кто как шёл. Очень наглядно. Т - технология.

В первой регате 1925 года было всего 7 яхт и называлась она Океанская Регата. Победитель финишировал в Плимуте после 6 дней, 14 часов и 45 минут гонки, но всем понравилось. По окончании регаты, в пабе в Плимуте в пьяном угаре с энтузиазмом был создан Океанский яхт-клуб (Ocean Racing Club). Король Георг Пятый, который очень любил гонять яхты, в 1931 году дал клубу название Королевский Океанский Яхт-клуб (Royal Ocean Racing Club). С 1925 клуб организовывает регату Фастнет каждые 2 года, правда пропустили одну во время второй мировой, потому как по проливу ходили мрачные тевтонские подводные лодки. 

На этом экскурс в историю гонки я заканчиваю и перехожу к августу 1979 года. 

Утром 11 августа на старт вышло 303 яхты. По правилам клуба владелец яхты несёт абсолютную ответственность за яхту и команду, и именно он/она принимает решение об участие в регате.

Взято из официального заключения расследования the 1979 Fastnet Race inquiry
Взято из официального заключения расследования the 1979 Fastnet Race inquiry

В августе 2021 мы не стартовали Фастнет, потому что за 10 минут до старта 30 узлов ветра оторвали у нашей яхты к едрене фене блок у грота и серьёзно вывихнули руку у члена команды. Решение принимал капитан, оно не обсуждалось. Так тоже бывает. Мы отнеслись к этому философски выпили бутылку сливовицы в поезде назад в Лондон тем вечером. 

Здесь я руководствуюсь стандартами на 1979 год, чтобы было понятно, как готовили яхты и команды. 

Что требовалось от яхт? Они должны были быть самовосстанавливающимися (self-righting), водонепроницаемыми, прочными и мореходными. Такелаж должен быть постоянно подсоединён (ванты не должны отсоединяться). Всё оборудование должно быть исправным, доступным, подходящим и соответствовать национальным стандартам. Двигатели должны быть надёжно установлены и защищены от непогоды.

Утром 11 августа и днём 12 погода была в норме для туманного Альбиона регаты, яхты прошли 300 километров, обогнули самую южную точку Англии и к утру 13 августа вышли к Кельтскому морю. Двести километров Кельтского моря в одну сторону — это как раз и есть океанская часть гонки. Обычно ветер дует из Ирландии в Англию, поэтому туда надо идти галсами и при скорости около 7 узлов (12 км/ч) это занимает примерно 24 часа (не кидайте тапками - 200 километров это по прямой «как ворон летает» галсовый зигзаг длиннее).

В 13:55 ВВС Радио 4 передало следующее сообщение: «Sole, Lundy, Fastnet — south‑westerly 4 to 6, increasing 6 or 7 for a time, veering westerly later. Occasional rain or showers. Moderate, locally poor, becoming good later. » Перевожу с морского на человеческий:

«Sole, Lundy, Fastnet» — это названия морских районов около Британских островов.

«south‑westerly 4 to 6 » — ветер юго‑западный, силой 4–6 баллов по шкале Бофорта (умеренный до сильного 20–49 км/ч).

«increasing 6 or 7 for a time» — временами усиливающийся до 6–7 баллов (сильный ветер / почти шторм, ветер до 60 км/ч).

«veering westerly later» — позже будет менять направление на западное.

«Occasional rain or showers» — местами дождь или ливни.

«Moderate, locally poor, becoming good later» — видимость умеренная, местами плохая, позже улучшится до хорошей.

Прогноз не айс, но для яхт нормально. RORC, кстати, почти никогда не отменяет или переносит регаты из‑за плохой погоды, чтобы у производителей яхт не было искушения сэкономить на прочности в угоду меньшему весу.

При сильном ветре яхты уменьшают площадь паруса — это помогает снизить скорость, уменьшает нагрузку на такелаж и делает яхту более устойчивой. На грот (большой парус по центру) ставят рифы (приспускают бо́льшую часть паруса), стаксель (передний парус) меняют на мыло на меньший стаксель или на совсем маленький штормовой стаксель. 

А погода, кстати, всё это время ухудшается, яхту болтает как носок в стиральной машине, волны норовят залиться за шиворот или плеснуть в глаза нехилым раствором соли. Может быть ночь и всё это надо делать в темноте. Короче, нужна команда, которая сможет это сделать. Варианта «выключите шторм, я хочу домой» нет.

 Погода в Ирландском и Кельтском море 13 августа
Погода в Ирландском и Кельтском море 13 августа

Если бы плохая погода ограничилась тем, что было передано в 13:55, я бы сейчас не писал эту статью. Незаметно для флота из 303 яхт, несущихся на бешеной скорости к скале Фастнет, им навстречу мчался огромный пиздец мезомасштабный поверхностный струйный поток ураганной скорости.

Данные по шторму 1979 года показывают, что произошло очень и очень необычное событие. Когда погодная система Low Y подходила к Кельтскому морю, из стратосферы обрушился столб холодного воздуха, разделив её на множество более мелких систем и усилив ветер. 

По мере того как Low Y перемещалось через северную часть морского района Фастнет, наблюдалось заметное и быстрое изменение направления ветра. Это привело к разным направлениям ветра и волн — что кидает яхты в разные стороны, и по ощущениям это как будто ты и есть тот самый носок в стиралке. Меня такой шторм накрывал в 2021 у западного берега Ирландии и даже на большой 70-футовой яхте было ссыкотно. 

Около 15:00 британские метеорологи увидели Low Y и в 16:05 Радио 4 передало предупреждение о грядущем шторме. Но в 1979 году без GPS, спутников, мобильников технология хождения под парусом недалеко ушла со времён Дрейка и Кука. Я даже больше скажу: в 1979 РОРК активно запрещал пользоваться электронной навигацией. Вот выписка из правил: 

Почему? Это считалось неспортивно.
Почему? Это считалось неспортивно.

Радио 4 (если и включали), то только в заранее оговорённое время, когда передают прогноз погоды для 31 морского района около Британских островов — это 2300, 0500, 1100, 1700 UTC, поэтому предупреждения не слышали. УКВ диапазон ограничен, и хотя на 16 канале эти предупреждения транслируют, в 1979 обязанности постоянно слушать 16-й канал не было, не у всех были УКВ приёмники и бо́льшая часть флотилии пошла прямо в ночь и в центр шторма. 

Французские метеорологи увидели Low Y раньше, и так как они передают прогноз погоды в другое время, французские яхты узнали о шторме заранее — где-то за 3 часа и смогли поменять курс, чтобы попробовать уйти от плохой погоды. Когда своя скорость 7 узлов, а у шторма 45 - вариантов уйти мало, но можно выпить 300 капель эфирной валерьянки морально подготовиться и подготовить яхту. 

Ночью шторм накрыл всех. Я не буду вдаваться в беллетристику, описывая, как всё было хуёво сложно на воде и не буду цитировать выживших. Есть две хорошие книги про это, я в конце статьи дам ссылку. 

В сухом остатке: 

171 экипаж из 303 оставил регату и ушёл искать защиты от шторма в портах Девона и Ирландии из них 154 дошли своим ходом, даже если и были поломки. Royal National Lifeboat Institution (RNLI) (благотворительная организация для спасения на водах) отбуксировала 17 - в основном после потери управления. 

Всего регату оставили 194 яхты, но не все из-за шторма. Яхты сами по себе умеют ломаться шаловливыми ручками экипажа, и капитаны принимают решения оставить гонку по велению левой пятки. 

24 яхты были оставлены экипажем. Из них 17 яхт были оставлены, потому, что подошла помощь по воде и по воздуху, которую координировал британский флот. В спасательной операции было задействовано больше 4,000 человек и 80 суден, включая военные линкоры Британии, Нидерландов, Ирландии и США (что они там все делали?). Пятнадцать военных вертолётов налетали в сумме 185 часов. Всего было спасено 136 человек. 

Из 24 оставленных яхт нашли на плаву 19. Пять так и не нашли — рабочая версия, что они утонули или до сих пор плавают как летучие голландцы. Одна яхта точно затонула при буксировке. 

Жертвы — 15 человек. Все они либо утонули, либо погибли от переохлаждения.

6 — смыло за борт с 4 разных яхт в основном, когда волны и ветер вертели яхты на 360 градусов. Все были пристёгнуты, но ремни либо рвались под напряжением, либо ломались крепления. Всех упавших пытались спасти, но ночь, ветер, волны...

3 — когда перевернуло спас‑плот. Яхту, которую они оставили, потом нашли на плаву.

3 — когда их пытались спасти со спас‑плота вертолётом. Яхту с обширными повреждениями переборки в передней части кабины нашли позже на плаву.

2 — погибли, когда яхту перевернуло: одного (капитана) смыло в море. Трое из команды смогли запустить спас‑плот и, думая, что другие 2 погибли, оставили яхту, и их подобрал вертолёт. Яхту нашли на плаву 12 часов позже и в ней одного ещё живого члена экипажа. Это вообще абсолютно невероятная история, заслуживающая отдельной статьи.

1 — когда он пытался загрузить НЗ на спас‑плот. Яхта потеряла управление, было принято решение оставить яхту и несчастный первым залез на плот, канат, привязывающий плот к яхте порвало ветром и плот вместе с ним унесло в темноту на глазах экипажа, который ничего не мог сделать. Яхта и остальной экипаж выжили. 

Всего жертв 21. 

Пятнадцать яхтсменов и моряков, которые оказались рядом. Четверо были на катамаране Bucks Fizz и вышли из Лимингтона, чтобы пройти по курсу Фастнет во время регаты потому, что в 1979 катамараны к официальной регате не допускали. Двое любителей острых ощущений, которые поехали на своей яхте по маршруту чисто позырить посмотреть на регату. В интернетах официальных документах, которые я нашёл, деталей про любителей мало. RORC их в расчёт в расследовании не брал — они официально не были частью регаты, а британские джентльмены на своих яхтах вольны править морями ходить, где им хочется. 

Утром 16 августа 1979 года спасатели и организаторы отчитались обо всех яхтах и спортсменах. В тот день решалось будущее океанских яхтенных гонок. Варианта было два:

  1. Запретить оффшорные гонки. А то, вон чего — куча мажоров на папиных яхтах погнали в ночь и шторм развлекаться, не справились с погодой и ажно 4,000 человек и 80 кораблей их 2 дня собирали по всему Кельтскому морю, бросив все свои важные планы. Пускай, если хотят, гоняются днём вокруг буйков, там, где их маме с берега видно. 

  2. Отбросить эмоции и методично разобраться, что пошло не так, сделать выводы, доработать правила. Англичане выбрали спастись сделать выводы.

Выводы, причины, реформы. 

Из всех организаций был выбран RORC и Royal Yachting Association (RYA) — клуб, потому как организовывал регату и устанавливал правила, RYA потому как это — ведущая в мире организация, устанавливающая стандарты и сертификацию для всего, что ходит под парусом. 

Клуб послал детальные анкеты каждому из капитанов 303 яхт и как минимум 2 членам команды. Результаты 669 анкет были внесены в компьютер (всё-таки Хабр — это про компьютеры) и анализ сделан там. 

В дополнение к расследованию были привлечены: Командующий HNLMS Overijssel; Родни Хилл, владелец яхты Morningtown; береговая охрана Юго-Западного округа, береговая охрана Лендс-Энда и Береговая охрана Фалмута, персонал флагмана Плимута и командующего Южным морским воздушным регионом, лётный состав Royal Navy и Royal Air Force кораблей RNAS Culdrose, RAF St Mawgan и RAF Kinloss, Военно-морская служба Ирландии, персонал RNLI, почта, включая персонал береговой радиостанции Лендс-Энда, гидрографический департамент, Министерство торговли Британии, морской отдел британского правительства, метеорологическое управление Британии, Министерство транспорта Британии, метеорологическое управление Франции; Би-би-си, военно-морская база Чатем, Г-н Лоуренс Дрейпер, институт океанографических наук, королевский западный яхт-клуб Англии, круизный клуб Америки, круизный яхт-клуб Австралии; Отделение морских технологий Вольфсона, университет Саутгемптона, К. Адлард Коулз, Г-жа Мэри Пера, Эндрю Бесли — Yachting World, специализированное исследовательское подразделение, многочисленные дизайнеры яхт. 

Расследование рассматривало: 

  • погоду

  • стабильность яхт и насколько они были подготовлены к шторму (включая спас-жилеты, плоты, етц.)

  • насколько хороша была подготовка экипажей

  • спасательную операцию

Поэтому сто́ит огласить весь список пройтись по всем пунктам. 

Погода 

Шторм действительно был сильный, но не беспрецедентный. Шкала Бофорта идёт до 12, а у нас прилетела десятка. В 1957 году была шестёрка и из 41 яхты финишировали 12 (29%). В 1979 финишировало 84 из 303 (28%). В 2021 на старте Карл было 30 узлов (60 км/ч) и 7 баллов ветра в морду, 85 яхт из 266 сошли с дистанции (и я в том числе), но большинство отгоняло регату до конца. По опросу RORC у 34% яхтсменов был опыт гонок в таких условиях. Похожая погода вокруг Англии и Ирландии — норма. 

Вывод: погода не виновата. Если бы экипажи (как мы сейчас) знали о приближающемся циклоне и шторме заранее, то большинство смогло бы принять меры: обойти, включить мотор и слинять в тихую гавань, или продолжать гонку (напомню, 84 яхты финишировали в 1979). 

Рекомендации (здесь и дальше я приведу реальные инструкции 2025 года, чтобы не лазить по дебрям того, как развивалась навигационная технология (это как минимум ещё одна статья)

  • УКВ приёмник обязателен и должен быть включён (и на громкости чтобы слышно) на 16 канале (это канал береговой охраны, туда же идут все сообщения SOS и предупреждения о плохой погоде).

  • Яхтам можно пользоваться любыми способами получения информации о погоде, хоть по Старлинку, хоть от жены почтовым голубем.

Яхты

Как я уже писал, РОРК почти никогда не переносит гонки из-за плохой погоды для того, чтобы хитрожопые производители яхт не жертвовали мореходными качествами и стабильностью в угоду скорости. После трагедии 1979 этот вопрос встал ребром - 48% всех яхт (ответивших на вопросник) сказали, что в какой-то момент их яхта ложилась мачтой на воду (угол 90 градусов) и 33%, а это на минуточку 77 яхт, были перевёрнуты на 360 градусов, что как бы намекает, что яхты могли быть и устойчивей. 

Шкиперы и команда в своём большинстве сказали, что дизайн яхты не влиял на остойчивость, и почти все сказали, что в таких кондициях перевернуло бы любого. Статистический анализ внезапно показал, что более широкие яхты с меньшим килем переворачивало чаще, но вопрос, где проводить черту между супертяжёлой яхтой, которую, в принципе нельзя перевернуть, и яхтой, которую, может двигать ветер и парус до сих пор открыт. 

Споры спорами, а сухая статистика, которую я приводил раньше, показывает, что из 303 яхт, накрытых штормом реально утонула только одна (!!!) и то при буксировке. Кроме тех, кого смыло за борт, почти все погибли или пытаясь залезть в спас-плот, или эвакуироваться со спас-плота, или при перевороте спас-плота волнами и ветром. Киля у плота не предусмотрено от слова совсем, а парусность неплохая. 

Большинство тех, кто оставил яхты, говорили, что больши́м фактором была вода внутри. Какое-то количество воды внутри это нормально для офшора — мы как-то на Фастнете после того, как обогнули маяк и пошли с ветром в спину (гораздо более приятно, чем идти с ветром в морду, поверьте) вычерпали 6 вёдер воды из кают-компании. Так вот, кроме матроса с разрезанной по диагонали полуторалитровой пластиковой бутылкой (привет, очумелые ручки) и ведром, воду можно откачать насосом. Таких на многих яхтах в 79-м не было, да и пластиковых бутылок тоже. 

Теперь про паруса — в шторм они нужны маленькие, чтобы не порвало такелаж, но нужны, всё равно, чтобы управлять яхтой. Из яхт, которые перевернуло на 360 градусов - 58% шли без паруса. Штормовые паруса — считаются парусами, а чем больше ты с собой берёшь парусов, тем больше у тебя гандикап (после финиша пересчитают время и добавят за паруса). 

Вывод: в любую погоду, даже без мачты, управления и с повреждениями киля парусная яхта всегда надёжней плота. Да, внутри консервной банки с гвоздями незакреплённым грузом, которую бросает ветер и волны будет жутко некомфортно и страшно, но как бы не хотелось — вариант «остановите шторм, я сойду на плот» гораздо опаснее. 

Рекомендации: во-первых, с яхты на спас-плот надо делать шаг вверх. Если яхта на плаву, то надо оставаться на ней. Дизайнеры и владельцы яхт теперь хранят все вещи в трюме в закрытых ящиках, под полом, или в любой конфигурации, но с условием, что они не будут, как полтергейст летать по каютам в качку. Даже койки для экипажа имеют бортики, чтобы человек не упал при крене.

Во-вторых, на каждой яхте должен стоять насос по ГОСТу для данного судна. Без него не допустят до регаты. Наш насос в этом году на первом круге признали несостоятельным и пришлось обновлять. 

Вот здесь нотариально заверенный скриншот квалификации моей яхты на Фастнет 2025, с комментом, что насос им не нравится:

Скрин из SailRaceHQ - портал, где RORC регистрирует яхты и команды
Скрин из SailRaceHQ - портал, где RORC регистрирует яхты и команды

В-третьих, штормовой стаксель, а иногда и штормовой грот — обязательны. Перед стартом раньше надо было их ставить и дефилировать перед комиссией (плюс ещё и вся команда должна была сидеть на леерах в спас жилетах). Сейчас джентльменам верят на слово это регистрируется на сайте RORC. 

Вот примерно так.

Это не Фастнет, картинка из интернетов, но принцип, я думаю, ясен
Это не Фастнет, картинка из интернетов, но принцип, я думаю, ясен

Я не буду вдаваться в технические детали, но стандарты для спас-жилетов, safety harness и спас-плотов были пересмотрены и утверждены с запасом прочности для 12 баллов. Все они обязательны на борту. Жилеты и safety harness должны быть одеты с заката и до восхода при любой погоде, при ветре сильнее 20 узлов и при видимости менее 500 метров. 

Экипаж

Про мажоров на папиных яхтах я, конечно, погорячился ранее, но не совсем. В 1979 году для участия в регате Фастнет вам... не надо было вообще никакого опыта. Вот вам пруф в студию:

Опять выдержка из расследования
Опять выдержка из расследования

В итоге только 30% из всех экипажей что-то могли сделать в шторм потому, что плавали, знаем. В стиральной машине на 10 баллов носки новичков укачивает на раз, а когда кого-то укачал шторм, вариант «будь мужиком, иди помогай ставить риф» не работает. 

Моя организъма континентального издания и изготовления, после того как я на одной из первых гонок лежал 4 часа (пристёгнутый) на подветренной стороне и кормил рыб моим завтраком, обедом и святым духом, теперь каждый раз принимает каждые 6 часов средство от укачивания и не думает слезать с этих колёс. Когда тебе плохо на гоночной яхте, то это -1 к экипажу и, если, человек может по крайней мере не создавать проблем другим, это уже бонус. 

Сухая статистика показала, что на яхтах, где у капитана и членов команды было как минимум 500 морских миль в анамнезе, было меньше проблем, они лучше справились с погодой, оставили меньше яхт, и в большинстве, финишировали. Опыт предыдущих гонок тоже влиял на шанс выжить без потерь для экипажа и яхты и закончить гонку. 

Немаловажно, чтобы команду кормили и у команды была возможность отдохнуть. На гоночной яхте у команды из 8 человек четверо должны быть на вахте, четверо отдыхать и каждые 3–4 часа сменяться. В шторм, в кают-компании всё ходит ходуном, но опытный (читай: тот, кого-либо не укачивает, либо тот, кто умеет это контролировать) моряк, по крайней мере, сможет вскипятить чайник и заварить доширак налить кипяток в пакетик с сухим пайком. Не только армия марширует на желудке. 

Вывод: опыт — это наше всё, особенно в шторм. В шторм «крепче руки» у опытной команды, и они уменьшат площадь парусов и пойдут под углом к ветру и волнам. Новички с теоретическим знанием, что в шторм надо убрать паруса, или лечь в дрейф (что, кстати, много кто сделал в 1979) поимеют проблемы, потому что гораздо безопаснее иметь хоть какой-то контроль под парусом, чем никакого контроля в дрейфе. 

Рекомендация: сегодня для того, чтобы принять участие в регате надо чтобы у всех членов команды был текущий сертификат Sea Survival Course - их надо обновлять каждые 5 лет проходя курс по новой. Кстати именно там понятие, что на спас-плот надо делать шаг вверх, вбивается до автоматизма. Надо, чтобы как минимум 50% команды, заявленной на Фастнет накатало 500 морских миль в оффшорных регатах RORC а) вместе, и б) на той яхте на которой будут гонять Фастнет. За 500 миль вокруг Англии весной и летом есть шанс почти равный 100%, что будет хреновая сложная погода, но на более короткой протяжённости. О — опыт. 

Спасательная Операция

Ребята поставили jury rig после того, как сломало мачту. Взято из yachtingworld.com
Ребята поставили jury rig после того, как сломало мачту. Взято из yachtingworld.com

О том, что что-то пошло не так в Датском Королевстве Кельтском море службы береговой охраны узнали поздно вечером 13 августа, когда пошли первые сигналы SOS. На этот момент около 300 яхт были разбросаны по 230 километрам Кельтского моря. Первыми вышли береговая охрана и RNLI — это стандартная процедура для всех. Тревожные звоночки начались, когда сигналы SOS стали приходить всё чаще и чаще, забивая эфир, и выяснилось, что в шторм попала не пара туристов и рыбаков, а сотни парусных яхт. 

Начали оповещать военные и гражданские корабли, которые находились в том же районе. Голландский крейсер Oveijsser патрулировал недалеко по договорённости с RORC и был готов защитить флот регаты от злобных буратино. Организацию спасательной операции взяла на себя Royal Navy. Напомню, что в ночь на 14 августа ветер достигал 100 километров в час, волны 15—18 метров и видимость была в пределах 5 километров, поэтому спасательные вертолёты решили выслать, как только рассветёт. 

Прилетели и спасли. Это тоже yachtingworld.com
Прилетели и спасли. Это тоже yachtingworld.com

Как только о разворачивающейся трагедии рассказали в новостях утром 14 августа, люди, имеющие возможность, стали предлагать помощь: штаб регаты в Плимуте работал, не переставая. В том далёком году у них был 16-битный стационарный компьютер Data General, в котором хранились записи обо всех яхтах и всех членах команд. 

По мере того как спасатели искали и передавали по телефону сводки о найденных яхтах и спасённых людях, компьютер распечатывал списки с обновлёнными данными, которые один из волонтёров со своим вертолётом оперативно отвозил в центр береговой охраны в Девоне. Так, у береговой охраны всегда была достаточно свежая информация о положении дел. 

Сказать, что найти больше 300 яхт в шторм на большой территории сложно, это всё равно что не сказать ничего. Сложности были везде: 

  • яхты опознают по номеру на парусе, но так как многие паруса или были спущены, или мачты сломаны, понять, кто есть, кто было сложно

  • приёмники УКВ были на 153 яхтах, но пользоваться ими правильно умело меньшинство, и 16- канал был забит пустой болтовнёй, мешая операции

  • понять терпит ли яхта бедствие или нет на глаз сложно, когда их всё болтает сильным ветром и волнами, плюс смотрите выше про УКВ и 16-й канал

  • Emergency Position Indicating Beacon (EPIRB) не был установлен ни на одной яхте

  • команды были не знакомы с протоколами спасения на водах с вертолёта (если мачта и такелаж представляют для вертолёта опасность, то надо прыгать на воду и вертолёт подберёт с воды) и поэтому много времени было потрачено на уговоры и объяснения.

  • много спас-плотов было смыто за борт пустыми, и понять есть ли внутри люди было невозможно

Выводы: самая современная техника не поможет, если её нет на борту, и спасать людей, которые не знают, как надо действовать в сложной ситуации долго. Когда в шторм попадает одна семейная яхта с мамой, папой и двумя детьми, то время на спасение не так важно. Когда вокруг десятки яхт, терпящих бедствие, то важна каждая минута. 

Рекомендации: 

  • Automatic Identification System (AIS) теперь стоит на каждой яхте и передаёт координаты всем вокруг даже без интернета. Если интересно, откройте Marine Traffic и вы увидите весь океанский трафик в реальном времени.

  • EPIRB обязателен на каждой яхте. В критический момент он подаст сигнал бедствия и будет непрерывно передавать текущие координаты спасателям.

  • с 2025 года свой личный EPIRB должен быть у каждого члена команды — он прикрепляться внутри спас-жилета и автоматически активируется, если жилет надулся. Моему EPIRB уже 7 лет, но батарейка живёт всё 10. Они все должны быть зарегистрированы на портале RORC перед стартом. 

  • компьютеры клуба подключены к сети интернет :) 

Спасибо за внимание, всем попутного ветра и 6 футов под килем. Я пошёл в клуб, потому, что очередная байка о том как я ночью ставил риф в компании дельфинов, сама себя не расскажет.

Ссылки

Комментарии (0)


  1. VT100
    18.09.2025 18:46

    В случае утраты парусов/мачты - насколько может помочь дождаться помощи плавучий якорь? Или целенаправленно спустить паруса и продрейфовать на нём, пока Нептун успокоится? И т.п.


    1. 25625 Автор
      18.09.2025 18:46

      Всё, что поможет стабилизировать яхту есть хорошо. Если есть управление - ещё лучше. Шторм когда-то кончится, поэтому упор делается на "пережить". Когда нас в 21-м накрыло 10 баллов и из 20 членов команды 12 было в некондиции мы поставили штормовой стаксель, риф и 24 часа шли под углом к ветру в Атлантику, пока не пронесло.


  1. ialexander
    18.09.2025 18:46

    Отличная демонстрация почему получение прогноза погоды входит в RYA's 7 Common Senses, которым обучают на любых курсах RYA.


  1. ipfw999
    18.09.2025 18:46

    Был на Фастнете в 2017. Из-за поломки сошли.