Привет, Хабр! Меня зовут Настя, я работаю методологом в команде проекта Route 256 — онлайн-курсов продвинутой разработки от экспертов Ozon Tech. В год мы запускаем несколько потоков обучения. И на каждый запуск мы набираем не только студентов, но и экспертов из направления IT в качестве преподавателей. В этой статье хочу поделиться тем, как начать путь спикера и преподавателя на примере внутренних курсов компании. Здесь я не касаюсь темы научного преподавания и работы с вузами, а скорее даю универсальные рекомендации для тех, кто хочет делиться своими знаниями и опытом с другими, но пока не знает, как это сделать. 

С чего всё началось 

На одном из мероприятий в офисе мы познакомились с Олегом, чью историю я расскажу в этой статье. А началась она с небольшого диалога: 

— Привет! Ты из Route 256? — сказал Олег, увидев мой брелок с геккомом, маскотом нашего проекта, — мой коллега преподаёт у вас на направлении Go Junior. 

— Привет! Да, я из команды Route 256. Работаю методологом — отвечаю за программу курсов, материалы и помогаю экспертам подготовиться к занятиям. 

— Это звучит интересно. Я хотел бы попробовать себя в роли преподавателя, но не знаю, с чего начать и как к этому подготовиться. 

— Я тебя поняла, давай разберёмся по порядку. 

Оказалось, что Олег — руководитель группы, в коммерческой разработке более 6 лет. У него большой опыт, которым он хочет делиться с другими, но переживает выступать перед большим количеством незнакомых людей: «вдруг что-то пойдёт не так, будет неинтересно и аудитория заскучает». А также Олег считает, что знания лучше усваиваются, если научиться их рассказывать другим людям. 

Так началась наша совместная работа по тому, как представлять свою экспертность. 

Путь эксперта 

Начнём. Вы захотели делиться знаниями с другими людьми — в этом случае мы имеем в виду сотрудников компании, где вы работаете. Перед тем как обсуждать формулу, которая поможет применить свой опыт для других, обсудим так называемый нулевой шаг. 

Нулевой шаг. Для чего это всё? 

Для начала мы с Олегом обдумали вот такие вопросы: 

— Для чего тебе показывать свою экспертность? Зачем создавать курс? Точно ли в этом есть потребность? Если потребность есть, то у кого: у тебя, компании или аудитории? 

Ответы на эти вопросы важно прояснить для себя заранее, так как может оказаться, что вся ваша мотивация состоит из услышанных разговоров о том, что образование — это круто, и чтобы самому лучше разобраться в теме, нужно её преподавать, но не более. Если вы не понимаете, для чего это нужно будет на всём пути — жизненном или карьерном — то, возможно, стоит пока отложить эту мысль. 

Если чётко знаете, какую потребность закрывает ваша работа преподавателем — можно двигаться дальше и подбирать инструменты, которые будут наиболее полезными для вас в тот или иной момент. 

Олег ответил на этот вопрос сразу: 

— Да, я уже много об этом думал. Я хочу преподавать, чтобы помогать другим избегать ошибок, через которые прошёл я сам. Когда я начинал, мне не хватало наставника — теперь я могу им стать. А также хочу развивать свой навык публичных выступлений, чтобы уверенно рассказывать и не бояться общаться с аудиторией. 

Если и вы чётко ответили для себя на этот вопрос, то мы можем смело переходить к формуле, которая поможет преподнести свой опыт. 

Но, прежде чем мы пойдём дальше, стоит отметить, что преподавание — достаточно ресурсоёмкое и затратное дело, это нужно понимать заранее. Потому что потребность делиться знаниями можно закрывать по-разному: писать статьи, вести подкаст или участвовать в чужом подкасте, создавать конспекты по определённым темам и т. д. И если вам точно не хочется публично выступать, есть множество других возможностей, чтобы делиться знаниями с другими людьми. 

Итак, переходим к первому шагу и будем пользоваться формулой ЧГК, которая расшифровывается не «что, где, когда», а «что, где и как». 

Первый шаг. Что преподносить? 

На этом этапе важно определиться с набором своих навыков — понять, что и как вы хотите рассказывать, какие у вас есть знания, которыми можете поделиться. 

Вернёмся к Олегу с этим вопросом. Он ответил: 

— Здесь мне не так просто определиться с тем, что могу рассказать другим. Информации на работе много, работаю с разными командами, использую разный инструментарий, знаю все основы работы с кодом, но не могу чётко определить для себя, в чём я эксперт. 

Идеи, которые могут быть полезны для ответа на этот вопрос: 

  • Чтобы точнее определить области, где у вас есть экспертность — можете посмотреть на свои рабочие задачи. Что вы делаете на ежедневной основе, какие задачи для вас привычны, а для других могут быть новыми и непонятными? Также можно пообщаться с младшими коллегами и узнать у них про повседневные задачи, какие темы они знают хорошо, а в каких стоит разобраться поглубже. 

  • Также может помочь обратная связь от коллег или руководителя по вашим задачам, что у вас хорошо или лучше других получается выполнять, в чём ваша «суперсила». Взгляд со стороны поможет в этом. 

  • Возможно, вы проводите собеседования с молодыми специалистами и понимаете, в каких областях у них недостаёт знаний, которые вы могли бы дать. 

Итогом такого упражнения должен оказаться список тем/навыков/областей, в которых вы разбираетесь или хотели бы лучше разобраться/вспомнить — от него мы и будем дальше отталкиваться. 

После размышлений и понимания своей области компетенций Олег выделил более точечно, какие темы он хотел бы рассказывать: 

  • «Как быстро вырасти с позиции junior до middle: чек-лист навыков и лайфхаки».

  • «Оптимизация SQL-запросов: ошибки джунов и как их избежать».

  • «Как писать поддерживаемый код: принципы SOLID на реальных кейсах из моей практики».

  • «Как правильно ревьюить код: не только форматирование, но и неучтённые corner-кейсы». 

Как видно по выбранным темам, они могут быть из разных направлений, у Олега это: построение карьеры в IT и технические hard skills. 

По итогу упражнения мы выявили, что вы знаете и умеете. Куда с этим идти дальше? 

Второй шаг. Где можно применить свою экспертность в компании? 

Большие компании обычно предоставляют ряд возможностей для развития сотрудников: корпоративные курсы, на которых преподают сотрудники, внешние и внутренние конференции, подкасты, менторство и множество других направлений, чтобы проявить себя. Отдел, который помогает сотрудникам развивать свои навыки, это обычно отдел обучения, DevRel или внутренние коммуникации. У этой команды можно узнать список того, где сейчас есть потребность в экспертах и куда можно пойти со своей экспертизой.

Совет: показывайте своё намерение, проявляйте инициативу в общении с руководителем и людьми, которые потенциально могут дать вам совет или помочь продвинуться в этой области. 

Олег, например, вспомнил возможность, от которой он недавно отказался: 

— Меня как раз на днях руководитель спрашивал о том, не хочу ли я выступить на Ozon Tech All Hands (внутренние онлайн-трансляции с новостями компании) с темой про обновление системы, над которой я много работал последние полгода. Но я почему-то не был уверен в этом и отказался. Хотя это был хороший шанс проявить себя! 

В идеале итогом этого шага должно быть: вы уже знаете, в каком проекте будете участвовать и какой областью знаний будете делиться. Либо представляете, какой формат проекта вам наиболее интересен, и готовы в нём участвовать, как только появится возможность. 

Третий шаг. Как сформировать свои знания в то, чем можно делиться с другими? 

Есть два больших направления подготовки к выступлению: 

1. Подготовка учебных материалов. 

В этот пункт входят подготовка содержания вашего выступления, контента и презентации, если необходимо. Для этого нужно собрать свой опыт по определённой теме и структурировать его. Обычно в командах обучения есть специалисты, которые помогают упаковывать ваши знания и подсказывают, о чём стоит рассказать определённой аудитории. 

Но если у вас нет возможности обратиться к стороннему эксперту за помощью, то при подготовке учебного материала воспользуйтесь чек-листом ниже: 

  • Определите цель выступления — для чего оно нужно? Например, «подготовить коллег к внедрению нового фреймворка» или «обучить студентов курса работе с Docker». Какую главную мысль должны унести с собой слушатели? 

  • Проанализируйте аудиторию — кто будет слушать выступление? Учитывайте уровень знаний аудитории, её опыт и ожидания. Подумайте, как можно адаптировать материал под потребности людей, которые придут вас слушать? Как лучше подать материал, чтобы аудитория была сфокусирована на всём протяжении рассказа? Как взаимодействовать с аудиторией, что будет уместно, а что нет? 

  • Постройте план своего выступления. Сделайте не просто рассказ фактов, а историю, которую будет интересно слушать. 
    Обычно выступление состоит из трёх основных частей — введения, основной части и заключения: 

    — Во введении обозначьте тему и то, о чём будете рассказывать. 

    — В основной части, которая должна быть не менее 80% от всего выступления, обозначьте основную содержательную информацию, которую хотелось донести до аудитории. Чтобы основная часть не была «сухой», можно добавить примеры из личного опыта, факты и данные, которые больше всего помогают в понимании материала. 

    — В заключении повторите ключевые мысли выступления, обозначьте «призыв»/ call to action, если необходимо (например, «используйте этот чек-лист и проверьте свой код сегодня»), и переходите к вопросам от зрителей. 

  • Подготовьте вспомогательные материалы для выступления (это может быть презентация, раздаточные материалы: чек-листы, конспект). 

  • Если делаете презентацию, проверьте, что одному слайду соответствует одна мысль, которую хочется рассказать. Не надо добавлять на один слайд стену текста, вместо этого оставьте только ключевые слова/цифры. Также важно следить за тем, как выглядит слайд — проверить, все ли слова видны, выровнять объекты на слайде относительно друг друга и т. д. 

Ставьте + в комментариях, если хотите статью про то, как подготовить учебные материалы к своим занятиями выступлениям. 

2. Подготовка подачи учебного материала. 

В этот пункт входят темы — как подготовиться к выступлению морально, как говорить уверенно, как рассказывать, чтобы слушателям было интересно? 

Хотя c подготовкой учебных материалов вам могут помочь сторонние эксперты в виде методологов и команды обучения, в подаче важна ваша самостоятельная работа над собой — никто другой за вас не выступит. 

— А как подготовиться, если я никогда не выступал? Нужно ли мне читать текст со слайда? Стоит ли общаться с аудиторией во время выступления или лучше все вопросы в конце? Так много вопросов и так мало ответов, — спросил Олег. 

— Сейчас всё разберём — давай поймём, как лучше всего выстроить твою тренировку выступления, чтобы ты чувствовал себя подготовленным и уверенным. 

Советы по публичным выступлениям.

В статье будут даны советы для выступления в синхронном формате — когда выступление происходит перед аудиторией, а не в предзаписанном виде. Они поделены на два блока: подготовка выступления и его проведение. 

Подготовка выступления: 

  • Несколько раз отрепетировать своё выступление одному или перед своими коллегами, которые могут помочь советами по содержанию.  

    На репетиции важно: 

    1. Рассказывать материал полноценно, не просто проходить по тезисам. Благодаря этому эксперты смогут помочь с советом, если заметят то, что стоит изменить или исправить. 

    2. Рассказывать материал с интонацией, как будто это уже само выступление. Не надо монотонно читать текст со слайда — в этом случае не получится полноценно отрепетировать вашу подачу и стиль рассказа. 

    3. Если есть возможность — записать себя на камеру и пересмотреть. Возможно, есть что-то, что вы не замечаете и что можно исправить. 

    4. Если выступление проходит в онлайн-формате — отрепетировать с камерой в том сервисе/приложении, где будет проходить занятие. Это поможет морально настроиться на выступление и проверить все технические нюансы трансляции. 

    5. Проверка оборудования — как стоит камера, хорошо ли вас видно и слышно, работает ли интернет, хорошо ли открывается презентация, вы выглядите опрятно, на фоне нет ничего, отвлекающего внимание (или конфиденциальной информации!) — базовый минимум, который надо соблюдать. 

  • Если есть возможность, использовать материалы с прошлых выступлений. Посмотреть, как выступали другие спикеры раньше по этой или схожей теме, какие приёмы для объяснения использовали. Увеличивайте свою насмотренность. 

  • Можно придумать свои фишки для выступления, что позволит выделяться среди других экспертов. Зачастую в крупных компаниях есть свой брендбук, который определяет стиль презентаций и других визуальных элементов, в этом случае можно сформировать свой уникальный стиль подачи знаний, взаимодействия с аудиторией. Здесь можно много экспериментировать и найти то, что подходит именно вам. 

Во время выступления: 

  • Не читать заготовленный текст — аудитория это замечает и воспринимает так, будто вы недостаточно подготовились к выступлению. Поэтому лучше потратить больше времени на репетицию. 

  • Общаться с аудиторией. Понимать, когда стоит сделать перерыв, не бояться задавать вопросы — если занятие проходит синхронно — вы не только говорящая голова, есть ещё люди, которые пришли пообщаться с вами. 

  • Не бояться ошибиться или чего-то не знать — вы уже пришли со своими знаниями и экспертностью. Можно разбираться с возникающими вопросами вместе с аудиторией, но в то же время не забывайте следить за таймингом, чтобы занятие не состояло только из ответов на вопросы. 

Советую прочитать по теме: 

— Спасибо! Теперь я больше понимаю, как подготовиться к выступлению, но всё же мне страшно... А что, если я плохо выступлю? Что, если никто не будет меня слушать или кто-то будет смеяться над тем, как я рассказываю? — спросил Олег. 

— Давай обсудим твои страхи подробнее. 

Страхи.

Да, действительно, перед самим занятием могут возникать различные страхи. В этой статье мы рассмотрим 5 самых распространённых — обсудим их и попробуем развеять. Но помните, чтобы действительно их побороть, нужна практика, практика и только практика! 

  • Страх неудачно выступить, плохо рассказать презентацию. 

    В работе с этим страхом помогут репетиции, о которых упоминалось раньше в этой статье. Можно репетировать как одному, например, перед зеркалом или на камеру, чтобы потом можно было посмотреть на себя со стороны, так и перед другими людьми, которые могут дать обратную связь по выступлению. Даже если обратная связь не будет положительной, ничего страшного, главное — вы найдёте свои зоны роста и сможете с каждым разом улучшать свою подачу. 

    А если на самом выступлении что-то пошло не по плану, то вы сможете взять этот опыт к себе в копилку и быть более подготовленным в будущем. 

  • Насмешки из зала. 

    Периодически среди аудитории есть люди, которых можно условно назвать «троллями» — они могут специально задавать неприятные вопросы, как-то стараться задеть выступающего. Но почему они так делают? Потому что сами боятся показаться смешными, боятся того, что «кто-то может их разоблачить». Поэтому можно просто держать эту мысль в голове и не расстраиваться, если такое происходит. 

    Если задали вопрос, и вы чего-то не знаете — это нормально. Вам необязательно знать всё на свете. Как вариант, можно подсказать источники, в которых есть ответ на вопрос, сделать предположение и обсудить его с участником дискуссии. А также можно взять контакт участника и вернуться к нему с ответом после презентации, если вопрос был необычным и вам захотелось поглубже его исследовать. 

  • Страх оказаться в центре внимания. 

    Начиная выступать, вы изначально идёте в ту область, где вы что-то рассказываете, а на вас смотрят и слушают. Да, в это время разные люди могут строить разные мнения о вас. Эти мнения могут быть как положительными, так и не очень. Но сколько людей — столько и мнений. Вам не нужно понравиться всем людям в зале. Подумайте — что для вас главное? Понравиться всем или дать реальную пользу слушающим? 

  • Страх отвержения публики, что вас никто не будет слушать. 

    Да, удержание внимания и ораторское искусство — отдельные навыки, которые стоит осваивать. Но даже без них можно начинать двигаться в этом направлении. Можно экспериментировать и попробовать разные способы удержания внимания в своих выступлениях — и смотреть, что лучше подходит для тебя и твоей аудитории. 

    Как вариант, можно периодически задавать аудитории вопросы: «Поднимите руку/напишите + в чат, кто знаком с этим термином» — получить быструю реакцию от аудитории на вопрос, «Посмотрите на код на слайде, где тут ошибка?» — дать 30 сек. на размышление и разобрать пример. 

    Шутки также помогут разрядить обстановку, но лучше их продумывать заранее, чтобы они были уместны. А смена активности, например, небольшой перерыв, поможет аудитории отдохнуть и с новыми силами вернуться к прослушиванию материала. 

  • Страх чувства ответственности. 

    Этот страх может проявляться в том, что если вы неудачно выступите, то можете подвести руководителя, команду или, например, весь проект. 

    В этом случае предлагаю подумать про самый плохой сценарий — что может быть самое плохое во время выступления? Весь проект прекратит работать, вас уволят, и вы больше никогда не будете общаться с людьми? Скорее всего, нет. Но даже такие страшные сценарии можно продумать и решить, что будете делать в таком случае. А потом, когда выступление пройдёт и вы поймёте, что все страхи только в голове — станет легче. 
     

Закреплю всё вышесказанное о страхах общим выводом: 

Относитесь к выступлениям как к исследованию — ставьте гипотезы и дальше проверяйте их. Не все гипотезы должны быть подтверждены — вы можете ошибаться, и это нормально. Так происходит у всех. Но это делает нас сильнее — это намного лучше, чем просто сидеть и надеяться, что на вас свалится волшебное умение выступать, и вы будете покорять стадионы с первого раза. 

В моменты сомнений можете подумать о самом негативном сценарии — что самое плохое может случиться во время выступления? Можете подготовиться к этому и быть спокойнее. 

Олег: 

— Да, действительно, сейчас лучшее для меня — практика, практика и практика. Если я делаю что-то новое, вряд ли у меня идеально получится с первой попытки. Просто буду делать с каждым разом немного лучше — и так дойду до желаемого уровня. 

— Абсолютно согласна с твоими выводами! А теперь давай ещё раз закрепим всё, что мы с тобой обсудили до этого. Что унесёшь с собой после нашей беседы? 

Заключение 

Давайте закрепим основные мысли, к которым мы пришли в этой статье: 

  1. Если вы чётко понимаете, для чего вам нужно прокачивать публичные выступления — будет легче не сдаваться и продолжить свой путь в развитии этого навыка. 

  2. Вокруг вас есть множество возможностей для реализации в качестве спикера — в компаниях часто есть специальные отделы, посвящённые этому. У вас всегда есть время, место, где применить и развить свои навыки. 

  3. Практика, практика и ещё раз практика! Здесь нет ничего невозможного. Если по ходу статьи вы отвечали на все вопросы вместе с Олегом, считайте, вы уже начали свой путь в этом направлении! 

  4. Развитие soft skills становится базовой компетенцией для любого специалиста сегодня, и это один из самых безопасных и понятных маршрутов к роли преподавателя. Публичные выступления — это не только сцена крупных конференций вроде E-CODE: начинать можно и нужно с ежедневных созвонов, внутренних митапов и ретроспектив в своей команде. 

Олег тем временем уже провёл 3 выступления на аудиторию более 50 человек. И не планирует останавливаться. Ему понравился процесс подготовки к выступлению и то, что он может поделиться своими знаниями с другими. Да, бывают ошибки, и не всегда получается выступить так, как задумывалось. Но это путь, и он следует ему.  

В этой теме есть ещё много всего, что можно обсудить, но всё не уместится в одну статью. Пишите в комментариях, что ещё хотели бы узнать, с радостью отвечу. 

Комментарии (1)


  1. Yuvitch
    30.09.2025 22:44

    Как-то это все размыто и, в некоторой степени, надуманно. В научной среде это называется: получить неважный результат и "развести вокруг него воду", теоретическую. Если о чем-то рассказываешь, то рассказываешь о пережитом тобой и ни что, никакие заковыристые вопросы не собьют тебя с толку, т.к. любые варианты решений, принятые и отверженные, обоснованы и проговорены тобой, в уме или вслух. Аргументы, за и против, "льются" из тебя как песня -- без запинки. Никакого страха. В этом и есть отличие эксперта от "нахватавшегося по верхам" докладчика.

    Советы по публичным выступлениям -- тут да, все по делу.

    И раздражают жаргонизмы и англицизмы. Все эти junior, middle, hard skills, soft skills и т.д. указываются в скобках после того как термин употреблен на русском языке. Например, ... младший специалист (junior)... и т.п.