В этой статье я расскажу про новый тип данных для российского рынка - данные Whatsapp и Telegram: насколько они ценны и насколько легальны.

В России уже сложился рынок "больших данных": данные для ML-моделей, рекламы и систем принятия решений продают Бюро кредитных историй, Ecom-компании (от крупных маркетплейсов и классифайдов до небольших приложений), Оффлайн ретейлеры, Операторы сотовой связи, различные агрегаторы и другие компании. Новые типы данных появляются на рынке не так часто. Одной из новинок в данных последних лет стали данные мессенджеров - данные Whatsapp и Telegram.
Сейчас их можно получить через API Whatsapp и Telegram, также эти API проинтегрированы в некоторые Python библиотеки, например, upgini.
Какие фичи из Whatsapp и Telegram доступны:
- факт наличия профиля в WhatsApp и Telegram
- тип профиля (открытый / закрытый)
- флаг корпоративного профиля
- тип бизнеса корпоративного профиля
- оценка пола и возраста на основании открытых данных мессенджеров
- оценка настроения пользователя на основании открытых данных мессенджеров
- дата регистрации (соответственно срок жизни номера телефона)
Такие данные, конечно, могут быть полезны для различных скоринговых моделей: от оценки рисков до CRM и предсказания оттока.
Результаты тестирования данных мессенджеров в задаче кредитного скоринга

На графике выше сравниваются 3 типовых и 3 новых источника данных для кредитного скоринга.
1. Собственные данные
• Новые клиенты: анкета (пол, возраст, регион, доход, семейное положение, занятость) и device data (тип устройства, ОС, IP, браузер). Действующие клиенты: дополнительно учитывается история платежей
• IV: ~0,4 для новых клиентов
• ROC AUC: 0,67
2. Кредитная история (БКИ)
• Состав: расширенная кредитная история заемщика, содержащая информацию о запросах других кредитных учреждений, о выданных кредитах, платежной дисциплине и т.п.
• IV: 1,2
• ROC AUC: 0,78
3. Данные E-com
• Состав: транзакции в маркетплейсе, частота покупок, средний чек, категории приобретаемых товаров.
• IV: 0,1
• ROC AUC: 0,56
4. Данные B2B маркетплейса данных
• Состав: информация об использовании различных оффлайн и онлайн сервисов, частота использования, срок жизни, категории интересов.
• IV: 0,3
• ROC AUC: 0,63
5. Телеком данные
• Состав: скоринговый балл от мобильного оператора.
• IV: 0,3
• ROC AUC: 0,65
6. Данные мессенджеров
• Состав: регистрации и активность в глобальных мессенджерах и соцсетях, информация с публичных профилей, время с момента начала использования сервисов.
• IV: 0,2
• ROC AUC: 0,60
Однако, помимо практической ценности, возникает важный вопрос: насколько легально использование подобных данных?
Легальность данных из мессенджеров
Персональные данные и политики конфиденциальности. В России действует Федеральный закон №152-ФЗ о персональных данных, в Европе — GDPR, в США — различные законы штатов (например, CCPA в Калифорнии). WhatsApp и Telegram строго регулируют обработку персональных данных. Любой сбор и использование информации о пользователях без их согласия может быть квалифицирован как нарушение законодательства. Поэтому любой запрос по номеру телефона к API Whatsapp и Telegram должен быть подтвержден конклюдивным действием - согласием пользователя на данный запрос.
Данные из открытых профилей и фотографии. Переменные вроде оценки возраста, пола и настроения по фотографиям относятся к биометрическим и чувствительным персональным данным. В большинстве юрисдикций их сбор и обработка требуют отдельного согласия пользователя.
Вывод
Данные из WhatsApp, Telegram и других мессенджеров позволяют улучшить качество действующих клиентских ML-моделей (выявление мошенников/антифрод, оценка кредитных рисков, прогноз оттока). Однако использовать их можно только с согласия конечного пользователя.