Чем больше строк кода за спиной, тем отчётливее чувствуется «песок в глазах» после вечернего ревью. Эта статья — попытка собрать в одном месте практические ходы — от выбора вариативных шрифтов до реактивного переключения тем по кривой солнечного спектра — которые позволят зрелым разработчикам продолжать писать осмысленный код, а не эпитафии своему зрению.

Вы сидите перед монитором в пол-одиннадцатого ночи, красный индикатор CI снова моргает, а фокус будто съехал на пару диоптрий. Знакомо? Давайте выясним, что можно подкрутить, чтобы пиксели снова стали дружелюбными.
О чём пойдёт речь
физиология возрастных глаз и почему идеальная тема 2010-го сегодня бьёт по сетчатке;
вариативные моно-шрифты, замеры контрастности и что происходит, когда менять кернинг прямо из кода;
примеры конфигураций VS Code, JetBrains IDE и Neovim без плагинов-джунглей;
реактивная смена темы по датчику освещённости или на основе геолокации;
бонус: маленький Python-демон, который следит за временем фиксации взгляда и шепчет «моргни».
Возрастной фокус: почему привычный Monospace уже не работает
После сорока снижается контрастная чувствительность сетчатки, а зрачок медленнее адаптируется к смене яркости. Тёмно-серый на чёрном перестаёт «читаться», проявляется так называемый halation — сияние вокруг символов. Вы замечали, что точка с запятой стала похожа на двоеточие? Это оно. Лучший первый шаг — перейти на шрифты с чётким гриди-проектированием (например, Iosevka Aile или JetBrains Mono NL) и увеличить x-height минимум на 14 %.
// VS Code settings.json
{
"editor.fontFamily": "'Iosevka Aile', 'JetBrains Mono NL', Consolas, monospace",
"editor.fontSize": 16,
"editor.lineHeight": 24,
"editor.fontLigatures": true,
"editor.fontWeight": "500"
}
Обратите внимание на lineHeight: лишние 25–30 % вертикального воздуха резко снижают микросаккадное напряжение — глаз меньше «ищет» следующую строку.
Контраст значит больше, чем цветовая тема. Кто проверял ratio?
WCAG предлагает минимум 4.5:1, но субъективно, после пяти вечера, хочется 7:1 и выше. Возьмите любой скриншот вашей IDE, прогоните через онлайн-калькулятор — удивитесь. Я на днях поймал 3.2:1 и не понял, как вообще что-то видел.
# Проверяем контраст с помощью open-source утилиты
npx @abcum/contrast-cli ./screenshot.png
Если цифры плачевны, пробуем динамическую палитру. Ниже кусок Theme JSON, где базовый фон «дышит» вместе с яркостью ambient-сенсора (подписываемся на window.matchMedia('(prefers-color-scheme: dark)')):
// theme.js (JavaScript)
const mq = window.matchMedia('(prefers-color-scheme: dark)');
mq.addEventListener('change', e => {
document.documentElement.style.setProperty(
'--bg',
e.matches ? '#0d1117' : '#fefefe'
);
});
Попробуйте задать тексту не чисто-белый #ffffff, а «смещённый» #e6e6e6: контраст почти тот же, а блики меньше.
Вариативные шрифты: кернинг на лету и анти-aliasing под ваш хрусталик
Переключение между полужирным и обычным весом шрифта, когда IDE открывает diff, снижает зрительное утомление, потому что глаз получает «якорь» для фиксации. На JetBrains IDE это решается двумя строками в registry.xml:
<!-- JetBrains »
НЕофициальный хак -->
<property name="ide.editor.use.font.in.diff"
value="true"/>
<property name="editor.scale.font.during.diff"
value="110"/>
Поиграйте с 110 → 120. Главное — не переборщить, чтобы не разрушить пропорции тайпфейса. И да, hinting ставьте на slight, если сидите на Linux: так пиксель-грид остаётся чётким, без размытостей.
Когда тема переключается сама: реактивный димминг плюс напоминание моргнуть
Взгляду нужна перезагрузка каждые 20 минут: 20 секунд → 20 метров. Но кто это помнит? Я написал маленький скрипт, который читает датчик освещения веб-камеры и будит меня ненавязчивым overlay:
# blink_daemon.py, Python 3.11
import time, ctypes, math
from datetime import datetime
from screen_brightness_control import set_brightness, get_brightness
def remind_blink():
ctypes.windll.user32.MessageBoxW(0,
"20/20/20: оторвись от кода и поморгай ?", "Blink!", 0x1000)
last = datetime.now()
while True:
lux = get_brightness(display=0)
night = lux < 30
set_brightness(50 if night else 80)
if (datetime.now() - last).seconds > 1200: # 20 min
remind_blink(); last = datetime.now()
time.sleep(10)
На macOS вместо ctypes подойдёт osascript, а под Linux — notify-send из libnotify-bin.
Личный вывод: не забывайте про метрики
Я два месяца гонял Prometheus-экспортер, который логировал частоту морганий через камерный трекер. После перехода на более светлую тему и вариативный шрифт среднее время между морганиями сократилось с 9,4 секунды до 6,8 — то есть глаз перестал «залипать». А спустя три недели ушёл вечерний песок. Совпадение? Проверьте сами: ведь чужой опыт — это всего лишь набор байтов, пока вы не запустите его на своей машине.
Комментарии (49)

vadimr
10.10.2025 11:40Контраст – это оптический параметр, он зависит от матрицы монитора, а не только от циферок в настройках.

sdore
10.10.2025 11:40Циферки в настройках, справедливости ради, имеют подавляющую часть влияния на итоговый визуальный контраст. Если у вас #fefefe на #fafafa, то вам никакой уже монитор не поможет.

vadimr
10.10.2025 11:40Чтобы скомпенсировать 2% разницы между fa и fe, нужен в 50 раз более контрастный монитор, что действительно проблематично. Но между 3.2 и 7, упомянутыми в статье, монитор решает запросто.

Dgbbjjhgv
10.10.2025 11:40"'Iosevka Aile', 'JetBrains Mono NL', - ужасные шрифты. Все кто пытается себя убедить, что они замечательные - глупцы.
Мой выбор пал на 'Hack Nerd Font Propo'
Из репозитория https://github.com/ryanoasis/nerd-fonts

FreemanIsAlive
10.10.2025 11:40Э-э-э... Простите, но какой шрифт какой это личный выбор каждого человека.
Я, например, посмотрела на https://www.programmingfonts.org/#hack - для меня слишком тонкий, но у меня в принципе во всех IDE стоит полужирный шрифт по умолчанию вместо обычного. С Iosevka у меня вообще глаз будто за каждую букву цепляется, а вот как раз JetBrains Mono я использую везде и из других шрифтов, которые я видела, только Zed Mono смог привлечь.

VBDUnit
10.10.2025 11:40Сделал в IDE фон абсолютно чёрным, буквы в жёлто‑оранжевых оттенках, комментарии ярко зелёные — мне норм.

Добавлю от себя штуки, разгружающие глаза:
Увеличение размера экрана и расстояния до него — фокусировка на большее расстояние
Хороший спектр с правильно настроенной яркостью (IPS или настоящий WRGB OLED) создаёт эффект «бумаги»
Естественно, отсутствие ШИМ
Любая окружающая подсветка, чтобы вокруг экрана яркость не отличалась особо от того что на экране, то есть не было светящегося прямоугольника в абсолютной тьме
Нормальная влажность воздуха, чтобы глаза не пересыхали — человеки часто забывают моргать за экраном

Spyman
10.10.2025 11:40Последний пункт имхо недооценивают по важности)

dayman092
10.10.2025 11:40первый тоже недооценивают, потому что он про расстояние около 1.5-2м и 50' дюймах, а может ещё больше. Причем так 2к достаточно, не микрошрифты же там рассматривать.
Мне все пункты понравились.
Ещё важно, чтобы окружающая подсветка была строго тускнее, чем монитор.

edo1h
10.10.2025 11:40потому что он про расстояние около 1.5-2м и 50' дюймах,
что-то слишком маленький угловой размер получается. это примерно 24" с привычного расстояния, мало кто сегодня обходится одним небольшим монитором (у меня вот два 32" на столе стоят)

AVX
10.10.2025 11:40Ну хоть кто-то написал про яркость экрана и внешнее освещение. А вообще, надо ведь не только о глазах думать - ещë спина, шея и т.д. - надо просто по таймеру или самостоятельно периодически вставать и куда-то сходить хотя бы минут на 5. Да хоть в магазин за хлебом или просто так. Тут и глаза отдохнут и мышцы разгрузятся.

edo1h
10.10.2025 11:40Насчёт освещения полностью согласен. Нужно достаточно яркое, не слишком тёплый тон. То, что на кдпв — ужас

edo1h
10.10.2025 11:40Ips и чёрный фон такое себе сочетание. Хотя при достаточном внешнем освещении жить можно

VBDUnit
10.10.2025 11:40В некоторой степени согласен. Чёрный фон я поставил себе на OLEDы.
На IPS ситуация несколько сложнее: если под IPS стоит зональная подсветка MiniLED, RGB LED или что‑то в таком духе, то, с некоторой вероятностью, чёрный фон может выглядеть хорошо. Почти как на OLED.
Но если будет много мелких ярких штук на чёрном фоне (а это как раз буквы, как в моём случае) — есть риск поймать glow‑эффект, который будет выглядеть не очень приятно, хотя, при грамотной работе подсветки и маленьком размере зон, это может быть почти незаметно.
А вот если у IPS сплошная подсветка, то да — так лучше не делать.

dayman092
10.10.2025 11:40Когда на оледе ставлю большой контраст, где черный фон и белые буквы, то все белые буквы начинают сиять аурой, так что не, лучше всё в около серых цветах без сильного контраста, тогда будет похоже на цветной e-inc

VBDUnit
10.10.2025 11:40А что у Вас с настройками HDR?
Если монитор SDR — лучше просто убавить яркость или сделать шрифт не белым, а светло‑серым. А если HDR, то включить HDR в настройках ОС и отрегулировать эту штуку

В Windows 11 оно выглядит так Фокус в том, что если у Вас олед HDR, а в настройках ОС оно выключено, и с компа идёт SDR‑картинка, то экран может пытаться SDR‑контент с компа растянуть на весь HDR‑диапазон. От этого белые области в интерфейсах превращаются в прожекторы, что не нормально.

edo1h
10.10.2025 11:40это проблема с монитором или вашим зрением?

dayman092
10.10.2025 11:40Это проблема со зрением
Hdr, sdr тут не причем, больше влияет олед, любой черный vs белый на олед - это очень большой контраст и тонкие настройки для электроники, при том, что есть не только белые пиксели, а так же внешние источники света.
Я же не на одну точку сотрю, двигаю глазами, картинка меняется, а глаза не могут быстро постраиваться под разный контраст. Ещё зрение моё не идедаьно, роговица - не иделаьная линза, есть небольшие неровности. И все эти факторы дают в моих глазах свечение белых букв на черном фоне на олед.

DonStron
10.10.2025 11:40Хороший спектр с правильно настроенной яркостью (IPS
IPS если нам важна цветопередача, но для кода то пофиг. По мне так для работы с текстом или кодом лучше матрица *VA, у них лучше контрастность.
Сделал в IDE фон абсолютно чёрным
А я наоборот с тёмной темы перешёл на светлую и глаза перестали уставать. Ниже в общем треде дам развернутый коммент на эту тему.

edo1h
10.10.2025 11:40По мне так для работы с текстом или кодом лучше матрица *VA, у них лучше контрастность.
да вот хз. компромиссов у va достаточно — низкая скорость обновления, из-за этого всякие black smearing; существенное изменение контраста вокруг чёрного цвета при небольшом изменении угла обзора (black crash).
контрастность у ips вплоне достаточная. да, есть проблема с glow, но она более-менее решается достаточной яркостью фонового освещения

sdore
10.10.2025 11:40А посоветуете настоящий WRGB? Я как-то не задумался об этом параметре до первого включения своего новенького G80SD, и не сказать что жалею, но очень хочется сравнить.

VBDUnit
10.10.2025 11:40Насколько мне известно, вся линейка OLED LG серий C и G повально WRGB. Сам использую тройку LG C1 уже 3 год (кодинг/игры/графика) — полёт нормальный.

Ещё вроде бы WRGB есть у LG UltraGear 27GR95 и 27GS95. Поясню, что я имею ввиду под »настоящестью». Дело в том, что WRGB бывают двух типов.
У первого типа — «настоящего» — в каждом пикселе 4 субпикселя: белый, красный, зелёный, синий. На нём текст отображается вменяемо.
У второго типа — «не настоящего» — пиксели чередуются в шахматном порядке: цветные и чёрно‑белые. Цветные состоят из трёх субпикселей RGB, а чёрно‑белый — из одного W. И вот второй тип для текста не подходит от слова совсем.
QD‑OLED, который у Вас, белым субпикселем не обладает, но зато у него вместо светофильтров используются квантовые точки. Они потенциально гораздо круче светофильтров, и, если производитель грамотно подошёл к их подбору и калибровке экрана, то спектр у них будет очень хороший. При этом и яркость, и экономичность выше. Но тут как попадёт — первые QD‑OLED дисплеи часто выдавали кислотную дичь, потому что производители ещё не очень хорошо освоили эту технологию, но потом, вроде бы, ситуация стала поправляться. Так что вполне вероятно, что у Вас со спектром всё ок.

edo1h
10.10.2025 11:40имейте в виду, wrgb «ломает» субпиксельное сглаживание. для меня это оказалось важным, при доступных сейчас dpi ухудшать сглаживание — так себе идея

sdore
10.10.2025 11:40Его ломает всё, в том числе мой QD-OLED. Из-за этой проблемы даже собирают FreeType с патчами.

Racheengel
10.10.2025 11:40Это толком недопереведенная ИИ- статья? Половина слов английским, половина транслитом, смысл уехал...

DonStron
10.10.2025 11:40чувствуется «песок в глазах» после вечернего ревью
Вы сидите перед монитором в пол-одиннадцатого ночи
Думаю, что устранять нужно в первую очередь вот это безобразие. Уж "зрелые разработчики" уже давно должны класть болт на какие-то "срочности" и иметь нормальный режим дня и работы.

edo1h
10.10.2025 11:40а ничего, что у разных людей «нормальный режим» разный?

DonStron
10.10.2025 11:40Как вам такой отвлеченный пример: возьмем человека, который жалуется на гастрит или язву и что лечение ему не помогает. И выясняется, что он утром вместо завтрака только курит с кофе, обедать у него нет времени и весь день он голоден, а потом уже поздно вечером съедает полкило пельменей. Когда такому человеку говоришь дельный совет, чтобы он нормализовал режим приёма пищи (нормальные 3-4 раза), как правило слышишь, что он давно привык питаться один раз в день и это его "нормальный режим". Но а чего тогда жаловаться на гастрит? Этот человек убеждён, что режим у него норм, а проблемы с ЖКТ - это не от этого, да. Встречали таких людей?
Что же касаемо ночной работы и "сов", то есть данные, что многие "совы" переоценивают свою эффективность в ночное время: фактически скорость и качество мышления ночью могут снижаться, и за то же время выполнено меньше работы, чем днём. Люди это описывают проще: "если начать замерять эффективность работы, оказывается, больше туплю, чем работаю".
Таким образом, мнение о том, что "совам лишь кажется, что им лучше работается вечером, но привыкнув рано вставать, эффективность возрастает", вроде как даже подтверждается некоторыми исследованиями. И тут на Хабре вроде было несколько статей на эту тему.
Возможно также, что "совы" лишь думают, что они более эффективны вечером, на самом деле это просто люди с низкой дисциплиной, которые просто теряют время днём на всякую фигню, а потом вечером пытаются догнать, так как куча времени потеряно и включается режим "ночь перед экзаменом как у студентов". А как известно такой режим действительно ощущается как продуктивный, ведь мы до этого ничего не делали, а тут хоть что-то сделали. Но это не особо нормально ;)

DonStron
10.10.2025 11:40Я несколько лет проработал с тёмной темой, а потом понял, что это лишь в начале кажется, что глаза меньше устают. Столкнулся с тем, что начинаю "всматриваться", то есть стал вроде как напрягать зрение примерно также как напрягаются глаза в сумерках, чтобы что-то разглядеть. Вернулся на белый фон, первые пару дней было непривычно :).
Но уже почти год сижу на белой теме и не жалуюсь на утомляемость глаз.Исследования на эту тему проводились, но там неоднозначные выводы. Однако вроде бы сходят в том, что "светлый режим обеспечивает лучшую читаемость и более естественное восприятие текста для большинства пользователей".
Темный фон комфортен только для работы в темноте или при затемнении. НО с точки зрения глаз, лучше работать в освещенном помещении, а значит для работы с текстом и кодом лучше будет белый фон и правильно выставленная яркость экрана.
В общем тёмный фон для работы ночью (в режиме "я у мамки тру хакер" ;).
А прогать лучше днём при освещении и с белым фоном. А ночью спать.А, и ещё, лучше увеличить элементы интерфейса и шрифты, чтобы читалось комфортно и не "всматриваться". Не понимаю как многие прогают на маленьких экранах ноутбуков. У меня два 22" монитора в вертикальной ориентации.

sdore
10.10.2025 11:40Не понимаю, как люди прогают на 22". У меня два 32" в горизонтальной :)

DonStron
10.10.2025 11:40горизонтальный формат, особенно у современных широкоформатных (16:9 и шире), больше заточены под фильмы и игры. А для веба, текста и проганья ширина избыточна и не используется толком.
32" монитор в горизонтальной ориентации имеет высоту экрана 39 см.
но 22" монитор в вертикальной ориентации имеет высоту экрана 48 см.То есть на вертикальном 22" по высоте помещается больше текста/кода. Ну и из двух вертикальных 22" моников получается общая ширина рабочего пространства всего 57 см, они оба нормально обозреваются разом и не нужно вертеть головой.
А на двух горизонтальных 32" ширина общая получается аж 142 см и такое разом не видно, нужно вертеть головой. У меня когда-то стояло вообще три вертикальных монитора, но со временем понял, третий используется редко, достаточно грамотно распределять окна по двум мониторам и не вертеть головой.Жаль не производят большие мониторы формата 3:4...

edo1h
10.10.2025 11:40А для веба, текста и проганья ширина избыточна и не используется толком.
так что вам мешает поделить экран горизонтально на несколько приложений (или даже внутри одного приложения, например в idea у меня консоль сбоку, а не снизу)
А на двух горизонтальных 32" ширина общая получается аж 142 см и такое разом не видно, нужно вертеть головой
именно. это же хорошо

DonStron
10.10.2025 11:40что вам мешает поделить экран горизонтально на несколько приложений
безусловно, это всё субъективно, но лично мне мешает то, что даже ваши 32" в горизонтальном режиме недостаточны по высоте.
Дело только в этом. Повторю:
32" монитор в горизонтальной ориентации имеет высоту экрана 39 см.
но 22" монитор в вертикальной ориентации имеет высоту экрана 48 см.А ещё разрешение по высоте. Не знаю вашу модель, но в худшем случае у 32" монитора по высоте будет 1080px (маловато для работы с текстом и кодом), в лучше случае 2160px, что сопоставимо с моими 1920px по высоте в вертикальной ориентации.
Получается, что ближайший аналог single монитора с такой высотой и разрешением по высоте - это что-то типа 43 дюймов в горизонтальной ориентации (и то есть вопросы к излишней избыточной ширине). Да, ок. Но я человек практичный, пока этих двух 22" вертикальных, купленных 8 лет назад хватает ;)
В идеале мне хватило бы одного экрана формата 3:4 размером 48см по высоте и 64см по ширине. На таком экране я бы делил экран пополам, примерно также как сейчас у меня делятся двумя мониторами. Но таких экранов не выпускают, хотя это был бы идеальный офисный формат.
В общем текущие два недорогих VA монитора вполне закрывают мои потребности. Мне ж для работы, а не для хвастовства. В игры я не играю, а киношки смотрю на другой технике.

sdore
10.10.2025 11:40Не забывайте ещё про нестандартный порядок субпикселей в вертикальной ориентации — некоторые системы сглаживания это может поломать, что негативно скажется на читабельности текста.
А ещё в моих кругах кодстайл обычно подразумевает 132-ю ширину, поэтому при комфортном мне размере шрифта (работаю на расстоянии 1-2 метра от монитора) строки порой доходят до правого края, с учётом открытого древа файлов в левом сайдбаре.

edo1h
10.10.2025 11:40Темный фон комфортен только для работы в темноте или при затемнении
не могу согласиться. давно ушёл от того, чтобы работать в полмраке. использую и тёмную, и светлую темы; тёмная нравится больше. значимой разницы в устлости не замечал.
slav-vik
Ещё один лайфхак: подключите e-ink-монитор для чтения — глазам станет легче, чем от любой темы.
TITnet
Посоветуйте модель.
VBDUnit
ONYX BOOX Mira Pro (чб)
Анонсированный Dasung (цветной)
https://club.dns-shop.ru/digest/101635-dasung-predstavila-pervyii-v-mire-monitor-na-tsvetnyih-elektronnyih/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F
Ещё есть всякие Philips 32BDL5150I/00, Samsung EM32DX и Sharp EP‑C251, но это промышленные вывескообразные, и не факт, что за ними будет удобно работать. В промышленном сегменте их любят называть более общим термином E‑Paper, а не E‑Ink.
sdore
E-Ink — это бренд, а технология верно называется E-Paper.
edo1h
Один говорят, что нужен переход на 120, а то и 240 герц, другие — что переход на e-ink )
drWhy
120, 240 Гц - ну не знаю, зрение чувствительное, на CRT-мониторах видел разницу в 5-10 Гц, но не встречал ни одного LCD-монитора который бы мне мерцал - ну кроме некачественной подсветки - мерцающую подсветку наверно реально залечить, но лучше сразу брать правильную. В том числе по цветовой температуре или наличию синего пика светодиода, не поглощённого люминофором или фильтрами.
E-Ink - действительно хорошая контрастность, книжка Kindle с регулируемой яркостью подсветки очень выручает. Бывает подсветка с регулируемой цветовой температурой.
Реализации E-Ink в мониторах живьём не видел, но подозреваю что пока будут тормоза в обновлении страниц - для чтения/кодинга может быть норм, но как оно с подвижным изображением - не знаю.
Тут палка о двук концах, если не больше - нужно с одной стороны не перенапрягать зрение, с другой подкармливать витаминами, микроэлементами, пигментами - лютеином и прочей необходимой биохимией (шпинат, чёрные ягоды и прочие омега-полиненасыщенные жирные кислоты с морковкой).
Также обязательно периодически фокусироваться на удалённых объектах (взгляд за окно, если позволяет расположение). Иначе привет очки раньше времени. А хоть бы и очки - тоже жить можно, хотя и не всегда удобно.
sdore
Современные матрицы не требуют обновления, как люминофор CRT, поэтому частота обновления не влияет на частоту мерцания (кроме особых геймерских кейсов с BFI и пр.). Речь идёт исключительно о плавности самого изображения.
drWhy
Просто не уверен, что 60-120-240 Гц мониторы существенно различаются в плане влияния на уставание глаз. Наверно есть разница по задержкам для профессиональных игроков. Иногда мешает линия стыка между предыдущим/следующим кадром, что лечится VSync'ом.
Но уставания от относительно неторопливой матрицы PVA, выпущенной в 2009 г, не ощущаю.
edo1h
https://habr.com/ru/companies/x-com/articles/948526/
https://habr.com/ru/articles/656479/ (мотайте сразу к концу статьи)
речь больше про комфорт, но в комментариях писали и про меньшее уставание на высокочастотных мониторах
DonStron
в той статье это может быть запросто когнитивным искажением, которое называется "Когнитивное искажение оправдания покупки", или "рационализация после покупки", - склонность покупателя искать и находить причины, чтобы оправдать свою дорогостоящую покупку. В конце концов сила самоубеждения работает даже на лекарствах пустышках (плацебо).
"Меньшее уставание" могло быть связано не с частотой, а с более правильной разверткой, настройкой яркости, или размером текста на более крупном экране. Ну или опять же с силой убеждения (кому-то и гомеопатия "помогает", но все мы знаем в чём "прикол"). Без научного подхода и рандомизированных тестов, все такие штучные высказывания на форумах - не имеют смысла.
Что же до вообще статьи от x-com, то там притягивание за уши и даже откровенные ВРАНЬЁ ради количества символов в копирайтерской статье. И враньё там начинается с КДПВ, так как на 60 Гц не размазывается компьютерный кадр, как у них нарисовано! Единичный кадр там будет точно такой же, как и на 144Гц. Просто на 144 Гц промежуточных кадров будет больше. То есть маркетологи пытаются обмануть придумав картинку с размазыванием! Там ещё много лютого бреда, лень тут всё описывать.
Считается, что человеческий глаз и мозг могут обрабатывать около 12 отдельных изображений в секунду, «сохраняя» для себя изображение в течение 1/16 секунды. Это связано с химией, происходящей в палочках-колбочках сетчатки. Если последующее изображение заменяется в течение этого периода времени, - создается иллюзия непрерывности (на этом основаны мультфильмы и кино вообще). См. Инерция зрения (персистенция). Но в кино мы видим дискретность кадров на 24 к/с ТОЛЬКО если показывают какое-то панорамирование. У киношников есть даже таблицы, на какой частоте кадров какая предельно допустимая угловая скорость панорамы, чтобы глаз не замечал разрыва между кадрами. Не буду тут углубляться в длительность выдержки киношного кадра, там ещё много нюансов, которые не связаны с компьютерным рендерингом картинки для офисной работы и игр.
Короче, текста получилось много, кратко завершу так: нормального 60Гц монитора хватает для всего. Уж для работы с текстами и кодинга точно. Какие-то повышенные частоты для меньшей утомляемости - это маркетинговое разводилово. Маркетологам же как-то нужно продать дороже что-то, поэтому нужно "придумывать" маркетинговые преимущества ;) Одно из таких "преимуществ", чтобы впарить "богатеньким буратинам" мониторы подороже - это типа более высокая частота. Возможно для очень динамичных игр, где угловая скорость панорамирования выше, может быть имеет смысл поднять частоту кадров. Но это очень специфичный кейс, нужный лишь каким-то единичным профи, если вообще там есть хоть какая-то доля объективности, а не самоуспокоение уровня плацебо.
Ну и самое главное: насколько я понимаю, в LCD мониторах тоже может быть разные способы смены кадра, есть разные типы разверток (покадровая, построчная, поточечная) и прочие технические нюансы управления пикселями, и от этого может многое зависеть. То есть вроде бы вот два монитора на 60Гц, у одного картинка будет "правильно" обновляться, а у другого с артефактами, Rolling Shutter и прочее. И это мы ещё про ШИМ не говорили :)
Поэтому простому обывателю для впаривания подороже достаточно показать ВЫДУМАННУЮ картинку с размазанным кадром. Ну не будет же маркетолог рассказывать, что вот 60Гц монитор у которого нет ШИМ, у которого правильная развертка, отсутствует Rolling Shutter и прочее - это всё простому обывателю непонятно и так корову не продать. А 144 Гц понятно любому - этим можно мериться и хвастаться. Такой же маркетинг, как 200 мегапикселей в камере смартфона, которая снимает не лучше чем 12 мегапикселей.
Dozer88
Да частота может быть и 1Гц как на некоторых современных смартфонах. Вот только не надо считать, что высокая частота для чтения это лишнее. Когда глаза следят за курсором, за текстом во время скроллинга, за какой-нибудь анимацией итп - разница очень даже заметна: объект становится размытым т.к. он двигается рывками, а глаз следит плавно. Лично у меня при низкой частоте глаза быстро начинают болеть...