Одно из основных направлений работы в брендинге и одно из самых сложных, требующих серьезной квалификации и экспертности.
Опыт работы в маркетинге и бренд-менеджменте в производственных компаниях на стороне клиента дает мне и моим коллегам из агентства глубокое понимание особенностей разработки упаковки, поэтому мы, зная изнутри нюансы не только брендинга, но и бизнеса, «сращиваем» в этом процессе множество тонких настроек.Хотите узнать, каких именно? Рассказываю ниже.

1. Эстетическая привлекательность упаковки и соответствие позиционированию бренда и ценовому сегменту продукта
Проще говоря, внешний вид сразу отвечает на вопросы: «для кого этот продукт» и «сколько он примерно стоит». Так люди быстро принимают решение о покупке, взаимодействуя с полкой или карточкой товара. Например, премиальному шампуню подойдет матовый флакон, спокойные цвета и аккуратная типографика; а масс-маркет печенью - яркие цвета, большие аппетитные иллюстрации и крупное название.
2. Особенности категории и конкурентного окружения
В каждой категории продуктов есть «визуальные правила», которые помогают покупателю мгновенно распознать тип продукта. Их важно учитывать, чтобы не ломать ожидания и не терять продажи. При этом мы закладываем и отличительные акценты, чтобы на перегруженной полке быть заметнее конкурентов, например контрастный цветовой блок или необычную форму «окна» на коробке.
3. Каналы продаж продукта (офлайн-ритейл, онлайн-ритейл и маркетплейсы, специализированные точки продаж, открытая и закрытая выкладка и т.д.)
К примеру, в офлайне упаковка должна читаться с 1-2 метров и работать боковой гранью на полке, дополнительно для онлайна - быть фотогеничной. Для закрытой выкладки важен информативный торец, а для спецточек — профессиональные метки (объем, состав, назначение), видимые с расстояния вытянутой руки.
4. Особенности использования упаковки потребителем, эмоциональные и рациональные впечатления с точки зрения пользовательского опыта
Когда необходимо и уместно мы предлагаем необычные форм-факторы и отделки упаковки, но часто форм‑фактор задается производством или категорией.

Поэтому прорабатываем, где и как расположены название, ключевые выгоды, состав, пиктограммы и инструкции, чтобы упаковку было удобно читать, открывать, закрывать и использовать каждый день, чтобы ничего не терялось в быту и на фото, а дизайн не проигрывал в реальной эксплуатации.
5. Эстетичное размещение элементов обязательных в силу закона: надписей, наклеек, маркировок, бар-кодов, дисклеймеров, «честного знака», предупреждающих картинок и пр.
Обязательные элементы должны быть на месте, но не «убивать» дизайн, поэтому мы проектируем макет так, чтобы штрихкод, «Честный Знак», состав и предупреждения попадали в предусмотренные поля и не конфликтовали с логотипом и ключевым сообщением.
6. Технические особенности фасовки продукта, работы упаковочных линий собственного или аутсорсингового производства
Идея дизайна и сам макет упаковки учитывают, как именно на производстве происходит ее изготовление: особенности автоматизированной линии, ручной или полуручной «доработки».
Мы учитываем швы, клапаны, зоны изгиба и возможные допуски печати, чтобы важные детали не «уехали» на стык или не попали в зону деформации. Например, на гофрокоробе нельзя делать мелкий текст там, где возможна сильная фактура. А у дой‑пака верхняя запайка и боковые швы забирают часть площади и дают деформацию. Поэтому мы не ставим ключевые детали близко к краям, переносим все самое главное в центральную плоскость ниже линии запайки и с отступом от швов. В результате упаковка ровно выходит с линии, а важная информация не теряется при фасовке и в использовании. Если нужно, проводим консультации с производственниками и тех. отделами.
7. Планируемые объемы производства продукта и упаковки на старте и на дистанции
Часто первая партия небольшая, а дальше запускаются крупные тиражи. Поэтому способ печати мы обсуждаем заранее и выбираем еще на старте - менять его посередине пути может быть долго и дорого.

Если видим, что объёмы будут расти, предупреждаем: сейчас себестоимость за штуку упаковки может быть выше, зато на больших партиях аналогичный метод изготовления даст заметную экономию. Это важный момент, который обязательно фиксируем с клиентом на старте, чтобы все ожидания по срокам и бюджету были прозрачны.
8. Планируемое расширение продуктовой линейки и возможности масштабирования дизайна
Сразу строим модульную дизайн-систему: есть постоянные зоны (логотип, структура), и есть переменные слои (цвет, иллюстрации, пиктограммы), чтобы легко выпускать новые SKU с узнаваемым стилем и без переработки с нуля.
9. Технические решения, которые предлагают производители самой упаковки и типографии
У разных производителей разные материалы, лаки, тиснения, формы и сроки, поэтому мы обсуждаем решения, которые реально доступны и стабильны в стране/регионе и таймингах. Бывает, что «красивый» прием добавляет дни изготовления и риск брака. Тогда лучше взять альтернативу, которая дает близкий эстетический эффект без срыва запуска.
10. Особенности работы склада, сборки грузов, работы со сканерами и учетными системами
Упаковка - это еще и логистика. Заранее заботимся о том, чтобы заложить читаемые зоны под сканирование, чтобы коды и QR читались с первого раза, правильные места для наклеек и ориентацию штрихкодов. Так уменьшается путаница при сборке и ускоряется приемка/отгрузка без ручных доработок на складе.
11. Будущие логистические затраты при разработке форм-факторов (оптимальные вместимости в паллеты, кванты, контейнеры и пр.)
Даже небольшая корректировка высоты или толщины может дать больше единиц в коробке и лучшее размещение коробок на паллете, что заметно снижает «стоимость воздуха» при транспортировке. Выясняем вопросы со стоимостью логистики заранее.
12. Связь упаковки с экосистемой бренда в целом и другими точками касания (упаковка продукта как часть воронки продаж)
Упаковка продолжает вашу коммуникацию: единые визуальные коды, понятный слоган, QR на лендинг или бота, промокод на повторную покупку. Так она превращается в инструмент удержания: человек сканирует код, попадает в сценарий и возвращается за следующей покупкой.
13. И, конечно, стоимость самой упаковки относительно себестоимости продукта
Мы фиксируем целевую долю упаковки, чтобы понимать, где «красная зона», а где апгрейд дизайна окупится ростом конверсии и средней цены. На премиальных линиях более дорогие материалы допустимы, а в масс-маркете выбираем решения, которые экономят стоимость упаковки без потери восприятия.

Последний пункт при этом самый важный. Упаковка – с точки зрения бизнеса, это не только рыночное преимущество и точка дифференциации, но и затраты. Поэтому любую работу с упаковкой мы начинаем с выяснения вопроса: как упаковка должна вписываться в фин. модель бизнеса не только в моменте, но и на дистанции масштабирования и тиражирования (см. п. 7).
Затем мы обдумываем и предлагаем оптимальные брендинговые и дизайнерские решения, которые максимально позволят достичь целей бизнеса в брендинге в рамках существующей фин. модели.
Как видите, разработка упаковки - это гораздо больше, чем просто «нарисовать этикетку». Это сложный, многослойный процесс, в результате которого мы получаем стратегический инструмент бренда и бизнеса.
Совпадает ли такое понимание с вашим опытом или представлением?
Pak_U_Lean
Екатерина, позвольте добавить несколько пунктов, которые должны учитываться в процессе разработки упаковки.
Самый главный момент при разработке номер 0 - безопасность упаковки. Выбирая тот или иной материал вы должны быть уверены, что в ваших условиях производства и хранения продукта вы не причините вред потребителю, в противном случае все остальные пункты будут бесполезны. И более того этот пунк номер 0 способен погубить даже самый успешный/известный бренд за несколько часов.
Второй момент - сохранность продукта. Если вы нарисуете супер красивый дизай, заметный на полке, но он не будет выдерживать запланированный срок годности из-за недостаточной "барьерности" материала упаковки, то продукт может принести больше потерь чем прибыли. И типовые решения применяемых материалов к сожалению не являются гарантом того, что именно ваш продукт не вступит реакцию с материалом упаковки при определенных условиях, и не нарушит герметичность или не испортит внешний вид упаковки или продукта. Поэтому важно понимать хотябы основы химии, физики и биологии при разработке упаковки.
Третий момент, который сейчас активно развивается на законодательном уровне, и который обязательно надо учитывать, это РОП. В противном случае можно создать упаковку за которую вы вынуждены будете платить повышенные налоги и с каждым годом всё больше(при этом ничего не сможете поменять, т.к при разработке это не было учтено и закупленная производственная линия "заточена" только под один материал).
Вы не забыли про технологичность, а именно про возможность производства разработанной упаковки на фасовочной линии. Но надо также не забывать про эффективность работы этой линии. Даже мелкий нюанс в упаковке способен изменить эффективность работы линии с 90% до 50%. Да можно будет фасовать, но какой ценой...
Еще один момент. Можно создать супер дизайн, выделяться на полке, но это никому будет не надо, т.к главным всегда остается key consumer criteria - ключевая потребность для потребителя, что именно хочет целевой потребитель( или убедить его в том что он должен это хотеть), а не что нравится маркетологу или дизайнеру.
KatyStan Автор
Да, вы совершенно правы, однако, думаю, что все эти моменты уже фигурировали в моей статье. Давайте чуть подробнее прокомментирую по пунктам.
Первый момент и второй момент по вашему тексту - это даже не обсуждается. Соблюдать эти критерии - базовая логика любого предпринимателя, маркетолога и пр. Если нет, то, к сожалению, возможно, этим людям не стоит заниматься своим делом:))
Особенности нюансов по химии, физики и биологии мы, безусловно, учитываем. Из наших кейсов - часто приходится подбирать материал упаковки под ароматизатор продукта, потому что некоторые виды ароматизаторов разъедают пластик, который базово используется в этой категории. Так что, мы, конечно, понимаем, что химия может "выстрелить", и принимаем меры на старте.
РОП устанавливается для производителей упаковки, насколько мне известно, потому что компании которые производят продукт, но из упаковки которую закупают у контрагентов, не платят РОП. Поэтому для моих клиентов как второго завена цепочки, все налоги производителя упаковки уже заложены в стоимость закупа. А по этому поводу нужно смотреть п. 13 моей статьи.
По поводу фасовочной линии - это также база, как и пункты 1 и 2 из вашего комментария) Именно поэтому мы проводим предварительные консультации с технологами и конструкторами. К тому же, у наших клиентов часто стоит оборудование даже не купленное готовым, а сконструированное инженерами индивидуально под это конкретное производство. Поэтому без предварительных консультаций - никуда.
Однажды у меня был негативный кейс: начальник производства не смог разобраться со своим оборудованием и утвердил нам неверное направление накрутки рулонов этикеток. В итоге были заказаны рулоны с этикетками с неверной ориентацией. И по факту, чтобы не выбрасывать напечатанные этикетки, пришлось перенастраивать ленту и переводить этикеровку в полуручной режим, что действительно, очень затруднило и замедлило упаковку продукта. Фасовали, но какой ценой... ))) На второй партии все исправили. Но про такие моменты мне также прекрасно известно.
По поводу key consumer criteria - в целом для этого мы и проводим предварительные исследования в брендинге, а не "рисуем от фонаря"))) А это уже совсем другая история для другой статьи - про исследования в брендинге)