Не так давно на запланированном звонке в Zoom в присутствии команды коммуникационного дизайна 2ГИС, а также арт-директора, тимлида и любопытствующей публики прошла защита проектов на курсе «Основы шрифта». Дизайнеры показали шрифты, которые они проектировали в течение трёх месяцев и рассказали, как их можно использовать.

Я слушал коллег и любовался проектами, но, как это часто бывает на всех звонках, медленно погружался в собственные размышления — в частности о профессии и преподавании.

Шрифтовой дизайн — консервативное ремесло. Несмотря на разные инструменты производства букв, сегодня мы легко прочтём текст, набранный шрифтами Клода Гарамона (кстати, Google при поиске имени типографа услужливо поменяет интерфейс). При этом и он бы сейчас без труда прочёл тексты, набранные шрифтами дизайнеров 2ГИС. Кроме того, шрифтовой дизайн считается сложным делом, постигнуть которое дано избранным. Один мой знакомый, проектировщик железнодорожных мостов, рассказывал, что в их инженерной среде в элите числятся метростроевцы, потом — строители мостов, и на третьем месте расположились проектировщики гражданских строений.

В похожей иерархии существует и шрифтовой дизайн — в сообществе графических дизайнеров принято считать «шрифтовиков» кем-то вроде метростроевцев. Шрифт как искусство и вправду непростое занятие и, в отличие от инженерного дела, не существует такого учебника, по которому можно научить проектировать шрифты.

Но что вообще значит — научить? Когда Жора Погребняк, тимлид команды коммуникационного дизайна 2ГИС, предложил мне провести для коллег курс по основам шрифтового дизайна, я засомневался, но решил положиться на его опыт. К этому времени дизайнеры в команде уже научились учиться — занимая час по утрам пятниц, регулярно тренировались в перевёрстках проблемных макетов (на выходе — всегда готовые решения, пусть и в разной степени проработки). В похожем формате Жора успешно провёл свой курс по основам вёрстки. В команде складывалась хорошая традиция обмена опытом, на пятничных созвонах вырабатывалась понятная всем терминология, попутно можно было перемыть косточки заказчикам и немного выпустить пар, не заботясь о «правках», «бренде» и «метриках». В терминологии филолога Михаила Бахтина, в этот пятничный час дизайнеры немного карнавализировали свою ежедневную практику в 2ГИС. Фамильярный и порой дурацкий контакт с серьёзными задачами из реальной практики помогал выйти к свежим образам и просто окрепнуть перед новыми вызовами.

Фрагмент общего артборда в Figma с одного из практических занятий на курсе
Фрагмент общего артборда в Figma с одного из практических занятий на курсе

Однако курс про шрифт мог бы превратить этот карнавал в летаргический сон. В команде 2ГИС очень разные дизайнеры с неповторимым опытом и навыками: кому-то легко удаётся стремительный леттеринг по случаю, кто-то замахивается на полноценный шрифт в базовом латинском и кириллическом знаковом составе, а кто-то попросту боится рисовать буквы из-за уже упомянутого «метростроевского» мифа. Академический подход — чередование лекций и практических занятий — довольно быстро создал бы для всех слишком комфортные условия: в одну пятницу ты пассивно слушаешь час лектора, в другую — уже не помнишь рассказанного и не понимаешь, как это применить в деле.

Программа курса «Основы шрифта» в 2ГИС
Программа курса «Основы шрифта» в 2ГИС

Разумным казалось бережно отдавать каждый пятничный час практике, а часть занятия посвящать обратной связи, комментированию и разбору нарисованных букв. Программу курса мы выстроили именно так: за фасадом академической структуры скрывалось поле экспериментов. Например, когда мы решили поговорить о классификации шрифтов, то не стали разбирать особенности каждой категории (всё-таки 500 лет типографики непросто познать утром в пятницу), а сосредоточились на том, какие особенности рисунка знаков сыграли решающее значение в развитии формы шрифтов. Эти параметры мы собрали в один список и договорились, что за час нужно нарисовать 24 вариации буквы R, с каждым шагом изменяя только один параметр из списка — ширину буквы, контраст, форму терминалов и так далее.

Задание на вариации. Работа Жанны Решетниковой
Задание на вариации. Работа Жанны Решетниковой

В этом ритме мы старались продвигаться по программе курса на каждой встрече. Мои опасения, что мы пытаемся протянуть канат сквозь игольное ушко (так я представлял себе курс шрифтового дизайна, на который отведён час в неделю), постепенно исчезли. В свою очередь, у коллег исчез (насколько я могу судить по курсовым проектам) страх перед недоступностью шрифтового дела. Оглядываясь назад, с интересом могу сравнить академическую аудиторию и нашу компактную группу внутри 2ГИС. Пожалуй, их главное различие — мотивация. Для потока студентов графического отделения первого курса в крупном учебном заведении «шрифт» — лишь одна из многих дисциплин в расписании, расположенная где-то между физкультурой и фотографией. В такой ситуации задача преподавателя — заинтересовать студентов предметом. В случае с нашим курсом внутри команды интерес был даже немного завышенным, и энтузиазм дизайнеров нужно было направить в правильное русло.

Когда я говорил об изначальной высокой мотивации участников курса, то имел в виду не только готовность учиться новому, но и желание развить проекты, сделанные самостоятельно до курса. Курсовые работы дизайнеров 2ГИС показали, что шрифт как базовый навык для коммуникационного дизайнера, как правило, хорошо развит — на уровне умения сделать толковый леттеринг. За этим словом скрывается задача по созданию короткой надписи — для логотипа, заголовка статьи, плаката. Чаще всего леттеринг остаётся в рамках этой надписи, и не развивается в полноценный шрифт. Но иногда дизайнер видит развитие нарисованных букв до целого алфавита, однако для этого шага нужно больше времени, специальный софт и уверенность, что в будущем этот шрифт можно будет использовать как рабочий инструмент.

Шрифт Chunky Guy. Курсовой проект Жанны Решетниковой, который «вырос» из леттеринга. Сильным умением Жанны всегда был стремительный леттеринг. Мы постарались этот навык усилить и развить её проект в полноценный рабочий шрифт
Шрифт Chunky Guy. Курсовой проект Жанны Решетниковой, который «вырос» из леттеринга. Сильным умением Жанны всегда был стремительный леттеринг. Мы постарались этот навык усилить и развить её проект в полноценный рабочий шрифт
Шрифт Chunky Guy на стикерах (внутренний заказ 2ГИС)
Шрифт Chunky Guy на стикерах (внутренний заказ 2ГИС)

Другую мотивацию продемонстрировал Саша Гончаров — он вынашивал давний замысел шрифта, вдохновившись советской вывеской из Новосибирска. Это тоже частый случай: изначальный импульс сделать шрифт угасает, наталкиваясь на нехватку времени, дробный фокус внимания, неуверенность в дальнейшей роли шрифта. Пятничные тренировки позволили Саше развить шрифт до базового знакового состава в латинице и кириллице, подготовить контуры для сборки полноценного инструмента.

Шрифт Kolosok. Курсовой проект Саши Гончарова. Шрифт построен на основе крупной вывески новосибирского ГУМа. В развитии графики потребовалось некоторое количество сил на преодоление историзма, но удалось в нужных пропорциях оставить оригинал надписи и развить свой вариант
Шрифт Kolosok. Курсовой проект Саши Гончарова. Шрифт построен на основе крупной вывески новосибирского ГУМа. В развитии графики потребовалось некоторое количество сил на преодоление историзма, но удалось в нужных пропорциях оставить оригинал надписи и развить свой вариант
Вывеска на здании ГУМа в Новосибирске, послужившая отправной точкой в работе над шрифтом Kolosok
Вывеска на здании ГУМа в Новосибирске, послужившая отправной точкой в работе над шрифтом Kolosok

Шрифт — это не только заранее запрограммированный комплект букв. Знаками в шрифте могут быть и неалфавитные символы: орнаменты, стрелки, эмодзи и любые векторные объекты. Этот путь выбрала Настя Киселёва и превратила свой проект в небольшое исследование орнаментов стран, в которых официально работает 2ГИС: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Италия, Чехия, Чили, ОАЭ, Кипр, Беларусь. Настя собрала небольшую библиотеку орнаментов из открытых источников для каждой страны, затем выбрала из неё наиболее интересные по рисунку образцы — по четыре на каждую страну. Отрисованные орнаменты она поместила на места строчных и заглавных знаков — так получился экспериментальный шрифт, с помощью которого можно быстро с клавиатуры создавать ритмичные паттерны.

Многообразие орнаментов шрифта Granny Carpet. Проект Насти Киселёвой. Каждый орнамент вписывается в квадрат, орнаменты при встрече в строке создают неразрывный рисунок с каждой стороны. При использовании на клавиатуре прописных знаков, в текстовом фрейме набирается орнамент более крупного размера. Для шрифта было отрисовано более 240 орнаментов. Глифы распределены на клавиатуре по таблице наиболее частотных по использованию букв русского языка
Многообразие орнаментов шрифта Granny Carpet. Проект Насти Киселёвой. Каждый орнамент вписывается в квадрат, орнаменты при встрече в строке создают неразрывный рисунок с каждой стороны. При использовании на клавиатуре прописных знаков, в текстовом фрейме набирается орнамент более крупного размера. Для шрифта было отрисовано более 240 орнаментов. Глифы распределены на клавиатуре по таблице наиболее частотных по использованию букв русского языка
Проект подарочного платка для слёта HR (внутренний заказ компании). Шрифт Granny Carpet в работе
Проект подарочного платка для слёта HR (внутренний заказ компании). Шрифт Granny Carpet в работе

Ещё одна сюжетная линия сложилась в проекте иллюстратора Павла Концевича. Его шрифт — сознательное самоограничение в выборе инструментов рисования и параметрах будущего шрифта. Паша мастерски создаёт необычные, очень ритмичные надписи, используя свойства разных инструментов — кисть, перо, карандаш. Однако в курсовом проекте он решил сгенерировать параметры шрифта на TypeCooker (известный всем студентам и преподавателям обучающий сайт, созданный Питером ван Блокландом) и строго придерживаться их. В результате получился оригинальный гротеск с отзвуками 1970-х и интернационального модернизма.

Шрифт Uncut. Ключевые особенности знаков. Курсовой проект Паши Концевича. Благодаря сознательно укороченным выносным шрифт смотрится необычно. Подчёркнутая геометрия хорошо работает в прописных и строчных знаках
Шрифт Uncut. Ключевые особенности знаков. Курсовой проект Паши Концевича. Благодаря сознательно укороченным выносным шрифт смотрится необычно. Подчёркнутая геометрия хорошо работает в прописных и строчных знаках
Пример использования шрифта Uncut в книге
Пример использования шрифта Uncut в книге

Шрифт Modern Bends Галины Марковой — пример преодоления технической проблемы. Для Гали сложность представляли кривые Безье, работа с контуром в таких серьёзных масштабах, как множество знаков в алфавите. Мы условились, что проект должен стать для неё вызовом — и главное в нём не новизна графической идеи, а точная прорисовка контуров. Для этого отлично подошёл образец крупного деревянного шрифта из дореволюционного каталога акционерного общества Осипа Лемана. В результате у Гали получалась крепкая историческая реконструкция, в которой она уловила модульность построения большинства знаков.

Шрифт Modern Bends. Курсовой проект Галины Марковой. Первоисточник был предложен очень непростой, но дизайнеру удалось выхватить главное. Во время работы над курсовой наладилась работа с контурами
Шрифт Modern Bends. Курсовой проект Галины Марковой. Первоисточник был предложен очень непростой, но дизайнеру удалось выхватить главное. Во время работы над курсовой наладилась работа с контурами
Пример использования шрифта Modern Bends
Пример использования шрифта Modern Bends

За время курса произошло главное: ушёл страх. У меня — перед игольным ушком сроков, у дизайнеров команды — перед почитаемым всеми ремеслом. После «Основ шрифта» мы провели ещё один курс, на этот раз посвящённый навыкам леттеринга, где работали не только над буквами, но и умением применять их в брендинге, акцидентной печатной графике и цифровых продуктах. Для нас буква как искусство осталась секретом — и перестала им быть. Кажется, это хорошая точка на карте для новых исследований.

Рустам Габбасов,
графический дизайнер,
редактор журнала «Шрифт»

Комментарии (0)