В этом году Rainbow Six Siege исполняется 10 лет. В честь этого Ubisoft решила перевести свой тактический онлайн-шутер на условно-бесплатную модель распространения, а также добавила крупный режим 6x6. В игру вливается много новичков, поэтому самое время залетать и старожилам, которые когда-то бросили «Осаду».

В этом тексте я расскажу о значимых переменах, которые произошли с Rainbow Six Siege за годы ее существования. Какой игра была, и какой она стала — от поклонника с 1000 часов за плечами.

Как изменился геймплей и механики

Основа геймплея за 10 лет не поменялась. Игроки все так же делятся на две команды по 5 человек: атаку и защиту, и стараются перестрелять друг друга или же выполнить условие задания. На картах все так же полно разрушаемых объектов, а гаджеты и спецспособности оперативников по-прежнему могут легко изменить ход схватки.

Ключевой режим — заряд — остался неизменным. Штурмотряду необходимо обнаружить местоположение двух зарядов и на месте привести в действие деактиватор. Команда побеждает в случае успешного обезвреживания заряда или устранения всех противников. «Заряд» — единственный режим «Радуги», который используется в киберспортивных состязаниях и рейтинговых схватках.

Впрочем, дьявол кроется в деталях. Суть «Осады» осталась та же, но множество особенностей, среди которых новые оперативники, гаджеты, измененный баланс, цветастые косметические предметы, аркадные режимы и усложненные карты, в 2025 году делают шутер словно совсем другой игрой.

Пройдемся по важным изменениям. В августе 2016 года в Siege появилась античитерская система BattlEye, которая позволила вздохнуть с облегчением честным игрокам и сделала жизнь читеров куда неприятнее. С тех пор игра регулярно показывает ники тех «несчастных», кого забанили за мошеннические действия. К слову, порой читеры на ПК все же попадаются, но их количество несоизмеримо с тем ужасом, который наблюдался в первые месяцы после запуска «Радуги».

Что касается баланса механик, разработчики постепенно изменили две важные вещи. Во-первых, выросло время перезарядки у почти всего оружия — так игру усложнили любителям стрелять без передышки. Разумеется, это серьезно повлияло на мету Siege и поведение в пылу схватки. Лучшие игроки теперь вынуждены больше двигаться, чаще скрываться за укрытиями, не забывать использовать гаджеты и переключаться на второе оружие. Например, я поначалу вообще редко использовал дополнительный ствол (обычно это пистолет), ведь быстрая перезарядка любимого AUG A2 или TYPE-89 за ближайшим укрытием решала проблему.

Во-вторых, с годами сильно увеличилась отдача. Сделали это, в первую очередь, в угоду киберспортсменам, которым, видимо, было слишком просто играть в Siege и хотелось челленджа. Простым любителям шутеров же контролировать обновленную отдачу стало куда сложнее — они пострадали больше всего. У среднестатистического игрока тогда заметно снизился процент попаданий, ведь большая часть пуль просто летела выше цели. Приходилось переучиваться, иначе игра наказывала месяцами.

Весной 2017 года Ubisoft починила-таки игру, страдавшую от кучи технических проблем. Вместо классического сезонного обновления с двумя оперативниками и новой картой, авторы занялись проблемой регистрации попаданий, работой серверов и матчмейкингом, которые доставляли неудобства множеству игроков (а кого-то даже мотивировали перейти в другой шутер).

Но самым важным нововведением стала переработка хитбоксов. Поклонники Siege устали добиваться справедливости: полтора года игра регистрировала урон, который наносился по сумкам, рюкзакам, шлемам, противогазам и наушникам оперативников. Наконец, проблема исчезла, и попасть по врагу можно, только выстрелив в часть его тела или голову. Кстати, фича пригодилась и для будущего разнообразия новых косметических предметов, о которых мы поговорим позже.

Спустя пару лет в «Осаде» появилась система сквозных ранений. Она добавляет реализма, ведь пули теперь продолжают движение и в теории могут попасть и в другие части тела. Если раньше у почти всего оружия была низкая проникающая способность, то теперь у большинства стволов она стала средней. На практике это означает, что после выстрела из пистолета-пулемета в противника на нижнем этаже, пуля может сперва попасть в торс, а потом долететь до ноги. При расчете урона учитывается попадание с наибольшим модификатором, в данном случае — в торс.

В то же время снайперские и марксманские винтовки теперь обладают высокой проникающей способностью. Если два вражеских оперативника будут находиться рядом и друг за другом, то пострадает даже тот, что сзади. Ситуация хоть и нечастая, но такой даблкилл вам захочется заснять.

В 2022 году авторы добавили для штурмотряда возможность смены оперативника во время фазы подготовки. Это решение сильно изменило мету, поскольку позволило подстраиваться как под оперативников защиты и их сильные стороны, так и под конкретные особенности локации, на которой уже расположены усиления разрушаемых стен и защитные устройства. Говоря простым языком, атакующие уже в точности знают, как выглядит точка, куда требуется войти — и при этом могут сменить оперативников для контрмер и получения преимущества.

В целом же, фича направлена на выравнивание баланса атаки и защиты. Ранее при прочих равных и игре на сбалансированной карте, у защищающейся команды обычно было преимущество. Их задача изначально проще, поскольку не надо никуда торопиться и бежать до нужной точки. Бывалые игроки, работающие в сплоченной команде, могут доставить массу проблем штурмотряду — их шансы на победу просто выше. Но после обновления баланс несколько выравнивается, особенно, если атакующие действительно заинтересованы в победе и с готовностью меняют оперативников.

В игре больше нет показателя брони — его заменили на бонус к здоровью. Так что комплект керамопластин оперативника Rook дает союзникам дополнительные очки здоровья и разовую защиту от гибели.

Еще исчезли булетхоллы. Через простреленные отверстия от пуль теперь ничего не видно, следственно нельзя пользоваться ими для устранения врагов. Спам наклонов тоже больше не работает.

Спаунпиков в игре стало куда меньше благодаря обновлению старых карт и дизайну новых, где они невозможны. Также во время фазы подготовки отключили «огонь по своим», чтобы любители френдлифаера бросили «Осаду» и переключились на другой проект.

В укреплении стен теперь меньше ограничений. Раньше каждый оперативник защиты мог укрепить лишь 2 стены, теперь при желании этим может заняться хоть один игрок, пока остальные расставляют ловушки и преграды.

Ну а мелких балансных правок за эти годы было сделано немерено: от смены дополнительных устройств каждому оперативнику до переработки механики «щитовиков» и изменения системы прицеливания.

В свежем обновлении создатели добавили новые фичи огнетушителям, металлоискателям и газовым трубам, с которыми теперь можно взаимодействовать и менять обстановку на поле боя. Также игра теперь позволяет бегать с канатом по стенам и заворачивать за угол — у атакующей команды стало больше возможностей для вертикальной игры, на что «Радуга» в последние годы делает большой упор.

Как изменились оперативники и гаджеты

Начнем с рассказа про гаджеты. Все игравшие в «Осаду» на старте помнят классические устройства — пробивные заряды, несколько типов гранат, колючую проволоку, стационарные щиты и еще парочку менее используемых гаджетов.

С годами арсенал игроков заметно пополнился, причем новые гаджеты всерьез влияют на геймплей, делая его куда более непредсказуемым и тактическим. Например, мина «Claymore» появилась спустя 10 месяцев после релиза и позволяет атакующим игрокам прикрывать тылы. С ней меньше боишься, что зайдут за спину — особенно актуально для маленьких начальных карт, где не так много вариантов передвижения по локации.

Усиленный заряд позволяет взорвать укрепленную стену и попасть в нужное помещение. Крайне нужное устройство, которое подходит для тех команд, что игнорируют оперативников Thermite, Hibana и Ace — и увеличивает вариативность при выборе героя. Я вот провел очень много «каток» за Hibana и рад, что после появления этого гаджета от меня теперь меньше зависит судьба раунда.

Пулестойкая камера дает игрокам защиты больше возможностей для наблюдения. Сейчас она умеет не только поворачиваться и отмечать врагов, но даже стрелять ЭМИ-зарядами по их гаджетам. Такой полезной камера была далеко не всегда.

Ударная граната — один из моих фаворитов: она делает проемы в стенах между зарядами, которые обязательны, если вы не хотите резко проиграть на первых минутах. В быстрых режимах при игре в одиночку велик шанс нарваться на новичков, которые жаждут укрепить все возможные стены. Тогда этот гаджет позволит остаться на плаву.

Стоит отметить и датчик приближения, который издает звуковой сигнал при появлении врага. Отличная штука, ведь устройство указывает на местоположение противника и не дает ему тихо прокрасться.

А вот в случае оперативников все гораздо сложнее. Изначально в «Радуге» было 20 уникальных героев: разобраться со всеми непросто, но вполне реально. У каждого свои спецгаджеты: Bandit подводит ток к усиленным стенам и различным девайсам, Sledge пробивает бреши в большинстве стен и люках, а Fuse размещает кассетный заряд, который «бомбардирует» помещение мини-гранатами.

На их изучение и адаптацию требовалось немало времени, но разнообразие того стоило. Помимо уникальных устройств, оперативники различались скоростью передвижения и первоначальным запасом здоровья. Пока тиммейт за грузного Tachankin защищал нашу точку изнутри, я предпочитал скоростного Yager, который контролирует подступы, быстро заходит в тыл и отстреливает врагов на расстоянии с использованием прицела ACOG.

Давным-давно создатели обещали добить количество оперативников в игре до 100. К сожалению, их план постепенно выполняется. На данный момент в Siege 75 героев: 38 оперативников атаки и 37 оперативников защиты. Неподготовленному человеку, который впервые запустил игру, влиться сюда крайне сложно. Не особо легче и тем, кто долго не запускал «Осаду», ведь в игре изменилось очень многое: от вышеупомянутых механик до новых оперативников и реворкинга карт.

С новыми героями ситуация неоднозначная. Во-первых, многие их спецгаджеты и умения в той или иной степени повторяют устройства и скиллы предыдущих оперативников. Ace дублирует Hibana, гаджет Kali похож на гранату Thatcher, способность Nokk идентична умению Vigil. Бот оперативника Brava захватывает контроль над вражескими устройствами — похоже на гаджет Mozzie, не правда ли? Про схожесть щитовиков и говорить нечего, различаются лишь фичи самих щитов.

Все это делает некоторых новых оперативников рескином старых, что чести авторам не добавляет. Если нет достойных идей, лучше работать над проблемами игры, чем создавать «пустого» героя ради увеличения их числа.

Во-вторых, многие любители Siege недовольны гендерным и расовым разнообразием тех оперативников, что появляются последние лет 5. Среди них также несколько героев с нетрадиционной ориентацией, инвалид и полная женщина, что по мнению аудитории рушит реализм милитари-сеттинга про бравых спецназовцев, да и просто не к месту.

Как бы там ни было, все же некоторые появившиеся оперативники привносят в игру новые эмоции и добавляют фана. Допустим, Azami хороша тем, что в моменте делает преграды на расстоянии и буквально способна на время закрыть точку входа для штурмотряда. Или Thunderbird, которая стала отличной заменой Doc, и чей гаджет лечит союзников (как и врагов, увы) на расстоянии. Да и за Flores, запускающего радиоуправляемую бомбу, играть очень даже весело.

Про героев, которые появились ранее, вообще можно написать отдельный лонг. Часть из них дублирует возможности старых, но некоторые меняют игру, заставляя адаптироваться к новым тактикам и ведению боя. Так Caveira — одинокая волчица, которая заходит с тыла и при успешном допросе узнает информацию о местоположении всех членов штурмотряда. Или Amaru — идеальный выбор для тех, кто любит моментально вторгаться в точку: ее пневмогарпун позволяет добраться до оконных проемов и дверей в разы быстрее.

Как изменились режимы и карты

В игре 3 основных режима: заряд, захват позиции и заложник. Последние 2 используются лишь в быстрой игре, сделано это с целью соблюдения баланса. В рейтинговой игре есть только режим «заряда», который хорошо знаком всем любителям Siege.

В безрейтинговом и рейтинговом режимах действуют еще несколько правил, приближающих игру к «серьезному» формату. Например, тут доступна система блокировок оперативников (и карт в «рейтинге»), что позволяет убрать надоедливых или чересчур сильных героев. Также здесь увеличено время подготовки между раундами и для победы требуется большее количество выигранных раундов. Таким образом, у команд больше времени перед ожесточенным боем, а шанс случайной победы снижается.

Для игры в «рейтинг» теперь нужно получить уровень доступа 50 — так авторы ограждают опытных игроков от новичков, которым сперва требуется освоить азы в других режимах.

С годами в игре появилось несколько аркадных режимов, которые развлекают аудиторию и дают потренировать скиллы в необычных условиях. На данный момент доступны только «командное истребление» — типичный team deathmatch, и «потасовка» — стандартный deathmatch. Они хороши тем, что дают быстро разогреться перед заходом в стандартный режим. Здесь быстро убивают, возрождение происходит через несколько секунд, а спецгаджеты не работают. Просто бегаешь и стреляешь, проверяя свою точность.

Также стоит отметить сезонные события, которые представляют собой временный новый режим, всерьез меняющий антураж игры. Среди них выделяются Mad House, Rainbow is Magic, Doktor's Curse и Money Heist, но самым запоминающимся считается Outbreak. Он так понравился игрокам, что стал основой для полноценного спин-оффа серии — Tom Clancy's Rainbow Six Extraction — кооперативного PvE-шутера, где игроки бок о бок сражаются против инопланетной угрозы «архей». События здорово реализованы и привлекают в игру новичков, но доступны лишь временно.

В игре появилось стрельбище и полноценное обучение минут на 20, которое знакомит с основными механиками и целями игры. Для новичков — отличное пособие, которое в спокойной обстановке расскажет, что надо делать и как. Мне вот тоже было полезно: вспомнил про механику отметок различных устройств.

Свежий Dual Front, где сражаются две команды по 6 человек — необычный режим, сильно отличающийся от всего, что было ранее. В нем нужно одновременно как атаковать позиции врага, так и защищать свои. Для этого позволяется брать оперативников и защиты, и атаки — только в Dual Front напарниками могут быть Ash и Pulse. Смерть не фатальна — в игру возвращаешься спустя 30 секунд.

Изюминку режиму добавляет спецзадание, которое активируется в случайное время в нейтральном секторе. В текущем сезоне это эвакуация оперативника Dokkaebi, находящейся в заложниках. Еще в Dual Front хорошая карта, где много вертикальности и интересных решений левел-дизайнеров.

Что касается карт, уже много лет их дизайн подстраивается под предпочтения киберспортсменов, а аудиторию никто не спрашивает. Это привело к тому, что все карты последних лет чересчур запутаны, в них множество этажей, проходов и потайных мест.

Для изучения каждой такой карты требуется в разы больше времени, чем нужно было для детального исследования «Побережья», «Орегона» и «Фавел» — карт из первых лет обновлений. Не говоря уже о классических картах вроде «Дома» и «Клуба» — небольших территориях с малым числом помещений, тесными пространствами и отличным дизайном.

По-хорошему, новые карты напоминают уровни для столкновения 10x10 игроков, вот только на них играют всего 10 человек. Политика Ubisoft наверняка оттолкнула немало людей, кому не нравятся огромные запутанные уровни, на которых легко потеряться, а не то чтобы защититься от хитрого врага, заходящего сзади. И да, знание карт теперь еще важнее, чем когда-либо, ведь тыл нынче не 2–3 помещения, а порой больше дюжины.

«Дом» из стартовой линейки карт
«Дом» из стартовой линейки карт
Карта «Логово» добавлена в 2023-м
Карта «Логово» добавлена в 2023-м

Вдобавок разработчики постоянно занимаются реворкингом старых карт, делая их более похожими на новые уровни. Подобное, вероятно, расстраивает часть старожилов, которые наизусть знают все закоулки «Консульства» и «Банка», но обновленные версии карт выглядят совсем иначе — и старые тактики больше не актуальны.

Как изменился контент

Поддержка игры выглядит следующим образом. Каждые 3 месяца стартует новый сезон, в котором раньше добавлялись по 2 оперативника и новой карте. Со временем новых оперативников становилось меньше, а вместо добавления новых карт видоизменяли старые.

Также каждый сезон меняется баланс оперативников, оружия и гаджетов. Так разработчики ослабляют слишком сильных и популярных героев и делают сильнее тех, кого выбирают реже всего. Те оперативники, которые пользовались популярностью на старте игры, сейчас, скорее всего, менее актуальны. Хотя недавние «катки» показали, что классические герои живее всех живых.

В мае 2016 года авторы расширили возможность визуальной кастомизации персонажей — добавили различные шлемы, камуфляжи и значки для оружия. Это стало началом конца для «серьезного» сеттинга, который привлекал массу игроков реализмом и атмосферой шутера про столкновение двух групп спецназа.

Постепенно «Осада» превратилась в игру с радужными скинами и героями из аниме и других игр. Это несколько досадно, ведь изначально «сессионка» была верна духу милитари-шутеров: все оперативники выглядели аутентично и в происходящее верилось на 100%. Популярность ярких Fortnite, Call of Duty и Apex Legends все изменила. Теперь на экране сплошной цирк: микс из героев «Рика и Морти», Мастера Чифа, Хоумлендера и… обычных скинов спецназовцев США, Франции и России. Все это выглядит крайне странно и рушит атмосферу серьезной игры, которая вообще-то сложна в освоении и не особо дружелюбна к новичкам.

В рамках операции «Оздоровление» в игре дебютировали альфа-паки — рулетка, которая позволяет получить рандомный элемент персонализации, униформу или раскраску для оружия. Каждая сыгранная игра немного увеличивает шанс получения пака, а победа активирует рулетку. Альфа-паки, как и многие другие наборы, появившиеся позднее, можно купить за реальные деньги. А можно получать бесплатно, просто играя.

Спустя несколько лет появился платный Боевой пропуск, который включает нового оперативника, скины, кастомизацию вооружения, облики на обвесы, ускорители опыта и боевых очков, различные паки, а также донатную валюту. Если много играете — есть смысл взять ради ускорения прокачки и выделения из толпы, в ином случае траты бессмысленны.

В 2022 году игрокам на консолях стала доступна кроссплатформенная игра и кросс-прогресс, а в 2024-м игроки на ПК смогли играть вместе со всеми. Это хорошие апдейты с точки зрения общей экосистемы. С годами «Осада» потеряла былую популярность, хотя, судя по статистике Steam, в ней все еще неплохой онлайн. За последние годы было три пика: весной 2020, 2021 и 2024 годов, когда в шутер одновременно играло по 200 тысяч пользователей.

Последней важной фичей стало появление торговой площадки — полноценного внутриигрового рынка, где можно покупать и продавать косметические предметы за донатную валюту. Если когда-то много играли, у вас наверняка скопилась масса ненужных редких предметов. Продайте их за кредиты R6S, а вырученные средства можно потратить на покупку, скажем, Боевого пропуска или же новых скинов.

Стоит ли играть в Rainbow Six Siege X в 2025 году

Любите тактические шутеры? Тогда ответ однозначен — да, ведь на рынке мало альтернатив схожего уровня проработки. В игре вертикальный геймплей с разрушаемостью, огромным арсеналом оружия и гаджетов и масса уникальных оперативников, которые играются совершенно по-разному.

Игра в «Радугу» — тактическая головоломка, ведь зайти на укрепленную точку можно с десятка направлений и дюжиной способов. Проработанный звук позволяет понимать, откуда придет угроза и что именно происходит в соседнем помещении. Здесь важны не только меткая стрельба, но доскональное знание карт и сильных сторон всех оперативников. Что, увы, делает игру не самой дружелюбной — новички запросто потеряются в обилии героев, гаджетов и карт.

Но даже в таком случае стоит дать «Осаде» шанс. Просто начните с малого: пройдите обучение, постреляйте в deathmatch-режимах, в одиночку изучите несколько карт в пользовательской игре. В начале играйте только стартовыми оперативниками с обеих сторон — они наиболее интересные и сбалансированные, для первой сотни игр их вполне достаточно.

Ну а когда почувствуете в себе уверенность и приобретете нужный опыт, переключайтесь на остальных героев и идите в рейтинговый режим — там вас ждет уже серьезный челлендж. Удачи!

Комментарии (0)