Привет, хабровцы! ?

Меня зовут Никита, я отвечаю за подбор IT-специалистов и выстраивание эффективных процессов найма в компании Домклик. Сегодня поделюсь своим экспертным мнением относительно того, что происходит на рынке IT. Вопросов по этой теме, на самом деле, много, поскольку правила игры меняются слишком быстро. А что делать — 2025 год, он такой. Тут нужно уметь выкручиваться и быстро адаптироваться под новые условия.

Если вы сейчас находитесь в поиске работы (или, по крайней мере, мониторите рынок, чтобы можно было при необходимости быстро покинуть тонущий корабль), то, скорее всего, заметили, что текущий год не так уж прекрасен, в частности для IT-специалистов. Крупные работодатели массово переводят сотрудников на жёсткий «гибрид», количество откликов на вакансию просто пугает, на собеседование в компанию попасть очень сложно. Что уж говорить про разбор резюме с помощью искусственного интеллекта (ИИ)...

Давайте поговорим обо всем по порядку, чтобы понять, каковы реалии рынка и что со всем этим нам делать.

? Для удобства предлагаю план в виде ссылок, чтобы можно было быстро переключаться между разделами статьи.

  1. Почему 2025 год — год работодателя? И правда ли это?

  2. Основные тренды в найме IT-персонала. Что сейчас происходит?

  3. Как остаться востребованным специалистом в 2025 году

  4. Лайфхаки для поиска работы

Итак, начинаем:

1. Почему 2025 год — год работодателя? И правда ли это?

На мой взгляд, сейчас на рынке труда в IT-сфере сформировался пузырь из огромного количества IT-специалистов. Формирование такого пузыря как раз и является очевидным признаком того, что 2025 год — год работодателя.

Что это значит? Это значит, что найти работу сейчас стало гораздо сложнее, чем, например, в прошлом 2024 году. Конкуренция среди специалистов существенно выросла. Это можно увидеть, сравнив количество откликов на одну и ту же вакансию, размещённую в 2024 и 2025 годах. Возьмём вакансию Frontend-разработчика (React) в компании Домклик. Что мы видим в 2024 году?

Количество откликов в июле 2024 г. — 1078
Количество откликов в июле 2024 г. — 1078

Что показывает 2025 год?

Количество откликов в феврале 2025 г. — 2383
Количество откликов в феврале 2025 г. — 2383

Помимо сравнения количества откликов (это читается на житейском уровне), резкому росту числа IT-специалистов способствовало множество других факторов:

  • Большой спрос на IT-кадры. Он начал формироваться примерно в 2010—2015 годах, когда компании стали массово переходить на IT-решения. Крупные игроки рынка (компании из сферы e-commerce, банки и маркетплейсы) активно формировали штат из айтишников. Локдауны и COVID-19 подкрепили этот тренд, поскольку большинство компаний перешли на онлайн-решения: дистанционную работу, доставку, телемедицину и т.д.

По открытым данным, к 2021 году спрос на IT-специалистов вырос более чем на 88% по сравнению с 2018 годом. А в 2023 году на IT-вакансии пришлось до 30% всех вакансий на российском рынке. Цифры говорят сами за себя.

  • Государственная инициатива и поощрение IT-специалистов. Известно, что государство внесло свой вклад в популяризацию IT: программы льготной IT-ипотеки, которая продолжает действовать, но с рядом ограничений; открытие новых образовательных программ в вузах; увеличение количества бюджетных мест на IT-специальности.

  • Уход крупных западных работодателей. Это значительно повлияло на рынок, ведь с уходом из России таких корпораций, как Intel, EPAM, IBM и др., большое количество IT-специалистов, ранее работавших в них, остались без работы или переехали за границу. Соответственно, они были вынуждены искать работу в российских компаниях.

  • Культура IT-курсов. Сейчас существует огромное количество IT-курсов от самых разных онлайн-школ. Реклама о них пестрит повсюду. Люди массово покупают курсы, за три месяца проходят обучение и пытаются выйти на уровень Middle-специалиста в крупных компаниях, но не у всех это получается. Тем не менее это привело к увеличению количества айтишников.

  • Массовые сокращения в российских компаниях big tech, которые наблюдаются с начала 2025 года

Кстати, о сокращениях и почему они происходят:

Я бы сказал так: сейчас компании нацелены на сохранение только тех проектов и команд, которые приносят бизнесу наибольшую прибыль. Если раньше они могли открывать много разных направлений, то сейчас ресурсы перераспределяются, и компании нацелены на то, чтобы развивать самые перспективные продукты и максимально удерживать и вовлекать хороших специалистов, оставшихся на местах.

Сокращения не связаны с падением доходов компаний. Так, судя по данным, взятым из открытых источников, big tech ежегодно увеличивает свою прибыль в среднем на 10—20%.

Резюмируя и отвечая на вопрос, правда ли, что 2025 год является годом работодателя, утвердительно отвечу: да! Компании остаются осторожными, сокращают объёмы найма и более тщательно подбирают персонал. Рынок плавно переходит к тому формату, где ценятся мотивация, опыт и профильные навыки. Искать работу, увы, становится сложнее, особенно для специалистов уровня Junior.

Но мы не отчаиваемся: с этим можно и нужно работать!

2. Основные тренды в найме IT-персонала. Что сейчас происходит?

Что, по моему мнению, сейчас можно наблюдать на российском рынке.

  • Переход на гибридный формат работы

Причин для этого может быть много. Я не знаком с «внутренней кухней» компаний, но мне кажется, они заинтересованы в личном присутствии работников, поскольку это повышает взаимодействие между людьми и укрепляет командный дух.

Также при гибридном формате есть возможность контролировать работу подчинённых, так как при удалённой работе часто снижается уровень продуктивности, наблюдаются более медленные релизы и т.д. Речь не обо всех удалёнщиках, но такое мнение часто встречается у руководителей.

  • Soft-skills как сильное конкурентное преимущество

Как бы странно это ни звучало, но в 2025 году на первое место выходят именно «мягкие навыки». Сейчас, чтобы попасть в хорошую компанию, недостаточно быть просто разработчиком и уметь писать код. Если раньше отсутствие софтов могло прокатить, то сейчас в найме это имеет чуть ли не первостепенное значение.

Что я здесь имею в виду? В связи с переизбытком IT-специалистов работодатель будет отдавать предпочтение тем, кто не только может писать код, но и понимает, почему они занимаются разработкой той или иной системы, что она даст бизнесу, какие метрики улучшатся после релиза системы и т.д.

Просто исполнители на рынке сейчас не в приоритете. Важно более глубокое понимание продукта, бизнес-мышление, наличие навыков аргументации и презентации своих идей. От разработчиков ожидают, что они смогут вставить свои пять копеек и предложить более эффективное решение той или иной бизнес-задачи. Необходимо быть гибким, адаптируемым и легко обучаемым.

В резюме обязательно надо указывать наличие тех или иных софтов через описание своих достижений, чтобы выделяться на фоне других кандидатов. Например: «По моей инициативе было предложено ввести новые опции в продукт, что увеличило продажи компании на 10%». Тут важно вспомнить, что конкретно вы привнесли в ваш продукт/команду, и описать это с выигрышной точки зрения.

Думаю, эта картинка отображает настоящие реалии нынешнего IT-рынка.

  • AI как общий тренд 2025 г.

AI и всевозможные нейросети сейчас стали повседневным инструментом не только в бизнесе, но и в найме. Кажется, что IT-рынок скоро будет выглядеть следующим образом (надеюсь, это не спойлер): «AI-агенты кандидатов» vs «AI-агенты рекрутеров».

Как кандидаты используют AI в поиске работы
AI-системы могут грамотно составлять резюме, отвечать на вопросы в режиме реального времени и подбирать релевантные ключевые слова, чтобы обойти системы ATS рекрутеров (это система по авторазбору откликов).

Хорошим примером использования нейросети кандидатами является возможность подготовиться к собеседованию, так называемому «mock-интервью» (имитация реального интервью). Вы задаёте ИИ нужный запрос, говорите, на какую вакансию претендуете, и просите задать вам вопросы, которые могут прозвучать на интервью. Ответы также можно проговаривать голосом, чтобы обрести больше уверенности на настоящем собеседовании.

Как рекрутеры используют AI в своей работе
На данный момент рекрутеры с помощью ИИ отлично описывают вакансии, формируют требования к кандидатам и формулируют отказы, да и в целом разбирают отклики.

Есть ряд ИИ, которые могут проводить полноценные собеседования и направлять рекрутеру отзывы на основе поступивших ответов. Но говорить, насколько это будет применимо в будущем, пока рано. Возможно, такая форма когда-то станет классической и общепринятой, но, думаю, на текущий момент этот формат общения вызывает скорее больше скепсиса, ведь пообщаться с живым человеком всегда намного лучше и приятнее.

Какой отсюда вывод? Необходимо с умом использовать инструменты искусственного интеллекта, так как существует очень большое количество генеративного мусора. Выигрывает тот, кто сможет максимально качественно и избирательно использовать труд нейросетей в свою пользу.

Приведу немного статистики: по данным WEF (Всемирного экономического форума), к 2025—2030 гг. ИИ заменит 85 млн рабочих мест, но создаст 97 млн новых. Надо готовиться к новым реалиям, поэтому приступаем к изучению принципов работы самых известных нейросетей и к обучению этому своих родителей.

  • Присутствие большого количества фрода на IT-рынке

Я бы обозначил это явление как АНТИТРЕНД, поскольку как рекрутер регулярно сталкиваюсь с ним. В чём это проявляется:

  • Кандидаты приукрашивают резюме, указывая значительный опыт работы в компаниях, где они никогда не работали

  • Соискатели покупают доступ к большим сообществам, сливающим вопросы с технических интервью из крупных компаний, и зазубривают ответы на вопросы, чтобы получить положительный фидбек по итогам собеседований

  • Кандидаты используют ChatGPT и другие нейросети в режиме реального времени для прохождения интервью, где на все вопросы отвечает ИИ и др.

Почему это плохо

Тут и так всё понятно, скажите вы. Но всё же расскажу, к чему приводят, например, фродовые резюме на практике.

Во-первых, кандидаты с вымышленным опытом работы сильно перегревают рынок, искусственно повышая уровень заработной платы и, соответственно, ожидания других кандидатов. Во-вторых, такие резюме зачастую создают иллюзию сверхсильного перенасыщения рынка специалистами, из-за чего иногда трудно понять и оценить реальный потенциал того, что есть на самом деле. Всё это приводит к тому, что на рекрутеров ложится повышенная нагрузка, а компании ищут новые способы для фильтрации входящего потока резюме. Таким образом, в минусе остаются как кандидаты, так и компании: работодатели теряют доверие и вводят множество фильтров для подбора, проводят дополнительные этапы собеседований, а кандидаты сталкиваются с завышенными ожиданиями и более сложными процессами прохождения интервью.

Теперь о мошенничестве при прохождении интервью. Представьте ситуацию: вы заучили слитые с собеседований вопросы, прошли технические интервью, вас приняли на работу. Кажется, что цель достигнута. Но как только вы столкнётесь с реальными задачами, которые не сможете выполнить, к вам появится много вопросов. В лучшем случае вас оставят и будут наблюдать за дальнейшей работой, в худшем — вы не пройдёте испытательный срок и рискуете попасть в black list компании.

Надо ли это вам? Думаю, нет. Поэтому крайне не рекомендую прибегать к любому типу фрода.
Давайте оставаться честными кандидатами и делать упор на реальные проекты!

3. Как остаться востребованным специалистом в 2025 году?

Вы уже поняли, что будущее за ИИ, а также за прокачкой не только ваших навыков, но и софтов. Дам ещё пару советов, что важно делать, чтобы быть на гребне волны и оставаться востребованным на рынке кандидатом, чтобы рекрутеры предлагали вам новые вакансии.

Нетворкинг

В текущем году ценность нетворкинга сохраняется. Приведу простой пример, как это работает: вы увидели вакансию в хорошую компанию, отправляете своему знакомому, который там работает, своё резюме, а он рекомендует вас внутреннему рекрутеру. Если знакомых в этой компании нет, то всегда сработает правило «трёх рукопожатий»: вас сможет порекомендовать друг вашего друга.

Важно помнить, что нетворкинг — это не про использование людей, а про взаимовыгодный обмен полезной информацией. Важно проявлять искренний интерес, чтобы выстроить доверительные и долгосрочные отношения. Лучше иметь меньше контактов, но более глубокие отношения.

Как прокачивать навык нетворкинга

Посещайте профильные мероприятия: следите за конференциями, которые проходят по вашей специализации, приходите на митапы, форумы и хакатоны. Заводите новые знакомства, слушайте полезные доклады, выступайте с докладами сами, чтобы прокачивать навык публичных выступлений. Если вы никогда не были на подобных мероприятиях, то рекомендую это сделать в ближайшее время. Вы даже не представляете, насколько полезными могут оказаться приобретенные знакомства.

Обязательно оставайтесь на after-party, поскольку в неформальной обстановке людям легче идти на контакт, они становятся более разговорчивыми, что увеличивает возможность появления новых связей.

Максимально используйте возможности социальных сетей. Самым популярным ресурсом по работе является, естественно, LinkedIn (заблокирован на территории РФ). Фактически, это социальная сеть, где страница каждого человека — это его опыт работы и профессиональные достижения, своего рода резюме. Большинство пользователей являются участниками профессиональных сообществ. Это полноценное место для виртуального нетворкинга. Зачастую рекрутеры именно здесь размещают привлекательные вакансии, а иногда можно увидеть, что сами руководители пишут посты о поиске человека к себе в команду. Здесь существуют группы по интересам, можно размещать посты и обсуждать самые популярные топики. Главная ценность социальной сети, в моём понимании, заключается в расширении кругозора и обретении новых знакомств.

Сейчас на рынке появился российский аналог LinkedIn — платформа Сетка (от создателей hh). Она набирает большую популярность, количество пользователей заметно растёт. Сложно пока предугадать, насколько она будет применима в обозримом будущем, но рекомендую присмотреться к данной платформе.

Помимо этого, заходите в профильные сообщества в tg-каналах. Есть множество чатов по самым разным направлениям: фронт-разработка, бэкенд-разработка, дизайнеры, аналитики и т.д. Озвучивайте ваши проблемы, спрашивайте советы, не стесняйтесь проявлять себя и быть активными, чтобы вас заметили.

Мораль нетворкинга можно приравнять к русской поговорке: «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Фактически она отображает реалии рынка и актуальна в любое время: ваши друзья/коллеги/знакомые всегда помогут вам с поиском работы, дадут ценный совет и помогут решить возникающие трудности в карьерных вопросах.

Личный бренд

Прокачка личного бренда была и остаётся неотъемлемой частью успешной карьеры. Если вы никогда не прикладывали усилий, чтобы выделиться из толпы и показать себя, то, скорее всего, ваша карьера развивается не самым лучшим образом или не в том ключе, который вы себе представляли. В этом можно винить себя, окружающих и руководство, но, как ни крути, основная проблема в том, что у вас плохо прокачан личный бренд, либо вы его не развиваете.

Что даёт прокачка личного бренда в IT

Прокачка личного бренда повышает доверие к вам как к специалисту, упрощает поиск работы и открывает доступ к лучшим предложениям на рынке. Со временем у вас появляется расширенный круг профессиональных знакомых (вспоминаем про нетворкинг и делаем сопоставление).

«Мне не нужна прокачка личного бренда», скажете вы.

Здесь есть доля правды: на первоначальном этапе, когда вы занимаете позицию Junior/Middle, бренд, скорее всего, не будет иметь существенного веса. Но по мере вашего вертикального роста он приобретёт первостепенное значение. Именно за счёт прокачанного бренда вас будут приглашать лучшие работодатели, поскольку наличие классного бренда = сильная экспертиза = желание специалистов пойти работать именно к вам. Плюсов, сами понимаете, тут предостаточно.

С чего стоить начать и как прокачивать собственный бренд

Рекомендую начать с простого: выступайте на конференциях, публикуйте статьи, выберите именно то направление, в котором хотите себя развивать и позиционировать. Многие идут по пути участия в конференциях: выступают с одной статьей, с другой, знакомятся с людьми. Потом уже организаторы этих мероприятий будут приглашать вас в качестве экспертов. Личный бренд начнёт работать сам на себя.

Второй вариант — делитесь своим мнением, начните вести блог. Это можно делать в Telegram-канале, можно публиковать статьи на Хабре, на LinkedIn и на других популярных ресурсах. Со временем вы найдёте своего читателя и обретёте популярность. Главное — ваше желание и экспертиза, а также регулярность в публикации материалов.

Третий вариант — преподавание, работа экспертом-лектором в онлайн-школах и др. Как говорится, чтобы разобраться в какой-то теме, нужно объяснить её другим людям простым языком. Многие эксперты прокачивают собственный бренд и значимость благодаря преподаванию и обучению.

В этой теме нужно найти собственную жилку и понять, как именно вы хотите быть замеченными, услышанными и начать показывать свою значимость и экспертность.

Самообучение

Последним пунктом в этом разделе, но не последним по значимости, является самообучение. Могу с уверенностью сказать, что тот, кто, помимо рабочих задач, следит за трендами, проходит курсы и пишет собственные проекты, всегда будет более востребованным.

Во-первых, самообучение демонстрирует стремление человека к новым знаниям, желание не стоять на месте и развиваться. Во-вторых, люди, занимающиеся самообучением, — более универсальные специалисты. Никто не знает, когда вам пригодится тот или иной навык. Сейчас есть модный термин — T-shaped специалист, что означает наличие знаний в смежных сферах. Например, если вы Frontend-разработчик, но при этом можете базово строить макеты в Figma и понимаете основы построения дизайна, то вам это пойдёт в плюс.
Другую аналогию можно провести у Python-разработчиков: если специалист работает только с синхронным взаимодействием и никогда не применяет асинхрон, то ему следует как можно скорее начать изучать его.

4. Лайфхаки для поиска работы

Открою вам секрет: во всех компаниях у рекрутеров есть приоритетность при рассмотрении поступающих откликов и резюме.

Первый полезный лайфхак: откликайтесь на вакансии на карьерных сайтах компаний. У любой более-менее крупной, уважающей себя компании есть собственный job-ресурс, который ищется по словам «работа + название компании». Рекомендую оставлять отклики именно здесь, ведь рекрутеры, скорее всего, будут рассматривать их в первую очередь. Кстати, некоторые вакансии размещаются эксклюзивно только на карьерных сайтах, поэтому периодически проверяйте обновления.

Второй лайфхак: пишите рекрутерам напрямую. Их контакты можно найти в открытых источниках. Потребуется приложить немного усилий и применить навыки сорсинга информации — и контакт будет в ваших руках. Обязательно при обращении указывайте источник, где нашли контакт, и прикладывайте резюме. Гораздо удобнее, если вы сразу укажете, на какую именно вакансию откликаетесь: так рекрутер сразу сориентируется, какой команде показать ваше резюме. Помните, что рекрутеры не работают со всеми вакансиями компании — у каждого есть своя экспертиза и направления подбора персонала.

Третье: грамотно составляйте резюме. Несмотря на то, что в интернете множество примеров резюме, есть ИИ и карьерные консультанты, многие, к сожалению, составляют резюме низкого качества. Не нужно стрелять в ногу самим себе, делая плохое резюме, так вы сильно уменьшаете продвижение вашей кандидатуры в воронке найма.

Предлагаю, во-первых, сделать резюме, которым вы сами будете гордиться, а во-вторых, делать его таргетированно под каждую вакансию.
Составлять разные резюме под разные вакансии — хороший и продуманный подход, который позволит вам найти работу намного быстрее. Лучший вариант — сделать единый шаблон резюме, а затем, в зависимости от конкретной вакансии и компании, добавлять необходимые навыки. Думайте как рекрутер: он хочет найти в вашем резюме полное соответствие требованиям, указанным в описании вакансии. Но не стоит указывать навыки, которыми вы не обладаете, или задачи, которые вы никогда не выполняли.

Также важно подчеркнуть, что у рекрутеров есть собственные ATS-системы, которые автоматически разбирают резюме: ИИ помогает всем сторонам процесса, а не только соискателям. Поэтому прописывайте точно стек технологий, с которым вы работали.

Приведу базовый пример.

Вы работаете Frontend-разработчиком и в резюме перечисляете следующий стек технологий: TypeScript, JavaScript, CSS, HTML, но случайно забываете указать, что работали с React и Redux, думая, что это само собой разумеется. В таком случае вы попадаете в самый низ откликов, поскольку система соотносит ваше резюме как менее релевантное требованиям вакансии, что может привести к тому, что рекрутер до вашего резюме не дойдёт. Поэтому пишите полный и целевой стек, с которым работали, чтобы лучше проходить системы авторазбора и попасть на собеседование в компанию.

Что точно не стоит делать

  • Не составляйте резюме на 3—5 страниц: пишите чётко, кратко и по делу

  • Не пишите длинные сопроводительные письма: составляйте их таргетированно под каждую вакансию

  • Кроме обязанностей, в резюме следует также написать о достижениях и результатах

  • Не стоит включать в резюме ненужную информацию о себе: указывайте чёткие ожидания от нового места работы

Подведём итоги: в 2025 году найм на IT-рынке претерпевает существенные изменения. В частности, наблюдается сильная конкуренция среди специалистов, компании и кандидаты прибегают к использованию ИИ, усложняются процессы отбора. Но могу сказать, что на рынке точно не хватает сильных и опытных специалистов. Поэтому развивайтесь и совершенствуйтесь. Уверен, что хороший специалист всегда будет востребован и всегда сможет найти работу.

Желаю каждому удачи в поиске, чтобы вы всегда видели такое сообщение:

мяу
мяу

Комментарии (24)


  1. M_AJ
    22.07.2025 09:07

    Нетворкинг, афтерпати, ТГ-каналы, личный бренд... Это уже больше инфоциганскую тусу какую-то напоминает, а не нормальную здоровую индустрию.


    1. sobeskiller
      22.07.2025 09:07

      Нет, всё нормально. Современное айти это шоу-бизнес, а не инженерное дело.


      1. jquery_dlya_slabih
        22.07.2025 09:07

        А кто его сделал таким? © Гусь


        1. 40kTons
          22.07.2025 09:07

          Рискну предположить - сами айтишники, потому что так и не придумали как поставить на конвейер оценку навыков, которые пригодятся в работе, поэтому HRы включили своё творчество и выбирают самых красивых.

          Искусство отдельных личностей после условного 15-минутного разговора по душам определить глубину знаний не очень отчуждается и в последствии масштабируется от этих самых отдельных личностей


          1. Sergo_Ul
            22.07.2025 09:07

            Мне было весело лет 5 назад наблюдать за этой клоунадой в hr, когда очередной "специалист" составлял мнение о твоём уровне, профессионализме и достойном уровне з/п для тебя после фразы "привет, как дела". Я думал, что - эти "специалисты" - это своего рода штатные скоморохи в it компаниях, а теперь эти скоморохи правят балом в подборе...


    1. theniksok Автор
      22.07.2025 09:07

      Спасибо за фидбек!

      Понимаю, откуда может возникать ощущение “инфоцыганской тусовки”, действительно, сейчас много поверхностных советов в духе «прокачай личный бренд и всё будет», и это вызывает скепсис

      Но цель данной статьи показать, что современный рынок труда в IT стал гораздо более конкурентным, и классического «откликнулся на вакансию и ждёшь» уже часто недостаточно. Нетворкинг, участие в сообществах, умение себя презентовать это не про показуху, а про коммуникацию. Это все будет способствовать более быстрому поиску работы 

      Это как дополнение, а не замена профессионализму кандидатов. Никакой личный бренд не поможет, если у кого-то слабые харды или плохой фидбек от коллег)


  1. mixsture
    22.07.2025 09:07

    Я бы сказал так: сейчас компании нацелены на сохранение только тех проектов и команд, которые приносят бизнесу наибольшую прибыль. Если раньше они могли открывать много разных направлений, то сейчас ресурсы перераспределяются, и компании нацелены на то, чтобы развивать самые перспективные продукты и максимально удерживать и вовлекать хороших специалистов, оставшихся на местах.

    Сокращения не связаны с падением доходов компаний. Так, судя по данным, взятым из открытых источников, big tech ежегодно увеличивает свою прибыль в среднем на 10—20%.

    Вы сами себе противоречите. В первом абзаце пишете о стратегии "лишь бы выжить", "сохранить только критичное", "никакого роста". А во втором, что рынок в отличном росте, прибыль растет. Уж либо одно, либо другое.


    1. theniksok Автор
      22.07.2025 09:07

      все верно:  прибыль у многих Big Tech растёт, и компании концентрируются на ключевых продуктах и сильных командах. В статье речь шла о двух параллельных, но не противоречивых процессах

      С одной стороны компании оптимизируются, пересматривают свои приоритеты, закрывают или замораживают менее прибыльные направления. Это не всегда связано с кризисом, а скорее с желанием работать более продуманно. Это и есть стратегия «сохранить только критичное». С другой стороны, цифровизация продолжается, спрос на ИИ-решения, кибербезопасность, продукты для автоматизации растёт anyway. Поэтому на макроуровне, так скажем, рынок, и правда, движется вперёд

      надо рассматривать мой посыл как два одновременных процесса: бизнесы растут, но делают это точечно и рационально. Рынок работодателя означает, что компании стали просто более избирательны в своих решениях и найме


      1. mixsture
        22.07.2025 09:07

        бизнесы растут, но делают это точечно и рационально

        А я знаю термин из новояза для этого: "фрагментированный рост"! Это когда все падает, но можно начеррипикать несколько единичных примеров, где выросло и это подойдет для отчета желающему видеть рост начальству. /s

        Но если без сарказма, то описанное вами одновременно не бывает. Какой смысл закрывать менее прибыльные направления на растущем рынке (если они таки прибыльны): они как минимум могут выстрелить, но даже без этого нарабатывается опыт в областях, что улучшает прибыльность. Это приобретает смысл только в кризис, когда направления станут глубоко убыточными, а ценность финансовой подушки и низких затрат для выживания возрастает.


  1. nifnaf94
    22.07.2025 09:07

    Теперь о мошенничестве при прохождении интервью. Представьте ситуацию: вы заучили слитые с собеседований вопросы, прошли технические интервью, вас приняли на работу. Кажется, что цель достигнута. Но как только вы столкнётесь с реальными задачами, которые не сможете выполнить, к вам появится много вопросов.

    Как по мне не совсем корректное утверждение. Так как на собеседованиях в основном спрашивают не релевантные знания для вакансии. Например: написание алгоритмов, глубокое знание Linux. А по факту ты приходишь в компанию где в основном пишешь простенькие API и покрываешь их тестами.

    Вы работаете Frontend-разработчиком и в резюме перечисляете следующий стек технологий: TypeScript, JavaScript, CSS, HTML, но случайно забываете указать, что работали с React и Redux, думая, что это само собой разумеется. В таком случае вы попадаете в самый низ откликов, поскольку система соотносит ваше резюме как менее релевантное требованиям вакансии, что может привести к тому, что рекрутер до вашего резюме не дойдёт.

    А может быть рекрутеру стоит разбираться хотя бы в стеке технологий кандитата хоть чуть чуть? По такой логике можно взять рекрутера с завода чтобы он нанимал програмистов. Если вы разработчик с 5 годами опыта и вдруг вы не указали что владеете GITом, то вы вы отсеваетесь автоматически машиной? Довольно странная логика. Тогда надо перечислять все навыки, но HH не дает в своем резюме добавить все. Вот такая стратегия рекрутеров и порождает "фродовые" резюме. И цель этих резюме хотя бы добраться до рекрутера, а не быть отсеяным машиной.

    Кандидаты приукрашивают резюме, указывая значительный опыт работы в компаниях, где они никогда не работали

    Так же как и работодатели приукрашивают вакансии. Если в компанию нет желающих идти работать сомневаюсь что вакансия не будет приукрашена.

    Вот вы перечислили множество пунктов успешного програмиста. Тут только на баяне не надо уметь играть. А что будет делать отрасль через 10-20 лет? Когда старички уйдут? Новые сеньйоры это в прошлом джуны. И тогда опять будет бешенный спрос и рынок опять будет перегрет. Закрывать рынок для джунов, это тоже самое что не рожать детей. Нет детей - нет будущего. Естественно все это мое личное мнение и я не претендую на истинну.


    1. Dangorche
      22.07.2025 09:07

      >тяжелые времена рождают сильных людей
      >сильные люди создают хорошие времена
      >хорошие времена рождают слабых людей
      >слабые люди создают тяжелые времена


    1. theniksok Автор
      22.07.2025 09:07

      Спасибо за комментарий!

      Про собеседования и реальные задачи: вы правы: часто на интервью проверяют теоретические знания, которые в реальной работе не нужны ежедневно. Это проблема уже зрелости процессов отбора, и я сам как рекрутер стараюсь доносить до нанимающих менеджеров, что оценка должна быть релевантной задачам в продакшене. Но тем не менее, ввод алгоритмов, например, является примером усложнения процессов отбора кандидатов из-за их избытка

      Зачастую спрашивают вопросы сверх ожиданий, чтобы понять широту взглядов кандидатов и их умение рассуждать

      Про стеки, резюме и фильтрацию: согласен, опять же рекрутеру важно понимать хотя бы базу технологий, особенно если он работает с IT-подбором, в этом нет сомнений. Рекрутинг намного шире, чем просто разбор резюме. Но тут дело часто не в плохом рекрутере, а в ATS, которые работают по ключевым словам. Если в резюме нет слова React, оно может даже не попасть в руки человека (это то, про что я писал). Это не идеально, но пока так устроена часть рынка, вы сами пишите про ограничения со стороны разных источников

      Про преукрашенные вакансии соглашусь, так как существуют такие вакансии и резюме. Может отчасти кандидаты преукрашивают, так как вакансии маркетинговые). Поэтому сейчас всё чаще ценится честный диалог с обоих сторон

      Рынок джунов тоже важный поинт. Возможно, компании рискуют пережать со входом в профессию, а потом столкнуться с нехваткой Мидлов и Сеньоров через 5–7 лет, такое есть... Но на мой взгляд, у вакансий уровня Trainee/Стажер как-раз таки есть рост, в отличие от Junior


  1. mixsture
    22.07.2025 09:07

    Если раньше отсутствие софтов могло прокатить, то сейчас в найме это имеет чуть ли не первостепенное значение.

    И это ужас же. Вдумайтесь: "там, где работать нужно хардами, софты стали первостепенны". Вообще из моего опыта софты крайне важны там, где управленцы никакие. Вот когда процессов нет, внятных должностных нет, инструкций нет - "вы там как-нибудь самоорганизуйтесь и сделайте" - вот тут нужны софты позарез. Ну и второй большой кластер - это когда лояльность нужна кратно выше, чем профессиональные навыки.


    1. Sergo_Ul
      22.07.2025 09:07

      Абсолютно согласен с вами!

      За время собственных наблюдений и наблюдений за ситуацией на работе жены (hr в фед it компании) могут подметить, что soft скилы нужны тем, кто в hard не очень "умеют" или, если стек достаточно "попсовый".

      Если речь заходит о DWH, 1C, инф. безопасность и пр. менее популярных и технически сложных направлениях, а кандидат действительно что-то знает и умеет, то хоть он будет "нахуй" слать вместо "здравствуйте" - он интересен рынку. Возможно он не может, как год назад, сам называть сумму в ультимативной форме, но и рынок на эти направлениях не "рынок работодателя".

      На истинность не претендую. Это только мое мнение, основанное на личных наблюдениях


      1. 40kTons
        22.07.2025 09:07

        Если речь заходит о DWH, 1C, инф. безопасность и пр. менее популярных и технически сложных направлениях, а кандидат действительно что-то знает и умеет, то хоть он будет "нахуй" слать вместо "здравствуйте" - он интересен рынку.

        Ситуация двоякая - на таких направлениях не только спецов может быть мало, но и вакансий. Я вот рассматривал становление реверс инженером и понял, что мне хватит пальцев одной руки что бы перебрать компании, которым это интересно. Им нужны хорошие спецы, но такое малое количество вакансий не повернётся язык назвать большим и необъятным словом "рынок"


  1. mixsture
    22.07.2025 09:07

    но случайно забываете указать, что работали с React и Redux, думая, что это само собой разумеется. В таком случае вы попадаете в самый низ откликов, поскольку система соотносит ваше резюме как менее релевантное требованиям вакансии, что может привести к тому, что рекрутер до вашего резюме не дойдёт

    Не "система соотносит", а рекрутер. То, что он работает по модели мешка слов без малейшего понимания связей между терминами. А уж инструменты автоматизации потом приложились именно к принципу работы рекрутера. Усложнение ИТ отрасли оставило рекрутеров за бортом - в их головах усложнение не произошло, модель мешка слов подходит для 2000х годов, но сейчас невероятное число специализаций и фреймворков, иерархически вложенных друг в друга. Указали "слишком общий термин" - мимо, расписали на "слишком узкие" - мимо, если технология известна под несколькими терминами - мимо.


    1. theniksok Автор
      22.07.2025 09:07

      Вы точно отметили подход в подборе, который стал уже базовым сейчас - поиск по ключевым словам без глубинного понимания технологий и смежного стека. Это большая проблема, особенно в условиях, когда стек становится всё более сложным, а один и тот же инструмент может называться по-разному

      Как рекрутер, я могу сказать, что внутри индустрии это тоже признают. Хорошие Техрекрутеры уже давно общаются с нанимающими менеджерами, чтобы лучше понимать логику связей в стеке, а не просто искать “React” в резюме, чтобы не упускать хороших кандидатов

      Но это не норма, а скорее исключение. И ATS действительно часто всё ещё работают по по "мешку слов", и из-за этого кандидаты могут выпадать из воронки просто потому, что не указали определенное магическое слово. Поэтому одна из целей статьи не оправдывать существующую систему, а помочь в ней ориентироваться и дать понимание как она работает


  1. Ava256
    22.07.2025 09:07

    Таких мнений сейчас даже на хабре куча. А где аналитика-то? Кому интересно мнения ноунейма с первым постом на хабре? Без негатива.Где ваш личный бренд, Никита? Выглядит как заказная статья с целью сокращения зарплатных ожиданий в ИТ.А так конечно обобщать всех ИТ-специалистов и делать какие-то выводы на этом, это глупость.
    Рынок работодателя сейчас для обобщенных джунов , а у квалифицированных специалистов всем еще рынок соискателя.


    1. theniksok Автор
      22.07.2025 09:07

      Это абсолютно нормально, что есть доля недоверия. Это мой первый пост на Хабре, но не первый в профессии, а развитием личного бренда я занимаюсь. Следующий пост уже будет с более глубокой аналитикой, комментарий поддерживаю

      Добавлю немного контекста: я уже много лет работаю IT-рекрутером в крупной компании, вижу рынок с обеих сторон: как со стороны найма, так и со стороны соискателей, поэтому делюсь здесь своими личными наблюдениями

      По поводу заказной статьи: цель материала выше совершенно не в том, чтобы «сокращать зарплатные ожидания», а в том, чтобы помочь специалистам лучше понимать, как изменился найм в 2025 году. В статье я говорю о том, как себя выгодно позиционировать и какие подходы сегодня работают. Главный посыл про поддержку, а не про давление

      Согласен с мыслью про сильных специалистов однозначно — у сильных специалистов рынок всё ещё остаётся рынком соискателя. Но при этом требования к этим «сильным» стали выше, как и конкуренция, anyway


      1. Ava256
        22.07.2025 09:07

        И много, как вы считаете, еще «космонавтов» осталось на рынке, к которым можно повышать требования? Как компании собираются решать проблему подготовки новых кадров, особенно в условиях, когда у всех, как вы говорите, одинаковое предложение.Конкуренция между сильными очень слабая, так-как все сильные уже давно известны и ходят по кругу из одних компаний в другие, да и рано или поздно людям надоедает тянуть все на своем горбу, даже за сверхкомпенсацию.


        1. Serge1001
          22.07.2025 09:07

          Так может они надеются что ИИ повысит производительность старых кадров и новые не понадобятся

          Ведь новых выучишь - они сбегут к конкурентам, потому что зп на старте растёт в разы и их быстро переманивают (и вы впустую потратите ресурсы на обучение этих стажёров/джунов)

          А так, можно старым проверенным сотрудникам выдать доступ к какой-нибудь LLM, в надежде что те будут закрывать таски в 2 раза быстрее, а значит за то же время (и ту же зп!) сделают работу за двоих


  1. Serge1001
    22.07.2025 09:07

    Как остаться востребованным специалистом в 2025 году?

    Перекатываться в разработчиков ИИ или что-то смежное. Похоже это единственная отрасль в IT которая будет расти в ближайшие 10 лет (забирая рабочие места у простых айтишников) и денег туда вольют немеряно. Поэтому python, машинное обучение, все дела...

    Либо выкатываться из айти в другие сферы. Например, стройка, ремонт. Но тут что называется нужны люди с руками (я не могу - у меня лапки)


    1. Femistoklov
      22.07.2025 09:07

      Перекатываться в разработчиков ИИ или что-то смежное. Похоже это единственная отрасль в IT которая будет расти в ближайшие 10 лет (забирая рабочие места у простых айтишников) и денег туда вольют немеряно.

      А не ебанёт лопнет?


      1. Serge1001
        22.07.2025 09:07

        Ну может лет через 10...

        А пока ИИ в 2025 это как айтишка в 2020, очень бурный рост, зп предлагают огромные. Потом может всё выровняется, но сейчас это похоже единственное перспективное направление