ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с Л. Гоминюком, владельцем бизнеса на агродронах.
В 2020, уже под вечер, я работал в поле. Вдалеке я увидел огоньки.
Оказалось, что это ребята обрабатывали арбузы с помощью агродронов.
Техника не могла заехать в поле из-за погоды, а вносить удобрения было нужно, поэтому позвали дроновиков.
Я спросил у парней:
– Сколько вы берете за это денег?
Они ответили:
– 3 500 ₽ за 1 Га за срочность.
Я немного офонарел, потому что за 4 часа парни обработали 100 Га, а значит, получили 350 000 ₽ грязными.
Как вы понимаете, жизнь моя больше не была прежней, и я скоропостижно пошел искать дрон.

В статье расскажу, сколько денег может налетать агродрон, и как быстро можно окупить подобное предприятие.

Ликбез по агродронам
Придумали агродроны в Японии и изначально для обработки рисовых полей.

Подъехать к рисовому полю (болоту) на тракторе проблематично, а вот подлететь на дроне идеально.
Агродрон – это маленький беспилотный вертолет.

У дрона может стоять бак для жидкого раствора, например, для обработки гербицидами.
А может стоять бак для сыпучих веществ, например, для удобрений или семян.
Рабочий раствор из бака подается на форсунки. Внутри каждой форсунки моторчик, моторчик раскручивает тарелочку, создавая мельчайшую каплю.

Первые деньги на дронах
Я прошел курс управления дроном и вначале пришел осматриваться в крупную компанию. Там я понял, что к чему, и в 2024 сам попробовал дроновый бизнес.
Взял в аренду дрон, поехал по Татарстану и Башкирии. Там не было радиоэлектронного подавления (РЭП) и было проще с получением разрешения.
Не все дроны мирные, и доставляют удобрения и семена, поэтому придумали средства борьбы с БПЛА.
На приемные устройства воздействуют радиоэлектронными помехами. Дрон теряет управление и врезается в преграды или падает.
Мирный агродрон тоже страдает от таких мероприятий.
Всего первый раз за 2 месяца я с напарником облетал 1 800 Га. Брал 1 000 ₽ за Га. То есть грязными получили 1,8 млн ₽.
Тогда брал дрон в аренду – 300 ₽ за Га
Остальные расходы обошлись еще в 400 ₽.
То есть чистыми получил: (1000 ₽ – 700 ₽) * 1 800 Га = 540 000 ₽.
Что было очень неплохо за 2 месяца работы. Но это время я не спал ночью, только днем, похудел на 8 кг + работа с химией.

Дальше я купил свои дроны и уже более аккуратно считал деньги.
Бизнес на агродронах с нуля
Чтобы дрон налетал вам денег, понадобится следующее.
0. Регистрируем дрон
Все дроны взлетной массой более 149 г должны быть зарегистрированы.
До 30 кг можно сделать через Госуслуги, а дальше дрон на 31 кг или Боинг на 5 000 кг – неважно. Все это воздушное судно, и оно требует регистрации через Росавиацию.
1. Находим фермеров с подходящей задачей
Дроны – это альтернатива самоходному опрыскивателю, трактору и малой авиации.
Когда берут дрон?
Дроном можно внести удобрения, посадить мелкосемянные растения, вроде риса или горчицы, обработать поля химией от вредителей.
Все вышеперечисленное можно делать и без них, но в ряде случаев дрон побеждает.

– В плохую погода техника просто не зайдет в поле, а дрон легко пролетит = экономия на точном соблюдении агросроков:
1-2 пропущенных дня в сельском хозяйстве и у тебя уже всё съели, все заболели, всё погрызли.
– Технике нужно как-то ехать по полю, поэтому она подавит 10-15% урожая.
– В отличие от малой авиации дрон обработает точнее, и на 100 Га малая авиация просто не полетит, а ребята с дронами возьмуться.

– От дрона идут завихрения, как от вертолета, поэтому средство защиты растений попадает и сверху и под лист.
Знакомые брали лакмусовую бумажку и сравнивали малую авиацию с дроном.

Но не все агрономы верят дронам:
Я привык лить 200 литров на Га, а ты предлагаешь 7, ты серьезно?
Но в реальности, что агроном внесет те же 2 л вещества, что и я, просто у дрона более мелкая капля.
А бывает, агрономы перекладывают ответственность и наоборот советуются с нами по нормам внесения.
Разберем на рапсе.
В среднем 100 Га рапса дает 250 тонн урожая. Одна тонна стоит 40 000 ₽. Если дрон сохраняет хотя бы 5% урожая – это:
(250 тонн 40 000 ₽) 5% = 500 000 ₽ экономии. А экипажу за такой объем заплатят 150 000 ₽.
2. Выезжаем на объект
Кроме самого беспилотника, вам понадобится:
– 2 дрона
– Зарядная станция и 3 запасных аккумулятора на каждый дрон
– 2 бензиновых генератора, один будет заряжать аккумуляторы для дронов, другой генерирует энергию для мешалок, света, чайника и всего остального.
– Растворный узел, туда будут заливать химию
– Машина с прицепом, которая все это добро повезет

3. Готовим поле
Экипаж приезжает на хозяйство, и тут нужно нарисовать карту полета: изучить поле, построить в программе географический рельеф, сделать поправки на ветер.
Едем по светлу, отмечаем все линии электропередач, деревья. Ветки и столбы надо прорисовать. Забыл отметить препятствие и дрон врежется.

Не все поля одинаково хороши.
Например, Брянская область – территория экстремального земледелия. Во времена СССР в Брянске осушали болота, потом на это забили, и земля стала заболоченной.
В итоге на поле в 200 Га можно посеять только 50 Га. А для дрона это проблема. У него есть заряд аккумулятора, и если он летит ровно на одной скорости, то обрабатывает за 1 вылет 3 Га.
А если поля кривые он сделает 1,5 Га, но потратит столько же времени и столько же заряда.
Я сейчас как раз работаю на таком поле, фермер сказал, что если помогу, то за 2-3 года от отведет воду и сделает ровные поля.
4. Заправляем растворный узел
Когда поле прорисовано, приезжает вода с прицепом, заливает воду, химию и начинается работа.

5. Взлетаем
Итого оператор готовит полетное задание, указывает границы поля, задает нормы расхода жидкости или сыпучего вещества, а остальное работает автоматически.

Чаще всего работа идет ночью. Ветер меньше, и в поле точно никто не работает.

6. Пит-стоп
Аккумулятора хватает всего на 10 мин полета. Но за это время дрон успевает обработать около 3 гектар.
После 10 мин дрон возвращается на базу и тут все происходит, как на пит-стопе в гонках.
Один человек быстро заливает жидкость, например, с химией.

Другой человек меняет аккумулятор беспилотнику на свеженький. Батареи охлаждаем – они сильно нагреваются.

Нажимаем старт, и дрон начинает работу там, где закончил в прошлый раз.
Пит-стоп занимает 1 мин.
7. Следим за дроном
Обязанность оператора следить за параметрами температуры, расходом раствора, температурой батарей, количеством спутников.
Нужно менять батареи и заливать жидкость, остальное дрон делает сам
Когда дрон застрял в ветках, идешь 1,5 км в одну сторону, 1,5 км в другую.

8. Уезжаем
Когда обработка закончена, собираемся и уезжаем. Ждем хороший урожай
9. Послеполетная обработка

Инвестиции в бизнес на агродронах
Популярные модели сельхоздронов DJI и XAG.
DJI agras отличаются по вместимости бака:
t30 – бак 30л или 55 кг сыпучего/семян
t40 – бак 40л или 75 кг сыпучего/семян
и так далее

Стоимость всех узлов дрона – 400 000 ₽. Столько будет стоить, если детали купил в Китае, а здесь собрал.
Но дрон стоит от 2,2 млн ₽.
То есть 1,8 млн ₽ – это ПО+постановка на учет+налоги.
Итого, чтобы обработать 7 000 Га, которые я уже обработал в этом сезоне, понадобится 8,55 млн ₽ инвестиций.

Я что-то брал б/у, что-то арендовал у знакомых, например, машину, поэтому уложился в 4 млн ₽. Но расписал так, если делать с нуля.
Трудности в связи с событиями
Когда мы каждый день слышим: здесь сбили дрон, там сбили дрон, кажется, что бизнес на агродронах – это что-то очень опасное.
Но высота и скорость полетов мирных дронов совсем другая. Они ближе к трактору, чем к тому, что сейчас сбивают.
Но бюрократических проблем все равно много. Помимо оформления всех документов, нужно обязательно согласовывать все полеты, в разных регионах по-разному:
Росавиация, Полиция, ФСБ, Администрация, Ространснадзор, Минсельхоз.
Разрешения получал отдельно по 12 регионам
Если не уделить разрешением достаточно внимания, можно объяснять, что ты тут делаешь, уже лежа с руками за головой и под звуки взведенного затвора.
Сейчас БПЛА плохо регламентируются, ДПСники видят дрон и сразу напрягаются.
Да я сельхозник, понюхайте, как воняет дрон, вот все документы у меня 6 корочек разных учебных центров.

Но законодательство потихоньку идет на встречу, уже ввели экспериментальный правовой режим в 12 регионах для агродронов.
Хозяйства ставят свой трекер, чтобы всегда знать, что где летает и в случае чего кому надо это показать.

?Еще 70+ честных интервью с предпринимателями на канале “Упал, поднялся”. Подпишитесь, чтобы не потерять.
Себестоимость 1 Га работы дрона
По-хорошему один экипаж, в который мы вложили 8,55 млн ₽, может делать от 7 000 Га до 10 000 Га за сезон, посчитаем по минималке.
Зарплата пилотов
Нужен один пилот и один инженерно-технический специалист (заливальщик).
Плачу 200 ₽ за 1 Га и 700 ₽ в сутки, когда работы нет.
Это еще примерно +30 ₽ к гектару.
Для удобства посчитаем 230 ₽ за 1 Га.
В среднем экипаж делает 150 Га за ночь, так выходит зарплата 30 000 ₽/смена на двоих.
Но пилот материально ответственен. Если разобьет дрон, ремонт – 300 000 ₽.
Командировочные
В поле нужно есть, спим в гостинице.
Закладываю 3 500 в день.
Рассчитаем минимальную выработку – 80 Га
Итого командировочные на 1 Га: 3 500 ₽ / 80 Га = 43,7 ₽
Расходники
Масло для зарядной станции (Замена 1 раз в 50 часов) – 14 000 ₽ на 21 000 Га.
За 1 Га = 0,7 ₽
Расходники на генератор (700 часов, 5 воздушных фильтров и 8 топливных) – 9 300 ₽ на 21 000 Га
За 1 Га = 0,44 ₽
Бензин на генератор
330 гр на 1 Га.
55 ₽/литр * 0,33 = 18 ₽ за 1 Га.
Бензин на машину
Средний выезд – 100 км туда и обратно. Когда-то далеко ехать, когда-то рядом.
Много по полям, и средний расход – 20л на 100 км.
1 литр = 55 ₽
Расход на 100 км = 1 100 ₽.
Если едешь обработать 1000 Га, то выгодно:
1 100 ₽ / 1000 Га = 1,1 ₽
А если едешь обработать 100 Га, то не очень выгодно:
1 100 ₽ / 100 Га = 11 ₽ на 1 га.
Я закладываю 16,5 ₽ за 1 Га, так как часто едешь дольше.
Итого расходники: 0,7 ₽ + 0,44 ₽ + 18 ₽ + 16,5 ₽ = 35,64 ₽ за 1 Га.
Маркетинг
Или это маркетолог, или вы тратите своё время на обзвоны, поездки, личные контакты, подарки агрономам.
Взял 10 ₽/Га, может выйти дороже.
Ремонт
Дрон может упасть в подсолнух и при приземлении сломать лопасть. Чем больше в этот момент заполнен бак, тем тяжелее повреждения.
На ремонт дрона закладываю 300 000 ₽ за 3 года.
Это текущий ремонт и 1 падение дрона.
На 2 дрона получается 600 000 ₽.
На ремонт зарядной станции и батарей закладываю 75 000 ₽.
На ремонт машины закладываю 300 000 ₽ за 3 года.
Даже если в одном сезоне ничего не делали, то за 3 года коробка, раздатка или ещё что-нибудь отвалится + расходники + шины.
Итого за ремонт: 600 000 ₽ + 75 000 ₽ + 300 000 ₽ = 975 000 ₽
Итого ремонт на 1 Га: 975 000 ₽/ 21 000 Га = 46,4 ₽ за 1 Га.
Риски некачественной работы бригады
Когда-то атомайзер заклинил, когда-то ветром сдуло на соседнее поле и необходимо компенсировать (взял такой случай 2 раза за 3 года).
300 000 ₽ 2 раза в 3 года.
Итого риски: 300 000 ₽ / 21 000 Га = 14,3 ₽ за 1 Га
Можно неправильно внести химию, а это покупать химию за свой счёт и все переделывать.
Страховка дрона
20 000 ₽ за 2 дрона в год. 60 000 ₽ за 3 года
То есть 60 000 ₽ / 21 000 Га = 2,8 ₽ за 1 Га.
Штрафы
Заложил 10 ₽ за 1 Га.
Оформление документов
СВП (60 000 ₽)– свидетельство внешнего пилота
СЛГ (90 000 ₽ за 1 дрона) – свидетельство летной годности
и пр.
Итого на 1 дрон – 180 000 ₽. На 2 дрона – 360 000 ₽.
Итого: 360 000 ₽ / 21 000 Га = 17,1 ₽ за 1 Га
Амортизация оборудования
Все, что вы используете в работе, будет терять в стоимости. Например, период морального устаревания дрона – 3 года, далее воздушное судно слабо конкурентоспособно.
Поэтому амортизация считаю на 3 года.
– Дрон
Считаем, что за 1 сезон 2 дрона может облететь 7 000 Га.
Посчитаем среднюю стоимость дрона за 2,2 млн ₽. Итого 4,4 млн ₽ за 2 дрона.
Остаточная стоимость двух дронов через 3 года – около 1,2 млн ₽.
Потерянная за 3 года стоимость дрона: 2,2 млн – 600 000 ₽ = 1,6 млн ₽.
За 2 дрона – 3,2 млн ₽.
Всего за 3 года 2 БПЛА облетят 21 000 Га.
Дальше делим потерянную стоимость дронов на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация 2 дронов: 3,2 млн ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га за 3 года= 152,4 ₽ за 1 Га
– Зарядная станция и батареи
Ресурс станции – 3 года = 21 000 Га.
Цена станции – 350 000 р.
Цена 6 батарей (на 2 дрона) – 1 200 000 ₽.
Цена набора = 1 550 000 ₽.
Остаточная стоимость набора через 3 года – 410 000 ₽.
Потерянная за 3 года стоимость станции: 1 550 000 ₽ – 410 000 ₽ = 1 140 000 ₽.
Дальше делим потерянную стоимость станции на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация станции = 1 140 000 ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га = 54,3 ₽ за 1 Га.
– Прицеп с растворным узлом
Стоимость прицепа – 950 000 ₽.
Через 3 года остаточная стоимость 150 000 ₽.
Потерянная за 3 года стоимость узла: 950 000 ₽ – 150 000 ₽ = 800 000 ₽.
Дальше делим потерянную стоимость узла на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация узла: 800 000 ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га = 38 ₽ за 1 Га
– Автомобиль для перевозки растворного узла
Ср. стоимость машины – 1 500 000 ₽.
Эксплуатация 5 месяцев в год + 2 месяца поиск клиентов.
Удешевление за 7 месяцев = 115 000 ₽ + доп. удешевление по причине езды по бездорожью (царапины и т.д.) 50 000 ₽ в год.
Потерянная за 3 года стоимость машины: (115 000 ₽ + 50 000 ₽) * 3 года = 495 000 ₽.
Дальше делим потерянную стоимость машины на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация машины: 495 000 ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га = 23,6 ₽ за 1 Га.
– Итого амортизация оборудования:
152,4 (дроны) + 54,3 (зарядный набор) + 38 (прицеп) + 23,6 (авто) = 268,3 ₽ за 1 Га.
Итого себестоимость 1 Га обработки агродроном с учетом всех расходов составляет – 678,24 ₽.

Доходы от агродрона
Сельское хозяйство – сезонная работа, поэтому летать на дронах можно апрель – октябрь, перемещаясь с юга на север страны.
У меня есть идея, как работать круглый год – работа с садами и работа в другой стране в несезон, например, в Малайзии. Дрон там можно купить на месте и дешевле.
Обычно фермеры терпят до последнего, а когда уже потери очевидны, разом начинают искать дроноводов.
Самое выгодное – крупные заказы. Это меньше разъездов, меньше себестоимость за 1 Га, а значит, больше прибыли.
За сутки можно обработать 130 – 300 Га. Мой личный рекорд – 380 Га за ночь 13 часов.
За сезон от 7 000 до 10 000 Га. При средней цене – 1 200 ₽ (уже за вычетом налогов), можно сделать выручку от 8,4 млн ₽ до 12 млн ₽.
Клиенты с Авито, сайта, звонки, поездки по хозяйствам с предложением, потом сарафанное радио.

Сколько можно заработать на агродронах ?
Итак, всего за сезон описанный экипаж делает от 7 000 Га.
За 1 Га я беру 1500 ₽ с НДС (20%). НДС позволяет брать крупные заказы.
То есть общая выручка составит: 1 500 ₽ * 7 000 Га = 10 500 000 ₽.
Выручка после уплаты налогов = 10 500 000 ₽ – 20% (НДС) = 8 400 000 ₽.
Себестоимость 1 Га = 678,24 ₽.
Расходы на 7 000 Га = 678,24 * 7 000 Га = 4 747 680 ₽.
Чистая прибыль за сезон = 8 400 000 ₽ – 4 747 680 ₽ = 3 652 320 ₽
Прошу отметить что тут уже посчитана амортизация, то есть риски и удешевление оборудования мы уже заложили.
Так как изначально мы вложили в предприятие 8,55 млн ₽, это значит окупить вложения тут можно чуть больше чем за 2 года.
Сводная таблица доходов/расходов/прибыли/окупаемости – на канале Упал, поднялся, подписывайтесь.
Когда я начинал, мне казалось, что это супервыгодная тема, но когда все посчитаешь окупаемость и доходность получается не то чтобы высокой. Хотя, на мой взгляд, мирных дронов должно скоро стать в десятки раз больше.
Спасибо, что прочитали, а я полетел, сегодня в ночь ещё 150 Га.

Красота
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с Л. Гоминюком, владельцем бизнеса на агродронах.
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Если вам понравилась эта история, вы можете прочитать и другие истории на канале:
– Вспомнил школьную физику и теперь продаю горячий воздух на Авито на 12 млн в год
– Как я зарабатывал 13 млн в год на любителях пассивного дохода
– На меня трудится 1 000 работников, хотя они думают, что работают на себя
В блоге уже больше 70 бодрых историй из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подпишитесь на канал, так вы поможете продолжать эту работу, спасибо.
Комментарии (12)
Krasnoarmeec
21.07.2025 15:07Я понимаю, вопрос не к Вам, но почему используются дроны на аккумуляторах, а не на бензине?
AVAF
21.07.2025 15:07Бензиновый будет весить более 30кг
Krasnoarmeec
21.07.2025 15:07Я лентяй, извините, спросил ЧатЖОПТ: "Сравни ёмкости аккумулятора и бензина в Ватт/час на грамм"
Ответ: Бензин содержит в ≈ 60 раз больше энергии на грамм, чем Li-ion аккумулятор.
Не, я понимаю, там, в бензиновых движках и механика другая и всё такое, но в пору моего детства в кружках авиамоделирования делали что-то летающее на эфире, причём летало это те же 10 минут, а весило грамм 200.
Моё недоумение было в том, что может быть дрон на бензине, весом в 30 кг будет летать больше 10 минут?
Ilya_JOATMON
21.07.2025 15:07Винты все равно приводятся электромоторами. Так что бенз мотор + генератор + бак или просто аккумы.
Krasnoarmeec
21.07.2025 15:07Я лентяй, потому задал ЧатуЖПТ вопрос:
Начиная с какой массы использование аккумуляторов для квадрокоптеров становится невыгодным?
И второй, чтобы убрать двусмысленность с количеством моторов на квадрокоптере:
Повтори, пожалуйста, эти расчёты для 4-х двигателей (квадрокоптер же!).
Ответ ЧатаЖПТ:
Для квадрокоптера на 4 моторах, начиная примерно с 6.5–7 кг взлётной массы, применение бензиновой силовой установки становится энергетически выгоднее аккумуляторов.
При чём тут "Винты все равно приводятся электромоторами." я так из Вашего ответа и не понял. Поясните, пожалуйста.
borisbokarev
21.07.2025 15:07Это называется гибридная установка. Теоретически эффективна не через 6.5 кг, а после 18. Надо учитывать удельный вес ДВС на Вт мощности. На практике сильно сложно в конструкции (увеличение количества систем) и применении (перевозка, эвакуация при аварии и т.п.). Операционная модель и при 10 мин полетах практически не оставляет места бездельничать. Поэтому только большие агрохолдинги со своим парком только начинают тестировать гибриды. Плюс надо чтобы ИИ подтянулся и мог сам вместо автора с джойстиком...
vesowoma
21.07.2025 15:07Так и тут явно больше 30 кг. Из DJI только младшая модель впишется в 30 кг. В названии Тхх ХХ - это примерно полезная нагрузка в кг.
ИИ подсказал:
n0isy
21.07.2025 15:07Ой там столько негативных вещей в двигателе внутреннего сгорания. Но хотя бы как управлять тягой каждого из 4 винтов в отдельности? 4 вариаторных коробки передач?
EurasiaN
21.07.2025 15:07Возможно, ограничение в 10 минут на полёт - больше из-за вместимости бака с химией/семенами. Иначе можно было придумать батарею помощнее либо вторую заколхозить.
nikolz