Раскрываю тему «рисков» разработки ПО в сравнении с.. киноиндустрией. Чтобы дорогие читатели наконец одумались, устыдились и более никогда не заморачивались этой воображаемой проблемой.

Софт и кино
Поскольку автор с недавних пор делает первые шаги в киноиндустрии — стал регулярно общаться с различными представителями мира искусства кино, от актеров и каскадеров до сценаристов с режиссерами.
Таким образом появилась уникальная возможность сравнить реалии и риски кинопроизводства с «мышиной возней» и крохоборством родного ИТ. Об интересных выводах по итогам такого сравнения и будет эта статья.
Кстати фото с персонажем «Суховым» из х\ф «Белое солнце пустыни» стоит в шапке статьи не просто так — исполнитель главной роли Анатолий Кузнецов не должен был ее играть, поскольку на эту роль был утвержден совсем другой актер.
Но.. тот запил, подрался и потерял товарный вид в первый же день съемок.
В замечательном ролике ниже детально рассказывается о съемках сего эпохального фильма, откуда рядовому айтишнику можно почерпнуть много интересного:
Раскрываются такие замечательные вещи как:
утрата уникального реквизита и декораций (пулемет);
укусы ползучими гадами членов съемочной команды;
сложные условия отдельных съемок, которые затем еще пришлось повторно переснимать;
непредсказуемость внешних обстоятельств, например внезапно расцветающая пустыня (раз в 30 лет).
И много еще всякого интересного, отлично иллюстрирующего реалии кинопроизводства, где каждый этап работы это натурально 50% риск из известного анекдота про женскую логику:
— Какой шанс встретить на улице розового верблюда зимой в Питере?
— 50 процентов. Либо встречу либо не встречу.
На практике выходит полная непредсказуемость как каждого шага так и всего процесса кинопроизводства целиком. Плюс сильная зависимость от обстоятельств, команды и отдельных персонажей.
Которые натуральным образом доставляют, но только не поднятие настроения окружающим а серьезные проблемы.
Дело даже не в профессиональных качествах отдельных героев, кои часто отсутствуют: актер играющий «Абдуллу» — главаря разбойников не умел ездить верхом и первый раз сел на коня прямо на кинопробах.
А ведь в х\ф «Белое солнце пустыни» было множество сцен с лошадьми, включая стрельбу в седле, так что навык являлся критически важным. Нужного навыка у ключевого актера не оказалось, но кино при этом есть, представляете?
Дело в том что для производства кино нужно филигранно соединить место, время и людей, которые очень легко выходят из необходимой кондиции:
болеют, уходят в запои, впадают в депрессию и становятся негодными для съемок.
Место съемки может самым непредсказуемым образом прийти в негодность либо стать недоступным — откажут в аренде в последний момент или ураган снесет половину декораций, как это случилось во время съемок «Пиратов Карибского моря», для примера.
Часто до места съемки еще надо доехать — зрителю внезапно не очень интересно смотреть на соседний подъезд панельного дома, поэтому ради хороших кадров приходится забираться в самые невероятные места, таская на себе все необходимое оборудование.
Личный опыт
Даже мой личный (и очень скромный) опыт показывает, что любое мероприятие, как-либо связанное со съемками на локации может закончиться самым непредсказуемым образом:

Через два часа после завершения этого съемочного дня, буквально в 30 метрах от места съемок началась.. подпольная рейв-вечеринка!
на территорию заброшенного завода где снимали эту сцену, подъехали левые чуваки с диджейской «вертушкой», огромными колонками и бензиновым генератором, затем начал подтягиваться простой народ — через 20 минут после последней сцены начался рейв и туса.
Следующий день оказался еще более эпичным — как только мы приехали на место (песчаный пляж под Питером) оказалось что все оцеплено и заблокировано военными а где-то на соседней сопке работает ПВО.
Поскольку на второй день автор сам уже не снимался — он работал «звуковиком», бегал с выносным микрофоном, помогая оператору писать звук.
Жужжание комплекса ПВО мы потом еще долго вырезали на монтаже.
Всего лишь два дня реальных съемок на локации дали такой набор проблем, который в ИТ-проекте привел бы к немедленному закрытию — задумайтесь об этом на минутку.
Но вернемся к рискам.
С временем съемок тоже все не так просто:
у всех более‑менее известных актеров есть график съемок — они снимаются в нескольких фильмах параллельно, поэтому не так просто чего‑то сдвинуть, переснять или переделать если сцену не получилось снять сразу.
Бывает, что отдельные актеры по тем или иным причинам больше не могут участвовать в съемках — поругались с режиссером, травмировались, серьезно заболели или даже.. умерли.

Как это произошло с актрисой, играющей «маму Ливию» в сериале The Sopranos, умершей во время съемок этого сериала.
Получается что отснятый материал с ушедшим в мир иной актером есть и его много, но возможности доснять кино или новые серии с его участием — уже нет.
Расклады при таком положении дел откровенно печальны:
полная пересъемка с новым актером, вырезание старого из уже отснятых сцен либо сложный и дорогой монтаж со спецэффектами.
Разумеется оба этих варианта — крайне рисковые и непредсказуемые, особенно по меркам ИТ-отрасли, но даже на такие риски идут в киноиндустрии.
Ради искусства или прибыли для — выбирайте сами.

Оборудование
Непросто и с киношным оборудованием, которое легко выходит из строя и ломается в самый неподходящий момент а записанный материал теряется либо приходит в негодность.
Безвозвратно.
Не пробовали поработать на ноутбуке посреди каких-нибудь тропических джунглей? Или в Заполярье при -50?
В съемочном оборудовании внезапно точно такие же чипы и электронная начинка с пластиком как и в вашем ноутбуке, на которую точно также действует и влажность среды с перепадами температур.
А вам ведь еще нужно записать отснятый материал на носители в полевых условиях — прямо во время тропического ливня либо в палатке посреди снежной бури.
Сотни гигабайт данных, в современных реалиях высоких разрешений.
Либо куча катушек с аналоговой пленкой если режиссером выступает Квентин Тарантино, радикально уважающий старую школу.
Успех проекта
Ну и наконец самое веселое:
после всех затрат и усилий на постановку, съемки и монтаж — нет гарантий успеха у простого зрителя.
Это не «MVP за месяц» или ваше любимое «кряк-кряк и в продакшн», это годы работы огромной и дорогой команды: от раскадровок и планирования до самих съемок и последующего монтажа.
И все это, вся эта работа может мгновенно улететь в трубу если по какой-то причине не понравится зрителю.
Причем в отличие от ИТ, в киноиндустрии много персональной ответственности:
провальный фильм может запросто загубить карьеру главных актеров, режиссера и сценариста.
Что немедленно и радикально скажется на их гонорарах и выделяемых на новые фильмы бюджетах а череда провалов вообще на всем этом ставит жирный крест.
Поэтому все ключевые действующие лица, участвующие в кинопроизводстве — актеры, режиссеры, продюсеры, сценаристы постоянно из фильма в фильм рискуют.
Рискуют потерять не просто текущую работу, а вообще все дальнейшие перспективы если что‑то пойдет не так и кино провалится в прокате:
окажется неактуальным, выйдет в неправильный момент или просто не понравится зрителю и/или критикам.
Теперь, после всего описанного выше давайте поговорим про так называемые «риски» разработки.
Риски разработки
Программы пишут программисты — (внезапно) обычные офисные клерки, просиживающие задницу в обычном офисе, где они работают каждый день с 9 до 5 расписанию.
Никаких специальных условий для такой работы не требуется — ни сверхдорогого профессионального оборудования, ни сложного монтажа сцены с постановкой света, ни работы костюмеров и подбора реквизита.

Даже самый сложный софт вроде операционных систем и компиляторов создается на самом обычном офисном компьютере, сидя за обычным офисным столом и в офисном же кресле.
Редко когда появляется необходимость подключать какое-то дополнительное оборудование.
Что может пойти не так при разработке ПО?
Не поверите но всего одно: выход за согласованный бюджет и сроки.
Все, никаких других рисков нет, рисков полного провала для программного проекта — не существует в природе:
любой проект в ИТ на любой стадии всегда можно заморозить, поставив разработку на паузу а затем оживить и доработать. Даже через пару десятков лет.
ПО это продукт без срока годности, который не умирает, не протухает и не горит, даже серьезно испортить его проблематично.
Нет и привязки к авторству — всем (от пользователей до владельцев) глубоко фиолетово, что начинали писать код одни разработчики, основную часть сделали другие а заканчивали проект уже третьи. Это даже близко не сопоставимо с пересъемками с другим актером или сменой режиссера.
Практически нет рисков что «софт не понравится» пользователям, например в случае корпоративной разработки пользуют настолько страшных технологических крокодилов, что не позарился бы даже пьяный австралийский матрос 19го века после двух литров рома.
И ничего, все живы.
Нет и рисков связанных с персональной ответственностью — разработчики любого уровня совершенно спокойно рассказывают об участии в провальных проектах, что никак не сказывается на их перспективах и будущих зарплатах.
Даже нет столь жесткой зависимости от уровня исполнителя как в кинобизнесе:
ИТ-проект можно начать руками студентов, затем доводить до ума с нормальными разработчиками — частая и популярная практика для стартапов.
С кино так не получится, поскольку нельзя половину фильма снять с помощью стажеров, вставляя звезд «куда‑нибудь потом» — работа профи потребуется сразу, с первого же съемочного дня:
свет, звук, грим и сама съемка — все требует профессионалов для общего высокого уровня кинопродукции.
А в ИТ‑проекте — нет, в ИТ даже сама идея «сильной команды» вызывает вопросы и бурное обсуждение, т. е. точно не является общепринятым правилом отрасли.
Итого, эпилог и выводы
Никаких рисков в ИТ и при разработке ПО по сравнению с другими областями человеческой деятельности просто не существует в природе. Оглянитесь вокруг и представьте на минуту чем постоянно рискуют люди других профессий:
водители автобусов и грузовиков, пилоты самолетов, строители небоскребов и капитаны судов дальнего плавания.
Сотни и сотни людей каждый день рискуют своей жизнью и ставят на кон собственное будущее — капитан, утопивший доверенный ему корабль вряд ли потом найдет новую работу, в отличие от типичного айтишника, за плечами которого личное кладбище мертвых проектов.
Риски ведения любого реального бизнеса, связанного с физическими объектами и живыми людьми несоизмеримо выше любой разработки, поэтому даже заикаться о рисках в ИТ, что чего‑то там «возможно не получится» — откровенно смешно.
P.S.
Автор занимается разработкой ПО вот уже 25й год, что много по любым меркам — дольше чем живут на свете некоторые из читателей.
С таким стажем уже нет права на ошибку — я физически не смогу завалить вверенный проект, даже если ошибусь в каких-то мелочах.
Зная как обстоят дела в других профессиях и рассказав об этом вам дорогой читатель, очень надеюсь что хотя бы часть прочитавших перестанет воспринимать софт как постоянный источник проблем и перестанет забивать себе и окружающим голову о некий «рисках», связанных с разработкой ПО.
Все что касается ИТ (в отличие от реальной жизни) всегда поддается исправлению — абсолютно все можно починить, переделать или обновить.
Всегда есть варианты и практически любые технические проблемы так или иначе решаемы. Помните об этом и не ведитесь на вбросы.
Более вольный оригинал как обычно в нашем блоге — пишите если будут вопросы, связанные с разработкой ПО.
Комментарии (28)
vadimr
19.07.2025 12:20Фильмы бывают разные и программы бывают разные. Почему вы сравниваете высокобюджетный фильм для проката с офисным MVP? Сравните с управляющей программой ядерного реактора.
В кино, насколько мне известно, тоже есть масса народа, кроме съёмочной группы, работающая в офисе.
alex0x08 Автор
19.07.2025 12:20Потому что программа для ядерного реактора не создается на пустом месте и с новыми персонажами, не поверите.
Вся история ИТ и разработки ПО это реиспользование и доработки существующего опыта, но не поиск "чего-то нового" со всеми сопутствующими рисками.
mstat
19.07.2025 12:20В разработке ПО куча рисков.
Ошибка в разработке ПО управления элеронами (например) в самолётостроение приводит к катастрофе. При разборе полетов посадят кого-то из команды разработки (по крайней мере в нашей стране)
Ошибка в разработке ПО для финансовой аналитики для типа крутых бизнесменов может привести к тому, что люди потерявшие деньги из-за вас просто вас пристрелят.
Ошибка в разработке в игре, когда один из игроков потеряет весь шмот, лут и прочие виртуальные прелести может привести к тому, что нестабильный психически игрок самовыпилится. А его родитель придет к вам с дробовиком и снесет вам голову.
И таких примеров куча. Примеры 2 и 3 из реальной жизни. Можете поискать в интернете. Человек каждый раз принимая любое решение подвергает себя риску.
И не нужно путать горячее со сладким...
alex0x08 Автор
19.07.2025 12:20Ну давайте разберем.
Ошибка в разработке ПО управления элеронами (например) в самолётостроение приводит к катастрофе.
Поэтому все рабочие системы в самолете дублируются, в случае самолетов гражданской авиации - неоднократно.
Каждая катастрофа внимательно изучается и расследуется и пока ни одного случая, когда разработчик ответил бы за падение самолета мне не известно.
В советсткие времена за такие инциденты всегда отвечало руководство и сажали именно его, но не рядовых инженеров.
Ошибка в разработке ПО для финансовой аналитики для типа крутых бизнесменов может привести к тому, что люди потерявшие деньги из-за вас просто вас пристрелят.
ПО реально отвечающее за чистую прибыль - невероятная для всей отрасли редкость, обычно софт выступает всего лишь приложением к работающему бизнесу.
Но даже в столь редком случае, если вдруг найдется недочет или даже серьезная ошибка в таком софте — карать разработчиков никто не будет, поскольку дураков, режущих
«кур несущих золотые яйца» среди «типа крутых бизнесменов» не бывает.Третий пункт комментировать не буду — это не более чем ваше воображение.
fixikus
19.07.2025 12:20Вы 25 лет кнопочки красили? Сюдя по Вашей статье - да. Я за свои 10 лет, загибайте пальцы: успел поучаствовать в разработке крупнейшей BI- системы которую использует гос сектор, цб, крупные банки и т.п.; разрабатывал софт для оборонки; разрабатывал оборудование для системы МДЛП (ведущий разработчик); реинжинирил систему учета операционных затрат для крупнейшей газово-нефтяной компании в роли тимлида)) а когда после 3 лет упорной работы над своим стартапом в области трейдинга, получив иностанные инвенстиции в десятки тысяч долларов, лишился их в 2022, вынужден был снова идти работать в найм, так как люблю свою Родину, без шуток (мог бы свалить за бугор), работу тогда, кстати, было не просто найти, а платить по финансовым обязательствам было нужно, как и семью кормить, была мысль на фронь идти, но работа меня нашла сама) Сейчас занимаюсь расчетом поглощенной дозы радиации для космических аппаратов, чтобы оборудование и космонавты себя хорошо чувствовали. Вот как то так. А вы лучше идите фильмы снимайте, там ответственность только перед инвесторами и своим кошельком. И да, сможите ли вы снять такой же фильм как раньше снимали? В начале века? Когда реальные люди ложились под реальные рельсы паравоза? Я очень сильно сомневаюсь, и не потому что не хотите, а потому что просто не дадут, а если снимите, то не монитезируете, еще и засудят
alex0x08 Автор
19.07.2025 12:20Вы 25 лет кнопочки красили?
Неужели так сложно посмотреть профиль? Если мало то вот еще. На сайте есть примеры проектов, на гитхабе - примеры кода, созданного лично мной.
То что вы описали ниже после "за свои 10 лет, загибайте пальцы: " на самом деле очень характерно для ИТ, включая итоговое печальное положение - оно у вас далеко не самое печальное но и не самое лучшее из виденных.
Но есть один важный нюанс: на вас все эти перипетии никаким образом не повлияли, верно?
Каким были таким и остались через все эти 10 лет, включая кругозор, интересы и даже уровень интеллекта. А все потому что рисков-то нет )
Ничего бы с вами инвесторы не сделали даже за просер нескольких миллионов, не то что тысяч.
Когда реальные люди ложились под реальные рельсы паравоза?
Это долгая история и уже не для формата Хабра, если кратко то нет.
Но причины тут не деньги а целый комплекс: от изменившейся физиологии до озверевшей страховой (как вы правильно заметили) и просто других ожиданий от кино.
fixikus
19.07.2025 12:20Хмм, интересно, конечно, вы рассуждаете, то что предметные области вообще никак между собой не коррелируют вас не смущает - от BI аналитики до моделирования физических процессов? Мало того, я писал разные уровни софта, от микроконтроллеров до распределенных систем. "Ничего бы с вами инвесторы не сделали даже за просер нескольких миллионов, не то что тысяч." - я до таких факапов не опускался, ничего сказать не могу, возможно у вас есть такой опыт. В моем случае сумма факапа бы в экран калькулятора не влезла, не говоря о человеческих жизнях. По поводу кругозора - очень люблю физику (участвовал в областных олимпиадах), изобразительное искусство (10 лет художественной школы), книги, музыку(чисто для души - электрогитара), программирование мне в этом очень часто помогает, как ни странно). Что в вашем понимании развитие как личности? На мой взгляд, современный кинематограф не способствует ее развитию, ни создателей ни потребителей. Это уже давно конвейер, сюдя по количеству и качеству того, что выходит на экраны
alexcd8x
19.07.2025 12:20В статье почему-то не учитываются вероятности, а написана она так словно на съёмках каждый день цветет пустыня и гибнут каскадеры. Тогда как в разработке срыв сроков вполне рядовой случай.
alex0x08 Автор
19.07.2025 12:20Ну почему-же не учитываются?
Какова вероятность, что на локацию внезапно заедет караван рейверов?
50/50 - либо случится, либо нет.
Тогда как в разработке срыв сроков вполне рядовой случай
Который по большому счету ни на что не влияет и ни к чему серьезному не приводит.
Ну сорвали вы сроки — что дальше?
Kerman
Не смешно. Надо разделять вероятность риска и влияние плохого результата на дальнейшую деятельность. Риски в айти - непредсказуемые, огромные по вероятности и нарастающие вместе со сложностью проекта. Попробуйте найти большой проект без просранных сроков.
Влияние в деньгах на бизнес выше, это правда. Но это компенсируется прибыльностью бизнеса. Бизнес не будет делиться неожиданно высокой прибыльностью с линейным программером, он заберёт всё себе. Как следствие - он не в праве штрафовать программера, если у него появилась куча подводных камней. Да и вообще, программер обещал менять часы работы на деньги, а не впахивать на успех бизнеса.
alex0x08 Автор
Сейчас возможно будет очередной «срыв покровов»: не бывает сложных проектов без предистории и на пустом месте. А значит кто‑то этот сложный проект до вас много лет создавал и затем поддерживал — точно есть и компетенции и цифровой след и понимание что с этим делать.
А что вы будете делать например с ураганом или наводнением?
Про сроки в статье описано - срыв сроков и бюджета это и есть единственный возможный риск в ИТ.
Kerman
Например я. Что это меняет в области рисков?
То же, что и все остальные - страховать.
А что, бывают другие риски, кроме сроков и бюджета?
Ну давайте, расскажите про риски бизнеса, которые не в бюджет и не в сроки упираются.
alex0x08 Автор
Смерть одного из главных актеров, для примера. Потеря локации, потеря отснятого материала.
Понимаю что вы (как программист) сейчас сведете все к бюджету, но в реальности он не бывает резиновым даже у олигархов, плюс кино это химия, где смена ключевых персонажей = смене ингредиентов и итоговое варево может и не сработать.
Kerman
Бюджет
Сроки, возможно бюджет
Это не я свёл к бюджету. Это вы. Это вы сказали, что в айти только к срокам и бюджетам риски сводятся. Они точно так же к рискам и бюджету сводятся, как и у бизнеса, даже просто потому, что айти - часть бизнеса.
Вопрос: а зачем все эти пафосные речи? Зачем пренебрежение к айтишным рискам, которые существуют и находятся с нами в одной комнате?
alex0x08 Автор
В то лето, когда происходили описываемые съемки случилась трагедия - в Сочи при исполнении сложного трюка погиб один из знакомых каскадеров, ребята долго это обсуждали.
Миг и человека больше нет.
В ИТ даже близко сопоставимого риска нет и быть не может - люди все также хотят каждый день на работу в стеклянные офисы, временами меняя локации.
С внезапной смертью на работе вы врядли столкнетесь.
Kerman
А, то есть лид проекта не может попасть под автобус, да?
alex0x08 Автор
Может, но на проект это никак драматически не повлияет.
Kerman
Замена каскадёра тогда тоже не повлияет.
В чём разница?
alex0x08 Автор
Разница в шансах: для каскадера риск умереть на работе кратно выше.
Kerman
Окей, верно. Но я не про это спрашивал. В чём разница для проекта?
alex0x08 Автор
Ну давайте поясню, видимо айтишники действительно настолько далеки от реальности.
Погиб человек, что само по себе ЧП и влечет за собой открытие уголовного дела.
Место происшествия оцепят, съемки остановят, всех присутствующих будут таскать по допросам.
Если был постановщик трюков (в том случае не было) - он точно будет крайним и рискует сесть в тюрьму.
Насколько серьезно это может повлиять на итоговый результат в виде кино или сериала - решайте сами.
Мне известны самые разнообразные варианты исхода, начиная от полной отмены съемок до глобальных переделок и задержек с выпуском.
Kerman
Ага, только нового каскадёра обучать - это дни. А вот нового лида вкурить в курс дела - год. При большом проекте.
Вы там переживёте оцепление, надо будет - постановщика найдёте нового.
Я не понимаю вот чего: а зачем вы так пренебрежительно относитесь к рискам в айти?
Зачем опять вы переходите на личности? В прошлый раз мы мне советовали обратиться к лечащему врачу. Зачем так?
Может быть это вы далеки от реальности айтишной и не понимаете, что тут риски не меньше по амплитуде?
alex0x08 Автор
Только почему-то второго Джеки Чана нет до сих пор а трюки знаменитого Бастера Китона не смог повторить никто из современных каскадеров.
А если я скажу что их просто нет?
Ну вот так просто: физически нет таких, совсем и вообще. Есть задача снять кино с трюками а постановщиков нет.
И что дальше?
И обучить с нуля нереально, поскольку учатся они только на реальных проектах и в большинстве своем это суровые дяди в возрасте.
Kerman
А, вы Джеки Чана снимаете? Снимаю шляпу, молодцы!
Лида тоже может и не быть. Ну вот вообще. И никто не понимает, что с этим кодом делать. Ну вот физически нет.
Лид ушёл. Что вы будете делать?
alex0x08 Автор
Вы вообще осознаете что есть существенная разница между сидением попой на стуле в офисе и другими видами деятельности?
А если самого офиса больше нет — физически нет, тк снесло ураганом?
Ощущаете разницу в сложности?
Kerman
Если вы говорите, что разработка - это сидение попой на стуле, ты вы - недалёкий мудак.
Всего хорошего.