Китайский электромобиль электромобильного цвета
Китайский электромобиль электромобильного цвета

На Хабре много статей про китайский автопром (@AlekseiPodkletnov, спасибо!) и электромобили, обычно в плоскости их успехов за рубежом или в сравнении с другими марками. И почти ничего нет о том, как такой автомобиль воспринимается в той среде, где его произвели — то есть в КНР: сколько стоит зарядка, например. Я живу в восточной части Китая и весной купил свой первый EV. Расскажу, как всё это работает на практике.

Что за машина

Я выбрал Geely. Это наш "местный" автоконцерн провинции Чжэцзян, хотя сборка моего экземпляра осуществлялась в провинции Сычуань. Далеко не все заводы сосредоточены "в правой части" страны.

От Сычуаня до Чжэцзяна ~2000 км.
От Сычуаня до Чжэцзяна ~2000 км.

Модель называется 吉利星愿 — официального английского названия у неё нет, но в англоязычной среде чаще всего её зовут Geely Starwish. Вот её краткий обзор от англоязычного блогера, живущего в Китае. На капоте написано Geome, это их суб-бренд.

Geely Starwish

По местным стандартам это автомобиль класса А (длина кузова 4000 до 4500 мм). Есть ещё класс А0 (до 4000 мм). Я брал такой на тест-драйв, но для семьи с ребёнком это совсем тесно.

Geely Panda класса А0, там и второй ряд сидений есть.
Geely Panda класса А0, там и второй ряд сидений есть.

Немного технических деталей

Все подробности под катом

⚙️ Основные характеристики

Модель

Geely 星愿 Ultra (Starwish Ultra)

Запас хода (CLTC)

410 км

Ёмкость аккумулятора

40.16 кВт⋅ч

Привод

Задний (RWD)

Максимальная мощность

85 кВт

Максимальный крутящий момент

150 Н·м

Время зарядки с 30 до 80% (постоянный ток)

21 мин

Торможение

ONE BOX + CST, рекуперация с регулировкой

? Ходовая часть

Параметр

Значение

Передняя подвеска

Макферсон

Задняя подвеска

Независимая, многорычажная

Рулевое управление

Электроусилитель (EPS)

Тип тормозов

Передние: вентилируемые диски; задние: дисковые

? Зарядка

Быстрая зарядка (30–80%)

21 мин (DC)

Медленная зарядка

~7–8 часов (AC 220В)

Возможность зарядки от розетки

Да (через адаптер)

Внешняя розетка (V2L)

3.3 кВт

? Габариты и вместимость

Класс

A

Передний багажник

70 л

Задний багажник (основной)

375 л

Задний багажник (при сложенных сиденьях)

1320 л

Разделение заднего ряда

60/40

? Безопасность

Электронная стабилизация (ESC)

Да

ABS + EBD

Да

BA, CBC, ARP, BOC

Да

Контроль тяги (G-TCS)

Да

Ассистент старта в гору (HHC)

Да

Ассистент спуска (HDC)

Да

Камеры и парктроники

540° камера с обзором + задний парктроник

Система аварийного торможения (AEB)

Адаптивный круиз-контроль (ACC)

Да

Распознавание знаков и разметки

Да (TSI, LDW)

? Комфорт и технологии

ОС мультимедиа

Flyme Auto

Центральный дисплей

14.6" HD сенсорный экран

Виртуальная приборная панель

8.8" цветной экран

Навигация

Amap (с таймером светофора)

Поддержка HiCar / CarLink / FlymeLink

Да

OTA-обновления

Да

Электромобили классов A0 и A обычно имеют максимальный запас хода до 410 км по стандарту CLTC. У меня батарея именно такая. Как вы догадываетесь, 100% заряда на приборной панели не означает, что можно выехать из Ханчжоу и проехать 400 километров до Хэфэя на одном заряде.

Эти 400 километров не проехать на одном заряде
Эти 400 километров не проехать на одном заряде

Дело даже не в том, что китайский компьютер врёт. Просто расход сильно зависит от сценария.

  • По городу с пробками, остановками и светофорами — это самый экономичный режим. Торможение с рекуперацией экономит заряд. В таких условиях машина спокойно проезжает до 450 км на одном заряде.

  • По трассе на 100–120 км/ч ситуация другая: расход выше, рекуперации меньше. Местные говорят, что у запаса хода случается «скидка» — получается около 340 км максимум.

К счастью, зарядных станций не просто много, а очень много. Об этом стоит рассказать отдельно.

Карты Amap заботливо подскажут, где в дороге зарядиться
Карты Amap заботливо подскажут, где в дороге зарядиться

Зарядная инфраструктура

С 2011 года все электромобили в КНР должны поддерживать хотя бы один из двух портов по стандарту GB/T:

  • AC (медленная зарядка) — аналог Type 1 (Евро) /Type 2 (США), питание от 250/440 В, до 27 кВт.

  • DC (быстрая зарядка) — местный порт, до 1200 кВт.

Даже Tesla в Китае использует GB/T, никакой самодеятельности.

Быстрый (слева) и медленный (справа) зарядные порты стандарта GB/T в китайской версии Tesla
Быстрый (слева) и медленный (справа) зарядные порты стандарта GB/T в китайской версии Tesla

Конечно, множество зарядныхстанций «брендированы» — Tesla, Li-xiang, BMW и так далее, но это лишь для рекламы или продвижения своих мини-приложений в WeChat, а зарядить можно автомобиль любой марки.

Медленные зарядки

«Медленные» зарядные станции питаются фактически от обычной электросети. Их устанавливают:

  • на парковках ТЦ,

  • на частных местах в подземных паркингах,

  • возле жилых комплексов.

Сама зарядная станция компактная, висит на стене. Кабель относительно тонкий.

Медленная зарядка на парковке отеля
Медленная зарядка на парковке отеля

Большинство автопроизводителей дарят установку своей зарядной станции при покупке даже бюджетных моделей. Мне установили такую на подземный паркинг, где я арендовал площадку, и я плачу только за электричество по тарифам для физических лиц.

Персональная зарядка, активируется через приложение или NFC-картой
Персональная зарядка, активируется через приложение или NFC-картой

Моя машина заряжается от 20% до 100% примерно за 7–8 часов. Ночью тарифы на электричество значительно ниже, и у авто есть функция отложенной зарядки. Поэтому:

  • Вечером ставлю машину;

  • Подключаю кабель;

  • Кабель блокируется вместе с машиной (посторонний человек не вытащит);

  • Зарядка стартует по расписанию (например, с полуночи — когда тариф минимальный).

  • Утром отсоединяю и еду.

До конца зарядки осталось полтора часа.
До конца зарядки осталось полтора часа.

Через приложение (не от зарядки, а от городской электросети) видно расход:

35 кВт⋅ч = примерно 300 км хода = 11 юаней = то есть 44 рубля за 100 км.

При этом медленная зарядка на коммерческой станции днём будет существенно дороже. В поездке в соседний город я воспользовался зарядной станцией на парковке у отеля, и 25% мне обошлись примерно в 20 юаней, или 240 руб. на 100 километров. Причём стоимость электроэнергии здесь около половины, а остальное — «сервисные сборы» владельца зарядки. То есть даже ночью на них заряжаться всё равно не дёшево.

Быстрые зарядки

Выглядят массивно: толстый кабель, вентиляторы, дисплей. Как правило, принадлежат либо государственной электрокомпании или крупным брендам вроде Li-xiang. Обычно стоят на улице и в зонах отдыха на скоростных трассах.

Зарядка State Grid в зоне отдыха на скоростной междугородной трассе
Зарядка State Grid в зоне отдыха на скоростной междугородной трассе

Мой автомобиль заряжается с 25% до 100% за 45 минут, стоимость зависит от времени суток. Пример зарядки в поездке Ханчжоу → Чжоушань (270 километров)

  • Быстрая зарядка обошлась в 47 юаней (564 руб.)

  • Из них: 27,6 — электричество, 18 — сервисный сбор.

  • Тариф зависит от времени суток: утром 0.85 ¥/кВт⋅ч, днём — 0.25¥/кВт⋅ч.

Приложение зарядной станции с историей зарядок и тарифами
Приложение зарядной станции с историей зарядок и тарифами
Роботы, куда без них

Какая-то новая экзотика: самоходная зарядная станция, которая подъедет к вашему месту на парковке и "даст прикурить".

Чжоушань, 2025
Чжоушань, 2025

Можно ли зарядить от розетки?

Да. Есть такая штука, как «очень медленная зарядка» — кабель с адаптером, который подключается к обычной розетке. На даче, в деревне, через окно — почему бы и нет. Платите владельцу розетки по договорённости. Заряжает долго, но работает. Продаётся отдельно. А ещё может "раздавать" электричество для бытовых приборов, если захочется вскипятить чаёк в дороге, ведь прикуривателя в машине нет.

Полезная штука, если собрались к деревенским родственникам или в горный отель
Полезная штука, если собрались к деревенским родственникам или в горный отель

Как вы поняли, ответить на вопрос «сколько стоит зарядка» совсем по простому не получается. Зато вы уловили суть: ездить в пределах города и пользоваться своей ночной зарядкой радикально дешевле, чем отправляться в путешествие между городами и заряжаться в пути.

Зачем EV, если так сложно?

Крупные города Китая, такие как Пекин, Шанхай или Гуанчжоу, переполнены автомобилями. И в то же время правительство активно субсидирует электромобили и стимулирует население пересаживаться с ДВС на EV. Что же получается?

В Китае много машин. Ханчжоу, 2018
В Китае много машин. Ханчжоу, 2018

Например, в Шанхае для постановки автомобиля на учёт нужно купить номера. Буквально: раз в месяц проводится аукцион на небольшое количество номеров, и цена покупки автомобильного номера может оказаться в пределах 80-100 тысяч юаней.

Да, 1,2 миллиона рублей только за номер, не включая стоимость автомобиля.

В других городах вместо аукциона может быть лотерея: встаёте в очередь, участвуете в розыгрыше, если повезёт — сможете купить номера. Ждать можно годами. В Ханчжоу, где я живу, можно либо участвовать в аукционе (30–50 тысяч юаней), либо в лотерее (в среднем 1–2 года).

Есть ещё и множество других ограничений, вроде запретов на движение для чётных/нечётных номеров, запрет на въезд в центральную часть города с номерами из городских окраин...

А для электромобилей ограничений пока нет.

Плата за номер 200 юаней, получение в день обращения. Центр города открыт постоянно и вне зависимости от чётности номера. И 92-й по 8 юаней (90 руб.) за литр заливать не нужно.

ГИБДД выдаёт болты со специальной шляпкой, чтобы номер ночью не свинтили
ГИБДД выдаёт болты со специальной шляпкой, чтобы номер ночью не свинтили

Ко всему прочему, во многих городах действует нулевая налоговая ставка для покупателей электромобилей, то есть не нужно платить 10% налог «на приобретение транспорта» и 13% НДС. А если ещё и сдать своё старое ДВС‑корыто в государственный трейд‑ин за дополнительные 25 тысяч юаней от местного правительства...

Благодаря всему этому стоимость покупки EV приближается к автомобилю с ДВС, а иногда и опускается существенно ниже. Стоимость владения зависит от сценариев использования (где и когда заряжаетесь). Впрочем, с деградацией батареи падает и стоимость. Недорогие б/у электрокары спустя три года выставляют на продажу за половину от изначальной цены.

Повседневность: интерфейс и софт

Статья была бы неполной без личных впечатлений и фоточек. Интерфейс машины полностью китайский, включая голосовой помощник, и поменять его штатными средствами нельзя. Зато можно установить другой региональный диалект для голосового помощника.

Главное меню
Главное меню

В мультимедиа-системе формально есть магазин приложений, но по факту их там всего два (аудиокниги и ещё одни карты). Система работает на Flyme Auto, это прямой родственник телефонов Meizu, которого концерн Geely приобрёл несколько лет назад. Эту же систему устанавливают и в более дорогих брендах, вроде Lynk & Co, Zeekr, Galaxy — это всё один автоконцерн.

Говорят, что если телефон Meizu, то работает какой-то бесшовный режим между смартфоном и машиной, но проверить мне не на чем. В недавнем OTA добавили возможность установить свой звук на блокировку автомобиля. ¯\_ (ツ)_/¯

Китайские приложения. Много бесполезных китайских приложений.
Китайские приложения. Много бесполезных китайских приложений.

Умельцы устанавливают альтернативные пакеты через ODB. Мне хватает встроенных карт Amap (аналог Google Maps) и музыки QQ Music. К тому же, первые три года автопроизводитель сам платит за мой 4G-трафик.

Конечно, у машины есть приложение-компаньон, через которое можно заранее включить кондиционер (это для нас куда актуальнее, чем прогрев двигателя), открыть багажник, посмотреть на уровень заряда.

Официальное приложение-компаньон
Официальное приложение-компаньон

Есть ли автопилот?

Нет. В отличие от BYD, которые встраивают L2 даже в бюджетные модели, здесь только экстренное торможение и базовый набор ассистентов. Мне хватает.

Зато есть заводской парктроник с "прозрачным дном".
Зато есть заводской парктроник с «прозрачным дном».

Пока моя самая дальняя поездка была к островам за 300 километров от дома. На всякий случай я заряжался по пути туда и по пути обратно. За эти полчаса в зоне отдыха как раз можно пообедать, умыться и немного размяться так что время зарядки никаких негативных эмоций не вызвало.

Электромобиль в Китае — это не про «тренд» или «экологию», а про здравый расчёт: меньше ограничений, меньше налогов, ниже цена эксплуатации. Особенно в городе. А ещё едет тихо и не воняет. Даже в подземных парковках не приходится дышать выхлопными газами, потому что доля электромобилей всё больше.

Чжоушань, 2025
Чжоушань, 2025

Есть, конечно, компромиссы: дальние поездки требуют планирования. Но, как говорится, топ за свои деньги.

Комментарии (133)


  1. gstou
    23.07.2025 15:53

    В некоторых регионах нашей России популярно переводить автомобили с бензина на газ, исходя из вашей статьи (кстати, спасибо за подробное описание с ценами) мне пока не кажется, что электромобиль будет сильно выгоднее автомобиля на газу или я ошибаюсь?


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      Не знаю, имеет ли смысл сравнивать в отрыве от инфраструктуры. Я специально не искал, но за 10 лет мне газовые заправки в Китае не встречались ни разу. И большого количества зарядных станций в России тоже не наблюдается.


      1. Vasjen
        23.07.2025 15:53

        И большого количества зарядных станций в России тоже не наблюдается.

        Тут история как с курицей и яйцом, что должно быть раньше: массовый наплыв автомобилей и появится инфраструктура, или появление инфраструктуры будет стимулировать рассматривать электрокары для покупки.

        Пока вижу, что все же гибридов стало больше, как и чисто электрокаров. У некоторых ТРЦ и парковок появляются пункты зарядки, даже в небольших городах есть отдельные платные парковки для электромобилей с возможностью зарядки. Как за городом вне федеральных трас – не знаю, но боюсь что очень плохо. Понятное дело, что это ничтожно мало в сравнении с Китаем и не рассчитано на сотни тысяч машин в одном таком городе. И с текущими у нас ценами на авто, с повышающимся утиль сбором, ключевой ставкой и отсутствием каких-то преференций за отказ ДВС – ситуация вряд ли изменится в ближайшее время.


        1. Segaa
          23.07.2025 15:53

          Всё очень просто, в РФ электрички покупают владельцы частных домов, даже в моем городишке появилось несколько, и знаю, что люди живут в своих домах, просто бросая провод на ночь или дольше, , возможно какая то приблуда специально отведена на несколько киловатт от щитка, потому что электро заправок у нас нет от слова совсем! В крупных городах думаю ситуация примерно такая же.


          1. HumanBearPig
            23.07.2025 15:53

            У меня частный дом и я думаю о покупке второй машины электрички, для поездок по городу и чтобы с женой не делить одну машину. Для межгорода гибриды мне кажутся наиболее подходящими, низкий расход и запас хода под 900 км на одном баке.


            1. Nick0las
              23.07.2025 15:53

              Мне кажется, что при нынешней ситуации в России надо очень много ездить, чтобы думать о стоимости бензина. На миллион рублей можно купить 20тыс литров бензина. Это грубо говоря 200 тыс километров, примерно 10 лет активной эксплуатации в городе. А если мало ездить то и 20 лет. А новая более менее нормальная машина стоит от нескольких миллионов. Электричка подобного класса будет больше чем на миллион дороже если будет вообще. И этот миллион сразу надо выложить а не за годы эксплуатации. Возможно есть варианты с дешевыми импортными электричками слегка Б/У, не изучал вопрос.


              1. ceveru
                23.07.2025 15:53

                Я взял VW ID.4 примерно за 3.6млн, новую. В эту цену нет ДВС-машины, которая была бы схожа по характеристикам, а если искать машины с хожей динамикой, то смотреть надо машины в два раза дороже.


                1. wtigga Автор
                  23.07.2025 15:53

                  VW ID.4 примерно за 3.6млн

                  Воу. В Китае максимум 2,5 за максимальный комплект.


                  1. ceveru
                    23.07.2025 15:53

                    Всё верно, все остальное - это за "доставить и продать его". Можно привезти дешевле, если на заказ, но я брал уже из автомобилей в наличии, у бывшего дилера Toyota, отдал свой старый равчик в трейд-ин и всё такое.

                    Ну, и надо смотреть на год выпуска, слышал что VW свернул их прозводство в угоду VW.Unix и если это так, то возможно что это цена машин на распродаже. Но, это всего лишь предположение.


                    1. Dmitry_604
                      23.07.2025 15:53

                      Эх, только хотел восхититься названием погуглил а он оказался Unyx :)


            1. thisnicknameisoccupied
              23.07.2025 15:53

              Каким образом гибриды экономят на межгороде? Если предположить равномерную езду по трассе без частых торможений, то, казалось бы, преимуществ быть не должно.


          1. ceveru
            23.07.2025 15:53

            В крупных городах зарядок полно. Поставьте 2charges и посмотрите, если интересно. Насколько знаю, Яндекс начинает владывать в инфраструктуру, как минимум - проводил опросы и уже наносит зарядные станции на картах, попробуйте поискать "зарядные станции".

            В общем, у электромобилей проблем с зарядом нет. Мало того, что бы заправить ДВС, мне надо ехать на заправку, а что бы зарядить электромобиль - припарковаться на парковке рядом с торговым центром, поставить машину и пойти по своим делам. Да, планирование отличается от ДВС, я привыкал примерно год, пока перестал париться по-поводу того, сколько у меня осталось заряда, но сейчас это меня мало беспокоит и на ДВС если и пересяду, то только на премиум.


            1. Dmitry_604
              23.07.2025 15:53

              А если вам не надо каждые несколько дней в торговый центр? Неудобно без домашней зарядки все же, на мой взгляд

              Выше пишете ID4 за 3.6млн - это в РФ так вышло? А откуда гнали?


              1. ceveru
                23.07.2025 15:53

                Да, без зарядки не так удобно. Я живу в Пушкине, тут две быстрые рядом, это примерно 40 минут времени (беру книжку и сижу читаю, мне не сложно). Но, в целом - согласен, иметь зарядку рядом было бы удобнее. Вопрос примерно 120-150 тыс, если у вас закрытая террритория, как у меня. Активируется по брелоку от парадной. Тогда 450км будет стоит меньше 100 рублей.

                По-поводу приобретения: https://habr.com/ru/articles/930452/comments/#comment_28618670


                1. wtigga Автор
                  23.07.2025 15:53

                  Вопрос примерно 120-150 тыс, если у вас закрытая террритория, как у меня

                  Да...

                  Здесь если зарядную станцию (переменный ток, "медленная") не подарили, то расходы это:

                  1. Установка счётчика от ГорЭлектро (пока бесплатно)

                  2. Кабель от щитка до парковочного места (примерно 280 руб./метр)

                  3. Сама зарядная станция (около 15 тыс. руб.)

                  4. Работы по установке (3-5 тыс.)


                  1. ceveru
                    23.07.2025 15:53

                    Надо еще получить техусловие, вроде? В общем, я детали не помню, но если сильно интересно, то могу поискать как получилась такая сумма.


        1. K0styan
          23.07.2025 15:53

          Как за городом вне федеральных трас – не знаю, но боюсь что очень плохо.

          Я не то, чтобы сильно часто езжу меж городов, но навскидку даже на федеральных трассах в окрестностях Москвы только единожды зарядку видел.


          1. PanDubls
            23.07.2025 15:53

            Вроде почти на всех сетевых АЗС сейчас есть отдельно-стоящий столбик с зарядкой для электричек, это не оно? Он не очень в глаза бросается.


            1. ceveru
              23.07.2025 15:53

              Именно так, на АЗС и на стоянках у крупных тороговых цетров. Если брать Питер/Москву. Если брать города поменьше, вроде Выборга/Приозерска/Шлиссельбурга то уж по одной на город точно будет :)


              1. K0styan
                23.07.2025 15:53

                Вот около ТЦ и БЦ - видел, да, а вот на АЗС как-то мне не по глазам было. Присмотрюсь.


                1. ceveru
                  23.07.2025 15:53

                  Ну, я тут немного слукавил, конечно. АЗС значительно больше, чем зарядных. Но, например, на Газпромовских чаще всего уже стоят зарядки. Причем, вначале стояли Россетей, а счас уже с шлюзом IT.Charge, подозреваю, что свои.


          1. doomguy666
            23.07.2025 15:53

            Квадрат 200x200 км к югу от Москвы. Кое-где есть (синие кружочки)
            Квадрат 200x200 км к югу от Москвы. Кое-где есть (синие кружочки)


    1. MaximArbuzov
      23.07.2025 15:53

      В России газа много, есть даже какие-то льготы для газового транспорта. Поэтому в России автомобиль на газу имеет шансы конкурировать с электромобилем.

      В Китае газа мало, и нефти тоже мало, там электромобиль вполне себе перспективен.


      1. Ann-trln
        23.07.2025 15:53

        Если бы еще в России начали делать нормальные машины, да еще и на газу (серийно, газ с завода, а не кустарное переоборудование). Но, надо быть реалистом. Китай вряд ли будет производить машины на газу для российского рынка.


        1. Yuriy_krd
          23.07.2025 15:53

          Ради справедливости, в России делают в заводских условиях (заводы-производители) машины с газовым оборудованием. (Газели и Лады)


          1. Ann-trln
            23.07.2025 15:53

            Да, я знаю. Я про нормальные машины.


    1. norguhtar
      23.07.2025 15:53

      Основной момент мешающий транспорту на газовом топливе это то что добываемый газ метан. Он требует баллонов на 200 атмосфер. Они довольно тяжелые и габаритные. По этому ставятся по большей части на автобусы. Довольно значительная доля ОТ ездит на газу. Это не видно потому что газовое оборудование ставят на заводе, по этому баллоны на крыше прикрыты декоративным колпаком.

      В случае легкового транспорта обычно используют пропан, там требования к баллонам ниже. Но он дороже и это не тот газ которого в России завались. Т.е. цена на пропан выше чем на метан, но ниже чем на бензин. Но стоимость установки оборудования такова что у вас или должен быть довольно большой автомобиль с большим расходом бензина или большие пробеги. Во всех других случаях переход на пропан не окупится.


      1. Afanas_ananas
        23.07.2025 15:53

        С пропаном много переменных, влияющих на его окупаемость. Плюс он добавляет некоторые неудобства (поиск агзс, меньше запас хода, дополнительное то для газового оборудования, баллон занимает место). Но окупается он быстро, на обычно легковушке за 20-30ккм. Т.е. если не меняешь машину каждые пару лет, то вполне себе вариант.

        Меня больше смущают колебания в стоимости. В том месте, где живу, последние пару лет от 18 руб/литр летом до 30 руб/литр зимой


    1. PPRT_E
      23.07.2025 15:53

      Вся выгода в налогах: в топливе их процентов 80 в цене, а электричество субсидируется за счёт всего общества. Сейчас в Москве отменили бесплатную зарядку, получается, что полностью зарядиться можно по цене полного бака дизеля. А как отменят бесплатную парковку, тут и вовсе пиши пропало


      1. sintech
        23.07.2025 15:53

        У меня во дворе обычного московского района повесили зарядку на трансформаторную будку. 15₽ за кВтч. У самой мощной теслы 85квт, получается 1275₽ полный бак.

        Где можно заправить 60 литров дизеля за 21₽ за литр?


        1. PPRT_E
          23.07.2025 15:53

          В условиях реальной жизни это 400-500 км пробега. Бак дизеля за 4000 даёт пробег 1000 км. И не надо думать, что цена на зарядках останется постоянной - начнут выкручивать руки, как с платной парковкой или дорогами, раза в три поднимат цены за пару лет.

          И да, если путешествовать семьёй, то электромобиль не подходит, он даже до Питера не доедет, если окажется, что единственная зарядка посреди м11 занята. Ехать на море вообще приключение. И тут получается, что надо на всю семью билеты купить на поезд или самолёт. Вся мнимая экономия на топливе тут же оборачивается головной болью.

          Плюс у дизеля нет саморазряда, уехал в отпуск, оставил машину в аэропорту, вернулся и всё.

          Дизель можно донести в канистре, а как зарядить электромобиль на подземном паркинге, например?


          1. wtigga Автор
            23.07.2025 15:53

            Дизель можно донести в канистре, а как зарядить электромобиль на подземном паркинге, например?

            В статье под одним из катов спрятан вариант решения :-)

            Да и все остальные проблемы тоже не в электромобилях, а в отсутствии инфраструктуры. В Китае она есть, и этих проблем нет.

            С ДВС были такие же проблемы, когда была одна заправка на тысячу вёрст.


            1. PPRT_E
              23.07.2025 15:53

              Ну мы же обсуждаем выгоду здесь и сейчас?

              Якобы электромобиль это дешевле. Нет, это не дешевле, а будет дороже


              1. wtigga Автор
                23.07.2025 15:53

                обсуждаем выгоду здесь и сейчас

                Окей. Тогда из вашего комментария оставим только выгоду и только здесь и сейчас:

                В условиях реальной жизни это 400-500 км пробега. Бак дизеля за 4000 даёт пробег 1000 км.

                Якобы электромобиль это дешевле.

                Выходит, что есть сценарии, при которых электромобиль дешевле, чем ДВС.


                1. PPRT_E
                  23.07.2025 15:53

                  В этих сценариях ещё дешевле самокат.


                  1. LlmOxygen
                    23.07.2025 15:53

                    Не хотят люди на свежем воздухе кататься. Я вот их не понимаю. Сам самокатчик, в теплое время года уже года три катаю. Ни пробки, ни парковки не беспокоят. Зарядка вообще в квартире в углу. Вещи в рюкзаке таскать можно.


                  1. wtigga Автор
                    23.07.2025 15:53

                    Зачем передёргивать?

                    Вот реалистичный сценарий: семья два взрослых один ребёнок, ездят за продуктами / в парк / на дачу 50 км от города. В междугородние поездки отправляются на поезде или самолёте. (Ну не все любят крутить баранку 8 часов подряд в межгород). Зарядка есть рядом с домом.

                    Покроет все потребности этой семьи? Да. Меньше расходов на километр? Да. Можно с семьёй на самокате? Нет.


                    1. PPRT_E
                      23.07.2025 15:53

                      Стоп. Цена билетов на самолёт, поезд и такси это сразу годовой запас топлива для машины.

                      Ну и путешествие на поезде или самолёте это не свобода.

                      А так вы правильно заметили - электромобиль для тех, кто не любит машины.


                      1. Dmitry_604
                        23.07.2025 15:53

                        Одно другому не противоречит, если например из Питера на Кавказ или на черное море - нафиг оно такое надо и на топливном - это 2 дня нон стопом в одну сторону пилить, если неделя отпуска - не вариант. Удобный вариант самолет + прокат там. А например до Москвы или до городов золотого кольца вполне преемлемо доехать и тут на топливном будет удобнее все же.


                      1. K0styan
                        23.07.2025 15:53

                        Не, нафиг. Рулить дольше 5-6 часов - это уже полноценный рабочий день. Я не понимаю, как это можно называть "свободой", это галера.


    1. almaz1c
      23.07.2025 15:53

      Под газом часто подразумевают два совершенно различных видах топлива, ничего общего друг с другом не имеющего: экологичный метан (КПГ в газообразной форме и СПГ в жидкой форме) и СУГ (редкостная неэкологичная гадость).

      • КПГ (компримированный природный газ) на текущий момент примерно вдвое дешевле бензина исходя из стоимости километра пройденного пути. Цена стабильна и не подвержена колебаниям. Развитие рынка газомоторного КПГ (как и СПГ) поддерживается государством. Постепенно растет количество АГНКС и автомобилей на КПГ.

      • СУГ (сжиженный углеводородный газ) - попутный продукт производства нефтепродуктов. Никакого отношения к экологии не имеет. Цена очень волатильна, - может как расти, так и снижаться на десятки процентов в зависимости от сезона и других менее предсказуемых факторов. Считается тупиковым направлением. Стагнирует.

      • Электричество из расчета на километр пройденного пути всё же дешевле КПГ. По-моему, как минимум в два раза. Но только если заряжаться от собственной зарядки по тарифам физ лица. На коммерческих зарядках цены уже заметно выше.


      1. Toureng
        23.07.2025 15:53

        Почему СУГ редкостная неэкологичная гадость?

        Не знаю где вы живете, у нас на Урале метан редкий зверь, встречается иногда на городских автобусах. Пропан гораздо более распространен как с точки зрения популяции авто так и распространенности заправок. Метана несколько заправок на всю область, пропан на каждом углу почти как бензин. Цена на пропан достаточно стабильна и как правило порядка 50% от 92го бензина за литр. Если он и стагнирует то из-за набирающих популярность ДВС с непосредственным впрыском, которые переоборудовать на пропан (как впрочем и на метан) гораздо дороже или вовсе невозможно.


        1. almaz1c
          23.07.2025 15:53

          Почему СУГ редкостная неэкологичная гадость?

          Ну как и бензин, и дизель - СУГ из тех же нефтеперерабатывающих заводов разливают. Т.е. если два главных аргумента в пользу электричек - дешевизна топлива и экологичность, то СУГ экологичностью похвастаться уже не может.

          То, что он распространен и в свое время эти АГЗС-ки росли как грибы после дождя - не спорю.


          1. Ann-trln
            23.07.2025 15:53

            СУГ, как топливо, вполне себе экологичен. С точки зрения выхлопа: сильно лучше чем бензин и ДТ, сопоставим с метаном (при исправном ДВС). Более того, крайне удобен - сжижается под относительно небольшим давлением.

            Единственная проблема СУГ - его в недрах МАЛО. Метана больше на несколько порядков. Поэтому и не развивают: негде брать, если будет массовый спрос со стороны транспорта.


        1. MaFrance351
          23.07.2025 15:53

          встречается иногда на городских автобусах

          А вы, кстати, из какого города? У нас в Челябинске наоборот все городские автобусы большого класса ездят на КПГ или на СПГ. А вот маршрутные ПАЗики действительно все поголовно на СНГ.


          1. Toureng
            23.07.2025 15:53

            Из Челябинска и есть. Вот метан видел только на автобусах. Все остальное на пропан-бутане, куча знакомых понаустанавливала себе пропан-бутан, про метан не слышал ни разу. Просто может это у нас только так, в других регионах не так.


            1. almaz1c
              23.07.2025 15:53

              Челябинск

              Погуглил для интереса - Челябинская область, так-то, на 7-м месте по числу АГНКС в регионе:

              Другое дело, что их загрузка очень низкая - около 2000 кубов в сутки на АГНКС.

              не слышал

              А про субсидии на переоборудование автомобилей на КПГ не слышали? Часть расходов возмещают.

              В любом случае государство сделало ставку на метан: субсидирование строительства АГНКС, субсидирование переоборудования на КПГ, серийно выпускаемые легковые, грузовые и спец автомобили на КПГ. Научные разработки, - АПГ например, который как будто бы позволит заправлять тот же объем газа при давлениях 80 атмосфер вместо 200, что влечет снижение веса, стоимости баллонов и снижение скрадываемого объема багажника. Ничем этим СУГ похвастаться не может.


              1. Toureng
                23.07.2025 15:53

                Метан
                Метан
                Пропан
                Пропан

                Сравните количество метановых и пропановых заправок. По сути 4 метановых заправки на миллионный город, причем они все в промзонах. Нужно иметь какое-то очень специфическое применение автотехники, чтобы связываться с этим. Да даже зарядок электромобилей в разы больше. А эти АГНКС еще с советских времен строят.

                В любом случае государство сделало ставку на метан

                Не государство, а государственные чиновники. Судя по всему основная причина -- освоение бюджетных средств, остальное вторично. Рынок и люди делают выбор в пользу пропана в основном. На мой субъективный взгляд все газовое топливо (плохо сжижаемое) тупиковые проекты, что метан что водород. Если уж хотим его реально использовать, то надо превратить во что-то более удобное метанол в случае метана или аммиак в случае водорода.

                серийно выпускаемые легковые, грузовые и спец автомобили на КПГ

                Ради интереса зашел на сайт ГАЗ: бензин, дизель, ГБО пропан. Метана не нашел. Легковушек вообще российских на метане не нашел, раньше была Веста CNG, но то ли нет сейчас то ли найти не могу.


                1. almaz1c
                  23.07.2025 15:53

                  Ну ок. Значит СУГ рулит.


          1. PPRT_E
            23.07.2025 15:53

            В Москве автобусы на дизеле в основном.


      1. Sashaborkin
        23.07.2025 15:53

        Пропан гораздо экологичнее бензина и тем более дизеля. Это зависит от соотношения атомов водорода и углерода в молекулах топлива. Чем больше водорода, тем лучше. У пропан-бутана с этим параметром всё в порядке.

        На собственной Ниве на пропане выхлопная труба за 10 лет чистая. На любом самом современном бензиновом автомобиле выхлопная труба чёрная от сажи.


        1. PPRT_E
          23.07.2025 15:53

          У меня на дизеле тоже выхлопная труба чистая.


          1. Dmitry_604
            23.07.2025 15:53

            Да многие дизель по грузовикам старым и черному дыму помнят :) Так то помимо тарахтения некого на холостых - и не отличили бы уже от бензиновых. Выхлопные сомелье, блин :)


            1. PPRT_E
              23.07.2025 15:53

              Скажем так, если дизель правильный, то он чище бензина. А если нет...

              Начать следует не с электромобиля, а с принуждения к чистому выхлопу


  1. QwertyOFF
    23.07.2025 15:53

    В принципе все понятно, они не сделали электромобиль выгодным и удобным средством передвижения, они просто сделали ДВС невыгодным и неудобным, только для колхозников, которым в городах лучше не появляться.


    1. lgorSL
      23.07.2025 15:53

      Потом, когда электромобилей станет много, вспомнят про налоги, а заодно тоже введут платные номера, ограничения по чётности дней и по районам, чтобы ездили поменьше


      1. QwertyOFF
        23.07.2025 15:53

        Глядишь к тому времени подоспеют технологии водородных двигателей или ещё чего-нибудь для очередного прогрева потребителей


      1. wtigga Автор
        23.07.2025 15:53

        Аукционы, лотереи и чётные/нечётные дни в крупных городах ввели задолго до бума электромобилей. Льготы нужны для стимулирования отрасли и экологии (не буду ввязываться в спор про утилизацию аккумуляторов, но субъективно дышать вдоль китайских дорог намного легче, чем вдоль российских). И льготы для EV доживают своё: к примеру, нулевой налог при покупке в нашей провинции собираются отменить уже с 2026-го.


      1. PPRT_E
        23.07.2025 15:53

        Скажите, а налоги для ДВС тогда отменят?


        1. Dmitry_604
          23.07.2025 15:53

          Вы про РФ?

          Ну если не брать "налог на роскошь" то для большиства машин это уже реальные копейки по сравннеию с обслуживанием ТО и потерей цены. Сколько их лет уже не поднимали (по крайней мере в Питере) - мне кажется лет 20 как себя помню платящим налог.. или ошибаюсь?


          1. PPRT_E
            23.07.2025 15:53

            Ну как вам сказать. При покупке машины сейчас запросто половина цены может состоять из налога


            1. Dmitry_604
              23.07.2025 15:53

              А, это да, и его как-то очень до фига сейчас в цене авто (если считать пошлины тоже), ну и для электро это тоже есть, я имел ввиду "транспортный" налог


    1. nenefly
      23.07.2025 15:53

      Электрические автомобили хорошо подходят для города, они очень комфортны и удобны для поездок на работу. Однако для длительных путешествий, скорее всего, возникнут опасения из-за отсутствия мест для зарядки.


      1. QwertyOFF
        23.07.2025 15:53

        Я слабо представляю как в отечественных реалиях люди смогут заряжать его у дома или у работы. Далеко не у всех частный дом или паркинг. Плюс это накладывает требование иметь второй автомобиль тем, кто ездит чуть дальше чем по своему городу. Пока что это игрушка для богатых.


        1. LlmOxygen
          23.07.2025 15:53

          Странно, что нет госпрограммы/хитрого ипэшника, который бы навтыкал L1 зарядники на хрущёвки для ночной зарядки. Подобно тому, как сейчас подключаются разливайки воды и ларьки.

          С простейшим приемником монет.


          1. QwertyOFF
            23.07.2025 15:53

            Даже если забудем что это уродство с проводами через тротуар, проводка хрущевки готова отдать сотню лишних киловатт?


            1. LlmOxygen
              23.07.2025 15:53

              Какая сотня лишних киловатт? 3 с половиной! Ну если два шланга - 7.

              Разве в ваших жилых кварталах машинки не ставят в пяти метрах от стены? Вот и примерная длина шланга вам - 6 метров. Хотя мне кажется, что есть и места, где 2 метра от стены (с торцов здания). Да и электрички не пердят, можно для них и уменьшить норму дистанции парковки от жилья.


              1. QwertyOFF
                23.07.2025 15:53

                Мы же обсуждаем повальную электризацию, а не одного энтузиаста на дом? Эти и так сейчас из окна удлинитель выкидывают. А в рамках российских реалий нормальную инфраструктуру для электромобиля в каждой семье сделать будет ой как непросто.


                1. LlmOxygen
                  23.07.2025 15:53

                  а не одного энтузиаста на дом?

                  Так сейчас-то 0. Будет по два.


        1. PanDubls
          23.07.2025 15:53

          В отечественных условиях как раз в частных домах зачастую живут люди весьма небогатые, у нас не Европа, где участок дороже дома -- в провинции есть целые города, состоящие из более или менее получившегося частного сектора. Они же никуда дальше родного завода и пивной не ездят. Другое дело, что у них и лишнего миллиона на электричку нет, чаще всего.


          1. PPRT_E
            23.07.2025 15:53

            Там ездят на лифах старых. За ночь как раз заряжается на 20 километров пробега. Ворованным электричеством


  1. max9
    23.07.2025 15:53

    564р/74р за литр дизеля = 7.6 л. это и есть примерно средний расход по трассе. и не надо при этом покупать уродца а-класса и заправлятся по 40+ минут


    1. MaximArbuzov
      23.07.2025 15:53

      564р/74р за литр дизеля = 7.6 л. это и есть примерно средний расход по трассе

      Как я понял, 564 рубля – это за 270 км (увы, в статье не говорится явно). Цена 92-го бензина указана – 90 рублей за литр. И получается расход по трассе 2,3 литра на 100 км, если по деньгам считать.


      1. wtigga Автор
        23.07.2025 15:53

        Да, всё так, ~200 руб./100 километров. На быстрой зарядке в час пик по максимальному тарифу 1.85 юаней за кВт*ч могло бы получиться и 55 юаней, или ~ 240 руб./100 километров. На домашней зарядке ночью 32 руб./100 километров. Разница почти на порядок.


  1. begin_end
    23.07.2025 15:53

    Уже вторую статью про электромобили замечаю с типичной логической ошибкой:

    По городу с пробками, остановками и светофорами — это самый экономичный режим. Торможение с рекуперацией экономит заряд. В таких условиях машина спокойно проезжает до 450 км на одном заряде.

    По трассе на 100–120 км/ч ситуация другая: расход выше, рекуперации меньше. Местные говорят, что у запаса хода случается «скидка» — получается около 340 км максимум.

    Рекуперация НЕ экономит непосредственно заряд, она возвращает часть потерь. На трассе нет торможения, нет смысла в рекуперации, нет исходных потерь. В этом смысле поездка за городом значительно экономичнее.
    Но по трассе ездят с высокой скоростью. И тут основной источник потерь - преодоление сопротивления воздуха, трение о него. А сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости.

    Если бы по трассе ездили с городской средней скоростью, то описываемая машина проезжала бы все 500 км.


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      Спасибо. Держал эту мысль в голове, в написать забыл.


    1. ceveru
      23.07.2025 15:53

      ...даже больше скажу, не проезжала бы, а проезжает. У меня электромобиль (VW ID.4) и по текущему расходу можно следить: - как только выхожу на трассу, встаю на круиз и расход начинает падать.

      В городе много теряется на ускорениях после светофоров, перестроения и пр. Ну, и пока стоишь в пробке - расход относительно пробега растет из-за рабочего климат-контроля, конечно.


      1. wtigga Автор
        23.07.2025 15:53

        а проезжает. У меня электромобиль (VW ID.4) и по текущему расходу можно следить: - как только выхожу на трассу, встаю на круиз и расход начинает падать.

        Какая на трассе скорость при этом? У меня на трассе нет разгонов и торможений, примерно стабильно еду 110 км/ч, но расход существенно больше, чем при езде по городу с кондиционером.


        1. ceveru
          23.07.2025 15:53

          На страссе стараюсь ехать 100км/ч, расход ~15-16кВт/100, у меня батарея 77кВт и числа примерно совпадают с прогнозами. Но, я в Питере живу, тут перепадов высоты нет вообще, от этого тоже может зависеть.

          И да, вот тут начинаются минусы электрокаров, машина может ехать быстрее, очень комфортная и быстрее ехать хочется :) Хотя, фактически эти +10 км/ч на большой дистанции ничего не дадут, скорее всего просто быстрее до очередной пробки доедешь. А едешь 100км/ч при разрешенных 130км/ч и думаешь, за что заплатил деньги?


  1. Neusser
    23.07.2025 15:53

    В чем заключается специальность специального болта для номеров?


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      Простая шлицевая отвёртка его сможет крутить только по часовой стрелке.


      1. PPRT_E
        23.07.2025 15:53

        За 1 чатл покупается отвёртка для номеров. Так себе защита


        1. wtigga Автор
          23.07.2025 15:53

          Такая же защита, как и любой механический замок: от спонтанного дурака, а не от подготовленного злоумышленника.


          1. PPRT_E
            23.07.2025 15:53

            Спонтанный дурак просто руками дёрнет и оторвёт.


          1. Kurochkin
            23.07.2025 15:53

            А в чём смысл защиты (или кражи) именно номера? Поездить с чужим номером в "чужой день" или что?


            1. wtigga Автор
              23.07.2025 15:53

              Я думаю, это реликт эпохи более криминальной и не покрытой камерами наблюдения. Последние пять лет даже велосипеды без замков не крадут.


              1. Soorin
                23.07.2025 15:53

                Зато крадут из них батареи - китайцы постоянно жалуются на это


            1. Wolframium13
              23.07.2025 15:53

              Похоже. У нас тоже одно время были волны скручивания номеров ради шантажа владельца. Как разрешили номера делать в частных конторах, волна сошла на нет и номера вообще многие не крепят на болты.


              1. Neusser
                23.07.2025 15:53

                В Германии номер можно снять голыми руками.


                1. Yuriy_krd
                  23.07.2025 15:53

                  У нас в некоторых городах почти на любой машине можно снять номер голыми руками - просто потому что многие крепят свои номера на магнитных рамках - чтобы не платить за парковки (просто снимают номера и идут по своим делам).

                  P.S. меня так "умиляет" когда владелец крутой бэхи или тойоты снимает номера, чтобы не платить 50-100 рублей за парковку возле магазинов...


                  1. Neusser
                    23.07.2025 15:53

                    Это просто недоработка законодательства. Если бы за такое наказывали дороже, чем стоит парковка, то быстро бы прекратилось.


                    1. PPRT_E
                      23.07.2025 15:53

                      Одно время говорили, что запретят даже из автосалона выезжать без номеров. К сожалению, не прошло в жизнь. Порядочным людям это не создало бы проблемы, зато порядок бы навело


    1. MaFrance351
      23.07.2025 15:53

      Это спецболты под шлиц типа One-Way. Закручивается как обычный винт, выкручивание стандартными средствами не предусмотрено (при откручивании отвёртка выскакивает из шлица). Для планового демонтажа либо срезается/высверливается, либо выкручивается специальным экстрактором.

      Вообще, их не только на номера ставят, а в принципе там, где надо что-то прикрутить так, чтобы и надёжно, и эстетично, но при этом сложно в демонтаже. Подъездные домофоны, всякие общественные пространства, некоторая бытовая техника (которую производитель очень уж не хочет, чтоб её разбирали) - это всё там.


      1. Yuriy_krd
        23.07.2025 15:53

        Это спецболты под шлиц типа One-Way

        а в чем смысл, если есть обычные заклепки? Как я понимаю, то же самое, только в профиль.


        1. MaFrance351
          23.07.2025 15:53

          Не всегда они удобны. Для заклёпок нужен инструмент, а тут винт закручивается обычной отвёрткой. Ну и, возможно, винты более универсальны (например, можно скрепить даже довольно толстые детали).


  1. pol_pot
    23.07.2025 15:53

    А сам автомобиль то сколько стоит? 1млн рублей (68 800 – 97 800 ¥)?


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      Да, максимальная комплектация это чуть больше одного миллиона.


      1. Devd
        23.07.2025 15:53

        Чем то похож на GAC Aion UT - но у него ттх получше и даже дешевле.


        1. wtigga Автор
          23.07.2025 15:53

          Geely не чемпион по ТТХ и ценам. Однако

          Вот про это надо помнить

          А ещё далеко не каждый дилер даст иностранцу автокредит. :-) Это было не последним фактором при выборе.


          1. shaseer
            23.07.2025 15:53

            А что на картинке? Отмечены закрывшиеся стартапы по производству электричек?


            1. wtigga Автор
              23.07.2025 15:53

              Да. Появляются и исчезают, в лучшем случае оставляя владельцев без запчастей, в худшем - окирпичивая какие-то привязанные к облаку узлы.

              У Aion UT проданных единиц на порядок меньше, чем у Starwish (~4000 в месяц против 45 тыс.).


  1. PPRT_E
    23.07.2025 15:53

    Тем временем страны первого мира отказываются от электромобилей: https://www.zr.ru/content/news/965534-luchshee-vrag-khoroshego-nemetsk/

    И да, в Китае дышать у дороги легко не из-за электромобилей. В Европе тоже ничем не пахнет. Просто надо соблюдать нормы по выхлопу. Даже на парковке перед аэропортом, где туча автобусов, ничем не пахнет...


    1. Neusser
      23.07.2025 15:53

      Тем временем страны первого мира отказываются от электромобилей:

      Примечательно, что ни в тексте по ссылке, ни в зарубежной прессе не написано "отказываются", но вам это привиделось.


      1. almaz1c
        23.07.2025 15:53

        Скорее отменяют субсидии. Что вылилось в спад продаж электричек


        1. PPRT_E
          23.07.2025 15:53

          Нет, даже с субсидиями нет роста продаж, а люди пересаживаются обратно на ДВС


        1. Neusser
          23.07.2025 15:53

          Это да.


  1. FaceHoof
    23.07.2025 15:53

    А сколько времени займёт заряд от 20% до 100% с помощью "очень медленной зарядки"?


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      8-12 часов, в зависимости от того, сколько киловатт можно безопасно передать конкретная розетка. Можно даже принудительно ограничение в настройках установить, если есть опасения за проводку.


  1. sergeyns
    23.07.2025 15:53

    — 35 кВт⋅ч = примерно 300 км хода = 8 юаней = то есть 32 рубля за 100 км.

    я как физлицо в мск плачу что-то около 7р за киловатт (тариф для квартир с газплитами). Похоже в Китае не только машины в разы дешевле, а еще и электричество.. (35 квт будет стоить около 240рублей, это больше 20 юаней)


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      В разных провинциях, городах и даже районах города тарифы на электричество разные. У меня дома, например, тарификация не просто "день/ночь": дополнительно учитывается, сколько ты потребил за год. Превышение каждой следующей "ступени" дополнительно увеличивает сумму платежа.

      Например:

      • Ночной тариф - 0.288 юаня (3,4 руб.)

      • Дневной тариф - 0.568 юаня (6,8 руб.)

      За июнь я потратил 1165 квт, из них

      • 695 по дневному (695x0.568 = 395 юаней)

      • 470 по ночному (470x0.288 = 135 юаней)

      395 + 135 = 530 юаней. А заплатил 739, потому что действует трёхступенчатая годичная норма потребления, превышение которой ведёт к общему повышению тарифа:

      • 1 ступень (нормальное потребление) - до 2760 квт

      • 2 ступень (повышенное) - от 2761 до 4800, доплата 0.05 юаня за каждый квт.

      • 3 ступень (высокое) - от 4801 и выше, доплата 0.3 юаня за каждый квт.

      К июню я как раз перешёл со второй на третью ступень, где по 2й посчитали 561 квт. (561х0.05 = 28 юаней), а по третьей - 604 квт. (604х0.3 = 181 юань). Да, мне как бы использованное электричество ещё раз посчитали.

      Итого 739 юаней (8800 руб.):

      • 395 юаней за дневной тариф

      • 135 юаней за ночной тариф

      • 28 юаней за вторую ступень превышения

      • 181 юань за третью ступень превышения.

      Теперь с июля до декабря все мои потреблённые киловатты будут на 0.3 юаня дороже базового тарифа (по 7.05 руб. и 10,4 руб. соответственно). В январе получу индульгенцию и подумаю над своим поведением.

      ***

      Да, для автомобильной зарядной станции тариф чуть другой, 0.328 юаня за квт*ч ночью, в остальном логика такая же.


    1. CBET_TbMbI
      23.07.2025 15:53

      Если тариф делится по времени, то ночью около 3,5 рублей, если верно помню.

      В Китае получается около 2,5. По крайней мере в районе автора.

      Кстати, было бы интересно узнать, как там цены на электричество меняются от региона к региону. Может, в Пекине больше, чем в Москве.


  1. Vinni37
    23.07.2025 15:53

    — 35 кВт⋅ч = примерно 300 км хода = 8 юаней = то есть 32 рубля за 100 км.

    Да как Вы так ездите.

    У вас 40,16 киловатт батарейка, и запас 407, это примерно 10,13 киловатта на сотню. У вас получается расход 8,6 на сотню.

    На моем Эволюте батарейка 53 киловатта и запас должен быть 407, это 13 киловатт на сотку. Ну у меня ну ни как меньше 22 киловатт не выходит ездить а это 240 км пробега.


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      Сейчас в среднем 12.4 кВт*ч на 100 км, около 10% тут на кондиционер. Судя по отзывам других владельцев, при должной сноровке можно снизить и до 10.

      UPD.
      Да, за тот период, когда я считал, как раз и было около 10, потому что ездил только дом-офис. Выехал на выходных на трассу и среднее сразу подскочило до 12.4. Поправлю цифры в статье, спасибо что обратили внимание.


      1. Vinni37
        23.07.2025 15:53

        Это уже 320 запаса. Но все равно много. Я так не умею экономно ездить)))


        1. wtigga Автор
          23.07.2025 15:53

          В соцсетях видел и 8, какое-то тайное китайское кунг-фу.


          1. Vinni37
            23.07.2025 15:53

            Я тоже видел у нас в чатиках, что ребята 12 выкатывают, но я не понимаю, как так. Когда аппарат позволяет ехать динамично, душить его даже ниже паспортных.


            1. wtigga Автор
              23.07.2025 15:53

              Может они не "душат", а просто не хотят ездить динамично в городской черте?


      1. Kurochkin
        23.07.2025 15:53

        Задача сводится к тому, чтобы определить самую энергоэффективную скорость для своей модели. Я несколько лет держался на показателе 13.3-13.5 кВ*ч/100 км; сейчас на ежедневном маршруте сузили дорогу из-за ремонта, скорость меньше - по итогу в этом году средний показатель стал около 11.


  1. YSV777
    23.07.2025 15:53

    Второй месяц катаюсь на электромобиле, правда не китайском, а японском Nissan Leaf 2-го поколения. Взял его вторым для поездок на работу. Впечатления самые положительные - дешево, выходит 5 км/кВт, при цене кВт в 3,75р., заряжаюсь раз в пару дней от домашней сети. Второй несомненный плюс - машина практически не требует обслуживания, под капот заглядываешь только для пополнения бачка омывателя. Еще не надо ездить на заправку, с которыми тоже не всегда быстро и просто. Отменная динамика - 150л.с. на электромоторе дают разгон меньше 8 с до 100км/ч. Ну и бонусом налог у нас в регионе 0р. На машину с бензомотором даже садиться не хочется, так и стоит во дворе :)


    1. Dmitry_604
      23.07.2025 15:53

      заряжаюсь раз в пару дней от домашней сети

      Вот это ключ к возможности нормального использования электромобиля на поседнев (если нет дальняков или например одна из 2 в семье). Если этого нет - то ездить на электрозаправки - это для мазохистов, имхо.


      1. YSV777
        23.07.2025 15:53

        Так и есть, купил электричку только тогда, когда построил собственный дом и получил возможность спокойно заряжаться ночью от розетки. А заодно получил необходимость кататься по 40+ км в день на работу :) До этого машиной пользовался сильно не каждый день, поэтому вполне устраивал большой SUV, любящий кушать бензин.

        Первую неделю, пока не было возможности заряжаться дома, заряжался на ближайшей станции быстрой зарядки, так что опыт есть и такой. Цена выходит около 19р/кВт и примерно час времени это занимает, скорость 22 кВт/час. Кстати, это не очень для батареи, деградирует она при этом быстрее. Домашняя зарядка дает максимум 7,6 кВт/ч, более быструю покупать не стал, хотя при наличии 3-фазной сети это можно.


  1. Nick0las
    23.07.2025 15:53

    Меня всегда вопрос занимал: если подключать очень медленную зарядку с обычной вилкой, то можно как-то регулировать ток, отбираемый от сети? И если можно, то как?


    1. event1
      23.07.2025 15:53

      В машине есть настройка. И в самой зарядке иногда тоже есть настройка. Как работает, не знаю, честно говоря.


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      Для зарядки переменным током можно выбрать любое значение от 5А до 32А.


    1. YSV777
      23.07.2025 15:53

      У меня на китайской зарядке есть выбор силы тока. Управление с экрана и кнопки на зарядке либо с приложения Smart Life с подключением через WiFi. Стандартная розетка максимум 16А.


  1. Serg46
    23.07.2025 15:53

    Недавно был в Германии, так меня удивило, что на многих закрытых парковках въезд электричкам воспрещен (по соображениям пожарной безопасности). Как с этим в Китае?

    На автобанах электричек немного, все едут в правом ряду 100 - 110 км/ч, зато на заправках к зарядным станциям везде очередь.


    1. wtigga Автор
      23.07.2025 15:53

      Для автомобилей никаких запретов нет. А вот с электро скутерами сложнее: это основной двухколёсный массовый транспорт, качество говно, нередко горят. Штрафуют за тем, чтобы их не таскали заряжать в квартиры (да, вы правильно прочитали), и чтобы батареи были не легко съёмные по тем же причинам. Но недостаточно строго следят, как мне кажется.


      1. fio
        23.07.2025 15:53

        Не понял - поднимать в квартиру нельзя, батарею снимать нельзя, как же их заряжать тогда?


        1. wtigga Автор
          23.07.2025 15:53

          На зарядной станции во дворе или на двухколёсной парковке. Их в изобилии везде.


  1. event1
    23.07.2025 15:53

    Самое большое удивление от пользования электричкой у меня было когда сравнил дальность зимой и летом. Разница оказалась в полтора раза. При том, что зима у нас мягкая — температура падает ниже нуля далеко не каждый год.


    1. ceveru
      23.07.2025 15:53

      Электрички начинаю греть батарею от +7 градусов, емнип. То есть, появляется постоянный расход, не зависимо от того, поедете вы куда-то или нет. Отсюда и вывод - на одном заряде зимой вы проедете меньше, чем летом. А уж если машина пару дней простоит просто на улице, то БК будет показывать вообще безумные прогнозы при старте :)


      1. wtigga Автор
        23.07.2025 15:53

        А если подогрева нет, то батарея в принципе плохо держит заряд. Мой электроскутер даже в нашей тёплой зиме теряет почти половину дальности хода.


        1. ceveru
          23.07.2025 15:53

          Всё так, остается надеяться, что эту проблему решат. Может быть, просто повышенным запасом хода, ведь зимой и у ДВС расход повышается.