
На Хабре много статей про китайский автопром (@AlekseiPodkletnov, спасибо!) и электромобили, обычно в плоскости их успехов за рубежом или в сравнении с другими марками. И почти ничего нет о том, как такой автомобиль воспринимается в той среде, где его произвели — то есть в КНР: сколько стоит зарядка, например. Я живу в восточной части Китая и весной купил свой первый EV. Расскажу, как всё это работает на практике.
Что за машина
Я выбрал Geely. Это наш "местный" автоконцерн провинции Чжэцзян, хотя сборка моего экземпляра осуществлялась в провинции Сычуань. Далеко не все заводы сосредоточены "в правой части" страны.

Модель называется 吉利星愿 — официального английского названия у неё нет, но в англоязычной среде чаще всего её зовут Geely Starwish. Вот её краткий обзор от англоязычного блогера, живущего в Китае. На капоте написано Geome, это их суб-бренд.

По местным стандартам это автомобиль класса А (длина кузова 4000 до 4500 мм). Есть ещё класс А0 (до 4000 мм). Я брал такой на тест-драйв, но для семьи с ребёнком это совсем тесно.

Немного технических деталей
Все подробности под катом
⚙️ Основные характеристики
Параметр |
Значение |
---|---|
Модель |
Geely 星愿 Ultra (Starwish Ultra) |
Запас хода (CLTC) |
410 км |
Ёмкость аккумулятора |
40.16 кВт⋅ч |
Привод |
Задний (RWD) |
Максимальная мощность |
85 кВт |
Максимальный крутящий момент |
150 Н·м |
Разгон 30–80% (DC зарядка) |
21 мин |
Торможение |
ONE BOX + CST, рекуперация с регулировкой |
? Ходовая часть
Параметр |
Значение |
---|---|
Передняя подвеска |
Макферсон |
Задняя подвеска |
Независимая, многорычажная |
Рулевое управление |
Электроусилитель (EPS) |
Тип тормозов |
Передние: вентилируемые диски; задние: дисковые |
? Зарядка
Параметр |
Значение |
---|---|
Быстрая зарядка (30–80%) |
21 мин (DC) |
Медленная зарядка |
~7–8 часов (AC 220В) |
Возможность зарядки от розетки |
Да (через адаптер) |
Внешняя розетка (V2L) |
3.3 кВт |
? Габариты и вместимость
Параметр |
Значение |
---|---|
Класс |
A |
Передний багажник |
70 л |
Задний багажник (основной) |
375 л |
Задний багажник (при сложенных сиденьях) |
1320 л |
Разделение заднего ряда |
60/40 |
? Безопасность
Параметр |
Значение |
---|---|
Электронная стабилизация (ESC) |
Да |
ABS + EBD |
Да |
BA, CBC, ARP, BOC |
Да |
Контроль тяги (G-TCS) |
Да |
Ассистент старта в гору (HHC) |
Да |
Ассистент спуска (HDC) |
Да |
Камеры и парктроники |
540° камера с обзором + задний парктроник |
Система аварийного торможения (AEB) |
|
Адаптивный круиз-контроль (ACC) |
Да |
Распознавание знаков и разметки |
Да (TSI, LDW) |
? Комфорт и технологии
Параметр |
Значение |
---|---|
ОС мультимедиа |
Flyme Auto |
Центральный дисплей |
14.6" HD сенсорный экран |
Виртуальная приборная панель |
8.8" цветной экран |
Навигация |
Amap (с таймером светофора) |
Поддержка HiCar / CarLink / FlymeLink |
Да |
OTA-обновления |
Да |
Электромобили классов A0 и A обычно имеют максимальный запас хода до 410 км по стандарту CLTC. У меня батарея именно такая. Как вы догадываетесь, 100% заряда на приборной панели не означает, что можно выехать из Ханчжоу и проехать 400 километров до Хэфэя на одном заряде.

Дело даже не в том, что китайский компьютер врёт. Просто расход сильно зависит от сценария.
По городу с пробками, остановками и светофорами — это самый экономичный режим. Торможение с рекуперацией экономит заряд. В таких условиях машина спокойно проезжает до 450 км на одном заряде.
По трассе на 100–120 км/ч ситуация другая: расход выше, рекуперации меньше. Местные говорят, что у запаса хода случается «скидка» — получается около 340 км максимум.
К счастью, зарядных станций не просто много, а очень много. Об этом стоит рассказать отдельно.

Зарядная инфраструктура
С 2011 года все электромобили в КНР должны поддерживать хотя бы один из двух портов по стандарту GB/T:
AC (медленная зарядка) — аналог Type 1 (Евро) /Type 2 (США), питание от 250/440 В, до 27 кВт.
DC (быстрая зарядка) — местный порт, до 1200 кВт.
Даже Tesla в Китае использует GB/T, никакой самодеятельности.

Конечно, множество зарядныхстанций «брендированы» — Tesla, Li-xiang, BMW и так далее, но это лишь для рекламы или продвижения своих мини-приложений в WeChat, а зарядить можно автомобиль любой марки.
Медленные зарядки
«Медленные» зарядные станции питаются фактически от обычной электросети. Их устанавливают:
на парковках ТЦ,
на частных местах в подземных паркингах,
возле жилых комплексов.
Сама зарядная станция компактная, висит на стене. Кабель относительно тонкий.

Большинство автопроизводителей дарят установку своей зарядной станции при покупке даже бюджетных моделей. Мне установили такую на подземный паркинг, где я арендовал площадку, и я плачу только за электричество по тарифам для физических лиц.

Моя машина заряжается от 20% до 100% примерно за7–8 часов. Ночью тарифы на электричество значительно ниже, и у авто есть функция отложенной зарядки. Поэтому:
Вечером ставлю машину;
Подключаю кабель;
Кабель блокируется вместе с машиной (посторонний человек не вытащит);
Зарядка стартует по расписанию (например, с полуночи — когда тариф минимальный).
Утром отсоединяю и еду.

Через приложение (не от зарядки, а от городской электросети) видно расход:
— 35 кВт⋅ч = примерно 300 км хода = 8 юаней = то есть 32 рубля за 100 км.
При этом медленная зарядка на коммерческой станции днём будет существенно дороже. В поездке в соседний город я воспользовался зарядной станцией на парковке у отеля, и 25% мне обошлись примерно в 20 юаней, или 240 руб. на 100 километров. Причём стоимость электроэнергии здесь около половины, а остальное — «сервисные сборы» владельца зарядки. То есть даже ночью на них заряжаться всё равно не дёшево.
Быстрые зарядки
Выглядят массивно: толстый кабель, вентиляторы, дисплей. Как правило, принадлежат либо государственной электрокомпании или крупным брендам вроде Li-xiang. Обычно стоят на улице и в зонах отдыха на скоростных трассах.

Мой автомобиль заряжается с 25% до 100% за 45 минут, стоимость зависит от времени суток. Пример зарядки в поездке Ханчжоу → Чжоушань (270 километров)
Быстрая зарядка обошлась в 47 юаней (564 руб.)
Из них: 27,6 — электричество, 18 — сервисный сбор.
Тариф зависит от времени суток: утром 0.85 ¥/кВт⋅ч, днём — 0.25¥/кВт⋅ч.

Роботы, куда без них
Какая-то новая экзотика: самоходная зарядная станция, которая подъедет к вашему месту на парковке и "даст прикурить".

Можно ли зарядить от розетки?
Да. Есть такая штука, как «очень медленная зарядка» — кабель с адаптером, который подключается к обычной розетке. На даче, в деревне, через окно — почему бы и нет. Платите владельцу розетки по договорённости. Заряжает долго, но работает. Продаётся отдельно. А ещё может "раздавать" электричество для бытовых приборов, если захочется вскипятить чаёк в дороге, ведь прикуривателя в машине нет.

Как вы поняли, ответить на вопрос «сколько стоит зарядка» совсем по простому не получается. Зато вы уловили суть: ездить в пределах города и пользоваться своей ночной зарядкой радикально дешевле, чем отправляться в путешествие между городами и заряжаться в пути.
Зачем EV, если так сложно?
Крупные города Китая, такие как Пекин, Шанхай или Гуанчжоу, переполнены автомобилями. И в то же время правительство активно субсидирует электромобили и стимулирует население пересаживаться с ДВС на EV. Что же получается?

Например, в Шанхае для постановки автомобиля на учёт нужно купить номера. Буквально: раз в месяц проводится аукцион на небольшое количество номеров, и цена покупки автомобильного номера может оказаться в пределах 80-100 тысяч юаней.
Да, 1,2 миллиона рублей только за номер, не включая стоимость автомобиля.
В других городах вместо аукциона может быть лотерея: встаёте в очередь, участвуете в розыгрыше, если повезёт — сможете купить номера. Ждать можно годами. В Ханчжоу, где я живу, можно либо участвовать в аукционе (30–50 тысяч юаней), либо в лотерее (в среднем 1–2 года).
Есть ещё и множество других ограничений, вроде запретов на движение для чётных/нечётных номеров, запрет на въезд в центральную часть города с номерами из городских окраин...
А для электромобилей ограничений пока нет.
Плата за номер 200 юаней, получение в день обращения. Центр города открыт постоянно и вне зависимости от чётности номера. И 92-й по 8 юаней (90 руб.) за литр заливать не нужно.

Ко всему прочему, во многих городах действует нулевая налоговая ставка для покупателей электромобилей, то есть не нужно платить 10% налог «на приобретение транспорта» и 13% НДС. А если ещё и сдать своё старое ДВС‑корыто в государственный трейд‑ин за дополнительные 25 тысяч юаней от местного правительства...
Благодаря всему этому стоимость покупки EV приближается к автомобилю с ДВС, а иногда и опускается существенно ниже. Стоимость владения зависит от сценариев использования (где и когда заряжаетесь). Впрочем, с деградацией батареи падает и стоимость. Недорогие б/у электрокары спустя три года выставляют на продажу за половину от изначальной цены.
Повседневность: интерфейс и софт
Статья была бы неполной без личных впечатлений и фоточек. Интерфейс машины полностью китайский, включая голосовой помощник, и поменять его штатными средствами нельзя. Зато можно установить другой региональный диалект для голосового помощника.

В мультимедиа-системе формально есть магазин приложений, но по факту их там всего два (аудиокниги и ещё одни карты). Система работает на Flyme Auto, это прямой родственник телефонов Meizu, которого концерн Geely приобрёл несколько лет назад. Эту же систему устанавливают и в более дорогих брендах, вроде Lynk & Co, Zeekr, Galaxy — это всё один автоконцерн.
Говорят, что если телефон Meizu, то работает какой-то бесшовный режим между смартфоном и машиной, но проверить мне не на чем. С недавнем OTA добавили возможность установить свой звук на блокировку автомобиля. ¯\_ (ツ)_/¯

Умельцы устанавливают альтернативные пакеты через ODB. Мне хватает встроенных карт Amap (аналог Google Maps) и музыки QQ Music. К тому же, первые три года автопроизводитель сам платит за мой 4G-трафик.
Конечно, у машины есть приложение-компаньон, через которое можно заранее включить кондиционер (это для нас куда актуальнее, чем прогрев двигателя), открыть багажник, посмотреть на уровень заряда.

Есть ли автопилот?
Нет. В отличие от BYD, которые встраивают L2 даже в бюджетные модели, здесь только экстренное торможение и базовый набор ассистентов. Мне хватает.

Пока моя самая дальняя поездка была к островам за 300 километров от дома. На всякий случай я заряжался по пути туда и по пути обратно. За эти полчаса в зоне отдыха как раз можно пообедать, умыться и немного размяться так что время зарядки никаких негативных эмоций не вызвало.
Электромобиль в Китае — это не про «тренд» или «экологию», а про здравый расчёт: меньше ограничений, меньше налогов, ниже цена эксплуатации. Особенно в городе. А ещё едет тихо и не воняет. Даже в подземных парковках не приходится дышать выхлопными газами, потому что доля электромобилей всё больше.

Есть, конечно, компромиссы: дальние поездки требуют планирования. Но, как говорится, топ за свои деньги.
Комментарии (11)
QwertyOFF
23.07.2025 15:53В принципе все понятно, они не сделали электромобиль выгодным и удобным средством передвижения, они просто сделали ДВС невыгодным и неудобным, только для колхозников, которым в городах лучше не появляться.
lgorSL
23.07.2025 15:53Потом, когда электромобилей станет много, вспомнят про налоги, а заодно тоже введут платные номера, ограничения по чётности дней и по районам, чтобы ездили поменьше
QwertyOFF
23.07.2025 15:53Глядишь к тому времени подоспеют технологии водородных двигателей или ещё чего-нибудь для очередного прогрева потребителей
max9
23.07.2025 15:53564р/74р за литр дизеля = 7.6 л. это и есть примерно средний расход по трассе. и не надо при этом покупать уродца а-класса и заправлятся по 40+ минут
MaximArbuzov
23.07.2025 15:53564р/74р за литр дизеля = 7.6 л. это и есть примерно средний расход по трассе
Как я понял, 564 рубля – это за 270 км (увы, в статье не говорится явно). Цена 92-го бензина указана – 90 рублей за литр. И получается расход по трассе 2,3 литра на 100 км, если по деньгам считать.
begin_end
23.07.2025 15:53Уже вторую статью про электромобили замечаю с типичной логической ошибкой:
По городу с пробками, остановками и светофорами — это самый экономичный режим. Торможение с рекуперацией экономит заряд. В таких условиях машина спокойно проезжает до 450 км на одном заряде.
По трассе на 100–120 км/ч ситуация другая: расход выше, рекуперации меньше. Местные говорят, что у запаса хода случается «скидка» — получается около 340 км максимум.
Рекуперация НЕ экономит непосредственно заряд, она возвращает часть потерь. На трассе нет торможения, нет смысла в рекуперации, нет исходных потерь. В этом смысле поездка за городом значительно экономичнее.
Но по трассе ездят с высокой скоростью. И тут основной источник потерь - преодоление сопротивления воздуха, трение о него. А сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости.Если бы по трассе ездили с городской средней скоростью, то описываемая машина проезжала бы все 500 км.
gstou
В некоторых регионах нашей России популярно переводить автомобили с бензина на газ, исходя из вашей статьи (кстати, спасибо за подробное описание с ценами) мне пока не кажется, что электромобиль будет сильно выгоднее автомобиля на газу или я ошибаюсь?
wtigga Автор
Не знаю, имеет ли смысл сравнивать в отрыве от инфраструктуры. Я специально не искал, но за 10 лет мне газовые заправки в Китае не встречались ни разу. И большого количества зарядных станций в России тоже не наблюдается.
Vasjen
Тут история как с курицей и яйцом, что должно быть раньше: массовый наплыв автомобилей и появится инфраструктура, или появление инфраструктуры будет стимулировать рассматривать электрокары для покупки.
Пока вижу, что все же гибридов стало больше, как и чисто электрокаров. У некоторых ТРЦ и парковок появляются пункты зарядки, даже в небольших городах есть отдельные платные парковки для электромобилей с возможностью зарядки. Как за городом вне федеральных трас – не знаю, но боюсь что очень плохо. Понятное дело, что это ничтожно мало в сравнении с Китаем и не рассчитано на сотни тысяч машин в одном таком городе. И с текущими у нас ценами на авто, с повышающимся утиль сбором, ключевой ставкой и отсутствием каких-то преференций за отказ ДВС – ситуация вряд ли изменится в ближайшее время.
MaximArbuzov
В России газа много, есть даже какие-то льготы для газового транспорта. Поэтому в России автомобиль на газу имеет шансы конкурировать с электромобилем.
В Китае газа мало, и нефти тоже мало, там электромобиль вполне себе перспективен.