Огромная корпорация. Десятки тысяч человек. Непостижимые ресурсы.
Используются ли эти ресурсы на полную?
Можно ли получить от них больше?
Есть ли способы их активировать и направить на решение новых задач?
Думаю, примерно такие вопросы задавало себе руководство Microsoft. Когда они создавали те решения, которые мы будем обсуждать сегодня в статье.

Microsoft продает свой продукт по всему миру. Приходится локализовывать его на сотню языков. И от скорости и точности этих переводов зависит – будет продукт выпущен в срок или нет. С этой загвоздкой компания столкнулась перед релизом семерки в 2009 году (Windows 7).
Есть ли у компании специально обученные для этого люди? Конечно. Переводчики да локализаторы. Но в основном этим делом заправляла машинка – то есть машинный перевод.
Тут то светлые умы из верхушки и посетила идея: превращать рутину сотрудников в массовые игровые активности. И придумали «игры продуктивности» (мой вольный перевод с англ. «Productivity Games»).
Таким образом они решали конкретные бизнес задачи не самым стандартным образом. То есть игротехникой (геймификацией).
Вообще этих игр было три. Но сегодня разберем по косточка ровно одну, что была посвящена именно повышению качества переводов – Language Quality Game.
Что за игра? Language Quality Game
Компания построила простую браузерную игру. Человек заходит, выбирает язык. А потом появляется диалоговое окно. В котором видит экраны системы с текстом на его языке.
Все, что остается сделать – перетаскивать их либо в столбик “выглядит хорошо”, либо “требует доработки”. Предварительно выделив сомнительный кусок текста с ошибкой.
Результат игры:
В игре участвовало 4500 сотрудников.
Было проверено более 500 000 экранов.
Около 900 000 строк с текстом было исправлено более чем на 100 языках.
И весь этот монструозный объем работы – на чистом энтузиазме. Без премий, повышений и прочих бонусов.
И очень важно тут следующее: в процесс удалось вовлечь людей за пределами профильных отделов. То есть обычно этим занимались тестировщики и локализаторы. А через игру получилось втянуть в процесс тысячи людей. Которые вообще не имели отношения к локализации и тестированию.
На чем поехали? Факторы успеха геймификации
Один из участников делится мнением:
— Я говорю по-французски и знаю, что французскую версию установят все мои друзья и родственники дома, так что, конечно, я выделю несколько минут в обеденный перерыв и вместо пасьянса поиграю в эту игру.
И это как раз очень любопытный момент. Который дает ответ на вопросы:
— Почему игра взлетела?
— Как люди в нее вовлеклись?
Все очень просто
Первый фактор – отсутствие обязаловки
Прежде всего главное свойство любой игры – добровольность участия. Поэтому решение бизнес задачи форматом игры лишает весь процесс “бюрократичного” и “формального” окраса. Это игра – хочешь участвуй, хочешь нет. Никакого обязалова и минимум сухого закона.
Второй момент – личная мотивация
Игра отсылает не к рабочим компетенциям, а к личным навыкам. В данном случае это знание родного языка.
Сидишь ты в офисе Майкрософта на Мадагаскаре. Код пишешь.
Почему бы не помочь сделать свой же продукт лучше для своих же друзей? А именно помочь перевести его на малагасийский. То есть игровой сценарий использует, выражаясь научно, внутреннюю нематериальную мотивацию.
Третий момент – соревновательность и азарт.
За участие выдавали баллы. Баллы попадали в лидерборд. Лидерборды были:
Персональные по сотрудникам.
Командные по отделам и департаментам.
Корпоративные по офисам в разных странах.
К слову говоря японский офис так заигрался, что объявил освобождение от работы на один день для всех участников игры. Чтобы они заработали больше очков. И таким образом взял гран-при в корпоративном зачете.
Самыми интересными оказались командные соревнования. А именно из-за культурных различий. В одних странах руководитель не мог позволить себе быть ниже в лидерборде, чем его подчиненные. Так было в США.
В других странах наблюдали диаметрально противоположную картину: никто не начинал играть, пока начальник не подключался к процессу.

По заключению
На лицо отличный пример решения бизнес задач нетривиальным способом. Через геймификацию. Игра помогла найти и реализовать недоиспользованный потенциал компании. В случае с Microsoft – недоиспользованный потенциал 200+ тысяч сотрудников оказался внушительным.
Цена решения – 2 копейки. Результат на десятки миллионов денежных знаков. То есть кейс абсолютно заслуженно берет приз зрительских симпатий в номинации “цена-качество”. И смело может служить золотым стандартом для любого, кто задумывается о геймификации своих бизнес-процессов.
Как и говорил выше “игры продуктивности” в майкрософт этим примером не ограничились. Есть и еще две истории: в первой учили Bing выдавать релевантные ответы на поисковые запросы; во второй учили почтовые алгоритмы отличать спам от нормальных писем.
И об этих кейсах поговорим в новых статьях. До встречи на экранах.
Делайте бизнес играючи!
P.S.
Не все свои статьи о геймификации я считаю уместными публиковать на Хабре. Интересующиеся темой социальных механик и геймификации — залетайте в мой телеграм канал. И подписывайтесь конечно, чтобы не пропустить новые статьи.
Источники:
alexeylukyanin
Интересная практика. Действительно, организовать так даже обучение новым словам на иностранном языке удобно и полезно. Единственное, конечно, не уверен, что стоило это «две копейки». Как никак, это все равно надо было потратить время, чтобы настроить работу этой платформы, потом извлечь эти результаты, и т.д.
DimaIgrotech Автор
Ну да, соглашусь. Какой-то сервис запилить пришлось. Но ведь не рокет-сайнс.
И уверен, что по итогу ROI получился более чем удовлетворительный)