Привет, Хабр! Меня зовут Алексей Едакин, я автор статей и лонгридов в МТС Линк. Люблю изучать историю технологий, а потом делиться своими находками. Мое знакомство с пневмопочтой как идеей началось с «Футурамы», в которой, если помните, лучший способ добраться из одного конца города в другой — залезть в пневматическую трубу.

Пусть мультсериал и фантастический, но с такой же целью использовали пневмопочту и в реальной истории: быстро доставить письмо, документ или небольшую посылку коллеге на другой этаж, в соседний офис или вообще на другой конец города.
Как это было придумано, как взаимодействовало и вообще функционировало — собрал, проанализировал и оформил в этом материале. Если есть что добавить — велком в комментарии, будет полезно обсудить с вами. Поехали!
Как все начиналось
К середине XIX века автоматизация в офисах уже началась: вовсю стучали первые печатные машинки и механические калькуляторы. Отчеты, справки, чеки и документы переносились туда-сюда целыми пачками, обрастали подписями, печатями и комментариями на полях. До изобретения компьютера остается почти век, до телефона — тридцать лет. Скрепки и степлеры — ноу-хау, а вчерашняя привычка связывать бумаги лентой сменяется более упорядоченными системами: папками и картотеками.
Оставалось только создать быстрый и простой способ для массового обмена сообщениями. Телеграф уже изобретен, но все еще остается уделом квалифицированных специалистов, а внутренние почтовые службы не всегда справляются с нагрузкой. Примерно так и возникает идея сделать пневмопочту: пусть письма в капсулах сами перемещаются между этажами, комнатами и отдельными зданиями по витиеватым системам.
В 1853 году в Лондоне первая двухсотметровая пневмотруба связывает офис Телеграфной службы и Фондовую биржу. К 1913 году эта система разрастется уже до 90 км и объединит ряд государственных и коммерческих учреждений. Точно такая же история будет происходить в Берлине, Париже, Риме, Вене, Нью-Йорке, Торонто и других крупных городах: пневмопочта быстро расширяется и на пике своего развития становится способна передавать миллионы сообщений в год. Как так получилось, что классическая почта «дожила» до XXI века, а пневмопочта — нет? Давайте для начала разберемся, как работала система с точки зрения инфраструктуры.

Как работала пневмопочта
Пневмопочта — это в каком-то смысле замкнутая система, которая позволяла отправлять письма и небольшие грузы пусть и быстро (до 60 км/ч), но в строго определенные пункты назначения.
Вот как это работало:
Сообщение или груз помещались в капсулу, а она — в специальный приемник.
В некоторых случаях после этого ставили поршень — деревянный цилиндр, плотно прилегавший к стенкам для герметичности.
Паровые (а позже — электрические) насосы выпускали или впускали воздух в трубы, чтобы создать давление в нужном направлении.
Капсула отправлялась в путь — напрямую получателю на другом конце трубы или в специальный центр для перераспределения.
По прибытии система подавала встречный поток воздуха, чтобы притормозить капсулу и аккуратно ее приземлить.
Отправитель и получатель информировались о доставке через телеграф, телефонный звонок, электронный гудок или индикацию механической панели на самом пневмотрубке.
Последовательность повторялась, если нужно было отправить ответ или перенести капсулу на другую линию.
Схема кажется простой, но имела ограниченную пропускную способность. Для масштабирования коммуникаций приходилось буквально физически строить инфраструктуру: прокладывать трубы, устанавливать машины для нагнетания или откачки воздуха, организовывать центры обработки, приема и отправки капсул, а еще нанимать и обучать персонал. Разберем некоторые особенности этой системы.
Очередность отправки
В ранних сетях в трубе могла двигаться только одна капсула: отправитель не мог поставить следующую, пока не получал сигнал о прибытии. Когда системы стали крупными, у них появились коммутаторы — центры для приема и распределения капсул. Это позволило пускать по одной трубе до 10 капсул с интервалом в 30 секунд. Например, так было в Праге: все линии сходились на главное отделение, где капсулы регистрировались и, если нужно, перебрасывались на другие линии.

Емкость
Вместимость и грузоподъемность зависели еще и от диаметра труб. Например, в Лондонской системе труба диаметром в 7,6 см вмещала около 75 бланков сообщений, а 6 см — только 25. Но чем больше диаметр трубы и ее протяженность, тем больше мощности нужно было потратить на отправку. Все это в те годы приходилось учитывать администраторам, которые внедряли, а затем и обслуживали систему.

Ширина канала
На скорость и качество отправки влияли еще и машины нагнетавшие или откачивающие воздух в системе. Например, в Париже в конце XIX века работали паровые машины, подключенные к насосам, выдавашим всего несколько лошадиных сил. Затем их заменили на электрические с мощностью в несколько сотен лошадиных сил, что позволяло отправлять не 60 контейнеров в час, а на порядок больше.

Инфраструктура
Уложить трубы в системе можно было звездой или кольцом. В «звездных» сетях пневмопочты (Лондон и Берлин) каждый канал обслуживал собственную очередь сообщений — так уменьшалась задержка для параллельных отправлений из разных отделений. В кольцевых сетях (Париж и Нью-Йорк) пропускная способность была ниже: полный круг между несколькими точками мог занимать десятки минут, но зато позволял покрывать большие расстояния.
Отказоустойчивость
Современные каналы передачи данных строятся с учетом избыточности и возможностью легко локализовать проблему и устранить ее. Пневмопочта работала по тем же принципам, пусть и аналогово. Например, в Праге линии состояли из стальных труб с толщиной стенки 2,5–3 мм. Их соединяли герметичными муфтами, а затем сваривали между собой. Чтобы избежать коррозии из-за напряжения, вставлялись керамические изоляторы. Трубы под землей заматывали стекловолокном, а вдоль них пускали сигнальный кабель, обеспечивающий связь с элементами пути.
Находить и вытаскивать капсулы без вскрытия асфальта можно было через заранее установленные колодцы: если везло, капсулу извлекали прямо оттуда, а если нет, то выбивали застрявшую более тяжелой.

Как системы менялись со временем
Система пневмопочты не стояла на месте и постоянно модернизировалась: от паровых двигателей для создания вакуума к элек��рическим, от простых систем приема и отправки между двумя абонентами до распределительных центров с автоматикой. Рассмотрим, как менялась эта система на протяжении полувека. В качестве примера возьмем район Пантеона и Гобелена в Париже.
Главный центр системы находился в Monge — с ним были связаны небольшие отделения на разных улицах города. В 1907 году часть линий работала последовательно: капсула из Montrouge (внизу слева) могла прийти только в Observatoire. Это была кольцевая система.
При этом связь между Monge и Halle aux Vins была двусторонней: капсулы могли отправляться туда и обратно. В итоге «данные» распределялись как звездообразно, так и последовательно от станции к станции.

В 1925 году систему проапгрейдили: все последовательные линии заменили на двусторонние, диаметр труб увеличили, а еще убрали часть ненужных путей и добавили новые станции. Сеть достигла пика в 1934 году: выросла до 427 километров пневматических труб со 130 обслуживаемыми офисами. В год по ней отправлялось по 10 млн сообщений.
Пневмопочта становится частью ежедневной культуры общения в городе. «Маленькая синяя» телеграмма (petit blue) могла очень быстро (за отдельную плату, конечно) дойти до адресата сначала через пневмопочту, а потом курьером.

К 1967 году большинство линий стали селективными — отправитель мог выставить адресата не только в рамках ближайшей станции, но и указать более дальнюю. Это стало возможным благодаря улучшениям в распределительных центрах: мощным насосом и продвинутыми системам маршрутизации.

Не только письма: экзотические применения пневмопочты
В контейнер можно было положить не только письма, но иногда и очень необычные вещи. Вот пара интересных примеров.
Подарки в аналоговом дейтинг-приложении
В ночном клубе Resi и Femina в Берлине в 1930-х у некоторых столиков были небольшие пневмотрубки, которые позволяли не только флиртовать через записки, но и отправлять подарки: сигары, духи, конфеты. Интересно, что в Resi использовали еще и «модерацию комментариев»: содержание записок могло быть провокационным, потому все сообщения проверялись цензорами в коммутаторе.

Гамбургский Hyperloop
До появления проекта Hyperloop от Илона Маска похожая идея существовала в Гамбурге в 1960-х. Из-за растущих пробок в городе было решено проложить под землей широкие пневмотрубы с диаметров 45 см по которым могли двигаться полутораметровые тележки, заменявшие отправления на автомобилях.
Систему изящно назвали Großrohrpost (большая трубчатая почта) и ввели в эксплуатацию в 1967 году. 5 линий, которые работали в обоих направлениях, позволяли отправлять контейнеры в 10 раз быстрее, чем по улицам. Система просуществовала до 1976 года: постоянные вибрации на улицах, под которыми были проложены трубы, выводили ее из строя.

Доставка еды и не только
Экзотичный, но очень логичный вариант для использования пневмопочты. Есть свидетельства, что в Берлине существовал доставка какао, а в Лондоне — свежей рыбы. А еще в Нью-Йорке в качестве эксперимента при открытии линии в 1897 году отправили персик и… кошку. Не переживайте, она выжила, но согласен, что идея так себе.

Почему пневмопочта практически исчезла
Пневмопочта возникла во время бурного роста городов, когда письма и небольшие грузы необходимо было быстро доставлять, минуя шумные и загруженные улицы. Но со временем эта система стала слишком дорогой и медленной. Телефоны повсеместно распространились по частным домам и квартирам, а компании начали массово использовать телетайпы и факсы.
Да и сами города изменились: улицы стали шире, по ним ездили мопеды и практичные грузовые автомобили. К 1975 году в Париже цена отправки сообщения через пневмопочту была в 7,8 раз выше, чем обычным письмом, а скорость — примерно такой же.
Сами линии быстро изнашивались: техникам приходилось раскапывать улицы, чтобы доставать контейнеры, которые ломались и повреждали сообщения. Да, со временем стальные трубы начали заменять на более современные ПВХ, но это не помогало сократить расходы на обслуживание.
Пневмопочта работала до 1970–1980-х годов, а в некоторых странах — даже до нулевых. Ее победила телефонная, а затем и интернет-связь. Но не совсем. Банки, медицинские учреждения и библиотеки до сих пор используют пневмопочту: для денег и чеков, книг, биоматериалов на лабораторные анализы. У нас эту систему можно встретить в некоторых отделения крупных банков, а еще ее используют для инкассации в больших супермаркетах. Но все это локальные и частные примеры, к сожалению, масштабных систем больше не существует.
Бонус от автора: пневмопочта в фильмах
Это технология с характерным визуальным стилем и шармом, поэтому ее часто показывают в фильмах, особенно когда требуется подчеркнуть время действия с середины XIX века по начало XX века или передать его антураж. Например, система пневматической почты мелькает в фантастических фильмах из мира Гарри Поттера, в боевиках о Джоне Уике и в «Приключениях Паддингтона».

Пневмопочта также используется как историческая или рабочая деталь. Например, в «Удаче Логана» пневмотрубы на стадионе используют для инкассации наличных с точек продаж в сейф, а в «Волке с Уолл-стрит» биржевые ордера и сообщения отправляются по пневмотрубам.

Особое место пневмопочта занимает в «Бразилии», где трубы и капсулы — неотъемлемая часть визуального мира, и в «Гаттаке», где главный герой ежедневно взаимодействует с ней. Также в «Тени» герой Ламонт Крэнстон использует разветвленную систему пневмотруб по Нью-Йорку для связи со своими агентами.

А еще пневмопочта — классная ретро-футуристическая деталь. В сериале «Локи» ее используют в бюрократическом TVA для отправки предметов на ремонт и документов в отделы, в «Метрополисе» (1927) пневмопочта — часть городской инфраструктуры, а в «Футураме», которую я упоминал в начале, используется буквально для транспортировки людей.
Пневмопочта напоминает нам, что даже устаревшие технологии могут быть гениально простыми
Чтобы организовать пересылку сообщений, не нужен интернет, хватит вакуума и одной капсулы. А в плане безопасности, по сравнению с цифрой, это настоящий мастхэв: перехватить сообщение без физического вмешательства не получится..
Если бы пневмопочта в рамках города осталась такой же привычной, как и обычная, то она точно бы научила нас лучше планировать свое время и терпеливо ждать ответа. А еще почаще заниматься физкультурой: чтобы отправить сообщение, нужно было сначала дойти до места, где его отправляют.
Но мессенджеры для работы, особенно со встроенными видеозвонками, хоть и не такие атмосферные, но все-таки более удобные. Их проще внедрить в компанию и растянуть на тысячи километров в виртуальной реальности, связав между собой отделы и филиалы в одну сеть, где сообщения приходят моментально точно к нужному получателю, а звонки позволяют связаться и поговорить вживую. Ну, а мы до сих пор нажимаем кнопку «Отправить», точно так же, как и сто лет назад по пневмопочте отправляли капсулы по трубе.
Комментарии (9)
Radisto
12.09.2025 12:14На РЖД используют. Очень локально, на крупных станциях с большим количеством путей и напряженным трафиком, чтобы по рельсам не бегать
delossmo Автор
12.09.2025 12:14А что обычно отправляют случайно не знаете? Всякие документы на подпись и мелкие посылки? Сомневаюсь, что просто сообщения или изменения в расписании — проще на почту или в чат скинуть )
vesowoma
12.09.2025 12:14Документы на груз в основном. На ЖД очень много традиционного бумагооборота в сфере грузоперевозок, понятно стараются переводить в электронный документооборот.
vadimr
12.09.2025 12:14Видел такое у нас на кассах супермаркета, чтобы бумажные деньги отправлять на размен.
vglaser
12.09.2025 12:14В больнице RWTH в Ахене пневмопочта работала уже 21 веке. Думаю и сейчас работает
medvedd
Наблюдал пневмопочту в крупном госпитале. Бумажки, образцы для анализов в пробирках, лекарства (не жидкие) летают в больших количествах.
В каждом магазине Costco кассиры периодически посылают накопленную наличку пневмопочтой куда-то там в защищенное хранилище.
delossmo Автор
В статье не упоминал, но ещё в ТАСС такая система работала: объединили пневмотрубами три здания агентства, причём использовали систему до 2000-х. Особенно часто её использовали зимой, чтобы не ходить по морозу между зданиями с документами :)